Violations in the education of children with intellectual disability
Troshin P.
Нарушения в воспитании детей с умственными отклонениями
Трошин П. Л.
Трошин Павел Леонидович / Troshin Pavel - студент, кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии, дефектологический факультет, Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются нарушения в воспитании детей с умственными отклонениями, которые происходят по вине родителей. Актуальность данной темы связано с увеличением детей с нарушением интеллекта. Статья имеет практическое значение для родителей и педагогов, которые воспитывают и обучают ребенка с умственными отклонениями. Изучив статью, родители узнают, как не навредить своему ребенку или в чем исправить свое отношение к его воспитанию. Abstract: the article discusses the violations in the education of children with intellectual disability, which occur through the fault of the parents. The relevance of this topic is associated with an increase of children with intellectual disabilities. The article has practical value for parents and teachers who raise and teach a child with intellectual disability. Having studied the article, parents learn how not to harm your child or what to fix his attitude towards his upbringing.
Ключевые слова: олигофренопедагог; гиперопека; дети с умственными отклонениями; нарушения в воспитании; асоциальное поведение родителей. Keywords: oligophrenopedagogy; neglect; children with mental disabilities; violation of the education; antisocial behavior of parents.
Семья традиционно понимается как необходимая среда, в которой обеспечивается интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Семья является первым и наиболее значимым воспитательным институтом в жизни ребенка с нарушениями в развитии. Особенно необходима такая среда воспитания для детей с нарушением интеллекта. «Семейное воспитание - это система взаимоотношений родителей и детей» [5, с. 106]. Детям с нарушением умственной деятельности необходимо правильное воспитание не только в школе, но и в семье. Для инклюзивных детей создана специальная система обучения: специальные детские сады, школы, колледжи. В таких учреждениях также создается необходимая база воспитания. Основной целью специального образовательного учреждения является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечивая тем самым условия их социализации и интеграции в общество. Под социализацией понимают становление ребенка в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть ребенок становится частью социума, при этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей. Для конечного формирования воспитания нужен также правильный пример в семье, потому что для таких детей необходим индивидуальный подход в вопросе воспитания и формирования личности. «На протяжении столетий семья была основной формой социализации подрастающего поколения» [5, с. 62]. Сущность социализации состоит в способности жить в семье, обществе и быть успешным. Понятие «человек с ограниченными возможностями здоровья» при традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. В соответствии с концепцией развития высших психических функций Л. С. Выготского своеобразие развития личности ребенка с отклонениями в развитии изменяет отношение человека к миру и, прежде всего, сказывается на отношениях в семье и обществе.
Явными нарушениями в воспитании умственно отсталого ребенка являются: гиперопека родителей, эмоциональное отвержение, асоциальное поведение родителей. Остановимся на этих трех нарушениях и рассмотрим их более подробно.
Гиперопека - это чрезмерная забота родителей о своем ребенке. Психологи различают два вида гиперопеки: потворствующую и доминирующую. Потворствующая гиперопека заключается в позволении ребенку абсолютно всего, а доминирующая состоит в том, что каждый шаг ребенка регламентируется родителями. У них общее свойство - это недооценка возможностей ребенка и недоверие ему. Обычно такое нарушение в воспитании детей встречается в тех семьях, где ребенок умственно отсталый или при наличии физических и нервно-психических дефектов. Очень часто родители стыдятся странностей своего ребенка и стараются уберечь его от всего не только вредного, но и полезного. Такая опека свойственна матерям, которые главенствуют в семье. Мотивом гиперопеки родителей может послужить чувство страха за ребенка, так называемая «фобия потери ребенка». Это нарушение связано с неверием в способности и силы ребенка или страхом, что с ребенком может что-то случиться. Родители так же бояться потерять ребенка и гипертрофированный страх передается ребенку, у него формируется отчужденное поведение к окружающим его людям. Здесь нарушается самостоятельность у ребенка и вызывает у него чувство беспокойности зависимости от родителей. Если ребенка очень сильно опекать с малых лет, то ребенок плохо ориентируется в жизненных ситуациях, не осознает свои действительные возможности. Главная болезнь гиперопеки заключается в том, что ребенку передается не свойственное беспокойство и тревога. Эти причины порождают новые проблемы в жизни ребенка: зависимость, неуверенность в себе, отсутствие своевременных навыков развития и общения, несамостоятельность. Естественное свойство родителей - стремление к самопожертвованию ради счастья своего ребенка, но это стремление должно основываться на знаниях, необходимо найти разумный способ применения их с пользой для ребенка и коррекционной работы.
Эмоциональное отвержение - это неправильное отношение родителей к своему ребенку, которое проявляется в недостатке или отсутствии эмоциональной связи родителя и ребенка и нечувствительность к потребностям ребенка. Эмоциональное отвержение часто встречается в семьях, где ребенок не оправдал ожиданий родителей. Родители перестают заниматься, воспитывать ребенка, оставляют его в педагогической и психической запущенности. Родители недостаточно отзывчиво относятся к своему ребенку, пренебрегая его чувствами, нанося тем самым психическую травму ребенку. Кан-Калик В. А. пишет: «Внимание к ребенку, духовное внимание, должно начинаться с самого рождения его: через бессонные ночи и болезни, через включение ребенка в свою собственную жизнь, а себя - в его бытие» [2, с. 159]. Общение с родителями и их поддержка необходима для ребенка, чувствуя поддержку, ребенок приобретает уверенность в себе, что приводит его к активному познанию окружающего мира. Такая поддержка, внимание особенно необходимы для ребенка с интеллектуальным нарушением. Для правильного воспитания умственно отсталого ребенка родители должны обратиться к педагогам, чтобы они помогли выбрать правильный стиль воспитания, которое будет помогать, ребенку развиваться, в нужном направлении.
«Асоциальное поведение родителей - это поведение, которое противоречит правовым, морально-этическим и культурным нормам» [6, с. 7]. Асоциальное поведение родителей отрицательно сказывается на развитии ребенка с нарушением интеллекта. Рост семейного неблагополучия создает проблемы родителей и детей. Для ребенка развитие в неблагополучной семье очень трудное. Он постоянно видит ссоры между родителями, физическую агрессию. В семьях, где очень напряженная обстановка, плохо происходит коррекционное воспитание, ребенок не видит правильно примера общения между людьми. Это накладывает отпечаток, который влияет на всю оставшуюся жизнь. Психологическая обстановка для ребенка с
нарушением интеллекта складывается очень плохо, в такой среде ребенок лишен родительской любви, переносит оскорбления и побои, голод. Чувствуя на себе все страдания, ребенок пытается изменить свое душевное состояние и свою жизнь. Не имея близкого наставника, с кем можно было бы советоваться, ребенок может совершать неправильные поступки. Неблагополучие в семье вызывает ряд проявлений. Одно из проявлений получило название девиантное поведение. Причины девиантного поведения детей проявляются в связи с отсутствием внимания родителей, в тревоге, нервозе, в желании устраниться от опеки педагогов и родителей, в издевательстве со стороны сверстников. С такой нежелательной тенденцией надо бороться с помощью работы социальных воспитателей, специалистов и педагогов с родителями умственно отсталых детей. Мишина Г. А. пишет: «Для наиболее успешной работы по коррекции поведения и психического развития проблемных детей, их успешной социальной адаптации необходимо изменить поведение родителей» [4, с. 149]. Мы видим необходимость проведений профилактических бесед не только с детьми, но и с их родителями, чтобы предотвратить возникновение усугубления нарушений в воспитании детей.
Рассмотрев отношение родителей к своему ребенку с нарушением интеллекта, можно сделать выводы, что для того чтобы ребенок был развитым, общительным и счастливым необходима семья, где родители получают радость и удовольствие от воспитания, общения со своим ребенком, принимают его таким, какой он есть, не критикуют, не кричат. Также родителям необходимы консультации специалистов, педагогов в вопросе воспитания ребенка с нарушением интеллекта. «Одним из важнейших условий эффективности коррекционно-образовательного процесса является характер взаимодействия взрослого и ребенка в соответствии с ведущими мотивами и потребностями возраста» [1, с. 17]. В результате правильно организованного процесса воспитания, при правильной организации всей жизни и деятельности, у ребенка с нарушением интеллекта формируются нравственные чувства, понятия, воспитываются общественно-социальные мотивы поведения, правильное отношение к людям, труду, то есть складываются оптимальные отношения, которые очень хорошо влияют на процесс приспособления в социальной среде. «Ответственной задачей учителей и родителей является устранение тех факторов, которые разрушают единство положительных воспитательных воздействий на личность, мешают эффективной координации усилий воспитателей и семьи» [3, с. 285]. Неправильное общение и воспитание со стороны родителей, плохо сказывается на развитии ребенка. Если при коррекционной работе с больным ребенком возникают воспитательные проблемы и сложности, то причины надо искать не в его низком уровне умственного развития, а в ошибочных методах воспитания и общения с ним. Неправильные действия взрослых в воспитании детей вызывают у них плаксивость, отклонения в поведении, возбудимость, негативную реакцию.
Литература
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: КАРО, 2009. - 272 с.
2. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
3. Педагогика: учебное пособие. - Пятигорск: ПГЛУ, 2009. - 453 с.
4. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2007. - 400 с.
5. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие / В. В Ткачева. - М.: АСТ; Астрель, 2007. - 318, [2] с. - (Высшая школа).
6. Усова Е. Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010. - 135 с.