УДК 159.922.762
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 2
Т. Н. Высотина
ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОГО И ОТЦОВСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ СО СЛОЖНЫМИ ВАРИАНТАМИ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(АУТИЗМ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ)
По данным статистики, у 80-95% аутичных детей имеется интеллектуальное недоразвитие разной степени [1-3]. Необычное поведение и загадочный внешний вид, нарушение навыков вербальной и невербальной коммуникации, познавательных процессов создают трудности не только коррекционно-диагностической работы, но и дет-ско-родительских отношений [4-7]. Матери и отцы являются основными посредниками в общении таких детей с окружающим миром, и от положительного родительского отношения, адекватной оценки возможностей, согласованного стиля воспитания зависят не только динамика психического развития детей, но и эмоциональное благополучие самих родителей, психологический климат в семье. Актуальность исследования связана также с дефицитом информации — имеющиеся данные касаются, в основном, родительского отношения к детям с интеллектуальными, сенсорными, двигательными, эмоциональными и поведенческими нарушениями [8-13]. Тема отцовского отношения представлена крайне ограниченно, хотя во многих работах показана значительная роль отца в социализации ребенка [14-17].
Целью исследования было выявление особенностей материнского и отцовского отношения к детям со сложными вариантами нарушений психического развития (аутизм с умственной отсталостью).
Предмет — материнское и отцовское отношение к детям со сложными вариантами нарушений психического развития (аутизм с умственной отсталостью).
Объект — родители, воспитывающие детей со сложными вариантами нарушений психического развития (аутизм с умственной отсталостью).
Выборку составили 96 родителей детей дошкольного возраста, обратившихся за консультацией в ГОУ № 687 «Центр реабилитации ребенка» (г. Санкт-Петербург) с 2009 по 2011 гг. Экспериментальная группа — 25 матерей в возрасте от 26 до 39 лет (средний возраст — 34,6 года) и 16 отцов в возрасте от 27 до 50 лет (средний возраст — 36,3 лет), имеющих детей с аутизмом и умственной отсталостью. Контрольная группа — 35 матерей в возрасте от 23 до 40 лет (средний возраст — 35,1 лет) и 20 отцов в возрасте от 26 до 55 лет (средний возраст — 37,4 лет), имеющих детей с умственной отсталостью.
Методы и методики: биографический сбор данных, наблюдение, беседа, опросник родительских установок PARI (авторы Е. С. Шефер, Р. К. Белл, адаптация Т. В. Нещерет, 2001) [18], «Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений (А. А. Шве-довская, 2005) [19]. Для описания полученных данных использовались средние значения (М), достоверность различий определялась по критерию U-Манна-Уитни для независимых выборок.
Биографические данные были собраны в процессе изучения медицинской документации, психолого-педагогических характеристик детей, а также бесед с родителями
© Т. Н. Высотина, 2012
и педагогами. Наблюдение за процессом детско-родительского взаимодействия производилось в процессе режимных моментов и игры. Беседа и тестирование были проведены индивидуально с каждым родителем.
Результаты
Анализ полученных данных показал, что тема взаимоотношений с ребенком является значимой для родителей, особенно для матерей и отцов детей со сложными нарушениями. Во многом это связано с тем, что матери этой группы испытывают значительные трудности установления контакта с ребенком, отмечают сложности понимания его эмоций, прогнозирования поведения. Образ ребенка в настоящем связан с неконтактностью, избеганием ситуаций общения (32%), интеллектуальными проблемами (16%), стереотипностью интересов и поведения (24%). 28% матерей выделяют такие личностные черты ребенка, как доброта, настойчивость, аккуратность. Идеальный образ ребенка для матерей в большей степени связан с готовностью активно вступать в речевое общение (88%), в меньшей — с успешностью обучения (12%). Стремление к контакту с ребенком приводит к тому, что большинство матерей выбирают малоэффективные способы коммуникации. Например, желая вызвать положительный эмоциональный отклик, матери склонны исполнять все его желания, часто оправдывая свое поведение тем, что ребенок «особенный», «не такой, как все» и т. д. Образ ребенка в будущем отражает оптимистическую тенденцию — матери ориентируются на успешность в сфере общения (40%), обучения (28%), социальную адаптацию (32%).
Отцы детей со сложными нарушениями также отмечают сложности общения, «загадочность» ребенка, часто признают недостаточность своего вклада в процесс воспитания, объясняя это занятостью на работе. Характеризуя ребенка в настоящем, отцы выделяют, в первую очередь, не личностные особенности, а интересы (44%) — компьютерные игры, мультфильмы, стереотипные движения. В отличие от матерей, отцы делают акцент на отрицательной черте ребенка — упрямстве (31%). Нарушение навыков коммуникации для них не выходит на первый план при описании ребенка и встречается лишь у 25% испытуемых. Отмеченные особенности нашли свое отражение в результатах тестирования (рис. 1).
20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
12,3 127
10,9
10,6
I матери I отцы
опт. эмоц. контакт эмоц. дистанция
концентрация на ребенке
Рис. 1. Родительское отношение к детям со сложным вариантом развития по методике PARI (М в баллах).
Из рис. 1 видно, что у матерей отмечаются более высокие, чем у отцов, показатели эмоционального контакта с ребенком и концентрации на нем, а у отцов — более высокие показатели эмоциональной дистанции. Различия родительского отношения с большей склонностью матерей к установлению партнерских отношений с ребенком, стимуляции его активности, желанию ускорить психическое развитие были выявлены на уровне статистической значимости (р < 0,01).
Процесс детско-родительского общения в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью, проходит более успешно. Дети этой группы чаще ориентированы на контакт с родителями, используют речевые и неречевые средства общения. Матери и отцы часто отмечают у детей трудности включения в произвольную деятельность, несамостоятельность, склонность к импульсивному поведению, эмоциональную возбудимость. У родителей отмечается стремление характеризовать ребенка в настоящем через его интересы (телевизор, компьютер, прогулки, развлечения, совместные занятия). Различия касаются индивидуальных особенностей ребенка, среди которых матери отмечают настойчивость и доброту, а отцы — упрямство и эмоциональность. Идеальный образ ребенка для матерей этих детей связан в равной степени с самостоятельностью (37%), успешностью обучения (34%), развитым самоконтролем (29%). Важно отметить совпадение идеального образа с образом ребенка в будущем. Эти особенности также были выявлены в процессе тестирования (рис. 2).
20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
15,1
13,3 12,9 13,1
11,5
I матери отцы
опт. эмоц. контакт эмоц. дистанция концентрация на
ребенке
Рис. 2. Родительское отношение к детям с умственной отсталостью по методике PARI (М в баллах).
Из рис. 2 видно, что у матерей детей с умственной отсталостью отмечаются более высокие, чем у отцов, показатели эмоционального контакта с ребенком, а у отцов, наряду с эмоциональной дистанцией, выражена концентрация на ребенке. Статистически значимых различий между материнским и отцовским отношением к детям с умственной отсталостью получено не было.
Статистически достоверные различия (р < 0,01) между родительским отношением к детям с разными нарушениями проявляются в том, что матери, воспитывающие детей с аутизмом и умственной отсталостью, больше, чем матери умственно отсталых детей, ориентированы на общение, побуждение ребенка к словесным проявлениям. Отцы ум-
ственно отсталых детей более раздражительны, склонны подавлять желания ребенка, чем отцы детей, страдающих аутизмом с умственной отсталостью. Общие тенденции в отцовском отношении к детям с нарушениями свидетельствуют о значимости для отцов нормативности развития ребенка, его успехов в обучении — это проявляется в характеристиках идеального образа ребенка, а также образа ребенка в будущем.
Обсуждение
Различия материнского и отцовского отношения к детям со сложными вариантами нарушений психического развития и с умственной отсталостью проявляются во всех компонентах родительского отношения — эмоциональном, когнитивном и поведенческом. В значительной степени это связано с клинико-психологической картиной нарушений при сочетании аутизма с умственной отсталостью и при умственной отсталости без аутизма, а также с личностными особенностями родителей. Психологические особенности аутичного ребенка, имеющего интеллектуальное недоразвитие: эмоциональная отчужденность, отсутствие или снижение потребности в общении, своеобразие речи, выраженное отставание в познавательном развитии приводят к стремлению матери установить с ним близкие отношения, основанные на речевом общении. Невозможность в полной мере реализовать желаемое приводит к сверхконцентрации матери на ребенке, желанию ускорить темп психического развития. Фиксация на речевых проблемах ребенка, очевидных при аутизме и привлекающих внимание окружающих, приводит к искажению образа ребенка, игнорированию матерью других особенностей, требующих целенаправленной коррекционной работы. Эти результаты согласуются с данными ранее проведенного исследования личностных особенностей родителей [20]. Повышенный уровень тревожности и ориентация на мнение окружающих усиливают потребность матерей детей со сложным нарушением в подтверждении правильности родительского поведения, в том числе на вербальном уровне. Активность и решительность, выявленная у матерей умственно отсталых детей, в сочетании с нарушением волевых процессов и самоконтроля у детей, отставанием в сфере познавательного развития и социально-бытовой ориентировки приводят к реализации авторитарного стиля воспитания.
Отцовское отношение к детям, страдающим аутизмом с умственной отсталостью, характеризуется тенденцией к эмоциональному отвержению и дистанцированию. Исследование личностных особенностей отцов этой группы показало, что они чаще ориентируются не на требования обстановка, а на собственные интересы. Соответственно, напряженная внутрисемейная обстановка, связанная с непредсказуемостью поведения и эмоций ребенка, невозможностью дать однозначный прогноз развития, усиливает у отцов реакции избегания проблем. Эмоциональная дистанция в отношениях с ребенком, отмеченная также у отцов умственно отсталых детей, является наиболее общей чертой отцовского отношения ко всем детям с отклонениями, которая показана в многочисленных исследованиях. Согласно положению Э. Фромма [21], формирование положительного отцовского отношения связано с уровнем достижений ребенка — дети обеих категорий имеют нарушения интеллекта и, соответственно, не оправдывают ожиданий отцов в значимой для них сфере обучения. Нереалистичность позиции отцов обеих групп проявляется в ориентации на соответствие ребенка норме развития при моделировании образа будущего. Различия отцовского отношения про-
является в том, что отцы детей с аутизмом, осложненным умственным недоразвитием, стремятся ограничить общение с ребенком, а отцы умственно отсталых детей, несмотря на раздражение, вспыльчивость в процессе общения с ребенком, вносят свой вклад в его воспитание посредством жесткого контроля.
Отсутствие значимых различий в материнском и отцовском отношении к детям с умственной отсталостью может быть показателем большей согласованности родительских установок, позиции, связанной с эмоциональной доступностью таких детей в процессе общения. Кроме того, психологические особенности детей с умственной отсталостью, несмотря на наличие различий, предполагают более ясные, чем в случае сложного варианта развития, стратегии воспитания и коррекционно-развивающей работы.
Выводы
1. Различия материнского и отцовского отношения к детям со сложными вариантами нарушений психического развития (аутизм с умственной отсталостью) проявляются в несогласованности позиций матерей и отцов в сфере эмоционального контакта с ребенком, включенности в процесс воспитания и реализации родительского контроля. Родительское отношение к детям с умственной отсталостью отличается большей степенью согласованности между отдельными компонентами и основывается на авторитарном стиле взаимодействия с ребенком.
2. Различия материнского и отцовского отношения к детям со сложными вариантами нарушений психического развития (аутизм с умственной отсталостью) и к детям с умственной отсталостью связаны как с психологическими особенностями ребенка, так и с личностными особенностями родителей.
3. Эмоциональная отрешенность, нарушение навыков коммуникации, дефицит интеллектуальных функций у ребенка, страдающего аутизмом с умственной отсталостью, в сочетании с тревожностью матерей приводят к доминированию в структуре материнского отношения стремления к эмоциональному контакту с повышенной фиксацией на речевом общении. Отцовское отношение к таким детям характеризуется выраженной тенденцией к эмоциональной дистанции, в чем ведущую роль играет нарушение когнитивных процессов, отягощенное неконтактностью ребенка, и доминирование у отцов реакции избегания проблем.
Литература
1. Гилберт К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов-де-фектологов. М.: ВЛАДОС, 2005. 144 с.
2. Иванов Е. С. Аутизм и интеллектуальная недостаточность у детей // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения». СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2005. С. 118— 123.
3. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Речь, 2007. 288 с.
4. Frith U. Cognitive development and cognitive deficit // The psychologist. 1992. № 5. P. 13—19.
5. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991. 167 с.
6. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. М.: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 511 с.
7. Селигман М. Обычные семьи, особые дети. М.: Теревинф, 2007. 368 с.
8. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2003. 408 с.
9. Печникова Л. С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 27 с.
10. Савина Е. А., Чарова О. Б. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология. 1999. № 5. С. 34-39.
11. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. № 4. С. 17-26.
12. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация семей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. 496 с.
13. Шипицына Л. М., Сорокин В. М. Жизненные кризисы семей, имеющих детей с нарушением интеллекта// Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения». СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. C. 160-162.
14. Lamb M., Tamis-Lemonda C. The role of the father: an introduction // The role of the father in child development. Wiley, New Jersey, 2004. P. 1-32.
15. Калина О. Г., Холмогорова А. Б. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований) // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 1. С. 87-100.
16. Посохова С. Т., Липпо С. В., Манеров Р. В. Образ отца и самоактуализация личности // Вестн. С. -Петерб. ун-та. Сер. 12. 2008. Вып. 3. С. 23-30.
17. Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 22-37.
18. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. М., 2001, Т. 2. С. 130-143.
19. Шведовская А. А. Использование методики «Родительское сочинение» в диагностике дет-ско-родительских отношений в дошкольном возрасте // Психологическая диагностика. 2005. № 4. С. 70-103.
20. Высотина Т. Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2011. Вып. 3. С. 122127.
21. Фромм Э. Искусство любить. СПб.: Азбука-классика, 2004. 224 с.
Статья поступила в редакцию 16 декабря 2011 г.