Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое обеспечение личностно-профессионального развития современного педагога в условиях межпоколенческих различий'

Психолого-педагогическое обеспечение личностно-профессионального развития современного педагога в условиях межпоколенческих различий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностно-профессиональное развитие / профессиональное педагогическое образование / поколение / межпоколенческие различия / субъекты образования / personal and professional development / professional pedagogical education / generation / intergenerational differences / subjects of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щелина Тамара Тимофеевна

В статье рассматривается проблема личностно-профессионального развития современного педагога в условиях межпоколенческих различий взаимодействующих субъектов образования. Автор обращает внимание на необходимость интеграции психологии, педагогики и методики в построении профессиональных образовательных программ подготовки учителя. Приводится анализ явных проблем взаимодействия педагогов и родителей, родителей и детей, педагогов и детей с учетом особенностей каждого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A MODERN TEACHER IN THE CONDITIONS OF INTERGENERATIONAL DIFFERENCES

The article deals with the problem of personal and professional development of a modern teacher in the conditions of intergenerational differences between interacting subjects of education. The author draws attention to the need to integrate psychology, pedagogy and methodology in the construction of professional educational programs for teacher training. The article analyzes the obvious problems of interaction between teachers and parents, parents and children, teachers and children, taking into account the characteristics of each generation.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое обеспечение личностно-профессионального развития современного педагога в условиях межпоколенческих различий»

Перспективы дальнейших исследований должны быть связаны с подтверждением трансгенерации таких отношений женщин к мужчинам, которые могут привести к женскому одиночеству в нескольких поколениях.

Литература

1. Бовина А. О., Бобченко Т. Г. Теоретические аспекты формирования общения детей и подростков разновозрастной группы реабилитационного центра // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 737-739. URL: https://moluch.ru/archive/87/16956/ (дата обращения: 23.04.2020).

2. Варга А. Введение в системную семейную психотерапию. — М.: Когито-Центр, 2017.

3. Вержибок Г.В. Гендерная идентификация в семье: преемственность и связь поколений // Вестник ЧГУ. 2011. № 4. С. 67.

4. Кириченко Е.В. Гендерные аспекты социализации в семье // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2012. № 2. С. 27.

5. Кутявина Е.Е., Курамшев А.В., Мифтахова А.Г. Ответственное деторождение в репродуктивных установках современных женщин // Вестник Нижегородского ун-та им. Лобачевского. 2014. № 2 (34). С. 84.

6. Лавренчук С.Ю. Межпоколенная трансляция и изменение жизненных моделей у женщин: автореф. дис. канд. психол. наук. — СПб., 2010. — 26 с.

7. Силласте Г.Г. Гендерная социология и российская реальность. — М.: Альфа-М, 2016.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ

Щелина Тамара Тимофеевна (Арзамас, Россия), доктор педагогических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал). E-mail: arz65@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема личностно-профессионального развития современного педагога в условиях межпоколенческих различий взаимодействующих субъектов образования. Автор обращает внимание на необходимость интеграции психологии, педагогики и методики в построении профессиональных образовательных программ подготовки учителя. Приводится анализ явных проблем взаимодействия педагогов и родителей, родителей и детей, педагогов и детей с учетом особенностей каждого поколения.

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, профессиональное педагогическое образование, поколение, межпоколенческие различия, субъекты образования.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A MODERN TEACHER IN THE CONDITIONS OF INTERGENERATIONAL DIFFERENCES

Shchelina Tamara Timofeevna (Arzamas, Russia), Doctor of pedagogical Sciences, Professor, Dean of the faculty of psychology and pedagogy, National research Nizhny Novgorod state University N.I. Lobachevsky (Arzamas branch). E-mail: arz65@mail.ru

Abstract. The article deals with the problem of personal and professional development of a modern teacher in the conditions of intergenerational differences between interacting subjects of education. The author draws attention to the need to integrate psychology, pedagogy and methodology in the construction of professional educational programs for teacher training. The article analyzes the obvious problems of interaction between teachers and parents, parents and children, teachers and children, taking into account the characteristics of each generation.

Keywords: personal and professional development, professional pedagogical education, generation, intergenerational differences, subjects of education.

Профессиональная деятельность современного педагога протекает в условиях отставания системы подготовки и методического оснащения от стремительно меняющегося социального заказа образованию, качественных изменений психологии детства и ро-дительства. Сложившаяся ситуация с особой остротой актуализирует проблему психолого-педагогического обеспечения профессионально-личностного развития педагога, имея в виду личность не только как главное средство профессиональной деятельности, но и важнейший инструмент сохранения психологического и физического здоровья, профилактики эмоционального выгорания и профессионально-личностных деформаций. Такое понимание проблемы связано с недостаточной психолого-педагогической компетентностью педагогов, которые вынуждены сегодня одновременно опытным путем осваивать реалии иных психологических особенностей современных детей и подбирать методом проб и ошибок приемлемые технологии профессиональной деятельности и взаимодействия.

К сожалению, при всей серьезности проблемы приходится констатировать сохраняющиеся автономность, размежевание, жесткое разграничение в построении программ профессиональной подготовки учителя, воспитателя педагогики, психологии и методики. Негативные последствия этой ситуации заключаются в том, что в реальности каждая из этих важнейших составляющих целостного процесса подготовки педагога и его личностно-профессионального развития функционирует самостоятельно, без связи и взаимодействия с другими.

Психологи в кратком изложении в ограниченном временном режиме знакомят студентов с основами общей психологии, возрастной и педагогической, немного — с социальной фактически без соотнесения с современными детьми, их психологическими, личностными и социальными характеристиками, особенностями готовности и подготовленности к обучению в школе, без связи с методикой преподавания гуманитарных, естественных и точных наук.

Педагоги аналогично в краткие сроки изучают со студентами немного истории педагогики, основы теории воспитания и обучения, этические моменты и нормативно-правовую регламентацию педагогической деятельности, теоретически знакомятся с инклюзией в образовании, пытаются освоить ИКТ и медиатехнологии без связи с психологией и методикой.

Методисты вооружены проверенными на предыдущих поколениях обучающихся методами и приемами, пытаются их совершенствовать, не обращаясь к коллегам, не вникая в особенности познавательной сферы современного ученика, его способности самостоятельно организовать свое время и учебную деятельность, вообще отношение к учебе в целом и предмету в частности, а также к учителю и школе.

Вероятно, такое положение дел является одной из характеристик современного преподавательского сообщества, реализующего опыт собственных студенческих лет, когда потребности в такой интеграции «трех китов» профессиональной подготовки не было. Сегодня ситуация изменилась, но система профессионального педагогического образования находится только на подступах к осознанию важности интеграции психологии, педагогики и методики и последствий игнорирования ее в решении проблем подготовки учителя.

Представляется целесообразным обратить внимание в этом отношении на социально-психологические характеристики поколения современных родителей, психологические особенности школьников и их специфику обучения, которые жизненно необходимо знать и использовать в профессиональной деятельности педагогу. Обратимся к характеристике взаимодействующих сегодня поколений с учетом терминологии, представленной в теории поколений Н. Хоува и В. Штрауса [2].

Во-первых, сегодняшние школьники, так называемое поколение Ъ — это дети двух групп родителей. Первая группа представлена возрастными родителями (от 40 до 50 лет), относящимися к поколению X, теми, кому присущи грамотность, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, индивидуализм, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя и на собственный опыт. Эти родители помнят свое школьное детство, пытаются помогать детям, держат связь с учителями, но с трудом понимают, что же происходит с детьми, и как себя с ними вести; их методы воспитания основаны на контроле и взаимодействии с социальными институтами, которые непосредственно относятся к ребенку (школа, учреждения дополнительного образования, детская поликлиника, детские общественные объединения в школе и по месту жительства и др.).

Другая группа родителей — это молодые мамы и папы (от 25 до 36 лет), представители поколения У, которые не приучены к самостоятельности, наивны, подчиняемы, но выросли уверенными в собственной ценности; им присущи желание получать немедленное вознаграждение за проделанную работу, абсолютное неверие в отдаленную перспективу. Эти черты непосредственно сказываются на воспитании детей, отношении к школе и учителю, современному обучению и образованию в целом. У этих родителей много претензий к учителям, будто бы не понимающим их одаренных детей и не умеющим с ними работать, к образованию в целом — перегрузка, сложные программы, ненужные предметы и задания, вовлечение занятых работой и личной жизнью родителей в процесс образования и воспитания их родного ребенка и т.п. Такие родители более конфликтны, не стесняются присутствия своих и других детей при выяснении проблем и отношений с педагогом, не стремятся к пониманию причин произошедшего, поскольку считают себя правыми всегда. Соответственно, и их дети ведут себя в школе аналогично.

Во-вторых, само педагогическое сообщество сегодня представлено кроме двух названных поколений еще одним интересным поколением — поколением беби-бумеров, родившихся в период после Великой отечественной войны до 1963 года. Это педагоги с большим стажем, уже на пенсии, их отличает оптимизм, приверженность команде, коллективу, они любознательны и достаточно активны, несмотря на возраст. Их отличает мудрость и жизненная стойкость. Они философски относятся к своим молодым коллегам, ученикам и их родителям, в силу опыта и жизненной мудрости умеют найти подход и могут уладить конфликты, стремятся осваивать новые средства обучения и технологии. В большей степени их выручает в трудных ситуациях интуиция, опыт, личностные качества — коммуникативность, гибкость, понимание других и сочувствие им, способность к ожиданию, умение владеть собой.

Педагоги, относящиеся к поколению X, испытывают сегодня на себе все тяготы меняющейся системы образования, общения с «особенными» учениками и не менее «особенными» родителями. Большинство руководителей разного уровня и состава в образовательных организациях составляют педагоги именно этого поколения; на них лежит ответственность за слаженность работы коллектива школы, своевременное выполнение всех нормативных и других рекомендаций, приказов, требований, за качество образования, результаты ОГЭ и ЕГЭ; переход в новое качество самой системы образования, последствия чего будут понятны в отдаленной перспективе по способности юных граждан развивать страну и развиваться в ней самим.

Педагоги этой группы, как правило, играют роль медиаторов в трудных и конфликтных ситуациях, ищут эффективные способы использования известных методов и приемов работы, осваивают новые технологии обучения и взаимодействия с разными категориями учащихся и родителей, делятся опытом и помогают молодым коллегам, советуются с теми, кто старше их. Стабильность работы образовательной организации в целом на данный момент зависит от способности этих педагогов оценить рациональность и целесообразность

нововведений, спрогнозировать риски и уменьшить по мере возможности негативные последствия.

Поколение У, работающее сегодня в школе, в реальности представляет собой предмет особого внимания руководителей системы образования. Основные отличительные черты поколения присущи начинающим и молодым учителям как представителям особой когорты, воспитывающейся в особых условиях. Эти педагоги — люди творческие, могут приспособиться к быстро меняющейся ситуации (они родились и выросли в эпоху перемен), хорошо владеют гаджетами, не боятся учиться новому, любознательны, совмещают работу, учебу, занятия спортом, если это им нравится или не требует слишком больших усилий, в противном случае отказываются от таких дел и занятий.

Представители этой группы ценят психологический комфорт, в том числе на рабочем месте. Им важно осознавать, что от них что-то зависит, поэтому предпочтут поменять работу, но не станут терпеть административного диктата. Они не привязаны к одному рабочему месту так, как их предшественники — поколение X. С одной стороны, они ближе к детям, могут лучше их понять, найти с ними общий язык и во многом согласиться. С другой стороны, требования профессии, административный контроль, претензии родителей, недовольство коллег омрачают их наивное, инфантильное отношение ко всему, кроме собственной ценности. Отсюда обида, ощущение недооценности, упрямство и конфликтность, усугубляющиеся невозможностью немедленного результата и вознаграждения за проделанную работу, абсолютным неверием в отдаленную перспективу и ее позитивный характер.

В-третьих, представленные выше группы родителей и педагогов сегодня взаимодействуют с совершенно иными детьми, которые для них остаются загадкой, — детьми поколения Ъ, родившимися после 2003 года [3]. Родители пока еще не оценили опасности чрезмерно виртуальной жизни своих детей. Привычка использовать кнопку или клавишу, чтобы исправить ситуацию, «перезагрузив» компьютер, приобретает единственный способ решения проблем, который в реальной жизни совершенно непригоден. В жизни нужно договариваться, а доля живого общения с людьми неуклонно сокращается в пользу виртуального (даже в одной квартире люди стали переписываться, находясь в разных комнатах). Стремительное развитие общества, высокая степень информированности привели к гиперактивности детей, нетерпеливости, сосредоточенности в основном на краткосрочных целях, при этом они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны. Родители уже испытывают на себе влияние этих особенностей растущих детей, а также фрагментарность и поверхностность мышления, что мешает в быту, в учебе, в отношениях. Родители находятся в ситуации, когда, с одной стороны, увеличивается их занятость на работе, а с другой, становится неизбежным контроль поведения и обучения ребенка.

Педагоги современной школы опытным путем узнают особенности познавательной сферы учащихся — представителей поколения Ъ. Это клиповость, которая разрушает представление о времени, ощущение длительности, протяженности временных отрезков и периодов жизни. Наряду с клиповостью восприятия и мышления возрастает способность к многозадачности [1], цена расплаты за них — рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. Современные подростки менее склонны к усердной, скрупулезной, усидчивой и целеустремленной работе, зато они более лабильны. Учителя отчетливо замечают, что ученики практически не умеют мысленно концентрироваться, у них крайне ослаблены способность воображения, рефлексии, понимания, в том числе понимания другого, и т.п.

Особую озабоченность вызывает у педагогов уже проявляющаяся зависимость учащихся от компьютера, когда им становится сложно реально действовать, а не говорить

про действие и не играть в компьютерную игру. Подросткам, не имеющим опыта живого общения со сверстниками, трудно ставить цели, вступать во взаимодействие с другими учащимися, передавать им свой замысел, реализовывать его, заново формулировать цели и проектировать действие, уже исходя из полученного опыта, и т.п. Иными словами, страдает не только теоретическое, но проектное мышление, умение работать в команде как главные ориентиры современного обучения и профессионализма.

Одной из трудностей обучения современного школьного обучения является изменение особенностей процессов памяти учащихся: им трудно работать с большим объемом информации, осмысливать текст, выделять главное, впоследствии пересказывать, применять в объяснении и аргументации фактов, примеров. Это свидетельствует о снижении объема долговременной памяти учащихся, что осложняется ограниченным (до примитивного) словарным запасом.

Весьма примечательной особенностью современного школьника становится потребность в репетиторах практически с младшего школьного возраста. Для одних это необходимо, чтобы скорректировать неготовность к обучению в школе, для других — снять школьную тревожность или страх перед конкретным учителем. Для большинства же потребность в репетиторстве является свидетельством неумения школьника самостоятельно работать в присутствии других, усваивать материал урока без непосредственного контакта педагога лично с ним и больше ни с кем, как одно из проявлений выученной беспомощности.

Перечень проблем можно продолжать, они требуют серьезных эмпирических исследований и не менее серьезного осмысления с позиций теории и методики профессионального педагогического образования. Однако уже сейчас можно со всей очевидностью прогнозировать возрастающую потребность интеграции психологии, педагогики и методики как важнейших составляющих в психолого-педагогическом обеспечении личност-но-профессионального развития и работающих, и будущих педагогов.

Литература

1. Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о поколении Ъ. - М.: НИУ ВШЭ, 2019.

2. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1 (1). С. 94-97.

3. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15-33.

С РЕБЕНКОМ В МИР ЦЕННОСТЕЙ. АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Бабиаж Мирослав З. (Кельце, Польша), доктор педагогических наук, профессор, Университет Яна Кохановского в Кельце. E-mail: mirco@interia.pl

Гарбузик Павел (Кельце, Польша), магистр, ассистент, Университет Яна Кохановского в Кельце. E-mail: garbuzik001@o2.pl

Аннотация. Статья посвящена осмыслению функций ценностей в контексте воспитательного процесса. Качество нашей жизни, последствия действий, предпринимаемых на профессиональном, социальном или личном уровне, зависят от системы ценностей, которой мы руководствуемся в нашей повседневной работе. Вот почему процесс обучения, включая воспитание, сталкивается с необходимостью предпринять такие действия, чтобы ученики, сознательно отбираемые и уважаемые, могли определить надлежащие, позитивные ценности, являясь источником постоянного вдохновения для молодежи. Текст является голосом в продолжающейся литературной дискуссии и попыткой синтезировать важные проблемы в образовании.

Ключевые слова: воспитание, образование, аксиология, ценности, ценностные ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.