Орлова Анастасия Валерьевна
стиль семейного воспитания ..
psychological science
УДК 159.923.2
СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2017
Орлова Анастасия Валерьевна, аспирант
Российский университет дружбы народов (117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.6, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные стили семейного воспитания (а именно: авторитарный, либеральный, демократический и индифферентный, согласно классификации Д. Баумринд), их отличительные особенности, а также то, как данные стили воспитания влияют на развитие уверенности у детей школьного возраста. В статье отмечается, что наиболее приемлемым является демократический стиль, который позволяет привить ребенку навыки адекватной оценки своих умений, результатов деятельности, личностных качеств. Кроме того, замечает автор, вероятность развития высокой самооценки, веры в себя и самоуважения у таких детей значительно выше, чем у детей, воспитывающихся в либеральных или авторитарных семьях. Дети, воспитывающиеся в семье с демократическими установками, являются более открытыми и спонтанными, они способны без стеснения слушать похвалу в свой адрес, использовать в речи местоимение «Я», прямо и честно выражать собственное мнение (без оглядки на окружающих), открыто проявлять свои чувства и т.д., и как результат - быть более уверенными в себе и самодостаточными. Также автор привод и другие классификации стилей семейного воспитания (в частности: классификации Е.П. Алексеевой и Л.П. Кибардиной, А.В. Петровского, В.В. Столина). Однако все они, по мнению автора, отталкиваются от классификации Д. Баумринд. В заключении автором отмечается, что именно стиль семейного воспитания обуславливает направления развития личности ребенка, его представлений о добре и зле, о справедливости и нравственности, об уважительном отношении как к материальным ценностям, так и духовным.
Ключевые слова: стиль семейного воспитания, уверенность, дети школьного возраста, классификация стилей, отношения взрослых и детей.
THE STYLE OF FAMILY EDUCATION AS A FACTOR AFFECTING THE DEVELOPMENT OF CONFIDENCE IN CHILDREN OF SCHOOL AGE
© 2017
Orlova Anastasia Valerievna, post-graduate student
Peoples Friendship University of Russia (117198, Russia, Moscow, Miklukho-Maklaya street, 6, e-mail: [email protected])
Abstract. This article examines the main styles of family education (namely, authoritarian, liberal, democratic and indifferent, according to D. Baumrind's classification), their distinctive features, and how these styles of parenting influence the development of confidence in school-age children. The article notes that the most acceptable is the democratic style, which allows the child to instill the skills of an adequate assessment of his skills, performance, personal qualities. In addition, the author notes, the likelihood of developing high self-esteem, self-confidence and self-esteem in such children is significantly higher than that of children raised in liberal or authoritarian families. Children who are brought up in a family with democratic attitudes are more open and spontaneous, they are able to freely listen to praise in their address, use the pronoun "I" in the speech, express their opinions directly (honestly and honestly) and openly express their feelings Etc., and as a result - to be more self-confident and self-sufficient. Also the author of the drive and other classifications of styles of family education (in particular: the classification of EP Alekseeva and LP Kibardina, AV Petrovsky, VV Stolin). However, all of them, in the author's opinion, are based on the classification of D. Baumrind. In conclusion, the author notes that it is the style of family upbringing that determines the direction of the development of the child's personality, his ideas about good and evil, about justice and morality, about respectful attitude to both material values and spiritual values.
Keywords: Style of family education, confidence, children of school age, the classification of styles, the relationship of adults and children.
На сегодняшний день одним из актуальных вопросов психологии семейных отношений является вопрос влияния стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка. Он неоднократно прорабатывался многими учеными, в частности, Ю.В. Ильиных рассматривала в целом соотношение стиля семейного воспитания и развития личностных качеств ребенка [5]. Н.И. Корытченкова исследовала механизмы проявления детской агрессивности и тревожности, и как они связаны со стилем семейного воспитания [7]. Н.И. Ковалева, Н.Т. Колесникова [6], Т.Л. Кузьмишина, Е.С. Амелина, А.А. Пермякова, Е.А. Хохлова [8] анализировали влияние стиля семейного воспитания на социальную адап-тированность детей. А.Е. Личко [9], А.И. Захаров [4], Э.Г. Эйдемиллер [15] рассматривали взаимосвязь стиля семейного воспитания (а также личностных качеств родителей), и процессов формирования личности ребенка, его адаптированности, способности приспосабливаться к условиям социальной среды; и т.д.
Тем не менее, проблема влияния стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка не теряет своей актуальности, поскольку множество направлений этой довольно сложной и важной темы остаются не проработанными. Одним из таких направлений является вопрос влияния стиля семейного воспитания на развитие у ребенка таких качеств, как уверенность, отсутствие страха сделать ошибку, положительная оценка 316
своих возможностей, твердая убежденность в чем-либо и др. Рассмотрим данную проблему более детально.
Безусловно, одной из наиболее важных функций семьи является создание благоприятного морально-психологического климата, который способствует развитию личности ребенка, вырабатывает в нем необходимые качества, формирует правильные представления (о добре и зле, о справедливости и порядочности, об уважительном отношении не только к материальным, но и духовным ценностям). Кроме того, благодаря институту семьи образуется уникальная система «межличностных взаимодействий», которая призвана не только защищать человека от «манипулятивных воздействий общества» [7], но и учить его приспосабливаться к жизни в этом обществе, при этом обеспечивая его средствами для нормального развития и функционирования [14]. Важность данного института и обуславливается, главным образом, тем, что именно в семье закладываются основы личностных качеств ребенка, его склонностей, притязаний, умений выражать свою точку зрения, адекватно оценивать свои способности, находить общий язык со сверстниками и взрослыми, не бояться принимать решения.
Каждой семье свойственен свой стиль воспитания, свой определенный способ взаимоотношения родителей и детей, выражающийся в «своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия» [10]). Рассмотрим некоторые из них. Так, традиционной в психологии счи-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
психологические науки
Орлова Анастасия Валерьевна
стиль семейного воспитания ...
тается классификация стилей семейного воспитания, предложенная Д. Баумринд. Она включает в себя следующие типы [2]:
1. Авторитарный стиль воспитания.
В основе данного типа взаимоотношений лежит беспрекословное подчинение и послушание взрослым (взрослому), возникающее, как правило, на фоне страха перед наказанием. В таких семьях практически не учитываются индивидуальные и возрастные особенности ребенка, его интересы, желания, стремления, что, естественно, не может не сказаться на развитии его личностных качеств, в т.ч. уверенности, самостоятельности, коммуникабельности. Так, по данным исследований, большинство детей, воспитывающихся в авторитарных семьях, характеризуются как неуверенные в себе, безынициативные, трудно адаптирующиеся в социуме, ранимые, неустойчивые к стрессам, неспособные постоять за себя либо, наоборот, агрессивные и конфликтные [8];
2. Либеральный стиль воспитания.
Данный тип взаимоотношений предполагает, что ребенок получает полную свободу действия, в отношении его не устанавливается никаких рамок и ограничений. Для родителей наиболее важно, чтобы ребенок смог себя выразить, творчески раскрыть свою индивидуальность, что, по их мнению, сделает ребенка по-настоящему счастливым, и именно это позволит ему сформулировать правильные представления о жизни. Как отмечала Д. Баумрид, родители, которые выбирают такой стиль воспитания, стремятся больше отдавать, нежели требовать; они используют нетрадиционные и мягкие методы воздействия, не ждут от детей зрелого поведения и самостоятельности, стараются избегать конфронтации [2]. Все это, конечно, отражается и на самом ребенке. В таких семьях зачастую дети становятся неуверенными в себе, неспособными противостоять ежедневным проблемам, подверженными различным психологическим проблемам (депрессиям, фобиям), склонными к агрессивному поведению [10];
3. Демократический стиль воспитания.
Основой данного типа отношений служит взаимная любовь, уважение, поддержка, внимание, забота друг о друге, частое общение, умеренные дисциплинарные требования, взаимопонимание и т.д. Родители играют роль организаторов жизни всего «семейного коллектива» [8], они тверды, справедливы и последовательны в своих требованиях (используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, но не силу), поощряют личную ответственность и самостоятельность ребенка, при этом настаивают на подчинении установленным стандартам поведения и контролируют их выполнение.
В семьях демократического типа дети получают хорошие возможности для своего личностного развития, они менее подвержены негативному воздействию со стороны сверстников и взрослых, успешно выстраивают с ними отношения. Определенный баланс, присутствующий в семье демократического типа между контролем и независимостью, способствует тому, что дети становятся уверенными в себе, ответственными и независимыми. Кроме того, вероятность развития высокой самооценки, веры в себя и самоуважения у таких детей значительно выше, нежели у детей, воспитывающихся в либеральных или авторитарных семьях [13].
3. Маккоби и Дж. Мартин дополнили классификацию Д. Баумринд еще одним типом [8]:
4. Индифферентный стиль воспитания.
Данный тип семейных взаимоотношений характеризуется отсутствием требований, реакций на потребности ребенка, а также близкого общения с ним. Родители, использующие индифферентный стиль воспитания, хоть и удовлетворяют все главные потребности ребенка, однако в целом далеки от его жизни, им в определенной степени безразлично, что происходит с ребенком (такие родители либо очень заняты на работе, либо ведут активный образ жизни, либо просто чересчур поглощены
собственными проблемами). Дети в индифферентных семьях вырастают замкнутыми, отчужденными, неуверенными в себе; очень часто у них проявляется склонность к асоциальному и агрессивному поведению [3].
Существуют и другие классификации стилей семейного воспитания. Например, классификация Е.П. Алексеевой и Л.П. Кибардиной, которая включает в себя шесть стилей воспитания: 1) «воспитание по типу Золушки», 2) «воспитание постоянной опекой», 3) «воспитание по типу кумира семьи», 4) «воспитание равнодушием», 5) «воспитание подарками», 6) «воспитание доверием» [1]. Классификация А.В. Петровского, включающая пять стилей: 1) «диктат», 2) «опека», 3) «невмешательство», 4) «паритет», 5) «сотрудничество» [11]. Классификация В.В. Столина, в которую также входит пять стилей семейного воспитания: 1) «принятие - отвержение», 2) «кооперация», 3) «симбиоз», 4) «авторитарная гиперсоциализация», 5) «маленький неудачник» [13]; и др. Однако все они отталкиваются от классификации Д. Баумринд, поэтому мы и исходим из нее.
Как уже ранее отмечалось, стиль семейного воспитания оказывает огромное влияние на развитие у детей тех или иных качеств, в т.ч. и уверенности, которая представляет собой центральные звено произвольной саморегуляции, обусловливающее направление, уровень активности ребенка, его отношение к миру, к сверстникам и взрослым, а также к самому себе. Так, по мнению целого ряда исследователей, авторитарный, либеральный и индифферентный стили семейного воспитания не позволяет сформировать полноценную, уверенную в себе, обладающую высокой самооценкой, личность [8]. Что нельзя сказать о демократическом стиле, подразумевающем такие отношения детей и взрослых, которые дают возможность ребенку усвоить определенные формы, виды и критерии оценок, апробировать их в индивидуальном опыте, после чего наполнить личностными смыслами [10].
Демократический стиль воспитания позволяет привить ребенку навыки адекватной оценки своих умений, результатов деятельности и конкретных знаний, а также личностных качеств. Дети, воспитывающиеся в семье с демократическими установками, являются более открытыми и спонтанными, они способны без стеснения слушать похвалу в свой адрес, использовать в речи местоимение «Я», прямо и честно выражать собственное мнение (без оглядки на окружающих), открыто проявлять свои чувства и т.д., и как результат - быть более уверенными в себе и самодостаточными. Уверенность в данном случае является качеством личности, в основе которого позитивная оценка ребенка своих навыков и способностей, достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения потребностей [12].
Таким образом, стиль семейного воспитания играет далеко не последнюю роль в процессе формирования у ребенка таких качеств, как уверенность, отсутствие страха сделать ошибку, положительная оценка своих возможностей и т.д. Именно стиль семейного воспитания обуславливает направления развития личности ребенка, его представлений о добре и зле, о справедливости и нравственности, об уважительном отношении как к материальным ценностям, так и духовным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеева Е.П., Кибардина Л.П. Родительское собрание. - М., 2002. - 88с.
2. Баумринд Д. Практическая психология. - М., 1995. - 411с.
3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: «Речь», 2001. - 143с.
4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: «Просвещение», 1993. - 190с.
5. Ильиных Ю.В. Стиль родительского воспитания как фактор формирования смысловой сферы старшего подростка. - М., 2004. - 211с.
6. Ковалева Н.И., Колесникова Н. Влияние сти-
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)
317
Орлова Анастасия Валерьевна
стиль семейного воспитания ..
psychological science
ля воспитания на формирование самооценки младших школьников. - Славянск-на-Кубани, 2008. - С.49-53.
7. Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка. -Новосибирск, 2000. - 197с.
8. Кузьмишина Т.Л., Амелина Е.С., Пермякова А.А., Хохлова Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация. - М., 2014. - С.16-25.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков (2-е изд., доп. и переработ.). - Л.: «Медицина»,1983. - 255с.
10. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. - М.: изд-во МПСИ, 2000. - 256с.
11. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: «Знание», 1981. - С.80-95.
12. Степанов С. Стили родительского поведения // Школьный психолог, 2000. - №5. - С.14-17.
13. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: «Педагогика», 2006. - 212с.
14. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: «Литера», 1996. - 296с.
15. Эйдемиллер Э.Г. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. - Обнинск, 1992. - С.70-81.
16. Maccoby E.E., Martin J.A. Socialization in the context of the family: Parentchild interaction // Handbook of child psychology: Socialization, personality, and social development. - Vol.4. - 1983. - P.51-59.
Статья поступила в редакцию 04.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.
318
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)