Научная статья на тему 'Представления о нравственной социализации личности в Российской педагогической науке'

Представления о нравственной социализации личности в Российской педагогической науке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL EDUCATION / НРАВСТВЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / MORAL SOCIALIZATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / МОРАЛЬ / MORALITY / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / SOCIO-CULTURAL PHENOMENON / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биисова Г. И.

В статье автор рассматривает основные тенденции развития представлений о нравственной социализации в отечественной педагогике, анализирует взаимосвязь нравственной социализации и духовно-нравственного воспитания, исследует значение нравственной социализации для поступательного развития общества. Практически до настоящего времени проблема социально нравственной ориентации молодежи рассматривалась лишь в рамках духовно-нравственного воспитания. Именно в процессе воспитания в первую очередь происходит процесс социализации, то мы позволим себе утверждать, что духовно-нравственное воспитание и нравственная социализация если не одинаковые, то в большинстве совпадающие понятия. Однако на современном этапе развития общества особую актуальность и значимость приобретает исследование нравственной социализации личности как социально-педагогического феномена. Нравственная социализация призвана помочь в решении задач национального единения, сохранения общего социокультурного пространства страны, преодоления национальных и социальных конфликтов. Однако нравственная составляющая в современном образовании все больше и больше утрачивает свои позиции, вытесняется инновационными технологиями, наблюдается ситуация обезличивания культурно-этнических ценностей, что может привести к полной деградации нации. Исходя из этого, мы вправе утверждать, что процесс организации нравственной социализации должен рассматриваться как самостоятельное направление в педагогическом процессе. Можно утверждать также, что нравственная социализация является основой для целостного формирования личности с активной жизненной позицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATIONS OF MORAL SOCIALIZATION OF THE PERSON IN RUSSIAN PEDAGOGICAL SCIENCE

In the article, the author reviews the main tendencies in the development of ideas about moral socialization in domestic pedagogy, analyzes the interrelation of moral socialization and spiritual and moral education, explores the importance of moral socialization for the progressive development of society. Almost to the present day, the problem of the social and ethical orientation of young people has been considered only within the framework of spiritual and moral education. The process of socialization is primarily in the process of upbringing, thus we allow ourselves to claim that spiritual and moral education and moral socialization are mostly coinciding terms, if not identical. However, at the present stage of the development of society, the study of the moral socialization of the individual as a socio-pedagogical phenomenon acquires a special urgency and significance. Moral socialization is called upon to help in solving the tasks of national unity, preserving the common socio-cultural space of the country, overcoming national and social conflicts. However, the moral component is increasingly losing its positionin the modern education, being replaced by innovative technologies. The situation of the depersonalization of cultural and ethnic valuescan be observed, that can lead to the complete degradation of the nation. Proceeding from this, we have the right to assert that the process of organizing moral socialization should be considered as an independent direction in the pedagogical process. It can also be argued that the moral socialization is a basis for the holistic formation of a personality with an active life position.

Текст научной работы на тему «Представления о нравственной социализации личности в Российской педагогической науке»

2018, том 20 [5]

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-5-5-10

УДК 37. 034 (09)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НРАВСТВЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Биисова Г.И.

Казахско-Русский международный университет, г. Актобе, Казахстан

Аннотация. В статье автор рассматривает основные тенденции развития представлений о нравственной социализации в отечественной педагогике, анализирует взаимосвязь нравственной социализации и духовно-нравственного воспитания, исследует значение нравственной социализации для поступательного развития общества. Практически до настоящего времени проблема социально - нравственной ориентации молодежи рассматривалась лишь в рамках духовно-нравственного воспитания. Именно в процессе воспитания в первую очередь происходит процесс социализации, то мы позволим себе утверждать, что духовно-нравственное воспитание и нравственная социализация если не одинаковые, то в большинстве совпадающие понятия.

Однако на современном этапе развития общества особую актуальность и значимость приобретает исследование нравственной социализации личности как социально-педагогического феномена. Нравственная социализация призвана помочь в решении задач национального единения, сохранения общего социокультурного пространства страны, преодоления национальных и социальных конфликтов. Однако нравственная составляющая в современном образовании все больше и больше утрачивает свои позиции, вытесняется инновационными технологиями, наблюдается ситуация обезличивания культурно-этнических ценностей, что может привести к полной деградации нации. Исходя из этого, мы вправе утверждать, что процесс организации нравственной социализации должен рассматриваться как самостоятельное направление в педагогическом процессе. Можно утверждать также, что нравственная социализация является основой для целостного формирования личности с активной жизненной позицией.

Ключевые слова: духовное воспитание, нравственная социализация, личность, мораль, социокультурный феномен, ценностные ориентации.

Введение. Современные социальные, политические и экономические процессы порождают не только изменения в структуре общества, но и существенно воздействуют на его мораль, стимулируют его членов к пересмотру системы ценностей, модификации ценностного сознания, трансформации ценностных ориентаций. Отечественная педагогическая наука не рассматривала проблему социально-нравственной ориентации под-

растающего поколения в качестве самостоятельного объекта исследования, выделяя лишь ее аксиологический аспект в связи с проблемой формирования ценностных ориентаций личности. Из всех исследователей, занимающихся названной проблемой можно выделить В.Г. Алексееву, С.Ф. Анисимова, Л.М. Архангельского, И.Г. Афанасьеву, В.В. Водзинскую, Л.А. Воловича, А.К. Жа-кину, О.В. Ивановскую, A.B. Кирьякову, З.М.

—-ЭЪВ+Ы3-—

~ 5 ~

—--—

Павлютенкову, E.H. Прозументову, В.А. Тихи-лову, рассмотревших общетеоретические вопросы формирования и развития ценностных ориентацией учащихся в советский период развития общеобразовательной и профессиональной школы.

Российское образование, как значимая составляющая общественной жизни и один из социокультурных и духовных феноменов, также находится на новом этапе своего развития, связанном с перестроением иерархии базовых ценностей. В связи с этим в теории современной отечественной педагогики и практике организации образовательного процесса особую актуальность и значимость приобретает исследование нравственной социализации личности как социально-педагогического феномена. Нравственная социализация призвана помочь в решении задач национального единения, сохранения общего социокультурного пространства страны, преодоления национальных и социальных конфликтов. Однако нравственная составляющая в современном образовании все больше и больше утрачивает свои позиции, вытесняется инновационными технологиями, наблюдается ситуация обезличивания культурно-этнических ценностей, что может привести к полной деградации нации. Так, Наливайко Н.В. считает, что «нравственная компонента содержания образования характеризует и определяет цели, смысл и сущность образования. Актуальность аксиологического аспекта современного образования вызвана как раз тем фактом, что образование все больше утрачивает духовно-нравственные ценности и традиции» [1, 195-196]. Таким образом, несмотря на обилие технологий и методик осуществления воспитательного процесса на современном этапе развития образования, нравственная социализация рассматривается пока лишь как составляющая воспитательного процесса, что и определяет актуальность исследования.

Цель исследования. Дефинировать понятие нравственной социализации, определить ее место в воспитательном процессе.

Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме,

определение педагогического инструментария для повышения эффективности нравственной социализации, систематизация современных подходов к проблемам воспитания.

Рассмотрим общественно-исторические предпосылки становления и научную эволюцию сущности понятия «духовно-нравственное воспитание». А так как именно в процессе воспитания в первую очередь происходит процесс социализации, то мы позволим себе утверждать, что духовно-нравственное воспитание и нравственная социализация если не одинаковые, то в большинстве совпадающие понятия.

В то же время, для отечественной педагогической науки более характерными являются категории «нравственное воспитание» и «духовное воспитание». Процесс духовного воспитания долгое время был вне поля отечественных научных исследований и традиционно связывался с обучением религии и привитием религиозных ценностей. Данная точка зрения бытует и сегодня в православной педагогике (С.Ю. Дивногорцева, Л.В. Сурова, Е. Шестун и др.), однако, все чаще появляются и альтернативные толкования духовного воспитания, основанные на научном понимании духовности (Т.И. Власова, И.А. Соловцова, Т.Г. Русакова, Н.П. Шитякова и др.). По мнению И.А. Соловцовой духовное воспитание представляет собой один из педагогических феноменов, представленных в светской, и православной педагогике, как в широком, так и в узком смыслах [3]. В процессе анализа научных источников нами была подтверждена эта мысль и выявлены следующие идеи и тенденции:

- в широком смысле духовное воспитание мыслится как духовное возрастание, становление в духе, выявление в человеке духовной сущности (православная педагогика В.В. Зеньковский, К.Д. Ушинский, С.С. Куломзина, и др.) или становление собственно человеческого в человеке (концепции гуманитарной парадигмы Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина и др.);

- в узком смысле духовное воспитание (иногда оно именуется духовно-нравственным) понимается как целенаправленное воздействие на духовную сферу человека, приоритетное направление в

~ 6 ~

—--—

деятельности педагога (митрополит Амфилохий Радович, С.Ю. Дивногорцева, Н.В. Маслов, Л.В. Сурова, Е. Шестун и др.) или целенаправленное создание условий для становления духовной сферы личности (светские концепции): воспитание духовности на основе интеграции науки и религии (Т.И. Власова), организация духовной деятельности детей (Н.Е. Щуркова).

Таким образом, в широком смысле категория «духовное воспитание» повторяет сущность категории «воспитание», а в узком - представлено как приоритетное направление воспитания, имеющее целью становление духовной сферы личности воспитанника и его нравственную социализацию.

И.А. Соловцова дает следующее определение сущности духовно-нравственного воспитания: «...Духовное воспитание может рассматриваться как феномен, определяющий становление смыс-ложизненной позиции человека в мире, выявление и реализацию его человеческой сущности, имеющий в связи с этим специфические содержательные характеристики. Духовное воспитание в свете сказанного не может рассматриваться как одно из «равноправных», «равнозначных» направлений воспитания - оно является базой для воспитания качеств, составляющих принадлежность человека как психофизического и социального существа, и определяет особенности организации целостного воспитательного процесса» [3, 27].

В качестве инвариантных содержательных характеристик духовного воспитания, называются следующие: «представляет собой феномен, определяющий становление (динамизм) надситуатив-ных (устойчивость) качеств человека и предполагающий целенаправленное создание условий для «развертывания» человеческой духовности; является открытой системой; оно соотносится со сферой надындивидуального, трансцендентного, что обеспечивает сохранение и трансляцию «человеческого качества» - духовности; имеет ценностно-смысловой характер; может осуществляться только в культуре, путем включения ребенка в культуру, характерную для того общества, в котором он живет; соотносится не только со сферой надындивидуального (ценности, культура), но и с

индивидуальным человеческим существованием, что отражается в своеобразных, уникальных путях, способах духовного становления и требует соответствующего разнообразия педагогических средств; имеет диалогический характер; представляет собой помощь воспитаннику в постижении и выражении его глубинной духовной сущности; осуществляется как на рациональном, так и на иррациональном уровне, посредством эмоционального восприятия, переживания, «чувствования», понимания; представляет собой целостный феномен» [3, 107].

Сегодня теория духовного воспитания находится на этапе становления, в педагогической науке появляются первые отдельные попытки системно осмыслить сущность данного педагогического феномена. Научное осмысление категории «нравственное воспитание» в современной отечественной педагогической науке, напротив, имеет богатые исторические традиции и отличается более высоким уровнем определенности. Несмотря на нашу попытку объединить эти понятия, нравственное воспитание или нравственную социализацию целесообразно рассматривать как самостоятельный пласт процесса формирования личности и ее самоидентификации.

«В качестве самостоятельного направления нравственное воспитание развертывается на материале конкретной деятельности в форме взаимоотношений живых людей, детерминированных реальными коллективами и социальными группами. При этом различные виды деятельности выступают в качестве его предпосылок и условий» [4, 259]. «К сожалению, традиционная система воспитания (в том числе этического образования) ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на

~ 7 ~

—--—

высоком уровне духовного развития личности» [5, 114].

Таким образом, современное понимание нравственного воспитания сводится к констатации таких сущностных характеристик исследуемого процесса как целевая направленность на формирование различных компонентов нравственной сферы личности с приоритетом становления структур нравственного сознания, ориентация на нравственные и социальные ценности конкретного окружения, выраженность уровня нравственной воспитанности в поведении, признание значимости субъектной позиции воспитанника и действенности личностно ориентированных технологий.

Обзорный анализ современных научно-педагогических исследований, посвященных проблемам нравственного и духовного воспитания, позволяет нам констатировать признание в современной педагогической науке ценности и уникальности каждого из названных направлений воспитания, оригинальности их целевых установок, необходимости поиска методического инструментария их эффективного осуществления.

Категория «духовно-нравственное воспитание» долгие годы была вне поля научных исследований и связывалась исключительно с религиозным аспектом воспитания и развития человека. На наш взгляд, характеристика «духовно-нравственный» на современном этапе развития отечественной педагогики возникла вполне естественно в процессе научных исканий оптимальных путей и действенных средств воспитания культурно-продуктивной личности в новых социальных условиях. Однако в результате изучения соотношения понятий «духовность» и «религиозность» было признано наличие значительных различий в характеристиках «религиозно-нравственный» и «духовно-нравственный», что привело к разграничению понятий «духовно-нравственное воспитание» и «религиозное просвещение», «религиозное образование», «религиозное воспитание», «религиозное обучение» (И.Г. Баринова, А.И. Метелягин, В.Д. Иванов и др.). Дальнейшая эволюция категории происходила по пути определения и уточнения ее сущностных характеристик.

Однако на современном этапе развития науки также существуют значительные различия в ее толковании, что делает актуальным выявление основных тенденций ее эволюции.

Результаты. В результате терминологического анализа нами подтверждено, что понимание данной категории значительно различается в зависимости от базовых методологических позиций, выбранных учеными. Большинство исследователей понимает духовно-нравственное воспитание «как воспитание, интегрирующее два его направления - духовное и нравственное» [6, 12]. Подобное понимание сущности категории мы находим в исследованиях Рябчиковой С.Б., Петраковой Т.И., Никитиной Н.Н., где сущность духовно-нравственного воспитания раскрывается через воздействие на духовно-нравственную сферу личности, при этом обнаруживается указание на различный уровень интеграции духовности и нравственности, а соответственно духовного и нравственного воспитания.

В процессе анализа определений, нами установлено, что некоторые из них непосредственно повторяют определения, которые даны в отечественной педагогике нравственному (А.Г. Адамова. И.Г. Баринова) или духовному (Власова Т.И., Колпакова А.П., Лисовенко Г.В., Глумной А.В.) воспитанию. В названных работах речь чаще всего идет об усвоении нравственных или духовных ценностей.

Однако, если целью духовного воспитания является смыслотворческая деятельность человека, а целью нравственного воспитания - формирование нравственной сферы личности, возникает пробел между смыслотворчеством, опирающимся на высшие духовные ценности и их проявлением в поведении. Но далеко не каждый нравственно воспитанный человек (то есть человек, поведение которого основано на определенном уровне освоения нравственных ценностей, следования нравственным нормам) может быть назван духовным, также, как и не каждый способный к смыслотвор-ческой деятельности воплощает ее результаты в деятельности и поведении, то есть совершает духовно окрашенные или нравственные поступки.

~ 8 ~

—--—

Более того, в определениях по отношению к нравственной сфере воспитанника часто повторяется термин воздействие, тогда как, на наш взгляд, духовно-нравственная сфера личности является уникальным феноменом, становление и развитие которого возможно только в процессе продуктивного взаимодействия с собой и миром.

Исходя из результатов терминологического анализа и основываясь на опыте исследования феноменов «нравственность», «духовность», «духовно-нравственный потенциал», «духовно-нравственный опыт» можно дефинировать и понятие нравственной социализации.

На наш взгляд, под нравственной социализацией следует понимать целенаправленный организованный процесс, результатом которого является система духовно-нравственных представлений, взглядов, убеждений, ценностей и мотивов поведения личности, повышение уровня ее духовно-нравственного развития. Однако формирование нравственной системы взглядов, нравственная социализация невозможна без активного участия самой личности. Первичная нравственная социализация закладывается, как правило, в семье. Такая социализация будет активной и созидательной только в том случае, когда нравственные принципы и устои в семье отражают моральные нормы общества. Нравственная социализация только в том случае будет эффективной, если этот процесс будет проходить при активном участии самой личности, а не сводиться лишь к познавательному элементу.

Воспитательные воздействия, которые оказывают на одного ребенка разные институты воспитания, могут отличаться своей направленностью. Так, например, если в общеобразовательной школе процесс духовно-нравственного воспитания будет исключительно светским, то в религиозной семье у того же ребенка будут формироваться религиозные ценности. То есть совокупность разнонаправленных воспитательных воздействий, несущих духовно-нравственный смысл при использовании различных средств, в результате внутренней личностной работы ребенка должна выстроиться не только в стройную мировоззренческую систему, но и в систему личностно

значимых духовно-нравственных представлений, ценностей и мотивов.

При таком подходе к трактовке сущности духовно-нравственного воспитания важно отметить, что нельзя научить быть нравственным и духовным, чрезвычайно трудно передать духовный опыт, гораздо ценнее приобрести его в процессе собственной духовной работы под воздействием совокупности разнородных (как положительных, в том числе и педагогически целесообразных, так и негативных) жизненных условий. То есть кроме целенаправленных воспитательных влияний, которые могут быть оказаны в условиях общеобразовательной или воскресной школы, семьи, религиозной организации, учреждения дополнительного образования, мы указываем на необходимость признания значимости факторов стихийной социализации, способных повлиять на духовно-нравственное становление личности.

Выводы. Обозначенный подход к рассмотрению сущности духовно-нравственного воспитания позволяет включить в структуру данного процесса в качестве возможных путей достижения его целей, многие направления воспитательной работы, осуществляемые в современном образовательном процессе (религиозное просвещение, гражданско-правовое, этнокультурное, патриотическое, социальное, нравственное воспитание). Можно утверждать, что нравственная социализация является основой для целостного формирования личности с активной жизненной позицией.

Для эффективной организации нравственной социализации необходимо тщательно подбирать материал с богатым духовным потенциалом и использовать интерактивные методы обучения, позволяющие наиболее полно раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Наливайко Н.В., Панарин В.И., Паршиков В.И. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ): Монография. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. - 298с.

~ 9 ~

—--—

[2] Кларин В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов Х1Х-ХХ вв. М., 1996. - 124 с.

[3] Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: Дисс. ... докт. пед. наук. Волгоград, 2006. 304 с.

[4] Калашникова Н.Н., Григорьев И.Н. Исторические и современные подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи // Вестник ТГУ. 2007. выпуск 4 (48). С. 257-265.

[5] Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы // Педагогика культуры: Научно-просветительский педагогический журнал - Интернет-версия. 2010. ЦКЬ: http://pedagogika-cultura.narod.ru/private (дата обращения 19. 08. 2012).

[6] Шитякова Н.П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: Дисс. ... докт. пед. наук. Челябинск, 2007. 342с.

REPRESENTATIONS OF MORAL SOCIALIZATION OF THE PERSON IN RUSSIAN PEDAGOGICAL SCIENCE

Biisova G.I.

Kazakh-Russian international university, Aktobe, Kazakhstan

Annotation. In the article, the author reviews the main tendencies in the development of ideas about moral socialization in domestic pedagogy, analyzes the interrelation of moral socialization and spiritual and moral education, explores the importance of moral socialization for the progressive development of society. Almost to the present day, the problem of the social and ethical orientation of young people has been considered only within the framework of spiritual and moral education. The process of socialization is primarily in the process of upbringing, thus we allow ourselves to claim that spiritual and moral education and moral socialization are mostly coinciding terms, if not identical. However, at the present stage of the development of society, the study of the moral socialization of the individual as a socio-pedagogical phenomenon acquires a special urgency and significance. Moral socialization is called upon to help in solving the tasks of national unity, preserving the common socio-cultural space of the country, overcoming national and social conflicts. However, the moral component is increasingly losing its positionin the modern education, being replaced by innovative technologies. The situation of the depersonalization of cultural and ethnic valuescan be observed, that can lead to the complete degradation of the nation. Proceeding from this, we have the right to assert that the process of organizing moral socialization should be considered as an independent direction in the pedagogical process. It can also be argued that the moral socialization is a basis for the holistic formation of a personality with an active life position. Key words: spiritual education, moral socialization, personality, morality, socio-cultural phenomenon, value orientations.

REFERENCES

[1] Nalivayko N.V., Panarin V.I., Parshikov V.I. Global and regional trends in the development of national education (socio-philosophical analysis): Monograph. Novosibirsk: SB RAS Publishing House, 2010. -298p.

[2] Clarin V.M. Ideals and ways of education in the creations of Russian religious philosophers of the X1X-XX cc. M., 1996. - 124 p.

[3] Solovtsova I.A. Spiritual education in the Orthodox and secular pedagogy: Diss. ...Doct. ped. sciences. Volgograd, 2006. 304 p.

[4] Kalashnikova N.N., Grigoriev I.N. Historical and modern approaches to the problem of spiritual and moral education of youth / / Bulletin of TSU. 2007. Issue 4 (48). Pp. 257-265.

[5] Nikitina N.N. Spiritual and moral education: essence and problems / / Pedagogy of Culture: Scientific and educational pedagogical journal - Internet version. 2010. ЦКb: http://pedagogika-cultura.narod.ru/pri-vate (the date of circulation is 19. 08. 2012).

[6] Shityakova N.P. The concept and system of preparing the future teacher for the spiritual and moral education of schoolchildren: Diss. ...Doct. ped. sciences. Chelyabinsk, 2007. 342 p.

~ 10 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.