2. В гимназии, как и в других школах в нашей работе, у подростков группы риска по враждебности отмечены трудности в межличностных отношениях (результаты статистически значимы). Однако в гимназии важным факторам становится дезадаптивный перфекционизм. У этих же подростков, согласно патопсихологическому обследованию и данным включенного наблюдения, наблюдаются выраженные (ауто)деструктивные тенденции (в том числе по субтесту Торранса). Кроме того, в гимназии практически все обследованные школьники показали высокие результаты по серии лингвистических тестов и фигурному субтесту Торранса.
Литература
1. Положий Б.С. Суициды в России и в Европе. — М., МИА, 2016.
2. Щипицына А.С. Методики измерения перфекционизма // Вестник ПГГПУ. Серия 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С.235-245.
3. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Современные модели перфекционизма // Психологические исследования. 2013. № 6 (29). С. 1. URL: http://www.psystudy.ru
4. Ясная В.А., Митина О.В., Ениколопов С.Н., Зурабова А.М. Апробация методики измерения перфекционизма Р. Слейни «Почти совершенная шкала» // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 4. С. 30—45.
5. Haase A.M., Prapavessis H. Assessing the factor structure and composition of the positive and negative perfectionism scale in sport // Personality and Individual Differences. 2004. Vol. 36 (7). P. 1725—1740.
6. Miller J.L., Vaillancourt T. Relation between childhood peer victimization and adult perfectionism: are victims of indirect aggression more perfectionistic? // 2007. Vol. 33 (3). P. 230-241.
7. Slaney R.B., Rice K.G., Mobley M., Trippi J., Ashby J.S. The revised Almost Perfect Scale // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 2001. Vol. 34 (3). P. 130—145.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ В МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ЖЕНСКОГО ОДИНОЧЕСТВА
Томгорова Галина Николаевна (Москва, Россия), аспирант факультета педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье раскрываются социальные представления о распределении и сущности семейных ролей, полученные в пилотажном исследовании двух групп испытуемых: незамужних женщин, матери которых также не замужем, и незамужних женщин, матери которых замужем. Показано что неадекватные представления о ролях членов семьи, связанные с особенностями межпоколенных отношений у женщин (размытость роли ребенка, нечеткость или малая значимость роли отца), могут приводить к неуспеху в личной жизни и женскому одиночеству.
Ключевые слова: социальные представления, семейные роли, межпоколенные отношения, женское одиночество.
PERSPECTIVES ABOUT FAMILY ROLES IN INTER-GENERATED RELATIONS AS DETERMINANTS OF FEMALE LONELY
Tomgorova Galina Nikolaevna (Moscow, Russia), postgraduate student of the faculty of pedagogy and psychology, Moscow Pedagogical State University. E-mail: [email protected]
Abstract. The article reveals the social ideas about the distribution and nature of family roles obtained in a pilot study of two groups of subjects: unmarried women whose mothers are also single, and unmarried women whose mothers are married. It is shown that inadequate ideas about the roles of family members associated with the peculiarities of intergenerational relationships in women (blurring the role of the child, vagueness or low importance of the role of the father) can lead to failure in personal life and female loneliness.
Keywords: social representations, family roles, intergenerational relationships, female loneliness.
Динамические характеристики отношения женщин разных поколений к окружающему миру неодинаково выражены. Система отношений женщин в трех поколениях одной семьи имеет разные связи, влияющие на их ценности и поведение [4]. Поведенческие паттерны женщин часто являются результатом именно межпоколенных отношений между женщинами [1—3]. Изучение социально-психологических закономерностей межпоколенных отношений в семье в гендерном аспекте позволит найти методы психологической помощи женщине, чтобы она смогла выйти из неблагоприятных паттернов, приводящих к одиночеству.
Если в семье имели место сложные отношения между родителями или прародителями, то у девочек формируется неблагоприятное восприятие супружеских отношений: став взрослыми, они предпочитают не строить семью и остаются одинокими матерями. Причиной такого выбора является неправильное распределение семейных ролей между одинокими женщинами в родительской семье. Тема ролей в семье недостаточно изучена в современной психологии, поэтому исследование закономерностей поведения матери и дочери поможет понять причины и следствия такого поведения.
Исследуя те роли, которые характерны для бабушки, матери и дочери в семье, мы можем увидеть их влияние на поведение каждой из них, что в свою очередь поможет выявить закономерности, а также разработать комплекс методик и методических приемов по предотвращению неблагоприятного женского одиночества.
Итак, целью проведенного нами пилотажного исследования выступило выявление социальных представлений незамужних женщин о распределении и сущности семейных ролей. В качестве методики исследования была использована методика незаконченных предложений, которые были определенным образом сгруппированы на специальном бланке (табл. 1).
Испытуемыми выступили незамужние женщины, которые были разделены на две группы: незамужние женщины в возрасте от 29 до 56 лет, чьи матери также не замужем (15 человек), и незамужние женщины в возрасте от 27 до 46, чьи матери замужем (15 человек).
Мы предположили, что семейный статус испытуемых и разница в статусах их матерей окажет влияние на социальные представления о распределении и сущности семейных ролей.
Испытуемые заполняли бланки (табл. 1). Им давалась следующая инструкция: «На бланке текста необходимо отметить свое имя, возраст и закончить предложения одним или несколькими словами на ваше усмотрение».
На основании заполненных бланков выявлялся уровень социальных представлений о семейных ролях в двух группах испытуемых.
При проведении исследования использовалась следующая шкала оценок: «2» — нет четкого представления о роли в семье; «1» — есть размытое, не вполне ясное представление о роли в семье; «0» — четкое представление о роли в семье.
Итоговые результаты представлений респондентов о семейных ролях представлены в табл. 2.
Сначала проанализируем результаты первой группы. Стоит отметить, что у тех женщин, кто вырос в семье без отца, только с матерью и бабушкой, есть более четкое представление о ролях мамы и бабушки, по сравнению с представлением о роли отца. Описание ролей в среднем состоит из трех-четырех определений.
Описывая идеальную роль мамы, испытуемые отметили три явных ее функции — любить, заботиться и принимать ребенка таким, какой он есть. При этом нет четкого определения, каким должно быть проявление этой любви и заботы.
Испытуемые этой группы считают неправильным ситуацию, когда бабушка должна исполнять роль мамы или отца ребенка. Вероятно, у женщин имеется негативный детский опыт, когда в их семьях из-за отсутствия отца роль матери или отца брала на себя бабушка.
Бланк «Социальные представления о семейных ролях»
Таблица 1
Имя______
Возраст_____
1. Закончите предложения:
2. По рассказам мамы, ее мама (моя бабушка) всегда была________
3. Я всегда хотела, чтобы мама__________________
4. Это неправильно, когда бабушка выполняет роль___________
5. На мой взгляд бабушка должна выполнять роль____________
6. Думаю, что самая важная роль ребенка по отношению к маме — это_____
7. Я считаю, что роль отца в семье________________
8. Я считаю, что роль женщины рядом с мужчиной___________
9. Роль отца в моей семье была__________________
10. Я считаю, что главная роль матери для каждого ребенка__________
11. Моя бабушка для мамы была в роли_______________
12. Когда моя мама будет старой, то я должна буду____________
13. Роль бабушки в нашей семье была________________
14. Это неправильно, когда ребенок находится в роли__________
15. Семейная роль — это____________________
16. Я считаю, что роль мужчины рядом с женщиной___________
17. Я считаю, что мама была бы счастлива, если бы___________
Таблица 2
Итоговые результаты представлений о семейных ролях по всей выборке
Уровень представлений о семейных ролях
Категория Нет четкого Размытое Четкое
представления представление представление
о семейной роли о семейной роли о семейной роли
Роль матери 2 52 66
Роль бабушки 20 63 67
Роль отца 11 28 51
Роль ребенка 6 46 38
Семейная роль вообще 4 8 18
Итого: 46 197 240
В идеальном представлении роль бабушки — это поддержка ребенка, проявление к нему доброты. В то же время отмечается важность такой функции бабушки, как «быть мамой для мамы». Что именно это значит — не уточнялось.
Четкое представление о роли отца в семье либо полностью отсутствует, либо эта роль рассматривается как второстепенная. При этом, описывая идеальное видение роли отца, испытуемые отмечали, что основная его функция — быть защитником и добытчиком.
Сложнее всего для испытуемых оказалось описать роль ребенка в семье. Самым популярным определением роли ребенка стало — «быть ребенком». Как именно нужно быть ребенком, никто не уточнил. Представление о роли ребенка не конкретизировалось через описание каких-либо его действий и проявлений.
Распределение семейных ролей для большинства испытуемых этой группы — это дифференциация обязанностей и ответственности.
Анализируя результаты второй группы — незамужних женщин, чьи матери замужем, можно увидеть более четкое описание ролей и матери, и отца. Представление о роли матери в основном сводится к выделению таких функций, как поддержка, любовь и защита. Стоит отметить, что в первой группе защитная функция матери не упоминалась. Возможно, это свидетельствует о том, что в семьях второй группы испытуемые нуждались в детстве в большей защите от чего-то или кого-то опасного.
Представление о роли отца значительно более четкое, чем в первой группе, так как отец реально присутствовал в жизни испытуемых. Важный факт: у многих испытуемых второй группы роль отца описывается как незначительная, второстепенная в семье.
Нежелательными характеристиками роли отца называются его определения как «слабака» или исключительно «добытчика». При этом позитивное определение роли отца в семье связано — как и в первой группе — с сочетанием двух функций — защитника и добытчика. Можно предположить, что такая оценка выступает как компенсаторная реакция на отсутствие супруга.
Роль ребенка в этой группе так же, как и в первой, очень размыта. Негативная сторона роли ребенка характеризуется испытуемыми следующим образом: «быть родителем для родителей». При рассмотрении позитивной (идеальной) стороны роли ребенка испытуемые используют формулировку «быть ребенком», причем, как и в первой группе, сущность этой формулировки не раскрывается.
В представлении о семейной роли бабушки в этой группе главенствующей оказалась негативная характеристика, конкретизируемая в таких определениях: «генерал», «идол», «главная». На наш взгляд, использование названных определений вполне комплементарно с представлениями о малой значимости роли отца в семье. Иными словами, система семейных ролей оказалась деформированной: фактически возглавляя семью, бабушки брали на себя как роль отца, так и роль матери в воспитании дочерей, что могло впоследствии повлиять на их представление о роли мужчины в семье. А снижение значимости семейной роли мужчины в их глазах могло стать причиной женского одиночества.
Распределение семейных ролей для большинства испытуемых этой группы, как и в первой, — это дифференциация обязанностей и ответственности.
Подводя итог, важно отметить, что у испытуемых обеих групп нет четкого представления о роли ребенка, что в свою очередь могло привести в силу непонимания особенностей своей роли к неконструктивным попыткам неосознанно брать на себя роли других членов семьи. Выступая в чужой роли, ребенок ощущает неадекватность подобной ситуации, поскольку разрушаются «правильное» распределение ролей и соответствующее отношение членов семьи друг к другу. Это мы можем увидеть по негативным определениям в анкетах семейной роли вообще. Требует дальнейшего изучения влияния размытости роли ребенка на ощущение им избыточной ответственности за отношения в семье и негативные последствия для личной жизни женщины в будущем.
Литература
1. Варга А. Введение в системную психотерапию. — М., 2017. — С. 12—14.
2. Лавренчук С.Ю. Межпоколенная трансляция и изменение жизненных моделей у женщин: автореф. дис. канд. психол. наук. — СПб., 2010. — 26 с.
3. Сапоровская М.В. Психология межпоколенных отношениий в семье: дис. д-ра психол. наук. — Кострома, 2013. — 613 с.
4. Черников А.В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. — М., 2001. С. 15-18.