УДК 616.89
Ларионова Светлана Олеговна
Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург)
svetlana@uspu.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ И ОТКЛОНЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
В статье актуализируется вопрос нравственного развития и воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями развития; представлены результаты исследования особенностей нравственного развития умственно отсталых и с задержкой психического развития детей младшего школьного возраста. В статье описаны как психолого-педагогические условия нравственного воспитания детей с нарушениями и отклонениями интеллекта, так и возможные подходы к нему.
Ключевые слова: нравственное развитие, нравственность, нравственные нормы, дети младшего школьного возраста, дети с нарушениями развития, дети с нарушениями и отклонениями интеллекта, нравственное воспитание.
Проблема нравственного развития всегда остается актуальной и приоритетной в отечественной системе воспитания. Вопросами нравственности, нравственного развития и нравственного воспитания занимались Ю.К. Бабанский, О.С. Богданова, Л.И. Божович, Н.И. Болдырев, Л.С Выготский, Л.А. Вы-сотина, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, ГВ Слепухи-на, Н.А. Сорокин, Е.В. Субботский, Н.М. Трофимова, И.Ф. Харламов и др. Под нравственным развитием они понимают процесс становления и качественной перестройки сознания, чувств, поведения на основе объективных и субъективных факторов и самовыражения личности в деятельности и поведении. Так, нравственное развитие предполагает процесс количественных и «качественных изменений» (Л.С. Выготский) человека в его восприятии идеалов, ценностей, взглядов, отношений.
В зависимости от того как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами в обществе, можно судить об уровне его нравственности. Нравственным можно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.
Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, хотя основы морали закладываются уже в детском возрасте и закрепляются в подростковом и юношеском.
Н.М. Трофимова подчеркивает, что младший школьный возраст является наиболее благопри-
ятным и сензитивным периодом для усвоения норм нравственности, так как ребенок верит в авторитет взрослого, учителя. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми [5].
Таким образом, с учетом нравственных норм детям младшего школьного возраста предъявляются следующие требования: стремиться дружить со всеми детьми и выбирать себе друга, которому можно доверять и которого никогда не подведешь; ценить в людях трудолюбие, активность, инициативность, честность, справедливость; делать добро окружающим людям; трудиться с пользой для себя и людей; бороться с собственной ленью и другими недостатками; беречь общественное добро и родную природу; помогать старшим, инвалидам, пенсионерам, своим товарищам в учебе и труде, общественной работе [3].
В младшем школьном возрасте нравственное развитие ребенка связано с выполнением разнообразных школьных обязанностей и поручений, что создает благоприятные условия для углубления нравственного сознания и чувств, укрепления нравственной воли и поведения. В этом возрасте ребенок сталкивается с четкой и развернутой системой моральных требований, правил, норм, императивов, которыми необходимо руководствоваться во взаимоотношениях с учителем, другими взрослыми, сверстниками.
На значимость нравственного развития детей младшего школьного возраста указывал еще Л.С. Выготский, утверждая, что начало данного
возрастного периода связано с возникновением обобщения переживаний, логики чувств. Ребенок впервые начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях [1].
Так, наиболее существенными нравственными качествами, которые следует формировать в младшем школьном возрасте, являются дружелюбность, честность, уважительность, доброжелательность, вежливость, заботливость, дисциплинированность и трудолюбие.
К младшему школьному возрасту каждый ребенок достигает определенного уровня нравственного развития: у него накапливается нравственный опыт, формируются индивидуальнотипологические качества личности, вырабатываются определенные привычки и ценности.
В аспекте изучаемой проблемы наиболее существенным представляется анализ особенностей нравственного развития детей с нарушениями развития.
С самого рождения эти дети имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них наблюдаются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживаниями страха, тревоги, физической боли. Это усугубляет оторванность ребенка от окружающего мира и впоследствии проявляется в девиантности поведения, в усилении соматических заболеваний и психосоциальных отклонений [4].
В процессе изучения данной проблемы нами было проведено исследование особенностей нравственного развития детей младшего школьного возраста: умственно отсталых и с задержкой психического развития.
Исследование проводилось по единой системе в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VII вида - в школе .№220 и в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида - в школе .№167 г. Екатеринбурга.
Возрастная группа - учащиеся 2 и 3 классов в количестве 76 человек.
Для изучения особенностей нравственного развития детей младшего школьного возраста с ЗПР и умственно отсталых учащихся были использованы методики И.Г. Сенина: «Понимание нравственных категорий»; «Что мы ценим в людях?»; «Разложи карточки»; «Дружба»; «Закончи предложение»; адаптированные опросники
В. В. Бойко - «Эмоциональная эмпатия»;
Е.П. Ильина, П.А. Ковалева - «Личностная агрессивность и конфликтность».
В процессе исследования акцент ставился на выявление нравственных ориентиров и чувств у детей, а также эмоциональной эмпатии и на определение склонности ребенка к враждебности, проявляемой через обидчивость и мстительность.
Результаты исследования позволяют предположить существование особенностей проявления моральных норм у детей с задержкой психического развития.
Дети с ЗПР (79% испытуемых) не имеют целостного представления о нравственных категориях («скромность»; «уважение»; «отзывчивость»; «эмпатия») и нормах. Оценки их суждения часто бывают конкретными и ситуативными. Отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное, имеет эгоистический характер. Эмоции детей поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию. Однако у младших школьников данной категории существуют нравственные ориентиры, но соответствовать им дети не стремятся.
В процессе исследования было обнаружено, что 87% учащихся часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Кроме того, результаты обследования младших школьников с ЗПР указывают на некоторую ригидность их чувств, проявляющуюся в отношениях таких детей с окружающими людьми. В большинстве случаев для таких детей (92%) характерно отсутствие чувства долга, эмпатии, преданности и, наоборот, присущи неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки.
Таким образом, нравственное развитие учащихся с задержкой психического развития не соответствует младшему школьному возрасту и характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость проявления моральных норм от внешнего контроля, от условий ситуации; размытость нравственных норм; видение окружающих сверстников как людей, способных в основном на аморальное поведение; становление нравственности в сторону ее прагматичности.
В силу ослабленного психического и эмоционально-волевого развития (инфантилизма), неразвитости процессов самоконтроля, саморегуляции, а также несбалансированности процессов возбуждения и торможения дети с задержкой психи-
ческого развития, как правило, прибегают к более доступным - девиантным формам взаимодействия с окружающей действительностью (это конфликты, обман, воровство, бродяжничество). Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети стремятся подчиняться влиянию взрослых правонарушителей. Соответственно, подобное поведение будет негативно сказываться на формировании положительных сторон личности, на совершенствовании собственного «Я» ребенка и на развитии нравственного идеала, а также нравственных чувств.
Проанализировав состояние нравственного развития детей с ЗПР, остановимся подробнее на особенностях нравственного развития умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Результаты обследования умственно отсталых учащихся демонстрируют отсутствие у них (89% испытуемых) четких, сформированных нравственных представлений и понятий о таких категориях, как «дружба»; «вежливость»; «скромность», «уважение». Дети, как правило, не имеют ясных, точных и организованных нравственных ориентиров. Отношение к моральным нормам и правилам неустойчивое. Учащиеся неправильно объясняют поступки (то есть названные ими поступки не соответствуют тем качествам, которые дети называют), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. У 36% детей отмечается «затянутость», инертность эмоциональных реакций, имеющих ярко выраженный эгоцентрический характер. В большинстве случаев (77%) умственно отсталые учащиеся весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются этого делать. Поведение и переживания умственно отсталых младших школьников отражают слабое осознание окружающей обстановки.
Нравственные чувства у 90% испытуемых данной категории отличаются низкой степенью осознанности, как правило, существуют на уровне знаний.
Детям свойственны такие черты, как некри-тичность в отношении к себе, противоречивость поступков, неспособность и нежелание в овладении нравственными принципами, безволие, внушаемость, зависимость от мнения других, отсюда - беспринципность, нецелеустремленность, безынициативность, проявляющиеся в поведении, во взаимодействиях таких детей с окружающими людьми.
Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что среди умственно отсталых детей встречаются младшие школьники (46%) с характерными для них быстрыми переходами от одного настроения к другому, это, в свою очередь, неблагоприятным образом сказывается на личностном развитии, на формировании четких нравственных позиций и нравственных чувств.
Низкие уровни развития эмоциональной эмпатии и одновременно высокие показатели выраженности вспыльчивости и враждебности у умственно отсталых младших школьников (81%) отрицательно воздействуют на формирование у них нравственной стороны личности.
В большинстве случаев (у 72% испытуемых) наблюдаются раздражительность, эгоизм, злопамятность, несдержанность, негативизм и т.д. Учащиеся подвластны аффективным импульсам, непосредственным воздействиям окружающей действительности, не склонны к самостоятельной аналитической переработке этих воздействий с позиции собственных нравственных убеждений и духовных потребностей. Нередко они действуют в соответствии с внезапно возникающими мотивами, желаниями, прихотями, не имея силы воли, чтобы противостоять им. У умственно отсталых детей прослеживается недостаток эмоционально положительных отношений и контактов с окружающими. Такое поведение нередко становится причиной возникновения различного рода девиаций, что, в свою очередь, является фактором, препятствующим адекватному нравственному развитию детей данной категории.
Все вышеперечисленное указывает на следующие особенности нравственного развития детей с нарушениями и отклонениями интеллекта.
Формирование нравственных чувств у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и умственно отсталых происходит с относительным отставанием от возрастной нормы. Недостаточная дифференцирован-ность переживаний, эгоцентрическая направленность таких детей, слабость интеллектуальной и эмоционально-волевой регуляции затрудняют развитие высших нравственных чувств, таких как патриотизм, гражданственность, гуманизм и т.д. Как правило, чувства этих детей мало дифференцированы, поверхностны и неадекватны. Переживания можно назвать упрощенными, примитивными, однако у детей достаточно четко выражены положительные или отрицательные эмоции,
хотя эти эмоции не всегда мотивированы: дети могут беспричинно смеяться, радоваться пустякам. Отрицательные эмоции возникают неожиданно, аффективно, носят стойкий характер. Наиболее высокую эмоциональную оценку у детей находит только то, что им приятно. Они плохо регулируют свои чувства, длительное время не могут найти утешение после нанесенной им обиды со стороны окружающих людей и, следовательно, не удовлетворяются какой-то положительной компенсацией. Доводы рассудка почти отсутствуют как при положительных, так и при отрицательных чувствах.
Слабость регуляции чувств, скорее всего, является причиной того, что духовно-нравственное начало учащихся с задержкой психического развития и умственно отсталых формируется со значительным отставанием. Такие понятия, как чувство долга, ответственности, справедливости, преданности, не находят своего развития в эмоционально-волевой сфере детей младшего школьного возраста с нарушениями развития.
В большинстве случаев дети с ЗПР и умственно отсталые эмоционально неустойчивы, им свойственны колебания настроения, высокая утомляемость.
Разбалансировка чувств у детей с нарушениями и отклонениями интеллекта способствует возникновению эмоциональных расстройств, что ведет к девиациям в поведении. Незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим нравственное развитие таких детей.
Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У детей с ЗПР и умственно отсталых наличие в эмоциональной сфере нарушений обусловливает своеобразное психопатологическое формирование характера, его новых отрицательных качеств.
Подобные тенденции в развитии эмоций и чувств младших школьников с задержкой психического развития и умственно отсталых препятствуют формированию у них нравственного сознания, нравственных чувств, морально-психологических качеств, культурного поведения, а также неблагоприятным образом сказываются на гармоничном становлении личности таких детей в целом.
Описанные особенности нравственного развития детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детерминированы различ-
ными факторами. Речь идет о том, что у детей с ЗПР определенная специфика нравственной стороны личности обусловлена, преимущественно, задержкой эмоционально-волевого развития, а у умственно отсталых детей - нарушениями развития познавательных процессов.
Полученные результаты исследования позволяют более подробно изучить особенности нравственного развития детей младшего школьного возраста с нарушениями и отклонениями интеллекта. Педагогам необходимо учитывать, что процесс усвоения нравственных понятий и, в свою очередь, развитие нравственных чувств требуют продуктивного абстрактного мышления. Следовательно, у подобной категории детей следует развивать данный вид мышления.
Планомерно используя интеллектуальные и личностные способности учащихся с задержкой психического развития и умственно отсталых, необходимо углублять и усложнять содержание знакомых нравственных понятий, не превышая познавательные возможности детей. Однако не следует впадать и в другую крайность: давать необоснованно заниженные нравственные знания.
В процессе нравственного воспитания необходимо использовать и связывать формирование нравственных представлений и понятий у детей умственно отсталых и с задержкой психического развития с их конкретной деятельностью, учитывать и опираться на положительные стороны их личности.
Таким образом, необходима систематическая, планомерная работа по формированию у детей с нарушениями и отклонениями интеллекта моральных понятий, оценочных суждений как основы их убеждений, самосознания.
В нравственном воспитании детей с нарушениями развития существенным является формирование чувства коллективизма, так как нередко излишняя опека со стороны родителей приводит к появлению у детей иждивенческих наклонностей, потребительского отношения, эгоистической направленности личности и т.п. Нравственное воспитание должно быть направлено на предупреждение и преодоление замкнутости, недоверия к окружающим, чувства неполноценности у данной категории детей.
На основе всего вышесказанного можно выделить основные психолого-педагогические условия нравственного воспитания учащихся:
1. Осуществление своевременной диагностики детей с нарушениями и отклонениями интеллекта.
2. Выявление конкретных источников вредных влияний (семейных, бытовых, досуговых) и исключение детей из зоны их воздействия.
3. Использование коррекционно-направленной комплексной системы медицинских и психо-лого-педагогических мероприятий, предусматривающих специализацию учебно-воспитательного процесса в морально-этическом и правовом аспектах.
4. Содружество семьи и школы. Работа с родителями - одна из важных профессиональных обязанностей педагога в коррекционном обучении и воспитании. Выработка целостного подхода в общении с детьми, определение содержания и стилей воспитания, организация жизни ребенка в семье (приобщение детей к духовному миру взрослых, родителей - к духовному миру детей) способствуют благоприятному социальному развитию детей.
5. Взаимодействие школы с внешкольными учреждениями и общественными организациями.
6. Привлечение школьников к коллективной общественно полезной деятельности с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей. Л. С Выготский придавал большое значение включению детей с нарушениями развития в социально значимую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества.
7. Совершенствование позитивных деловых и личностных отношений учащихся в коллективе как фактора, содействующего воспитанию морально-психологических качеств.
8. Стимулирование учащихся, способствующее повышению их активности, проявлению положительных качеств личности, становлению адекватной жизненной позиции.
9. Осуществление помощи и контроля над выполнением учебных и внеучебных обязанностей и поручений учащихся, направленных на формирование их нравственного сознания, нравственных чувств, навыков и привычек социального поведения.
В соответствии с этим можно рекомендовать следующие подходы нравственного воспитания учащихся с задержкой психического развития и умственно отсталых:
1. Выявление типичных для детей отклонений в развитии их личности и индивидуальных для каждого ребенка особенностей.
2. Опора на сохраненные возможности и наиболее сильные стороны ребенка. В процессе педагогической работы с детьми, имеющими нарушения развития, Л.С. Выготский считал необходимым ориентироваться не на «золотники болезни» ребенка, а на имеющиеся у него «пуды здоровья» [2].
3. Дифференцированный подход к той или иной группе детей и индивидуальный - к каждому ребенку.
В работе с такими детьми педагогу следует подбирать наиболее оптимальные приемы пси-холого-педагогического воздействия на личность, чутко подмечать даже малейшие положительные изменения в его сознании и поведении, хвалить, поддерживать «ростки» нового качества, способствовать их развитию.
В результате целенаправленной психологопедагогической работы у детей формируются нравственные чувства, понятия, убеждения, воспитываются социальные мотивы поведения, адекватное отношение к людям, труду, обязанностям и правам. Главным, на наш взгляд, является своевременное осуществление воспитательной работы с данной категорией детей, чтобы впоследствии предотвратить у них проявления асоциального поведения, как неизбежного следствия нарушений в развитии.
Библиографический список
1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224 с.
2. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. -М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Соврем. слово», 2005. - 720 с.
4. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. Вып. 5 / Отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 592 с.
5. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика. - 1997. - №6. -
С. 59-65.