Научная статья на тему 'Технология психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации младших школьников'

Технология психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2228
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красникова Татьяна Викторовна

Первый год обучения по праву можно назвать одним из самых важных, ответственных и сложных в жизни ребенка и его родителей. Именно в этот период начинают формироваться основные компетенции обучающегося и, от того, насколько правильно они сформируются, во многом будет зависеть успешность дальнейшего обучения. Не все дети могут самостоятельно справиться с возникающими проблемами, большинству необходима помощь. Поэтому с обучающимися начального общего образования особенно важно проводить психолого-педагогические мероприятия, направленные на помощь в социальной адаптации и профилактику дезадаптации, которая может приводить к неуспеваемости, отсутствию интереса к обучению, проблемам в общении, в умении налаживать контакты с одноклассниками и учителями, проблемам с психическим и физическим здоровьем, и стать причиной формирования в более старшем возрасте девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of psychological and pedagogical support of the process of adaptation of younger students

The first year of study can rightly be called one of the most important, responsible and difficult in the life of the child and his parents. It is during this period that the basic competencies of the learner begin to form and, to what extent they will be formed, the success of further training will largely depend. Not all children can cope with emerging problems on their own, most need help. Therefore, it is especially important to carry out psychological and pedagogical activities aimed at helping in social adaptation and prevention of disadaptation with students of primary General education, which can lead to lack of success, lack of interest in learning, problems in communication, ability to establish contacts with classmates and teachers, problems with mental and physical health, and cause the formation of deviant behavior at an older age.

Текст научной работы на тему «Технология психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации младших школьников»

Педагогика

УДК: [37.015.3: 373.3] - 053.5

старший преподаватель Красникова Татьяна Викторовна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Первый год обучения по праву можно назвать одним из самых важных, ответственных и сложных в жизни ребенка и его родителей. Именно в этот период начинают формироваться основные компетенции обучающегося и, от того, насколько правильно они сформируются, во многом будет зависеть успешность дальнейшего обучения. Не все дети могут самостоятельно справиться с возникающими проблемами, большинству необходима помощь. Поэтому с обучающимися начального общего образования особенно важно проводить психолого-педагогические мероприятия, направленные на помощь в социальной адаптации и профилактику дезадаптации, которая может приводить к неуспеваемости, отсутствию интереса к обучению, проблемам в общении, в умении налаживать контакты с одноклассниками и учителями, проблемам с психическим и физическим здоровьем, и стать причиной формирования в более старшем возрасте девиантного поведения.

Ключевые слова: технология, адаптация, психолого-педагогическое сопровождение, младший школьник.

Annotation. The first year of study can rightly be called one of the most important, responsible and difficult in the life of the child and his parents. It is during this period that the basic competencies of the learner begin to form and, to what extent they will be formed, the success of further training will largely depend. Not all children can cope with emerging problems on their own, most need help. Therefore, it is especially important to carry out psychological and pedagogical activities aimed at helping in social adaptation and prevention of disadaptation with students of primary General education, which can lead to lack of success, lack of interest in learning, problems in communication, ability to establish contacts with classmates and teachers, problems with mental and physical health, and cause the formation of deviant behavior at an older age.

Keywords: technology, adaptation, psychological-pedagogical support, a Junior high school student.

Введение. В центре внимания педагогов, педагогов-психологов, педиатров уже продолжительное время находится проблема адаптации детей к школьному обучению. Эта проблема не теряет своей актуальности, так как, несмотря на значительное количество современных исследований и рекомендаций о том, как подготовить ребенка дошкольного возраста к поступлению в школу, однако, они носят разрозненный характер. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Неблагоприятное прохождение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, разрушению межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения.

В современной образовательной системе проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем образования, актуальной для педагогов и родителей. От решения проблемы успешной адаптации зависит не только результативность обучения, мотивационная направленность обучающихся, сформированность системы взаимоотношений с педагогами и сверстниками, но и, в целом, показатели психического, личностного, социального развития. Начало обучения в школе создает определенную стрессовую ситуацию, так как в жизни ребенка, и семьи в частности, происходят кардинальные изменения, вследствие перестройки системы взаимоотношений ребенка младшего школьного возраста со взрослыми и сверстниками, смены ведущей деятельности (с игровой на учебную), предъявления школьнику новой системы учебных требований, правил и норм поведения, стремительного развития внутреннего мира ребенка, а значит, и изменения социальной ситуации развития в целом. Несмотря, имеющиеся знания, умения и навыки, предварительную подготовительную работу, которую осуществляют родители и педагоги дошкольных и внешкольных образовательных организаций, а также, на мотивационную готовность будущих первоклассников, в первые месяцы обучения возникает необходимость выстраивания определенной целенаправленной работы, направленной на преодоление психологических и педагогических проблем. Для их решения и создания оптимальных условий развития ребенка в период адаптации к обучению в школе создаются и реализуются технологии психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой систему совместной деятельности всех участников образовательного процесса. Данная система предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта младших школьников, индивидуальное развитие через реализацию образовательной траектории с учетом личностных потребностей детей младшего школьного возраста.

Формулировка цели статьи. Целью статьи стало рассмотрение технологии психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе. Для этого было необходимо решить следующие задачи: определить сущность и особенности адаптационного процесса у младших школьников, теоретические обосновать необходимость психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации, разработать технологию психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации.

Изложение основного материала статьи. Понятие «адаптация» происходит от позднелатинского <^арйо», которое понимается как приспособление. Изучением данной проблемы с точки зрения психологии занимались А.Г. Асмолов, А.А. Балл, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, в чьих работах отражены особенности психофизиологической, социально-психологической и социальной адаптации. Аспекты содержания психолого-педагогического сопровождения младших школьников рассматриваются в трудах Э.М. Александровской, М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, Е.А. Козыревой, В.Е. Летуновой, М.Н. Прохоренко,

Ю.В. Суховершиной, Т.С. Чередниковой, Ю.П. Федоровой, Т.И. Чирковой, Л.М. Шипицыной и др. Однако содержание технологии осуществления психолого-педагогичсекого сопровождения ребенка на этапе адаптации все еще требует пристального внимания исследователей.

Проблемы протекания адаптационного периода значительная часть исследователей связывает с особенностями готовности ребенка к обучению в школе. Как пишет Н.И. Гуткина: «можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе» [3, с. 5]. В содержании понятия «готовность к обучению» можно выделить следующие компоненты: физическая и психологическая. Вторая, в свою очередь, подразделяется на:

- эмоционально-волевую, выражающуюся в адекватности переживаний и предупреждающую возможную повышенную тревожность, а также регулирующую произвольность поведения;

- интеллектуальную готовность, выражающуюся в сформированности у первоклассника новообразований дошкольного возраста, таких как мышление, рефлексия, произвольность в понятиях (на содержании соответствующем возрасту); сформированности основных компонентов обучения в школе.

- личностную готовность, заключающуюся в умении общаться, строить свои взаимоотношения с окружающими, сотрудничать в различных видах деятельности, подчиняться учителю, отстаивать собственную точку зрения, находить компромисс.

Большое количество авторов отмечает, что падение школьной успеваемости обуславливается не только проблемами в готовности к обучению, но и перегруженностью программы обучения в первом классе, которая предусматривает довольно высокий уровень развития различных форм мышления. Как отмечают учителя начальной школы, дети приносят из дошкольной образовательной организации довольно низкий уровень речевого развития, не соответствующий установленным требованиям средней школы; вчерашних дошкольников отличает слабое развитие навыка самостоятельной деятельности, низкий уровень сформированности способности к умозаключениям, пассивность. Отдельной проблемой выступает снижение уровня помощи со стороны родителей, считая, что первоклассник - это уже взрослый и самостоятельный человек.

Учителя начальной школы так же отмечают и недостаточность собственных своих знаний о психологических особенностях детей этого возраста, проблемах установления партнерских отношений. «Наилучшей основой для успешного учения и развития ребенка является гармоническое соответствие учебных и интеллектуальных навыков и умений таким параметрам личности, как самооценка, познавательная и учебная мотивация. Это соответствие закладывается именно в младшем школьном возрасте. Практически все проблемы (в том числе неуспеваемость, учебные перегрузки и пр.), возникающие на последующих ступенях обучения, объясняются тем, что ребенок либо не умеет учиться, либо учение ему неинтересно, не видна его перспектива», считает И. В. Дубровина [4, с. 9].

Для того, чтобы период адаптации протекал у первоклассников наиболее эффективно, необходимо реализовывать технологию психолого-педагогического сопровождения, осуществляемую всеми участниками образовательного процесса, знающих этапы и закономерности возрастных периодов развития, понимающих психолого-педагогические задачи адаптации. Таким образом, консолидация усилий всех специалистов (педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя начальных классов) обеспечит эффективность психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся начальной школы.

Психолого-педагогическое сопровождение в период первичной адаптации предполагает создание условий, позволяющих ребенку младшего школьного возраста успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений. Для того чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, всем участникам образовательной траектории необходимо выявить психологические особенности первоклассника, настроить учебно-воспитательных процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности, помочь школьнику сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде. Другими словами, у ученика первого класса, адаптированного к обучению, есть желание идти в школу, общаться с учителями, участвовать в общественной жизни, а также присутствует хорошее устойчивое настроение и успеваемость на уровне первого класса. Если же свои школьные проблемы ученик решает при помощи привлеченных родителей, у него появляется аффективная повышенная реакция на оценки, имеет подавленное настроение, часто обращается к учителю, испытывает нежелание посещать школу, значит, адаптация к обучению к школе протекает не настолько успешно, как предполагается.

В рамках реализации психолого-педагогического сопровождения первоклассниками целесообразны следующие направления деятельности:

- психологическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников. В течение первого года должна проводится дважды - на этапе поступления (зачисления) ребенка в школу и в середине первого класса;

- развивающая психологическая работа - должна осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы;

- консультативная работа с педагогами и родителями - реализуется психологом, связана, в основном, с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия;

- методическая работа - направлена на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Данное направление деятельности осуществляется педагогами, совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса первоклассников;

- психокоррекционная работа - ориентирована на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Оказание помощи может осуществляется в форме групповой и индивидуальной психокоррекционной работы.

Представленность психолого-педагогического сопровождения как технологии предусматривает этапы, соответствующие его направлениям, указанным выше:

- диагностический этап. На этом этапе все специалисты сопровождения собирают необходимую информацию о ребенке, о ситуации семейного воспитания. Педагог-психолог проводит диагностику познавательной сферы, личностных и эмоционально-волевых особенностей. Учитель-логопед обследует речевую сферу ребенка. Социальный педагог выявляет социальный статус ребенка. Учитель начальных

классов изучает готовность ребенка к обучению в школе. Диагностический этап проводится с использованием широкого спектра различных методов: тестирование, анкетирование родителей, беседа, наблюдение и т.д. Результатом данного этапа является определение особенностей развития каждого первоклассника.

- проективный этап. На данном этапе специалисты сопровождения обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты оказания необходимой помощи, положительные и отрицательные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, подбирают различные методы. Совместно со всеми специалистами определяется стратегия психолого-педагогического сопровождения, составляется общий план действий, на основе которого, каждый специалист реализует свое направление деятельности (профилактическое, просветительское, коррекционное, развивающее и т.д.). В рамках этого этапа возможно обсуждение вопроса привлечения других специалистов (руководителей театральных кружков, учителей физкультуры), консультирование врачей для помощи обучающимся в адаптации к обучению. Результаты обсуждения и выбора стратегий сопровождения обязательно включают в себя и консультирование родителей, формулировку рекомендаций и согласование с законными представителя ребенка плана действий. А.Л. Венгер считает, что «психологические рекомендации будут тем продуктивнее, чем больше в их разработке участвует клиент. Во-первых, только он сам может решить, что он на самом деле готов делать, а чего делать не готов. Во-вторых, ощущение человеком того, что он сам нашел выход из собственных затруднений, резко повысит мотивацию выполнения коррекционных замыслов» [2, с. 119].

- коррекционно-развивающий этап обеспечивает достижение желаемого результата по осуществлению психолого-педагогического сопровождения первоклассников, выполнение плана действий специалистов сопровождения в виде коррекционных и развивающих занятий в индивидуальной и групповой форме. Эта работа в школьной практике, по мнению А.Л. Венгера, «традиционно ориентирована, прежде всего, на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни и самосознание детей. Такая изначальная ориентация в рамках целостного воздействия вполне возможна, так как предполагает выделение некоторого приоритетного направления при выборе методов и приемов» [2, с. 45].

- профилактико-просветительский этап. Параллельно с проведением коррекционно-развивающих занятий, необходимо проводить работу с родителями в форме индивидуальных или групповых консультаций, родительских собраний, тренингов родительской эффективности, совместной организацией занятий и мероприятий и т.д.

- рефлексивный этап. Этот этап является заключительным и предусматривает проведение мониторинга результатов технологии сопровождения и осмысления результатов деятельности специалистов сопровождения по решению проблем успешной адаптации. На данном этапе проводится анализ реализации поставленных задач, выполнения рекомендаций всеми участками образовательной траектории.

Основной идеей в создании и разработке данной технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся первого класса первой ступени общеобразовательного учреждения является ежедневная, систематическая, согласованная, совместная и взаимодополняющая деятельность педагогов общеобразовательных программ, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом для данной ступени образования. Целью технологии психолого-педагогического сопровождения выступает создание оптимальных условий для успешной адаптации обучающихся первого класса начального общего образования, способствующих приспособлению к коллективу и процессу обучения, которые будет учитывать индивидуальные особенности, способности ребенка и направленную на коррекцию возникающих трудностей и проблем.

Основным задачами, решаемыми в рамках реализации представленной технологии, являются:

- создание условий для успешного прохождения адаптации обучающимися первой ступени общеобразовательной организации;

- обеспечение оптимальных условий для улучшения эмоционального состояния обучающихся, успеваемости, работоспособности, социализации, сохранения психического и физического здоровья;

- проведение систематической диагностику и отслеживание динамики личностного и психического развития обучающихся;

- составление коррекционно-развивающих программы по итогам проведенной диагностики для каждого обучающегося;

- предупреждение и коррекция (в случае необходимости) возникающих проблем, связанных с адаптацией обучающихся.

Условиями эффективности реализации технологии психолого-педагогического сопровождения определяем:

- понимание и принятие необходимости психолого-педагогического сопровождения обучающихся первой ступени общего образования всеми участниками процесса;

- согласие родителя (законного представителя) обучающегося на диагностику, помощь и коррекцию, в случае необходимости, на этапе привыкания, адаптации, ребенка в общеобразовательной организации;

- согласованные взаимодополняющие действия педагогов - учителей начальных классов, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования и родителей;

- осуществление предусмотренных мероприятий согласно принятому и утвержденному плану;

- осуществление методической и информационной поддержки; постоянное, непрерывное ведение работ по сопровождению обучающихся;

- рефлексия как основа для коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Ожидаемым результатом реализации технологии психолого-педагогического сопровождения выступает: положительное отношение обучающихся к общеобразовательной организации, адекватное восприятие требований педагогов, активность; наличие психологически комфортной образовательной среды; благоприятное статусное положение; стабильность в эмоциональной сфере; рост количества родителей, активно участвующих в образовательном процессе.

Выводы. Внедрение технологии психолого-педагогического сопровождения на периоде адаптации обучающихся к обучению в школе способно оказать положительное влияние не только на самих обучающихся, но и, в рамках мероприятий по консультированию и просвещению, на родителей и учителей.

Литература:

1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.

2. Венгер, А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А. Л. Венгер. - Рига : Эксперимент, 2000. - 184 с.

3. Гуткина, Н. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академ. Проект, 2000. - 184 с.

4. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина и др.; под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 2001. - 160 с.

Педагогика

УДК 159.922.8

аспирант Кушка Марк Григорьевич

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)

ДЕСТРУКТИВНЫЕ КОПИНГ-РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР РИСКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Цель исследования заключалась в том, чтобы найти различия стратегий преодоления стрессовых ситуаций у подростков, выявив взаимосвязь между ними и возможностью развития девиантного поведения представителей молодого поколения. В ходе исследования был использован опрос 112 учащихся 7-8 классов. Средний возраст участников составил 13-14 лет. Нами были сформированы две группы: подростки с девиантным поведением - экспериментальная группа и контрольная группа, в состав которой вошли подростки, поведение которых не классифицировалось как асоциальное. Учитывая результаты предыдущих исследований, была выдвинута гипотеза, что подростки с девиантным поведением будут отличаться друг от друга стратегиями выхода из стрессовых ситуаций от подростков без девиантного поведения. В подтверждении нашей гипотезы, результаты показали, что девиантные подростки с большей вероятностью прибегают к использованию стратегии «избегания». В процессе исследования автором были достаточно подробно описаны стратегии и различия. Результаты были проанализированы с учетом возрастных, выборочных и семейных условий.

Ключевые слова: стратегии, копинг, подростки; стресс, проблемные ситуации, девиантное поведение.

Annotation. The aim of the study was to find differences in strategies to overcome stress in adolescents, revealing the relationship between them and the possibility of developing deviant behavior of the younger generation. The survey of 112 pupils of 7-8 grades was used in the study. The average age of the participants was 13-14 years. We formed two groups: adolescents with deviant behavior - an experimental group and a control group, which included adolescents whose behavior was not classified as asocial. Taking into account the results of previous studies, it was hypothesized that adolescents with deviant behavior will differ from each other in strategies to overcome stress situations from adolescents without deviant behavior. In support of our hypothesis, the results showed that deviant teenagers are more likely to resort to the use of the «avoidance» strategy. In the course of the research the author described the strategies and differences in sufficient detail. The results were analyzed in terms of age, sample and family conditions.

Keywords: strategies, coping, teenagers; stress, problem situations, deviant behavior.

Введение. Подростковый возраст - это период глобальных изменений, время быстрых физических трансформаций, сопровождаемых сдвигами в когнитивных и эмоциональных способностях подростка, обусловленных выходом его из детского возраста и стремлением приобрести статус взрослого человека [3, с. 116]. Переход с детства в юную зрелость привносит новые культурные и общественные возможности и ожидания, выраженные разнообразными подростковыми стрессорами, романтическими отношениями, сверстниками и друзьями, школой, родителями, ожиданием будущего, критическими жизненными и идиосинкразическими событиями [16, с. 619].

В качестве ответной реакции на указанные нами стрессоры выступает изменение индивидуальных различий в физической и социальной среде, в личностном опыте сопротивления воздействиям со стороны социального окружения [2, с. 118].

Подростки испытывают неуверенность в себе и подавляющие чувство при совершении попытки знакомства и построении взаимоотношения. Чтобы преодолеть все проблемы в подростковом возрасте и уверенно продвигаться от стресса к стрессу, ими используется одна из стратегий преодоления - копинг-стратегия [5, с. 195]. Копинг-стратегия выступает в качестве важной конструкции в ответ подростка на разнообразные стрессоры и корректировки, которые они испытывают на себе, с целью адекватного реагирования.

Повышению осведомленности о факторах риска отводится много внимания в исследованиях, направленных на поиск наиболее эффективных направлений пропедевтики девиантного поведения подростка. Поведение, связанное с риском для здоровья (например, попытки самоубийства, курение, употребление психотропных веществ, рискованное сексуальное поведение), негативные эмоции [10], депрессия [8] и характер их межгрупповых отношений были широко исследованы многими учеными [15]. Однако, предыдущие исследования обладают тенденцию рассматривать смешанные результаты, полученные в ходе исследований, ориентированных на выбор воспитательных [7].

Формулировка цели статьи. Целью данной работы является поиск, выбор и оценка наиболее предпочтительной стратегии по преодолению проблем у подростков с девиантным поведением.

Изложение основного материала статьи. Понятия подростковый возраст определяется биологией и культурой и лучше всего понимается в социально-исторический контекст. Поговорка о том, что «отрочество начинается в биологии и заканчивается культурой» отражает понимание того, когда заканчивается юность. Подростковый возраст - это время больших перемен на многих уровнях: физическом, психологическом, социальном и духовном. Возможно, наиболее «драматичными» являются биологические изменения, связанные с половым созреванием подростка, включающие гормональные изменения, приводящие к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.