Научная статья на тему 'Роль психологической культуры в семейном воспитании'

Роль психологической культуры в семейном воспитании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1014
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ / СТРУКТУРНАЯ НАПОЛНЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ / УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PSYCHOLOGICAL CULTURE / EDUCATION / FAMILY EDUCATION / PSYCHOLOGICAL CULTURE OF PARENTS / STRUCTURAL FULLNESS OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF PARENTS / LEVEL OF PSYCHOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермаченко Наталья Анатольевна

В статье раскрывается актуальность исследования понятия психологической культуры в рамках семейного воспитания. Данный процесс является сложной системой, где силами родителей осуществляются воспитание и образование детей с целью формирования их личностных качеств. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами была выделена компонентная структура и определены уровни психологической культуры родителей, которые в дальнейшем позволят определить уровень общей психологической культуры родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PSYCHOLOGICAL CULTURE IN FAMILY EDUCATION

The article deals with the relevance of the study of the concept of psychological culture in the framework of family education. This process is a complex system, in which the education and training of children involves the efforts of parents to form the children's personal qualities. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the author has identified the component structure and defined the levels of psychological culture of their parents, which will allow determining the level of general psychological culture of parents in the future.

Текст научной работы на тему «Роль психологической культуры в семейном воспитании»

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

THE ROLE OF PSYCHOLOGICAL CULTURE IN FAMILY EDUCATION

Н.А. Ермаченко N.A. Ermachenko

Психологическая культура, воспитание, семейное воспитание, психологическая культура родителей, структурная наполненность психологической культуры родителей, уровень психологической культуры. В статье раскрывается актуальность исследования понятия психологической культуры в рамках семейного воспитания. Данный процесс является сложной системой, где силами родителей осуществляются воспитание и образование детей с целью формирования их личностных качеств. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами была выделена компонентная структура и определены уровни психологической культуры родителей, которые в дальнейшем позволят определить уровень общей психологической культуры родителей.

Psychological culture, education, family education, psychological culture of parents, structural fullness of psychological culture of parents, level of psychological culture.

The article deals with the relevance of the study of the concept of psychological culture in the framework of family education. This process is a complex system, in which the education and training of children involves the efforts of parents to form the children's personal qualities. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the author has identified the component structure and defined the levels of psychological culture of their parents, which will allow determining the level of general psychological culture of parents in the future.

Сегодня все чаще встречаются попытки изучения особенностей, условий, функций психологической культуры на уровне субъектов образовательного процесса, их влияния на педагогическое взаимодействие и образовательную среду [Семикин, 2002], также рассматриваются особенности формирования психологической культуры в системе образования детей (А.В. Егорова, М.В. Попова и др.) и т.п.

Необходимо отметить недостаточное количество эмпирических исследований в области психологической культуры родителей, в частности ее роли в семейном воспитании. Нужно констатировать одностороннюю направленность изучения данной проблемы: отсутствуют содержание, структура психологической культуры родителей. Малоизученными и неопределенными на сегодняшний день являются критерии и уровни формирования психологической культуры родителей.

Нужно заметить, что в настоящее время психологическая культура родителей не выступала

предметом психологического исследования, но для эффективного психолого-педагогического сопровождения родителей с целью активизации и развития их потенциала психологическая практика нуждается в теоретическом обосновании формирования психологической культуры родителей, результатом которого является успешное родительство в рамках семейного образования [Штумф, 2014, с. 144].

В данном исследовании мы определили, что психологическая культура личности преобразуется в психологическую культуру родителя, так как психологическая культура является общей формой в процессе развития и становления личности при решении профессиональных, личностных, жизненных, родительских и др. задач.

В отечественной и зарубежной психологии ведутся исследования по проблемам семьи, детско-родительских отношений и т.п. [Васяги-на, 2013; Овчарова, 2006; и др.]. В психологии надежно определено, что на развитие личности

ребенка огромное влияние оказывают детско-родительские отношения.

Анализ современного общества и современной семьи показывает, что родители зачастую не способны создать благоприятные условия для эффективной социализации ребенка, что приводит к обострению различных социальных проблем. Ошибки и просчеты, допускаемые родителями в процессе воспитания и развития ребенка, могут оказаться невосполнимыми и проявляться позднее в асоциальном поведении ребенка, трудностях его адаптации к жизни в обществе, различных отклонениях психического и личностного развития.

Многие социальные проблемы часто являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психологической культуры, которая проявляется в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, сильной мотивационной ограниченности в решении проблем семейного воспитания, неготовности и нежелании менять сложившиеся стереотипы воспитания.

Современный ритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятость родителей, наряду с низким уровнем их психолого-педагогической культуры, существенно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в объединении и формализации контактов родителей с ребенком; исчезновении совместных форм деятельности; дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что часто приводит к формированию у ребенка неадекватной самооценки, неуверенности в своих силах, отрицательных форм самоутверждения, а в крайних случаях выражается в педагогической запущенности и задержке психического развития.

В нашем исследовании родительство определено как интегральное психологическое образование личности родителя, включающее в себя признаки, ценностные ориентации, установки и ожидания родителей, их чувства, отношения и позиции, ответственность и стиль семейного воспитания в статусе родительства [Овчарова, 2006, с. 22].

Становление родительства нами определено как прерывный процесс, характеризующийся достижением определенных результатов в рамках семейного воспитания. Семья с высоким уровнем воспитательного потенциала рассматривает родительство как терминальную жизненную ценность, которая характеризуется позитивным отношением и принятием ребенка как личности. В семьях с низким уровнем воспитательного потенциала наблюдаются нарушения отношений между родителями и детьми.

Семейное воспитание является сложной системой, где силами родителей осуществляются воспитание и образование детей с целью формирования личностных качеств детей. В законе «Об образовании» (ст. 18) указано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, все это и является задачами семейного воспитания.

Становится очевидным ценность семейного воспитания как всестороннего развития личности ребенка родителями. Семейное воспитание отличается от других видов воспитания более эмоциональной составляющей - это родительская любовь.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых. Объединяя представления о психологической культуре личности, психологическую культуру родителей можно определить как личностное образование, которое выражается в их ценностно-целевой направленности на полноценное воспитание и развитие ребенка, способности к рефлексии, самоконтролю, регуляции своего поведения, творческом владении психолого-педагогическими технологиями, знаниями, гуманистическим стилем взаимодействия с ребенком.

Психологическая культура родителей ориентирована на познание себя и ребенка, повышение эффективности семейного общения, совершенствование собственное и членов семьи. На наш взгляд, наиболее целесообразно представить структуру психологической культуры родителей в виде совокупности когни-

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

Д

н и

щ м

тивного, ценностно-смыслового компонентов, подсистемы социального взаимодействия, рефлексии. Основанием для выделения компонентов психологической культуры является специфика содержания и функций каждого из них. При относительной самостоятельности между отдельными компонентами существуют связи, отражающие суть психологической культуры родителей.

Рассмотрев различные подходы к пониманию структуры психологической культуры, можно отметить, что отечественные психологи представляют компоненты комплексно, т.е. каждый компонент зависит друг от друга. В.В. Семи-кин отмечает, что три компонента (регулятивный, подсистема опыта социального взаимодействия, ценностно-смысловой) являются системообразующими (Рис.) [Семикин, 2002].

А \ -СМЫСЛОВОЙ

\/ ВС Л ЕВ( > Й <

< н 3

ч с о АФФ : К Т И *ный 5С <

2 о X СО Н

\/ < КОГ1- И Т И1 ный >» <

X о ш С-

\/ и РЕФЛЕКСИВ1 Ю-ПЕР 1ЕПТИВНЫЙ <

О X н 8 X 5 / /

Рис. Структура психологической культуры по В.В. Семикину

На основе проведенного теоретического анализа мы определили, что психологическая культура личности является общим понятием, включающим психологическую культуру родителей. В нашей статье за основу мы берем

структуру и уровни психологической культуры личности В.В. Семикина, модифицируя данную структуру и выделяя четырехкомпонент-ную и трехуровневую структуру психологической культуры родителей. Выделенные структура и уровни позволят в дальнейшем диагностировать уровень общей психологической культуры родителей.

Обратимся к рассмотрению представленных компонентов в структуре психологической культуры родителей.

1. Когнитивный компонент психологической культуры родителей включает психологическую грамотность и общий уровень образованности, а также психологическую компетентность как эффективное применение знаний, умений, навыков семейного воспитания.

И.В. Дубровина считает, что именно понятийное знание формирует поле для мышления или размышления [Дубровина, 2006]. В свою очередь, А.Д. Алферова, говорит о том, что психологические знания составляют основу личности, они включают:

1) комплекс знаний, умений и навыков по психологии;

2) умение использовать психологические знания в практике;

3) умение видеть в ближнем «состояние его души, уровень развития его познавательных интересов, эмоциональной, волевой сфер, черт характера» [Дубровина, 2006, с. 117].

А.Д. Алферов указывает на то, что психологические знания - это не только владение теоретическими знаниями, но применение их на практике. Ими необходимо владеть для понимания себя и окружающих.

Следовательно, психологические знания -это не только теоретическое владение в области психологии, но и применение знаний на практике для осуществления родителями семейного воспитания.

Высокий уровень психологической грамотности родителей способствует формированию и развитию у детей навыков установления контакта, возражения, критики и обращения, определяя, таким образом, более или менее благопри-

ятную атмосферу в семье, создавая базу для уважительных, культурных, гармоничных отношений как внутри семьи, так и вне ее. В таких условиях существуют все предпосылки для формирования доверительных, позитивно окрашенных отношений между родителями и детьми. Кроме того, высокая психологическая грамотность формирует личные качества, позволяющие налаживать глубокие личные контакты (любовь, дружба) за пределами семьи.

Таким образом, когнитивный компонент психологической культуры родителей проявляется в уровне психологических знаний (в частности, знаний возрастных особенностей), показывает психологическую грамотность и общий уровень образованности.

2. Важную роль в формировании психологической культуры родителей играет ценностно-смысловой компонент. В исследованиях Р.Х. Шакурова [Шакуров, 1995] отмечается, что личностные ценности определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни (миру, другим людям, самому себе), позволяя личности сохранять устойчивость в изменяющихся условиях.

Очевидно, что ценностные ориентации формируются в семье начиная с момента появления сознания у индивида. И от того, какие ценности будут заложены в ребенка родителями, зависит система взаимоотношений внутри семьи и вне ее. Если честность, ответственность, доброжелательность являются ценностями для родителей и детей, то можно прогнозировать более гармоничные отношения в семье и за ее пределами, чем в случае, если данные переменные не рассматриваются как ценность.

Подавляющее большинство авторов придерживаются мнения о том, что ценностные ориентации наименее всего подвержены изменениям, т.к. это достаточно устойчивые психологические свойства.

Ориентация человека на определенные ценности возникает в результате их предварительной положительной оценки, которая на ранних этапах развития человека зависит от одобрения родителей или трансляции ими этой ценности.

Анализ приведенных исследований показал, что ценностные ориентации - наиболее устойчивое психологическое свойство, которое в целом является основой мотивации жизнедеятельности, в частности, семейного воспитания. Следовательно, изучение сформирован-ности системы ценностных ориентаций важно для характеристики ценностно-смыслового компонента психологической культуры родителей. Ценностно-смысловой компонент задает направление жизнедеятельности в форме идеалов, интересов, смыслов.

3. Рефлексия отражает способность оценивать собственные состояния, отношения, переживания и управлять личностными ценностями, а также понимать и оценивать другого человека.

Самопознание - это сложный, многоуровневый процесс, индивидуализированный во времени (И.И. Чеснокова, 1977), заключающийся в том, что человек, получая знания о себе как родителе, развивает эти знания и формирует общее представление о себе.

С точки зрения Ю.М. Орлова, самопознание как составляющая рефлексивно-оценочного компонента психологической культуры является основным источником и механизмом личностного и профессионального развития и совершенствования [Орлов, 1991].

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что самопознание является важной составляющей рефлексивно-оценочного компонента психологической культуры. Самопознание позволяет адекватно оценивать свое семейное воспитание, способствует пониманию детско-родительских отношений.

4. Подсистема социального взаимодействия характеризует позиционное взаимодействие, способность родителя к регуляции собственных эмоциональных проявлений.

Изучая проблему данного компонента психологической культуры родителей, многие ученные рассматривали в качестве ее главной составляющей взаимодействие. Составляющей подсистемы социального взаимодействия также является эмоциональная лабильность (Е.С. Асма-ковец, О.С. Булатова и др.). Так, например,

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

о я

3

ш Е-

к

о

Рч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м

13

и

1 к

а

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

д

н и

щ м

Е.П. Крупник считает эмоциональную устойчивость основной составляющей психологической культуры. Автор рассматривает эмоциональную устойчивость как подвижное равновесное состояние системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторами, с одной стороны, а с другой - как целенаправленное нарушение этого равновесия в соответствии с задачами, возникающими при взаимодействии системы со средой [Крупник, 1999].

Проведенный теоретический анализ позволил нам определить структуру психологической культуры родителей.

- Когнитивный компонент подразумевает психологическую культуру родителей, включает психологическую грамотность и общий уровень образованности, а также психологическую компетентность как эффективное применение знаний, умений, навыков семейного воспитания.

- Ценностно-смысловой компонент раскрывает совокупность значимых личностных ценностей, позиции в области межличностных отношений с членами семьи.

- Рефлексия отражает способность оценивать собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями, понимать и оценивать другого.

- Подсистема социального взаимодействия характеризует позиционное взаимодействие, способность человека к регуляции собственных эмоциональных проявлений.

Таким образом, содержательная наполненность структурных компонентов психологической культуры родителей определена условиями семейного воспитания. Необходимо добавить, что психологическая культура является системным образованием, каждый компонент которой взаимосвязан с другими и вместе с тем является самостоятельной характеристикой, выполняющей свои функции.

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были выделены уровни психологической культуры родителей, которые в дальнейшем позволят определить уровень их общей психологической культуры.

[

Высокий уровень психологической культуры родителей определяется критерием внутрисемейных отношений, как первоочередное рассматривается отношение родителей к ребенку. Родители интересуются успехами, гордятся своим ребенком, пересматривают систему отношений, знают сильные и слабые стороны, в полном объеме владеют информацией о механизмах психического и личностного развития ребенка. Владеют способами и методами работы, развиваются вместе, хвалят за проявление активности, адекватно оценивают его деятельность.

Средний уровень психологической культуры родителей проявляется в доверии, поощрение их самостоятельности. Достаточно много проводят времени вместе, проявляют заинтересованность к деятельности ребенка, поддерживают творческие задатки, активность и самостоятельность ребенка. Проявляют интерес и прогнозируют развитие личности ребенка. Родители используют положительную похвалу, одобрение.

Низкий уровень психологической культуры родителей характеризуется ограждением ребенка от трудностей и неприятностей жизни. Родители характеризуют его как слабого и беззащитного. Размыты знания возрастных кризисов, психического здоровья детей. Родители осуществляют постоянный контроль, дети проявляют утомляемость. Очень поляр-ны представления сильных и слабых сторон ребенка, у родителей выявляются трудности дальнейшего всестороннего развития ребенка. Проявляется либеральный стиль детско-родительских отношений.

Нужно подчеркнуть, что в статье сделана попытка систематизировать исследования психологической культуры в философских, психологических, педагогических науках, которые позволяют расширить научное представление об условиях и закономерностях формирования психологической культуры родителей. Проанализированы различные подходы к разработке понятия психологической культуры и выделены

основные компоненты и уровни развития дан]

ного явления, что подтверждает актуальность и

раскрывает научную значимость статьи.

Библиографический список

1. Васягина Н.Н. Человек как субъект социокультурного пространства // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 7-14.

2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер, 2006. 588 с.

3. Крупник Е.П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория // Научные труды МПГУ. М., 1999.

4. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие. М.: Мо-

сковский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.

5. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 287 с.

6. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека. СПб., 2002. 173 с.

7. Шакуров Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом. М.: Магистр, 1995. 183 с.

8. Штумф В.О. Возможности формирования ортобиоза у часто болеющих старших дошкольников // Вестник КГПУ. 2014. № 4. С. 144-146.

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

ш Е-

к

О

Рч

м

13

и

1 к

а

«

о

м ^

ь

и

<с «

м с

д

н и

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.