Научная статья на тему 'Повышение педагогической культуры родителей с целью духовно-нравственного образования школьников'

Повышение педагогической культуры родителей с целью духовно-нравственного образования школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / INTERACTION BETWEEN SCHOOL AND FAMILY / PARENTS' PEDAGOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бежевец Д.А.

В статье обозначена актуальность проблемы духовно-нравственного образования детей в школе и семье, даются рекомендации для администрации общеобразовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей с целью духовно-нравственного образования школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бежевец Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTS PEDAGOGICAL CULTURE DEVELOPMENT FOR THE PURPOSE OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The article shows the importance of spiritual and moral education of children in school and family, gives recommendations for school authorities concerning improvement of parents pedagogical culture for the purpose of spiritual and moral education of schoolchildren

Текст научной работы на тему «Повышение педагогической культуры родителей с целью духовно-нравственного образования школьников»

#

3. Герриг Р., Зимбардо Ф. Психология и жизнь. -СПб.: Питер, 2004. - 955 с.

4. Копорулина В. Н, Смирнова М. Н, Гордеева Н. О. Психологический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 640 с.

5. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологи-

ческого исследования. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. - 204 с.

6. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер. - 784 с.

7. Анисимов О. С. На пути к толерантному сознанию. - М., 2000. - 167 с.

ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

PARENTS' PEDAGOGICAL CULTURE DEVELOPMENT FOR THE PURPOSE OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Д. А. Бежевец

В статье обозначена актуальность проблемы духовно-нравственного образования детей в школе и семье, даются рекомендации для администрации общеобразовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей с целью духовно-нравственного образования школьников.

D. A. Bezhevets

The article shows the importance of spiritual and moral education of children in school and family, gives recommendations for school authorities concerning improvement of parents' pedagogical culture for the purpose of spiritual and moral education of schoolchildren.

Ключевые слова: духовно-нравственное образование, взаимодействие школы и семьи, педагогическая культура родителей.

Keywords: spiritual and moral education, interaction between school and family, parents' pedagogical culture.

Семья - основа духовно-нравственного воспитания. Она передает подрастающему поколению ценности и традиции, в кругу родных происходит становление ребенка. Современное российское общество переживает период сложных социальных изменений. Вместо возвращения к исконно русской культуре, традициям российских национальностей, средствами массовой информации насаждается псевдокультура, признающая ценность денег, удовольствия и развлечений. Нестабильность в стране, бедность, высокий уровень занятости родителей в городах или, наоборот, сельская безработица пагубно влияют на воспитание детей, их духовно-нравственное развитие. Некоторые дети, равно как и их родители, легко поддаются соблазнам и искушениям массовой культуры. Развращение и деградация молодого поколения идет быстрыми темпами. В связи с этим есть опасение, что мы можем потерять российскую культуру, православную веру, национальные традиции, религии и языки. Период смены ценностных ориентиров приводит к деформации традиционных для семьи нравственных установок.

Воспитание в семье и школьное образование могут и должны направлять ребенка на процесс глубокой внутренней работы над собой: анализировать свое поведение, смысл своей жизни. К сожалению, современное школьное образование дает максимум теоретических знаний, отдаляя

человека от духовной жизни. Оно практически не заставляет человека думать, сконцентрировав внимание на запоминании научных фактов. Целью школьного воспитания является подготовка вхождения человека в общество - социализация. Однако хорошо социализированные личности зачастую бывают невоспитанны. А нужна ли социализация ребенка в общество, страдающее безнравственностью?

Между тем образование как система обучения и воспитания будущего поколения должно стать значимым и приоритетным для страны. В послании Д. А. Медведева к Федеральному Собранию особое внимание уделяется образованию: в соответствии с образовательной инициативой «Наша новая школа» президент видит основную задачу школьного образования в раскрытии «способностей каждого ученика, воспитании личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [1].

Согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков), «современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2, с. 14].

ф

Актуальность введения духовно-нравственного компонента в содержание общего образования основывается на следующих нормативных документах: Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальное ядро содержания общего образования, Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», Конвенция о правах ребенка и др.

Изучение нормативной документации и теоретических источников в области духовно-нравственного образования показывает, что накоплены определенные идеи, разработки, теоретические положения и концепции. Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в трудах многих философов и педагогов: Ш. А. Амонашвили, В. Г. Белинского, Н. А. Бердяева, П. П. Блонского, С. Н. Булгакова, К. Н. Вентцеля, В. В. Зень-ковского, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко, Н. Д. Никандрова, Н. И. Пирогова, М. М. Рубинштейна, В. А. Сластенина, В. С. Соловьева, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др.

Особую значимость духовно-нравственного воспитания для современной России в своих педагогических исследованиях выделяют Э. А. Абдулатипова, А. С. Метеля-гин, Т. И. Петракова, В. В. Скляднева, Е. В. Цыганова и др.

Принципиальное значение для решения проблемы духовно-нравственного образования имеют творения православных авторов: свт. Тихона Задонского, свт. Феофана Затворника, свт. Иоанна Златоуста, св. прав. Иоанна Кронштадского, протодиакона А. Кураева, А. И. Осипова, В. С. Соловьева, К. Д. Ушинского. Исследованию теории и практики православной педагогики с целью духовно-нравственного образования ребенка посвятили свои труды С. А. Ефименкова, С. Ю. Дивногорцева, Д. Н. Кравченко, А. Н. Кудряшова, Н. В. Маслов, Е. В. Шестун и др.

На основе анализа теоретической и методической литературы наблюдается недостаточная изученность системного подхода в процессе духовно-нравственного становления личности школьника, практически не поднимаются вопросы по действию администрации школы в решении данной проблемы. Сейчас, в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, духовно-нравственное образование детей становится приоритетным направлением работы во многих российских школах, однако немногие общеобразовательные учреждения уделяют должное внимание педагогическому и духовно-нравственному образованию семьи.

Родители играют очень важную роль в процессе образования школьников. Иногда их мнения не совпадают с мнением учителей, что приводит к развитию у ребенка лицемерия. Многие родители, не прочитав ни одной книги по педагогике, считают себя в этой области специалистами. Им кажется, что их субъективный опыт для этого вполне достаточен. Иногда это приводит к недоверию к деятельности учителей, обсуждению и осуждению их педагогической работы в присутствии ребенка.

В педагогике принято выделять два основных стиля отношений в семье, а значит, и два стиля духовно-нрав-

ственного воспитания: «авторитарный» и «демократический». Часто родители впадают в крайности: воспитывают ребенка слишком авторитарно или слишком демократично. Авторитарный стиль отношений к детям в семье основан на жестком соблюдении интересов родителей, беспрекословной власти старших, подчинении их воле. Авторитаризм в воспитании часто игнорирует индивидуальные особенности ребенка, проявление инициативы, подавляет самостоятельность человека. Такой способ воспитания иногда вызывает детский страх, порождает протест и конфронтацию в семье, приучает к показному поведению, приводит к падению авторитета родителей в глазах детей.

Демократический стиль отношений к детям ориентирован на потребности ребенка. Процесс воспитания характеризуется более свободным выражением любви и привязанности к детям со стороны родителей, увеличением роли психологических методов воздействия и уменьшением или полным устранением физических наказаний.

Отношения в семье оказывают колоссальное влияние на духовно-нравственное становление детей любого возраста. Разрушение семейных связей, отсутствие любви в отношениях между родителями и детьми - одна из главных причин появления педагогически запущенных, трудных детей. Таким образом, мы считаем, что для духовно-нравственного становления ребенка в семье наиболее подходит демократический стиль общения, не доведенный до вседозволенности.

Еще одна проблема современной школы - нежелание некоторых родителей участвовать в образовательной деятельности: посещать общешкольные и классные собрания, школьные мероприятия, общаться и советоваться с учителями и администрацией школы по интересующим воспитательным вопросам.

Одной из целей программы духовно-нравственного образования школьников, которая внедрялась в 20092010 учебном году в сельской школе деревни Муриково Шаховского района Московской области, являлось совершенствование работы с родителями для более эффективного взаимодействия школы и семьи.

Первоначально было проведено анкетирование родителей (участвовало 60 человек), которое показало следующие результаты: большинство респондентов уверено, что их ребенок послушен (53%), они наказывают ребенка физически (60%) и запретами (80%), разговаривают с детьми (87%), считают, что наибольшее влияние на ребенка оказывают друзья и телевидение. У всех родителей дети имеют свои обязанности, все поощряют детей. Достаточно небольшое количество родителей (57%) помогают ребенку делать домашние задания, сравнительно мало респондентов интересуется школьной жизнью (53%), поэтому и ребенок немного говорит о школе (37%). Большинство родителей (58%) изъявили желание больше узнать о педагогике, многие с удовольствием участвовали в анкетировании, задавали вопросы устно. Хотя некоторые родители отказались от участия в опросе.

Основной задачей совершенствования работы с родителями было выбрано повышение их педагогической

Таблица

Программа курсов повышения педагогической культуры родителей

№ занятия Название занятия

Введение (1 час)

1 Педагогика - наука или искусство? Зачем она существует?

Раздел 1. История педагогики и образования (6 часов)

2 История педагогики до XVII века (история школ Древнего мира, воспитание в Средние века и эпоху Возрождения, педагогические традиции Древней Руси)

3-4 История педагогики XVП-XVШ вв. (педагогическое учение Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци)

5-7 История педагогики Х1Х-ХХ вв. (педагогическое учение К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинского)

Раздел 2. Воспитание (11 часов)

8 Сущность и процесс воспитания

9-10 Личность ребенка и ее формирование в процессе воспитания

11-12 Методы, средства и формы воспитания

13-14 Коллектив как средство воспитания

15-16 Возрастные особенности воспитания. Подростковая среда и субкультура

17-18 Семейное воспитание

Раздел 3. Духовно-нравственное образование — основа развития личности (16 часов)

19-20 Актуальность проблемы духовно-нравственного образования

21-22 Духовность и нравственность. В чем отличия?

23-24 Психолого-педагогические основания духовно-нравственного образования

25-26 Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей школьников

27-28 Роль традиционной русской культуры (искусства, фольклора) в процессе духовно-нравственного образования

29-30 Традиции русской семьи как средство духовно-нравственного становления ребенка

31-33 Роль православной культуры в процессе духовно-нравственного воспитания и обучения

34 Выполнение практической работы. Подведение итогов занятий

культуры с помощью разработанной нами программы. Тематическое планирование программы курсов повышения педагогической культуры родителей, рассчитанное на 1 год (1 час в неделю), показано в таблице.

По окончании курсов был проведен опрос, в результате которого высказали удовлетворенность обучением 100% родителей, хотели бы продолжить обучение 84% слушателей, за необходимость духовно-нравственного образования школьников высказались 100% родителей, будут оказывать содействие школе в воспитании детей 100% слушателей.

Однако стоит отметить, что заинтересованность педагогическими проблемами у родителей достаточно низкая, так как посещали курсы лишь 36% от общего числа родителей. Поэтому было решено дать следующие рекомендации по духовно-нравственному воспитанию ребенка в семье остальным родителям:

1. Любите ребенка.

2. Уважайте ребенка.

3. Доверяйте ребенку.

4. Разговаривайте с ребенком.

5. Наблюдайте за ребенком.

6. Воспринимайте ребенка всерьез.

7. Развивайте в ребенке самостоятельность.

8. Хвалите ребенка за конкретные успехи.

9. Развивайте разум ребенка.

10. Не повышайте голос на ребенка и не бейте его.

11. Будьте с ребенком вежливы.

12. Не сердитесь долго на ребенка.

13. Не лгите ребенку.

14. Ищите в ребенке хорошее, его всегда больше.

15. Не ссорьтесь с супругом (ой) в присутствии ребенка.

16. Главное, помните, что вы - пример для ребенка. Он растет похожим на вас, ребенок - ваше зеркальное отражение. Не надо искоренять в нем свои недостатки, попробуйте искоренить их сначала в себе.

Таким образом, при разработке программы духовно-нравственного образования школьников, что предпола-

#

гает внедрение федерального государственного образовательного стандарта второго поколения с 2011-2012 учебного года, администрации школы необходимо ставить одну из важных задач: повышение педагогической культуры родителей учащихся. Экспериментально подтверждено, что данный метод помогает в эффективном взаимодействии администрации школы и классных руководителей с родителями в процессе духовно-нравственного образования детей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Медведев Д. А. Послание к Федеральному Собранию 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politonline.ru/politika/1706. html (дата обращения 29.05..2011).

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфе-

ре общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Российская академия образования. - М.: Просвещение, 2009.

3. Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2008.

4. Кондаков А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика.

- 2008. - № 9.

5. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. - 2008.

- № 9.

6. Склярова Т. В., Янушкявичене О. Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ. - М.: ИЭОПГКО, 2006.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕЗКОГО СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ

SOCIALIZATION OF STUDENTS IN CONDITIONS OF SHARP SOCIAL STRATIFICATION

Е. Л. Башманова

E. L. Bashmanova

Теория социализации дает представление о различных группах факторов социализации, ни в одну из которых не входит такой важный атрибут жизнедеятельности обучающихся, как социальная стратификация. В статье предпринята попытка восполнить данный пробел и предложить авторский взгляд на социальную стратификацию как условие и фактор социализации обучающихся.

Socialization theory provides information about various groups of socialization factors none of which includes such an important attribute of students' life as social stratification. The article attempts to fill this gap and offer the author s vision of social stratification as a condition, as well as a factor of students' socialization.

Ключевые слова: социальная стратификация, обучающиеся, факторы социализации.

Keywords: social stratification, students, factors of socialization.

Общеизвестно, что одним из наиболее значимых факторов социализации личности является семья. Становление капиталистического уклада и сопровождавшее его резкое социальное расслоение населения кардинально изменили социальную ситуацию развития обучающихся и обусловили необходимость учета позиции их семей в системе социальной стратификации. Социальная стратификация выступает как неотъемлемое свойство (атрибут) образовательного пространства, поскольку все обучающиеся независимо от пола, возраста, состояния здоровья, индивидуально-типологических особенностей являются носителями социального статуса родителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последние десятилетия было проведено значительное количество исследований в социологической, эконо-

мической и психологической науках, посвященных особенностям и результатам влияния социального расслоения на различные сферы жизни общества. В педагогике пока не только отсутствуют исследования особенностей социализации обучающихся в условиях социальной стратификации, но до сих пор не актуализирована необходимость анализа и учета результатов исследований других наук в целях совершенствования образовательной практики. В педагогическом дискурсе активно эксплуатируются «модные» темы информатизации образования, перехода на двухуровневую систему профобразования, реализации компетентностного подхода. Несмотря на актуальность, в них не просматриваются судьбы подростков и юношей с их проблемами, ограничениями, рисками.

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.