Научная статья на тему 'Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития'

Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3238
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОЖНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (АУТИЗМ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ) / КРИЗИСНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ СЕМЕЙ / ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ / DIFFI CULT VARIANTS OF MENTAL DEVELOPMENT (AUTISM WITH INTELLECTUAL BACKWARDNESS) / CRISIS EXPERIENCES OF FAMILIES HAVING CHILDREN WITH DEVIATIONS / PERSONAL FEATURES OF PARENTS HAVING CHILDREN WITH DEVIATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Высотина Татьяна Николаевна

В статье анализируются личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития (аутизм с умственной отсталостью). В зависимости от выраженности личностных черт выделены несколько групп матерей и отцов. Выявлены значимые различия между личностными особенностями родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития и с умственной отсталостью. Показано деформирующее влияние пролонгированной стрессовой ситуации в семьях, воспитывающих детей со сложными вариантами психического развития (аутизм с умственной отсталостью), на особенности личности матерей и отцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal features of the parents who are bringing up children with diffi cult variants of mental development

Th e article analyzes personal features of parents who are bringing up children with diffi cult variants of mental development (autism with intellectual backwardness). According to the intensity degree of personal features, mothers and fathers are divided into several groups. Th e article reveales signifi cant distinctions between personal features of the parents who are bringing up children with diffi cult variants of mental development and with intellectual backwardness. Th e article also shows deformation infl uence of the prolonged stressful situation in the families which are bringing up children with diffi cult variants of mental development (autism with intellectual backwardness) on mothers and fathers` personal features.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития»

Т. Н. Высотина

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В последнее время наметилась тенденция к увеличению численности детей с аутизмом, осложненным умственной отсталостью. Неоднозначность клинико-психологической картины — искажение процессов эмоционального реагирования, гиперселективность восприятия [1], нарушение понимания символического значения слов и явлений, своеобразие речевого развития и интересов [2-4], дополненные недоразвитием познавательных процессов (высокая истощаемость внимания, низкий словарный запас и т. д.) — приводит к трудностям коррекционной работы, детско-родительского взаимодействия [5-7].

Личностные особенности родителей являются одним из условий формирования родительского отношения к ребенку с отклонениями, наряду с глубиной и структурой нарушения психического развития, гармоничностью внутрисемейного взаимодействия, социальным статусом семьи и т. д. [8]. При анализе данной проблемы следует учитывать то, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни под влиянием внутренних и внешних факторов — генетических, физиологических, семейных, социально-экономических [9, 10]. Продолжительность и субъективная значимость переживаний, связанных с появлением в семье ребенка с отклонениями в психическом развитии, может быть причиной появления у родителей таких черт как раздражительность, тревожность, замкнутость. Многочисленные работы посвящены изучению личностных особенностей родителей детей с интеллектуальными, эмоциональными, сенсорными, двигательными нарушениями [11-14], однако подобные исследования среди матерей и отцов, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития (аутизм с умственной отсталостью), не проводились.

Цель исследования — изучение личностных особенностей родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития (аутизм с умственной отсталостью).

Объект — родители, воспитывающие детей со сложными нарушениями психического развития (аутизм с умственной отсталостью).

Предмет — личностные особенности матерей и отцов, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития (аутизм с умственной отсталостью).

В исследовании приняли участие 96 родителей детей дошкольного возраста (4-6 лет). Экспериментальную группу составил 41 родитель детей с аутизмом, осложненным умственной отсталостью (25 матерей и 16 отцов), контрольную — 55 родителей умственно отсталых детей (35 матерей и 20 отцов).

Гипотезы исследования:

1. Имеются психологически значимые различия в личностных особенностях родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития (аутизм с умственной отсталостью) и с умственной отсталостью.

© Т. Н. Высотина, 2011

2. Имеются психологически значимые различия в личностных особенностях матерей и отцов, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития (аутизм с умственной отсталостью).

3. Степень эмоционально-личностных нарушений у родителей связана с тяжестью нарушения развития ребенка, степенью искажения его эмоциональной сферы.

Методологической основой исследования стали положения теории отношений личности (В. Н. Мясищев), представления о структуре нарушенного развития (Л. С. Выготский) и о сложных вариантах нарушенного психического развития (Е. С. Иванов), описание клинико-психологических особенностей аутичного ребенка (К. С. Лебединская, О. С. Никольская, В. В. Лебединский, И. И. Мамайчук), исследования личностных особенностей родителей аутичных и умственно отсталых детей (Л. С. Печникова, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Л. М. Шипицина, В. М. Сорокин).

Методический аппарат исследования:

— клинико-психологический метод (биографический, наблюдение, беседа);

— экспериментально-психологические методики: 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела (форма С) [15], ОРО А. Я. Варга — В. В. Столина [16].

— методы математической статистики — анализ средних значений (М), [/-критерий Манна—Уитни для независимых выборок, корреляционный анализ.

Биографический метод был организован в форме структурированной беседы с родителями, дополненной наблюдением за родителями и процессом детско-родительского взаимодействия.

Стрессовая ситуация появления в семье ребенка с отклонениями оказывала влияние на личность родителей. 80% матерей и отцов отмечали у себя изменение эмоционального фона (повышенную раздражительность, тревожность, страх перед будущим), соматические нарушения. В зависимости от преобладающих личностных реакций родителей детей со сложными нарушениями развития можно разделить на несколько групп.

У 25% матерей отмечалась анозогностическая реакция, они не замечали признаков нарушения развития у ребенка, его эмоциональные и интеллектуальные проблемы связывали с индивидуальными особенностями. Даже после постановки диагноза матери недооценивали проблемы ребенка, верили во врачебную ошибку.

Тревожная реакция матерей (17,5%) выражалась в обеспокоенности из-за отсутствия у ребенка эмоционального отклика и визуального контакта, наличия двигательных стереотипов, гиперчувствительности. Переоценка тяжести нарушений часто приводила к предъявлению заниженных требований к ребенку.

Депрессивная реакция (17,5%) проявлялась в подавленном настроении, переживании чувства вины. Поведение ребенка усиливало переживания матерей, что приводило к снижению самооценки, уровня мотивации во всех сферах жизни.

Матери с дисфорическойреакцией (15%) испытывали раздражение, вызванное особенностями ребенка (двигательной и речевой стереотипиями, ограниченностью интересов), избегали общения с ним. В проблемах ребенка они были склонны обвинять окружающих (врачей, педагогов, членов семьи).

Матери с демонстративной реакцией (12,5%) использовали нарушения ребенка как средство манипуляции окружающими, переоценивая его реальные возможности.

У 12,5% матерей отмечалась реалистичная реакция, они имели адекватные представления об актуальных возможностях ребенка, стремились оказать ему возможную помощь.

Для отцов детей с аутизмом, осложненным умственной отсталостью, так же как и для матерей, были характерны анозогностическая (18,8%), дисфорическая (12,5%), тревожная (12,5%) и реалистичная (12,5%) реакции. Реакция отчуждения (43,7%) у отцов проявлялась в том, что они стыдились нелепостей в поведении ребенка, его интеллектуальной недостаточности и постепенно дистанцировались от семьи.

Родители, воспитывающие детей с умственной отсталостью, так же как и родители детей со сложными нарушениями, могут быть разделены на несколько групп.

Для матерей умственно отсталых детей были свойственны анозогностическая (27,5%), дисфорическая (22,5%), реалистичная (17,5 %), депрессивная (12,5%), тревожная (10%) и демонстративная (10%) реакции.

Для отцов умственно отсталых детей были характерны реакции отчуждения (33,4%), а также анозогностическая (20,8%), дисфорическая (20,8%), реалистичная (16,7%), тревожная (8,3%) реакции.

Материалы, полученные в результате использования методики Р. Кеттела, помогают выявить особенности личности испытуемых в экспериментальной и контрольной группах (рис. 1, 2).

На рис. 1 видно, что в выборке матерей детей со сложными нарушениями получены высокие значения по факторам G («высокая нормативность поведения») и О («тревожность»), что определяет такие личностные черты, как ответственность, развитое чувство долга, осознанное соблюдение общепринятых норм и вместе с тем озабоченность, недовольство собой, чувство вины.

—О— Отцы —■— Матери

Рис. 1. «Профили личности» испытуемых экспериментальной группы (средние значения в стенах, М).

В выборке отцов детей со сложными нарушениями получены низкие значения по факторам О («спокойствие»), Q3 («низкий самоконтроль»), Q4 («расслабленность»), высокое — по фактору С («эмоциональная стабильность»). Эмоционально-волевая сфера отличается противоречивой структурой: с одной стороны — эмоциональной устойчивостью, возможно, ригидностью, склонностью соблюдать общепринятые нормы по-

—О— Ощы —■— Матери

Рис. 2. «Профили личности» испытуемых контрольной группы (средние значения в стенах, М).

ведения в сочетании с низкой мотивацией достижения, с другой — недостаточным контролем негативных эмоций.

«Личностный профиль» матерей детей с умственной отсталостью (см. рис. 2) имеет высокие значения по факторам А («общительность»), Н («смелость»), Q1 («радикализм»), что определяет такие личностные особенности, как готовность к сотрудничеству, активность, восприимчивость к переменам. Профиль отцов детей с умственной отсталостью имеет низкие значения по факторам MD («низкая самооценка»), Q4 («расслабленность»), определяющим такие качества, как недовольство собой и неуверенность в себе, пассивность.

Статистическая обработка по ^критерию Манна—Уитни выявила значимые различия ^ < 0,01) в эмоционально-волевой сфере родителей, имеющих детей со сложными нарушениями и с умственной отсталостью.

Матери детей, страдающих аутизмом с умственной отсталостью, более замкнуты и обособлены, психологически ранимы, не уверены в себе, чем матери умственно отсталых детей. Отцы, воспитывающие детей со сложными вариантами психического развития, имеют более высокую самооценку, чем отцы умственно отсталых детей, отличаются большей степенью эмоциональной устойчивости и вместе с тем низкой дисциплинированностью, следованием своим желаниям.

Матери аутичных детей больше, чем отцы, ориентированы на соблюдение общепринятых правил поведения, стремятся контролировать свои эмоции и вместе с тем отличаются большей ранимостью, тревожностью, раздражительностью. Матери умственно отсталых детей более предприимчивы и решительны, активны в социальных контактах, имеют более высокий уровень самооценки и мотивации достижения, чем отцы.

Диагностика родительского отношения по методике ОРО выявила статистически достоверные различия ^ < 0,05) в склонности испытуемых в экспериментальной и контрольной группах к эмоциональному отвержению ребенка, искажению его образа. Родители детей со сложными нарушениями в целом более негативно, чем родители умственно отсталых детей, оценивают своего ребенка, преувеличивая его недостатки. Вместе с тем для них свойственно противоречивое стремление к единению с ребенком, сокращению психологической дистанции. В отличие от них, родители де-

тей с умственной отсталостью больше включены в процесс воспитания ребенка, чаще занимая по отношению к нему авторитарную позицию.

Корреляционный анализ выявил положительные связи между эмоциональным отвержением ребенка и степенью тяжести нарушения развития, выраженностью искажения эмоциональной сферы ребенка (г = 0,56), а также такими личностными особенностями родителей как тревожность, раздражительность, ориентация на мнение окружающих, низкий самоконтроль эмоций (г = 0,41).

Обсуждение результатов

По данным, полученным в результате исследования, матери детей со сложными нарушениями развития (аутизм с умственной отсталостью) характеризуются высокой степенью тревожности, зависимости от мнения окружающих, склонностью к депрессивным реакциям. Им свойственна тенденция к патохарактерологическому развитию личности, снижению нервно-психической устойчивости. Эмоциональное неблагополучие отцов, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития, выражено не столь значимо, как у матерей, однако у них можно отметить трудности с контролем негативных эмоций. Существенную роль в этих различиях играет большая включенность матерей в процесс общения с ребенком, склонность к эмпатии, свойственная женщинам, и, как следствие, зависимость их эмоционального состояния от состояния здоровья ребенка. Отцы детей с умственной отсталостью имеют более низкий уровень самооценки, чем отцы аутичных детей, более пассивны, чем матери умственно отсталых детей, что, вероятно, можно объяснить субъективной значимостью для отцов успехов ребенка в обучении, влиянием на них общественного стереотипа неприятия людей с интеллектуальным недоразвитием.

Трудности взаимодействия между родителями и ребенком со сложным нарушением связаны с тенденцией к эмоциональному отвержению и одновременно со стремлением к сокращению психологической дистанции, что объясняется не только личностными особенностями матерей и отцов, но и неоднозначностью клинико-психологической картины нарушений у аутичного ребенка, имеющего интеллектуальное недоразвитие. На основании полученных экспериментальных данных, в формировании эмоционального принятия родителем ребенка существенную роль играет благополучие эмоционального взаимодействия между ними. Неоднозначность эмоциональных реакций аутичного ребенка, противоречивое отношение к тактильному контакту, совместной деятельности, приводят к тому, что матери и отцы не получают от него необходимого подтверждения правильности своего родительского поведения. Подобные проблемы могут приводить к еще большему заострению патологических черт характера, осложнять процесс психологической адаптации родителей. Вопрос о первичности или вторичности возникновения эмоциональных нарушений у родителей детей со сложными нарушениями (аутизм с умственной отсталостью) остается открытым, так как исследовать личностные особенности матерей и отцов до рождения ребенка не представляется возможным.

Выводы

1. Психологически значимые различия в личностных особенностях родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития (аутизм с умственной отсталостью) и с умственной отсталостью, проявляются в эмоциональной

сфере и отражают тенденцию к заострению тревожно-сенситивных черт личности, астенодепрессивных реакций у матерей детей со сложными вариантами развития, а также дисфорических реакций у отцов этих детей.

2. Наиболее высокая степень эмоционально-личностных нарушений среди родителей детей с отклонениями была выявлена у матерей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития (аутизм с умственной отсталостью).

3. Различия в эмоционально-волевой сфере родителей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития (аутизм с умственной отсталостью), объясняются не только различной степенью субъективной значимости для матерей и отцов участия в воспитании ребенка, но и более общими индивидуально-психологическими различиями между женщинами и мужчинами.

4. Выявлена прямая взаимосвязь между тяжестью эмоционально-личностных нарушений у родителей и структурой нарушения развития у ребенка, степенью искажения его эмоциональной сферы.

Литература

1. Клерк Х. Мама, это человек или животное? СПб.: ИСПиП, 2001. 60 с.

2. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991. 167 с

3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2008.

144 с.

4. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Речь, 2007. 288 с.

5. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.

6. Иванов Е. С. Аутизм и интеллектуальная недостаточность у детей // Материалы науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения». СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 118-123.

7. Иванов Е. С. О сложных формах психического развития у детей // Материалы конф. «Мнухин-ские чтения». СПб., 2007. С. 83-85.

8. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2003. 408 с.

9. Мясищев В. Н. Психология отношений. Воронеж: Модек, 1995. 356 с.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.

11. Горячева Т. Г., Солнцева И. А. Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения // Материалы II Всерос. науч. конф. «Психологические проблемы современной российской семьи». 2005. С. 285-298.

12. Гуслова М. Н., Стуре Т. К. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов // Дефектология. 2003. № 3. С. 28-31.

13. Печникова Л. С. Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости от наличия в семье здорового сибса // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». М., 1998. С. 73-74.

14. Шипицына Л. М., Сорокин В. М. Личностные особенности матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2008. Вып. 3. С 178-195.

15. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттела. СПб.: Речь, 2001. 112 с.

16. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. С. 328-334.

Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.