Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ С СТРАТЕГИЯМИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)'

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ С СТРАТЕГИЯМИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SELF-GOVERNMENT OF THE INDIVIDUAL / CULTURAL INTELLIGENCE / MULTI-ETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INTERCULTURAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулеш Елена Васильевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению взаимосвязи самоуправления с стратегиями межкультурного взаимодействия будущих педагогов в полиэтнической образовательной среде Хабаровского края.The article presents the results of an empirical study on the relationship of self-government with strategies of intercultural interaction of future teachers in the multi-ethnic educational environment of the Khabarovsk territory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулеш Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ С СТРАТЕГИЯМИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)»

Педагогика

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Кулеш Елена Васильевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ С СТРАТЕГИЯМИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению взаимосвязи самоуправления с стратегиями межкультурного взаимодействия будущих педагогов в полиэтнической образовательной среде Хабаровского края.

Ключевые слова: самоуправление личности, культурный интеллект, полиэтническая образовательная среда, межкультурное взаимодействие.

Annotation. The article presents the results of an empirical study on the relationship of self-government with strategies of intercultural interaction of future teachers in the multi-ethnic educational environment of the Khabarovsk territory.

Keywords: self-government of the individual, cultural intelligence, multi-ethnic educational environment, intercultural interaction.

Введение. С целью реализации механизмов и форм непрерывного педагогического образования в рамках требований профессионального стандарта «Педагог», на базе Ресурсного центра Тихоокеанского государственного университета с 2013 по настоящее время реализуется краевой инновационный комплекс «Интеграция», по проблеме развития этнокультурной компетентности и языковой культуры личности обучающихся. Реализация инновационной деятельности комплекса строится на принципах взаимодействия учреждений дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования, включающего обмен опытом по распространению лучших практик в обозначенном выше направлении. Комплекс в деятельности включает два стратегических направления: первое, ориентировано на обучение русскому языку как государственному детей-инофонов в тех образовательных учреждениях края, которые испытывают трудности обучения в связи с слабой адаптацией к иной культурной среде; второе направление комплекса направлено на сохранение и популяризацию родных языков. В обозначенном контексте, важным принципом системы образования является принцип защиты национальных культур, традиций в условиях поликультурного государства [2]. В этой связи полиэтническая образовательная среда представляет собой условие формирования и развития этноспецифических черт и качеств человека как представителя конкретной этнической группы, где в его границах осуществляется процесс усвоения и трансляции субъектом этнонациональных и других гуманистических ценностей с учетом региональной специфики [1, с 11]. Отметим, что вопрос о взаимосвязи самоуправления с стратегиями межкультурного взаимодействия будущих педагогов имеет недостаточную теоретическую изученность и дефицит данных, полученных в эмпирических исследовниях, что обусловливает необходимость более глубокого понимания факторов, определяющих успешность индивида в разнообразии культурных контекстов и как следствие подчеркивает актуальность и научную новизну исследования.

Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи самоуправления с стратегиями межкультурного взаимодействия будущих педагогов в полиэтнической образовательной среде Хабаровского края. Исходя из цели, нами обозначены задачи, направленные на определение концептуального конструкта понятия самоуправление личности педагога и раскрытие его взаимосвязи с видами стратегий межкультурного взаимодействия, базирующихся на культурном интеллекте личности в полиэтнической образовательной среде региона. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе выстраивания приоритетных направлений по реализации содержания национальной образовательной политики, где педагог становится одним из главных звеньях в системе межкультурного взаимодействия субъектов образования.

Изложение основного материала статьи. Обратимся к результатам эмпирического исследования. Выборка состояла из 150 студентов, в возрасте от 17 до 25 лет, обучающихся в Николаевском-на-Амуре промышленно-гуманитарном колледже, в педагогическом колледже и педагогическом институте Тихоокеанского государственного университета Хабаровского края. Обратимся к результатам диагностического исследования по методике «Способность самоуправления личности» Н.М. Пейсахова, которые представлены в таблице 1. Согласно концепции Н.М. Пейсахова, мы рассматриваем самоуправление в контексте способности человека прогнозирования будущих результатов своей деятельности, определения дальних целей и планирования своих поступков и действий. Другими словами, способность самоуправления представляет собой процесс, в котором субъект сам определяет проблему и вырабатывает оптимальную тактику и стратегию своей активности по разрешению различных проблем в жизнедеятельности, реализуя творческий стиль в качестве своеобразной авторской позиции.

Таблица 1

Средние показатели способности самоуправления студентов

1 кжаше.ш Пром-гум колледж Пед колледж ВУЗ

Кол-во выборов "„ Кол-во выборов % Кол-во Выборов "„

Диализ, противоречии 2 0,8 29 16 25 11,1

11роно!ирование 24 10.6 25 1.3.8 22 9.7

I lc.icno.iai анис 32 14.2 2 1.1 .34 15.1

1 Кэширование 30 1.3.3 2.3 12.7 2.3 10.2

Кршсрии оценки канаста 24 10.6 18 9.9 26 1 1.5

11риня 1 не решении 26 1 1.5 16 8.8 17 7.5

Самоком ipo.ii> 32 14.2 28 15.4 26 ....................из..................

Коррекция 27 12 24 1.3.2 28 12.4

Общая ССУ 28 12.4 16 8.8 24 10.6

При анализе полученных показателей способности самоуправления личности, мы выявили, что среди студентов промышленно-гуманитарного колледжа, менее всего развит такой показатель, как анализ противоречий или ориентировка в ситуации, что может свидетельствовать о сложности студентов обнаруживать противоречия во внешних условиях и создавать субъективную модель сложившейся ситуации. Среди студентов, обучающихся в педагогическом колледже, выявлена низкая способность к целеполаганию, что говорит о слабой способности к формированию моделей желаемого будущего и целей, тогда как у студентов высшего учебного заведения, выявлены показали находящиеся в пределах средних значений.

На следующем этапе исследования, возник вопрос о связи самоуправления личности студентов с их культурным интеллектом, позволяющий человеку адаптироваться в новой культурной среде [3]. Было выявлено, что у студентов педагогического колледжа метакогнитивный показатель культурного интеллекта в среднем диапазоне значений не выявлен, что может свидетельствовать о недостаточной способности студентов рефлексировать по поводу собственной этнической и культурной принадлежности, а также о невозможности прогнозирования поведения в ситуации межкультурного взаимодействия. У студентов промышленно-гуманитарного колледжа был выявлен низкий уровень мотивационного показателя культурного интеллекта, что может свидетельствовать о их слабой готовности к познанию новой культуры. У студентов ВУЗа мы выявили отсутствие когнитивного и поведенческого компонента, что может свидетельствовать об отсутствии или низком уровне знаний обычаев, ценностей, норм человеческой деятельности в различных культурах, а также об отсутствии вербальных и невербальных форм поведения, которые бы подходили для контакта с лицами из других культур.

Положение о том. что постоянно меняющаяся реальность, которая побуждает людей интерпретировать происходящие события таким образом, который поддерживает стабильность окружающего мировоззрения и обеспечивает необходимую поддержку для достижения чувства безопасности, является важным для исследования и указывает на значимость рассмотрения базисных убеждений личности студентов. Для исследования доминирующих убеждений личности мы использовали методику в адаптации Падун М.А. и А.В. Котельниковой «Шкала базисных убеждений». В исследовании базисные убеждения нами определяются как устойчивые представления индивида о мире и о себе, оказывающие влияние на мышление, эмоциональные состояния и поведение человека. Такая структура находит отражение в пяти субшкалах и состоит из внутренних идей индивида об окружающем мире, собственном «Я», а также способах взаимодействия между «Я» и миром. Благодаря указанным измерениям мы обнаруживаем общие точки соприкосновения этнокультурных традиций с глобальными общекультурными ценностями, основанными на устойчивой духовной традиции [4, с. 90].

Отметим, что в поликультурной образовательной среде, по причине необходимости вхождения в сферу взаимодействия культур, процесс адаптации свойственен не только детям из семей мигрантов, но и педагогам, в том числе и будущим, где стратегии межкультурного взаимодействия так или иначе отражают особенности его поведения. Как следствие, это сопряжено с процессами самопознания и саморазвития, что может способствовать пониманию представителей других культур в условиях этнического разнообразия контингента образовательного учреждения [5].

Для того, чтобы глубже рассмотреть этот вопрос, обратимся к понятию взаимодействие. Для нас ключевым является определение В.Е. Кемерова, в котором понятие взаимодействия отражает различные формы человеческой деятельности и познания, которые отражаются во взаимосвязи между различными объектами. Так, непосредственное общение между человеческими индивидами может быть примером взаимодействия в общественной жизни. В свою очередь, примером взаимодействия между субъектами образовательного процесса является их взаимосвязь, которая становится интегративным и многофункциональным фактором их обоюдного саморазвития.

Именно оно способно повлиять на целенаправленное, прогрессивное и продуктивное развитие школьников и педагогов, а также на укрепление их сообщества при условии его систематического обогащения и развития как явления и процесса. Появление в процессе обмена между педагогом и обучающимся когнитивных, волевых, эмоциональных, ценностных и других потенциалов психолого-педагогических явлений и эффектов определяет характер и степень рассматриваемого влияния выбранных педагогом стратегий межкультурного взаимодействия на личностное саморазвитие его субъектов. Стратегии межкультурного взаимодействия, выбиранные педагогом, показывают, что они представляют собой вариант стратегий социального взаимодействия и реализуют в процессе своего осуществления конкретную, но крайне важную для становления индивида цель, которя будет заключаться в содействии саморазвитию личности.

Специфика выбиранных стратегий межкультурного взаимодействия между педагогом и учеником-мигрантом заключается в том, что в процессе реализации саморазвитие партнеров происходит как взаимосвязанно, чему во многом способствуют специфические явления и эффекты, возникающие одновременно.

Результаты диагностического исследования по методике Е.В. Фалуниной «Стратегии межкультурного взаимодействия в поликультурной образовательной среде», показали, что будущие педагоги в большинстве выбирают такую стратегию взаимодействия как «консолидация», что характеризует их как людей, умеющих входить в мир иной культуры, при этом сохраняя свою культурную идентичность (см. таблицу 2).

Таблица 2

Средние показатели стратегий межкультурного взаимодействия в поликультурной

образовательной среде

Пром-гум колледж Пед колледж ВУЗ

Показатели Кол-во 0 п Кол-во % Кол-во %

ныборон 0 ныборон ныборон %

Консолидация ..........21......... ..........42........... ...........25......... ..........50.......... ..........20.......... .............10.............

Им ■ о« рация ..........15.......... ..........30.......... ..........П.......... ..........22........... ..........14........... .............28.............

Маргинальное^ ...........6........... ...........12........... ..........6.......... ...........12........... ..........6........... ...............12..............

Ассимиляция ..........4.......... ..........8........... ..........4.......... .............8............. ..........6........... ...............12..............

Сонара ним ..........4.......... ..........8........... ..........4.......... .............8............. ..........4.......... ................8................

Далее с помощью корреляционного анализа по коэффициенту Пирсона нами выявлена взаимосвязь у группы студентов ВУЗа между метакогнитивным показателем культурного интеллекта, способностью самоуправления личности и базисными убеждениями «доброжелательность окружающего мира», «образ Я» и «удача» и такой стратегией межкультурного взаимодействия как «консолидация» (при г = 0,70), что может свидетельствовать о достаточно высоком уровне осведомленности и умении формировать модели взаимодействия с представителями других национальностей, а также о наличии противоречий между своей культурой и другими культурами, поскольку зачастую предпочитают быть убежденными в превосходстве своей культуры.

Среди студентов педагогического колледжа выявлена взаимосвязь между самоуправлением личности и мотивационным культурным интеллектом с такими базисными убеждениями, как «доброжелательность окружающего мира» и «справедливость» и такой стратегией межкультурного взаимодействия как «консолидация» (при г = 0,60), что говорит о готовности студентов при обнаружении противоречий во внешней поликультурной среде создавать модель сложившейся ситуации и полагаться при ее разрешении на благосклонность от окружающего мира. Кроме того, это может свидетельствовать о наличии у студентов способности направлять своё внимание на изменение системы самоуправления личности в условиях полиэтнической образовательной среды в целях предотвращения формирования дискриминационных форм межэтнических отношений в образовательном пространстве. У студентов промышленно-гуманитарного колледжа выявлены показали среднего уровня взаимосвязи между самоуправлением личности, шкалами культурного интеллекта и базисными убеждениями «убеждение о контроле», «доброжелательность окружающего мира», «удача» и такой стратегией межкультурного взаимодействия как «консолидация» (при г = 0, 55), что может свидетельствовать о возможности отказа от собственной этнической идентичности при движении к своим целям.

Выводы. Таким образом, результаты теоретического и эмпирического анализа позволили определить, что в полиэтнической образовательной среде существуют взаимосвязь самоуправления личности с культурным интеллектом студентов и как следствие выбором межкультурных стратегий взаимодействия, проявление которых будет зависеть от различного рода содержания убеждений. Эти особенности могут проявляться в отношении к представителям своей и других этнических групп, в наличии социальной дистанции или готовности к взаимодействию с людьми разных национальностей. Как следствие, профессиональное образование будущих педагогов, требует поиска новых подходов к учебному процессу с целью развития их творческого потенциала и социокультурной адаптивности студентов, являющимися представителями разных культур внутри профессиональных учебных заведений с полиэтнической образовательной средой.

Литература:

1. Багдасарова А.Б. Культурно-образовательное пространство в полиэтническом макрорегионе // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 2008, №2, С. 9-13

2. Карабулатова И.С. Трансформация ментальности современного российского полиэтничного региона как явление толерантности // Гуманитарные проблемы миграции: социально-правовые аспекты адаптации соотечественников в Тюменской области. Ч. 1. Тюмень, 2006. С. 31.

3. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Кулеш Е.В., Тихомиров М.Ю. Этносоциальные и личностные предикторы направленности межкультурной коммуникации у жителей российских городов с различным этническим составом населения / Г.У. Солдатова, С.В. Чигарькова, Е.В. Кулеш, М.Ю. Тихомиров // Психологические исследования (электронный журнал). - 2018. - Т. 11, № 62. http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n62/1650-soldatova62.html.

4. Вязникова Л.Ф. Ментальность в аксиологическом пространстве общества // Россия в мировом сообществе: смысловое пространство диалога культур: материалы Международного форума «Восточный вектор миграционных процессов: диалог с русской культурой, Хабаровск, 16-17 ноября 2016 г.: изд-во Тихоокеанского государственного университета, 2016 С. 89-91.

5. Фалунина Е.В. Проблема изучения актуальных стратегий взаимодействия культур в современном образовании // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2011. № 4 (6). С. 115-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.