Научная статья на тему 'Стратегии воспитания родителей и эмоциональные состояния школьников'

Стратегии воспитания родителей и эмоциональные состояния школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
348
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / ЧУВСТВО ВИНЫ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Агеева И.А., Чымырбаева А.М., Булатаева И.Х., Мамбетова Р.Т., Новоселова И.П.

Проведенное исследование позволило получить ряд данных о взаимосвязи стратегий воспитания и проявлений тревожности, враждебности, чувства вины у подростков. Было установлено, что адекватность проявлений эмоциональных реакций у учащихся взаимосвязана со степенью проявления контроля, требований, запретов, санкций и удовлетворения потребностей со стороны родителей. Также было показано, что подходы матерей и отцов к воспитанию девочек и мальчиков в различных этнических группах отличаются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Агеева И.А., Чымырбаева А.М., Булатаева И.Х., Мамбетова Р.Т., Новоселова И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии воспитания родителей и эмоциональные состояния школьников»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

И.А. АГЕЕВА*, А.М. ЧЫМЫРБАЕВА, И.Х. БУЛАТАЕВА, Р.Т. МАМБЕТОВА, И.П. НОВОСЕЛОВА, Н.М. КАДЫРАЛИЕВ

Кыргызско-Российский Славянский университет, Бишкек, Кыргызская Республика

Проведенное исследование позволило получить ряд данных о взаимосвязи стратегий воспитания и проявлений тревожности, враждебности, чувства вины у подростков. Было установлено, что адекватность проявлений эмоциональных реакций у учащихся взаимосвязана со степенью проявления контроля, требований, запретов, санкций и удовлетворения потребностей со стороны родителей. Также было показано, что подходы матерей и отцов к воспитанию девочек и мальчиков в различных этнических группах отличаются.

Ключевые слова: стратегии воспитания, тревожность, враждебность, чувство вины, подростковый возраст.

Введение

Значимость семьи как института социализации велика. Однако надо учитывать, что роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой [10, 15]. Семейная социализация способствует как подготовке к будущим семейным ролям, так и влиянию, оказываемому семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Помимо этого, внутрисемейные межличностные взаимодействия обусловливают ассимиляцию культурных схем общества в структуру личности и аккомода-

© Агеева И.А., Чымырбаева А.М., Булатаева И.Х., Мамбетова Р.Т., Новоселова И.П., Кадыралиев Н.М., 2015.

* Для корреспонденции:

Агеева Ирина Александровна

к.м.н., доцент, зав. кафедрой психологии КРСУ

E-mail: mars53_2001@mail.ru

цию (приспособление) внутреннего мира индивида к культурным схемам общества, которые предписывают различные стратегии поведения родителей по отношению к девочкам и мальчикам [1, 6, 7, 19].

Эти процессы осуществляются с помощью тех или иных стратегий воспитания, которые, по мнению исследователей, являются системообразующим фактором в становлении детской личности и влияют на все уровни индивидуальности практически в равной степени. В том числе стиль воспитания может коренным образом повлиять на те или иные нарушения в эмоциональной сфере [2, 10, 15, 18].

С поступлением ребенка в школу отношения родителей и ребенка значительно меняются. Повышенные требования к ребенку, постоянная оценка его успехов в учебе переносятся на семейные отношения, качественно меняя их и создавая ситуацию особой напряженности. Несмотря на разнообразие типов взаимодействия с ребенком, ключевые проблемы, определяющие родительские трудности, сосредоточены в сфере родительского отношения. Отчетливые установки родителей по поводу того, каким бы они хотели видеть ребенка, ориентация на определенные присущие ему

качества и способности мешают реальному восприятию ребенка, его эмоционального состояния, блокируют отношение к нему как к личности. В результате активность родителей оказывается неадекватной. При этом усилия и старание, которые прикладывают родители для достижения собственных целей, расцениваются ими как эмоциональная поддержка детям [2, 4, 19].

Подобные взаимоотношения в семье зачастую становятся пусковым механизмом неуспеваемости детей и подростков в школе. Неуспеваемость в массовой общеобразовательной школе выступает как явление, обусловленное многими причинами, в том числе нарушениями в эмоциональной сфере, нарушениями внимания, а также проблемами взаимоотношений с родителями. Общим для этих учащихся представляется негативное отношение к обучению, страх неуспеха, неуверенность в своих силах, часто снижение самооценки, а также утомляемость и неорганизованность [4, 13, 24].

Ухудшение концентрации внимания является для учащихся одним из факторов, негативно влияющих на их развитие и в особенности на их межличностные отношения, поскольку учащиеся в связи с невнимательностью получают от учителей и родителей много отрицательных оценок. Важно отметить, что невнимательность служит одним из симптомов различных заболеваний, в том числе и астенического симптомокомплекса, и ММД, и СДВГ, и тревожно-депрессивных расстройств. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные и профилактические меры могут воспрепятствовать возникновению нежелательных тенденций в развитии личности, проявлению тревожности и различных форм отклоняющегося поведения, а также затруднениий в школьной и внешкольной деятельности учащихся [4, 13, 23, 24].

Исходя из вышесказанного, целью работы являлось исследование взаимосвязи

стратегий воспитания родителей и эмоциональных состояний учащихся.

Методика

При разработке программы исследования опора делалась на системный, культурно-исторический и функциональный подходы и метод поперечных срезов [14].

В исследовании были использованы следующие опросники и методики: авторская анкета; опросник УСК [12]; факторный личностный опросник Р. Кеттелла [17]; опросник Д. Оффера OSIQ [21]; графические тесты «Дом - Дерево - Человек», «Нарисуй человека», «Человек под дождем» [16]; опросник Басса - Дарки [5]; методика Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина [9]; опросник тревожности [8]; тест ЦТО [3]; метод диагностики межличностных отношений - ДМО [1]; тест Тулуза - Пьерона [23]; опросник для диагностики астении [20]; опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) [22]. Опросники, тесты и методики использовались с учетом возраста учащихся.

Обработка полученных данных проводилась с помощью пакета статистических программ SPSS for Windows, Standard Version 11.5.

Работа проводилась в 70-й гимназии г. Бишкека. В исследовании приняли участие 411 учащихся в возрасте от 7 до 16 лет, из них: девочек, европеек - 107; мальчиков, европейцев - 90; девочек, азиаток

- 111; мальчиков, азиатов - 103. А также родители - 411 человек, из них: матери, представители европейских сообществ

- 178 человек; отцы, представители европейских сообществ - 69 человек; матери, представители азиатских сообществ - 110 человек, отцы, представители азиатских сообществ - 54 человека. Участники исследования состояли в браке в среднем от 14 до 20 лет. Средний возраст родителей: женщин - 32,3±1,08, мужчин - 36,1±1,05 лет. Первоначально учащиеся были разделены на две большие группы, между которыми

проводилось сравнение: I группа - учащиеся, у которых были выявлены затруднения концентрации внимания (п=84 человека); II группа - учащиеся, у которых не было выявлено затруднений концентрации внимания (п=327 человек).

Критерием выделения групп являлся коэффициент точности выполнения заданий в тесте Тулуза - Пьерона [23], который характеризует развитость произвольного внимания и в особенности способность к произвольной концентрации. На следующих этапах исследования при комплектации групп учитывалась половая и этническая принадлежность учащихся. Вся последующая обработка полученного материала проводилась с учетом выделенных групп.

Результаты и обсуждение

В выборке преобладали семьи, в которых не было выявлено грубых нарушений воспитательной функции. Однако проведенный сравнительный анализ показал, что у матерей и отцов учащихся с затруднениями концентрации внимания преобладают тенденции к использованию неконструктивных стратегий воспитания. Матери учащихся с затруднениями концентрации внимания (как девочек, так и мальчиков) являются по отношению к ним более требовательными (1=2,4, р<0,02; 1=1,7, р<0,04), больше проявляют опеки (1=2,4, р<0,01; 1=2,6, р<0,01) по сравнению с отцами. Кроме этого, матери проецируют на своих сыновей с затруднениями концентрации внимания негативные качества, которые на самом деле им не присущи (1=2,5, р<0,02) и воспринимают их слабыми и не способными постоять за себя.

С целью обнаружения взаимовлияния стратегий воспитания и проявлений следующих эмоциональных состояний: «тревожности», «враждебности», «чувства вины» у учащихся с учетом их половой принадлежности и наличия затруднения концентрации внимания был проведен корреля-

ционный анализ, который показал следующее.

Учащиеся с затруднениями концентрации внимания. Повышение тревожности у учащихся взаимосвязано со следующими стратегиями воспитания: «уменьшение внимания» (г=0,7, р<0,05) или «чрезмерное внимание» (г=0,5, р<0,05) к проблемам подростков со стороны матерей; «уменьшение внимания» (г=-0,5, г=-0,7, р<0,05) к проблемам подростков и «вовлечение в супружеские конфликты» (г=0,8, г=-0,5, р<0,05) со стороны отцов. У дочерей повышение уровня тревожности взаимосвязано с «чрезмерным контролем», «требованиями» (г=0,8, г=0,5, р<0,05) и «страхом» перед повзрослением дочерей (г=-0,5, р<0,05) со стороны отцов.

Повышение чувства вины у учащихся взаимосвязано со следующими стратегиями воспитания:

- со стороны матерей: «неуверенность в стиле воспитания» (г=-0,4, г=-0,96, р<0,05), «чрезмерные требования, запреты» (г=0,6, г=0,5, р<0,05), ожидание мужественного, стойкого поведения (г=-0,4, г=0,8, р<0,05) как у мальчиков, так и у девочек;

- со стороны отцов: у девочек - «предпочтение женских качеств» (г=0,6, р<0,05); у мальчиков - «уменьшение внимания» (г=0,9, р<0,05), «поверхностный интерес к их делам» (г=-0,5, р<0,05), «проекция неже-лаемых качеств» (г=-0,6, р<0,05).

Проявления враждебности у учащихся взаимосвязано со следующими стратегиями воспитания: «усиление запретов и требований» (г=0,5, г=0,8; р<0,05) со стороны матерей. Воспитательные стратегии «чрезмерное удовлетворение потребностей» (г=0,5, р<0,05), «недостаточная строгость» (г=0,5, р<0,05), «предпочтение женских качеств» (г=0,6, р<0,05) со стороны отцов взаимосвязаны с повышением враждебности у девочек. По отношению к мальчикам у отцов на статистически значимом уровне не было выявлено стратегий воспитания, взаимосвязанных с проявлением враждебности.

Адекватность проявлений эмоциональных реакций у учащихся (мальчиков и девочек) взаимосвязана со стороны матерей и отцов со степенью: «контроля» [(г=-0,6, г=0,4, р<0,05), (г=-0,8, р<0,05)], «предъявления требований (г=-0,5, р<0,05), запретов [(г=-0,5, р<0,05), (г=0,4, г=-0,5, р<0,05)], санкций» [(г=0,6, р<0,05), (г=-0,4, г=-0,8, р<0,05)], «удовлетворения потребностей» [(г=0,5, г=-0,5, р<0,05), (г=-0,4, г=-0,7, р<0,05)], «вовлечения в супружеские конфликты» [(г=0,4, р<0,05), (г=-0,8, г=-0,5, р<0,05)].

Учащиеся без затруднений концентрации внимания. Повышение уровня тревожности у учащихся взаимосвязано со следующими стратегиями воспитания:

- со стороны матерей: у девочек - «чрезмерные запреты» (г=0,3, р<0,05), «чрезмерные санкции» (г=-0,3, р<0,05), «игнорирование повзросления» (г=0,3, р<0,05); у мальчиков - «чрезмерный контроль (г=0,3, р<0,05) и требования» (г=0,4, р<0,05), «проекция нежелаемых качеств» (г=0,4, р<0,05), «непоследовательность в выборе воспитательных стратегий» (г=0,4, р<0,05);

- со стороны отцов: у девочек - «недостаточность запретов и санкций» (г=0,4, р<0,05), «игнорирование повзросления» (г=0,5, р<0,05); у мальчиков - «недостаточность требований и запретов» (г=-0,4, р<0,05), «неуверенность в воспитательных стратегиях» (г=-0,3, р<0,05), «проекция мужских качеств» (г=0,4, р<0,05).

Повышение чувства вины у мальчиков взаимосвязано со следующими стратегиями воспитания:

- со стороны матерей: «чрезмерные санкции» (г=0,3, р<0,05), «уменьшение внимания» (г=-0,3, р<0,05), «неверие в способности» (г=-0,3, р<0,05);

- со стороны отцов - «низкий уровень удовлетворения потребностей» (г=0,3, р<0,05), «чрезмерность требований» (г=0,4, р<0,05), «неуверенность в воспитательных стратегиях» (г=0,4, р<0,05), «игнорирование повзросления» (г=0,3, р<0,05), «страх потери ребенка» (г=0,5, р<0,05), «вовле-

чение в супружеские конфликты» (г=0,5, р<0,05).

Стратегий воспитания со стороны матерей, взаимосвязанных с проявлением чувства вины у дочерей, на статистически значимом уровне не было выявлено, а со стороны отцов: «чрезмерность запретов» (г=0,4, р<0,05), «санкций» (г=0,3, р<0,05), «предпочтение женских качеств» (г=0,5, р<0,05), «вовлечение в супружеские конфликты» (г=0,4, р<0,05).

Повышение враждебности у учащихся взаимосвязано со следующими стратегиями воспитания:

- со стороны матерей: у девочек -«уменьшение внимания» (г=0,4, р<0,05); у мальчиков - «вовлечение в супружеские конфликты» (г=0,3, р<0,05);

- со стороны отцов: у девочек - стратегий воспитания, взаимосвязанных с проявлением враждебности на статистически значимом уровне, не было обнаружено; у мальчиков - «уменьшение контроля» (г=0,5, р<0,05), «повышение требований» (г=0,4, р<0,05), «неуверенность в выборе стратегий воспитания» (г=0,5, р<0,05), «страхе потерять ребенка» (г=0,3, р<0,05), «вовлечение в супружеские конфликты» (г=0,6, р<0,05).

Адекватность проявлений эмоциональных реакций у девочек взаимосвязана со степенью «предъявляемых санкций» (г=-0,4, р<0,05) и «принятия» (г=-0,3, р<0,05) со стороны матерей, а также степенью «проявления страхов» за своих дочерей (г=0,4, р<0,05), «контроля» (г=0,6, р<0,05) и «проекции нежелаемых качеств» (г=-0,4, р<0,05) - со стороны отцов.

Адекватность проявлений эмоциональных реакций у мальчиков взаимосвязана со степенью «контроля» (г=-0,5, г=-0,4; г=-0,3, р<0,05), «потворствования» (г=-0,4, р<0,05), «запретов» (г=-0,4, г=-0,3, р<0,05), «санкций» (г=-0,7, р<0,05), «проекции нежелаемых качеств» (г=-0,7, р<0,05) и «вовлеченности в супружеские конфликты» (г=-0,4, р<0,05) со стороны отцов.

Проведенный корреляционный анализ подтвердил взаимосвязь эмоциональных состояний учащихся с теми или иными стратегиями воспитания родителей. Показано, что эти взаимосвязи у матерей и отцов по отношению к девочкам и мальчикам различны. Взаимосвязи воспитательных стратегий с проявлениями тех или иных эмоций у учащихся с затруднениями и без затруднений концентрации внимания (как девочек, так и мальчиков) также различны. Например, родители учащихся с затруднениями концентрации внимания чаще используют такие стратегии воспитания, как чрезмерная опека, контроль и чрезмерное удовлетворение потребностей. Родителями учащихся без затруднений концентрации внимания чаще используются такие стратегии воспитания, как чрезмерные запреты и контроль, непоследовательность в использовании санкций, игнорирование удовлетворения потребностей, непоследовательность в выборе воспитательных стратегий, игнорирование повзросления детей. Надо сказать, что указанные стратегии воспитания не самым лучшим образом влияют на формирование личности учащихся обеих групп.

Также было установлено, что адекватность характеристик эмоциональных реакций у учащихся взаимосвязана со степенью проявления контроля, требований, запретов, санкций и удовлетворения потребностей со стороны родителей.

Для более точного описания особенностей взаимосвязи стратегий воспитания мальчиков и девочек в различных этнических группах был проведен факторный анализ по методу главных компонент с последующим варимакс-вращением. В результате факторизации массива данных для всех подгрупп оптимальным было признано трехфакторное решение. Выделенные факторы хорошо содержательно интерпретировались, при этом собственные значения факторов больше единицы, большинство коэффициентов факторных весов превышало 0,500. С помощью фак-

торного анализа было получено 8 сжатых моделей воспитания, в которых семантика факторов в равной степени определялась стратегиями воспитания.

В группе отцов мальчиков выделены следующие факторы: у европейцев -фактор «Контроль» (24,28% дисперсии), фактор «Внимание» (17,19% дисперсии), фактор «Все можно» (17,19% дисперсии); у азиатов - фактор «Все можно» (20,096% дисперсии), фактор «Поверхностный контроль» (17,272% дисперсии), фактор «Неустойчивый стиль» (10,579% дисперсии).

В группе отцов девочек выделены следующие факторы: у европейцев - фактор «Сомнения» (26,22% дисперсии), фактор «Минимум требований» (12,82% дисперсии), фактор «Ничего нельзя» (9,95% дисперсии); у азиатов - фактор «Ничего нельзя» (40,563% дисперсии), фактор «Неуверенность» (9,691% дисперсии), фактор «Контроль» (8,490% дисперсии).

В группе матерей мальчиков выделены следующие факторы: у европейцев - фактор «Потворствование» (25,33% дисперсии), фактор «Ограничения» (11,26% дисперсии), фактор «Требования» (9,023% дисперсии); у азиатов - фактор «Поверхностный контроль» (22,553% дисперсии), фактор «Неустойчивый стиль» (13,81% дисперсии), фактор «Ничего нельзя» (11,569% дисперсии).

В группе матерей девочек выделены следующие факторы: у европейцев - фактор «Гипоопека» (27,98% дисперсии), фактор «Контроль» (8,71% дисперсии), фактор «Неуверенность» (7,72% дисперсии); у азиатов - фактор «Потворствующий контроль» (21,116% дисперсии), фактор «Все можно» (9,243% дисперсии), фактор «Неуверенность» (8,386% дисперсии).

Проведенный факторный анализ по методу главных компонент с последующим варимакс-вращением показал, что подходы матерей и отцов к воспитанию девочек и мальчиков в различных этнических группах отличаются. Например, в европейских семьях отцы больше требований предъяв-

ляют сыновьям, по сравнению с дочерьми, тогда как в азиатских семьях отцы больше требований предъявляют дочерям, по сравнению с сыновьями. В европейских семьях матери потворствуют больше сыновьям, по сравнению с дочерьми, а в азиатских семьях матери меньше предъявляют требований к сыновьям, по сравнению с дочерьми.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать следующее. У матерей и отцов учащихся с затруднениями концентрации внимания установлена тенденция прибегать к использованию неконструктивных стратегий воспитания. Матери этих учащихся (как девочек, так и мальчиков) являются по отношению к ним более требовательными, больше обнаруживают опеки по сравнению с отцами. Кроме этого, матери проецируют на своих сыновей те негативные качества, которые на самом деле им не присущи, и воспринимают их слабыми и не способными постоять за себя.

Проведенный корреляционный анализ показал, что уровень тревожности, чувства вины, враждебности как у мальчиков, так и у девочек независимо от наличия затруднений концентрации внимания взаимозависим от следующих стратегий воспитания со стороны матерей и отцов:

- неудовлетворение потребности детей во внимании;

- неуверенность в выборе стратегий воспитания и контроля;

- несоблюдение собственных правил и требований, предъявляемых к детям;

- предъявление множества требований и запретов;

- чрезмерная ориентация на выполнение ролевых предписаний мальчикам и девочкам;

- проекция нежелаемых качеств;

- проекция детских качеств;

- вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

При этом отмечено преобладание использования родителями следующих воспитательных стратегий у учащихся без затруднений концентрации внимания - воспитательная неуверенность и поверхностный контроль, а у учащихся с затруднениями концентрации внимания - чрезмерный контроль и степень принятия. Со стороны матерей проявление этих стратегий значительнее по сравнению с отцами, особенно в группах с затруднениями концентрации внимания.

Адекватность проявлений эмоциональных состояний у учащихся как с затруднениями концентрации внимания, так и без затруднений концентрации внимания (независимо от пола и этнической принадлежности) зависит от степени проявления родителями контроля, требований, запретов, удовлетворения потребностей и степени эмоционального принятия.

Выделенные факторы стратегий воспитания продемонстрировали, что подходы матерей и отцов к воспитанию девочек и мальчиков в различных этнических группах отличаются. Так, в европейских семьях отцы больше требований предъявляют сыновьям, по сравнению с дочерьми, а в азиатских семьях отцы больше требований предъявляют дочерям, по сравнению с сыновьями. В европейских семьях матери потворствуют больше сыновьям, по сравнению с дочерьми, между тем как в азиатских семьях матери меньше предъявляют требований к сыновьям, по сравнению с дочерьми. Из полученных данных следует, что к девочкам из азиатских семей предъявляется больше всего требований.

Литература

1. Алексеева А.В. Трансформация семейных ролей мужчины и женщины в современном украинском обществе // Семейная психология и семейная терапия. - 2003. -№ 4. - С. 25-29.

2. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 416 с.

3. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО): методические рекомендации. - Л., 1985. - 18 с.

4. Глозман Ж.М. (ред.) Задачи и формы ней-ропсихологической коррекции в детском возрасте: Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам. - М.: Эксмо, 2010. - С. 5-15.

5. Ениколопов С.Н. Опросник Басса - Дарки: практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. -М.: Изд-во МГУ, 1990. - С. 6-12.

6. Ескендирова А.У. Влияние семьи на проявления агрессивного поведения детей и подростков // Менеджмент в образовании. - 2003.- № 4. - С. 101-109.

7. Захарова Е.И. Родительство как ресурс личностного развития в зрелости / В кн.: Труды кафедры возрастной психологии факультета психологии. - МГУ, 2007. -Вып. 1. - С. 25-40.

8. Зелинский С.М., Каган В.Е. Опросник тревожности / В кн.: Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии: Учебное пособие. Под ред. Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана. - С.Пб.: ПМИ, 1991. -С. 17-19.

9. Карандашев В.Н., Лебедева М.С., Спилбер-гер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию методики Ч. Спилбергера. - СПб.: Речь, 2004. - 80 с.

10. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций: учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. - М.: ЭКС-МО, 2006. - 544 с.

11. Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) / В кн.: Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2002. - С. 47-93.

12. Методика определения уровня субъективного контроля (УСК): методические рекомендации / Упр. по внедрению новых лекарств, ср-в и мед. техники / Сост. Е.Ф. Бажин, Ч.А. Голынкин, А.Э. Эткинд. - М., 1984. - 22 с.

13. Михайлина М.Ю. Тревожность как показатель социально-психологической дезадаптации подростка / В кн.: Материалы V Всероссийской конференции «Психология

и психотерапия. Тревога и страх: единство и многообразие взглядов» (8-9 февраля 2003). - Изд-во С.-Петербургского университета, 2003. - С. 74-76.

14. Никандров В.В. Неэмпирические методы психологии: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2003. - 53 с.

15. Реан А.А., Коломенский Я.М. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.

16. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2002. -416 с.

17. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: Руководство по использованию. - СПб.: ГП «ИМАТОН», 1995. - 89 с.

18. Смирнова Е.О., Кошкарова Т.А. Психологический анализ материнских жалоб // Вопросы психологии. - 2005. - № 6. - С. 26-35.

19. Фридман Л. Позиция родителей при затруднениях ребенка в процессе обучения, 2014. [Электронный ресурс]: http://learndis.co.il/poziciya-roditelej-pri-zatrudneniyax-rebenka-v-processe-obucheniya/ (17.07.2014).

20. Шац И.К. Опросник для диагностики астении / В кн.: Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии: уч. пособие: под ред. Д.Н. Исаева и В.Е. Кагана. - СПб., ПМИ, 1991. - С. 11-14.

21. Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А. Динамика образа «Я» и структура агрессивности в процессе групповой психотерапии подростков с пограничными нервно-психическими заболеваниями / В кн.: Транскуль-туральные исследования в психотерапии : сб. н. тр. Лен. НИПНИ им. В.М. Бехтерева.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Л., 1989. - С. 106-113.

22. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. - 656 с.

23. Ясюкова Л.А. Методическое руководство. Оптимизация обучения и развития детей с СДВГ. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. - СПб.: ГП «ИМАТОН», 1997. - 80 с.

24. Biederman J. Attention-deficit disorder: a selective overview // Biol. Psychiatry. - 2005.

- Vol. 57. - No. 1. - P. 1215-1220.

References

1. Alekseev AV. The transformation of family roles of men and women in modern Ukrainian society. Semeynaya psikhologiya i semeynaya terapiya 2003; 4:25-29 (in Russian).

2. Andreeva GM. Social cognition: problems and prospects. Moscow: Moskovskiy psik-hologo-sotsial'nyy institut, Voronezh: NPO «MODEK» 1999; 416 p. (in Russian).

3. Bazhin EF, Etkind AM. Color test relations (CTR) guidelines. Leningrad 1985; 18 p. (in Russian).

4. Glozman JM (ed.). Challenges and forms neuropsychological correction in childhood: Practical neuropsychology: help underachieving students. Moscow: Eksmo 2010; 5-15 (in Russian).

5. Yenikolopov SN. Questionnaire Buss-Durkee: A workshop on psycho-diagnostics. Psychodiagnostics motivation and self-regulation. Moscow: Izd-vo MGU 1990; 6-12 (in Russian).

6. Eskendirova AU. The influence of the family on the aggressive behavior of children and adolescents. Menedzhment v obrazovanii 2003; 4:101-109 (in Russian).

7. Zakharova EI. Parenting as a resource for personal development in the maturity. In: Trudy kafedry vozrastnoy psikhologii fakul'teta psik-hologii. MGU 2007; 1:25-40 (in Russian).

8. Zelinsky SM, Kagan VE. Anxiety Questionnaire. In: Psikhodiagnosticheskiye metody v pediatrii i detskoy psikhonevrologii: Ucheb-noye posobiye. Pod red. D.N. Isayeva, V.Ye. Kagana. St. Petersburg: PMI 1991; 17-19 (in Russian).

9. Karandashev VN, Lebedev MS, Spielberger C. The study estimated anxiety. Guidelines for use of the methodology C. Spielberger. St. Petersburg: Rech' 2004; 80 p. (in Russian).

10. Libin AV. Differential psychology: at the crossroads of European, Russian and American traditions: a tutorial. 4-ye izd., ispr. i dop. Moscow: EKSMO 2006; 544 p. (in Russian).

11. Method of diagnosis of interpersonal relationships (DIR). In: Sobchik L.N. Diagnostika in-dividual'no-tipologicheskikh svoystv i mezh-lichnostnykh otnosheniy. Prakticheskoye ru-kovodstvo. St. Petersburg: Rech' 2002; 47-93 (in Russian).

12. Method of determining the level of subjective control (ACC) guidelines. Upravleniye po

vnedreniyu novykh lekarstv, sredstv i med-itsinskoy tekhniki. Sost. Ye.F. Bazhin, Ch.A. Golynkin, A.E. Etkind. Moscow: 1984; 22 p. (in Russian).

13. Mikhaylina MY. Anxiety as an indicator of socio-psychological maladjustment teen. In: Materialy V Vserossiyskoy konferentsii «Psikhologiya i psikhoterapiya. Trevoga i strakh: yedinstvo i mnogoobraziye vzglyadov» (8-9 fevralya 2003). Izd-vo St.-Peterburgskogo uni-versiteta 2003; 74-76 (in Russian).

14. Nikandrov VV. Nonempirical methods of psychology: Textbook. St. Petersburg: Rech' 2003; 53 p. (in Russian).

15. Rean AA, Kolomenskiy YM. Social educational psychology. St. Petersburg: Piter Kom 1999; 416 p. (in Russian).

16. Romanova ES. Graphical methods in practical psychology. St. Petersburg: Rech' 2002; 416 p. (in Russian).

17. Rukavishnikov AA, Sokolova MV. Factor Personality Inventory R. Cattell: Instruction. St. Petersburg: GP «IMATON» 1995; 89 p. (in Russian).

18. Smirnova EO, Koshkarova TA. Psychological analysis of parent complaints. Voprosy psik-hologii 2005; 6:26-35 (in Russian).

19. Friedman L. Position parents with child difficulties in learning, 2014 [Internet]: http:// learndis.co.il/poziciya-roditelej-pri-zatrud-neniyax-rebenka-v-processe-obucheniya/ (17.07.2014) (in Russian).

20. Schatz IK. The questionnaire for the diagnosis of asthenia. In: Psikhodiagnosticheskiye metody v pediatrii i detskoy psikhonevrologii: uch. posobiye: pod red. D.N. Isayeva i V.Ye. Kagana. St. Petersburg, PMI 1991; 11-14 (in Russian).

21. Eidemiller EG, Kulakov SA. The dynamics of the image of «I» and the structure of aggressiveness in the adolescent group psychotherapy with borderline neuro-mental diseases. In: Transkul'tural'nyye issledovaniya v psikhoter-apii: sbonik nauchnykh trudov Leningradsk-ogo NIPNI im. V.M. Bekhtereva. Leningrad 1989; 106-113 (in Russian).

22. Eidemiller EG, Yustitskis VV. Psychology and psychotherapy family. St. Petersburg: ZAO «Izdatel'stvo «Piter» 1999; 656 p. (in Russian).

23. Yasyukova LA. Methodological guidance. Optimization of training and development of children with ADHD. Diagnosis and compen-

sation minimal brain dysfunction. Method- 24. Biederman J. Attention-deficit disorder: a ological guidance. St. Petersburg: GP «IMA- selective overview. Biol Psychiatry 2005;

TON» 1997; 80 p. (in Russian). 57(1):1215-1220.

PARENTING STRATEGIES AND SCHOOLCHILDREN EMOTIONAL STATES

I.A. AGEEVA, A.M. CHIMIRBAEVA, I.H. BULATAEVA, R.T. MAMBETOVA, I.P. NOVOSELOVA, N.M. KADYRALIEV

Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyzstan

The research provides data on interrelationships between parenting strategies and manifestation of anxiety, animosity, guilt in teenagers. It was established that the adequacy of emotional responses in schoolchildren is connected with the extent of displaying control, demands, prohibition, sanctions and meeting demands in parents. It was also shown that mothers' and fathers' approaches to upbringing of girls and boys in different ethnical groups are different.

Keywords: upbringing, anxiety, animosity, guilt, adolescents.

Address:

Ageeva I.A.

Ph.D., Associate Professor,

Head of Department of Psychology, Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyzstan

E-mail: mars53_2001@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.