УДК 376.1-056.34:159.9:364.672:316.356.4
И. И. Мамайчук
Психологическое сопровождение родителей детей с нарушениями в психическом развитии в условиях образовательного учреждения
В статье рассматриваются исследования последних десяти лет, изучающие особенности семейного воспитания и родительских отношений к ребенку с нарушениями в психическом развитии. Многие исследователи отмечают, что у родителей детей с ограниченными психическими возможностями наблюдается эмоциональное отвержение или амбивалентное отношение к ребенку. Наблюдается односторонняя, щадящая оценка больного ребенка, его потенциальных возможностей, тенденции к инфантилизации и ограничению контактов ребенка вне семьи. Возникает необходимость психологического сопровождения в коррекционной школе не только ребенка с нарушением в развитии, но и его родителей.
This article discusses the research of the last ten years studied sponding features of family education and parental relationship to a child with impaired mental development. Many researchers have noted that parents of children with mental disabilities opportunities observed emotional rejection or bonus ambivalent attitude toward the child. There is a one-sided, gentle assessment of sick child, his potential, and the tendency to limit contact infantilization child outside the family. There is a need of psychological support in a correctional school not only the child with developmental disabilities, but also his parents.
Ключевые слова: нарушение развития, сопровождение, родители, образовательное учреждение
Key words: developmental disorder, support, parents, educational institution
Этимологически понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. Сопровождение - это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи - патронажа детям с нарушениями в развитии и их семьям. Н.В Осу-хова справедливо подчеркивает, что идеи психологического сопровождения в наибольшей степени соответствуют прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы, отраженные в исследованиях великих педагогов А.Макаренко и В. Сухомлинского [11]. М.Р. Битянова, рассматривает сопровождение в школе как систему профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешности обучения ребенка, а
© Мамайчук И.И., 2013
цель сопровождения видит в создании «в рамках объективно данной ребенку среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения» и заключается в активном направленном воздействии психолога на социальные условия, в которых живет ребенок [1. с. 21]. Следует отметить что, задачи психологического сопровождения детей с нарушениями в развитии существенно отличаются от задач сопровождения здорового ребенка по содержанию и обязательной направленностью на всю семью.
В последнее десятилетие исследователи активно изучают особенности семейного воспитания и родительских отношений к ребенку с нарушениями в психическом развитии. Авторы отмечают, что у родителей детей с ограниченными психическими возможностями наблюдается эмоциональное отвержение или амбивалентное отношение к ребенку [5]. Они реже, чем родители здоровых детей, идентифицируют себя с ребенком. Наблюдается односторонняя, щадящая оценка больного ребенка, его потенциальных возможностей, тенденции к инфантилизации и ограничению контактов ребенка вне семьи [6; 12; 15]. Преобладающим стилем семейного воспитания является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в чрезмерном удовлетворении потребностей ребенка, покровительстве, стремлении освободить его от малейших трудностей [7; 13; 14]. У родителей наблюдаются негативные представления о будущем ребенка [5; 12]. В исследованиях подчеркивается нарушение внутрисемейных отношений, частые разводы, конфликты [14]. Однако подавляющее большинство исследований проводилось с матерями детей с нарушениями в психическом развитии. В нашем исследовании отношений отцов к ребенку с нарушениями в развитии выявлен более высокий уровень эмоционального отвержения ребенка (в отличии от матерей); на фоне этого отмечены повышенные требования к ребенку, склонность к авторитарному стилю воспитания. Высокий уровень нервно-психической напряженности отцов в связи с проблемами ребенка крайне негативно отражается не только на эффективности семейного функционирования, но и общем психическом состоянии самого ребенка [9].
Все вышеизложенное подчеркивает необходимость психологического сопровождения в коррекционной школе не только ребенка с нарушением в развитии, но и его родителей.
Мы рассматриваем психологическое сопровождение семьи с детьми с нарушениями в развитии в условиях школы как деятельность всего педагогического персонала, направленную на создание комплексной системы психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих личностному росту и успешной адаптации в социуме всей семьи в целом [4; 7]. Психологическое сопровождение семьи должно осуществляться не только психологом, но и другими специалистами, непосредственно работающими с ребенком, классным руководителем, педагогом-дефектологом, логопедом и др.
Основными задачами психологического сопровождения родителей детей с нарушениями в развитии являются:
- формирование адекватного родительского отношения к ребенку;
- формирование адекватных стилей семейного воспитания ребенка;
- поддержание уверенности родителей в возможностях ребенка:
- снижение эмоционального дискомфорта в связи с проблемами ребенка;
- обучение родителей конструктивному решению актуальных задач, связанных с психотравмирующими ситуациями, с которыми сталкивается ребенок в процессе усвоения знаний и общения в школе.
В психологической литературе достаточно большое внимание уделяется анализу влияния родительских отношений к детям на особенности формирования их личности. Родительские отношения рассматриваются как сложная система, включающая в себя разнообразные чувства родителей по отношению к ребенку, их поведенческие стереотипы, практикуемые в общении с ребенком, а также особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков [2; 16]. Сложности взаимоотношений родителей с детьми с нарушениями в развитии могут быть обусловлены различными факторами, которые условно можно разделить на два вида: внешние и внутренние. К внешним факторам
- материально-бытовые условия, состав семьи (полная, неполная семья, количество детей). К внутренним факторам - ценностные ориентации семьи; уровень педагогической культуры родителей, личностные особенности родителей.
Как показывает опыт работы, особые трудности в процессе психологического сопровождения детей с нарушениями в психическом развитии вызывают неправильные, искаженные родительские установки на проблемы ребенка (гностический блок). На формирование таких установок оказывает влияние ряд факторов, которые необходимо учитывать педагогам и психологам: во-первых, негативные социальные стереотипы
«психически неполноценного человека», с которыми нередко сталкиваются родители в социуме; во-вторых, познание особенностей ребенка, как правило, аффективно окрашено у большинства родителей, которые смотрят на ребенка с нарушениями через призму тех неприятностей и огорчений, которые он им доставляет. В-третьих, личная заинтересованность, любовь к ребенку побуждает родителей или преуменьшать, или преувеличивать его проблемы [9]. Кроме того, большинство родителей ориентируются на отдельные симптомы нарушений у ребенка, а не на личность в целом. Например, мать Коли К., семи лет, ученика школы 8-го вида, жалуется на то, что сын «не усваивает учебную программу, медлительный, тупой и пр.» и просит психолога помочь ребенку избавиться от этого. Такой формальный, поверхностный взгляд на проблемы ребенка отражает не только искаженные представления о чем, но и формирует у некоторых родителей потребительское отношение к психологической и педагогической помощи. Такие родители ответствен-
ность за результат помощи ребенку стараются полностью возложить на психолога или педагога. Коррекция подобной позиции родителей, изменение их установок в отношении психологической помощи ребенку и собственной родительской роли является важной задачей не только психолога, но педагогического персонала, работающего с ребенком (классный руководитель, логопед, педагог-дефектолог). Перед психоло-го-педагогическим персоналом стоит задача переориентации внимания родителей с отдельного симптома на личность ребенка в целом, с обязательным выделением не негативных, а позитивных характеристик ребенка. Это достигается в процессе направленных бесед с родителями с обязательным знакомством их с результатами данных психологического обследования, характеристиками педагогов, а также в процессе совместных занятий с детьми, присутствие родителей на уроках. Эффективность психологического сопровождения в значительной степени зависит от качества контакта психолога со специалистами, наблюдающими ребенка. Устанавливая контакт с педагогами, психолог обязательно должен обсудить с ними цели психологического сопровождения. Бывают случаи, когда психологов не интересуют мнения, педагогов, родителей, социальных работников о ребенке, и они ограничиваются в своей работе только результатами собственных исследований, что совершенно недопустимо.
В психологическом плане условно можно условно выделить три блока факторов, определяющих родительское отношение к ребенку:
- эмоциональный, радикалами которого является высокое нервнопсихическое напряжение в связи с проблемами у ребенка, что проявляется во фрустрации, пролонгированом стрессе, невротических и неврозоподобных состояниях, психосоматических нарушениях и пр.;
- гностический, когда родители плохо ориентируются в психологических особенностях ребенка, неадекватно оценивают особенности их развития, поведения, и личность в целом.
- поведенческий, когда родители в силу различных причин (ограниченный социальный опыт общения с окружающими, постоянная загруженность на работе, специфические личностные особенности) испытывают существенные трудности в процессе воспитания ребенка с нарушением психического развития.
Переживание семейного стресса, вызванного проблемами ребенка с нарушением психического развития, присутствует практически у всех родителей (эмоциональный блок). Такие родители могут проявлять раздражительность, неприязнь не только к членом своей семьи, но к специалистам. Они нередко пишут жалобы на специалистов, работающих с ребенком. Опыт нашей работы показывают, что у таких родителей наблюдается скрытое эмоциональное отвержение ребенка [7]. Глубина и специфика эмоционального стресса родителей должны быть в зоне особо пристального внимания педагогов и психологов, эффективность помощи родителям в значительной степени определяется согласованными
действиями всех специалистов, принимающих участие в сопровождении ребенка.
У родителей могут быть различные способы выхода из стрессовой ситуации. Это в значительной степени зависит не только от остроты и степени аффективной значимости ситуации стресса (тяжесть психического нарушения у ребенка), но и от особенностей личности родителей. Бессознательное стремление избавиться от неприятных эмоциональных состояний, связанных с инвалидностью ребенка, активизирует действие защитных механизмов. С увеличением тяжести заболевания ребенка интенсивность потребности улучшение психического здоровья ребенка у родителей возрастает, а условия ее удовлетворения или отсутствуют, или не могут быть приняты ими. В связи с этим одни родители отрицают свои внутренние проблемы, связанные с болезнью ребенка, другие стараются исказить существующую реальность, используя проекцию, реактивные образования, фантазирование и пр. [8] Особенности защитных механизмов могут проявляться в спонтанных высказываниях родителей. Например, в беседе с психологом мать утверждает, что «нужно максимально помочь ребенку, заниматься с ним», в то время как отец фокусируется на другом: «Мой ребенок - инвалид, какой ужас, позор... Что с ним будет дальше, после того как нас не станет? Что я скажу своим родителям?» Если у матери прослеживается четкая конструктивная позиция, то у отца - деструктивная, характеризующаяся излишней эмоциональной фиксацией на проблеме. Анализ особенностей психологической защиты каждого из родственников, выделение конструктивного лидера семьи и привлечение его к работе с ребенком являются одними из главных задач психолога в системе психологического сопровождения ребенка. В процессе общения с родителями специалисты должны не столько акцентировать внимание родителей на перспективах дальнейшего развития ребенка, сколько совместно с родителями обсуждать планы помощи ребенку в настоящий момент и в ближайшем будущем. Перед психологами и педагогическим персоналом стоит важная задача
- смягчение эмоционального напряжения у родителей. Родители должны уяснить для себя, что необходимо целенаправленное воздействие на ребенка различных специалистов: медиков, педагогов, психологов и что диагноз - это не приговор ребенку. Формирующееся чувство вины у некоторых родителей может проявляться в агрессивном отношении к супруге или супругу, прародителям и пр. Это влечет за собой напряженные внутрисемейные отношения и нередко приводит к распаду семьи [7].
Дефицит информации о заболевании ребенка, высокая потребность помочь ему приводит к тому, что родители постоянно ищут специалистов, изучают медицинскую литературу, посещают различные группы, прибегают к нетрадиционным методам (экстрасенсы, травники и пр.) (гностический блок). Перед специалистами стоит задача правильно ориентировать родителей на процессе лечения и обучения ребенка. Не рекомендуется в беседе с родителями давать оценочные суждения. Если у
ребенка тяжелая степень психической дезадаптации, следует пригласить родителей на психологическое обследования, занятие с педагогом или логопедом. Организация родительских семинаров повышает информированность родителей о ребенке, изменяет их отношение к проблемам ребенка и задачам его воспитания. На семинарах родители вовлекаются в обсуждение проблем, обмениваются опытом, совместно вырабатывают пути разрешения существующих конфликтов. Участие психолога и педагогов в работе семинара должно быть достаточно активным, так как они выступают в роли специалиста, однако в ходе семинара специалистам не следует высказывать оценочные суждения, давать интерпретации, порицать или советовать. Активность специалистов должна проявляться в убедительных и аргументированных изложениях психолого-педагогических вопросов. Одна из форм родительских семинаров - это групповая дискуссия, цель которой - совместная выработка у родителей оптимальных путей выхода из трудных жизненных ситуаций. Лекционные приемы, используемые на родительских семинарах, направлены ознакомление родителей с психолого-педагогическими особенностями ребенка. Можно предложить также темы юридической, медицинской направленности и в этом случае привлекать соответствующих специалистов для их освещения. Главное чтобы темы лекций излагались просто, живо, убедительно, недопустимо оперировать научной терминологией.
Как правило, при поступлении ребенка в коррекционную школу у родителей уже сформирована четкая позиция по отношению к болезни ребенка, и эта позиция проявляется на поведенческом уровне. Родители определяют для себя стратегические и тактические задачи помощи ребенку. Например, стратегической задачей многих родителей является успешное обучение ребенка в школе. Для реализации этой задачи некоторые родители начинают интенсивно обучать ребенка, занимаются с логопедом, педагогами вне школы. Но, к сожалению, данная стратегия не является правильной, такие родители нередко игнорируют внеклассную работу с ребенком, занятия спортом, кружки по интересам. Важную роль на данном этапе играет психологическая поддержка родителей в форме организации родительских сообществ в школе, вступление родителей в родительские ассоциации. Такие формы общения родителей предполагает взаимную поддержку, обмен информацией, организацию совместного досуга пр. Однако наиболее эффективно активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, особенно отцов. Как показывает наш опыт, это благотворно влияет не только на процесс воспитания ребенка, но и на психологический климат семьи в целом.
Процесс психологического сопровождения включает в себя психокоррекционную работу специалистов с семьей, эффективность которой зависит от мотивации всех членов семьи к участию в ней. Психолог должен рассказать родителям об организации психологической коррекции, о затратах времени, ответственности каждого из участников заня-
тий. Для определения психологической готовности членов семьи к занятию целесообразно использовать метод парадоксальной интенции. Психолог рассказывает о трудностях, которые предстоит преодолеть участникам психокоррекции, подчеркивает, что занятия будут проводится в вечернее время, когда хочется отдохнуть дома после рабочего дня, что занятия обязательно должны проводится в одно и тоже время в постоянном составе и пр. Важным является также разъяснение психолога о значении психологической коррекции в доступной для родителей форме. Организация психокоррекционного процесса зависит как от индивидуально-психологических особенностей ее членов, так и специфики проблем, что требует использования разнообразных стилей и форм работы с семьей. Например, индивидуальная работа с одним из членов семьи, групповая работа (со всей семьей), использование директивных или недирективных способов психокоррекционного воздействия. В процессе психокоррекционных занятий с семьей психолог помогает родителям разрешить межличностные конфликты, связанные с проблемами воспитания ребенка. Следует особо подчеркнуть, что в психолог ни в коем случае не должен навязывать родителям свои правила и установки. Особое значение в системе психокоррекционных занятий с родителями имеют такие активные методы, как ролевые игры, задачами которых является отработка эффективных техник социального взаимодействия в системе родитель - ребенок, родитель - педагог; формирование умений в разрешении семейных конфликтов; развитие навыков психологической самоподдердки, самоконтроля поведения Когнитивный аспект ролевых игр направлен на получение родителями новой информации о процессе общения с ребенком и окружающими в целом, о специфике общения с детьми с нарушениями в психическом развитии. Эмоциональный аспект
- это снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с переживаниями за ребенка и внутрисемейными проблемами (тревожность, фрустрация, страхи и другие эмоциональные состояния). Поведенческий аспект проявляется в расширении поведенческого репертуара родителей в процессе общения с ребенком и окружающими, в поиске и отработке адекватных форм общения через осознание неэффективности некоторых привычных его способов. В процессе психокоррекционных воздействий необходимо соблюдать ряд принципов:
1. Принцип активности, что предполагает позитивную установку родителей на занятие, творческий подход к нему. Реализация этого принципа нередко вызывает существенные трудности у психолога. Например, некоторые родители могут проявлять недовольство, негативизм, особенно на первых этапах занятий. Чтобы преодолеть сопротивление, необходимо помочь родителям осознать необходимость участия в занятиях, что достигается путем рассказа родителям о значимости такой работы с конкретными примерами из практики, а также знакомство их со специальной литературой по данной проблеме.
2. Принцип доверительного партнерского общения, при котором учитываются не только интересы всех участников психологической коррекции, а также их чувства, эмоции, переживания. Реализация этого принципа способствует эмпатийному общению, безопасности, доверия, открытости.
3. Принцип дифференцированного подхода к каждому участнику группы. Психолог должен уметь адекватно оценить психическое состояние родителей, их самооценку, индивидуально-психологический потенциал.
Эффективность психокррекционных занятий зависит от правильно подобранных методических приемов, от целевого его содержания, возрастных, образовательных и личностных особенностей родителей; степени тяжести психических нарушений ребенка и профессиональной компетенции психолога.
Процесс психологического сопровождения семьи детей с нарушениями в психическом развитии является многоуровневым и многогранным и требует тщательного методологического и методического подходов. В заключение выделим основополагающие принципы психологического сопровождения семьи детей с нарушениями в психическом развитии в условиях школы.
1. Принцип комплексного подхода. Этот принцип требует от психолога, педагогов и других специалистов совместного участия в процессе сопровождения. Следует подчеркнуть, что нередко педагоги, ежедневно наблюдая за детьми и их родителями, могут дать адекватную, полную информацию об их психологических особенностях и их семьях. Работая с детьми и родителями, психолог должен ориентироваться не только на результаты психологического тестирования. С другой стороны, педагог также должен проявлять интерес к результатам психологического исследования, которые обязательно обсуждаются, и на их основе вырабатывается стратегические и тактические задачи сопровождения родителей и детей.
2. Принцип деятельностного подхода в процессе психологического сопровождения семьи предполагает максимальную приближенность подобного сопровождения к её естественным жизненным условиям. Реализация этого принципа заключается в наблюдении за деятельностью и поведением родителей в процессе общения с ребенком не только в условиях школы и в семейной среде, а также наблюдение за процессом участия родителей в различных мероприятиях, используемых при сопровождении, а именно: ролевых играх, групповых дискуссиях, совместных психокоррекционных занятиях с детьми, индивидуальных беседах и пр. Никакие методики, направленные на оценку родительских отношений, стилей семейного воспитания и пр. не заменят направленного наблюдения в процессе родительского общения с ребенком, как в естественных условиях, так и в процессе психологического воздействия.
3. Принцип личностного подхода, успешно разработанный К. Роджерсом. В процессе психологического сопровождения необходимо учитывать не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление у ребенка или его (например, «грубит учителям», «ворует», «убегает из дому» и пр.), а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями. Личностный подход предполагает также исследование психологических ресурсов каждого члена семьи, направленное на помощь ребенку в его проблемах, анализ межличностных отношений внутри семьи и анализ семейных ценностей и перспектив. Психологи и педагоги должны принимать любого ребенка, его родителей как уникальных, автономных индивидов, за которыми признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью.
4. Каузальный принцип. Психологическое сопровождение семьи должно быть сконцентрировано не на внешних поведенческих проявлениях членов семьи, а на действительных источниках, порождающих эти проявления. Например, педагоги и психологи обращают внимание на то, что родители, особенно отцы, не всегда охотно общаются с учителями, мало интересуются успехами ребенка, иногда проявляют повышенные требования к педагогу, грубят, жалуются на них. Нередко о таких родителях педагоги отзываются как о неблагополучных, равнодушных к проблемам ребенка. Причины такого поведения родителей весьма разнообразны. Это может быть и родительское отчуждение ребенка, пролонгированный родительский стресс, личностные особенности родителей. Не зная истинных причин таких родительских установок на ребенка, мы не сможем оказать полноценную помощь семье. Реализация этого принципа способствует устранению причин и источников, порождающих искаженные родительские установки на ребенка и его окружение.
5. Принцип единства диагностики и психологической помощи в процессе сопровождения. Внутренняя психологическая сущность семьи и семейных отношений не может быть раскрыта только в процессе психодиагностического исследования, даже при использовании супер валидных методик, апробированных на большом количестве обследуемых. Опыт нашей многолетний работы показывает, что применение тестов не является необходимым условием для правильной постановки психологического диагноза, да и сами тестовые методики не всегда пригодны для изучения детей с проблемами в развитии и особенностей их семейного воспитания. Психологический диагноз может быть поставлен не только на основе использования тестовых методов, но также и на основе данных наблюдения, в ходе направленных индивидуальных бесед с ребенком, родителями и педагогами, в процессе психокррекционных занятий и пр. Поэтому наблюдение за ребенком непосредственно в процессе семейной психологической коррекции дает психологу много информации об особенностях его развития, специфике интерпсихических и интрапсихических конфликтов, особенностей межличностного обще-
ния. Психологическая диагностика и коррекция должны быть элементами взаимодополняющими, а не исключающими друг друга. В самом процессе психологической коррекции заложен огромный диагностический
П ^ V
потенциал. В ходе психологической диагностики и психологической коррекции психолог должен ориентирована на уровень мотивации членов семьи к общению с психологом; мотивацию и отношение к и используемым психологом методам психологического воздействия; изменения, происходящие в системе взаимоотношений между членами семьи на различных этапах психологического сопровождения.
Только при совместной, целенаправленной работе всех специалистов возможно эффективное психологическое сопровождение семьи детей с нарушениями в психическом развитии.
Список литературы
1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
2. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. -СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
3. Вербрюгген А. А. Защитные механизмы и копинг-стратегии у детей с двигательными нарушениями и их родителей: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - СПб., 2008. - 22 с.
4. Красильникова Е.Д. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с различными вариантами нарушения психического развития // Вестн. Тверского гос. ун-та. - №1. - 2012. - С. 50-58.
5. Кудайбергенова С.К Исследование родительских отношений к детям с ограниченными психическими возможностями: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Алма-ата, 2009. - 24 с.
6. Мамайчук И.И., Чавес В.С. Особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом // Труды ЛНИДОИ им. Г.И. Турнера. - Л., 1989. -177 с.
7. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. -СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
8. Мамайчук И.И., Вюрбергер А.А. Учет защитных механизмов личности родителей детей с двигательными нарушениями в процессе психологической помощи // Вестн. СПбГУ. - 2009. - Сер. 12.
9. Мамайчук И.И. Особенности отцовских отношений и стилей семейного воспитания в семьях детей с аутистическими синдромами // Х1 Мнухинские чтения. - СПб, 2013. - С. 303-307.
10. Московина А.Г., Пахомова Е.В., Абрамова А.В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку и родителей и учителей // Дефектология. - 2000. - №5. - С. 18-25.
11. Осухова Н.В. Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях: опыт эмпирического исследования. - М.: Варсон, 2008.
12. Сабер М. У. А. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями психического развития (На материале изучения семей России и Йемена): автореф дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2010. - 22 с.
13. Семаго М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства. - М., 1992. - 117 с.
14. Ткачева В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. ... дис. д-ра психол. наук. - Нижний Новгород: НГПУ, 2005. - 46 с.
15. Чарова О. Б. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием / О. Б. Чарова, Е.А. Савина // Дефектология. - 1999. -№5. - С. 29-33.
16. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.