Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия развития взаимопонимания между родителями и детьми в семье'

Психолого-педагогические условия развития взаимопонимания между родителями и детьми в семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / взаимопонимание / программа «Дом Добрых Дел» / совместная деятельность / доверительные отношения / контакты с родителями / family / mutual understanding / the program “House of Good Deeds” / joint activities / trusting relationships / contacts with parents

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Татьяна Алексеевна

В статье представлен опыт работы по созданию психолого-педагогических условий развития взаимопонимания между родителями и детьми. Автор знакомит с содержанием воспитательной программы «Дом Добрых Дел»; с нетрадиционными формами работы с родителями и обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF UNDERSTANDING BETWEEN PARENTS AND CHILDREN IN THE FAMILY

The article presents the experience of creating psychological and pedagogical conditions for the development of mutual understanding between parents and children. The author introduces the content of the educational program “House of Good Deeds”; with non-traditional forms of work with parents and students.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия развития взаимопонимания между родителями и детьми в семье»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

Ковалева Татьяна Алексеевна (Рославль, Россия), учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 9». E- mail: tatiana.covaleva2016@yandex.ru

Аннотация. В статье представлен опыт работы по созданию психолого-педагогических условий развития взаимопонимания между родителями и детьми. Автор знакомит с содержанием воспитательной программы «Дом Добрых Дел»; с нетрадиционными формами работы с родителями и обучающимися.

Ключевые слова: семья, взаимопонимание, программа «Дом Добрых Дел», совместная деятельность, доверительные отношения, контакты с родителями.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF UNDERSTANDING BETWEEN PARENTS AND CHILDREN IN THE FAMILY

Kovaleva Tatyana Alekseevna (Roslavl, Russia), primary school teacher, MBEI "Secondary school number 9". E-mail: tatiana.covaleva2016@yandex.ru

Abstract. The article presents the experience of creating psychological and pedagogical conditions for the development of mutual understanding between parents and children. The author introduces the content of the educational program "House of Good Deeds"; with non-traditional forms of work with parents and students.

Keywords: family, mutual understanding, the program "House of Good Deeds", joint activities, trusting relationships, contacts with parents.

Семья — это важнейший воспитательный институт общества. Одно из определений семьи представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию [2]. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании его мировоззрения и нравственных норм поведения. Однако исследователи отмечают, что «семья как базовая ячейка межпоколенческих связей постепенно теряет функции института, стабилизирующего отношения людей разных возрастов. Наблюдается процесс межпоколенческого дистанцирования в семье и ослабление близких родственных связей» [4].

«Экономический кризис, повлекший рост безработицы, инфляции, снижение реальных доходов населения, и как следствие дефицит общения детей с родителями в связи с большой занятостью последних, рост числа разводов и падение престижа самого института семьи, нарушение межпоколенческой коммуникации, высокий уровень алкоголизации населения, а также другие социальные проблемы приводят к падению качества и содержания семейного воспитания» [1].

О недостаточном взаимопонимании между родителями и детьми говорят и результаты диагностики. Так психологический рисуночный тест «Моя семья» (в интерпретации В.К. Лосевой, в изложении Н.Л. Кряжевой), проведенный в 2017 г. в одном из первых классов школы № 9 г. Рославля Смоленской области (дети из благополучных семей), показал нарушение межличностных отношений, проблемы в общении с членами семьи (63 % обучающихся класса). Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы.

В.А. Сухомлинский писал: «Познание ребенком мира начинается в образе матери, отца и учителя. Выражая в самом себе гармоническое единство нашего Я, мы тем самым воспитываем маленького человека. Каждое наше слово должно нести добро, справедливость и красоту, в этом сущность наших этических поучений» [6]. На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании,

В.А. Сухомлинский отвечает: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...» [6].

Именно с семьи начинается усвоение растущим человеком системы данных ценностей, где ведущая роль принадлежит родителям. Родительское тепло, взаимное уважение, доверие по отношению к ребенку, сердечные, душевные отношения способствуют тому, что дети уважают родителей, восхищаются ими и стремятся стать похожими на них, что в конечном счете формирует у них ряд определенных нравственных качеств.

Главная задача классного руководителя — создание психолого-педагогических условий для более тесного общения и развития взаимопонимания детей младшего школьного возраста с их родителями. Если учитель сумел наладить доверительные отношения с родителями, вызвать у них желание помогать своему ребенку, поддерживать его в трудную минуту, можно сказать с уверенностью, что своих педагогических целей он достиг.

Безусловно, одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. «Родительское собрание должно созидать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в реальность успехов своих детей, носить характер раздумий о воспитательном процессе становления и развития личности человека» [7]

Помимо родительских собраний, групповых, индивидуальных консультаций, других традиционных мероприятий автор ищет и нетрадиционные формы работы с семьей. Так, интересной формой взаимодействия родителей, учеников и учителя является «Родительская гостиная». Тематика родительских гостиных — «Мы родом из детства», «Учимся общению». «Вечер в моей семье», «Как проведем выходной день» и другие. Цель родительских гостиных: способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями, обучающимися и педагогом. Родители и ученики предстают не как зрители, а как активные участники встречи. Задолго до проведения гостиной классный руководитель готовит пригласительные билеты, в которых указывает время и место проведения. Каждая гостиная заканчивается чаепитием.

Автор статьи считает, что очень важно вовлекать родителей в совместную с детьми деятельность.

Строя воспитательную работу с младшими школьниками, автор разработала программу «Дом Добрых Дел». Одним из направлений программы является направление «Семья и семейные ценности». «Дом Добрых Дел» — это учебный кабинет в школе («место жительства» [5], коллектив обучающихся, учитель, родители — «семья». В этом «доме» и происходят главные события классной жизни, которые существенно влияют на становление личности ребенка. Особая роль в программе отведена социальным проектам. Проект — это программа реальных действий, совместная деятельность, имеющая общую цель, направленная на достижение общего результата. Классному руководителю необходимо настроить родителей и детей на совместную работу, научить действовать сообща, осуществлять совместное планирование, подводить итоги деятельности.

Разработаны совместно с детьми и их родителями, проведены следующие социальные проекты: «Мы помним, мы гордимся», «И дорога будет доброй», «Поможем тем, кому сейчас плохо»», «Память сердца», «К родным истокам», «Мы за здоровый образ жизни» и многие другие.

Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия.

«Инстинкт родственности, "голос крови" интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами не только родственной, но

и духовной близости. Это важная предпосылка успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на них»

«У детей возникает и развивается потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности, родителям приносят радостное чувство удовлетворения» [3]. А задача педагогов — быть с родителями и детьми рядом и оказывать по возможности посильную психолого-педагогическую помощь семье в развитии доверительных отношений и взаимопонимания.

Литература

1. Анашкина Е.Н., Журавлёв Д.Н. Взаимодействие родителей и детей в современной семье // Ярославский педагогический вестник. 2010.

2. Карабанова В.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М.: Гардарики, 2005.

3. Радугина А.А. , Кроткова Е.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов — М.: Интер, 1996.

4. Старчикова М.В. Межпоколенное взаимодействие в современной России // Социологические исследования. 2012.

5. Степанов Е.Н. «Воспитательная система класса» — теория и практика. Методические рекомендации. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

6. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1982.

7. Щуркова Н.Е. Классное руководство. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

ПРАКСИОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ КАК МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Костов Красимир Савков (София, Республика Болгария), ассистент, Софийский университет «Св. Климент Охридски», Факультет науки, образования и искусства. E-mail: savkov@uni-sofia.bg

Анотация. В статье рассматривается концепция праксиологии в контексте процесса обучения, рассматриваемого как взаимодействие поколений. Обращается внимание на роль творческой активности и сензитивности в их отношениях с интеллектуальным развитием студентов. Процесс обучения должен интерпретироваться через призму взаимоотношений учителя и ученика как представителей разных поколений. Именно поколение учителей обладает профессиональной компетентностью, необходимой для достижения эффективного обучения.

Ключевые слова: праксиология, творческая деятельность, обучение как межпоколенческое взаимодействие.

PRAXIOLOGY AND CREATIVE ACTIVITY IN THE CONTEXT OF TRAINING AS AN INTERGENERATIONAL INTERACTION

Kostov Krasimir Savkov (Sofia, Republic of Bulgaria), assistant, Sofia University "St. Kliment Ohridski", Faculty of Science, Education and the Art. E-mail: savkov@uni-sofia.bg

Abstract. The article presents the concept of praxiology in the context of the learning process, considered as the interaction of generations. Attention is drawn to the role of creative activity and sensitivity in their relations with the intellectual development of students. The learning process should be interpreted through the prism of the relationship between teacher and student as representatives of different generations. It is the generation of teachers that possesses the professional competence necessary to achieve effective learning.

Keywords: praxiology, creative activity, training as intergenerational interation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.