психологические науки
Разумова Елена Михайловна, Ярыгина Анна Вадимовна ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ ...
УДК 159.9.072
ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ У ЖЕНЩИН РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ
© 2018
Разумова Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология» Ярыгина Анна Вадимовна, магистр Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
(445000, Россия, Магнитогорск, проспект Ленина, 26, e-mail: [email protected])
Аннотация. Психология семейных взаимоотношений рассматривается различными областями знаний в контексте системного подхода. Материнское отношение, как и отцовское, выступает одним из определяющих факторов развития личности подрастающего человека. Отношение родителей определяется как система разнообразных чувств, испытываемых по отношению к ребенку, поведенческих реакций, возникающих в процессе общения с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. В связи с этим пониманием построения взаимоотношений в семье, возникает необходимость определить значение именно отношения матери к своему ребенку, т.к. наличие симбиотической связи между ребенком и матерью, которая его вынашивает, вскармливает и безусловно любит, является ведущим показателем формирования психологического благополучия ребенка, его психологического здоровья, эмоциональной устойчивости, принятия себя и других проявлений психики. В представленном материале указывается, что социальный статус матери так или иначе сказывается на ее отношении к ребенку, определяются различия в некоторых параметрах родительского отношения. Полученные результаты проведенного исследования позволяют определить важность проводимых профилактических мероприятий, способных предупредить нежелательные формы поведения детей. Результаты работы могут быть использованы для дальнейшего изучения представленной проблемы специалистами, занимающимися исследованием материнского отношения. Психологи и педагоги, участвующие в воспитательных и образовательных программах, могут воспользоваться сформулированными рекомендациями по работе с каждой выборкой матерей, и на их основе создать программы и инновационные разработки в области семейной психологии, семейного взаимодействия и воспитательного процесса.
Ключевые слова: материнское отношение, социальный статус женщины, оптимальные и неоптимальные критерии материнского отношения.
FEATURES OF THE ATTITUDE OF MOTHERS TO CHILDREN IN WOMEN OF DIFFERENT SOCIAL STATUSES
© 2018
Razumova Elena Mikhailovna, candidate of psychological sciences, associate Professor
of the department of «Psychology» Yarygina, Anna Vadimovna, student Nosov Magnitogorsk State Technical University (445000, Russia, Magnitogorsk, Lenin Avenue, 26, e-mail: [email protected])
Abstract. Psychology of family relationships is considered in various areas of knowledge. The maternal attitude, as well as the father, is one of the determining factors in the development of the personality of the younger person. The attitude of parents is defined as a system of diverse feelings experienced in relation to a child, behavioral reactions that arise in the process of communicating with him, features of perception and understanding of the character and personality of the child, his actions. There is a need to determine the meaning of the relationship of the mother to her child, since the presence of a symbiotic relationship between the child and the mother is a leading indicator of the formation of the psychological well-being of the child, his emotional stability, acceptance of himself and other manifestations of the psyche. The article indicates that the social status of the mother somehow affects her attitude towards the child. The results obtained make it possible to determine the importance of ongoing preventive measures that can prevent undesirable behavior of children. The results of the work can be used for further study of the presented problem by the specialists involved in the study of the maternal relationship. Psychologists and educators participating in educational and educational programs can use the formulated recommendations for working with each sample of mothers, and on their basis create programs and innovative developments in the field of family psychology, family interaction and the educational process.
Keywords: attitude of mothers to children, social status of a woman, optimal and non-optimal criteria attitude of mothers to children.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В современном обществе тема материнского отношения к детям становится одной из наиболее актуальных проблем.
Все чаще в средствах массовой информации появляются новости об агрессивном поведении со стороны матерей, избиении и убийствах по отношению к детям.
Стоит отметить, что возрастает так называемое «социальное сиротство», которое характеризуется отсутствием опеки и заботы при живых родителях. Так, феномен отчуждения родителями своих детей в научных исследованиях рассматривается как пусковой механизм для формирования девиантной личности (в частности, личности убийцы). Детские дома, дома - интернаты, приюты переполнены «отказными» детьми, или детьми, изъятыми из семей, в которых их принуждали к антисоциальным действиям или свершали над ними асоциальные действия.
В имеющихся исследованиях материнское отноше-
ние рассматривается наряду с отцовским и обобщается понятием родительского отношения.
Отношение родителей определяется как система разнообразных чувств, испытываемых по отношению к ребенку, поведенческих реакций, возникающих в процессе общения с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
В связи с этим пониманием построения взаимоотношений в семье, возникает необходимость определить значение именно отношения матери к своему ребенку, т.к. наличие симбиотической связи между ребенком и матерью, которая его вынашивает, вскармливает и безусловно любит, является ведущим показателем формирования психологического благополучия ребенка, его психологического здоровья, эмоциональной устойчивости, принятия себя и других проявлений психики.
Анализ исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты данной проблемы. Анализируя представленность исследований в области рассмотрения материнского отношения, следует отметить комплекс-
Razumova Elena Mikhailovna, Yarygina, Anna Vadimovna FEATURES OF THE ATTITUDE OF MOTHERS ...
psychological science
ность и системность данного подхода. Так, педагогические исследования определяют педагогически условия и факторы воспитания ребенка, психологические исследования касаются вычленения механизмов формирования и развития личности в семье, социологические исследования представляют статистические данные состава и уровня семей, в которых определяется положение ребенка.
Современные психологические исследования данной проблематики заостряют внимание на эмоциональном состоянии женщины, которое оказывает особое влияние не только на взаимодействие матери и ребенка, но и на некоторые аспекты его психологического здоровья.
Значительное количество современных работ посвящается проблеме здоровья подрастающего поколения. Так, исследователями анализируется влияние эмоционального компонента в системе межличностных отношений ребенка с родителями как фактора риска возникновения психосоматических нарушений в дошкольном возрасте [1].
Немаловажное значение определено анализу особенностей сопутствующей психической патологии у дошкольников с задержкой речевого развития, в котором напрямую указывается, что дети с синдромом дефицита внимания в большинстве случаев обладают и нарушениями в речевой сфере, а также тревожными нарушениями и пр. Несоизмеримо высок риск появления нарушения социальной адаптации у таких детей, ведь внутрисемейная адаптация у них уже нарушена [2].
Интенсивность эмоционального контакта матери и ребенка выражается в ведущих стилях воспитания и установках на ребенка: опека, гиперопека, принятие, отвержение ребенка, контроль за его развитием, тревожность за ребенка, и пр. [3].
В проводимых на сегодняшний день исследованиях подчеркивается наличие связи: материнского отношения и заболеваний у ребенка (аутизм, частые простудные заболевания, соматические заболевания, детский церебральный паралич, синдром Дауна и др.) (Чарова О.Б., 2003, Колпакова Л.М., 2006 [4], Руслякова Е.Е., 2013 [5], и др.), материнского отношения и возраста ребенка (Крендясова Е.П., Кошкина И.В., 2017) [6], материнского отношения и привязанности ребенка (Максименко О.В., 2003), материнского отношения и аддиктивного, асоциального и девиантного поведения ребенка (Суровегина М.А., 2009 [7], Разумова Е.М., 2018 [8]), и т.д.
В понимание материнского отношения включена целостная система, состоящая из взаимосвязи эмоционального компонента (разнообразие чувств и эмоций в отношении ребенка), поведенческого компонента (стереотипы действий, активности, деятельности по отношению к ребенку), когнитивного компонента (понимание особенностей качеств, свойств и действий своего ребенка), коммуникативного компонента (способов непосредственного контакта в общении с ребенком) и пр.
Психолого-педагогическая литература описывает оптимальные правила установления отношений матери с ребенком - любовь и независимость (Спиваковская А.С., 1986), подчеркивая, что абсолютного идеала в построении отношения с ребенком не существует, так как это индивидуальный и неповторимый процесс [9]. Однако, совершенно точно определено, что материнская любовь и уверенность ребенка в любви со стороны его матери являются источником и гарантией его эмоционального, физического и психического благополучия.
В исследованиях М.И. Лисиной (1997) отмечено, что взрослый выступает не только как проводник между ребенком и культурными формами и способами деятельности, которыми, в будущем, ему предстоит овладеть, но и как неповторимая, творческая личность, обладающая определенными индивидуальными ценностями [10].
Родитель, в частности - мать, олицетворяет собой те ценностные и мотивационные уровни, посредством которых, ребенок может развиваться - через общение и со-
вместную деятельность.
Итак, проблему материнского отношения к детям можно считать достаточно изученной. Однако, такой аспект, как социальное положение женщины как фактор формирования у нее особенностей материнского отношения к ребенку на сегодняшний день остается малоизученной.
Формирование целей статьи. Целью нашего экспериментального исследования является изучение особенностей материнского отношения к детям у женщин разных социальных статусов.
Мы предполагаем, что социальный статус женщин будет определять некоторые особенности их материнского отношения детям. В исследовании приняли участие 75 матерей.
Женщины были поделены на 3 выборки по 25 человек. В каждую выборку вошли женщины следующих социальных статусов: домохозяйки, педагоги вуза и сотрудники правоохранительных органов.
Используемая в исследовании методика PARI (авторы: Е.С. Шефер, Р.К. Белл) позволила нам оценить признаки, касающиеся разных сторон отношения матерей как к своему ребенку, так и к жизни в семье. Важным являлась оценка специфики внутрисемейных отношений по таким шкалам, как: «уравненные отношения», «раздражительность», «уклонение от контакта с ребенком», «доминирование матери», «чрезвычайное вмешательство в мир ребенка».
Процедура грамотной оценки материнского отношения потребовала использование проективной методики «Незаконченные предложения». Мы скорректировали предлагаемые шкалы, разделили их на 10 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений, а именно: «отношение матери к себе», «к нереализованным возможностям ребенка», «отношение матери к будущему ребенка», «друзьям», а также «к прошлому ребенка».
Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (авторы: Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) была использована для диагностики внутрисемейных влияний всех членов семьи, для выявления особенностей воспитания.
Опросник родительского отношения (авторы: А.Я. Варга, В.В. Столин) позволила выявить некоторые из особенностей материнского отношения к подростку, что является неотъемлемой частью нашего исследования.
Математическая обработка полученных данных позволила нам определить влияние социального статуса, а также различия в выраженности показателей условно разделенных выборок по социальному статусу женщин (посредством t-критерия Стьюдента и дисперсионного анализа) и взаимосвязи шкал применяемых методик (с помощью корреляционного анализа).
Изложение материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. Как показало статистическое исследование, нами были обнаружены представленные ниже особенности и различия отношения к детям у матерей разных социальных статусов.
Итак, корреляционный анализ данных позволил нам проверить наличие взаимосвязи у каждой выборки матерей. Так, показатель «ощущение самопожертвования»:
- у домохозяек показатель прямо коррелирует с показателями: «воспитательная неуверенность родителей», и наблюдается обратная связь с «отношение к семье»;
- у педагогов наблюдается обратная взаимосвязь с показателем «сексуальные отношения ребенка»;
- у служащих напрямую связан с показателем «неустойчивость стиля воспитания», а также обратно коррелирует с показателем «симбиоз».
Показатель «опасение обидеть»:
- у домохозяек прямо коррелирует с показателем «недостаточность требований и запретов», «воспитательная неуверенность родителей»;
- у педагогов напрямую связан с показателем «фобия утраты ребенка», также обратно взаимосвязан с показа-
338
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
психологические науки
Разумова Елена Михайловна, Ярыгина Анна Вадимовна
ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ ...
телем «игнорирование потребностей ребенка»;
- у служащих напрямую связан с показателем «потворствование», и обратно коррелирует с показателями «чрезмерность требований», «недостаточность требований - запретов ребенка».
Показатель «излишняя строгость»:
- у домохозяек прямо связан с показателями «игнорирование потребностей ребенка», «фобия утраты ребенка, «неустойчивость стиля воспитания», и наблюдается обратная взаимосвязь с показателями «отношение к друзьям ребенка», «симбиоз»;
- у матерей - педагогов прямо коррелирует с показателями «проекция на ребенка собственных нежелательных качеств», «чрезмерность требований - запретов», а также обратно коррелирует с показателем «отношение к матери»;
- у матерей, служащих в правоохранительных органах, прямо коррелирует с показателями «нереализованные возможности ребенка», «игнорирование потребностей ребенка».
Таким образом, по полученным данным, мы выяснили, что существуют определенные различия между материнским отношением к детям у женщин разных социальных статусов.
Выводы и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Изучение материнского отношения в современном мире обусловлено особым положением роли матери в психическом развитии ребенка. Внешний мир открывается ребенку через взрослого, в первую очередь, окружающая среда выступает как мир человеческих отношений. Социальный статус матери оставляет свой след не только в ее карьерном и личностном пути, но и отражается в жизни собственного ребенка.
Нам удалось выявить, что социальный статус женщины определяет некоторые особенности материнского отношения к ребенку.
К особенностям материнского отношения женщин -домохозяек относятся проявления чрезмерной заботы к ребенку, так как домохозяйки проводят основную часть своего времени с ребенком, женщина отдает свои силы и энергию своему ребенку в виде заботы и внимания. В воспитательном процессе используется излишняя строгость, раздражительность и доминирование со стороны женщины, мы можем предположить, данный феномен связан с однообразием вида деятельности матери, что влечет за собой психологическую или физическую разрядку женщины, путем раздражения, строгости и доминирования в семье и по отношению к ребенку. Нередко, матери - домохозяйки испытывают фобию утраты ребенка и ощущение самопожертвования, что свойственно для данной выборки женщин, заостренность внимания женщины на детях и домашнем хозяйстве, не позволяет ей развиваться, рассматривать ситуации с разных точек зрения. Отличительными особенностями материнского отношения домохозяек является неразвитость родительских чувств, недостаточность предъявляемых обязанностей к ребенку, при этом, реализуя стремление развивать его активность. В процессе общения с ребенком, матери - домохозяйки, прибегают к уклонению от конфликта.
В отличие от женщин - домохозяек, особенностью материнского отношения у педагогов является психолого-педагогическая составляющая в их социальном статусе, так как в процессе обучения, женщины осваивали определенные техники при работе с разной возрастной категорией детей. Матери - педагоги выстраивают благоприятные отношения с ребенком, а также используют оптимальные стратегии воспитания. Материнское отношение, у женщин - педагогов, проявляется в принятии своего ребенка, как личность. Категория женщин данной выборки, уделяет особое внимание по отношению к друзьям ребенка, как правило, педагоги позитивно относятся к его сверстникам. При взаимодействии с ребенком, матери - педагоги акцентируют свое внимание на нереализованных возможностях.
Особенность материнского отношения у женщин -служащих проявляется в наличии страхов и опасений за ребенка, в связи с отсутствием времени стараются снисходительно относится к нему, что проявляется из-за чрезмерной занятости сотрудника правоохранительных органов.
У данной выборки, наблюдается обращенность к морально - нормативной базе, что позволяет женщине выстраивать равные отношения с ребенком.
В процессе взаимодействия с ребенком, служащие проявляют снисходительность, при этом в воспитательном процессе, у данной выборки, наблюдается чрезмерность санкций, что характерно для специфики и структуры работы матерей - служащих, применять на подчиненных, заключенных, людей, находящихся под следствием, определенные санкции и техники манипуляций.
В данном исследовании была предпринята попытка изучения особенностей материнского отношения к подросткам у женщин разных социальных статусов.
Результаты работы могут быть использованы для дальнейшего изучения представленной проблемы специалистами, занимающимися исследованием материнского отношения, в дальнейшем психологам и педагогам предлагается сформулировать рекомендации по работе с каждой выборкой матерей, на основе их создать программы и инновационные разработки, которые в будущем можно будет реализовать на практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белобрыкина О.А., Чухрова М.Г. Возможности метода анкетирования родителей в выявлении предрасположенности ребенка к психосоматическим нарушениям эмоционально-коммуникативного генеза //Психолог в детском саду. М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки» №1. 2015г. С.19-40
2. Раева Т.В., Леонова А.В. Особенности психических расстройств у детей с задержкой речевого развития // Развитие человека в современном мире. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет. №2. 2017 г. С.166-171
3. Ярыгина А.В. Эмоциональная близость и доверительные отношения матери и ребенка // Студент и наука (гуманитарный цикл) -2018Материалы международной студенческой научно-практической конференции. 2018. С. 725-727.
4. Колпакова Л.М. Механизмы психологической защиты и стратегии совладания со стрессом матерей, имеющих детей, страдающих церебральным параличом // Бюллетень сибирской медицины. 2006. Т. 5. № 2. С. 107-113.
5. Руслякова Е.Е. Исследование стиля материнского отношения к больному ребёнку // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 43. С. 62-68.
6. Крендясова Е.П., Кошкина И.В. Особенности материнского отношения к детям раннего возраста // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2017. № 2 (10). С. 50-52.
7. Суровегина М.А. Изучение особенностей эмоционального компонента в структуре готовности к аддиктивному поведению у младших подростков с задержкой психического развития // Приволжский научный журнал. 2009. № 2 (10). С. 224-230.
8. Разумова Е.М. Нарушения в поведении подростков в семьях с разведенными родителями // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2017. Т. 2. С. 292-294.
9. Спиваковская А.С. Как быть родителями: монография. М.: Изд. «Педагогика», 1986.
10. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. — М.— Воронеж: «Институт практической психологии», «МОДЭК», 1997.
Статья поступила в редакцию 17.10.2018
Статья принята к публикации 27.12.2018