Научная статья на тему 'Стили семейного воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья'

Стили семейного воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5727
864
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / STYLES OF FAMILY EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоза Т. В.

В статье рассматриваются стили семейного воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья: гиперопека, гипоопека, сотрудничество, репрессивный стиль. На формирование моделей детско-родительских взаимоотношений и типов воспитания детей с отклонениями в развитии влияет характер и степень выраженности нарушений у ребенка, личностные особенности и ценностные ориентации родителей, социальную среду и условия, в которых родители реализуют воспитательные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLES FAMILY EDUCATION IN FAMILIES WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

The article deals with the styles of family education in families of children with disabilities: overprotection, gipoopeka, cooperation, repressive style. The formation of patterns of parent-child relationships and types of education for children with developmental disabilities influenced by the nature and extent of violations of the child, personal characteristics and values of parents, social environment and the conditions in which the parents realize the educational objectives.

Текст научной работы на тему «Стили семейного воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья»

питанность, независимость, чуткость. При этом все педагоги одинаково отвергают высокие запросы (хотя различие незначимо, но менее важна эта ценность для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ) и терпимость.

Среди инструментальных ценностей для педагогов обычных классов жизнерадостность, образованность, рационализм, широта взглядов, честность, эффективность в делах достоверно важнее, чем для педагогов интегрированных классов ^”0,01).

Обращает на себя внимание факт, что непримиримость к недостаткам в себе и других - отвергаемая ценность для учителей обычных классов, но значимая ценность для учителей и интегрированных классов. Также более значимы для последних аккуратность, воспитанность, независимость, твердая воля, чуткость по сравнению с педагогами обычных классов ^”0,01).

Стоит заметить, что такие предпочтения могут быть препятстви-

Библиографический список

1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.

2. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции // Вопросы философии. - 1996. - № 4.

3. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в Российском обществе. - М., 2006.

4. Лапин, Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. - 1993. - № 9.

5. Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. - 1998. - № 1.

6. Rockech, M. The Nature of Human Values / M. Rockech. - New York, 1973.

Bibliography

1. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 2000.

2. Leontjev, D.A. Cennostj kak mezhdisciplinarnoe ponyatie: opiht mnogomernoyj konstrukcii // Voprosih filosofii. - 1996. - № 4.

3. Zhuravleva, N.A. Dinamika cennostnihkh orientaciyj lichnosti v Rossiyjskom obthestve. - M., 2006.

4. Lapin, N.I. Socialjnihe cennosti i reformih v krizisnoyj Rossii // Sociologicheskie issledovaniya. - 1993. - № 9.

5. Leontjev, D.A. Cennostnihe predstavleniya v individualjnom i gruppovom soznanii // Psikhologicheskoe obozrenie. - 1998. - № 1.

6. Rockech, M. The Nature of Human Values / M. Rockech. - New York, 1973.

Статья поступила в редакцию 25.04.12

ем во взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья в интегрированных классах.

У учителей обычных классов есть отвергаемые большинством из них терминальные ценности (развлечение и счастье других), тогда как у учителей интегрированных классов нет единства в отношении терминальных отвергаемых ценностей в целом по группе. И, напротив, у учителей интегрированных классов есть общие наиболее значимые инструментальные ценности, тогда как для учителей обычных классов таких нет. Все учителя единодушно отвергают высокие запросы.

Таким образом, ценности, которые отбирают учителя, работающие в классах с детьми с условной нормой развития, более соответствуют принятию инноваций, тогда как те учителя, которые работают в интегрированных классах - ориентируются на ценности, в некоторой степени препятствующие работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

УДК 37.0(075.8)+159+376

Loza T.V. STYLES FAMILY EDUCATION IN FAMILIES WITH CHILDREN WITH DISABILITIES. The article deals with the styles of family education in families of children with disabilities: overprotection, gipoopeka, cooperation, repressive style. The formation of patterns of parent-child relationships and types of education for children with developmental disabilities influenced by the nature and extent of violations of the child, personal characteristics and values of parents, social environment and the conditions in which the parents realize the educational objectives.

Key words: styles of family education, children with disabilities.

Т.В. Лоза, соискатель ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматриваются стили семейного воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья: гиперопека, гипоопека, сотрудничество, репрессивный стиль. На формирование моделей детско-родительских взаимоотношений и типов воспитания детей с отклонениями в развитии влияет характер и степень выраженности нарушений у ребенка, личностные особенности и ценностные ориентации родителей, социальную среду и условия, в которых родители реализуют воспитательные задачи.

Ключевые слова: стили семейного воспитания, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дети - это счастье для любой супружеской пары, но это счастье порой омрачается тем, что в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидность детей часто является причиной стресса и депрессии для всех членов семьи. Необычные дети, независимо от характера и заболевания, резко меняют привычный образ жизни семьи. Родители, как правило, не готовы к таким испытаниям, впадают в отчаяние. Нередки случаи ссор и скандалов между супругами на этой почве. Такая реакция вполне понятна, большинство родителей берут себя в руки, но нередко таким людям нужна помощь специалистов. Жизнь семьи делится на «до» и «после» рождения малыша, с ограниченными возможностями. Рождение ребенка с отклонением оказывает деформирующее влияние на взаимоотношения между родителями. Известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью, однако гораздо чаще наблюдается ее распад, что оказывает отрицательное воздействие на процесс формирования личности ребенка [1; 2].

Согласно статистике, в большинстве случаев отцы уходят из таких семей, не выдержав свалившихся на них испытаний,

а рождение «необычного» ребёнка часто воспринимают, как ущемление их мужского достоинства [3]. Поэтому немало мужчин переносят ответственность за рождение ребенка-инвалида на жену, и разводятся с нею. Мать остается наедине с ребен-ком-инвалидом и проблемами его воспитания. Это очень трудная и кропотливая работа. Однако существуют мужчины, у которых рождение ребенка-инвалида инициирует их социальную активность. Они начинают активно бороться за лучшее будущее своего чада, и таким образом самореализуются в социуме. Есть мужчины, которые в связи с рождением ребенка-инвалида кардинально меняют свой взгляд на мир: начинают увлекаться религией, духовными практиками и внедряют их в процесс воспитания ребенка. Наиболее многочисленная группа мужчин, сохраняющих семью после появления ребенка-инвалида, считает своей основной задачей дополнительное материальное обеспечение семьи [4].

Безусловно, каждый особый ребенок и его семья имеет право на заботу и помощь от общества. В крупных российских городах действуют реабилитационные центры для детей инвалидов

и их семей. Сотрудники центров для детей инвалидов помогают организовать их обучение. В этих центрах родители могут получить профессиональную консультацию по уходу за больным ребенком, педагоги посоветуют, как воспитывать детей инвалидов. Кроме того, в таких центрах образуется круг знакомых со схожими проблемами, где можно получить поддержку от людей, находящихся в аналогичной ситуации. Но нельзя забывать, что семья является средой, в которой формируется личность ребенка и закладывается ресурс его социальной адаптации [5].

Система помощи семье должна быть направлена не на подмену самой семьи, а на развитие её собственных ресурсов и инициативы, так как только превращение семьи в активного субъекта социально-педагогической деятельности является решающим фактором эффективности процессов реабилитации и интеграции ребёнка. Во многом это зависит от типа внутрисемейных отношений и стиля семейного воспитания [6].

Основными потребностями всех детей являются пища, кров, любовь а, микроклимат, который родители создают в семье, играет основополагающую роль в процессе развития ребенка. С позиций данного подхода, работа с семьей ребенка сводится к тому, чтобы дать родителям квалифицированную помощь специалистов, направленную на усвоение необходимого минимума знаний и навыков в работе по преодолению имеющихся у ребенка проблем. Прежде всего, круг, получаемых родителями знаний, касается характера внутрисемейных отношений, поскольку основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка, является отношение родителей к его дефекту [4]. Часть родителей серьезно озабочены отклонениями в развитии ребенка, другие, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того, чтобы помочь своему ребенку; остальные вовсе не обращают внимание на недостатки детей.

По этим признакам, семьи, имеющие детей с отклонениями развития, можно дифференцировать на четыре группы.

Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания - гиперопёка. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервнопсихической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей, матерей-одиночек.

Вторая группа характеризуется стилем холодного общения - гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

Третья группа характеризуется стилем сотрудничества -конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и в сильные его стороны, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи.

Четвёртая группа - репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских пред-

Библиографический список

писаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его индивидуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

В отношении родителей к дефекту ребенка, определяющим стратегию и тактику его воспитания, можно выделить следующие модели семейного воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Модель «охранительного воспитания» связана с переоценкой дефекта, что проявляется в излишней опеке ребенка с отклонениями в развитии. В этом случае ребенка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Взрослые все делают за ребенка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Таким образом, модель «охранительного воспитания» создает условия для искусственной изоляции ребенка - инвалида от общества и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективе.

Иной крайностью являются взаимоотношения в семье, основанные на модели «равнодушного воспитания», которая приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отверг-нутости, переживания одиночества. В семье с подобной моделью воспитания ребенок становится робким, забитым, теряет присущие детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями. У детей воспитывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное недоброжелательное отношение к родным, взрослым и другим детям.

Следует отметить, что обе модели семейного воспитания в равной степени вредят ребенку. Игнорирование дефекта, воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм («все пути для тебя открыты») могут привести особого ребенка к глубокой психической травме. В тех случаях, когда родители предъявляют ребенку непосильные требования, заставляя его прилагать чрезмерные усилия для их выполнения, ребенок перенапрягается физически и страдает морально, видя недовольство взрослых. Родители, в свою очередь, испытывают чувство неудовлетворенности, сердятся, что он не оправдал их ожиданий. На этой почве возникает затяжной конфликт, в котором наиболее страдающей стороной является ребенок.

Неконструктивные модели семейного воспитания ребенка с отклонением в развитии создают предпосылки для возникновения вторичных отклонений в его психическом развитии, которые оказывают значительные влияния на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Лишь адекватная оценка отклонений в развитии ребенка со стороны родителей служит основой и базисом для успешного воспитания его личности.

Анализируя модели воспитания, используемые родителями детей с отклонениями в развитии, следует отметить, что отношения, которые устанавливает родитель с больным ребенком, формы контакта с ребенком и определяют модель его воспитания. Однако не стоит забывать, что формирование межличностных отношений осуществляется под воздействием различных причин. К факторам, влияющим на формирование моделей детско-родительских взаимоотношений и типов воспитания детей с отклонениями в развитии, можно отнести: характер и степень выраженности нарушений у ребенка, личностные особенности и ценностные ориентации родителей, социальную среду и условия, в которых родителями реализуются воспитательные задачи.

1. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Киселенко, И.А. Могилева. - М., 2007.

2. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков, патопсихология. - М., 1996.

3. Сорокин, В.М. Специальная психология: учеб. пособие. - СПб., 2003.

4. Сперанский, А.Д. Избранные труды. - М., 1955.

5. Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М., 1995.

Bibliography

1. Epifanceva, T.B. Nastoljnaya kniga pedagoga-defektologa / T.B. Epifanceva, T.E. Kiselenko, I.A. Mogileva. - M., 2007.

2. Pozhar, L. Psikhologiya anomaljnihkh deteyj i podrostkov, patopsikhologiya. - M., 1996.

3. Sorokin, V.M. Specialjnaya psikhologiya: ucheb. posobie. - SPb., 2003.

4. Speranskiyj, A.D. Izbrannihe trudih. - M., 1955.

5. Usanova, O.N. Deti s problemami psikhicheskogo razvitiya. - M., 1995.

Статья поступила в редакцию 25.04.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.