Научная статья на тему 'Трансгенерационные аспекты в возникновении женского одиночества'

Трансгенерационные аспекты в возникновении женского одиночества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
182
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межпоколенные отношения / жизненные и поведенческие паттерны / трансляция паттернов от поколения к поколению / женское одиночество / семейные роли. / intergenerational relationships / life and behavioral patterns / transmission of patterns from generation to generation / female loneliness / family roles.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вачков Игорь Викторович

В статье проводится анализ исследований, посвященных проблеме межпоколенных отношений, в контексте трансгенерационных факторов, влияющих на паттерны поведения женщин по линии «бабушка–мать–дочь». Показано, что проблема увеличения количества матерей-одиночек может быть тесно связана с деструктивными формами поведения, передаваемыми женщинами от одного поколения к другому. Результаты пилотажного исследования свидетельствуют об искажениях в представлениях женщин о семейных ролях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSGENERATIONAL ASPECTS IN THE EMERGENCE OF FEMALE LONELINESS

The article analyzes research on the problem of intergenerational relations in the context of transgenerational factors that affect the patterns of behavior of women in the line of “grandmothermotherdaughter”. It is shown that the problem of increasing the number of single mothers may be closely related to destructive behaviors transmitted by women from one generation to another. The results of the pilot study show distortions in women’s perceptions of family roles.

Текст научной работы на тему «Трансгенерационные аспекты в возникновении женского одиночества»

ТРАНСГЕНЕРАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖЕНСКОГО ОДИНОЧЕСТВА

Вачков Игорь Викторович (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье проводится анализ исследований, посвященных проблеме межпоколенных отношений, в контексте трансгенерационных факторов, влияющих на паттерны поведения женщин по линии «бабушка—мать—дочь». Показано, что проблема увеличения количества матерей-одиночек может быть тесно связана с деструктивными формами поведения, передаваемыми женщинами от одного поколения к другому. Результаты пилотажного исследования свидетельствуют об искажениях в представлениях женщин о семейных ролях.

Ключевые слова: межпоколенные отношения, жизненные и поведенческие паттерны, трансляция паттернов от поколения к поколению, женское одиночество, семейные роли.

TRANSGENERATIONAL ASPECTS IN THE EMERGENCE OF FEMALE LONELINESS

Vachkov Igor Viktorovich (Moscow, Russia), Doctor of Psychology, Professor, Social Pedagogy and Psychology Chair, Moscow Pedagogical State University. E-mail: [email protected]

Abstract. The article analyzes research on the problem of intergenerational relations in the context of transgenerational factors that affect the patterns of behavior of women in the line of "grandmother-mother-daughter". It is shown that the problem of increasing the number of single mothers may be closely related to destructive behaviors transmitted by women from one generation to another. The results of the pilot study show distortions in women's perceptions of family roles.

Keywords: intergenerational relationships, life and behavioral patterns, transmission of patterns from generation to generation, female loneliness, family roles.

Проблема межпоколенных отношений в настоящее время рассматривается под разными углами зрения: в семье, в отношениях на работе, в широком социальном контексте. Однако очевидно, что наиболее отчетливо все сложности межпоколенных отношений проступают именно в семье. Важным представляется рассмотреть проблему межпоколенных отношений в семье с точки зрения распределения семейных ролей. В статье будет затронута тема только линии «бабушка—мать—дочь», так как чаще именно по этой линии передаются в положительном или отрицательном контексте опыт поколений и традиционные взгляды и ценности. Несомненно заслуживает внимания и линия «дедушка—отец—сын», но поскольку в таком случае действуют несколько иные психологические механизмы трансляции опыта, указанная линия станет предметом другого исследования.

Следует заметить, что в разных национальных культурах существуют сильно отличающиеся между собой традиции межпоколенных отношений, а также непохожие социальные представления о ролях, исполняемых в семье представителями разных поколений. Например, в западной культуре дети довольно рано автономизируются от родителей и в дальнейшем часто до конца жизни последних живут отдельно от них (что, правда, обычно не мешает им поддерживать отношения и встречаться с той или иной частотой). В России — особенно в регионах — сохраняются традиции совместного проживания под одной крышей нескольких поколений одной семьи, что порождает совсем иные системы отношений и распределения социальных ролей.

Для отечественной психологической науки проблема межпоколенных отношений, разумеется, не является новой. Косвенно ее затрагивали при изучении разновозрастных детских и подростковых групп. В этих исследованиях были продемонстрированы особенности отношений между детьми разного возраста (см., напр., [1]). Особенно активно

разрабатывается проблематика детско-родительских отношений (Т.И. Дымнова, A.B. Камышева, A.A. Нестерова, Э.Г. Эйдемиллер и др.).

Разумеется, и межпоколенные отношения в семьях привлекали и привлекают внимание исследователей, которых, в частности, интересуют гендерные аспекты внутрисемейного взаимодействия [4]. Статистикой фиксируется рост неполных семей, а также такая социальная проблема, как женское одиночество (речь идет прежде всего о матерях-одиночках) [7].

Обратим внимание на очень важный факт: для межпоколенных отношений характерны свойства как межличностных, так и межгрупповых отношений, поскольку в каждом поколении одной семьи может быть по нескольку человек. При этом ролевое распределение может иметь сложную и/или запутанную структуру.

Можно предположить, что жизненные паттерны у женщин транслируются от женщин одного поколения к следующему, а от него — к еще более младшему. Эти паттерны могут быть конструктивными, а могут быть деструктивными. Иными словами, в линии «бабушка—мать—дочь» может воспроизводиться один и тот же тип поведения, ведущий к сходным последствиям: в случае неблагоприятного развития событий, таким образом, может оказаться устойчивым в трех поколениях паттерн женского одиночества.

Исследователи полагают, что в системе отношений женщины можно выделить ряд индикаторов ее принадлежности к определенному поколению. Это в первую очередь ценностные ориентации, определяющие ее поведение в конкретных ситуациях. Но кроме них у женщины есть еще и определенная ориентация на процесс жизни в целом, а к индикаторам принадлежности женщины к конкретной семье относят локус контроля, показывающий сформированность способности взять на себя ответственность за собственную жизнь, а также уровень общей осмысленности жизни.

Фактор межпоколенных отношений (иногда говорят «семейный фактор») связан с воздействием женщин старшего поколения на жизненные модели женщин более младшего поколения и оказывает влияние на такие психологические характеристики, как ценности, чувство контроля своей жизни, степень открытости изменениям, особенности смысложизненных ориентаций, деструктивные или конструктивные стили поведения в межличностных отношениях, уровень самооценки [5].

Следует обратить внимание, что одним из главных индикаторов принадлежности к определенной семье оказывается для женщины выраженность ощущения себя хозяйкой собственной жизни, включающего веру в свои возможности строить ее по своему плану и в соответствии со своей целью и со своими представлениями о ее смысле [3].

Степень выраженности ряда динамических характеристик, описывающих способ отношения с миром, неодинакова для женщин разных поколений и имеет статистически значимые различия: отмечен рост значимости ценностей самовозвышения и открытости изменениям при убывании значимости ценностей самотрансцендентности и консерватизма; уменьшение выраженности факторов доминирования и дружелюбия в межличностном взаимодействии; рост значимости жизни в настоящем; уменьшение значимости внешней оценки собственной жизни при росте значимости собственных оценок от старшего к младшему поколению [5].

В российском обществе во все времена наблюдалось сдержанное отношение к неполным семьям, что свидетельствует о том, что распад семьи не воспринимался как негативный фактор. В периоды войн и репрессий уменьшалась численность мужского населения, чем и объясняется снисходительное отношение к неполным семьям [2, с. 12—14]. Также это привело к снижению роли отца в воспитании детей и к повышению требований к мужчинам со стороны женщин. Появлялось все большее количество одиноких женщин с детьми. Сегодня наблюдается сохранение данной традиции, в современной семье муж

остается на периферии, в центре находится мать с ребенком. Успешность семейной жизни в каждом случае обусловливается моделью семьи родителей — или она наследуется следующим поколением, или формируется альтернативным образом [6].

В психологических исследованиях феномен одиночества у женщин на данный момент недостаточно изучен. Этот факт препятствует решению многих проблемных вопросов, связанных с переживаниями данного состояния. Следует отметить, что предлагаемые в доступной научно-популярной литературе практические рекомендации не приносят результатов. На данный момент отсутствуют научно обоснованные действенные методы работы по преодолению негативных переживаний женского одиночества. Следовательно, наблюдается противоречие между потребностью в необходимой системе методов психологической помощи одиноким женщинам и неразработанностью эффективных методик. С целью создания специализированной психокоррекционной программы для женщин необходимо комплексное изучение поведенческих паттернов женщин в трех поколениях.

Мы предполагаем, что существуют закономерности и тенденции трансгенерации когнитивно-поведенческих паттернов субъектов межпоколенных отношений в семье, приводящих к нежелательному женскому одиночеству. Причиной последнего в числе прочего — это неправильное распределение семейных ролей в отношениях «бабушка— мать—дочь».

В пилотажном исследовании, выполненном под нашим руководством Г.Н. Томгоровой, были получены весьма любопытные данные, касающиеся обсуждаемого вопроса о трансгенерации в межпоколенных отношениях женщин когнитивно-поведенческих паттернов, способствующих проявлению из поколения в поколение женского одиночества. В этом исследовании приняло участие 30 незамужних женщин в возрасте от 27 до 56 лет: 15 из них имели матерей, находящихся замужем, и у 15 матери не имели мужей. С помощью специально разработанной анкеты, построенной на основе методики незаконченных предложений, в исследовании изучались социальные представления женщин о сущности и распределении ролей в семьях, включающих три поколения. Основное внимание уделялось ролям бабушки, матери, отца и ребенка. Социальные представления о роли ребенка в обеих группах практически совпали: испытуемые не смогли конкретизировать функциональное наполнение этой роли, ограничившись абстрактным суждением «быть ребенком». Такая «размытость» содержания роли ребенка может указывать на неумение следовать этой роли и смешивать в своем поведении разные ролевые позиции других членов семьи.

Несколько разнятся в группах представления об отце. В первой группе испытуемые в детстве были практически лишены контактов со своим родителем и, возможно, вследствие этого представление о сущности семейной роли отца почти полностью отсутствует. Можно предположить, что такая ситуация и может оказаться триггером, запускающим такие паттерны поведения во взрослом возрасте, которые мешают построению конструктивных отношений с потенциальными семейными партнерами. Отсюда и женское одиночество.

Во второй группе испытуемые имели в детстве и имеют в настоящее время отца. Однако их представления о его семейной роли далеки от идеальных. Большинство испытуемых рассматривают роль отца в семье как второстепенную, малозначимую. При этом они прямо указывают на главенствующую роль бабушки, которую в одной из анкет респондент назвала «генералом», то есть мы, по-видимому, имеем дело либо с искаженной системой представлений о социальных ролях у испытуемых второй группы, либо в реальности в детстве испытуемые столкнулись с не вполне традиционной, а может быть и деструктивной семейной структурой. И в том, и в другом случае это не могло не наложить отпечаток на паттерны поведения во взрослости.

Перспективы дальнейших исследований должны быть связаны с подтверждением трансгенерации таких отношений женщин к мужчинам, которые могут привести к женскому одиночеству в нескольких поколениях.

Литература

1. Бовина А. О., Бобченко Т. Г. Теоретические аспекты формирования общения детей и подростков разновозрастной группы реабилитационного центра // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 737-739. URL: https://moluch.ru/archive/87/16956/ (дата обращения: 23.04.2020).

2. Варга А. Введение в системную семейную психотерапию. — М.: Когито-Центр, 2017.

3. Вержибок Г.В. Гендерная идентификация в семье: преемственность и связь поколений // Вестник ЧГУ. 2011. № 4. С. 67.

4. Кириченко Е.В. Гендерные аспекты социализации в семье // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2012. № 2. С. 27.

5. Кутявина Е.Е., Курамшев А.В., Мифтахова А.Г. Ответственное деторождение в репродуктивных установках современных женщин // Вестник Нижегородского ун-та им. Лобачевского. 2014. № 2 (34). С. 84.

6. Лавренчук С.Ю. Межпоколенная трансляция и изменение жизненных моделей у женщин: автореф. дис. канд. психол. наук. — СПб., 2010. — 26 с.

7. Силласте Г.Г. Гендерная социология и российская реальность. — М.: Альфа-М, 2016.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ

Щелина Тамара Тимофеевна (Арзамас, Россия), доктор педагогических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал). E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается проблема личностно-профессионального развития современного педагога в условиях межпоколенческих различий взаимодействующих субъектов образования. Автор обращает внимание на необходимость интеграции психологии, педагогики и методики в построении профессиональных образовательных программ подготовки учителя. Приводится анализ явных проблем взаимодействия педагогов и родителей, родителей и детей, педагогов и детей с учетом особенностей каждого поколения.

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, профессиональное педагогическое образование, поколение, межпоколенческие различия, субъекты образования.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A MODERN TEACHER IN THE CONDITIONS OF INTERGENERATIONAL DIFFERENCES

Shchelina Tamara Timofeevna (Arzamas, Russia), Doctor of pedagogical Sciences, Professor, Dean of the faculty of psychology and pedagogy, National research Nizhny Novgorod state University N.I. Lobachevsky (Arzamas branch). E-mail: [email protected]

Abstract. The article deals with the problem of personal and professional development of a modern teacher in the conditions of intergenerational differences between interacting subjects of education. The author draws attention to the need to integrate psychology, pedagogy and methodology in the construction of professional educational programs for teacher training. The article analyzes the obvious problems of interaction between teachers and parents, parents and children, teachers and children, taking into account the characteristics of each generation.

Keywords: personal and professional development, professional pedagogical education, generation, intergenerational differences, subjects of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.