Научная статья на тему 'Генезис понятия «Профессионально-педагогическая культура родителей»'

Генезис понятия «Профессионально-педагогическая культура родителей» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1678
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ / ИНТЕГРАТИВНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / САМООБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL CULTURE OF PARENTS / INTEGRATIVE PERSONAL CHARACTERISTIC / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косова Алена Валерьевна

Актуальность и цели. Вхождение России в мировое образовательное пространство, развитие процессов демократизации и гуманизации определяют необходимость поиска новых подходов в профессионально-педаго­гической подготовке родителей и усиления их роли в воспитании и образовании детей. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения различных точек зрения (философских, социологических, психолого-педагогических) отечественных и зарубежных ученых относительно сущности понятий «культура», «педагогическая культура родителей». Анализ понятий показал, что этот термин, не имеющий исчерпывающего (конкретного) определения, обладает сложной и многогранной струк­турой, которая представляет собой высокий уровень и гармоничное сочетание общественно-социальных и духовно-нравственных ценностей людей. Результаты. Теоретический анализ педагогической литературы показал, что педагогическая культура родителей в самых разных формах отражает тот образ мышления и ту культуру, которые традиционны для данного общества в данную эпоху, обусловлены реальной историей народа, его духовно-психическим складом и укладом жизни. Выводы. В результате анализа имеющихся представлений о педагогической культуре родителей можно сказать о том, что этот феномен представляет собой уровень личностного образования родителей (знания, умения, навыки) по вопросам воспитания и развития личности ребенка в современных социальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF THE CONCEPT «PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL CULTURE OF PARENTS»

Background. The entry of Russia into world – wide educational space, development of democratization and humanization processes defines the need of new approaches to professional and pedagogical knowledge of parents and strengthening of their role in the education of children. Materials and methods. Realization of research tasks was reached on the basis of studying various points of view of domestic and foreign scientists (philosophical, sociological, psychological and pedagogical) concerning the essence of the concepts «culture», «pedagogical culture of parents». The analysis of these concepts showed that this term which doesn't have exhaustive (concrete) definition, possesses difficult and many-sided structure which represents high level and a harmonious combination of public, social, spiritual and moral values of people. Results. Theoretical analysis of pedagogical literature showed that the pedagogical culture of parents in the most different forms reflects the mentality and culture which are traditional for this society during this era, and are caused by real history of the people, its spiritual and mental warehouse and way of life. Conclusions. Having analysed the available ideas of pedagogical culture of parents, we can say that this phenomenon represents the level of personal education of parents (knowledge, abilities, skills) concerning education and development of the identity of a child in the modern social conditions.

Текст научной работы на тему «Генезис понятия «Профессионально-педагогическая культура родителей»»

УДК 374

А. В. Косова

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ»

Аннотация. Актуальность и цели. Вхождение России в мировое образовательное пространство, развитие процессов демократизации и гуманизации определяют необходимость поиска новых подходов в профессионально-педагогической подготовке родителей и усиления их роли в воспитании и образовании детей. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения различных точек зрения (философских, социологических, психолого-педагогических) отечественных и зарубежных ученых относительно сущности понятий «культура», «педагогическая культура родителей». Анализ понятий показал, что этот термин, не имеющий исчерпывающего (конкретного) определения, обладает сложной и многогранной структурой, которая представляет собой высокий уровень и гармоничное сочетание общественно-социальных и духовно-нравственных ценностей людей. Результаты. Теоретический анализ педагогической литературы показал, что педагогическая культура родителей в самых разных формах отражает тот образ мышления и ту культуру, которые традиционны для данного общества в данную эпоху, обусловлены реальной историей народа, его духовно-психическим складом и укладом жизни. Выводы. В результате анализа имеющихся представлений о педагогической культуре родителей можно сказать о том, что этот феномен представляет собой уровень личностного образования родителей (знания, умения, навыки) по вопросам воспитания и развития личности ребенка в современных социальных условиях.

Ключевые слова: педагогическая культура родителей, интегративная личностная характеристика, самообразование.

A. V. Kosova

GENESIS OF THE CONCEPT «PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL CULTURE OF PARENTS»

Abstract. Background. The entry of Russia into world - wide educational space, development of democratization and humanization processes defines the need of new approaches to professional and pedagogical knowledge of parents and strengthening of their role in the education of children. Materials and methods. Realization of research tasks was reached on the basis of studying various points of view of domestic and foreign scientists (philosophical, sociological, psychological and pedagogical) concerning the essence of the concepts «culture», «pedagogical culture of parents». The analysis of these concepts showed that this term which doesn't have exhaustive (concrete) definition, possesses difficult and many-sided structure which represents high level and a harmonious combination of public, social, spiritual and moral values of people. Results. Theoretical analysis of pedagogical literature showed that the pedagogical culture of parents in the most different forms reflects the mentality and culture which are traditional for this society during this era, and are caused by real history of the people, its spiritual and mental warehouse and way of life. Conclusions. Having analysed the available ideas of pedagogical culture of parents, we can say that this phenomenon represents the level of personal education of parents (knowledge, abilities, skills) concerning education and development of the identity of a child in the modern social conditions.

Key words: pedagogical culture of parents, integrative personal characteristic, selfeducation.

Вхождение России в мировое образовательное пространство, развитие процессов демократизации и гуманизации определяют необходимость поиска новых подходов в профессионально-педагогической подготовке родителей и усиления их роли в воспитании и образовании детей.

Это связано, с одной стороны, с усилением роли семьи в решении задач по совершенствованию воспитательного процесса, а с другой - с использованием культурологического подхода к формированию и качественному обновлению содержания профессионального образования взрослых на основе принципов культуросообразности, гуманизации, интеграции, информатизации и профессионализации.

Одним из эффективных способов максимального использования воспитательного потенциала семьи в осуществлении процесса создания социальной ситуации формирования личности ребенка является разработка технологий дополнительного образования родителей по развитию их педагогической культуры.

Для выявления сущности понятия «педагогическая культура родителей», анализа различных подходов к его пониманию и выделения педагогической составляющей различных определений, адекватно отражающей специфику родительской культуры, мы рассмотрели эволюцию понятия «культура» на разных этапах развития общества.

Анализ различных точек зрения отечественных и зарубежных ученых (философских, социологических, психолого-педагогических) относительно сущности понятия «культура» показал, что этот термин, не имеющий исчерпывающего (конкретного) определения, обладает сложной и многогранной структурой, которая представляет собой высокий уровень и гармоничное сочетание общественно-социальных и духовно-нравственных ценностей людей.

В философии и педагогике категория «культура» рассматривается как научная проблема и явление общественной жизни (Б. Г. Ананьев, Т. К. Ахаян,

З. И. Васильева, Л. C. Выготский, М. Г. Казакина, Е. И. Казакова, А. В. Кирья-кова, А. Л. Леонтьев, В. C. Мухина, К. Д. Радина, С. Л. Рубинштейн и др.).

В педагогической энциклопедии культура определяется как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и культурных ценностях» [1].

А. А. Беляев, Е. М. Жуков, С. М. Ковалев, A. M. Прохоров трактуют культуру как знание, характеризующее особенности жизнедеятельности различных исторических эпох и народов, развитие общественных отношений разных социальных групп. Наряду с этим культура рассматривается как знание в трех аспектах: философско-антропологическом, феноменологическом, этносоциологическом (С. Н. Артановский, Э. А. Баллер, Ю. К. Бореев, Г. П. Выжлецов, В. Н. Сагатовский, М. И. Шуматов).

По мнению С. Н. Артановского, «культура - это направленное человеческое усилие, в процессе которого меняется не только окружающий природный мир, первоначальный объект этого усилия, но и сам человек».

По определению Г. П. Выжлецова «культура в сущностном смысле -это высшая степень облагороженности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенная живущими и переданная последующим поколениям» [2].

В. Н. Сагатовский считает, что «культуру можно определить как процесс и результат человеческой деятельности, смысл которой заключается именно в реализации определенных ценностей или жизненных смыслов культуры».

А. Н. Леонтьев, В. С. Давидович рассматривают культуру в качестве специфического способа деятельности, включающего процесс творческой саморегуляции личности - субъекта индивидуальности и неповторимости.

А. Швейцер отдает приоритеты духовной составляющей: «Культура -совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида... Четыре идеала образуют культуру: идеал человека, идеал социального и политического единения, идеал религиозно-духовного единения, идеал человечества».

М. С. Коган рассматривает культуру как внутреннюю сущность человеческих идей, сделанных человеком вещей, проявление привычек, навыков, как феномен человеческого духа, сформированный в результате практической деятельности людей, как символически закрепленную деятельность людей, освященную гуманными и нравственными целями в соответствии с типом хозяйственно-бытовой деятельности [3].

Таким образом, носителями культуры может являться общность людей (в культуре будет результат какой-либо деятельности) и может быть отдельная личность (культура определяется в процессе какой-либо деятельности; в этом понимании понятие «культура» раскрывается через категории «компетентность», «квалификация», «совершенство», «профессионализм»).

Одной из составных частей общечеловеческой культуры является «педагогическая культура», которая содержит в себе педагогический опыт, накопленный разными поколениями, имеющий отражение в культурно-историческом пространстве и оказывающий огромное влияние на сферу педагогического взаимодействия. Общество в целом является трансформатором (передатчиком) педагогической культуры, определяя основные цели, задачи, средства, методы и содержание процессов воспитания и образования для реализации в педагогическом взаимодействии.

Понятие «педагогическая культура» было отражено в работах известного педагога В. А. Сухомлинского, где отмечается, что основу высокой педагогической культуры составляет воспитание чувств учителя. Он противопоставляет педагогическую культуру родителей, овладевающих педагогическими знаниями, «педагогическому бескультурью» и рассматривает педагогическую культуру как совокупность личностной характеристики организаторов (учителей и родителей) процесса обучения-воспитания и особенностей их взаимодействия.

В конце 50-х гг. XX в. одним из первых термин «педагогическая культура» употребил Г. Н. Волков: «Это та среда материальной и духовной культуры народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Это колыбель и колыбельные песни, игрушки и игровые песни, детская одежда

и подвижные игры, детские орудия труда и труд детей, детская пища и детское питание, правила кормления детей, детский фольклор, праздники, традиционные формы назидания, советы молодой матери и заветы предков потомкам, спортивные или иные состязания подростков и молодежи, посвящение их в «возмужалость», методы приучения и совокупность взглядов народа на подготовку подрастающего поколения к жизни и т.д., и т.п.».

Другие ученые предлагают вычленить в педагогической культуре некие частные виды культур: обучение, воспитание, общение, «культуру родителей и воспитателей», и рассматривать их как «определенный уровень исторического развития народа, выраженного в его отношении к образованию».

Ряд ученых рассматривают педагогическую культуру как часть общечеловеческой культуры, имеющую в своем содержании мировой передовой опыт, как историю педагогической науки и образования, как смену образовательных парадигм (М. В. Богуславский, А. П. Валицкая, Г. А. Виленский, Г. Ф. Карпова, Е. Н. Шиянов и др.).

Е. В. Бондаревская предлагает изучать педагогическую культуру на основе аксиологического, деятельностного и личностного подходов [4].

В социально-педагогическом плане культура предстает в качестве социального явления, характеристики особенностей межпоколенного и педагогического взаимодействия, средства педагогизации окружающей среды (социального пространства), носителями и творцами которой являются педагоги, родители, общественные воспитатели, педагогические сообщества (В. М. Данильченко, И. Ф. Исаев, Г. И. Риц).

В индивидуально-личностном плане ее трактуют как проявление сущностных свойств личности, профессиональной деятельности и общения учителя (А. В. Барабанщиков, Г. Ф. Белоусова, Н. Е. Воробьев, Т. В. Иванова, Е. А. Соболева).

С точки зрения образовательных учреждений педагогическая культура исследуется как сущностная характеристика среды, уклада жизни, особенно-тей педагогической системы, как процесс ее движения к новому качественному состоянию (Е. Ю. Захарченко, Г. В. Звездунова).

Таким образом, правомерно считать, что педагогическая культура - это часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности, осуществления образовательного и воспитательного процессов.

От общего понимания термина «педагогическая культура» следует перейти к выделению сущности понятия «педагогическая культура родителей».

В работах многих отечественных (П. Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, П. Ф. Лесгафт, Д. Локк, А. Н. Острогорский, И. Г. Песталоцци, В. А. Стою-нин, К. Д. Ушинский) и зарубежных ученых (Д. Добсона, Р. Байярд, Э. Ле Шан, Н. Пезешкиана, М. Ратгера, В. Сатир, Б. Спока, Э. Фромма, Ю. Хямяляйнен), занимающихся вопросами педагогики воспитания, рассматривались вопросы о необходимости самообразования родителей и расширения их теоретических знаний в области семейного воспитания.

Тем не менее, проведя ретроспективный анализ педагогической литературы, мы пришли к выводу о том, что основополагающими в организации

системы развития педагогической культуры родителей были идеи А. С. Макаренко и Н. К. Крупской.

П. П. Блонский в своих работах говорил о педагогическом просвещении родителей (создание родительских кружков, курсов, проведение лекторий, посвященных проблемам детско-родительских отношений). Он считал, что воспитание детей нужно начинать с воспитания их родителей, так как семья является первичным институтом социализации ребенка.

Обращаясь к педагогической деятельности и взглядам В. А. Сухомлин-ского, следует выделить, что, с его точки зрения, «для того чтобы воспитание в семье организовывалось правильно и разумно, для достижения наибольшего эффекта, очень важно, чтобы родители были педагогически грамотны, и в этом отношении необходимо дать им азбуку педагогической культуры. Усилиями В. А. Сухомлинского и возглавляемого им коллектива были созданы педагогические школы для родителей с четырьмя отделениями, в которых занимались все отцы и матери поселка. В. А. Сухомлинскому и его коллегам удалось достичь того, что родительскую школу посещали большинство родителей. Была создана целостная, обеспечивающая преемственность в семейном воспитании детей разного возраста, и обязательная для всех родителей система педагогического всеобуча».

Во второй половине XX в. большой вклад в понимание и развитие этой категории внесли работы Е. В. Бондаревской, И. В. Гребенникова, Т. А. Куликовой, Е. И. Наседкиной, В. Я. Титаренко и других исследователей.

Выделяя культуру родителей как важный компонент воспитательного потенциала семьи, большинство авторов обращаются к понятию культуры родителей как к «педагогической» (М. М. Богомолов, И. В. Гребенников, И. М. Кутысман, Е. И. Наседкина и др.) и представляют ее по-разному.

Уровень педагогической культуры основной массы родителей в настоящее время И. В. Гребенников считает «недостаточно высоким, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей. Такой уровень обусловлен многими факторами. Воспринятая отцами и матерями от их родителей модель воспитания в молодой семье не может быть полностью реализована из-за чрезвычайно изменившихся условий, а в творческом видоизменении этой модели родители испытывают затруднения» [5].

В 1970-1980-е гг. И. В. Гребенников представлял педагогическую культуру родителей как «педагогическую культурность, т.е. совокупность уровней педагогической подготовленности и развития определенных качеств отцов и матерей, отражающих степень их зрелости как воспитателей и проявляющихся в процессе деятельности по семейному и общественному воспитанию детей». Он рассматривал педагогическую культуру родителей через уровень педагогической образованности родителей, представляющий собой индивидуальные и профессиональные качества личности.

Современное состояние проблемы педагогической культуры семьи раскрывается в исследованиях Л. С. Алексеевой, Т. В. Андреевой, С. В. Дармо-дехина, Ю. Я. Левкова, Ю. А. Петрова, С. Н. Токаревой, О. Н. Урбанской,

О. Е. Черствой и других ученых. По их мнению, основой совершенствования семейного воспитания является работа по развитию и повышению педагогической культуры родителей, важной составной частью которой выступает

подготовка родителей, включающая целенаправленное научное педагогическое просвещение. В этих работах выявляется взаимосвязь педагогического просвещения и самообразования, затрагивается вопрос о влиянии народной педагогики на семейное воспитание. Подчеркивается и то, что высокий уровень педагогической культуры не мыслим без сочетания сознательной родительской любви к детям с высокой требовательностью к ним.

Попытка дать определение педагогической культуры родителей сделана в 1990 г. в кратком словаре «Семейное воспитание», где она определяется как «основа собственно педагогической деятельности отца и матери, которая помогает избежать ошибок в воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях».

В кратком словаре «Семейное воспитание» также выделены четыре компонента педагогической культуры родителей:

- гносеологический компонент родительской культуры, сообразно которому родители должны обладать знаниями по социологии, физиологии, психологии детей, знаниями о целях, средствах, способах и результатах педагогической деятельности;

- операционный компонент, соответственно которому родители должны обладать определенными умениями, позволяющими применять методы воспитания;

- аксиологический компонент, показывающий любовь родителей к детям и значимость родительства для них;

- креативный компонент педагогической культуры родителей, проявляющийся в творческом использовании имеющихся у них знаний и умений в воспитательной деятельности.

Педагогическая культура родителей является частью педагогической культуры семьи и основывается на способности родителей воспитывать ребенка как развивающуюся личность. Е. В. Бондаревская в структуру педагогической культуры родителей включает следующие компоненты: гуманную педагогическую позицию, личностные качества родителей, уровень их образованности, педагогические знания, опыт воспитательной деятельности, традиции семьи и характер ее взаимодействия со школой.

В семейной педагогике и педагогике воспитания педагогическую культуру родителей очень часто представляют как один из главных компонентов общечеловеческой культуры, основанный на опыте воспитания детей многих поколений и модернизующийся в современных социальных условиях (Т. А. Куликова) [6]. Таким образом, в педагогике воспитания педагогическая культура родителей расценивается как основа детско-родительских отношений.

В структуре педагогической культуры Т. А. Куликова выделяет следующие компоненты:

а) осознанное родительство;

б) психолого-педагогические знания об организации гармоничных детско-родительских отношений;

в) применение практических педагогических знаний, умений и навыков в воспитательной деятельности;

г) структурированная взаимосвязь с другими социальными институтами, оказывающими влияние на воспитательную деятельность (дошкольные

образовательные учреждения, школы, учреждения дополнительного образования).

В последнее десятилетие все чаще определение педагогической культуры родителей тесно связано с их личностным образованием, приобретением педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для воспитания гармоничной личности ребенка. «Педагогическая культура родителей представляет собой такое личностное образование, которое выражается в ценностно-гуманном отношении к ребенку, в творческом владении педагогическими технологиями, знаниями, направленными на реализацию процесса воспитания и развития ребенка в семье».

В «Современном словаре по педагогике» (2001) Е. С. Рапацевич определяет педагогическую культуру родителей как составную часть общенародной культуры, в которой накоплены традиции воспитания, ценностных устоев, передающихся из поколения в поколение, национальный опыт [7].

Е. С. Рапацевич выделяет четыре компонента педагогической культуры родителей:

а) знания по социологии, психологии, физиологии детей;

б) знания о целях, средствах, способах и результатах педагогической деятельности, осуществляемой в семье и других институтах воспитания, условиях ее эффективности;

в) умения, которые позволяют применять эти знания на практике;

г) осознание ответственности за воспитание детей.

Таким образом, проанализировав имеющиеся представления о педагогической культуре родителей, мы можем говорить о том, что этот феномен представляет собой уровень их личностного образования (знания, умения, навыки) по вопросам воспитания и развития личности ребенка в современных социальных условиях.

В связи с этим педагогическая культура родителей представляется нам как интегративная личностная характеристика, выражающаяся в совокупности психолого-педагогических компетенций, способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности ребенка, предупреждать и устранять негативные проявления его поведения и позволяющая эффективно выполнять воспитательные функции в семье.

Как показал теоретический анализ педагогической литературы, педагогическая культура родителей в самых разных формах отражает тот образ мышления и ту культуру, которые традиционны для данного общества в данную эпоху, обусловлены реальной историей народа, его духовно-психическим складом и укладом жизни.

Уровень педагогической культуры (независимо от момента исторического развития) находится в прямой зависимости от уровня образованности, богатства жизненного опыта семьи, общественной направленности личности, системы ценностей личности, индивидуальных особенностей родителей и тесно связан с их воспитательными целями и устремлениями: физическое совершенствование детей, нравственное развитие, подготовка к будущей жизни, труду.

Постижение педагогики родителями происходит дома, на работе, на отдыхе, в игровой деятельности, при соблюдении обрядов, в повседневном

общении. Здесь основные знания родители берут из народной педагогики, способствующей повышению их педагогической культуры.

Воспитывая детей в семье, общаясь с ними, родители расширяют свой педагогический кругозор. В это время у них на основе полученных специальных знаний активно вырабатываются воспитательные умения и навыки, совершенствуется мастерство.

Важный путь развития педагогической культуры - самообразование, включающее и самостоятельное чтение специальной литературы, и развивающееся педагогическое мышление родителей.

Но основная нагрузка приходится на педагогическое образование, способствующее повышению уровня педагогической культуры родителей.

Таким образом, в настоящее время этой деятельностью успешно занимаются различные социальные институты, хотя общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших источников, обеспечивающих воспитательный процесс. Однако, как показывает исследовательский опыт, особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей (в том числе формирование педагогической культуры родителей) имеют учреждения дополнительного образования.

Список литературы

1. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдова. - М. : Большая российская энциклопедия, 1998. - 672 с.

2. Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1996. - 148 с.

3. Коган, М. С. Философия культуры : учеб. пособие / М. С. Коган. - СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 414 с.

4. Бондаревская, Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1999. - № 3. - С. 37-43.

5. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / И. В. Гребенников. - М. : Просвещение, 1991. - 158 с.

6. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2000. - 232 с.

7. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск. : Современное слово, 2001. - 928 с.

References

1. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya: v 2 t. [Russian pedagogical encyclopedia: in 2 volumes]. Ed. V. V. Davydov. Moscow: Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya, 1998, 672 p.

2. Vyzhletsov G. P. Aksiologiya kul’tury [Axiology of culture]. Saint Petersburg: Izd-vo SPbGU, 1996, 148 p.

3. Kogan M. S. Filosofiya kul’tury: ucheb. posobie [Philosophy of culture: tutorial]. Saint Petersburg: TOO TK «Petropolis», 1996, 414 p.

4. Bondarevskaya E. V. Pedagogika [Pedagogy]. 1999, no. 3, pp. 37-43.

5. Grebennikov I. V. Osnovy semeynoy zhizni: ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov [Fundamentals of family life: tutorial for students of pedagogical institutes]. Moscow: Prosveshchenie, 1991, 158 p.

6. Kulikova T. A. Semeynaya pedagogika i domashnee vospitanie: ucheb. dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedeniy. 2-e izd., ispr. i dop. [Family pedagogy and domestic education: textbook for students of vocational educational institutions]. Moscow: Akademiya, 2000, 232 p.

7. Sovremennyy slovar’ po pedagogike. Sost. E. S. Rapatsevich [Pedagogical contemporary dictionary]. Minsk: Sovremennoe slovo, 2001, 928 p.

Косова Алена Валерьевна преподаватель, кафедра социальной работы и психологии, филиал Российского государственного социального университета в г. Пензе (Россия, г. Пенза, ул. Суворова, 156)

Kosova Alena Valer'evna Lecturer, sub-department of social work and psychology, Penza Branch of Russian State Social University (156 Suvorova street, Penza, Russia)

E-mail: rgsupenza-sp@mail.ru

УДК 374 Косова, А. В.

Генезис понятия «профессионально-педагогическая культура родителей» / А. В. Косова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (27). - С. 176-184.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.