психологические науки
Разумова Елена Михайловна, Ярыгина Анна Вадимовна СВЯЗЬ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ...
УДК 159.9.072
СВЯЗЬ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
© 2018
Разумова Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология»
Ярыгина Анна Вадимовна, студент Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (445000, Россия, Магнитогорск, проспект Ленина, 26, e-mail: [email protected])
Аннотация. Проблема семейных взаимоотношений рассматривается в русле системного подхода в педагогической, психологической, философской, социологической и других областях знаний. Семья и все взаимоотношения в ней - это первый и важный институт зарождения формирующейся личности подрастающих в ней детей. Именно в семье подростки получают знания о стилях супружеских взаимоотношений и родительского отношения. Происходит первичная социализация ребенка, которая будет отражаться на его взаимодействии с другими людьми даже во взрослом возрасте. Трудности и ошибки, которые допускаются родителями в воспитании подростков имеют существенные последствия. Особенно значимыми в этом отношении являются неоптимальные взаимоотношения в семье. Именно они способствуют формированию положительных и отрицательных черт личности человека. Есть необходимость уделять внимание как материнскому стилю воспитания, так и формам отцовского воспитания. То, как будут распределены дисциплинарные взыскания и наказания, насколько гармонично соответствуют предъявляемые требования матерей и отцов к детям, как родители могут осуществлять оптимальную подстройку во взаимодействии с подрастающим человеком - все это является важными причинами в процессе формировании психологических особенностей личности. В представленном материале указывается, что семейные взаимоотношения тесно связаны с проявлениями агрессивности включенных в эти взаимоотношения детей. По результатам проведенного исследования следует определить важность проводимых профилактических мероприятий, способных предупредить нежелательные вспышки агрессивных форм поведения подростков.
Ключевые слова: система семейных взаимоотношений, подростковая агрессивность, виды и формы агрессии, неоптимальные стили родительского отношения, семейные конфликты, ошибки в воспитании, развивающаяся личность.
INTERRELATION OF FAMILY RELATIONS AND AGGRESSIVENESS OF ADOLESCENTS
© 2018
Razumova Elena Mikhailovna, candidate of psychological sciences, associate Professor
of the department of «Psychology» Yarygina Anna Vadimovna, student Magnitogorsk State Technical University (445000, Russia, Magnitogorsk, Lenin Avenue, 26, e-mail: [email protected])
Abstract. The problem of family relationships is considered in the systemic approach in the pedagogical, psychological, philosophical, sociological and other fields of knowledge. The family is the first and important institution of the child's personality formation. It is in the family that adolescents receive knowledge about the styles of conjugal relationships and parental relationship, the primary socialization of the child takes place. Difficulties and mistakes that parents make in the education of adolescents have significant consequences. Particularly significant in this respect are non-optimal relationships in the family. They contribute to the formation of positive and negative personality traits of adolescents. Important are the maternal style of upbringing and the form of paternal upbringing. How disciplinary punishments and punishments will be distributed, how harmoniously the requirements of mothers and fathers to children meet, how parents can perform optimal adjustment in interaction with the growing up person are all important factors in the process of forming psychological personality traits. The presented material indicates that family relationships are closely related to the manifestations of the aggressiveness of children. The authors point out the importance of ongoing preventive measures that can prevent unwanted outbreaks of aggressive forms of adolescent behavior.
Keywords: family relations system, teen aggressiveness, types and forms of aggression, suboptimal styles of parental relationship, family conflicts, mistakes in upbringing, developing personality.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном обществе тема агрессии подростков становится одной из наиболее актуальных проблем.
В средствах массовой информации эта тема получает особую популярность, ведь сегодня одним из самых мощных феноменов выступает насилие. Подростки черпают знания о моделях агрессивного поведения из основных источников, которыми полна современная жизнь [1].
Вероятность и уровень агрессивного поведения зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя в семье. В семейном окружении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестке социальных и экономических проблем общества. Именно в семье ребенок проходит первичную социализацию [2].
На примере взаимоотношений между родителями он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелые годы.
Некоторые трудности и ошибки в воспитании подростков слишком дорого оборачиваются. Особенно зна-
чимыми в этом отношении являются неоптимальные взаимоотношения в семье.
Именно в семье с использованием определенных стилей воспитания происходит формирование основы развивающейся личности, становление положительных и отрицательных черт.
Причем материнский стиль и отцовское воспитания имеют равноценную значимость. То, как будут распределены дисциплинарные взыскания и наказания, насколько гармонично соответствуют предъявляемые требования матерей и отцов к детям, как родители могут осуществлять оптимальную подстройку во взаимодействии с подрастающим человеком - все это является определяющими детерминантами в формировании психологических особенностей личности ребенка.
Анализ исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты данной проблемы. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, 1983; А.И. Захаров, 1986; А.И. Спиваковская, 1988; А.Е. Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и др.).
Современные исследователи данной проблематики заостряют внимание на ценности учета семейного воспитания и семейных взаимоотношений при проявлении агрессивного поведения детьми, воспитывающимися в
Razumova Elena Mikhailovna, Yarygina Anna Vadimovna INTERRELATION OF FAMILY RELATIONS ...
psychological science
этих семьях.
Так, отечественные психологи в своих исследованиях отмечают имеющиеся недостатки в воспитательных мероприятиях родителей, способствующих появлению агрессивных качеств личности: недостаток тепла - безразличие - отвержение ребенка, недостаточный контроль за ребенком - снисходительное отношение к его агрессивному поведению, непоследовательность системы поощрений - наказаний, строгие физические наказания.
Выделяя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты родительского отношения, Р.В. Овчарова указывает на их взаимосвязь в трансляции семейного воспитания и на способность этой взаимосвязи влиять на формирование личности ребенка и его поведения [3].
Е.М. Разумова, изучая девиации подростков из семей с разведенными родителями, указывает на существенные различия в их поведении, в сравнении с подростками из полных семей, что может указывать на недостаток отцовского влияния и воспитания подрастающего ребенка, а также это определенно свидетельствует о некоторых ошибках в реализации воспитательной функции матерей в таких семьях [4].
Последующие работы этого автора связаны с рассмотрением факторов социально-психологического здоровья людей, неоднократно совершающих преступления. Е.Ю. Шпаковская, Е.М. Разумова указывают на существенную роль семьи и семейных взаимоотношений в многократно повторяющихся формах девиантного, отклоняющегося поведения [5, 6].
М.С. Мантрова и Н.А. Степаненко отмечают имеющиеся проблемы в ценностно-смысловой сфере подростков из благополучных и неблагополучных семей. Авторы указывают, что семьи с низким социальным статусом, где происходит обесценивание и игнорирование основных семейных функций, выступают основными причинами десоциализации подростков [7].
Амбалова С.А., Калабекова М.Р. в своей работе указывают на механизмы и условия, влияющие на процесс активизации агрессивного поведения подростков, определяя существенную роль социальным тенденциям современной семьи [8].
В современных психологических исследованиях рассматриваются модели трудностей человека при столкновении его со сложными жизненными ситуациями [9, 10].
Таким образом, тему агрессии в подростковом возрасте можно считать достаточно изученной, за исключением определения взаимосвязи уровня агрессивности подростка и семейных взаимоотношений.
Формирование целей статьи. Целью нашего экспериментального исследования является изучение связи семейных взаимоотношений и агрессивности подростков.
Мы предполагаем, что варианты неоптимального родительского отношения будет связано с определенным уровнем и формами агрессивности ребенка. В исследовании принимали участие девяносто семей с детьми подросткового возраста.
На начальном этапе пилотажного исследования нами была использована методика PARI (Шефер Е.С. и Белл Р.К.): тест - опросник изучения родительских установок позволил изучить отношения родителей к разным сторонам семейной жизни.
Мы имели возможность оценить признаки, касающиеся разных сторон отношения родителей как к своему ребенку, так и к жизни в семье. Нам важно было оценить специфику внутрисемейных отношений в опоре на шкалы: уравненные отношения, семейные конфликты, раздражительность, партнерские отношения, уклонение от контакта с ребенком, безучастность мужа, доминирование матери, чрезвычайное вмешательство в мир ребенка, подавление воли ребенка.
Эта информация позволила данную выборку разде-
лить условно на две группы: «конфликтные семьи» (КС) и «бесконфликтные семьи» (БКС).
По полученным данным пилотажного исследования констатируем, что в конфликтных семьях значительно ярче проявляются семейные конфликты, родители чаще избегают контактов с ребенком, отцы более отгораживаются от семейных дел, а матери чрезмерно вмешиваются в мир ребенка, лишая его какой-либо самостоятельности. Показатели ^критерия Стьюдента по данным шкалам для названых выборок оказались статистически значимы.
Вторая методика тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), использованная нами на следующем этапе, позволяет выявить некоторые аспекты родительского отношения, степень его оптимальности и уравновешенности.
В соответствии с гипотезой исследования, в которой мы предположили, что родительское отношение будет связано с определенным уровнем и формами агрессивности ребенка, необходимым является диагностика состояния агрессии с помощью опросника А. Басса - А. Дарки.
Известно, что агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих высокое психическое напряжение. Используемый нами опросник, позволит изучить формы агрессивных и враждебных реакций ребенка.
Математическая обработка полученных данных позволила нам определить различия в выраженности показателей условно разделенных выборок по уровню конфликтности взаимоотношений в семьях и формах и выраженности агрессии подростков (посредством критерия Стьюдента) и взаимосвязи шкал применяемых методик (с помощью корреляционного анализа).
Изложение материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. Как показало статистическое исследование, в семьях с частыми конфликтами ярко выражено подавление воли ребенка, родители чаще раздражительны, они не настроены на партнерские отношения с ребенком, а наоборот, склонны уклоняться от контакта с ребенком. В таких семьях безучастность мужа и доминирование в процессе воспитания матери существенно выражено, в отличие от семей с низким показателем конфликтности.
Тест-опросник родительского отношения позволяет выявить различия и в используемом стиле взаимоотношений родителей с детьми.
Так, в конфликтных семьях родители устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о своих детях, не проявляют интереса к тому, чем «живет» их ребенок, низко оценивают его способности.
В этих семьях родители оценивают достижения своих детей с большой критикой, подчеркивая больше неудач, чем достижений. В бесконфликтных семьях, наоборот, родители проявляют искренний интерес к тому, что заботит их ребенка, высоко оценивают их способности, поощряют самостоятельность и его инициативу, используют позицию «на-равных» во взаимодействии с ребенком.
Такие родители не устанавливают психологической дистанции между собой и ребенком, стараются быть всегда ближе к нему. Неудачи ребенка они считают случайными, поддерживают его начинания.
Полученные данные, касающиеся форм и выраженности агрессии и враждебности, позволили сделать вывод, что у подростков из благополучных семей агрессивность и конфликтность, чувство вины, обида, раздражительность, подозрительность намного ниже, чем у подростков из конфликтных семей.
Сравнительный анализ по ^критерию Стьюдента для названых выборок, показывает статистическую значимость различий по всем шкалам методики._
306
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)
психологические науки
Разумова Елена Михайловна, Ярыгина Анна Вадимовна
СВЯЗЬ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ...
В семьях с частыми конфликтами у ребенка преобладают: физическая, вербальная, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность. У них ярко выражен уровень агрессивности и враждебности.
Переходим к корреляционному анализу данных, который позволил нам проверить выдвинутую гипотезу о наличии взаимосвязи между семейными взаимоотношениями и агрессивностью подростков.
В конфликтных семьях выявлены следующие взаимосвязи:
- «симбиоз» - как тип родительского отношения связан с проявлением вербальной агрессии, чувством вины и агрессивностью по типу обратной связи;
- в такой же обратной связи с вербальной агрессией предстают такие типы родительского отношения как «отвержение ребенка» и «стремление ускорить его развитие»;
- интересным представляется отмеченная прямая связь таких факторов как «отношение к неудачам» с «несдержанностью» и с «прямой вербальной агрессией», что подтверждает статус конфликтной семьи;
- у подростков из конфликтных семей физическая агрессия напрямую связана с автономным поведением отца и зависимостью подростка от семьи. Последняя связь может быть определена сильным желанием подростков повзрослеть, и, кроме как, наглядно демонстрировать свою физическую силу, ничего другого подростки не изобрели.
В бесконфликтных семьях мы определили следующее:
- симбиотическая связь родителя с ребенком, непоследовательность матери напрямую связаны с проявляемой физической агрессии ребенка;
- раздражение родителей в данных семьях напрямую связано с вербальной агрессией ребенка;
- интересен выявленный факт прямой связи автономности родителей с физической агрессией ребенка.
Выводы и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Итак, атмосфера в семье тесно связана с проявлением агрессии и различных ее форм у подростков, воспитывающихся в этих семьях. Нам удалось выявить, что родительское отношение взаимосвязано с определенными уровнями и формами агрессивности ребенка.
Такие неоптимальные стили родительского отношения, как: «автономность матери и отца», «непоследовательность матери», «стремление ускорить развитие ребенка», «самопожертвование родителей» и др., взаимосвязаны с соответствующими формами проявления агрессии ребенка и с общим уровнем его агрессивности и враждебности.
Выраженность симбиоза матери с ребенком связана со сниженным проявлением вербальной агрессии и в целом агрессивности подростка. Очевидно, на состояние ребенка и его поведенческие проявления будут оказывать влияние то спокойствие и умиротворение, которое передает мать. Показательно также, что со сниженной вербальной агрессией связано и отвержение родителями своего ребенка, и стремление родителей ускорить процесс его развития.
В семьях с частыми конфликтами дети более несдержанны и характеризуются прямой вербальной агрессией, что связано с акцентированием внимания на неудачах подростка. А проявление физической агрессии ребенка в таких семьях напрямую связано с отцовской автономией. И надо отметить, что сильная зависимость подростка от семьи также связана с проявлением его физической агрессии.
Итак, из полученных результатов видно, что семейные взаимоотношения тесно связаны с проявлениями агрессивности включенных в эти взаимоотношения детей. Когда речь идет о подростковом возрасте, когда заостряются некоторые черты характера, когда ребенок сильно желает поскорее стать взрослым, но у него
еще не хватает на это возможностей, особо остро встает вопрос о проведении профилактических мероприятий, способных предупредить нежелательные вспышки агрессивных форм поведения ребенка.
Семья, как микро-социальный фактор, способный влиять на проявление агрессии ребенка, находится в тесной взаимосвязи с демонстрацией себя и своего отношения к окружающим подрастающего поколения. Необходимо понимать, то, что закладывается в семье, является определяющим основанием для формирования системы ценностей и культуры взаимоотношений человека. Актуальной психологической работой в современное время остается профилактика семейных конфликтов, коррекция поведения подростков как внутрисемейных отношений, так и во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, окружающими его людьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Воробьева К.А. Влияние СМИ на формирование агрессивных установок подростка // Воспитание школьников. - 2011. - № 6. - С. 55-58.
2. Токарь О.В. Психология развития и возрастная психология в схемах, таблицах, комментариях[Текст]: учеб. пособие / О.В.Токарь. -2-е изд., перераб. -М.: ФЛИНТА, 2014. -64 с.
3. Овчарова Р. В. Психология родительства : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии [Текст] / Р. В. Овчарова. - М. : Academia .- 2005. - 363 с.
4. Разумова Е.М. Нарушения в поведении подростков в семьях с разведенными родителями //
5. Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2017. Т. 2. С. 292-294.
6. Разумова Е.М. О соотношении факторов социально-психологического здоровья преступников-рецидивистов // Психологические проблемы бытия человека в современном обществе. Развитие личности в образовательном пространстве: психологические векторы и смыслы материалы Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2011. С. 98-102.
7. Шпаковская Е.Ю. Исследование факторов психологической устойчивости к возникновению компьютерной игровой аддикции // Аспекты психологического здоровья в современных условиях: коллективная монография. Уфа, 2016. С. 136-166.
8. Мантрова М.С., Степаненко Н.А. К вопросу изучения ценностных ориентаций подростков из благополучных и неблагополучных семей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 113-116.
9. Амбалова С.А., Калабекова М.Р. Факторы и условия, порождающие агрессивное поведение подростков // Проблемы научной мысли. 2017. Т. 1. № 1. С. 133-141.
10. Психическое здоровье мужчин в сложных жизненных ситуациях: монография. Сер. Психология здоровья / Баженова Н.Г., Разумова Е.М., Руслякова Е.Е., Токарь О.В. - Магнитогорск, 2017.
11. Токарь О.В., Шпаковская Е.Ю., Степанова О.П., Баженова Н.Г., Чурилов В.В. Влияние мотивационных тенденций студентов вуза на познавательный интерес // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 5.
Статья поступила в редакцию 01.02.2018
Статья принята к публикации 28.03.2018