Научная статья на тему 'Особенности выбора стратегий межкультурного взаимодействия у подростков из национально-смешанных и национально-гомогенных семей в полиэтнической образовательной среде региона (на примере Хабаровского края)'

Особенности выбора стратегий межкультурного взаимодействия у подростков из национально-смешанных и национально-гомогенных семей в полиэтнической образовательной среде региона (на примере Хабаровского края) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоуправление личности / культурный интеллект / полиэтническая образовательная среда / межкультурное взаимодействие / personal self-government / cultural intelligence / multi-ethnic educational environment / intercultural interaction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулеш Елена Васильевна, Веденина Валерия Константиновна

В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению особенностей выбора стратегий межкультурного взаимодействия подростков в полиэтнической образовательной среде Хабаровского края

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кулеш Елена Васильевна, Веденина Валерия Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CHOICE OF STRATEGIES INTERCULTURAL INTERACTION IN TEENAGERS FROM NATIONAL-MIXED AND NATIONAL-HOMOGENEOUS FAMILIES IN THE POLYETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE KHABAROVSK REGION)

The article presents the results of an empirical study on the characteristics of the choice of strategies for intercultural interaction of adolescents in the multi-ethnic educational environment of the Khabarovsk Territory.

Текст научной работы на тему «Особенности выбора стратегий межкультурного взаимодействия у подростков из национально-смешанных и национально-гомогенных семей в полиэтнической образовательной среде региона (на примере Хабаровского края)»

«исполнительность» произошли у 71 подростка (28,4 % от общего количества обучаемых). Применение G-критерия знаков позволило подтвердить достоверность сдвига изучаемого признака в экспериментальной группе. Диагностика изучаемых признаков с целью сравнения и анализа изменения ценностных ориентаций показала преобладание позитивных изменений в экспериментальной группе. В контрольной группе наблюдались менее значительные изменения.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи есть тот регулятор в преодолении, гармонизации межпоколенческих различий в обществе, который подводит подростка к правильному отношению к своему общественному долгу, мотивирует его на активное участие в образовательной деятельности и производственном труде для личной самореализации и процветания своей малой и большой Родины, побуждает к ответственности и исполнительности, которые заставляют человека видеть радость в служении своему Отечеству и обществу.

Литература

1. Социальное здоровье: Методология, теория и практика: монография / Под ред. Л.А. Байковой. — Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2006. — 185 с.

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА СТРАТЕГИЙ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННЫХ И НАЦИОНАЛЬНО-ГОМОГЕННЫХ СЕМЕЙ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)

Кулеш Елена Васильевна (Хабаровск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет. E-mail: resurssentr@mail.ru

Веденина Валерия Константиновна (Хабаровск, Россия), студент-бакалавр третьего года обучения, Тихоокеанский государственный университет. E-mail: koleta1@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению особенностей выбора стратегий межкультурного взаимодействия подростков в полиэтнической образовательной среде Хабаровского края.

Ключевые слова: самоуправление личности, культурный интеллект, полиэтническая образовательная среда, межкультурное взаимодействие.

FEATURES OF THE CHOICE OF STRATEGIES INTERCULTURAL INTERACTION IN TEENAGERS FROM NATIONAL-MIXED AND NATIONAL-HOMOGENEOUS FAMILIES IN THE POLYETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE KHABAROVSK REGION)

Kulesh Elena Vasilievna (Khabarovsk, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor, Pacific State University. E-mail: resurssentr@mail.ru

Vedenina Valeriya Konstantinovna (Khabarovsk, Russia), third-year bachelor student, Pacific State University. E-mail: koleta1@mail.ru

Abstract. The article presents the results of an empirical study on the characteristics of the choice of strategies for intercultural interaction of adolescents in the multi-ethnic educational environment of the Khabarovsk Territory.

Keywords: personal self-government, cultural intelligence, multi-ethnic educational environment, intercultural interaction.

Сложность современной ситуации в многонациональной России, выразившаяся в смене норм, ценностей, двойственности оценок прошлого, размытости настоящего и неопределенности будущего, порождает у человека переживания о выборе стратегий межкультурного взаимодействия в пространстве жизнедеятельности. Особый интерес вызывает выбор стратегий межкультурного взаимодействия в период взросления, когда у подростков начинает формироваться готовность к функционированию в мире, насыщенном связями с представителями различных этнических групп.

Изучение вопроса о том, как подросткам справляться с трудноразрешимыми событиями и какие стратегии совладания позволяют им их предотвратить, является особенно актуальным для исследований. Возникает вопрос о возможности стимулирования этих стратегий, тем самым способствуя конструктивному разрешению трудностей через процесс развития успешных стратегий их преодоления в личностном взаимодействии с полиэтническим контингентом, так как в современном мире, подростки могут стать вовлеченными одновременно в две, три или несколько культур. Этому способствует не только проживание в многонациональном регионе, но и образовательное пространство, которое нередко является многокультурным. Необходимо подчеркнуть, что воспитание такой личности, которая будет как носителем культуры определенного этноса, так и гражданином страны, определяет одну из приоритетных задач в развитии государства. Другими словами, формирование верного выбора стратегий межкультурного взаимодействия подростком становится необходимым в условиях мультикультурной среды Хабаровского края, который издавна отличался многонациональностью с особым укладам культуры и традиций его народонаселения.

В своем исследовании мы исходим из базовых положений теории аккультурации, разработанной Д. Берри, где процесс вхождения в новую культуру связан с двумя основными проблемами, которые решает подросток: сохранение своей культуры и участие в межкультурных контактах. Таким образом, психологическими факторами, влияющими на процесс выбора стратегий взаимодействия в поликультурной образовательной среде, будет не только этническая идентичность подростка, но и уровень его культурного интеллекта, который тесно связан со способностью самоуправления.

Обратимся к термину «самоуправление», который исследовался в Казанской психологической школе. По определению Н.М. Пейсахова, самоуправление является способностью человека прогнозировать будущие результаты своей деятельности, ставить перед собой дальние цели, самостоятельно планировать свои поступки и действия, выдвигать критерии оценки качества, извлекать информацию о ходе процесса самоуправления и вносить в него поправки. С другой стороны, процесс самоуправления — это психическое состояние личности, где ключевым становится знание о себе, своем поведении, эмоциях и мотивах, которые определяются культурными особенностями личности [1].

Кроме того, мы солидарны с мнением Г. У. Солдатовой, считающей культурный интеллект типом социального интеллекта, нацеленного на определенный социальный контекст взаимодействия [3]. Другими словами, культурный интеллект можно определить как способность человека адаптироваться к новой культурной среде, где подростки в процессе обучения, так или иначе, изучают новые культурные модели поведения. Конечным результатом этого является развитие новых культурных связей.

В нашем исследовании особый интерес вызывает показатель «этническая идентичность», благодаря которому у подростков может существовать осознание себя через восприятие, понимание, оценку и опыт принадлежности к этнической общности [4]. Смысл этого явления, по мнению Т.Г. Стефаненко, отражает термин «опыт», то есть это переживание взаимоотношений между Я подростка и этнической средой.

Обратимся к результатам эмпирического исследования, где был использован следующий психодиагностический инструментарий: «Способность самоуправления» Н.М. Пейсахова, «Расширенная шкала культурного интеллекта» и «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, «Методика исследования стратегий межкультурного взаимодействия в поликультурной образовательной среде» Е.В. Фалуниной. Выборка состояла из 50 подростков из национально-смешанных и 50 подростков из национально-гомогенных семей, обучающихся на базе СОШ им. Героя России М.А. Пассара с. Сикачи-Алян и МБОУ СОШ № 29 г. Хабаровска.

Стоит отметить, что благодаря анкетированию, проведенному перед началом исследования, было определено, что дети из смешанных семей затрудняются с выбором собственной этнической принадлежности в отличие от детей из гомогенных семей. Таким образом, можно предположить, что дети из смешанных семей — это биэтничные подростки, которые будут отличаться владением знаний о нескольких культурах и умением соотносить себя с этими этносами; в свою очередь дети из гомогенных семей обладают моноэтнической идентичностью, что означает, что они соотносят себя с конкретным этносом.

При анализе полученных показателей нами было выявлено, что у подростков из национально-смешанных семей преобладает такой тип этнической идентичности, как позитивная этническая идентичность, что является вариантом нормы и характеризует подростков как личность, которая сочетает позитивное отношение к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В свою очередь подростки из национально-гомогенных семей показывают два преобладающих типа этнической идентичности, таких, как этноизоляция, которая отражает убежденность в превосходстве своего народа, и этноэгоизм, который выражается в ощущении «природного» приоритета ценностей и интересов своей этнической группы над другими, а также ее стремлении к проявлению этнокультурной и политико-культурной инаковости.

В результате исследования самоуправления личности по методике Н.М. Пейсахова мы получили следующие результаты: у подростков из национально-смешанных семей преобладают такие показатели способности самоуправления, как анализ противоречий, прогнозирование и коррекция, что может свидетельствовать о том, что в условиях внешних противоречий личность подростка может формировать модель возможного будущего и готова на изменение своих действий в том случае, если они не приносят желаемый результат. В свою очередь, у подростков из национально-гомогенных семей преобладает такой показатель самоуправления, как самоконтроль, что может указывать на то, что они получают информацию об объективных изменениях во внешних условиях с целью сопоставления со сформированными критериями успешности.

Исследование культурного интеллекта по методике Г.У. Солдатовой «Расширенная шкала культурного интеллекта» показывает, что подростки из национально-смешанных семей обладают высоким уровнем культурного интеллекта, поэтому они способны управлять собой и конструктивно общаться с подростками иных этнических групп, а подростки из национально-гомогенных семей обладают низким уровнем культурного интеллекта и не способны управлять собой и конструктивно общаться с детьми иностранных граждан.

Логично, что процесс адаптации в поликультурной образовательной среде свойственен не только детям из национально-смешанных семей, но и подросткам из национально-гомогенных семей по причине необходимости входить в сферу взаимодействия культур, что несомненно отражается на стратегиях межкультурного взаимодействия и, как следствие, отражают психическое состояние подростков. Как следствие, подростки через процессы самопознания и саморазвития могут понимать представителей

других культур в условиях этнического разнообразия контингента образовательного учреждения [3].

Результаты диагностического исследования по методике Е.В. Фалуниной «Стратегии межкультурного взаимодействия в поликультурной образовательной среде» показали, что подростки из национально-гомогенных семей выбирают такую стратегию взаимодействия, как «консолидация», что характеризует их как людей, умеющих входить в мир иной культуры, при этом сохраняя свою культурную идентичность. В свою очередь подростки из национально-гомогенных семей выбирают такую стратегию взаимодействия, как «сепаратизм», что характеризует их как людей, которые стремятся к изоляции от представителей других культур, предполагают отказ от ценностей и моделей поведения, принятых в «другой» культуре, полагая, что только собственная культура является «правильной».

В результате с помощью корреляционного анализа было выявлено, что у подростков, воспитывающихся в национально-смешанных семьях, существует высокий уровень корреляции (г=0,88) между позитивной этнической идентичностью, эмпатией, навыками взаимодействия, анализом противоречий, прогнозированием, коррекцией и консолидацией. Это связь отражает характеристики биэтничной идентичности личности, которая может спокойно отказываться от собственной культуры и принять ценности и модели той культуры, к которой стремится адаптироваться. У подростков, воспитывающихся в национально-гомогенных семьях, выявлен высокий уровень корреляции (г=0,76) с такими показателями, как этноизоляция, этноэгоизм, самосознание, самоконтроль и сепаратизм, что может свидетельствовать о характеристиках моноэтнической идентичности личности, которая испытывает напряженность в общении с представителями других этнических групп, автономность в действиях и слабую готовность к риску и к новому в жизни.

Таким образом, результаты исследования особенностей этнической идентичности у подростков из национально-смешанных и национально-гомогенных семей позволили определить, что существуют особенности в развитии личности, проявление которых будет зависеть от уровня развитости способности к самоуправлению и выбора стратегий межкультурного взаимодействия в поликультурной образовательной среде. Основываясь на полученных результатах, возникает перспективный вопрос прикладного характера о важности разработки программ психолого-педагогического сопровождения подростков по развитию межкультурной коммуникации и обмена опытом в учебных группах с полиэтническим контингентом обучающихся в различного рода учебных заведениях.

Литература

1. Кулеш Е.В. Психологические особенности взаимосвязи самоуправления личности с субъективной картиной ее жизненного пути: на примере подростков: дис. канд. психол. наук: 19.00.01.- Хабаровск, 2009. 223 с

2. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В. Культурный интеллект как социально-психологический феномен // Национальный психологический журнал. 2018. № 4. С. 27-38.

3. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2009. № 2. С. 3-17.

4. Фалунина Е.В. Проблема изучения актуальных стратегий взаимодействия культур в современном образовании // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2011. № 4 (6). С. 115-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.