Научная статья на тему 'Праксиология и творческая деятельность в контексте обучения как межпоколенческое взаимодействие'

Праксиология и творческая деятельность в контексте обучения как межпоколенческое взаимодействие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
праксиология / творческая деятельность / обучение как межпоколенческое взаимодействие. / praxiology / creative activity / training as intergenerational interation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костов Красимир Савков

В статье рассматривается концепция праксиологии в контексте процесса обучения, рассматриваемого как взаимодействие поколений. Обращается внимание на роль творческой активности и сензитивности в их отношениях с интеллектуальным развитием студентов. Процесс обучения должен интерпретироваться через призму взаимоотношений учителя и ученика как представителей разных поколений. Именно поколение учителей обладает профессиональной компетентностью, необходимой для достижения эффективного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRAXIOLOGY AND CREATIVE ACTIVITY IN THE CONTEXT OF TRAINING AS AN INTERGENERATIONAL INTERACTION

The article presents the concept of praxiology in the context of the learning process, considered as the interaction of generations. Attention is drawn to the role of creative activity and sensitivity in their relations with the intellectual development of students. The learning process should be interpreted through the prism of the relationship between teacher and student as representatives of different generations. It is the generation of teachers that possesses the professional competence necessary to achieve effective learning.

Текст научной работы на тему «Праксиология и творческая деятельность в контексте обучения как межпоколенческое взаимодействие»

и духовной близости. Это важная предпосылка успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на них»

«У детей возникает и развивается потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности, родителям приносят радостное чувство удовлетворения» [3]. А задача педагогов — быть с родителями и детьми рядом и оказывать по возможности посильную психолого-педагогическую помощь семье в развитии доверительных отношений и взаимопонимания.

Литература

1. Анашкина Е.Н., Журавлёв Д.Н. Взаимодействие родителей и детей в современной семье // Ярославский педагогический вестник. 2010.

2. Карабанова В.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М.: Гардарики, 2005.

3. Радугина А.А. , Кроткова Е.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов — М.: Интер, 1996.

4. Старчикова М.В. Межпоколенное взаимодействие в современной России // Социологические исследования. 2012.

5. Степанов Е.Н. «Воспитательная система класса» — теория и практика. Методические рекомендации. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

6. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1982.

7. Щуркова Н.Е. Классное руководство. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

ПРАКСИОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ КАК МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Костов Красимир Савков (София, Республика Болгария), ассистент, Софийский университет «Св. Климент Охридски», Факультет науки, образования и искусства. E-mail: savkov@uni-sofia.bg

Анотация. В статье рассматривается концепция праксиологии в контексте процесса обучения, рассматриваемого как взаимодействие поколений. Обращается внимание на роль творческой активности и сензитивности в их отношениях с интеллектуальным развитием студентов. Процесс обучения должен интерпретироваться через призму взаимоотношений учителя и ученика как представителей разных поколений. Именно поколение учителей обладает профессиональной компетентностью, необходимой для достижения эффективного обучения.

Ключевые слова: праксиология, творческая деятельность, обучение как межпоколенческое взаимодействие.

PRAXIOLOGY AND CREATIVE ACTIVITY IN THE CONTEXT OF TRAINING AS AN INTERGENERATIONAL INTERACTION

Kostov Krasimir Savkov (Sofia, Republic of Bulgaria), assistant, Sofia University "St. Kliment Ohridski", Faculty of Science, Education and the Art. E-mail: savkov@uni-sofia.bg

Abstract. The article presents the concept of praxiology in the context of the learning process, considered as the interaction of generations. Attention is drawn to the role of creative activity and sensitivity in their relations with the intellectual development of students. The learning process should be interpreted through the prism of the relationship between teacher and student as representatives of different generations. It is the generation of teachers that possesses the professional competence necessary to achieve effective learning.

Keywords: praxiology, creative activity, training as intergenerational interation.

В современном быстро меняющемся обществе с тенденцией к переходу на дистанционное обучение вопросы, касающиеся эффективности организации систем структурирования учебного материала, а также вопросы, связанные с формированием личности, имеют особое значение. Отношения между поколениями играют ключевую роль в передаче знаний и жизненого опыта. Это не просто традиционный дидактический тезис. Передача знаний происходит через взаимодействие учителя и ученика, в котором они участвуют как личности, но и в качестве представителей своего поколения.

Рассматривая взаимодействие как связь, влияние, изменение, развитие, мы рассматриваем его как базовую систему, которая меняет свои характеристики в зависимости от другой системы. Таким образом, педагогическое межпоколенческое взаимодействие — это совместная деятельность диалога и сотрудничества, которая обеспечивает развитие как ученика, так и учителя. Эффективное взаимодействие является ключевым фактором в конструктивном разрешении педагогических ситуаций, но также конечный результат педагогической деятельности определяет межличностная деятельность (учитель—ученик) .

В середине XX века внимание уделялось эффективности человеческой деятельности, рациональности как системы знаний, способствующей успешной деятельности. «Праксиологическая теория позволила сделать вывод о том, что центральную роль в педагогике играют деятельность и всеобщие знания о ней, рассматриваемые как инструментарий конструктивной преобразовательной деятельности человека». Праксиология как наука касается успеха и рациональности достижения эффективности в человеческой деятельности, а также создания общих путей и принципов для рациональной педагогической деятельности. «Праксиология раскрывает как оптимальный образ действия, так и необходимый образ мысли о действии», она — предпосылка для творческого подхода к решению конкретных задач» [3, с. 12].

В контексте педагогической праксиологии педагог преобразует действительность в соответствии с потребностями, выбирает необходимые средства для целесообразности и осмысленности. Педагог является носителем общекультурной информаци. Педагогический инструментарий — это главное средства труда, которыми он владеет. Качество этого труда «раскрывается не только через качество продукции, но и через качество производственного процесса, условий, в которых процесс протекает» [3, с. 13]. Праксиология как система оптимизации дает преподавателю рациональное понимание ориентиров и содержания, «требований практической профессиональной деятельности и оптимальные средства для научно-методического сопровождения студентов» [3, с. 24].

Пытаясь объяснить творчество, необходимо выделить наиболее специфическую характеристику, которая связана с «внезапностью проявления его результатов». «Полный перечень стадий творческого мышления таков: подготовка, созревание, озарение (вдохновение) и проверка истинности». По мнению психологов, творческий процесс связан с деятельностью подсознания, и человек забывает о задачах, занимаясь другими делами, но в какой-то момент «творческая» задача самостоятельно всплывает в сознании, причем часто оказывается, что если не решение, то хотя бы понимание проблемы оказалось продвинутым. Тем не менее это создает впечатление о неналичии сознательных процессов, но активные процессы подсознания являются главным фактором сознательных попыток решения задачи. В ряде исследований делается вывод о том, что существует множество условий, которые способствуют или препятствуют творческому потенциалу человека, но исследователи непреклонны в том, что эти процессы связаны с характеристиками эмоциональной сферы человека [2, с. 84—86].

Доступность знаний из разных областей позволяет создавать многочисленные связи между различными областями знаний, тем самым облегчая творческий процесс. Из этого не

следует предполагать, что отдельные элементы знаний приводят к неожиданным выводам, но наличие множества возможных ссылок, «а еще точнее, наличие способностей к установлению связей между отдельными, внешне независимыми, разноплановыми и разнородными данными» являются предпосылкой для возникновения творческой активности. Но нужно ли дифференцировать интеллектуальную деятельность и творческую, если они направлены на понимание и решение новых задач? «Корреляция этих видов деятельности очевидна, тем не менее имеют место различные примеры их независимого существования» [2, с. 88—89]. Как творчество, так и интеллект проявляются в различной степени в зависимости от унаследованных характеристик личности, а также от их социализации. Культурная среда, образование и воспитание определяют развитие человека, а также передачу знаний и опыта из поколения в поколение. Соотношение между внутренними и внешними факторами взаимосвязано и определяет эффективность в целом, и оно напрямую связано с практической концепцией деятельности.

Все это необходимо учитывать учителям, которые как представители старшего поколения обладают профессиональными знаниями, направленными на повышение эффективности учебного процесса. Это касается как задач, связанных с интеллектуальным развитием учеников, так и задач, направленных на развитие их творческих способностей. Праксиология как методология позволяет реализовать этот подход. Это также приносит пользу ученикам как представителям молодого поколения, которые зависят от старшего поколения в эффективности своего развития. Здесь стоит напомнить классический тезис о том, что обучение лежит в основе развития.

Обучение является основополагающим фактором развития личности, которая благодаря своим способностям развивает как умственные, так и личностные новообразования, возникающие из опыта, полученного в результате учебной деятельности. Обучение с его двусторонностью, субъективностью, содержанием и осуществимостью процесса напрямую зависит от образовательных целей, воплощенных в деятельности учителя. Педагогическое взаимодействие между учителем и учеником как межпоколенческое — это когнитивное взаимодействие, направленное на приобретение знаний и навыков, а также активное умственное развитие с практической направленностью.

Категории «учение», «научение» и «обучение» рассматриваются различными науками на основе понимания как «новообразования, касающигося моторного, познавательного и личностного развития». Изменения, которые происходят в результате познавательной деятельности, а также успешного выполнения множества задач, обычно связаны с понятием «обучение». Учиться думать, писать, говорить и т.п. — «это значит овладеть способами выполнения действий, входящих в состав той или иной деятельности» [4, с. 4].

Процессы, связанные с обучением, широко исследованы И.П. Павловым, который создал свою концепцию условных и безусловных рефлексов, сопровождающих обучение. Через механизм стимулирования и реагирования он объясняет природу процессов обучения. Связь между сигналами и свойствами явлений усиливается посредством повторения и усиления, причем обучение происходит на рефлексивном уровне. Американский психолог Э. Торндайк также экспериментально изучал процессы, связанные с обучением, выдвигая гипотезу, что «процесс научения определяется тремя законами поведения животного: законом готовности; законом упражнения (чем чаще действие совершается животным, тем вероятнее, что это действие будет вновь повторено впоследствии); законом эффекта (чаще повторяется то действие, которое "награждается", то есть имеет положительный результат)». Торндайк предполагал, что действия с низким или отрицательным эффектом постепенно ослабевают и прекращают свое действие, в то время как правильные действия постепенно консолидируются и становятся привычными (цит. по: [4, с. 5]).

Выбор полезных действий, с точки зрения американского психолога Б. Скиннера, осуществляется через условные рефлексы, которые он определяет как «оперантные, или инструментальные», а их обучение связано с «формированием целесообразного поведения». Основной смысл находится в «освоении организмом новых биологически полезных реакций и форм поведения, а содержание научения — в образовании оперантных связей между безусловными раздражителями и определенными ответными реакциями на них в данной ситуации». Научение — это «формирование моторных дифференцировок, то есть различение, выбор и закрепление форм поведения, которые подходят для различных ситуаций» (цит. по: [4, с. 5]).

К. Халл рассматривает обучение как «действия, которые обеспечивают достижение определенной цели». Наличие целей и информации для их достижения создает возможность для правильных действий, которые поддерживают повторение этих действий, тем самым создавая привычки. Каждая двигательная активность сопровождается сенсорной активностью, преобладающей в зависимости от типа научения. Если цели и результаты взаимосвязаны и «являются одинаково значимыми, то говорят о сенсомоторном научении». «Чтобы ребенок мог выполнять определенные сложные действия, необходимо овладеть соответствующими привычками. С помощью базовых привычек формируется сложное и специфическое обучение, начиная с "вначале сенсорного научения, затем — моторного, позже — когнитивного". Последнее переходит в интеллектуальное "знаковое (смысловое) научение" на более позднем этапе, приобретая структурные связи и отношения в предметном мире. Важно отметить, что "основой научения становится не отбор (селекция) и выделение значимой информации, а ее организация и кодирование"» (цит. по: [4, с. 5, 6]).

Знаковые системы и их влияние на человека были тщательно исследованы Л.С. Выготским, который рассматривал внешний мир отраженным, упорядоченным и структурированным в терминах и их отношениях. Развитие сопровождается процессами, связанными с распознаванием и усвоением понятий, отражающих действительность, и посредством мыслительной деятельности приводит к решению различных задач. Когнитивный процесс в большинстве случаев связан с процессом обучения, но не вся познавательная деятельность является обучением, естественные знания в большинстве случаев зависят от исторического развития общества.

Обучение — это целенаправленный процесс, определяемый целями и задачами; обучение стремится организовать и ускорить познавательный процесс, где необходимо отметить индивидуальные темпы развития человека, которые зависят от внутренних и внешних факторов влияния. Обучение неуместно, если отдельные задачи выходят далеко за пределы достижимых современных научных знаний общества. Развитие личности содержит сложные диалектические характеристики взаимодействия между внутренними и внешними процессами. Взаимодействие учителя и ученика является важным фактором в процессе обучения и ориентировано на внутренние и внешние характеристики как учителей, так и учеников. Поэтому необходимо интерпретировать процесс обучения также через призму взаимоотношений между поколениями, поскольку учителя и ученики являются представителями разных поколений. Это особенно важно для обществ, в которых наблюдается высокая динамика развития.

Процесс обучения тесно связан с процессами, возникающими в отношениях учителя и ученика, формируя систему ценностей «человек», «профессия», «образование» и др. Это взаимодействие «протекает, в основном, в столкновении целей, жизненных интересов и позиций, личного опыта, поэтому эффективность педагогического взаимодействия зависит от многих факторов» [1, с. 144]. Это еще раз подчеркивает важность рассмотрения отношений между учителем и учеником не только как передачу знаний,

но и как сложную организацию взаимной передачи ценностей и отношений, которая уже связывает процесс обучения с процессом воспитания, в том числе и способами, которыми учителя мотивируют учеников усваивать знания. Все это лежит в основе работы и деятельности учителя, что снова возвращает нас к концепции праксиологии.

Литература

1. Анциферова А.Г. Взаимодействие преподавателя и студента как фактор воздействия на личностный и профессиональный рост обучающегося // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № 3 (6), июль—сентябрь. URL: http://e-journal.omgau.ru/index. php/2016-god/5/29-statya-2016-2/392-00142.

2. Кроль В.М. Психология и педагогика. — М.: Высшая школа, 2001.

3. Монахова Л.Ю., Федотова В.С.. Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 5. С. 9-27.

4. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

ПРЕОДОЛЕНИЕ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ ЧЕРЕЗ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Коцина Михаил Николаевич (Рязань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры воздушно-десантной подготовки, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова. E-mail: kocina_m.n@mail.ru

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ экспериментального исследования по воспитанию гражданина-патриота среди представителей подрастающего поколения при непосредственном участии в этом процессе военного вуза. Указаны причины межпоколенческих различий в воспитании учащейся молодежи и пути их преодоления с использованием интерактивных форм гражданско-патриотического воспитания.

Ключевые слова: межпоколенческие различия, гражданско-патриотическое воспитание, ответственность, исполнительность, интерактивные формы воспитания, учащиеся.

OVERCOMING INTERGENERATIONAL DIFFERENCES THROUGH CIVIC AND PATRIOTIC EDUCATION

^tsina Mikhail Nikolayevich (Ryazan, Russia), the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Professor of airborne training, Ryazan guards higher airborne command school named after army General V. F. Margelov. E-mail: kocina_m.n@mail.ru

Abstract. The article presents a comparative analysis of an experimental study on the educa-tion of a patriot citizen among the younger generation with the direct participation of a military University in this process. The reasons for intergenerational differences in the education of students and ways to overcome them using interactive forms of civil and Patriotic education are indicated.

Keywords: intergenerational differences, civic and Patriotic education, responsibility, per-formance, interactive forms of education, students.

Российский народ всегда глубоко осознавал тот факт, что от того, как он трудится сегодня, зависит благосостояние и процветание Родины завтра. Об этом всегда в своих выступлениях говорит Президент РФ В.В. Путин, особо выделяя важность воспитания гражданина-патриота в нашем многонациональном обществе: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.