8. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. - История эстетических категорий. М.: Искусство, 1964. - 376 с.
9. Марцинковская Т.Д. Переживание как механизм социализации и формирования идентичности в современном меняющемся мире. Психологические исследования, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n3-5/177-marjinkovskaya5
10. Маслоу А. Психология бытия. М.: "Рефл-бук" - К.: "Ваклер", 1997. - 300 с.
11. Пискрев П.М., Метамодерн и интегративная теория гуманитарного знания: дисс. ...доктор псих. наук:19.00.01 / Автор Павел Михайлович. - Я., 2019. - 461 с.
12. Пискарев П.М. Метамодерн: к постановке проблемы. 4. Пискарев П.М. Метамодерн: счастье в квадрате. М.:Эксмо, 2020. - 304 с.
13. Пискарёв П.М. Нейрографика. Алгоритм снятия ограничений. - М.: Эксмо,2020. - 224 с.
14. Мартин Р. Мышление в стиле «И». Как мыслят успешные лидеры. М.: Юрайт, 2016. - 228 с.
15. Савельева О.А. Психологические основы нейрографики., Дисс. на соискание степени канд. филос. наук: спец. 09.00.01 «Общая психология, историяпсихологии». - Ярославль, 2018. - С. 164
16. Тургеньева О.Ю., Дьяченко Е.Н. Пространство интернета как институт социализации. Топосы цифровой эпохи. // Вестник интегративной психологии. - 2020. - №21. - С. 38
17. Vermeulen T., van den Akker R. Notes on metamodernism // Journal of Aesthetics and Culture. 2010. Vol. 2. - P. 1-14.
18. Suzanne Nalbantian. Neuroaesthetics: neuroscientific theory and illustration from the arts // Interdisciplinary Science Reviews.-2008-12-01. - Т. 33, Вып. 4. - С. 357-368.
Психология
УДК 159.922.7
кандидат психологических наук, доцент Изотова Елизавета Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)
ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И
РАБОТА ПО ЕЕ КОРРЕКЦИИ
Аннотация. В статье рассмотрены основные теоретические положения, касаемые вопросов школьной дезадаптации в начальных классах. Кроме того, представлены основные результаты эмпирического исследования особенностей развития выделенных показателей школьной дезадаптации, а также процесс создания коррекционной программы.
Ключевые слова: школьная адаптация, младший школьник, тревожность, учебная мотивация, внутренняя позиция школьника, коррекционная программа.
Annоtation. The article discusses the main theoretical provisions concerning the issues of school maladjustment in primary grades. In addition, the main results of an empirical study of the developmental features of the selected indicators of school maladjustment are presented, as well as the process of creating a correctional program.
Keywords: school adaptation, junior student, anxiety, learning motivation, internal position of the student, correctional program.
Введение. Поступление в первый класс-переломный период социализации ребёнка, несущий серьёзные испытания его адаптационных возможностей. Не все дети с лёгкостью привыкают к новым условиям (которые выдвигает качественно иная социальная ситуация развития), у некоторых наблюдаются серьёзные трудности адаптации, что приводит к проявлению такого психологического феномена, как школьная дезадаптация.
Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учебной деятельности и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
К сожалению, практика показывает, что многие дети испытывают трудности в адаптации к школе. Некоторые, даже несмотря на высокий уровень интеллекта, не могут справиться со школьной нагрузкой и, в следствии этого, становятся дезадаптантами. Начало обучения в школе сложный для ребёнка период и не всегда проходит успешно, а ведь именно от того, как ребёнок адаптируется, зависит его дальнейшее обучение, успешность в освоении знаний и многие другие не менее важные вещи. Поэтому так важно организовать психолого-педагогическую поддержку для детей со школьной дезадаптацией.
Проблема адаптации детей к школе из года в год волнует психологов и педагогов. Несмотря на множество исследований по этой проблематике, к сожалению, на данный момент нет какой-то единой, общепринятой программы работы с детьми-дезадаптантами младшего школьного возраста. Детям-дезадаптантам требуется своевременная помощь, если же она не будет оказана, то у них могут образоваться: личностные нарушения в развитии, отставание по учебной программе, неадекватные модели поведения и другие нарушения. Дезадаптация отрицательно сказывается на эмоциональном, психическом и физическом состоянии детей. Поэтом так важно психологу и педагогу найти основные причины школьной дезадаптации и сделать на них акцент в своей работе по её преодолению.
В связи с вышеизложенным, мы сосредоточили свое внимание на определении особенностей психолого-педагогической работы с детьми со школьной дезадаптацией.
В качестве основной гипотезы выступило предположение, что показателем эффективности психологической помощи детям младшего школьного возраста со школьной дезадаптацией будет снижение уровня тревожности, повышение уровня сформированности внутренней позиции школьника и положительного отношения к школе, а также формирование учебной мотивации.
Методологической основой исследования послужили труды по проблеме школьной дезадаптации Э.М. Александровской, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткиной, И.В. Дубровиной, И.А. Коробейникова и других педагогов и психологов.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №20 им. П.И. Батова города Рыбинска Ярославской области. В исследовании участвовали 107 учащихся.
В качестве методов исследования использовались следущие: определение сформированности "Внутренней позиции школьника", экспресс - методика "Выявление тревожности у школьников", исследование адаптации методом Люшера, исследование мотивов учебной деятельности, «Методика выявления интенсивности мотивации учения» (Е.В. Карпова).
Для статистической обработки данных, были использованы ^критерий Стьюдента и и-критерий Манна-Уитни.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты позволяют определить основные направления деятельности учителей начальных классов и психологов по оптимизации процесса адаптации младших школьников; кроме того, на основе полученных результатов, нами была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на профилактику и коррекцию школьной дезадаптации, доказавшая свою эффективность; разработаны рекомендации для педагогов и родителей.
Изложение основного материала статьи. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что школьная дезадаптация возникает при нарушении механизмов адаптации детей к школе. Понятие школьной дезадаптации собирательное и включает: социально-средовые признаки (особенности семейных и детско-родительских отношений, бытовые особенности окружающей ребёнка среды, межличностные отношения); психологические признаки (индивидуальные/ личностные, акцентуация и направленность личности, препятствующие необходимому уровню включения в учебный процесс); медицинские (отклонения в психофизическом развитии ребёнка). Из всего этого можно определить школьную дезадаптаци как социально-психологический процесс нарушений в развитии способностей ребёнка к успешному овладению знаниями, умениями, навыками общения и взаимодействия в коллективной учебной деятельности.
Как отмечалось ранее, причины и проявления дезадаптации могут быть различными. При этом, к важнейшим признакам школьной дезадаптации можно отнести: низкую работоспособность; несформированность внутренней мотивации учения; выраженные затруднения в усвоении программы по всем предметам и по отдельным учебным дисциплинам; затруднения в усвоении норм поведения в школе; повышенная тревожность; страх и чрезмерная напряжённость; невротические проявления; неуверенность в своих силах и способностях; негативное отношение к школе и учению.
Согласно статистике, около 25% детей в классе имеют серьёзные трудности адаптации и являются дезадаптантами. Если же этим детям не будет оказана своевременная помощь, то это может привести к личностным нарушениям в их развитии, к хроническому отставанию по учебной программе, формированию неадекватных моделей поведения, а также отрицательно скажется на эмоциональном, психическом и физическом состоянии детей.
Таким образом, можно заключить, что проблема школьной дезадаптации велика и многогранна, и требует вмешательства со стороны взрослых, поэтому должно осуществляться психолого-педагогическое сопровождение детей с трудностями адаптации (для этого необходимо своевременное выявление этих трудностей и проведение коррекционной работы по их устранению, так же не стоит недооценивать профилактическую работу). Для достижения большего эффекта в сопровождении детей дезадаптантов должны совместно и активно взаимодействовать все участники образовательного учреждения (психолог, педагог, родители, администрация).
Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования заключалась в определении особенностей психологической помощи детям со школьной дезадаптацией и оказание им необходимой помощи (разработка эффективной программы по преодолению школьной дезадаптации и её проведение).
Наше исследование носило лонгитюдный характер и проходило в 2 этапа:
• 1 этап 2017 год. Нами были выбраны для диагностики два первых класса. В каждом из классов мы провели первичную диагностику, которая показала однородность распределения изучаемых признаков в выборке. В целом стоит отметить, что лишь у 15% испытуемых зафиксирована полная адаптация, частичная адаптация у 58% и 27% - дезадаптанты. Далее нами была подобрана и адаптирована под возрастные особенности детей коррекционная программа Т.В Костяк. После чего её реализовали на экспериментальном классе. После окончания коррекционной программы нами была проведена вторичная диагностика.
Полученные данные подверглись статистической обработке ^-критерий Стьюдента и и-критерий Манна-Уитни), что позволило нам сделать вывод, что на первом этапе нашего исследования (в 2017 году) до программы в контрольном и экспериментальном классе статистически достоверных различий не зафиксировано. После проведения коррекционно-развивающей работы на экспериментальном классе, мы увидели, что произошли статистически достоверные положительные изменения, а в контрольном классе произошедшие изменения оказались незначительны. Это позволило сделать вывод, что реализуемая нами программа оказалась эффективна, то есть она способствует снижению проявлений дезадаптации в младшем школьном возрасте.
• 2 этап - 2019 год. На данном этапе нами была проведена повторная диагностика в тех же классах. Сравнив результаты вторичной диагностики за первый класс и диагностики в 3 классе и проанализировав полученные статистические данные, мы увидели, что за 2 года изменения в контрольном и экспериментальном классе произошли незначительные. Это позволяет нам заключить, что реализуемая нами коррекционная программа эффективна, а ее результаты имеют длительный (долговременный) характер.
Кроме того, нам показалось интересным изучение наличия или отсутствия взаимосвязей между изучаемыми показателями дезадаптации. Для этого, нами были взяты 3 показателя: исследование адаптации методом Люшера (отрицательное отношение к школе); внутренняя позиция школьника (не сформированная); тревожность (повышенная или высокая). Так, статистическая обработка данных показала, чем более позитивно ребенок относится к школе, тем более сформирована оказывается у него внутренняя позиция школьника и тем менее он тревожен. И наоборот, при высокой тревожности ребенка проявляется негативное отношение к школе и позиция школьника оказывается менее сформированной. Таким образом, мы доказали выдвинутое ранее предположение, что при коррекционной работе с дезадаптантами целесообразно сосредотачивать свое внимание на таком ее проявлении, как тревожность.
• 3 этап - 2020 год. В первом полугодии 2020 года мы предприняли попытку сравнить результаты, полученные в 2017 и в 2020 соответственно. Так, нами была проведена первичная диагностика двух первых классов по выбранным методикам. Диагностика показала, что результаты по всем методикам в этих классах не сильно различаются. Было выявлено, что 54% испытуемых полностью адаптированы, 20% детей с частичной адаптацией и 27% являются дезадаптантами. После первичной диагностики на одном из классов
была реализована новая, доработанная с учётом недочётов и новых идей коррекционно-развивающая программа. По завершении программы проведена вторичная диагностика, проанализировав результаты которой мы увидели, что произошли сильные, статистически достоверные изменения в экспериментальном классе. При этом, статистическая обработка данных результатов контрольного класса показала, что произошедшие изменения являются незначительными. Все это позволяет нам заключить, что реализуемая нами коррекционно-развивающая программа является эффективной.
Выводы. Таким образом, нами было доказано, что показателем эффективности психологической помощи детям младшего школьного возраста со школьной дезадаптацией является снижение тревожности, повышение уровня сформированности внутренней позиции школьника, внутренней мотивации учения и положительного отношения к школе. Наше исследование доказывает, что несмотря на положительную динамику (в 2020 году полностью адаптированных детей стало больше, чем в 2017 году), проблема дезадаптации среди младших школьников остаётся актуальной и требующей внимания.
Также, нами разработана программа направленная на преодоление дезадаптации, которая была протестирована на практике и оказалась эффективной (о чём свидетельствует статистическая обработка данных). Хочется отметить, что для достижения большего эффекта при сопровождении детей-дезадаптантов необходимо совместное и активное взаимодействие всех участников образовательного учреждения (психолог, педагог, родители, администрация).
Данная программа разработана для детей 6-8 лет, имеющих те или иные трудности в адаптации к школе. Программа построена на принципе единства диагностики и коррекции и направлена на устранение негативного отношения к школе и учению, на повышение учебной мотивации и формирование внутренней позиции школьника, а так же на снятие школьной тревожности. Она состоит из двух частей : первая состоит из 4 занятий, которые проводит учитель со всем классом, а вторая из 6 занятий в подгруппах по 7-10 человек (подгруппы имеют смешанный состав и комплектуются из детей с разным уровнем психологической адапатации к школе). На занятиях используются: сказкотерапия, игровые и творческие упражнения, беседа и другие методы.
Анализ психологической и педагогической научной литературы показал, что проблема школьной дезадаптации велика и многогранна, и требует вмешательства со стороны взрослых, поэтому необходимо оказать психолого-педагогическое сопровождение детей с трудностями адаптации (для этого необходимо своевременное выявление этих трудностей и проведение коррекционной работы по их устранению, так же не стоит недооценивать профилактическую работу). Для достижения большего эффекта в сопровождении детей дезадаптантов должны совместно и активно взаимодействовать все участники образовательного учреждения (психолог, педагог, родители, администрация).
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что, как мы уже говорили ранее, причины и проявления дезадаптации могут быть различными. К важнейшим признакам школьной дезадаптации можно отнести: низкую работоспособность; несформированность внутренней мотивации учения; выраженные затруднения в усвоении программы по всем предметам и по отдельным учебным дисциплинам; затруднения в усвоении норм поведения в школе; повышенная тревожность; страх и чрезмерная напряжённость; невротические проявления; неуверенность в своих силах и способностях; негативное отношение к школе и учению.
На основе выделенных особенностей нами было построено исследование, направленное на определение особенностей психологической помощи детям со школьной дезадаптацией и оказание им этой помощи.
На этапе констатирующего эксперимента были выявлены показатели уровня тревожности, сформированности внутренней позиции школьника и эмоционального отношения к школе, а также особенностей мотивации учения. На этапе формирующего эксперимента была разработана и проведена коррекционно-развивающая программы, направленная на помощь в адаптации к школе у первоклассников. Контрольный эксперимент позволил проследить динамику повышения адаптации к школе. На данном этапе статистическая обработка полученных результатов подтвердила эффективность разработанной и примененной нами коррекционно-развивающей программы.
Литература:
1. Иванова, Д.Н., Карпова, Е.В. Адаптация детей воспитывающихся в условиях интерната [Текст] / Д.Н. Иванова, Е.В. Карпова // Реализация стандартов II поколения в школе: проблемы и перспективы: Сборник научных статей / под ред. Е.В. Карповой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - С. 79-82.
2. Изотова Е.Г. Особенности конфликтов и эмоционального климата в начальной школе // Опыт и перспективы реализации федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе: сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции [18 декабря 2019 г.] / под науч.ред. Е.В. Карповой. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. - С. 127-132.
3. Изотова Е.Г. Школьная адаптация как фактор успешности обучения в начальных классах // Дошкольное и начальное образование: многообразие подходов: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». - Ч. 1. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. - С. 140-144.
4. Изотова Е.Г., Костерина Е.М. Особенности психолого-педагогической работы с детьми-дезадаптантами младшего школьного возраста // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: материалы II международной заочной научно-практической конференции / под науч.ред. Е.В. Карповой [Ярославль-Минск]. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - С. 29-31.
5. Изотова Е.Г., Смирнова А.А. Психологическая коррекция страхов и тревожности в начальной школе // Психология развития личности в современном мире: материалы XIX Междунар. студ. науч.-практ. конф., г. Минск, 24 апр. 2019 г. / Бел. Гос.пед.ун-т им. М. Танка; редкол.: Д.Г. Дьяков (гл. ред.), Ю.А. Полещук (зам. гл. ред.). - Минск: БГПУ, 2019. - С. 169-171.
6. Изотова Е.Г., Соболева Г.М. Факторы, влияющие на успешную учебную деятельность в младшем школьном возрасте // Опыт и перспективы реализации федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе: сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции [18 декабря 2019 г.] / под науч.ред. Е.В. Карповой. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. - С. 373-377.
7. Изотова Е.Г., Торопова Е.М. Адаптация младших школьников к обучению в школе // Опыт и перспективы реализации федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе: сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции [16 декабря 2020 г.] / под науч. ред. Е.В. Карповой. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. - С. 164-168.
8. Костерина Е.М., Изотова Е.Г. Психологическая помощь детям младшего школьного возраста со школьной дезадаптацией // Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного профиля в условиях непрерывного образования: материалы международной научнопрактической заочной конференции. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - С. 247-248.
9. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / Т.В. Костяк - М.: Академия, 2008. - 176-187 с.
Психология
УДК 378.2
кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Колобова Наталья Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ЗПР В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Аннотация. Данная работа содержит в себе описание особенностей аддиктивного поведения, проявляющиеся у младших подростков с задержкой психического развития. Посредством теоретического анализа были выделены основные факторы формирования аддиктивного поведения, определена специфика первичной профилактики. Также в статье описывается работа психолого-педагогического сопровождения семей и педагогов, работающих с младшими подростками с задержкой психического развития.
Ключевые слова: младшие подростки с задержкой психического развития, аддиктивное поведение, профилактика аддиктивного поведения, задержка психического развития, психолого-педагогическое сопровождение.
Annоtation. This work contains a description of the features of addictive behavior that manifest themselves in younger adolescents with mental retardation. Through theoretical analysis, the main factors of the formation of addictive behavior were identified, and the specifics of primary prevention were determined. The article also describes the work of psychological and pedagogical support for families and teachers working with younger adolescents with mental retardation.
Keywords: younger adolescents with mental retardation, addictive behavior, prevention of addictive behavior, mental retardation, psychological and pedagogical support.
Введение. На сегодняшний день, проблема зависимого поведения набирает обороты и становится более актуальной в современном обществе. Увеличивается количество подростков, которые попадая в неблагоприятную среду, начинают злоупотреблять курением сигарет, распитием алкогольных напитков. Есть такая группа детей, которые испытывают сложности в преодолении зависимого поведения. К данной категории можно отнести детей с задержкой психического развития.
Суть в том, что у данной группы развитие некоторых функций происходит с запаздыванием, вследствие этого у детей могут проявляться специфические особенности развития в виде эмоциональной неустойчивости, слабости волевых функций. Поэтому помощь со стороны родителей и педагогическое воздействие являются неотъемлемым компонентом в решении данной проблемы.
Изучая данный психологический феномен, напрашивается вопрос, почему именно аддикции которые возникают в подростковом возрасте пробуждают большой интерес у психологов, педагогов и т.д.? Дело в том, что аддиктивное поведение может проявиться в любом возрасте и привести к проблемам, которые могут нанести вред не только человеку, страдающему той или иной зависимостью, но и его окружению. Для того чтобы избежать подобных трудностей, легче всего предупредить процесс их появления, а сделать это можно уже в младшем подростковом возрасте если своевременно обнаружить предрасположенность к зависимому поведению.
Чтобы избежать зависимости, нужна профилактика, которая поможет подростку установить негативное отношение к возможному употреблению психоактивных веществ. Распространение подростков с зависимым поведением в образовательных учреждениях влекут за собой негативные последствия и подрывают учебный процесс. Поэтому педагоги и психологи должны помочь ребенку справиться с трудностями, которые у него могут возникнуть, посредством классных часов и других профилактических мероприятий.
Целью нашего исследования является изучение индивидуально-психологических особенностей как факторов риска развития аддиктивного поведения у младших подростков с задержкой психического, формирования склонности к химической аддикции.
Изложение основного материала статьи. В своих трудах Ц.П. Короленко изучал зависимое поведение как чрезмерное употребление психоактивными веществами, имеющие свойство варьировать состояние психики без проявления физической зависимости.
После приема того или иного психоактивного вещества человек может испытывать чувство комфорта, беззаботности, у него могут пропадать страхи, он раскрепощается, появляется готовность совершать необдуманные действия, которые могут привести к неблагоприятным последствиям [8].
При частом употреблении психоактивных веществ, человек испытывает потребность повторить их снова, с целью получения пережитых им приятных эмоций.
Е.В. Змановская интерпретировала аддиктивное поведение как действия, связанные с психологической и/или физической зависимостью от использования психоактивных веществ по изменению психологического самочувствия [5].
Такие исследователи как Б.С. Братусь, В.Д. Менделевич, А.В. Гоголева и другие делят аддикции на химические и нехимические. В основе химической аддикции лежит тяга к психоактивным веществам. В