рассматриваются не как «чужие» или «враги», а как «иные», «другие». В новой ситуации межкультурного взаимодействия, проницаемости и открытости культурных границ у россиян и китайцев возникает реальная заинтересованность в познании друг друга, установлении межкультурного диалога.
4. В условиях исторически сложившегося опыта межкультурного взаимодействия в ситуации совместного проживания представителей разных этносов на дальневосточных территориях у молодежи России преобладающей стратегией в ситуации межкультурного взаимодействия является тенденция интеграции и минимизация тенденций сепарации. У молодежи Китая в условиях взаимодействия культур доминирующей стратегией также является интеграция, но при сохранении культурного партикуляризма.
5. Моральный контекст этнического самосознания обусловлен этнокультурной спецификой и
презентирует себя в ценностных ориентациях, суждениях, нормах и предпочтениях в ситуациях обыденной жизни. В условиях взаимодействия культур в содержании этнического самосознания могут существовать как сходные, так и различные типы морального сознания. Этнокультурные факторы детерминируют качественный характер особенностей морального сознания этносубъектов.
Литература
1. Забияко А.П. Русские и китайцы: встреча на рубеже культур // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. -Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2001.
2. Кобызов Р. А. Этнорелигиозное взаимодействие русских и китайцев [Электронный ресурс]: по материалам социологических исследований приграничных районов Дальнего Востока: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. - М.: Изд-во РГБ, 2005.
3. Мухина В.С. Личность: мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург: ИнтерФлай, 2007.
4. Садохин А.П. Этнология. - М.: Высшая школа: Академия, 2000.
Афонасенко Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Благовещенского государственного педагогического университета. E-mail: [email protected]
Afonasenko Elena Victorovna, candidate of psychological sciences, associate professor, department of psychology, Blagoveshchensk State Pedagogical University.
УДК 159. 922.4 © В.А. Дубанова
СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА
На основании результатов факторного анализа показаны корреляционные взаимосвязи, отражающие влияние стилей семейного воспитания на личность подростка.
Ключевые слова: стили семейного воспитания, воспитательная практика родителей, корреляционные взаимосвязи.
V.A. Dubanova
STYLES OF FAMILY UPBRINGING AND THEIR INFLUENCE ON TEENAGER PERSONALITY
On the basis of the results of factorial analysis the correlative interrelations have been shown; they reflect the influence of styles offamily upbringing on teenager personality.
Keywords: styles offamily upbringing, upbringing practice of parents, correlative interrelations.
Проблема влияния семьи на личность и поведение детей находилась в сфере интересов многих исследователей и теоретиков (А.Я. Варга, А.И. Гарбузов, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захаров, С.В. Ковалев, В.М. Минияров, А.В. Петровский, Н.В. Самоукина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемил-лер, В.В. Юстицкий; Д. Баумринд, А. Болдуин, Броди, Г. Навайтис, Р. Скиннер, Г.Х. Хоментаускас, Ю. Хямяляйнен и др.). Изучением влияния семейного воспитания на личностные и поведенческие особенности детей занимались представители гуманистического подхода Т. Гордон, К. Роджерс, А. Фромм, педагоги Х.С. Гленн, Л. Лотт и Д. Нельсен; бихевиористского подхода - А. Бандура, Б. Скиннер, Дж. Уотсон; психоаналитического - А. Адлер, Д.В. Винникот, З. Фрейд, Э. Фромм. Наиболее известные классификации стилей семейного воспитания предложены А. Болдуином, Д. Баумринд, В.И. Гарбу-зовым, А.И. Захаровым и Д.Н. Исаевым, Г. Крайг, Э.Г. Эйдемил-лером. Значимость эмоциональных отношений подчеркивается в работах Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.И. Захаровой, А.С. Спиваковской, К. Роджерса, Э. Фромма, К. Хорни. Многие отечественные психологи
отмечают амбивалентный, противоречивый характер личности подростка, способствующий нарушению их взаимоотношений с родителями (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн).
Под стилем семейного воспитания принято понимать совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка по всем направлениям его жизнедеятельности [2]. Наиболее важным с точки зрения влияния стилей семейного воспитания на личность и поведение ребенка является подростковый возраст, называемый критическим периодом. Именно в это время подросток полностью перестраивает систему взаимоотношений с окружающим миром.
Воспитательные воздействия реализуются родителями в процессе семейного воспитания. Любое воспитательное воздействие, оказываемое родителями на детей, приводит к проявлению и закреплению определенных личностных особенностей и представляется наиболее интересным с точки зрения практической значимости.
Наиболее приемлемым подходом к рассмотрению и изучению стилей семейного воспитания является системный подход, который в полной мере позволяет ох-
ватить все многообразие проявлений и психологического содержания воспитательного воздействия. В качестве компонентов структуры воспитательного воздействия можно выделить: субъекта, обладающего инициальной активностью (И.А. Зимняя), объекта, обладающего реактивной активностью, стратегии воздействия в зависимости от выполняемой ими функции, методы, приемы, средства, аргументацию и эффективность воздействия. Все они позволяют раскрыть психологическое содержание структуры эмоциональных, когнитивных и поведенческих воспитательных воздействий.
Психологическое содержание воспитательных воздействий составляют параметры стиля семейного воспитания, типа взаимодействия между родителями и подростками и типы эмоциональных отношений, поскольку именно они являются неотъемлемой частью семейного воспитания и оказывают наибольшее влияние на формирование личности подростка.
Сочетание этих параметров отражает психологическое содержание эмоциональных, когнитивных и поведенческих воспитательных воздействий, используемых родителями в процессе воспитания.
Цель нашего исследования -выявление психологического содержания стилей семейного воспитания, их влияние на личность подростка. В эксперименте принимали участие учащиеся СОШ Бурятии и их родители в количестве 240 человек. В ходе исследования автором использовались опросник АСВ (Анализ семейного воспитания), созданный Э. Эйде-миллером и В. Юстицкисом для изучения стилей семейного воспитания, и 16-факторный опросник Кеттелла, с помощью которого изучались личностные особенности подростков. Результаты исследования были обработаны в статистическом пакете SPSS с использованием процедуры факторного анализа с последующим вращением «varimax» Кайзера. В результате были выделены следующие факторы (табл. 1).
Выделенные факторы
Личностные факторы подростков
A -0,299 -0,033 0,335
B 0,395* 0,089 0,136
C 0,284 0,098 0,111
E 0,141 -0,049 -0,096
F -0,272 -0,128 0,225
G -0,180 -0,324 -0,056
H 0,206 -0,204 -0,224
I 0,126 0,455** -0,009
L -0,300 0,368 0,538**
Таблица 1
Корреляционные связи выделенных факторов с психологическими переменными стилей семейного воспитания матери и личностных особенностей мальчика-подростка
м -0,115 0,065 0,007
N -0,745** 0,209 -0,231
0,060 -0,139 0,664**
01 -0,158 0,268 0,101
02 -0,192 -0,427 0,102
03 -0,211 -0,207 -0,084
04 -0,290 0,044 0,292
Стили семейного воспитания
Г+ 0,352 0,469** -0,479**
Г- 0,500** 0,121 0,033
У+ -0,333 -0,656** 0,802
У- 0,271 0,146 0,004
Т+ 0,121 -0,647** 0,430**
Т- 0,455** 0,079 -0,173
З+ 0,252 0,638** 0,815**
З- 0,505** 0,188 0,007
С+ 0,195 -0,032 0,745**
С- -0,237 0,159 -0,219
Н 0,750** 0,294 -0,112
Рассмотрим корреляционные связи выделенных факторов с психологическими переменными стилей семейного воспитания матери и личностных особенностей мальчика-подростка.
Первый фактор - «неустойчивость стиля воспитания - проницательность». Значимые корреляционные связи между Г- (0,50), Т-(0,45), З- (0,50) и Н (0,75) находятся в пространстве положительного полюса и свидетельствуют о попустительском стиле воспитания. Мать, в данном случае, не совсем требовательна (Т-) к подростку. Он находится на периферии ее внимания (Г-), недостаточный контроль с ее стороны проявляется в том, что он самостоятельно планирует свое свободное время, нет у него каких-либо ограничений, запретов, ему «все можно» (З-). Возможно, такая воспитательная тактика матери и проявляется в большей степени в неустойчивости стиля воспитания (Н). Поэтому
и доминируют у мальчика-подростка такие личностные особенности как грубость, бестактность, необузданность в проявлении эмоций (N1, легкость в принятии различных решений и при этом достаточно высокий уровень интеллектуального развития (В).
Второй фактор - «чрезмерная требовательность - мягкосердечность». Значимые корреляционные связи между Г+ (0,46), З+ (0,63) и I (0,45) находятся в пространстве положительного полюса и свидетельствуют о том, что гиперпротекция и чрезмерность требований-запретов формируют у мальчиков-подростков такие личностные качества, как мягкость, утонченность, изысканность, образное, художественное восприятие мира. Они очень романтичны и впечатлительны. На отрицательном полюсе коррелируют У+ (-0,65), Т+ (-0,64) и Q2 (-0,42). Высокие требования, предъявляемые матерью к своему сыну (Т+), и максималь-
ное стремление к удовлетворению его потребностей воспитывают ответственность, самостоятельность и независимость у подростка.
Третий фактор — «недостаточность требований-запретов -замкнутость». Высокие корреляционные связи У- (0,43), Т- (0,81), З- (0,74), L (0,53), Q (0,66) положительного полюса характеризуют попустительскую тактику воспитания матери по отношению к своему сыну, т.е до него «не доходят руки», нет эмоционального тепла, так необходимого подростку. В результате у подростка доминируют такие личностные черты, как тревожность, настороженность, обособленность в коллективе, замкнутость.
Рассмотрим корреляционные связи выделенных факторов с психологическими переменными сти-
лей семейного воспитания отца и личностных особенностей мальчика-подростка (табл. 2).
Первый фактор — «недостаточность требований-обязанностей — тревожность». В данном случае наблюдаемая высокая корреляционная связь между Т- (0,76) и Q (0,63) свидетельствуют о том, что в воспитательной практике отца доминирует недостаточность требований-запретов по отношению к сыну, подросток не чувствует «твердой мужской руки» отца. Также не выявляется эмоциональная близость в их отношениях. В личностных качествах мальчика-подростка доминируют тревожно-мнительные черты, склонность к самоупрекам, депрессивность, низкая самооценка.
Выделенные факторы
Личностные факторы подростков
1 2
А -0,364 -0,060
В 0,441 0,105
С 0,206 0,082
Е 0,205 -0,077
F -0,294 -0,073
G -0,100 -0,600**
Н 0,109 0,455
I 0,261 -0,204
L -0,277 0,410
М -0,103 0,052
N -0,686** 0,173
0,015 -0,148
-0,161 0,299
02 -0,232 -0,430
Таблица 2
Корреляционные связи выделенных факторов с психологическими переменными стилей семейного воспитания отца и личностных особенностей мальчиков-подростков
03 -0,217 -0,224
04 -0,260 0,050
Стили семейного воспитания
Г+ 0,360 0,477
Г- 0,429 0,160
У+ -0,185 0,850 **
У- 0,252 0,186
Т+ 0,179 0,216
Т- 0,376* 0,118
З+ 0,747 0,233
З- 0,453 0,224
С+ 0,299 -0,058
С- -0,242 0,159
Н -0,262 -0,246
Второй фактор - «потворствование - обязательность». Высокие корреляционные связи между У+ (0,85) и G (0,60) наглядно отражают потворствование в воспитательной практике отцов, т.е. максимальное удовлетворение потребностей ребенка, а значит, и
близкая эмоциональная связь с ним воспитывают в мальчике-подростке ответственность, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов, стремление к утверждению общечеловеческих ценностей.
Таблица 3
Корреляционные связи выделенных факторов с психологическими переменными стилей семейного воспитания матери и личностных особенностей девочек-подростков
Выделенные факторы
Личностные факторы подростков
1 2
А -0,456** 0,189
В 0,164 0,383*
С -0,190 0,002
Е 0,160 0,154
F -0,137 -0,037
в -0,190 0,608**
Н 0,075 -0,198
I 0,149 -0,079
L -0,042 -0,002
м -0,180 0,238
N 0,269 0,050
О 0,089 0,067
01 0,332* -0,053
02 0,061 0,057
03 0,075 0,208
04 -0,108 0,143
Стили семейного воспитания
Г+ 0,743** 0,390
Г- -0,548** 0,378
У+ 0,075 0,159
У- 0,335* 0,864**
Т+ 0,622** -0,394
Т- 0,602** -0,142
З+ -0,432** 0,829**
З- -0,953** -0,021
С+ 0,783** 0,208
С- -0,008 0,484**
Н 0,714** 0,091
Рассмотрим корреляционные связи выделенных факторов с психологическими переменными стилей семейного воспитания матери и личностных особенностей девочек-подростков (табл. 3).
Первый биполярный фактор — «неустойчивость стиля воспитания - радикализм». Если обратиться к положительному полюсу, то, с одной стороны, мы обнаруживаем достаточно высокие корреляционные связи между Г+ (0,74), У-(0,33), Т+ (0,62), Т- (0,60), С+ (0,78), Н (0,71) и Q1 (0,33). Такие связи свидетельствуют о том, что матери очень не постоянны в своей воспитательной практике, то сильно опекают своих дочерей, уделяя им большое количество времени и сил (Г+), то невнимательны по отношению к ним (У-); то чрезмерно (Т+) или недостаточно требовательны (Т-), при этом могут строго наказывать (С+). Воспитательный процесс в целом характеризуется как неустойчивость стиля воспитания (Н). Соответственно, в личностных характеристиках дочерей прослеживается недоверие к людям, терпимость к противоречиям и неясностям.
Отрицательный полюс данного фактора характеризуется высокими корреляционными связями между Г- (0,54), З+ (0,43), З- (0,95) и А (0,45), которые опять же свидетельствуют о неустойчивости стиля воспитательной практики матери, влияющей на формирование таких личностных особенностей, как холодность, формальность в контактах, ограниченность в общении, безынициативность.
Второй фактор — «Несистематическое потворствование - обязательность».
Наличие подобных корреляционных связей У+ (0,40), Г- (0,63), С- (0,94) и G (0,44) свидетельствует о противоречивом стиле воспитания. Чем меньше времени уделяется воспитанию дочери (Г-), тем больше проявляется желание к максимальному удовлетворению ее потребностей (У+) и предпочтение обходиться без строгих мер наказания (С-). При такой тактике воспитания у дочери формируются самостоятельность, хороший самоконтроль, добросовестность, чувство ответственности, стойкость моральных принципов.
Таблица 4
Корреляционные связи выделенных факторов с психологическими переменными стилей семейного воспитания отца и личностных особенностей девочек-подростков
Выделенные факторы
Личностные факторы подростков
1 2 3
А -0,375* 0,237 0,298
В 0,224 0,331* 0,009
С -0,151 0,003 0,082
Е 0,256 0,133 -0,054
F -0,179 -0,014 -0,167
G -0,090 0,613** 0,433
Н 0,117 -0,203 0,142
I 0,123 -0,107 -0,018
L -0,008 -0,003 -0,241
М -0,150 0,268 -0,185
N 0,272 -0,002 -0,016
О 0,090 0,043 0,257
01 0,329* -0,103 0,255
02 0,055 0,033 -0,152
03 0,131 0,183 0,144
04 -0,078 0,195 -0,112
Стили семейного воспитания
Г+ 0,788** 0,299 0-,065
Г- 0,457** 0,441** 0,657**
У+ 0,088 0,152 0,421**
У- 0,620 0,456 -0,099
Т+ 0,432** -0,414 -0,198
Т- 0,580** -0,227 -0,082
З+ -0,313 0,879** 0,184
З- -0,938** 0,110 0,236
С+ 0,828** 0,089 0,094
С- 0,012 -0,099 0,908**
Н 0,805** 0,270 0,117
Рассмотрим корреляционные связи выделенных факторов с психологическими переменными стилей семейного воспитания отца и личностных особенностей девочек-подростков (табл.4).
Первый фактор — «неустойчивость стиля воспитания - отчужденность». Рассмотрим положительный полюс данного фактора. Здесь прослеживается высокая
корреляционная связь между Г+ (0,78), Г- (0,78), Т+ (0,43), Т-(0,58), С+ (0,82), Н (0,80) и фактором Q1 (0,32). В воспитательной практике отцов по отношению к своим дочерям прослеживается неустойчивость стиля воспитания: то чрезмерно опекают (Г+), то не обращают на них должного внимания (Г-), то чрезмерно (Т+) или недостаточно (Т-) требовательны.
При этом могут применяться довольно строгие меры наказания (С+). Такая неустойчивость стиля воспитания отца формирует у девочек-подростков недоверие к людям, особенно к старшим, скептическое отношение ко всему, легкое изменение своей точки зрения.
На отрицательном полюсе данного фактора отмечаются высокие корреляционные связи между З- (0,93) и фактором А (-0,35). Такая связь свидетельствует о недостаточности требований-запретов, когда девочка-подросток предоставлена большей частью самой себе, самостоятельно и бесконтрольно распоряжается своим временем, ее интересы ограничены, а в общении недостаточно гибка, в контактах - формальна.
Второй фактор — «чрезмерность требований - обязательность». Данный фактор показывает высокие корреляционные связи между Г- (0,44), З+ (0,87) и G (0,61), В(0,33). Несистематические требования-запреты отца формируют у дочери обязательность, добросовестность, хороший самоконтроль.
Третий фактор — «минимальность санкций - обязательность». Высокие корреляционные связи между Г- (0,65), У+ (0,42), С-(0,90) и G (0,43) свидетельствуют о том, что отец старается удовлетворять желание дочери, не наказывать строго за нарушение требований, несмотря на постоянную нехватку времени. Такое воспитание также сказывается на формировании обязательности, добросовестности, стойкости моральных принципов у дочери.
Таким образом, обобщая полученные результаты, можем сделать следующие выводы.
В воспитательной практике матерей по отношению к сыновьям прослеживается неустойчивость стиля воспитания, которая влияет на формирование таких личностных качеств у подростка, как грубость, бестактность, необузданность в проявлении эмоций, легкость в принятии различных решений. Высокие требования, предъявляемые матерью к своему сыну (Т+), и максимальное стремление к удовлетворению его потребностей воспитывают ответственность, самостоятельность и независимость подростка. Недостаточность требований-запретов влияет на формирование таких личностных черт, как тревожность, настороженность, обособленность в коллективе, замкнутость.
По отношению к дочерям проявляется также неустойчивость стиля воспитания, влияющая на формирование недоверия к людям, терпимости к противоречиям и неясностям, формальности в контактах, ограниченности в общении, безынициативности. Несистематическое потворствование воспитывает самостоятельность, хороший самоконтроль, добросовестность, чувство ответственности, стойкость моральных принципов.
В воспитательной практике отцов по отношению к сыновьям прослеживается недостаточность требований-обязанностей, влияющая на формирование тревожно-мнительных черт, склонности к самоупрекам, депрессивности,
низкой самооценки. Потворствование воспитывает ответственность, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов, стремление к утверждению общечеловеческих ценностей.
По отношению к дочерям неустойчивость стиля воспитания отцов формирует у девочек-подростков недоверие к людям, особенно к старшим, к многим вещам относятся скептически, легко меняют свою точку зрения. Несистематические требования-запреты отца формируют у дочери обязательность, добросовестность, хороший самоконтроль. Минимальность санкций сказывается на формировании обязательности,
добросовестности, стойкости моральных принципов у дочери.
Результаты проведенного исследования показывают, что отношение к ребенку со стороны родителей, выбранный ими стиль воспитания могут сформировать как положительные черты личности, позитивный взгляд на мир, самого себя, так и негативные: ущербное развитие потребностей и низкое самоуважение, недоверие к окружающим, дефицитарность в общении со сверстниками.
Литература
1. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998.
2. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2003.
Дубанова Виктория Анатольевна, преподаватель кафедры общей и социальной психологии Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected].
Dubanova Victoriya Anatolevna, lecturer, department of general and social psychology, Buryat State University.
УДК 37.013.77 © Б.А. Гунзунова
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И УСТОЙЧИВОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕДАГОГОВ
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей саморегуляции педагогических работников. Установлена взаимосвязь между индивидуально-стилевыми особенностями саморегуляции и устойчивой тревожностью педагогов.
Ключевые слова: саморегуляция, психическая саморегуляция, эмоциональные состояния, тревожность, стили саморегуляции.
B.A. Gunzunova
PECULIARITIES OF INTERRELATION BETWEEN STYLES OF SELF-REGULATION AND A STABLE ANXIETY OF TEACHERS