Научная статья на тему 'Взаимосвязь культурного интеллекта с самоуправлением студентов из числа коренных малочисленных народов Приамурья'

Взаимосвязь культурного интеллекта с самоуправлением студентов из числа коренных малочисленных народов Приамурья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / САМООТНОШЕНИЕ / САМОУПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / СПОСОБНОСТЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CULTURAL INTELLIGENCE / SELF-RELATION / SELF-GOVERNMENT OF THE PERSON / ABILITY OF SELF-GOVERNMENT / INTERCULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулеш Елена Васильевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению взаимосвязи проявления культурного интеллекта у студентов из числа коренных малочисленных народов Приамурья с разным уровнем их самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кулеш Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF CULTURAL INTELLIGENCE WITH SELF-GOVERNMENT OF STUDENTS FROM AMONG THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE AMUR REGION

The article presents the results of empirical research on the relationship of cultural intelligence among students from the indigenous peoples of the Amur region with different levels of their self-government.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь культурного интеллекта с самоуправлением студентов из числа коренных малочисленных народов Приамурья»

- у подростков с ЗПР более выражена тенденция негативного фона принятия себя, склонность воспринимать себя излишне критично; у детей с УНР ярче выражена тенденция готовности к изменению своего «Я», поиску соответствия реального и идеального «Я»;

- показатели самооценки и складывающееся представление о себе у младших школьников с ЗПР и УНР неоднородны, что позволяет судить о равновесии позитивных и негативных суждений о себе, а, следовательно и отношения к себе; преобладающий уровень самооценки в обеих группах испытуемых -средний;

- самохарактеристики учащихся с ЗПР и УНР не отличаются четкой дифференцированностью, имеют место как позитивные, так и негативные установки по отношению к себе; у подростков с ЗПР более выражена тенденция позитивного принятия себя, у детей с УНР доминирует тенденция к отрицательной и противоречивой оценке себя, что связано, по-нашему мнению, с более развитой рефлексией;

- полученнные данные в ходе экспериментального исследования позволяют говорить и необходимости коррекционно-развивающей работы по оптимизации процесса личностного становления у подростков с ЗПР.

Литература:

1. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская. - М.: Когито-Центр, 2009. - 192 с. - Доступ с сайта ЭБС Университетская библиотека online. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56507. -11.09.2018.

2. Джемс, У. Психология [Текст]: учебное пособие для вузов / У.Джемс. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.

3. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия [Текст] / О.В. Защиринская - СПб.: Речь, 2007, - 168 с.

4. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание [Текст]: учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

5. Кропачева, М.Н. Психологические особенности самоотношения у младших школьников с задержкой психического развития [Текст]: дис. ... канд.псих.наук; 19.00.10. - Кропачева Марина Николаевна.

- Нижний Новгород, 2010. - 213 с.

6. Кузьмина, Т.И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью [Текст]: учебное пособие / Т.И. Кузьмина. - М.: Национальный книжный центр, 2016 - 192 с.

7. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения [Текст]: учебное пособие / С.Р. Пантилеев.

- М.: Смысл, 1993. - 23 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учебное пособие для вузов / С.Л.Рубинштейн.

- СПб., 1998. - 688 с.

9. Столин, В.В. Тест-опросник самоотношения [Текст]: учебное пособие / В.В. Столин, С.Р. Пантилеев // Столин, В.В. Психологические материалы по изучению личности школьника/ В.В. Столин.

- Мн, 1989. - С. 87-94.

10. Талипова, О.А. Особенности самоотношения в структуре самосознания старших подростков[Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10 / О.А. Талипова. - Нижний Новгород, 2007. - 22 с. - Режим доступа±йр:/^.га/5АЬЮ. - 11.09.2018.

11. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст]: учебное пособие / И.И. Чеснокова. -М.: Прагма, 1997. - С. 260.

Психология

УДК: 159.99

кандидат психологических наук, доцент Кулеш Елена Васильевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С САМОУПРАВЛЕНИЕМ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению взаимосвязи проявления культурного интеллекта у студентов из числа коренных малочисленных народов Приамурья с разным уровнем их самоуправления.

Ключевые слова: культурный интеллект, самоотношение, самоуправление личности, способность самоуправления, этнокультурная компетентность.

Annotation. The article presents the results of empirical research on the relationship of cultural intelligence among students from the indigenous peoples of the Amur region with different levels of their self-government.

Keywords: cultural intelligence, self-relation, self-government of the person, ability of self-government, intercultural competence.

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью более глубокого понимания факторов, определяющих успешность индивида в разнообразии культурных контекстов, в связи с развитием процессов глобализации и интенсификации межэтнического взаимодействия. Задачи по сохранению и приумножению культурного разнообразия неразрывно соединяются с образовательными целями, а условием их достижения является такая образовательная среда, где каждый человек имеет право на качественное образование и профессиональную подготовку в условиях полного уважения его культурной самобытности [2]. На этом фоне важным является принцип защиты национальных культур, традиций в условиях поликультурного государства. Закономерно, что в свете современных ФГОС предъявляются особые требования к профессиональной подготовке и переподготовке педагога с точки зрения ее соответствия социокультурным особенностям многонациональной школы.

В ситуациях межэтнического взаимодействия особую значимость занимает понимание личностных особенностей, обеспечивающих успешность в межкультурной коммуникации. При этом разнообразие и

интенсивность проникновения культур становится показателем развитости этнокультурной компетентности личности, которая так или иначе базируется на составляющих национального сознания, включающего восприятие окружающего мира и отношение к нему; осознание национально-этнической принадлежности; отношение к истории и культуре своей национально-этнической общности; отношение к представителям других наций и национальностей; патриотические чувства и патриотическая самосознание.

Цель исследования направлена на изучение особенностей проявления культурного интеллекта у лиц из числа студентов коренных малочисленных народов Приамурья с разным уровнем их самоуправления. Нами выдвинуто предположение о том, что у данной группы представителей будет проявляться взаимосвязь между культурным интеллектом и развитости их уровня самоуправления.

Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ позволил рассмотреть различные определения понятия «культурный интеллект». Так, Л. Даин и С. Анг определяют культурный интеллект как человеческая способность, помогающая реализации деятельности и комплексному эффективному управлению, а с культурной точки зрения это широкое разнообразие [6]. Инксон и Томас полагают, что культурный интеллект обладает пониманием и осознанием истоком взаимной деятельности между культурами, творческим и гибким потенциалом в межкультурном взаимодействии, возможностями развития навыков преодоления и демонстрации поведения, что можно рассматривать как эффективное средство в межкультурных условиях, включающих в себя несколько различных культур. С. Анг и П.А. Эрли определяют культурный интеллект способностью адаптироваться к новой культуре, отличающейся от имеющейся, без потери индивидуальной идентичности [7]. Авторы выделили в своей работе четырехмерные параметры в культурном интеллекте: когнитивный, посткогнитивный (метакогнитивный), мотивация и поведение.

Когнитивный культурный интеллект проявляет понимание и знание обычаев, норм и ценностей человека и его деятельности независимо от его культуры. Данный элемент включает в себя понимание экономических, правовых, социальных систем в различных культурах, которые приобретены способом путем наблюдения, подражания в учебной и рабочей среде, включая семейное окружение. Следовательно люди, у которых преобладает когнитивный культурный интеллект, довольно хорошо понимают, знают и принимают особенности и различия других культур.

Метакогнитивный культурный интеллект является пониманием личных познаний и процесса их работы. Это некая мыслительная, умственная активная деятельность, где люди учатся понимать культурные знания для того, чтобы контролировать и анализировать собственное мышление. Таким образом человек использует полученные знания, чтобы управлять когнитивными процессами (мышление, восприятие и др.), благодаря которому вырабатывается навык того, как мы обучаемся и как мыслим.

Мотивационный культурный интеллект заключается в мотивации. Данный элемент помогает человеку найти ответ на вопрос: имеет ли человек достаточно мотивации для того, чтобы познать другую культуру? Мотивация позволяет человеку наладить отношения с другими культурами, изучить их особенности, ценности, обычаи, что в дальнейшем позволит сотрудничать в различной культурной обстановке. В культурном интеллекте данный компонент позволят человеку устоять перед жизненными обстоятельствами, ситуациями, дает возможность для взаимодействия с другими культурами.

Поведенческий культурный интеллект это вербальная, а также невербальная форма поведения, которая подходит для коммуникации с лицами из других культур. Холл отметил, что это способность поведения, такого как: мимика, речь, движения тела, диалог и др., которые обязаны соответствовать нормам и традициям в определенном обществе. Для того, чтобы реализовать и наладить коммуникацию и необходимую деятельность, необходима гибкость в вербальной и невербальной формах поведения. Без осознанного поведения мотивация и познание теряют ценность, поэтому культурный интеллект должен обладать соответствующими навыками и способностями для положенного реагирования в определенной культуре. На основании данной информации человек создает определенную познавательную основу. Данная основа доступна лицам, которые обладают высоким уровнем мотивационного культурного интеллекта, что в дальнейшем позволяет человеку взаимодействовать с людьми других культур [4].

В теории культуры существует так называемый айсберг, который делится на видимую (осознаваемую) часть культуры и невидимую (неосознаваемую). Осознаваемой частью культуры будет являться литература, язык, традиции и обычаи, включая сюда внешний вид человека другой культуры. Неосознаваемую часть культуры будет составлять общение, жесты, нравственные ценности человека, ритм жизни, способы принятия решений, подход к человеческим отношениям и др. Другими словами, с помощью культурного интеллекта человек научается определять, распознавать невидимые (неосознаваемые) и видимые (осознаваемые) культурные связи, а также видеть последствия слов и действий в общении с представителями различных культур [4].

В современной педагогике самоуправление - это самостоятельная, целенаправленная, организованная и инициативная деятельность, где человек организует ее. По мнению Н.М. Пейсахова, саморегуляция и самоуправление нужно различать между собой. Самоуправление - это творческий процесс, который связан с созданием нового, новых планов и стратегий, необходимостью принимать решения. Саморегуляция - тоже некие изменения, но осуществляемые в рамках уже существующих норм, критериев и стереотипов. Функцией саморегуляции является закрепить то, что уже достигнуто в процессе самоуправления [3]. Самоуправление личности не может существовать без такого компонента как самоотношение, то есть проявление отношения личности к собственному «Я», а самоотношение не может существовать без саморегуляции личности. Для любого человека очень важно позитивное самоотношение, не исключающей самокритики, что способствует постоянному самосовершенствованию личности. Позитивное отношение к своей личности позволяет активно преодолевать трудности и выявляет особенности своей индивидуальности. Согласно Р. Бернсу, самоотношение представляет собой аффективную оценку, которая имеет разную степень интенсивности, вследствие чего эмоции связаны с принятием или отчуждением своей личности. Она же показывает и отражает ту или иную степень развития у индивида своей ценности, самоуважения и позитивного отношения к себе [1]. Самоотношение в теориях авторов обозначает как чувство, которое направлено на самого себя, на свою личность и выражается в позитивном самоотношении, а также в важности и понимании своей ценности, без которого не может отдельно функционировать такой компонент, как самоуправление. Изучая способность самоуправления Н.М. Пейсахов обращает внимание на такой факт: прежде чем начнет вырабатываться система самоуправления, у человека должна появиться потребность в ней. Эта потребность появляется тогда, когда повседневные и привычные способы, средства не приносят

результата и у человека появляется чувство неудовлетворенности своими действиями, поступками и собой. В таком случае начинается подбор известных и неизвестных приемов, подходов, появляется осознанность и потребность в рациональном анализе ситуации, чтобы выработать определенную цель и целенаправленному изменению положения, то есть самоуправлению [3].

Таким образом, проведя анализ по понятию «самоуправление» мы можем сделать вывод о том, что данный термин нужно рассматривать как сознательное воздействие личности на себя в целях использования своих возможностей и способностей в разнообразной деятельности, где в результате собственной деятельности человек постепенно переходит к позиции собственного развития, а процесс управления образуется в процесс самоуправления развитием.

В эмпирическом исследовании приняли участие 40 студентов в возрасте от 17 до 22 лет из числа коренных малочисленных народов Приамурья Хабаровского края. Диагностический аппарат определен следующими методиками: способность самоуправления (Н.М. Пейсахов); шкала культурного интеллекта К. Эрли, С. Анга в апробации русскоязычной версии Г.У. Солдатова, С.В. Чигарькова, Е.И. Рассказова.

В таблице 1 представлены результаты показателей проявления уровня самоуправления у лиц из числа Приамурья по методике Н.М. Пейсахова.

Таблица 1

Результаты показателей проявления уровня самоуправления у лиц из числа Приамурья по

методике Н.М. Пейсахова

Значение Количество респондентов Доля %

Ниже среднего показатель (низкий) 6 15

Средний показатель 22 55

Выше среднего показатель (высокий) 12 30

Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что у большинства респондентов (55%) сформировался средний уровень самоуправления, следовательно, в разных ситуациях человек может использовать как эмоциональную, так и рациональную сферы взаимодействия. Данный тип является лояльным и адаптивным по сравнению с другими уровнями самоуправления. У 15% респондентов -показатель ниже среднего (низкий уровень самоуправления), что указывает на то, что целостная система самоуправления не развита, а сформированы лишь отдельные звенья. Можно предположить, что люди с низким уровнем самоуправления, сильно переживают свои неудачи, а эмоциональная оценка преобладает над рациональным анализом. У 30% респондентов показатели выше среднего (высокий уровень самоуправления), это указывает на то, что в целом система самоуправления имеется, однако в этом случае существует опасность того, что в стратегиях взаимодействия преобладает расчётливость и рациональность.

Обратимся к результатам исследования по опроснику «Шкала культурного интеллекта», у респондентов с низким уровнем их самоуправления. Нами выявлено, что низкие показатели-шкалы интеллекта (когнитивный, метакогнитивный, поведенческий, мотивационный) в равных долях отражается у большинства респондентов (66,7%) от выборки с низким уровнем самоуправления. Это может свидетельствовать о том, что у лиц из числа народов Приамурья слабо развито знание норм, обычаев, ценностей и различных практик, принятых в других культурах; в низкой степени развита способность планировать и контролировать межкультурное взаимодействие, анализировать особенности менталитета и культурные нормы, а также не развита способность реализовывать соответствующее вербальное и невербальное поведение во взаимодействии людей из разных культур. Кроме того в большинстве своем, не развита способность и желание индивида направлять внимание и энергию на изучение и функционирование в ситуациях, характеризующихся культурными различиями. Следовательно, культурный интеллект у респондентов с низким уровнем самоуправления также является низким.

Обратимся к результатам показателей культурного интеллекта у респондентов со средним уровнем их самоуправления.

Результаты исследования показателей культурного интеллекта отражают, что способность самоуправления взаимосвязана с преобладающими показателями по опроснику «Шкала культурного интеллекта». В частности, по шкале метакогнитивный интеллект у большинства респондентов (72 %) развита способность планировать и контролировать межкультурное взаимодействие, анализировать особенности менталитета и культурные нормы. По шкале мотивационный культурный интеллект у респондентов (63 %) развита способность и желание индивида направлять внимание и энергию на изучение и функционирование в ситуациях, характеризующихся культурными различиями.

И наконец, результаты исследования показали, что высокая способность самоуправления взаимосвязана с преобладающими показателями по опроснику «Шкала культурного интеллекта». В частности, по у респондентов (66%) развит метакогнитивный показатель проявляющийся в развитой способности планировать и контролировать межкультурное взаимодействие, анализировать особенности менталитета и культурные нормы. Кроме того, мотивационный показатель культурного интеллекта проявляется в развитой способности и желании представителей из числа коренных народов Приамурья направлять внимание и энергию на изучение и функционирование в ситуациях, характеризующихся культурными различиями. Также в поведенческих показателях культурного интеллекта у большинства респондентов развита способность реализовывать соответствующее вербальное и невербальное поведение во взаимодействии людей из разных культур.

Следующим этапом нашего эмпирического исследования являлось определение наличия взаимосвязи между показателями уровня способности самоуправления и шкалами культурного интеллекта. Для этого мы провели корреляционный анализ с помощью коэффициента Пирсона. В таблице 2 представлена классификация корреляционных связей у группы респондентов между показателями способности самоуправления и культурного интеллекта.

Таблица 2

Характеристика связи между показателями способности самоуправления и культурного интеллекта у группы респондентов

Значение коэффициента корреляции характеристика связи

r > 0,70 сильная или тесная

0,50 < r < 0,69 средняя

0,30 < r < 0,49 умеренная

0,20 < r < 0,29 слабая

r < 0,19 очень слабая

Ниже в таблице 3 представлены характеристики связи между показателями способности самоуправления и культурного интеллекта у группы респондентов.

Таблица 3

Характеристика связи между показателями способности самоуправления и культурного интеллекта у группы респондентов

Значение линейного коэффициента связи Характеристика связи Интерпретация связи

r = 0 отсутствует -

0 < r <1 прямая с увеличением х увеличивается у

-1< r < 0 обратная с увеличением х уменьшается у и наоборот

r = 1 функциональная каждому значению факторного признака строго соответствует одно значение результативного признака

Результат корреляционного анализа: r1=0,248712, r2=0,2659, r3=0,17306 r4=0,214198, выявил существование прямой умеренной зависимости между способностью самоуправления и показателями культурного интеллекта у студентов из числа коренных малочисленных народов Приамурья.

Выводы. С помощью корреляционного анализа, результаты эмпирического исследования выявили существование прямой умеренной зависимости между способностью самоуправления и шкалами культурного интеллекта у студентов из числа малочисленных коренных народов Приамурья.

Таким образом, осмысление роли личностных свойств, которые связаны с эффективностью учебной деятельности представляется особенно актуальным как для прояснения теоретических представлений о роли культурного интеллекта и личностных предпосылок эффективного самоуправления учебной деятельности, так и для построения практических рекомендаций в процессе обучения студентов из числа коренных малочисленных народов Приамурья, которое должно строится с учетом их национального сознания при принятии решений в сложных и неопределенных ситуациях профессиональной школы, особенно в рамках инновационного развивающего образования.

Литература:

1. Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бёрнс монография: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986.

2. Кукин Е.А. Культурные права как неотъемлемая часть системы прав человека // Вестник РУДН, серия Юридические науки, 2011, № 4 с. 210-218

3. Пейсахов Н.М. Произвольные и непроизвольные компоненты психической саморегуляции / Н.М. Пейсахов // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. - 1976. - № 2. -С. 5-36

4. Солдатова Г.У., Тетерина М.В. Многоязычие как фактор формирования новой идентичности и культурного интеллекта // Образовательная политика. - 2011. - № 2 (62). - С. 58-71.

5. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Кулеш Е.В., Тихомиров М.Ю. Этносоциальные и личностные предикторы направленности межкультурной коммуникации у жителей российских городов с различным этническим составом населения / Г.У. Солдатова, С.В. Чигарькова, Е.В. Кулеш, М.Ю. Тихомиров // Психологические исследования (электронный журнал). - 2018. - Т. 11, № 62. http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n62/1650-soldatova62.html.

6. Ang, S., Dyne, L.V. Conceptualization of cultural intelligence. 2008.

7. Earley p.c & Mosakwtski, E. Cultural intelligence // Harvard business review. 2004.

8. Sternberg.R.J. A three facet mode of creativity. the nature of study of the creativity intelligence. Winston inc. 1988.

Психология

УДК:159.922

кандидат психологических наук, доцент Лукьянов Алексей Сергеевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Фурсова Диляра Викторовна

Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Буденновске (г. Буденновск)

СВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования связи тревожности и агрессивного поведения у студентов с разной учебной успешностью. Описаны результаты психологической диагностики студентов по параметрам тревожности и агрессивного поведения в соответствии с уровнями учебной успешности. Показано, что разная учебная успешность определяет выбор студентом стратегий агрессивного поведения в связи со спецификой сочетания уровней и видов агрессивности и тревожности.

Ключевые слова: тревожность, агрессивное поведение, агрессивность, студент, учебная успешность.

Annotation. The article presents the results of an empirical study of the relationship between anxiety and aggressive behavior in students with different academic success. The results of psychological diagnostics of students on the parameters of anxiety and aggressive behavior in accordance with the levels of academic success are described. It is shown that different educational success determines the student's choice of strategies of aggressive behavior in connection with the specific combination of levels and types of aggression and anxiety.

Keywords: anxiety, aggressive behavior, aggressiveness, student, academic success.

Введение. Во время обучения в вузе на личность студента действуют внешние и внутренние факторы, которые могут препятствовать профессиональному становлению. Одним из таких факторов, по Т.М. Масловой, Р.Е. Тарасовой, является высокая личностная тревожность, которая не только мешает продуктивной учебной деятельности студента, но и делает его более подверженным стрессу, вызывает агрессивное поведение [6; 8]. Агрессивное поведение студентов выступает в целом как сложный комплекс психофизиологических и социальных детерминант, и основные детерминанты здесь, по мнению Е.П. Ильина [4], связаны с состоянием стресс-фрустрации и тревожности, обусловленными необходимостью адаптацией к новой жизненной ситуации, связанной с социально-профессиональным самоопределением, формированием новых и трансформацией имеющихся соответствующих навыков и установок, усвоенных на ранних возрастных этапах. Тревожность и связанное с ним агрессивное поведение в этом смысле неизбежно выступают факторами учебной успешности студентов, могут стать препятствиями достижению поставленных учебных и профессиональных целей, ограничивать и замедлять профессиональное становление, обусловливая академические задолженности, снижение профессиональной мотивации, трудности самоорганизации в целом (Е.Е. Алексеева [1]; Е.В. Бондаренко [2]; О.Ф. Григорьева [3]; А.С. Лукьянов, Т.Н. Воронина [5]; Н.И. Мешков [7]; Е.Н. Трухманова, Д.К. Сергеева [9]).

Анализ показывает, что имеющихся в психолого-педагогической литературе сведений о связи тревожности и агрессивного поведения студентов с учебной успешностью и результативностью учебной деятельности очень мало, они в целом имеют противоречивый характер и требуют более глубокого изучения, прежде всего на эмпирическом уровне. Необходимы эмпирические исследования, в основании которых можно ввести предположение о том, что особенности проявления и сочетания типов агрессивного поведения студентов с разной учебной успешностью обусловлены уровнями и видами тревожности.

Изложение основного материала статьи. Целью нашей работы стало выявление особенностей связи агрессивного поведения и тревожности у студентов с разной учебной успешностью.

Исследование проводилось на базе ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь) и Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Буденновск). В исследовании приняли участие студенты четвертых курсов направления подготовки «Психология», «Психолого-педагогическое образование» и специальности «Психология служебной деятельности». Выборка составила 62 человека (20-25 лет).

Замысел исследования предполагал, что необходимо выделить группы студентов в зависимости от уровня учебной успешности. Для этого мы использовали методы наблюдения и беседы, учитывающие показатели учебной успешности (табл. 1), которые нами выделены в результате соответствующего рефлексивного анализа литературы [7; 9; 10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.