Научная статья на тему 'Педагогическое мастерство учителей сельской школы как фактор формирования педагогичeской культуры родителей'

Педагогическое мастерство учителей сельской школы как фактор формирования педагогичeской культуры родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ / СЕЛЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / УРОВЕНЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Любовь Егоровна, Чермакова Елена Владимировна

Возрождение России, ее ориентация на национальные и духовно-нравственные ценности требуют принципиально новых подходов к разработке одной из наиболее важных проблем педагогической науки и практики формирования и развития педагогической культуры родителей. Одним из условий, способствующих повышению педагогической культуры родителей, является целенаправленная подготовка и переподготовка педагогических кадров к педагогическому просвещению родителей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое мастерство учителей сельской школы как фактор формирования педагогичeской культуры родителей»

УДК 371:374.7

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧEСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ

PEDAGOGICAL SKILL OF VILLAGE SCHOOL TEACHERS AS A FACTOR OF FORMING PARENTS' PEDAGOGICAL CULTURE

Л. Е. Васильева, Е. В. Чермакова L. E. Vasilyeva, Y. V. Chermakova

ФГОУВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»,

г. Чебоксары

Аннотация. Возрождение России, ее ориентация на национальные и духовно-нравственные ценности требуют принципиально новых подходов к разработке одной из наиболее важных проблем педагогической науки и практики - формирования и развития педагогической культуры родителей. Одним из условий, способствующих повышению педагогической культуры родителей, является целенаправленная подготовка и переподготовка педагогических кадров к педагогическому просвещению родителей учащихся.

Abstract. Revival of Russia, its orientation to national and spiritual values demands new approaches to working out one of the main problems of the pedagogical science and practice - the problem of development of parents' pedagogical culture. One of the conditions promoting a high level of parents' pedagogical culture is purposeful training and retraining of the pedagogical staff for realization of this work.

Ключевые слова: культура, национальная культура, педагогическое мастерство, педагогическая культура учителей, педагогическая культура родителей, сельская общеобразовательная национальная школа, сельский социум, уровень педагогической культуры, подготовка педагогических кадров к педагогическому просвещению родителей и общественности.

Keywords: culture, national culture, pedagogical skill, pedagogical culture of teachers, pedagogical culture of parents, village school, village community, level of pedagogical culture, training of pedagogical staff for pedagogical education of parents and society.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена социокультурными изменениями в современном обществе, корректировкой государственной образовательной политики, где ставится задача достижения такого уровня образования и воспитания подрастающего поколения, который: 1) удовлетворял бы потребности и возможности различных слоев населения в общем и профессиональном образовании; 2) позволял бы поднять на новую ступень развитие науки, культуры, производства, качества жизни в стране. Решение этих задач требует рационального использования накопленного предыдущими поколениями опыта активизации познавательной и социальной активности интеллектуально ориентированной молодежи, родительской общественности, поднятия ее педагогической культуры.

Становление России как передовой цивилизованной европейской страны невозможно без развитого аграрного сектора, ведущая роль в создании которого принадлежит нынешним выпускникам сельских школ. Отсюда возрастает роль сельской школы и их учителей в социальном развитии села, в психолого-педагогическом просвещении родителей, всего населения социума.

В образовательном пространстве России - 68,9 % сельских общеобразовательных школ, где обучаются 6,4 млн школьников, трудятся около 695 тыс. учителей [6, 51]. Сельская школа, будучи составной частью сельского социума, развивается вместе с социально-экономическим и социокультурным развитием села. Она, являясь важным звеном в системе жизнеобеспечения села, формирует интеллектуальный и трудовой потенциал сельского социума. В соответствии с государственной образовательной политикой сельская национальная школа призвана обеспечить передачу молодым поколениям духовнонравственных установок старших поколений, создать необходимые условия для приобщения учащихся к материальным и духовным ценностям своего народа, его традициям, принять на себя важную функцию формирования национального самосознания, национальной идентичности, любви к своему родному краю и к Родине.

Однако в последние годы большинство регионов Российской Федерации, в том числе и Чувашия, столкнулись с рядом сложнейших проблем, которые привели к сокращению численности учащихся. Эти проблемы связаны с изменениями демографической ситуации, миграцией населения, несоответствием сети образовательных учреждений и их возможностей, с обеспечением доступного и качественного образования независимо от места проживания и социального статуса семьи, что усилило разницу в уровнях обучения сельской и городской молодежи. В начале 90-х годов в сельской местности доля занятого населения с высшим образованием составила всего 7,0 % (в 2,5 раза меньше, чем в городах), с неполным средним образованием - около 25,0 % [6, 52].

В этой связи целью наших исследований явилось проведение анализа теоретических основ, направленных на повышение педагогической культуры учителей и родителей на примере общеобразовательной сельской школы Чувашии.

Материал и методика исследований. В исследовании использованы такие методы, как анализ философской, социологической, науковедческой, психологической, педагогической, специальной литературы, а также историографический и ретроспективный анализы, прогнозирование, анкетирование, собеседование и др.

Результаты исследований и их обсуждение. В связи с самороспуском большинства колхозов и совхозов слабым развитием фермерских хозяйств в селах Чувашии мужское население вынуждено искать на стороне сезонную работу, что приводит к обнищанию большинства семей. Так, характерным в этом отношении является социальное положение семей учащихся сельского социума Игорварской средней школы Цивильского района Чувашской Республики (родного села автора), что отражено в нижеследующей таблице.

Таблица 1

Социальное положение и образовательный уровень родителей

Социальное положение Образовательный уровень

Всего, чел. в том числе

рабочие служащие безработные пенсионеры высшее среднее специальное среднее основное

126 53 38 31 4 18 63 42 3

Как видно, количество родителей, имеющих высшее образование, составляет 13 %. В условиях села, когда отдельные родители живут вчерашним днем, вчерашними представлениями о жизни и счастье своих детей, учителю необходимо иметь высокий уровень педагогической культуры.

Повышение педагогической культуры родителей может осуществляться через их педагогическое просвещение и самообразование, организуемые и направляемые классными руководителями, учителями, школьными психологами, социальными педагогами. Эффективность работы школ по повышению педагогической культуры родителей во многом зависит от уровня педагогической культуры самих учителей, классных руководителей, педагогического коллектива в целом. Отсюда важным фактором повышения качества сельского общего образования является повышение педагогической культуры учителей школы.

Современный сельский учитель по-прежнему является представителем профессии, позволяющей ему вплотную заниматься вопросами дальнейшего развития села путем повышения своего образовательного и культурного уровня. Учитель - один из немногих, кто сегодня вместе с родителями положительно влияет на детей не только по своему долгу, но и велением сердца, духовной щедростью, убежденностью и делает большое дело для общества, будущего страны. Практика показывает, что сегодня, несмотря на трудности, неустроенность в жизни, влияние учителя на детей и сельское население остается значительным. На селе всегда «ученый человек» пользовался авторитетом и уважением. К тому же сегодня, кроме учителя, жизнью сельской семьи мало кто интересуется.

В условиях сельской школы имеются некоторые типичные особенности работы классного руководителя, которые надо учитывать в работе с родителями учащихся. В своей работе он сталкивается с присущими только сельской местности особенностями уклада, труда, жизни и быта. Их надо видеть и учитывать в воспитательной работе с классом, с каждым учеником. Учитель должен иметь четкое представление о сельскохозяйственном производстве, характере трудовой деятельности и взаимосвязях людей села, знать основных специалистов, режим работы на отдельных участках. Прежде всего надо хорошо знать каждого жителя села, особенно родителей учащихся. Классный руководитель должен систематически и глубоко изучать семьи учащихся путем бесед, посещений на дому. Как показывает многолетняя практика, этому способствует неофициальная обстановка (клуб, библиотека, магазин, улица, поле, ферма и т. д.), в которой непринужденно происходит собеседование учителей и родителей. На таких встречах родители откровенно рассказывают о себе и своей семье, о радостях и бедах, часто просят совета. Они с большим желанием и надеждой ждут встречи с классным руководителем, откровенного разговора с ним.

При организации опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сфор-мированности педагогической культуры классных руководителей Игорварской сельской школы в качестве исходных положений нами были взяты взгляды видных отечественных педагогов, мыслителей на сущность и содержание педагогической культуры учителей.

В Указе «Об устройстве народных училищ» (первая половина XIX в.) отмечается: «Учителя занимают у своих учеников место родителей и потому должны принять их чувствование, кротость, ласковость, терпение и внимание к их пользе, сердцу родителей свойственные. Строгость их не должна иметь в себе ничего сурового, а благосклонность - ничего мягкого, дабы не привлечь на себя ни ненависти, ни презрения». В Указе

отмечается, что, отдавая детей в школы, родители не должны лишаться власти, переставать думать о них. «Благоразумие требует того, чтобы учитель совокупным трудом и советом с родителями старался о наилучшем детей воспитании» [1, 36].

О педагогической культуре воспитателей писали видные педагоги-мыслители XIX -начала XX в. Так, революционный демократ, писатель, педагог Н. Г. Чернышевский в работе «Об умственных и нравственных условиях общественного и личного прогресса» обращает внимание на необходимость высокой педагогической культуры учителей, воспитателей и родителей. По его убеждению, прежде всего воспитатель должен перевоспитать самого себя и переучиться: ему следует сделаться из скучного, бестолкового, сурового педанта добрым и рассудительным преподавателем. Н. Г. Чернышевский развил мысль В. Г. Белинского о великой роли воспитания, которое решает участь человека. По его мнению, целью воспитания является формирование активной личности, озабоченной общественными интересами, борющейся за народное благо. Причины пагубного состояния школьного дела в России он усматривал в самом социально-экономическом и общественно-политическом строе, в отсталости педагогической теории и практики [4, 234-236].

К. Д. Ушинский убедительно доказал, что главная роль в школе принадлежит учителю, воспитателю. В работе «О пользе педагогической литературы» он пишет: «Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы. Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного преподавателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [8, 169].

А. С. Макаренко в «Очерках о работе Полтавской колонии им. М. Горького» пишет следующее: «Главная задача нашего воспитателя отнюдь не воспитывать. Просто противно здравому смыслу рассчитывать, что десяток интеллигентных людей, случайно собранных в колонии им. М. Горького, может воспитать 130 правонарушителей. Воспитатели - люди обыкновенные... Воспитывает не сам воспитатель, а среда». В колонии, благодаря усилиям, направляемым педагогическим коллективом, вся воспитательная работа наиболее выгодным образом организовывалась вокруг центрального пункта - процесса хозяйствования [3, 47]. Позже А. С. Макаренко в работе «Методика организации воспитательного процесса» напишет: «Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем» [3, 252].

Разносторонне рассматривает роль педагогической культуры учителя, воспитателя В. А. Сухомлинский. В книге «Разговор с молодым директором школы» он пишет о школе педагогической культуры, отмечает, что первый признак важнейшей черты педагогической культуры - непосредственное обращение учителя к уму и сердцу воспитанника. Важным элементом педагогической культуры классного руководителя является владение им процедурой диагностики развития школьников и на основе ее результатов планирование индивидуальной траектории их развития. Педагогическая культура в значительной мере определяется тем, как воспитатель умеет наблюдать за ребенком в процессе его умственного и физического труда, во время игр, экскурсий, на досуге, выявлять его внутреннее состояние; без твердой психологической почвы нет педагогической культуры. В. А. Сухомлинский отмечал по этому поводу: «Если вы хотите, чтобы руководство школой было построено на

научной основе, чтобы практическая работа обогащала теоретические знания каждого учителя, чтобы по мере приобретения практического опыта повышался уровень его педагогической культуры, начинайте с психологии и дефектологии» [7, 48].

По его мнению, педагогическая культура учителя и всего коллектива - один из главных моментов руководства учебно-воспитательной работой. Забота руководителей школы о педагогической культуре учителей и воспитателей - один из стимулов развития коллективной мысли, коллективного творчества. Так, чтобы воспитать ученический коллектив, надо воспитать себя - коллектив педагогический. Только благодаря интеллектуальному богатству педагогического коллектива будет достигнута воспитательная цель учителей, в том числе учителей сельской школы.

К педагогической культуре относятся и нравственные качества воспитателя, большое значение которым придавал И. Я. Яковлев. В конце педагогической практики Иван Яковлевич обычно проводил беседу на тему: «Каким должен быть сельский учитель?». Он говорил, что учитель обязан быть примером для учащихся во всех отношениях, и при этом особо останавливался на нравственных качествах воспитателя. Обращаясь к будущим учителям, И. Я. Яковлев часто повторял: «Вы были учащимися, вскоре станете учителями, но помните всегда одно, что труднее всего быть на свете человеком. Учитель призван защищать и развивать человеческие права. Однако для этого самому надо быть не только учителем, но и человеком» [2, 64].

Педагогическая культура, как показывают исследования, представляет сложное интегральное обобщенное качество личности педагога-профессионала как условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, как общественный показатель профессиональной компетентности учителя и как цель профессионального самосовершенствования [5, 282].

Важнейшим критерием профессиональной компетентности учителя является его общая и педагогическая культура. Повышению педагогической культуры коллектива учителей способствует хорошо налаженная, продуманная внутришкольная методическая работа. Методическая работа в школе - составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации. Ее предназначение - целенаправленное, системное изучение и внедрение в практику современных достижений педагогической науки и практики учителей, воспитателей школы, повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие его творческого потенциала.

Повышение педагогического мастерства классных руководителей осуществляется через занятия методического объединения классных руководителей. Эти занятия должны отвечать современным требованиям, иметь как теоретическую, так и практическую направленность, преобладающее значение на них должны иметь знание методов, форм работы с семьей, обобщение передового опыта семейного воспитания. Так, в вышеназванной Игорварской школе в целях повышения педагогической культуры классных руководителей систематически нами проводились занятия методического объединения под девизом: «Педагоги и родители - от понимания к взаимопониманию в деле воспитания детей». С 1995 года классные руководители школы ежегодно принимают участие в конкурсе «Лучший воспитатель», а классы - «Лучший класс года». Лучшие классы и классные руководители определялись комплексно, учитывались уровень дисциплины, прилежания учащихся, участие класса в общественно-полезных делах, санитарно-гигиеническое состояние

класса и санитарно-просветительная работа с детьми и их родителями, посещаемость родителей занятий родительского всеобуча, уровень воспитанности, успеваемость класса и т. д. Таким образом, поднималась заинтересованность учащихся и классных руководителей, чтобы показатели воспитанности и обученности были высокими.

В школе практиковалось заслушивание творческих отчетов классных руководителей об опыте организации работы с родительской общественностью, на производственных совещаниях школы, педсоветах и занятиях «Школы педагогических знаний» в системе «Клуб -семья - школа». Такая работа дала положительные результаты. Так, в 1996 г. классная руководительница В. В. Афанасьева стала лауреатом районного конкурса «Самый классный класс», в 2007 г. - победительницей Всероссийского конкурса «Лучший классный руководитель», проводимого «Учительской газетой» в номинации «Профориентационная работа», в 2009 г. - обладательницей денежного поощрения Президента России среди лучших учителей. Результаты ее экспериментальной работы отражены в нижеследующей таблице.

Таблица 2

Диагностика развития уровня успеваемости и воспитанности учащихся классного руководителя В. В. Афанасьевой

№ п/п Учебный год Класс Посещаемость родителями школьных мероприятий, % Количество пропусков учащимися без уважительных причин Уровень успеваемости учащихся Уровень доброжелательности учащихся

1. 2003/04 6 76 нет 4,17 4,45

2. 2004/05 7 60 нет 4,05 4,41

3. 2005/06 8 82 нет 4,0 4,45

4. 2006/07 9 90 нет 4,2 4,6

Резюме. Материалы исследований, количественные и качественные показатели, приведенные в них, доказывают научно-практическую обоснованность вывода о том, что одним из важнейших социально-педагогических условий повышения качества общего образования в сельских школах является повышение педагогической культуры учительского коллектива и родителей учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / сост. П. А. Лебедев. - М. : Педагогика, 1987. - 560 с.

2. И. Я. Яковлев и его школа : ученые записки : итоги юбилейной научной сессии / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1971. - 302 с.

3. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. Т. 4 / сост. М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. - М. : Педагогика, 1984. - 400 с.

4. Педагогическое наследие / Белинский В. Г. и др. ; сост. А. Ф. Смирнов. - М. : Педагогика, 1988. - 496 с.

5. Петрова, Т. Н. Главная героиня народной педагогики / Т. Н. Петрова // Бабушкины заповеди. - Чебоксары, 1993. - С. 33-37.

6. Силласте, Г. Г. Методология и методика социолого-педагогического исследования / Г. Г. Силла-сте // Ценностные ориентации сельских учителей, учащихся и их родителей в условиях становления рыночной экономики на селе : сборник трудов. Ч. 1. - М. : АСОП, 2001. - С. 51.

7. Сухомлинский, В. А. Педагогический коллектив средней школы (из опыта работы средней школы) / В. А. Сухомлинский. - М. : Учпедгиз, 1958. - 207 с.

8. Уроки педагогического мастерства для родителей / сост. О. С. Курин. - Киев : Рад. школа, 1976. - 142 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.