Научная статья на тему 'Преодоление межпоколенческих различий через гражданско-патриотическое воспитание'

Преодоление межпоколенческих различий через гражданско-патриотическое воспитание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межпоколенческие различия / гражданско-патриотическое воспитание / ответственность / исполнительность / интерактивные формы воспитания / учащиеся / intergenerational differences / civic and Patriotic education / responsibility / per-formance / interactive forms of education / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коцина Михаил Николаевич

В статье представлен сравнительный анализ экспериментального исследования по воспитанию гражданина-патриота среди представителей подрастающего поколения при непосредственном участии в этом процессе военного вуза. Указаны причины межпоколенческих различий в воспитании учащейся молодежи и пути их преодоления с использованием интерактивных форм гражданско-патриотического воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коцина Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING INTERGENERATIONAL DIFFERENCES THROUGH CIVIC AND PATRIOTIC EDUCATION

The article presents a comparative analysis of an experimental study on the educa-tion of a patriot citizen among the younger generation with the direct participation of a military University in this process. The reasons for intergenerational differences in the education of students and ways to overcome them using interactive forms of civil and Patriotic education are indicated

Текст научной работы на тему «Преодоление межпоколенческих различий через гражданско-патриотическое воспитание»

но и как сложную организацию взаимной передачи ценностей и отношений, которая уже связывает процесс обучения с процессом воспитания, в том числе и способами, которыми учителя мотивируют учеников усваивать знания. Все это лежит в основе работы и деятельности учителя, что снова возвращает нас к концепции праксиологии.

Литература

1. Анциферова А.Г. Взаимодействие преподавателя и студента как фактор воздействия на личностный и профессиональный рост обучающегося // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № 3 (6), июль—сентябрь. URL: http://e-journal.omgau.ru/index. php/2016-god/5/29-statya-2016-2/392-00142.

2. Кроль В.М. Психология и педагогика. — М.: Высшая школа, 2001.

3. Монахова Л.Ю., Федотова В.С.. Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 5. С. 9-27.

4. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

ПРЕОДОЛЕНИЕ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ ЧЕРЕЗ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Коцина Михаил Николаевич (Рязань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры воздушно-десантной подготовки, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова. E-mail: kocina_m.n@mail.ru

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ экспериментального исследования по воспитанию гражданина-патриота среди представителей подрастающего поколения при непосредственном участии в этом процессе военного вуза. Указаны причины межпоколенческих различий в воспитании учащейся молодежи и пути их преодоления с использованием интерактивных форм гражданско-патриотического воспитания.

Ключевые слова: межпоколенческие различия, гражданско-патриотическое воспитание, ответственность, исполнительность, интерактивные формы воспитания, учащиеся.

OVERCOMING INTERGENERATIONAL DIFFERENCES THROUGH CIVIC AND PATRIOTIC EDUCATION

^tsina Mikhail Nikolayevich (Ryazan, Russia), the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Professor of airborne training, Ryazan guards higher airborne command school named after army General V. F. Margelov. E-mail: kocina_m.n@mail.ru

Abstract. The article presents a comparative analysis of an experimental study on the educa-tion of a patriot citizen among the younger generation with the direct participation of a military University in this process. The reasons for intergenerational differences in the education of students and ways to overcome them using interactive forms of civil and Patriotic education are indicated.

Keywords: intergenerational differences, civic and Patriotic education, responsibility, per-formance, interactive forms of education, students.

Российский народ всегда глубоко осознавал тот факт, что от того, как он трудится сегодня, зависит благосостояние и процветание Родины завтра. Об этом всегда в своих выступлениях говорит Президент РФ В.В. Путин, особо выделяя важность воспитания гражданина-патриота в нашем многонациональном обществе: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям

наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе».

19.02.2019 г. на IV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Делай, как я!» Президент РФ В.В. Путин очередной раз остановился на том, что: «Нужно воспитывать у молодого поколения уважение к героическим страницам отечественной истории, чувство гордости за богатейшее духовное и культурное наследие нашего народа. Только обращаясь к своим истокам, сохраняя связь времен, можно двигаться вперед, добиваться высоких целей». Из слов В.В. Путина, да из богатого исторического наследия государства и жизненного опыта народов Российской Федерации мы видим, что любая личность, воспитанная на гражданско-патриотических ценностях, передаваемых нашим народом из поколения в поколение, достигает наилучших результатов в своем всестороннем и гармоничном развитии. И наоборот, если сам человек не будет чувствовать ответственности за свое собственное развитие, то из него не получится достойный гражданин-патриот своего государства.

Это становится очевидным уже по результатам экспериментального исследования, проведенного Рязанским гвардейским высшим воздушно-десантным командным училищем (РВВДКУ) в 2016—2018 гг. по воспитанию гражданской позиции среди представителей подрастающего поколения Рязанской области. По результатам диагностики инструментальных ценностей (методика М. Рокича «Ценностные ориентации») [1] положительные изменения у школьников контрольной группы при выборе ценности «ответственность» произошли у 14 учащихся из 250 проверенных подростков (5,6 %), а при выборе ценности «исполнительность» — у 12 учащихся (4,8 % от общего количества обучаемых). Под положительными изменениями в развитии ценностей мы понимаем изменения в структуре, иерархии ценностей, где ценности «ответственность», «исполнительность» и др. занимают приоритетные места. Так как выбранные нами ценности входят в обязательный минимум гражданина-патриота, поэтому мы их рассматриваем как основные. Основными они являются еще и потому, что ярко проявляются в трудовых и боевых подвигах нашего многонационального народа, при защите Родины, в повседневной общественной деятельности. Никогда не изгладится в памяти народа массовый героизм, проявленный его сыновьями и дочерьми на полях Великой Отечественной войны. Никогда не померкнет трудовая слава тружеников производства и сельского хозяйства — инициаторов многочисленных патриотических починов, возродивших из разрухи и пепла войны наше могучее государство. И мы хорошо знаем, что у нашего народа такие ценности, как «ответственность» и «исполнительность» во все времена были приоритетными.

Так в чем же причина таких межпоколенческих различий?

На наш взгляд, развитые чувства ответственности и исполнительности вряд ли могут быть присущи человеку, не уверенному в себе, своих силах, способностях. Виной тому обычно бывают как обстоятельства его жизни, так и он сам. Но одно кажется несомненным: люди, в особенности не обладающие сильной волей, нуждаются в доверии окружающих и все больше входят в уныние, не ощущая его. И нуждается в этом прежде всего подрастающее поколение, энергия и энтузиазм которого нередко угасает при невнимательном, неправильном к нему отношении. То, что недоделывают в воспитательной работе семья, образовательные учреждения различного типа, социальные институты, общество, потом тяжким грузом ложится на плечи трудового или воинского коллектива, отражается на решении больших социальных задач или выполнении воинского долга.

Иные родители создают подростку условия для беззаботного существования: вот вырастет — успеет наработаться. У него нет в семье никаких обязанностей, зато есть право требовать и выражать недовольство. Плохое поведение такого учащегося списывается за счет нечуткости взрослых или отрицательного влияния сверстников; плохая успеваемость — за счет несправедливого отношения к нему учителей или преподавателей. Ему внушают, будто бы он «самый-самый», а он понимает это так, что его единственная обязанность — своевременно получать все жизненные блага. Допустим, что это не всегда типично для нашего общества и таких учащихся немного. Но, во-первых, они еще есть, а, во-вторых, со сколькими вариациями на эту воспитательную тему до сих пор вынуждены встречаться трудовые и воинские коллективы и в целом государство.

Воспитание ответственности и исполнительности — процесс, идущий всю жизнь. Особенно важно, чтобы уже маленький человек научился брать на себя необходимые обязанности, понимать их смысл, выполнять их с желанием, получая удовольствие от проделанной работы. Мы нередко внушаем детям утилитарный взгляд на образование, приучаем их к мысли, что это лишь средство для будущего устройства в жизни. Всякий учащийся должен осознавать, что его общеобразовательная и профессиональная подготовка не только личное дело. Наше государство тратит на эти цели огромные средства, предоставляет учащейся молодежи все богатства культуры для того, чтобы расширить их кругозор и всесторонне развить их способности. И все это делается с одной целью — сформировать гармонично развитую личность максимально полезную обществу. Поэтому преодоление межпоколенческих различий подрастающего поколения, на наш взгляд, должно быть реализовано через гражданско-патриотическое воспитание.

В нашем понимании гражданско-патриотическое воспитание — это целенаправленная, систематическая и скоординированная деятельность образовательного учреждения с субъектами внешней социальности в освоении подрастающим поколением убеждений и чувств, присущих характеристике гражданина и патриота Российской Федерации, уважительного отношения детей и молодежи к истории своей страны, ее культурным традициям и ценностям на основе демократии и государственных законов. Именно гражданско-патриотическое воспитание, направленное с раннего детства на подрастающее поколение в отношении к любому делу, даже кажущемуся сугубо личным и общества не касающемуся, даст положительный результат в преодолении межпоко-ленческих различий в правильном выборе жизненных ценностей.

И этому утверждению есть уже проверенное подтверждение. Мы уже выше останавливались на результатах диагностики контрольной группы учащихся, полученных РВВДКУ в экспериментальном исследовании. Еще раз вернемся к этому исследованию. Цель исследования заключалась в проверке эффективности формирования гражданской позиции экспериментальной группы учащихся при непосредственном участии в этом процессе РВВДКУ с использованием интерактивных форм гражданско-патриотического воспитания, таких как: привлечение школьников к участию в походах по местам боевой и трудовой славы; воспитание учащихся на примерах жизни и подвигов земляков; постоянная забота подрастающего поколения об инвалидах, ветеранах войны и боевых действий, семьях погибших воинов; участие в организации и проведении лекториев и циклов лекций по гражданско-патриотическому воспитанию; организация различных конкурсов и викторин по военно-техническим знаниями и др. Так вот, по результатам диагностики инструментальных ценностей (методика М. Рокича «Ценностные ориентации») [1], в рамках экспериментального исследования по воспитанию гражданской позиции среди представителей подрастающего поколения Рязанской области положительные изменения у школьников экспериментальной группы при выборе ценности «ответственность» произошли у 80 учащихся (32 % от общего количества обучаемых), а при выборе ценности

«исполнительность» произошли у 71 подростка (28,4 % от общего количества обучаемых). Применение G-критерия знаков позволило подтвердить достоверность сдвига изучаемого признака в экспериментальной группе. Диагностика изучаемых признаков с целью сравнения и анализа изменения ценностных ориентаций показала преобладание позитивных изменений в экспериментальной группе. В контрольной группе наблюдались менее значительные изменения.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи есть тот регулятор в преодолении, гармонизации межпоколенческих различий в обществе, который подводит подростка к правильному отношению к своему общественному долгу, мотивирует его на активное участие в образовательной деятельности и производственном труде для личной самореализации и процветания своей малой и большой Родины, побуждает к ответственности и исполнительности, которые заставляют человека видеть радость в служении своему Отечеству и обществу.

Литература

1. Социальное здоровье: Методология, теория и практика: монография / Под ред. Л.А. Байковой. — Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2006. — 185 с.

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА СТРАТЕГИЙ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННЫХ И НАЦИОНАЛЬНО-ГОМОГЕННЫХ СЕМЕЙ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)

Кулеш Елена Васильевна (Хабаровск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет. E-mail: resurssentr@mail.ru

Веденина Валерия Константиновна (Хабаровск, Россия), студент-бакалавр третьего года обучения, Тихоокеанский государственный университет. E-mail: koleta1@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению особенностей выбора стратегий межкультурного взаимодействия подростков в полиэтнической образовательной среде Хабаровского края.

Ключевые слова: самоуправление личности, культурный интеллект, полиэтническая образовательная среда, межкультурное взаимодействие.

FEATURES OF THE CHOICE OF STRATEGIES INTERCULTURAL INTERACTION IN TEENAGERS FROM NATIONAL-MIXED AND NATIONAL-HOMOGENEOUS FAMILIES IN THE POLYETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE KHABAROVSK REGION)

Kulesh Elena Vasilievna (Khabarovsk, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor, Pacific State University. E-mail: resurssentr@mail.ru

Vedenina Valeriya Konstantinovna (Khabarovsk, Russia), third-year bachelor student, Pacific State University. E-mail: koleta1@mail.ru

Abstract. The article presents the results of an empirical study on the characteristics of the choice of strategies for intercultural interaction of adolescents in the multi-ethnic educational environment of the Khabarovsk Territory.

Keywords: personal self-government, cultural intelligence, multi-ethnic educational environment, intercultural interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.