Научная статья на тему 'Особенности нравственного развития детей младшего школьного возраста с нарушениями развития: идеи Л. С. Выготского'

Особенности нравственного развития детей младшего школьного возраста с нарушениями развития: идеи Л. С. Выготского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2584
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ / ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД JL С. ВЫГОТСКОГО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Светлана Олеговна

Статья посвящена рассмотрению проблемы нравственного развития и воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями развития. В статье приводятся результаты исследования особенностей нравственного развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Анализируются психолого-педагогические идеи Л. С. Выготского в аспекте изучаемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности нравственного развития детей младшего школьного возраста с нарушениями развития: идеи Л. С. Выготского»

ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ...

УДК 159.9.019:616.89

Ларионова Светлана Олеговна

Аспирант кафедры социальной педагогики, ассистент кафедры социальной педагогики, психолог, психотерапевт Института социального образования Уральского государственного педагогического университета, svetlana@uspu.ru, Екатеринбург

ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ: ИДЕИ Л. С. ВЫГОТСКОГО

Larionova Svetlana Olegovna

Postgraduate student of the Department of Social Pedagogy, assistant of the Department of Social Pedagogy’, psychologist, psychotherapist of the Institute of Social Education of the Ural state pedagogical university, svetlana@uspu.ru, Yekaterinbur

PECULIARITIES OF MORAL DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH DISTURBANCE OF DEVELOPMENT: L. S. VYGOTSKIY’S IDEAS

Вопросы нравственного развития и проблемы нравственного воспитания человека - это социальный феномен, который исторически изучался пси-холого-педагогической общественностью. Значительное внимание данному вопросу уделял Л. С. Выготский, утверждая, что результат нравственного развития еще до его начала существует в окружающей социальной среде в виде некоторой идеальной формы. В связи с этим социальная среда понимается не только как условие нравственного развития личности, но и как его источник, а само нравственное развитие осуществляется в процессе интериоризации этих образцов (идеальной формы). Следовательно, нравственное развитие предполагает усвоение эталонов (образцов), представленных в нравственных нормах, категориях, принципах, идеалах, ценностях, традициях, в соответствующем поведении конкретных людей, их качествах, поступках, в персонажах литературных произведений и т. д.

В результате усвоения социального опыта, как считает Лев Семенович, возникают специфические для нравственного формирования личности «новообразования», включающие в себя качественно своеобразное для каждого возрастного этапа сочетание нравственных знаний, умений, привычек.

Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, хотя основы морали закладываются уже в детском возрасте и закрепляются в подростковом и юношеском.

Н. М. Трофимова подчеркивает, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для усвоения норм нравственности, так как ребенок верит в авторитет взрослого, учителя. Нравственная норма

может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Таким образом, опираясь на нравственные нормы детям младшего школьного возраста предъявляются следующие требования: стремиться дружить со всеми детьми и выбирать себе друга, которому можно доверять и которого никогда не подведешь; ценить в людях трудолюбие, активность, инициативность, честность, справедливость; делать добро окружающим людям; трудиться с пользой для себя и людей; бороться с собственной ленью и др. недостатками; беречь общественное добро и родную природу; помогать старшим, инвалидам, пенсионерам, своим товарищам в учебе и труде, общественной работе [5].

Именно Л. С. Выготский указывал на значимость нравственного развития детей младшего школьного возраста, акцентируя, что начало данного возрастного периода связано с возникновением обобщения переживаний, логики чувств. Ребенок впервые начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

В этот период на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире [3].

Так, наиболее существенными нравственными качествами, которые следует формировать в младшем школьном возрасте, являются дружелюбность, честность, уважительность, доброжелательность, вежливость, заботливость, дисциплинированность и трудолюбие.

К младшему школьному возрасту каждый ребенок достигает определенного уровня нравственного развития: у него накапливается нравственный опыт, формируются индивидуально-типологические качества личности, вырабатываются определенные привычки и ценности.

Согласно исследованиям Н. А. Козловской и И. С. Морозовой младший школьный возраст - это сенситивный период для формирования нравственной стороны личности ребенка. Если на данном возрастном этапе ребенок не научится дружить, трудиться, заботиться, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сенситивного периода) будет значительно труднее.

В аспекте изучаемой проблемы наиболее существенным представляется анализ особенностей нравственного развития детей с нарушениями развития.

С самого рождения эти дети имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них наблюдаются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживаниями страха, тревоги, физической боли. Это усугубляет оторванность ребенка от окружающего мира и впоследствии проявляется в девиантном поведении, усиливает соматические заболевания и психосоциальные отклонения [6].

Л. С. Выготский отмечал, что дети с нарушениями развития испытывают трудности взаимодействия с окружающим миром, прежде всего с окружающими людьми, т. е. трудности социального взаимодействия. Образно он называл эти трудности «социальным вывихом», который препятствует приобретению ребенком знаний, опыта «врастания его в культуру» [4].

В процессе изучения данной проблемы было проведено исследование особенностей нравственного развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Исследование проводилось в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VII вида - в школе № 220 г. Екатеринбурга.

Возрастная группа - учащиеся 2 и 3 классов в количестве 54 человек.

Для изучения особенностей нравственного развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития были использованы методики И. Г. Сенина: «Понимание нравственных категорий»; «Что мы ценим в людях?»; «Разложи карточки»; «Дружба»; «Закончи предложение»; адаптированные опросники В. В. Бойко «Эмоциональная эмпатия»; Е. II. Ильина, П. А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность».

В процессе исследования акцент ставился на выявление нравственных ориентиров и чувств у детей, а также эмоциональной эмпатии, и на определение склонности ребенка к враждебности, проявляемой через обидчивость и мстительность.

Результаты исследования позволяют предположить существование следующих особенностей функционирования моральных норм у детей с задержкой психического развития.

1. У младших школьников с задержкой психического развития существуют нравственные ориентиры, но соответствовать им дети не стремятся.

2. Дети (79%) не имеют целостного представления о таких нравственных категориях как «скромность»; «уважение»; «добродушие»; «отзывчивость»; «эмпатия». Оценки их суждения часто бывают конкретными и ситуативными.

3. Эмоции детей данной категории поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию.

4. Учащиеся с задержкой психического развития (84%) часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации.

5. Нравственные чувства у 89%) младших школьников подобной категории отличаются низкой степенью осознанности, как правило, существуют на уровне знаний.

6. У 92% таких детей крайне слабо развиты чувства долга, ответственности, преданности и, наоборот, присуща неорганизованность, некритич-ность, неадекватность самооценки.

Таким образом, нравственное развитие младших школьников с задержкой психического развития, кроме того, что оно не соответствует данному возрасту детей, характеризуется такими специфическими особенностями, как

выраженная зависимость функционирования моральных норм от внешнего контроля, от условий ситуации, в которой она реализуется (чем свободнее и абстрактнее поведение ребенка, тем в большей степени оно аморально), размытость и аморфность нравственных норм и правил, становление нравственности в сторону ее прагматичности.

В силу ослабленного психического и эмоционально-волевого развития (инфантилизма), неразвитости процессов самоконтроля, саморегуляции, а также несбалансированности процессов возбуждения и торможения дети с задержкой психического развития, как правило, прибегают к более доступным, т. е. девиантным формам взаимодействия с окружающей действительностью (это конфликты, обман, воровство, бродяжничество). А это, в свою очередь, приводит к тому, что дети стремятся подчиняться влиянию взрослых правонарушителей. Соответственно, подобное поведение будет негативно сказываться на формировании положительных сторон личности; на совершенствовании собственного «Я» ребенка и на развитии нравственного идеала, а также нравственных чувств и качеств личности.

Интересным, на наш взгляд, является точка зрения Л. С. Выготского на систему нравственного воспитания детей. Лев Семенович связывал нравственное воспитание личности с отказом от авторитарного принципа в морали, с тем, что всякий поступок должен возвращаться к ребенку в виде впечатлений о том, как он действует на окружающих, что ребенок всегда должен знать конечные результаты (последствия) своих поступков.

Рассматривая зависимость между умственным развитием, сознанием и моральным поведением (нравственным развитием - авт.,) Л. С. Выготский исходит из того, что сознание, несомненно, оказывает решительное воздействие на моральное поведение личности, хотя при этом никакой прямой зависимости между ними не может быть установлено. «Мы знаем, - пишет ученый, - что интеллектуальное развитие может соединяться с величайшей безнравственностью и, следовательно, само по себе не является гарантией морального поведения... Умственное развитие не может быть признано даже необходимым условием моральной одаренности. Тем не менее мы все-таки вправе утверждать, что существует глубокая зависимость между тем и другим и умственное развитие является благоприятным условием для морального воспитания... Однако только то сознание оказывается решающим для нравственности, которое непосредственно связано с поведением и напрямую реализуется в движении (в деятельности личности - авт.). Иначе правильное сознание может вести к неправильным поступкам. Поэтому следует признать совершенно бесплодными попытки морального обучения, моральной проповеди. Мораль должна составлять неотъемлемую часть всего воспитания в корне, и морально поступает тот, кто не замечает, что он поступает морально» [1, с. 264].

Согласно идеям Л. С. Выготского, правила морали должны усваиваться и соблюдаться ребенком на той же мотивационной основе, что и правила игры: ради удовольствия совместной жизни.

Знание ребенком нравственных норм еще не говорит о его воспитанности. Важно, чтобы это знание было не только усвоено, но и присвоено, стало его ценностью и осознанным мотивом поведения, что сформирует у ребенка положительно-устойчивое отношение к нравственным нормам.

В воспитании чувств Л. С. Выготский отводил большую роль развитию умения владеть внешним выражением этих чувств, развитию сознательных движений и управлению ими. «Владение эмоциями, которое составляет задачу всякого воспитания... означает только подчинение чувства, связывание его с остальными формами поведения, целесообразную его направленность» [там же, с. 131].

В связи с этим педагогам не следует относиться к каким-либо эмоциям и чувствам ребенка как к нежелательным или неприемлемым: только опираясь на реальный индивидуальный эмоциональный опыт ребенка, его эмоциональные реакции, будь это гнев, обида, злость и т. д., можно найти способы формирования у него социально положительных форм поведения. Таким образом, условием эффективности нравственного воспитания является индивидуальный подход к каждому ребенку. В данном случае актуальным остается положение Л. С. Выготского о том, что в процессе педагогической работы с детьми, имеющими нарушения развития необходимо ориентироваться не на «золотники болезни» ребенка, а на имеющиеся у него «пуды здоровья».

Лев Семенович утверждал, что развитие нормального и аномального ребенка (ребенка с нарушениями развития - авт.) подчинено общим закономерностям. При этом он отмечал своеобразие аномальной психики, которое проявлялось, главным образом, в дивергенции (расхождении) культурного и биологического процессов развития. «Дефект, ...вызывая выпадение отдельных функций», приводит к перестройке всего процесса развития, что и «нарушает тем самым нормальное течение процесса врастания ребенка в культуру» [2, с. 23].

Характеризуя дефективность (нарушения развития - авт.) как «социальный вывих», Лев Семенович говорил, что воспитание ребенка с дефектом носит в своей основе социальный характер. Следовательно, попустительское отношение к процессу воспитания «аномального ребенка» приводит к тому, что гипертрофируются нарушения в развитии его личности, и тем самым, формируются девиантные формы поведения.

Библиографический список

1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: ACT: Астрель: Хранитель, 2008. - 671 с.

2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Л. С. Выготский; под ред. Т. А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

3. Козловская, И. А. Формирование нравственных чувств как детерминант развития психологически здоровой личности младшего школьника [Текст] / Н. А. Козловская, И. С. Морозова / Интеграция образования. - № 3/4. - С. 182 - 187.

4. Лубовский, В. И. «Врастание в культуру» ребенка с нарушениями развития [Текст] / В. И. Лубовсвкий / Культурно-историческая психология. - 2006. - № 3. — С. 3-7.

5. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич -Мн.: «Соврем. Слово», 2005. - 720 с.

6. Понятийный аппарат педагогики и образования [Текст]: сб. науч. тр. Вып. 5 / Отв. Ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 592 с.

7. Трофимова, Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника [Текст] / Н. М. Трофимова / Педагогика. - 1997. - № 6. - С. 59-65.

УДК 372.851

Захарова Ольга Викторовна

Старший преподаватель кафедры математики Волжского Политехнического института, филиал Волгоградского Государственного Технического Университета, гаИагоуа@ smtp.ru, Волжский

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ПО РАЗДЕЛАМ ТРИГОНОМЕТРИИ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Zaharova Olga Viktorovna

The senior teacher of chair of mathematics of the Volga Polytechnical institute, branch of the Volgograd State Technical University, zaharova@smtp.ru, Volzhsky

THE INTERMEDIATE CONTROL ON TRIGONOMETRY,

AS MEANS OF PREPARATION FOR TOTAL CERTIFICATION

Содержание школьного математического образования определяется федеральным компонентом стандарта по предмету, который является основой для создания примерных программ и объективной оценки уровня подготовки выпускников.

Единый государственный экзамен как форма аттестации с 2009 г. переходит из экспериментального в штатный режим. Общепризнанными можно считать следующие доводы, высказываемые в пользу единого экзамена:

— обеспечение объективной оценки образовательных достижений учащихся, независящих от их личностных взаимоотношений с педагогами;

- создание равных условий для различных категорий выпускников образовательных учреждений для продолжения образования;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.