Научная статья на тему 'Научно-исторические предпосылки изучения проблемы духовно-нравственного воспитания личности'

Научно-исторические предпосылки изучения проблемы духовно-нравственного воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1780
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPIRITUALITY / MORALITY / PERSONALITY / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Серикова Лариса Александровна

В статье исследована эволюция научных представлений о сущности категорий «духовность», «нравственность». Названные категории рассмотрены как базовые для современного научно-педагогического понимания проблемы духовно-нравственного воспитания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND HISTORICAL PRECONDITIONS OF STUDYING THE PROBLEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF PERSONALITY

In the article the evolution of scientific ideas about the essence of the categories of «spirituality», «morality» is investigated. The mentioned categories are considered as the basic ones for modern scientific and pedagogical understanding of the problem concerning the spiritual and moral education of a personality.

Текст научной работы на тему «Научно-исторические предпосылки изучения проблемы духовно-нравственного воспитания личности»

УДК 37. 034

Серикова Лариса Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева тел.: (8342) 35-34-45

НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье исследована эволюция научных представлений о сущности категорий «духовность», «нравственность». Названные категории рассмотрены как базовые для современного научно-педагогического понимания проблемы духовно-нравственного воспитания личности.

Ключевые слова: духовность, нравственность, личность, духовно-нравственное воспитание.

Serikova Larisa Aleksandrovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Mordovian State Teachers’ Training Institute named after M.E. Yevsevyev tel.: (8342) 35-34-45

SCIENTIFIC AND HISTORICAL PRECONDITIONS OF STUDYING THE PROBLEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF PERSONALITY

In the article the evolution of scientific ideas about the essence of the categories of «spirituality», «morality» is investigated. The mentioned categories are considered as the basic ones for modern scientific and pedagogical understanding of the problem concerning the spiritual and moral education of a personality.

Key words: spirituality, morality, personality, spiritual and moral education.

Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств проекта № 2.5.10 Создание Научно-исследовательской лаборатории «Духовнонравственное воспитание школьников в современном образовательном пространстве» Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2012-2016 гг. «Педагогические кадры для инновационной России»

Современный этап развития общества, наряду с прогрессом в промышленной и информационной сферах, характеризуется наличием признаков обостряющегося кризиса в нравственном и духовном развитии как социума, в целом, так и каждого из его членов, в отдельности. Осознание данной проблемы происходит на всех уровнях: от политического до личностного и приводит к необходимости активного поиска действенных вариантов ее решения.

В современной педагогической науке и образовательной практике приоритетным и перспективным все чаще признается духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Признано, что именно реализация целей духовно-нравственного воспитания в будущем позволит плодотворно решать проблемы развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса, обеспечение консолидации общества, сохранение единого социокультурного пространства страны, ослабление межнациональной напряженности и решение социальных конфликтов.

При наличии позитивного отношения к духовно-нравственному воспитанию детей со стороны государственных структур (утверждаются законодательные акты, положения, концепции, регламентирующие процесс духовно-нравственного воспитания, поддерживаются проекты и программы, отражающие его цели), потребителей образовательных услуг (родители ратуют за введение курсов духовно-нравственного содержания, дети испытывают интерес и потребность в такого рода информации), педагогов-практиков (признается значение духовно-нравственного воспитания как приоритетного направления воспитательной деятельности), научной общественности (появляется большое число исследований, касающихся различных аспектов духовно-нравственного воспитания детей и молодежи) по-прежнему сохраняется необходимость исследования духовнонравственного воспитания как целостного феномена, его инвариантных сущностных характеристик и значения в современной социокультурной ситуации.

Обращаясь к изучению сущности духовно-нравственного воспитания, нам представляется необходимым провести анализ категориального аппарата исследования, основными составляющими которого являются «духовность», «нравственность», «духовное воспитание», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственные ценности», «духовнонравственная сфера личности», «духовный опыт», «духовно-нравственный опыт», «культура», «духовная культура» и др.

Категория «духовность» была и является предметом изучения для исследователей, представляющих различные отрасли знания. При этом анализ общественно-исторических предпосылок становления современного научного понимания данной категории свидетельствует о том, что ее эволюция происходила сложно и напрямую ее содержательные характеристики в разные эпохи зависели от особенностей конкретного исторического этапа, преобладающих мировоззренческих позиций ученых.

Теологическое толкование духовности как меры религиозности связано с периодом, берущим начало в античной философии и заканчивающимся в XVI - XVII вв. В античной философии обозначаются различные подходы к толкованию сущности духовного в человеке (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур и др.), при этом акцент делается на ее индивидуально-этической стороне. Идея сверхрационального постижения смысла духовности, берет начало в мыслях Плотина и характерна для средневековой философии - учений христианских философов (Августин Аврелий, Фома Аквинский). Именно религиозно-нравственное понимание духовности значительно позднее получил свое развитие в русской религиозной философии.

Философия Эпохи Возрождения характеризуется интересом к познанию внутреннего мира человека, а, следовательно, к духовности. Характерными чертами и основами духовности считаются целеустремленность, воля, величие духа, самостоятельность, самосознание личности (И. Гердер, Т. Кампанелла, Т. Мор, Э. Роттердамский). В эпоху Просвещения чаще всего дух понимался как комбинация ощущений, духовность также понимается рационально, соотносится с идеями совершенствования в духе гражданственности и высоконравственности (Р. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель).

Интересен процесс эволюции данной категории в трудах отечественных мыслителей и исследователей, где отражен наиболее глубокий анализ сущности изучаемой категории. Религиозноэтическое понимание духовности находим в трудах предтечей русской философской мысли - Нила Сорского, Феофана Затворника, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина.

Одновременно с развитием просвещения, с конца XVII в. в России укоренялось светское мировоззрение. Оно активно развивалось на протяжении ряда веков и заметно отрывало общество от традиционного религиозно-церковного миросозерцания. Именно в этот период зарождалась и начинала оформляться совокупность философско-религиозных идей о человеке, смысле жизни, целях и путях воспитания, образования и духовного возвышения личности. Так, любомудры и славянофилы опирались на национально-православные идеи, которые предполагали, что духовнонравственное восхождение начинается с семьи и церкви. Старшие славянофилы - И.В. Киреевский и К.С. Аксаков гуманистический идеал видели в слиянии в единое целое всех духовных сил человека: его нравственной сферы, конкретно-чувственного опыта, абстрактно-рационального мышления и способности к постижению божественных истин.

Со второй половины XIX в. и особенно к началу XX столетия в русской социальнофилософской мысли резко обозначились полярные подходы к представлениям о человеке: с одной стороны - распространение идей материалистического подхода, с другой, движение «нового религиозного сознания» (в советской литературе оно называлось «богостроительством» или «богоискательством»). Это движение, по словам Н.А. Бердяева (1871-1918 гг.) стремилось вписать историческое традиционное христианство в контекст современной культуры.

В середине, последней трети XIX в. и начале XX в. религиозная мысль России была представлена В.С. Соловьевым и его окружением - братьями Трубецкими, В.В. Розановым, С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым, П.А. Флоренским и другими. Этими мыслителями высоко ценилась опора на народность, на особенности национального характера, ими была предпринята попытка выявить воспитательный потенциал православия.

Н.А. Бердяев утверждает необходимость свободы добра и свободы духа, разрабатывает тезис о том, что «завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни», ибо духовность

- это «богочеловеческое состояние», достижение которого служит «освобождению от власти мировой и социальной среды» [1, с. 52].

По мнению В.В. Зеньковского, свобода в религиозной жизни предполагает движение к свободе духовной, при этом религиозная свобода предполагает определенную стадию развития религиозного сознания и определенный уровень духовной зрелости. По мысли Н.О. Лосского, искание абсолютного добра царства Божьего и смысла жизни приобретает вид стремления к социальной справедливости.

С начала XX в. в России категория «духовность» оказалась вне признанных научных исследований в связи со сменой идеологии и мировоззренческих ориентиров, поскольку в обыденном сознании она неразрывно была связана с религией, верой, православием. При этом известнейшие мыслители XX в. внесли значительный вклад в изучение проблемы духовности М.М. Бахтин, П.С.

Гуревич, И.А. Ильин, Д.С. Лихачёв, Ю.М. Лотман, Л.Н. Столович, А.К. Уледов. Ренессанс понятия произошел в 1980-1990-х гг., когда, по нашему мнению, начался современный этап эволюции изучаемой категории.

Таким образом, обнаружено, что в развитии зарубежной и отечественной научной мысли имеются общественно-исторические предпосылки определения сущности духовности как предмета научных изысканий. При этом не удалось определить единую историческую линию эволюции исследуемой категории, что предопределило современное научное понимание и уровень изученности сущностных характеристик духовности.

Опыт изучения философских, педагогических, психологических источников дает основание утверждать, что в настоящее время в науке нет единства подходов к трактовке ее сущности и содержательных характеристик. Современные исследователи, признавая этот факт, связывают его со сложностью и многоплановостью самого явления духовности (Н.П. Шитякова), множественностью научных концепций и соотнесенностью с индивидуальным человеческим, надындивидуальным и трансцендентным бытием (И.А. Соловцова), различным содержательным наполнением понятия «дух» в религиозных и секулярных воззрениях (Т.Г. Русакова) и др.

Анализ современных взглядов на духовность позволил нам констатировать наличие значительного интереса к исследованию духовности как феномена со стороны философов, педагогов, психологов, социологов, теологов. На современном этапе развития науки имеется большое количество исследований, посвященных изучению различных аспектов духовности, ее взаимосвязи с ключевыми научными категориями и процессами. Для выявления рабочего определения категории «духовность», которое будет отвечать целям исследования духовно-нравственного воспитания личности, обратимся к изучению тенденций научного решения проблемы определения характеристик категории «духовность» на современном этапе развития общества и науки. В процессе проведения исследования нами была составлена обширная терминологическая матрица, отражающая современные подходы к определению сущности. В данной статье мы имеем возможность изложить итоги терминологического анализа категории «духовность». В процессе терминологического анализа нами были выявлены некоторые тенденции, представляющимися нам важными как для процесса эволюции научного понимания духовности так и для современного развития теории духовно-нравственного воспитания.

1. Общественно-исторические предпосылки исследования категории «духовность»:

- в истории науки категория «духовность» во все эпохи вызывала у исследователей значительный интерес;

- первоначально вопросы определения сущности духовности попадали в проблемное поле философии, однако, постепенно в различных областях знания стали проводиться исследования отдельных аспектов и характеристик данной категории;

- эволюция категории «духовность» происходит не линейно, а представляет собой преемственность научных традиций и не детерминирована хронологией их формирования;

- на современном этапе развития науки уделяется серьёзное внимание проблемам духовности, однако в основу исследований положены различные подходы, на основании которых представляется возможным произвести условную классификацию исследований.

2. Проблемы определения сущности категории «духовность» в современной науке:

- в процессе анализа нами отмечено, что исследования имеют различный уровень теоретической рефлексии;

- подходы к определению сущности категории «духовность» чрезвычайно разнообразны и часто зависят от узких целей конкретного исследования, что затрудняет полноценное рациональное понимание данного феномена, сущностных характеристик исследуемой категории;

- большинство используемых в педагогических исследования определений производны от толкований данных в исследованиях философских и психологических;

- категория духовности по своей сути сложна и многоаспектна, с чем и связано разнообразие ее толкований;

- условность классификации исследований особенно очевидна при разбиении их на светские и религиозные: на современном этапе эти группы исследований демонстрируют тенденцию к активному сближению, так в религиозно-этическом направлении исследований имеются векторы решения проблемы, основными средствами для развития которых часть исследователей считает этику, а другая группа - религию (поэтому данное направление исследований фигурирует в терминологической матрице как соотносимое со светским и религиозно-мистическим подходами одновременно).

3. Определение сущности категории «духовность» как основания педагогических исследований:

- признание субъектной позиции человека в становлении собственной духовности как в светской, так и в религиозной традиции;

- научное понимание духовности сопряжено с обращенностью человека к

1) общечеловеческим ценностям и духовной культуре как ориентирам самореализации;

2) высшим ценностным инстанциям конструирования личности;

3) выбору духовности как определенного способа существования индивида;

4) ориентации на принцип саморазвития и самореализации человека; обращения духовность как мера религиозности;

5) определенному психическому состоянию человека в ситуации творчества и экстремальных ситуациях;

6) ориентации на решение смысложизненных проблем;

7) сознательной устремленности к совершенству в процессе культурного развития, в накоплении и реализации духовного опыта;

8) наличию особого качества общественного сознания, представленного как личностным, так и социокультурным аспектами;

9) идее богоподобия, приобщенности к Богу и вере, уверенности в наличии сверхъестественных сил человека.

- категория духовности является базовой для определения сущности таких категорий как «духовное бытие», «духовная жизнь», «духовная культура», «духовный опыт», «духовные ценности», «духовная сфера личности», «духовное воспитание», «духовно-нравственное воспитание» и многих других.

Исходя из терминологического анализа и опираясь на результаты научных исследований духовность мы будем понимать как интегральную характеристику личности, стержнем которой является действенное стремление к построению и гармонизации, на базе высших духовных ценностей, отношений с самим собой и окружающим миром во всех его проявлениях, связанную с обогащением духовного опыта личности. При этом под действенным стремлением к гармонизации отношений с собой и окружающим миром нами понимается желание, готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию в процессе взаимодействия с материальной и духовной культурой социума, поиска и оценки себя в обществе и мире в целом.

Следует указать что предпосылки для развития духовности как интегральной характеристики личности являются врожденным свойством человека. Исходя из положения В.С. Мухиной о том, что «...применительно к личности ребенка следует говорить лишь о формировании предпосылок, которые на каждой ступени психического развития создают личностные образования, имеющие непреходящее значение, определяющее дальнейшее развитие» [2, с. 52], представляется возможным говорить о духовности как интегральной характеристике (качестве) личности только в том случае, если на определенных этапах возрастного развития происходит становление, воспитание, развитие компонентов духовности как личностного образования.

Для решения задач исследования нам необходимо определиться в понимании таких категорий как «духовно-нравственная сфера личности», «духовно-нравственная культура личности», «духовнонравственный потенциал», «духовно-нравственный опыт» в связи с чем, обратимся к выявлению характера взаимосвязей между категориями «духовность» и «нравственность», определению оттенков смысла, вкладываемого в характеристику «духовно-нравственное», в отличие от «духовное».

Во многих современных работах проводится сопоставительный анализ категорий «нравственность» и «духовность». Т.И. Петракова отмечает: «Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность - вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности» [3].

«Духовность, на наш взгляд, - качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания.

.Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали об-

щества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами.» [4, с. 5-6].

«Наша позиция основывается на понимании духовности как показателя существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов, как способности к самоопределению, самореализации, самообразованию и саморазвитию, способности личности на основе этой иерархии создавать свой внутренний мир, благодаря которому реализуется гуманистическая сущность личности, ее свободный нравственный выбор в постоянно меняющихся жизненных ситуациях.

.Нравственность же относится к сфере реального и отражает суть его поступков в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Это сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, побуждающими творить добро» [5, с. 72].

В современной науке также предпринимаются попытки выявления характера взаимосвязей между двумя исследуемыми категориями.

«С категорией духовность соотносится потребность познания - мира, себя, смысла и назначения своей жизни. .Духовность тесно связана с моралью и нравственностью. .Нравственность есть продукт духовного развития личности. Навязывание нравственных ценностей есть насилие над свободой личности, и потому безнравственно» [6, с. 220].

«.Нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность - на жизнь в ее высшем качестве - бытии человека» [7, с. 10].

Таким образом, современные исследователи считают духовность и нравственность категориями одного смыслового поля и видят различный характер их взаимосвязи, основанный на признании:

- духовности характеристикой ценностно-целевой сферы сознания, нравственности - регулятором социальных отношений;

- духовности - характеристикой сознания, гармонизирующей внутренний мир человека, нравственности - внутренним законом человека, индивидуальной формой морали;

- духовности как показателя ценностной структуры личности, нравственности как совпадения внутренних мотивов с общечеловеческими и социальными ценностями;

- нравственности как продукта духовного развития;

- соотнесенности нравственности и духовности с различными уровнями осознания жизни и мироотношения.

По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины "духовный" и "нравственный" зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный. ... Речь в подобных случаях идет все о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение» [8, с. 6].

Однако, далеко не все современные исследователи согласны с данной точной зрения, так Н.Н. Никитина, говоря о сущности духовно-нравственного воспитания, отмечает, что причины возникновения сочетания «духовно-нравственный» более глубокие. На наш взгляд характеристика «духовно-нравственный» основана в современном понимании на том этапе развития науки, когда произошла активизация научных исканий, связанная с уходом советской идеологии. В связи с этими обстоятельствами в науке начались исследования тех феноменов, которые не подвергались изучению на протяжении семи десятилетий советской власти, поскольку понятия «духовность», «духовный», «духовенство» и др. соотносились в научном и обыденном сознании исключительно со смысловым полем религиозных учений и были под идеологическим запретом [9]. В 1980-1990-е гг. у исследователей появилась возможность говорить о духовной сфере личности, однако ее понимание на этом этапе развития науки далеко не всегда связывалось с религиозным аспектом. Таким образом, в истории современной отечественной науки вновь нашло подтверждение исторически выработанное светское понимание духовности. С другой стороны, в советский период сложились научно-исторические предпосылки, указывающие на наличие феномена, тесно связанного с нравственностью, но характеризующего иной, нежели нравственность, уровень сознания, иначе проявляющийся в поведении личности. Несмотря на идеологические запреты, в советской науке имели место такие понятия как «духовные ценности», содержание которых обосновывалось исключительно со светских позиций. Начиная с 1980-1990-х гг., появилось большое число научных исследований, определяющих сущность философских понятий, психических структур, педагогических процессов, взаимосвязанных с формированием духовности личности и объясняющих механизмы становления духовных ценностей личности. Во многих исследованиях подобного рода под-

черкивалась связь с нравственным аспектом развития личности и общества, тем самым обосновывалась характеристика «духовно-нравственный». Более того, в этот период развития науки были найдены и обоснованы смысловые оттенки, позволившие объяснить необходимость введения характеристики «духовно-нравственный» при наличии характеристик «духовный», «нравственный», «религиозно-нравственный». В период религиозного ренессанса, когда активизировались не только традиционные религии, но и культы, секты, новые религии совершенно логичным стало возникновение характеристик «религиозно-нравственный», «религиозно-безнравственный», что в свою очередь привело к разведению понятий «религиозность» и «духовность». Ни одна из названных характеристик не могла точно определить сущность исследуемых явлений, которые при введении характеристики «духовно-нравственный» стали именоваться «духовно-нравственная сфера личности», «духовно-нравственный потенциал», «духовно-нравственный опыт» и др.

В результате проведенного исследования, исходя из понимания духовности и нравственности характеристика «духовно-нравственный» трактуется как характеристика сферы пересечения духовных и нравственных проявлений личности, в которой не просто происходит взаимное дополнение духовного и нравственного, но и очевидна трансформация, в результате которой определяются пути и средства отражения духовных устремлений личности в реальных условиях жизни, взаимодействия с собой и миром. По нашему мнению, именно тенденции, выявленные в результате терминологического анализа, позволят глубже осознать сущность духовно-нравственного воспитания и наметить оптимальные пути его исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Бердяев H.A. Самопознание. М., 1991.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002.

3. Петракова Т.И. Святоотеческое наследие и проблемы духовно- нравственного воспитания учащихся в современной школе // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. М., 1999.

4. Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы // Педагогика культуры: Научнопросветительский педагогический журнал. Интернет-версия. 2010. URL: http://pedagogika-cultura.narod.ru/private (дата обращения 19. 08. 2012).

5. Шитякова Н.П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования: монография. Челябинск, 2004.

6. Павлов В.И. Проектирование духовно-нравственного развития будущих учителей // Образование и саморазвитие. 2009. № 6.

7. Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания // Проблемы духовного воспитания: гуманитарно-целостный подход: материалы круглого стола / под ред. Н.М. Борытко. Волгоград, 2006.

8. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии // Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 3.

9. Сорокина А.Г. Формирование духовно-нравственной сферы личности школьника в условиях взаимодействия общеобразовательной и воскресной школ // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.