Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И УСПЕВАЕМОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И УСПЕВАЕМОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
862
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / УСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Изотова Елизавета Геннадьевна

В статье рассмотрены основные теоретические положения, касаемые вопросов социально-психологической адаптации и успеваемости в младшем школьном возрасте, а также особенностей их взаимосвязи. Кроме того, представлены основные результаты эмпирического исследования, направленного на изучение указанных выше взаимосвязей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Изотова Елизавета Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND ACADEMIC ACHIEVEMENT IN THE YOUNGER SCHOOL AGE

The article discusses the main theoretical provisions concerning the issues of socio-psychological adaptation and academic performance at primary school age, as well as the peculiarities of their relationship. In addition, the main results of an empirical study aimed at studying the above relationships are presented.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И УСПЕВАЕМОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

2. Николаев А.В. Антиалкогольные кампании XX века в России. // «Вопросы истории». - № 11. - 2008. - С. 67-78.

3. Петренко Л.Ф. Коварный враг. - М., 1981.

4. Никульников А.Н. Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования: от условий к эффективному результату // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). - С. 120-122.

5. Погорелова Н.В., Зеленова Г.В., Лабунская В.И. Повышение профессионального мастерства педагога // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 95-97.

6. Сорокопуд Ю.В., Марайкова Д.Е., Соловьева С.Н., Дубовицкий И.Н. Организация воспитательной работы в процессе досуговой деятельности детей и молодёжи // Мир науки, культуры, образования. - 2020. -№ 3 (82). - С. 263-265.

7. Сорокопуд Ю.В., Сиротина С.А. Профессиональная культура педагога как фактор повышения качества образования // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1 (80). - С. 187-189.

8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch / пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. - 2-е изд., стер. - М.: Прогресс, 1986-1987. - Т. 1-4. [Электронный ресурс] https://gufo.me/dict/vasmer/%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C (Дата обращения: 04.06.2021).

Психология

УДК 159.922.7

кандидат психологических наук, доцент Изотова Елизавета Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И УСПЕВАЕМОСТИ В

МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье рассмотрены основные теоретические положения, касаемые вопросов социально-психологической адаптации и успеваемости в младшем школьном возрасте, а также особенностей их взаимосвязи. Кроме того, представлены основные результаты эмпирического исследования, направленного на изучение указанных выше взаимосвязей.

Ключевые слова: школьная адаптация, социально-психологическая адаптация, младший школьник, успеваемость.

Annоtation. The article discusses the main theoretical provisions concerning the issues of socio-psychological adaptation and academic performance at primary school age, as well as the peculiarities of their relationship. In addition, the main results of an empirical study aimed at studying the above relationships are presented.

Keywords: school adaptation, socio-psychological adaptation, junior schoolchild, academic performance.

Введение. Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Из привычного мира семьи, детского сада они попадают в разновозрастную среду, где вместо игры им предлагают умственный труд. Нередко первоклассникам трудно сразу приспособиться или, говоря иначе, адаптироваться к новым условиям и процессу обучения.

Актуальность изучения взаимосвязи адаптации детей и успеваемости связана со сложившимися противоречия между требованиями школы и готовностью детей их принять. А также хочется отметить, что практически все дети, поступающие в первый класс, хотят быть хорошими учениками. Какой бы ни была их школьная мотивация, все-таки, большинство из них старается учиться хорошо. Но, к сожалению, не всем это удается, многие из них испытывают различные трудности в учебе.

Приведенные выше трудности обусловили актуальность выбранной темы.

Целью нашей работы является установление взаимосвязи социально-психологической адаптации и успеваемости младших школьников.

Несмотря на то, что проблема школьной адаптации актуальна на всех ступенях школьного обучения, в настоящее время наиболее разработан вопрос об адаптации к школе первоклассников. Проблемы преемственности между детским садом и школой (C.B. Феоктистова и др.), готовности детей к школе (Н.И. Гуткина, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков и др.), организации психологического сопровождения первоклассников (Р.В. Овчарова, А.Л. Венгер, Г.А Цукерман., и др.) подробно рассмотрены в литературе. Существует большое количество диагностических, развивающих и коррекционных программ, способствующих вхождению детей в школьную среду.

В научной литературе существует множество точек зрения на составляющие школьной адаптации. Адаптация ребенка к школе рассматривается в различных аспектах: социально-психологическом, психофизиологическом и психогигиеническом. Наше внимание уделено социально-психологическому аспекту, который рассматривали И.В. Дубровина, И.К. Кряжева, И.А. Георгиева и др.

В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретические - анализ, синтез, моделирование и обобщение психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические -наблюдение, анкетирование, тестирование и ряд общенаучных методов, таких как метод сравнения и обобщения, логический и статистический метод.

Результаты исследования получены с помощью специально подобранных психологических методик Н.Г. Лускановой «Анкета-опросник», О.А. Ореховой «Домики», В.Г. Щур «Лесенка», а также экспертной оценке учителей по успеваемости каждого первоклассника.

Эмпирическое исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации и успеваемости младших школьников проводилось в декабре 2020 г. на базе МОУ «СОШ №41» г.Вологды. Всего в исследовании приняло участие 4 первых класса - это 119 человек в возрасте 6,5 - 8 лет, из них 58 мальчиков и 61 девочка.

Новизна исследования заключается в установлении взаимосвязи социально-психологической адаптации и успеваемости первоклассников.

Значимость: данные, полученные в ходе теоретического исследования, могут применяться в профессиональной деятельности и при написании рефератов и курсовых работ. На основе данного исследования возможна разработка практических рекомендации для педагогов и психологов общеобразовательных школ, с целью повышения уровня адаптации детей в первых классах.

Достоверность полученных результатов и научных выводов исследования обеспечивается теоретическими положениями; применением диагностических методов, соответствующих исследуемому объекту, ориентацией на аналогичные положения и выводы современных учёных; количественным и качественным анализом полученных данных и подтверждением гипотетического предположения.

Изложение основного материала статьи. В современной школе адаптация первоклассников на начальном этапе обучения является актуальной проблемой. В этот период ребенок знакомится с новым коллективом, осваивает школьный режим, старается соответствовать требованиям педагога. В жизни ребенка возникает множество проблем, решить которые ему помогают родители, педагоги и психологи. Только при успешном взаимодействии педагогов и психологов возможна успешная школьная адаптация.

Надо отметить, что адаптации первоклассников протекают у всех по-разному. Это зависит от психофизиологических особенностей развития и социальных условий, в которых пребывал ребенок в период дошкольного детства. В исследованиях И.В. Дубровиной отмечено, что тяжелее адаптируются к школе те дети, которые не посещали детский сад. Таким детям тяжелее усвоить режим школы, найти друзей в классе [Дубровина, 1991, с. 115].

К группе тяжело адаптируемых детей можно отнести неполные семьи, где один родитель не всегда успевает уделять должное внимание воспитанию и развитию ребенка. В эту же группу можно отнести тех детей, в чьих семьях нет согласованности в воспитании, когда к ребенку родители предъявляют различные требования, ему тяжело сориентироваться.

Также сложнее осуществляется процесс адаптации у детей с ослабленным здоровьем. Школьные нагрузки негативно воздействуют на их и без того ослабленное здоровье. По причине болезней дети пропускают занятия, у них появляются пробелы в знаниях.

Овчарова Р.В. рассматривает состояния, при которых адаптация первоклассника будет успешной, к ним относится:

- физиологическая, когнитивная и социальная зрелость (его развитие должно соответствовать возрастной норме);

- эмоционально-волевая регуляция;

- готовность к выполнению режимных требований;

- учебная мотивация.

Таким образом, можно выделить три компонента, которые являются составляющими школьной адаптации - эмоциональный, мотивационный и когнитивный, а перед нами встали задачи: выявить уровень социально-психологической адаптации первоклассников, определить их уровень успеваемости и установить взаимосвязь адаптации и успеваемости у младших школьников.

Исследование адаптации по трем компонентам (эмоциональный, мотивационный и когнитивный) произведено у обучающихся первых классов МОУ«Средняя общеобразовательная школа №41 г.Вологда. Всего нами было продиагностировано 119 первоклассников в возрасте 6,5-8 лет. Исследование было проведено в конце первого полугодия, в декабре 2020-2021 учебного года в системе психолого-педагогического мониторинга.

При исследовании уровня адаптации первоклассника педагог и психолог определяли сформированность компонентов социально-психологической адаптации (мотивационный, эмоциональный и когнитивный) по следующим критериям: самооценка, эмоциональная комфортность, школьная мотивация. Для определения школьной мотивации мы выбрали методику Н.Г. Лускановой.

Для определения эмоциональной комфортности и отсутствия тревожности мы воспользовались методикой О.А. Ореховой «Домики». Методика В.Г. Щур «Лесенка» помогла определить самооценку первоклассников, что, в свою очередь, позволило оценить когнитивный компонент адаптации.

Мы проанализировали результаты по каждой методике по классам и в целом по параллели, а так же определили уровни адаптации первоклассников.

Результаты показали, что школьная мотивация у большинства обучающихся первых классов сформирована, низкий уровень мотивации показали только 7% первоклассников на параллели - это небольшая часть и, возможно, временная, так как игровой мотив должен будет постепенно смениться на учебный. Учеников с очень низким уровнем мотивации не выявлено, следовательно, отсутствуют ученики с признаками дезадаптации. Большую часть составляют учащиеся с высоким и средним уровнем школьной мотивации, готовые к обучению в школе.

Результаты исследования эмоциональной комфортности первоклассников показал, что у большинства младших школьников (62%) наблюдается положительное отношение к школе. Так же отмечается благоприятное отношение к учителям и сверстникам. Цветовое фиксирование своего настроения показывает преобладание положительных, бодрых, ярких, активных цветов (красный, желтый), что является показателем безболезненной адаптации у большинства детей. Это согласуется с исследованиями Жулиной Г.Н. (2015, 2016), где было отмечено, что большинство обучающихся младших классов эмоционально положительно относятся к обучению в школе, готовы к выполнению учебных задач и взаимодействию с учителем.

Результаты исследования самооценки первоклассников свидетельствуют о том, что резко заниженной самооценки нет ни у одного первоклассника на параллели, поэтому никто из детей не находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. У многих первоклассников сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность, т.е. имеют адекватную самооценку.

Имея в распоряжении результаты трех диагностик и, руководствуясь исследованиями Г.М. Чуткиной мы выделили три уровня адаптации детей к школе: высокий, средний и низкий. В целом, можно сказать, что параллель первоклассников показывает хорошие результаты процесса адаптации. Большинство учеников находятся на высоком или среднем уровне социально-психологической адаптации. Все результаты в полном объеме представлены в приложениях к дипломной работе.

Таким образом, анализируя результаты показателей трех компонентов адаптации, мы можем сделать вывод, что адаптация первоклассников прошла успешно. Это доказывает факт отсутствия дезадаптивных учащихся в сводных показателях по трем компонентам.

Для того, чтобы установить взаимосвязь между социально-психологической адаптацией и успеваемостью, мы попросили учителей данных классов предоставить экспертную оценку успеваемости на каждого ученика. Для фиксирования результатов были взяты 5 уровней: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Так, мы можем отметить, что 31% первоклассников имеют высокий уровень успеваемости, 36% детей показывают уровень успеваемости выше среднего; 27% первокласснинов показали средний уровень успеваемости и 6% учеников на параллели имеют уровень успеваемости ниже среднего. С низким уровнем успеваемости нет ни одного ученика среди первоклассников.

Можно сделать вывод, что первоклассники справляются с учебным планом, многие из них показывают отличные результаты в учебе.

На следующем этапе нашей работы мы обратились к статистической обработке полученных результатов с целью фиксации значимых взаимосвязей между изучаемыми нами явлениями. Так, в данном случае, нами был использован коэффициент корреляции Спирмена.

Коэффициент корреляции Спирмена показал, что существует прямая статистически достоверная взаимосвязь между уровнем школьной адаптации и успеваемостью младших школьников. То есть, чем более адаптирован ученик, тем более успешен он оказывается в своей учебной деятельности. И наоборот, дезадаптированные дети демонстрируют более низкую успеваемость в школе. Таким образом, можно заключить, что для повышения эффективности учебной деятельности младших школьников, учителю, в первую очередь, необходимо сосредоточить свое внимание именно на успешной адаптации ребенка.

Выводы. Социально-психологическая адаптация является одним из ключевых механизмов, обеспечивающих становление личности в процессе развития. Для первоклассников она предполагает приспособление к новым условиям и новым требованиям, взаимодействие с учителями, а также сопровождается становлением самооценки младших школьников.

Успешная адаптация школьников в данный период является основой дальнейшего развития, социализации и отличной учебной деятельности.

Исследование показателей адаптации первоклассников выявило некоторые результаты, требующие внимания со стороны школьных работников и семьи. 6% учеников на параллели первых классов испытывают трудности в обучении и имеют низкие показатели социально-психологической адаптации в различных сочетаниях. Что выявило тенденцию к снижению успеваемости первоклассников при неуспешной адаптации.

В ходе проведения эмпирического исследования мы установили, что в общем и целом, большинство дети имеют высокий или средний уровень социально-психологической адаптации к школе (у них нормальный эмоциональный фон, высокий или средний уровень мотивации к учебе и адекватная самооценка), также высокие показатели успеваемости.

При определении коэффициента корреляции Спирмена, мы пришли к тому, что существует прямая статистически достоверная взаимосвязь между уровнем школьной адаптации и успеваемостью младших школьников. То есть, чем более адаптирован ученик, тем более успешен он оказывается в своей учебной деятельности. И наоборот, дезадаптированные дети демонстрируют более низкую успеваемость в школе.

Можно сказать, что наша гипотеза о том, что чем выше уровень социально-психологической адаптации у первоклассников, тем выше успеваемость, получила свое подтверждение.

Для повышения эффективности учебной деятельности младших школьников, учителю, в первую очередь, необходимо сосредоточить свое внимание именно на успешной адаптации ребенка.

Таким образом, можно предположить, что для учащихся, имеющих трудности в разных сферах школьной адаптации, было бы полезно и эффективно применение специфических коррекционных и профилактических мероприятий по предотвращению определенных видов дезадаптации. Данная гипотеза может стать предметом дальнейшего исследования.

А также на основе данного исследования возможна разработка практических рекомендации для педагогов и психологов общеобразовательных школ, с целью повышения качества адаптации детей в первых классах.

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка и предупредить появление школьной неуспешности.

Литература:

1. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.

2. Жулина Г.Н., Кулешова Н.В. Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению // Сборник научных статей III Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». - 2015. - С. 208-213.

3. Изотова Е.Г. Особенности конфликтов и эмоционального климата в начальной школе // Опыт и перспективы реализации федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе: сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции [18 декабря 2019 г.] / под науч.ред. Е.В. Карповой. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. - С. 127-132.

4. Изотова Е.Г. Школьная адаптация как фактор успешности обучения в начальных классах // Дошкольное и начальное образование: многообразие подходов: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». - Ч.1. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. - С. 140-144.

5. Изотова Е.Г. Особенности школьной дезадаптации у учеников началых классов и работа по ее коррекции // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 70. - Ч. 4. С. 359-362.

6. Изотова Е.Г., Костерина Е.М. Особенности психолого-педагогической работы с детьми-дезадаптантами младшего школьного возраста // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: материалы II международной заочной научно-практической конференции / под науч.ред. Е.В. Карповой [Ярославль-Минск]. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - С. 29-31.

7. Изотова Е.Г., Соболева Г.М. Факторы, влияющие на успешную учебную деятельность в младшем школьном возрасте // Опыт и перспективы реализации федеральных государственных образовательных

стандартов в современной школе: сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции [18 декабря 2019 г.] / под науч. ред. Е.В. Карповой. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. - С. 373-377.

8. Изотова Е.Г., Торопова Е.М. Адаптация младших школьников к обучению в школе // Опыт и перспективы реализации федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе: сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции [16 декабря 2020 г.] / под науч. ред. Е.В. Карповой. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. - С. 164-168.

9. Костерина Е.М., Изотова Е.Г. Психологическая помощь детям младшего школьного возраста со школьной дезадаптацией // Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного профиля в условиях непрерывного образования: материалы международной научнопрактической заочной конференции. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - С. 247-248.

10. Чуткина, Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школ // Автореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Мин. гос. пед. унт. им. Горького. - Минск, 1987. - 97 с.

Психология

УДК 37.015.3

доктор психологических наук, профессор РАО Кагермазова Лаура Цраевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); доктор психологических наук, профессор, академик РАО Абакумова Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет» (г. Ростов-на-Дону); кандидат психологических наук, доцент Масаева Зарема Вахаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Чеченский государственный университет" (г. Грозный)

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблема развития мнемической деятельности у детей младшего школьного возраста, имеющих особые образовательные потребности, что представляется актуальной и своевременной в контексте инклюзивного образования. В связи с чем, возникает необходимость в разработке программы психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников с ОВЗ, в том числе по такому значимому направлению, как познавательное развитие, одним из важных компонентов которого является мнемическая деятельность. В работе конкретизировано научное представление о содержании понятия «мнемическая деятельность у детей младшего школьного возраста с разными типами нарушений в развитии»; выявлены особенности развития мнемической деятельности детей с особыми образовательными потребностями, имеющих нарушения зрения, слуха, интеллекта и двигательной сферы; разработана система работы по формированию мнемической деятельности у младших школьников с нарушениями в развитии.

Ключевые слова: мнемическая деятельность детей с особыми образовательными потребностями, программа психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников с ОВЗ, дидактические игры, нарушения зрения, слуха, интеллекта и двигательной сферы.

Annоtation. The article discusses the problem of the development of mnemonic activity in children of primary school age with special educational needs, which seems relevant and timely in the context of inclusive education. In this connection, there is a need to develop a program of psychological and pedagogical support for the development of primary schoolchildren with disabilities, including in such a significant direction as cognitive development, one of the important components of which is mnemonic activity. The work concretizes the scientific understanding of the content of the concept of "mnemonic activity in children of primary school age with different types of developmental disorders"; the features of the development of mnemonic activity of children with special educational needs, with impairments of vision, hearing, intellect and motor sphere were revealed; a system of work on the formation of mnemonic activity in younger schoolchildren with developmental disabilities has been developed.

Keywords: mnemonic activity of children with special educational needs, a program of psychological and pedagogical support for the development of primary schoolchildren with disabilities, didactic games, visual impairments, hearing impairments, intellect and motor spheres.

Введение. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [2, с. 75] одним из основных принципов школьного образования рассматривает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, в том числе, с особыми образовательными потребностями. Возникает необходимость в разработке программ психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников с ОВЗ, в том числе по такому значимому направлению, как познавательное развитие, одним из важных компонентов которого является мнемическая деятельность.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что в разработку разнообразных аспектов проблемы мнемической деятельности, внесли вклад многие зарубежные и отечественные исследователи -Ю.А. Афонькина, Ф. Бартлетт, Л.С. Выготский, П. Жане, Л.В. Занков, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, У. Найсер, А.А. Смирнов и др.

В исследованиях А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко было установлено, что именно в младшем школьном возрасте у детей начинает формироваться словесно-логическая мнемическая деятельность, имеющая свои цели, приемы и способы, особенно эффективно формируется данное психологическое новообразование в условиях специально организованного обучения [2, с. 85].

Работы отечественных ученых в области педагогической психологии (Р.М. Боскис, М.В. Ипполитова, И.В. Королева, А.Г. Литвак, Е.М. Мастюкова) свидетельствуют о том, что мнемическая деятельность у детей с особыми образовательными потребностями имеет свою специфику и требует постоянного контроля и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.