Научная статья на тему 'Характеристика социального интеллекта детей с различными отклонениями в развитии'

Характеристика социального интеллекта детей с различными отклонениями в развитии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2007
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ / ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / SOCIAL INTELLIGENCE / CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE / CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DEVIATIONS / CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION / CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фатихова Лидия Фаварисовна, Сайфутдиярова Елена Фаварисовна

В статье обобщены результаты изучения социального интеллекта у детей младшего школьного возраста с такими отклонениями в развитии, как общее недоразвитие речи, задержка психического развития, нарушение интеллекта. Выявлена зависимость уровня развития социального интеллекта от возраста и вида отклоняющегося развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фатихова Лидия Фаварисовна, Сайфутдиярова Елена Фаварисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SOCIAL INTELLIGENCE OF CHILDREN WITH VARIOUS DEVELOPMENTAL DEVIATIONS

The paper summarizes the results of the study of social intelligence of children of primary school age with different developmental deviations such as general underdevelopment of speech, mental retardation, violation of intellect. Dependence of the level of development of social intelligence upon the age and type of abnormal development is displayed.

Текст научной работы на тему «Характеристика социального интеллекта детей с различными отклонениями в развитии»

УДК 376.3 ББК Ч450

ГСНТИ 14.29.01 Л. Ф. Фатихова L. F. Fatikhova

Код ВАК 13.00.03

Уфа, Россия Е. Ф. Сайфутдиярова Бирск , Россия ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Ufa, Russia E. F. Saifutdiyarova Birsk, Russia PECULIARITIES OF SOCIAL INTELLIGENCE OF CHILDREN WITH VARIOUS DEVELOPMENTAL DEVIATIONS

Аннотация. В статье обобщены результаты изучения социального интеллекта у детей младшего школьного возраста с такими отклонениями в развитии, как общее недоразвитие речи, задержка психического развития, нарушение интеллекта. Выявлена зависимость уровня развития социального интеллекта от возраста и вида отклоняющегося развития.

Ключевые слова: социальный интеллект, дети младшего школьного возраста, дети с отклонениями в развитии, дети с общим недоразвитием речи, дети с задержкой психического развития, дети с нарушением интеллекта.

Сведения об авторе: Фатихова Лидия Фаварисовна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: кафедра специальной педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа.

Сведения об авторе: Сайфутдиярова Елена Фаварисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии.

Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.

Контактная информация: 452453, Башкортостан, г. Бирск, ул. Интернациональная, 10.

E-mail: [email protected].

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Компьютерные игры как средство развития социального интеллекта детей с отклонениями в развитии», проект № 12-06-00041.

Abstract. The paper summarizes the results of the study of social intelligence of children of primary school age with different developmental deviations such as general underdevelopment of speech, mental retardation, violation of intellect. Dependence of the level of development of social intelligence upon the age and type of abnormal development is displayed.

Key words: social intelligence, children of primary school age, children with developmental deviations, children with general speech underdevelopment, children with mental retardation, children with intellectual disabilities.

About the author: Fatikhova Lidia Favarisovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Chair of Special Pedagogy and Psychology, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa.

About the author: Saifutdiyarova Elena Favarisovna, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Chair of Psychology.

Place of employment: Birsk Branch of Bashkir State University.

Проблема социального интеллекта впервые начала рассматриваться в зарубежной психологии (Дж. Гилфорд [3], Г. Олпорт [6],

Э. Торндайк [9] и др.). В России она на примере изучения взрослых и психически здоровых лиц начала разрабатываться в психологии развития. Так, О. Б. Чеснокова, Е. В. Суб-ботский и Ю. В. Мартиросова изучают социальный интеллект в его развитии, выясняют его форму, специфичную для каждого возраста, трансформации, которым она подвергается в последующих возрастах [8].

Для специальной психологии как отрасли психологической науки, занимающейся вопросами изучения, коррекции, реабилитации и адаптации детей и подростков с нарушениями психофизического развития, проблема изучения социального интеллекта представляет актуальность в связи с тем, что он может выступать одним из механизмов успешной адаптации к ситуации общения и взаимодействия [1].

Исследования, касающиеся изучения социального интеллекта детей с отклонениями в развитии, представленные в работах О. К. Ага-веляна [1], Н. Л. Коноваловой [4], Д. И. Намазбаевой [5] и др., преимущественно отражают особенности социального интеллекта и путей его развития у детей с интеллектуальными нарушениями — умственной отсталостью и задержкой психического развития.

Социальный интеллект, являющийся компенсаторным для детей с отклонениями в развитии

© Фатихова Л. Ф., Сайфутдиярова Е. Ф., 2013

в связи с большей (по сравнению с академическим) доступностью им, приобретает особую важность для детей, особенно с интеллектуальными нарушениями, так как ребенок вне зависимости от уровня его академического интеллекта должен усваивать культурные нормы, становиться субъектом культуры (по Л. Ф. Баяновой [2]), а это возможно лишь при достаточном уровне развития социального интеллекта, позволяющего реагировать на социальные ситуации, которые регламентируют культурные нормы.

В настоящий момент имеется информация об уровне и особенностях развития социального интеллекта у детей с интеллектуальными нарушениями, а исследований, раскрывающих развитие данного психологического феномена у детей с другими вариантами нарушенного развития, недостаточно. Таким образом, сфера социального интеллекта, в частности, такой его стороны, как социально-перцептивные способности, является пока малоизученной и перспективной для дальнейшей разработки в области психологии детей с различными отклонениями в развитии.

В своем исследовании мы попытались учесть позиции представителей возрастного похода в изучении социального интеллекта (О. Б. Чеснокова, Е. В. Субботский и Ю. В. Мартиросова [8]) и исследования социального интеллекта у детей с отклонениями в развитии (О. К. Агавелян [1], Н. Л. Коновалова [4], Ж. И. Намазбаева [5]

и др.). Мы предположили, что и возраст, и вид отклоняющегося развития детей являются значимыми факторами при развитии у них социального интеллекта. Целью нашего исследования было выявление уровня развития социального интеллекта детей младшего школьного возраста с такими отклонениями в развитии, как общее недоразвитие речи, задержка психического развития и нарушение интеллекта. Исследование дополняет имеющиеся на сегодняшний день в психолого-педагогической науке данные о модально специфических и модально неспецифических особенностях развития социального интеллекта у детей с отклонениями в развитии, что позволяет дифференцировано подойти к постановке задач коррекционно-развивающей работы, к выбору способов психокоррекционной работы по развитию социального интеллекта у детей данных групп.

В исследовании приняло участие 106 детей 8—11-летнего возраста, обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях V, VII и VIII видов:

1) 30 учащихся с общим недоразвитием речи (далее — ОНР) III уровня с заключением психоло-го-медико-педагогической комиссии (ПМПК) «Б 80. Специфические расстройства развития речи»;

2) 33 учащихся с задержкой психического развития (далее — ЗПР) с заключением ПМПК «Б 83. Смешанные специфические расстройства развития»;

3) 43 учащихся с нарушением интеллекта (далее — НИ) с заключением ПМПК «Б 70. Легкая умственная отсталость».

В исследовании использовался авторский диагностический комплекс, состоящий из трех методик [7]: «Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний» (Л. Ф. Фатихова, А. А. Харисова), «Сказка» (Л. Ф. Фатихова), «Изучение способности ребенка определять эмоциональные состояния людей в школьной ситуации» (Л. Ф. Фатихова).

Методика «Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний» делится на две серии и имеет целью изучение способности воспринимать и анализировать эмоциональное состояние партнера по общению с опорой на сделанные наблюдений. В первой серии ребенку предлагают определить эмоциональные состояния радости, грусти, злости, страха, удивления и спокойствия (равнодушия) на портретных картинках. Во второй серии ребенку последовательно показывают 12 сюжетных картинок, читают небольшие рассказы к ним (по 2 картинки к каждому из 6 состояний) и предлагают определить эмоциональное состояние героя ситуации, подобрать к нему соответствующий эталон эмоции (портретную картинку).

Две другие методики позволяют выявить не только актуальный уровень развития социального интеллекта, но и возможности его дальнейшего развития, так как имеют, кроме констатирующей, и обучающую часть.

Цель методики «Сказка» состоит в выявлении способности ребенка к интерпретации и оценке поступков других, умения идентифицировать себя с другими, прогнозировать ситуацию в зависимости от совершенного поступка. Процедурой методики предусмотрено предъявление ребенку серии картинок с изображением сюжета сказки «Волк и заяц». Экспериментатор читает текст сказки, а затем задает вопросы, по ответам на которые оценивается уровень сфор-мированности социального интеллекта.

Цель методики «Изучение способности ребенка определять эмоциональные состояния людей в школьной ситуации» — определение умения ребенка ориентироваться в эмоциональных состояниях участников школьной ситуации, выявление способности понимать противоречие между эмоциональными состояниями участников и ситуациями, в которых они оказываются, интерпретировать эти состояния исходя из представления о ситуации. В процессе исследования ребенку последовательно предлагаются шесть картинок с изображением конфликтных школьных ситуаций, в которых один из партнеров испытывает неадекватное ситуации состояние, и читается соответствующий рассказ. Затем ребенка просят определить, правильно ли реагирует персонаж на ситуацию и какое на самом деле чувство он должен испытывать.

Оценка за выполнение экспериментальных заданий по всем ме-

тодикам рассчитывалась в баллах в зависимости от количества правильно разрешенных ситуаций, степени оказанной ребенку помощи экспериментатора. Для обработки результатов исследования использовался двухфакторный дисперсионный анализ (F-критерий Фишера), который позволяет проверить эффекты влияния двух факторов одновременно. В нашем случае использовался двухфакторный план 4 X 3: возраст представлен четырьмя группами (8, 9, 10, 11 лет), а фактор нарушения в психическом развитии — тремя видами (дети с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, нарушением интеллекта). Зависимой переменной выступили показатели социального интеллекта. Статистическая обработка результатов исследования проводилась в статистическом пакете «SPSSv10.0 for Windows» корпорации «StatSoft».

Данные дисперсионного анализа позволили выявить значимые эффекты воздействия факторов «Возраст» и «Вид отклонения в развитии» на некоторые показатели социального интеллекта детей с отклонениями в развитии.

Рассмотрим значимые эффекты (влияние) фактора «Возраст» на показатели социального интеллекта, а именно: способность к распознаванию эмоциональных состояний партнера по общению, способность к интерпретации и оценке поступков других, к прогнозированию ситуации, умение ориентироваться в эмоциональных состояниях участников школьной ситуации

и интерпретировать эти состояния. Следует отметить, что взаимодействия факторов «Возраст» и «Вид отклонения в развитии» не выявлено (рис. 1—3).

Выявлено влияние фактора «Возраст» на показатели «Распознавание эмоциональных состояний» (методика 1 «Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний»; «Способ-

ность к интерпретации и оценке поступков других, к прогнозированию ситуации» (методика № 2 «Сказка»; «Умение ориентиро-

ваться в эмоциональных состояниях участников школьной ситуации и интерпретировать эти состояния» (методика № 3 «Изучение способности ребенка определять эмоциональные состояния людей в школьной ситуации» В табл. 1—3 представлены средние (со стандартными отклонениями) зависимых переменных (показателей социального интеллекта), на которые оказывает влияние фактор «Возраст».

Дисперсионный анализ также позволил выявить влияние фактора «Вид отклонения в развитии» на зависимые переменные «Распознавание эмоциональных состояний», «Способность к интерпретации и оценке поступков других, к прогнозированию ситуации», «Умение

ориентироваться в эмоциональных состояниях участников школьной ситуации и интерпретировать эти состояния», средние значения (со стандартными отклонениями) которых представлены на табл. 4—6.

Таблица 1 Эффект влияния фактора «Возраст» на показатель «Распознавание эмоциональных состояний» (двухфакторный дисперсионный ANOVA)

Возраст Меап Std. Deviation

8 12,64 8,22

9 15,85 8,69

10 19,82 7,74

11 20,89 5,16

Примечание. Главный эффект фактора «Возраст» для показателя «Распознавание эмоциональных состояний»: F = 5,95; p < 0,01.

Таблица 2 Эффект влияния фактора «Возраст» на показатель «Способность

к интерпретации и оценке поступков других, к прогнозированию ситуации» (двухфакторный дисперсионный ANOVA)

Возраст Меап Std. Deviation.

8 2,28 0,98

9 2,61 0,10

10 2,79 0,69

11 2,56 0,73

Примечание. Главный эффект фактора «Возраст» для показателя «Способность к интерпретации и оценке поступков других, к прогнозированию ситуации»: F = 0,53; p > 0,05.

Таблица 3 Эффект влияния фактора «Возраст» на показатель «Умение ориентироваться в эмоциональных состояниях участников школьной ситуации и интерпретировать эти состояния» (двухфакторный дисперсионный ANOVA)

Возраст Меап Std. Deviation

8 9,36 5,91

9 13,88 6,28

10 15,15 4,88

11 12,89 6,37

Примечание. Главный эффект фактора «Возраст» для показателя «Умение ориентироваться в эмоциональных состояниях участников школьной ситуации и интерпретировать эти состояния»: F = 5,24; p < 0,05.

Таблица 4 Эффект влияния фактора «Вид отклонения в развитии» на показатель «Распознавание эмоциональных состояний» (двухфакторный дисперсионный ANOVA)

Примечание. Главный эффект фактора «Вид отклонения в развитии» для показателя «Распознавание эмоциональных состояний»: F = 35,75; р < 0,01.

Таблица 5 Эффект влияния фактора «Вид отклонения в развитии» на показатель «Способность к интерпретации и оценке поступков других, к прогнозированию ситуации» (двухфакторный дисперсионный ANOVA)

Примечание. Главный эффект фактора «Вид отклонения в развитии» для показателя «Способность к интерпретации и оценке поступков других, к прогнозированию ситуации»: F = 18,45; р < 0,01.

Таблица 6 Эффект влияния фактора «Вид отклонения в развитии» на показатель «Умение ориентироваться в эмоциональных состояниях участников школьной ситуации и интерпретировать эти состояния» (двухфакторный дисперсионный ANOVA)

Примечание. Главный эффект фактора «Вид отклонения в развитии» для показателя «Умение ориентироваться в эмоциональных состояниях участников школьной ситуации и интерпретировать эти состояния»: F = 26,98; р < 0.01.

Проанализируем полученные в ходе исследования статистические и графические данные.

В процессе двухфакторного дисперсионного анализа обнаружено, что дети с отклонениями в развитии различаются по уровню развития способности распознавать эмоциональные состояния как в зависимости от возраста (Б = 5,95; р < 0,01), так и в зависимости от вида отклоняющегося развития (Б = 35,75, р < 0,01). При этом обнаруживается более высокий уровень развития способности к распознаванию эмоциональных состояний у детей с ОНР по сравнению с детьми, страдающими ЗПР и НИ. Эта тенденция обнаруживается как при анализе портретных картинок с изображением эмоциональных состояний (первая серия методики «Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний»), так и при анализе сюжетных картинок, на которых представлены различные социальные ситуации, вызывающие эти эмоциональные состояния (вторая серия указанной методики).

Качественный анализ позволил выявить модально специфические особенности социального интеллекта детей в зависимости от вида отклоняющегося развития. Анализ ответов детей по первой серии указанной методики дал следующие результаты:

- дети с общим недоразвитием речи достаточно хорошо определяют все эмоции, затрудняются лишь в правильном их словесном обозначении, чаще используя прилагательные, а не существительные —

Отклонение Меап Std. Deviation

ОНР 26,33 3,92

ЗПР 15,06 6,61

НИ 11,93 6,57

Отклонение Меап Std. Deviation

ОНР 3,27 0,53

ЗПР 2,79 0,41

НИ 1,98 0,88

Отклонение Меап Std. Devia-йоп

ОНР 17,17 4,66

ЗПР 15,70 3,58

НИ 8,51 5,35

«грустный», «злой» и др. — или приблизительные слова «веселый» вместо «радость» и т. д.;

- дети с задержкой психического развития достаточно хорошо распознают эмоции радости, грусти и злости, несколько хуже — эмоцию страха, часто путают экспрессию, выражающую состояния страха и удивления. Наибольшую трудность вызывает определение таких состояний, как удивление и спокойствие. При назывании эмоций дети используют чаще глаголы (радуется, злится), чем существительные;

- дети с нарушением интеллекта

способны к различению радости, грусти и злости, малоспособны к распознаванию таких эмоций, как страх, удивление, спокойствие;

часть детей все эмоции определяет как «хорошее настроение» или «плохое настроение», или называет

экспрессию, а не саму эмоцию — «улыбается», «смеется», «кричит», «рот открыл».

Анализ выполнения задания второй серии методики выявил следующие особенности распознавания эмоций по сюжетным картинкам детьми с различными отклонениями в развитии:

- дети с общим недоразвитием речи практически все задания второй серии выполняют, однако для этого им иногда требуется опорная картинка, т. е. при неточном назывании эмоции они могут правильно подобрать к персонажу портретную картинку с изображением мимики на лице, выражающей данную эмоцию. Кроме того, дети данной группы склонны объяснять причины, которые вызвали у персонажа ситуации то или иное эмоциональное состояние;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Эффект влияния факторов «Возраст» и «Вид отклонения в развитии» на показатель «Распознавание эмоциональных состояний» ^-критерий Фишера)

Рис. 2. Эффект влияния факторов «Возраст» и «Вид отклонения в развитии» на показатель «Способность к интерпретации и оценке поступков других, к прогнозированию ситуации»^-критерий Фишера).

- дети с задержкой психического развития так же, как и в случае с портретными картинками, лучше определяют такие состояния, как радость, грусть и злость, хуже — страх, удивление и спокойствие, однако достаточно неплохо соотносят портретные картинки с эмоциональными состояниями персонажей сюжетной картинки. В целом результаты выполнения задания для второй серии у детей данной группы хуже, чем для первой;

- дети с нарушением интеллекта по-прежнему определяют состояния радости, грусти, злости, не называя их точно. Остальные эмоции дети данной группы, как правило, не дифференцируют, определяя их как «хорошее настроение» или «плохое настроение», называя экспрессию вместо эмоций («улыбка» и т. п.)

Влияние факторов «Возраст» и «Вид отклонения в развитии» на показатель «Способность к интерпретации и оценке поступков других и прогнозированию ситуации» (методика 2 «Сказка») представлено на рис. 2.

Сравнительный анализ средних значений и графические результаты (рис. 2) позволяют констатировать, что дети с отклонениями в развитии различаются по уровню развития способности к интерпретации и оценке поступков других, по способности к прогнозированию ситуации (Б = 18,45; р < 0,01), при этом возраст детей заметно не влияет на этот показатель социального интеллекта (Б = 0,53; р > 0,05). Обнаруживается более высокий уровень развития изученной способности у детей с ОНР и

ЗПР в сравнении с детьми, имеющими нарушения интеллекта.

Качественный анализ результатов исследования социального интеллекта детей с различными отклонениями в развитии посредством методики «Сказка» показал следующие результаты:

- дети с общим недоразвитием речи достаточно хорошо определяют как мораль сказки, так и эмоциональные состояния персонажей, черты их характера. При выборе одного из героев в качестве объекта идентификации часть детей объясняет свой выбор рационально, хотя и не всегда руководствуется сюжетом сказки;

- дети с задержкой психического развития способны к пониманию нравственной составляющей в содержании сказки, несколько затрудняются в определении эмоциональных состояний героев сказки, порицают плохой поступок (волка), одобряют хороший поступок (зайца), предлагают нравственно правильное поведение, склонны идентифицировать себя с положительным героем сказки — зайцем. Небольшая часть детей идентифицирует себя с лисой, определяя ее как умную, хитрую;

- дети с нарушением интеллекта не могут самостоятельно выполнить задание методики, нуждаются в помощи при определении эмоциональных состояний героев ситуации. Хотя дети могут определить поступок положительного героя (зайца) и безнравственное поведе-

ние отрицательного героя (волка), последствия поступка волка предсказать затрудняются. При идентификации себя с героем сказки (зайцем или лисой) поверхностно объясняют свой выбор («Потому что красивая», «Потому что смог перепрыгнуть», «Просто так»);

Влияние факторов «Возраст» и «Вид отклонения в развитии» на переменную «Умение ориентироваться в эмоциональных состояниях участников школьной ситуации и интерпретировать эти состояния» (методика 3 «Изучение способности ребенка определять эмоциональные состояния людей в школьной ситуации» представлено на рис. 3.

Дети с отклонениями в развитии различаются по уровню сформиро-ванности умения ориентироваться в эмоциональных состояниях участников школьной ситуации и интерпретировать эти состояния. На данную способность влияет как фактор возраста (Б = 5,24, р < 0,05), так и вида отклоняющегося развития (Б = 26,98, р < 0,01). При этом наблюдается прежняя тенденция, обнаруженная при исследовании двумя предыдущими методиками: дети с ОНР имеют более высокий уровень развития социального интеллекта, более низкий уровень указанной способности имеют дети с ЗПР, и еще меньше способность к ориентировке в эмоциях участников школьных ситуаций и к интерпретации этих эмоций имеют дети с НИ.

25.00

20.00

15.00

10.00 5.00 0,00

/ N /

/■ # • _* 4

✓ N N

8 9 10 11

возраст

Общее

недоразвитое речи

Задержка

психического

развития

■Нарушение

интеллекта

Рис. 3. Эффект факторов «Возраст» и «Вид отклонения в развитии» на показатель «Умение ориентироваться в эмоциональных состояниях участников школьной ситуаци и иинтерпретировать эти состояния»^-критерий Фишера).

Качественный анализ результатов исследования социального интеллекта детей с отклонениями в развитии посредством методики «Изучение способности ребенка определять эмоциональные состояния людей в школьной ситуации» показал следующее:

- дети с общим недоразвитием речи все без исключения понимают несоответствие эмоции персонажа школьной ситуации, испытывают некоторые трудности при описании причин состояния, хорошо принимают помощь экспериментатора при объяснении этих причин;

- дети с задержкой психического развития практически всегда понимают неадекватность переживаемого персонажем эмоционального состояния ситуации, в которой он находится, самостоятельно оп-

ределяют и правильно называют эмоции радости, грусти и злости. Для определения эмоций удивления, страха и спокойствия школьникам нужна помощь. Они также затрудняются в самостоятельном выделении причин переживаемого состояния;

- дети с нарушением интеллекта нуждаются в значительной помощи для понимания неадекватности эмоционального состояния персонажа ситуации. Часть школьников не способна к выполнению подобных заданий даже в условиях помощи. Дети игнорируют причины, вызвавшие ту или иную эмоцию, ограничиваясь описанием того, что видят на картинке.

Подведем итоги предпринятого исследования социального интеллекта детей с такими отклоне-

ниями в развитии, как общее недоразвитие речи, задержка психического развития и нарушение интеллекта. Двухфакторный дисперсионный анализ подтвердил гипотезу исследования о том, что возраст и вид отклоняющегося развития детей являются значимыми факторами при развитии у них социального интеллекта. Данные дисперсионного анализа позволили выявить значимые эффекты воздействия факторов «Возраст» и «Вид отклонения в развитии» на некоторые показатели социального интеллекта детей с отклонениями в развитии.

Выявлено также влияние фактора «Возраст» на такие показатели социального интеллекта, как «Способность к распознаванию эмоциональных состояний партнера по общению», «Умение ориентиро-

ваться в эмоциональных состояниях участников школьной ситуации и интерпретировать эти состояния». Фактор «Вид отклонения в развитии» является значимым для таких показателей социального интеллекта, как «Способность к распознаванию эмоциональных состояний партнера по общению», «Способность к интерпретации и оценке поступков других, к прогнозированию ситуации», «Умение

ориентироваться в эмоциональных состояниях участников школьной ситуации и интерпретировать эти состояния». Корреляция факторов «Возраст» и «Вид отклонения в развитии» не выявлена. Качественный анализ результатов исследования позволил выявить модально специфические особенности со-

циального интеллекта детей с отклонениями в развитии.

Литература

1. Агавелян, О. К. Социально-

перцептивные особенности детей с нарушениями развития / О. К. Агавелян. — Челябинск : Издатель Татьяна Лурье, 1999.

2. Баянова, Л. Ф. К постановке проблемы субъекта и культуры в психологии /Л. Ф. Баянова // Философия и культура. — 2012. — № 3 (29).

3. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. — М. : Прогресс, 1969.

4. Коновалова, Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников / Н. Л. Коновалова. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

5. Намазбаева, Ж. И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы / Ж. И. Намазбае-ва // Дефектология. — 1982. — № 1.

6. Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды / [пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева] ; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. — М. : Смысл, 2002.

7. Фатихова, Л. Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогиче-ского обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л. Ф. Фатихова. — Уфа : ИЦ Уфим. филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М. А. Шолохова», 2011.

8. Чеснокова, О. Б. Методики диагностики развития социального интеллекта в детском возрасте / О. Б. Чесно-кова, Е. В. Субботский, Ю. В. Мартиросова // Психологическая диагностика. — 2003. — № 3.

9. Thorndike, E. L. Intelligenceandit-suse / E. L. Thorndike // Harper’s Magazine. — 1920.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.