Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей к профессионально- педагогической деятельности: межпоколенческий подход'

Подготовка будущих учителей к профессионально- педагогической деятельности: межпоколенческий подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория поколений / милениалы / «снежинки» / педагогическая практика / диагностика / школьные учителя / theory of generations / millennials / “snowflakes” pedagogical practice / diagnostics / school teachers.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Югфельд Ирина Александровна

В статье представлен вариант использования теории поколений в психологопедагогической подготовке студентов. Приведены результаты диагностики учителей, их отношение к теории. Автор показал, что знакомство студентов с основными характеристиками поколений полезно для самопознания, грамотного общения с родителями школьников, организации адекватного образовательного процесса, предупреждения конфликтных ситуаций с учетом специфики учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Югфельд Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS FOR PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY: AN INTERGENERATIONAL APPROACH

The article presents the use of the theory of generations in psycho-pedagogical training of students. The results of diagnostics of teachers and their attitude to the theory are presented. The author has shown that familiarity of students with the main characteristics of generations is useful for self-knowledge, competent communication with parents of school children; organization of an adequate educational process, prevention of conflict situations taking into account the specifics of students

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей к профессионально- педагогической деятельности: межпоколенческий подход»

5. Полисадов С.С. Практико-ориентированное обучение в вузе // Уровневая подготовка специалистов: электронное обучение и открытые образовательные ресурсы: сборник трудов I Всероссийской научно-методической конференции. — Томск, 20—21 марта 2014 г. — Томск: Изд-во ТПУ, 2014. - С. 349-352.

6. Сапа А.В. Поколение Z — поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2.

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД

Югфельд Ирина Александровна (Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, Институт педагогики и психологии Московского городского педагогического университета.

Аннотация. В статье представлен вариант использования теории поколений в психолого-педагогической подготовке студентов. Приведены результаты диагностики учителей, их отношение к теории. Автор показал, что знакомство студентов с основными характеристиками поколений полезно для самопознания, грамотного общения с родителями школьников, организации адекватного образовательного процесса, предупреждения конфликтных ситуаций с учетом специфики учащихся.

Ключевые слова: теория поколений, милениалы, «снежинки», педагогическая практика, диагностика, школьные учителя

THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS FOR PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY: AN INTERGENERATIONAL APPROACH

Yugfel'd Irina Alexandrovna (Moscow, Russia), candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Institute of pedagogy and psychology, Moscow city pedagogical University.

Abstract. The article presents the use of the theory of generations in psycho-pedagogical training of students. The results of diagnostics of teachers and their attitude to the theory are presented. The author has shown that familiarity of students with the main characteristics of generations is useful for self-knowledge, competent communication with parents of school children; organization of an adequate educational process, prevention of conflict situations taking into account the specifics of students.

Keywords: theory of generations, millennials, "snowflakes" pedagogical practice, diagnostics, school teachers.

Для образовательной среды современной школы характерна высокая степень гетерогенности: одновременно в классе находятся дети, чье развитие соответствует норме, и школьники с проблемами в физическом и психическом здоровье, учащиеся разных национальностей, конфессий, культур, языков. Подобная социокультурная ситуация значительно осложняет подготовку будущих учителей. В содержание нормативных психолого-педагогических дисциплин, а также элективных курсов дополнительно был включен материал, раскрывающий специфику инклюзии, особенности типичного дизонтогенеза, специфику полиэтнического образования.

На занятиях по педагогической психологии студенты рассматривают теорию Маргарет Мид, принимая во внимание, что сегодня в средней школе представлены все три вида культур: постфигуративная, кофигуративная и префигуративная. Однако до последнего времени в поле зрения преподавателей педагогических и психологических дисциплин не оказалась теория поколений (Д. Стиллман, Д. Травин, В. Гельман). Вместе с тем знакомство студентов с основными идеями этой теории и характеристиками поколений представляется полезным для решения следующих задач:

— более глубокого самопознания;

— успешного вхождения выпускника университета в профессиональное сообщество;

— грамотного общения с родителями школьников;

— организации образовательного процесса, адекватного потенциальным возможностям детей;

— предупреждения конфликтных ситуаций с учетом специфики учащихся.

Материал по теории поколений был включен в содержание педагогической, возрастной и социальной психологии. Будущие учителя обсудили ведущую идею этой теории: для определенной возрастной группы характерны общие убеждения, ценности, модели поведения. В процессе групповой дискуссии студенты пришли к выводу о том, что авторы этой концепции не принимают во внимание национальные, конфессиональные, социальные особенности людей, входящих в выделенные ими цивилиза-ционные группы. Однако молодые люди согласились, что знание основных особенностей, характеризующих определенное поколение, может оказаться необходимым в профессиональной деятельности.

Студенты четвертого курса математического факультета выяснили, что с позиции теории поколений они относятся к поколению Ъ («снежинки», поколение Питера Пена) (1995—2012 г. р.). На семинарских занятиях была проведена взаимодиагностика отдельных личностных характеристик бакалавров образования: эмпатии, креативности, конфликтности, ответственности, рефлексивности, готовности слушать собеседника. Полученные данные позволили студентам обсудить, в какой степени описанные в теории поколений характерологические черты присущи каждому из них. Значительный интерес вызвало сравнение своих собственных результатов с результатами психодиагностики первокурсников, выполненной с использованием того же инструментария. Сопоставление данных показало, что первокурсникам в большей степени присущи те качества, которые описаны в теории поколений.

Для получения и обогащения эмпирического опыта каждого студента были преобразованы задания педагогической практики. С одной стороны, студентам предложили в процессе анкетирования школьных учителей выяснить степень их информированности об особенностях школьников в аспекте теории поколений. С другой стороны, будущим педагогам предлагалось учесть при проведении уроков и организации внеклассной деятельности особенности детей данной возрастной группы.

Общее старение педагогических кадров выражается, в частности, в том, что большая часть школьных учителей относится к поколению бэби-буммеров (1946—1964 г. р.) и поколению Х (1965—1979 г. р.), в меньшей степени представлены миллениалы — поколение Y (1980—1994 г. р.) и практически отсутствуют представители поколения Ъ (1995—2012 г. р.). Диагностика школьных учителей показала, что значительное большинство педагогов имеют весьма смутное представление о сущности теории поколений, об особенностях цивилизационных групп. Более того, 84 % опрошенных школьных учителей негативно оценили представленную студентами информацию: не видят для себя возможности и необходимости ее использования в образовательном процессе. С интересом восприняли теоретический материал только 16 % молодых учителей: выразили желание ее использовать, так как она подтверждает их эмпирические наблюдения.

Подобные результаты в некоторой степени подтвердили характеристику поколения бэби-буммеров (1946—1964 г. р.) и поколения Х (1965—1979 г. р.) — высокую степень ригидности, консерватизма, категоричность, однозначность, неготовность слушать собеседника. На характеристику поколения школьных учителей дополнительно накладываются профессиональные деформации, поскольку большинство педагогов имеют

значительный стаж педагогической деятельности, что также затрудняет и искажает диагностику.

Студенты выяснили, что школьники, как и они сами, относятся к поколению Ъ («снежинки», поколение Питера Пена). Это дети, которые «живут в телефоне», совершенно не могут обходиться без гаджетов. Для них характерны следующие особенности: креативность, критичность, инфантилизм, эмоциональность, оптимизм, частые смены настроения, эмпатия. Они ранимы, обидчивы, часто капризны. Дети чутко воспринимают отношение к себе учителя и одноклассников, чувствуя интонацию собеседника, его мимику, жесты, стиль общения. Часто школьники этой группы отличаются повышенной утомляемостью, низкой выносливостью, мнительностью, тревожностью.

Наблюдение за школьниками в ходе различных уроков дало возможность студентам сделать следующее заключение. Учащиеся этой категории могут быть очень активны на уроках, если учебный материал оказался интересным для них, если учитель спрашивает их мнение, если возникла ситуация полемики. Им доставляет удовольствие демонстрировать свою оригинальность, неповторимость. Школьники стараются проявить свои творческие характеристики, даже выполняя типовые стандартные задания. Однако часто эти попытки пресекаются негативной оценкой учителя, его насмешливой интонацией, замечаниями.

Студенты убедились, что на уроках доминирует репродуктивная учебная деятельность, приоритет отдается заданиям по алгоритму, по образцу. Творческие задания являются редкостью. Ситуации выбора учениками заданий в образовательном процессе практически не используются, педагоги не ориентированы на включение в материал урока субъективного опыта детей, их житейских знаний, повседневных наблюдений. Элементы групповых дискуссий на педагогической практике студентам удалось наблюдать только во внеучебной деятельности. Дети при этом с удовольствием включались в обсуждение, задавали вопросы, эмоционально (хотя не всегда аргументированно) выражали свою позицию. «Снежинки» позитивно реагируют на различные символические награды, в том числе на условные: баллы, медали, грамоты. Так, в период производственной практики на уроках математики студенты использовали дипломы «За оригинальность», «За находчивость», «За скорость», «За фантазию» и другие. Дети с гордостью показывали родителям эти дипломы, считая их более существенными, чем баллы и отметки.

В отчетах по итогам производственной практики бакалавры образования отмечали, что учителю необходимо внимательно и бережно относиться к «снежинкам», учитывая их особую обидчивость и ранимость. Важно также создавать им ситуации успеха, использовать различные варианты поощрения.

Еще одно важное замечание относится к организации и проведению уроков. Учитывая креативность школьников поколения Ъ, полезно предлагать им нестандартные задания, поощряя находчивость и оригинальность. При взаимодействии с этой группой детей учитель должен обратить особое внимание на адаптацию учебного материала. При выборе методов, приемов предпочтение целесообразно отдавать частично-поисковым методам, проблемным технологиям, предлагая детям учебные задания на смекалку, на интуицию. Личностные особенности «снежинок» (мнительность, тревожность, обидчивость, инфантилизм) могут провоцировать сложные педагогические ситуации. От учителя требуется знание индикаторов безопасности/опасности среды, маркеров, показывающих наличие «жертвы» в классе.

Таким образом, для успешного вхождения в профессиональную деятельность, эффективного взаимодействия со школьниками, их родителями, коллегами выпускник университета должен учитывать множество факторов, среди которых — различия между

поколениями. Знакомство будущих учителей с основными положениями концепции межпоколенеских отношений поможет им сгладить основные риски профессиональной адаптации, быстрее и продуктивнее включиться в педагогическое сообщество.

Литература

1. Федотенко И.Л., И.А. Югфельд, А.А. Яковлева. Основы инклюзивного образования: профессиональная компетентность будущего учителя. Учеб. пособие — Тула: ТППО, 2017. — 248 с.

2. Митина Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве // Гуманитарные ведомости. 2015. № 3, с. 78—85.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Юшкевич Елена Васильевна (Минск, Республика Беларусь), аспирант кафедры современных методик и технологий образования, Академия последипломного образования. E-mail: xyd1873@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации преемственности в развитии творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, определяются основные аспекты творческой деятельности в педагогике, выявляется сущность преемственности в развитии творческих способностей.

Ключевые слова: развитие творческих способностей, дети дошкольного и младшего школьного возраста, реализация преемственности, дополнительное образование.

IMPLEMENTATION OF CONTINUITY IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE

Yushkevich Alena Vasilevna (Minsk, Belarus), postgraduate student of the Department of modern methods and technologies of education, Academy of Postdiploma Education. E-mail: xyd1873@mail.ru

Abstract. The article deals with the implementation of continuity in the development of creative abilities of children of preschool and primary school age, defines the main aspects of creative activity in pedagogy, reveals the essence of continuity in the development of creative abilities.

Keywords: development of creative abilities, children of preschool and primary school age, implementation of continuity, additional education.

Интерес к природе творчества и творческим способностям приобрел особое значение в связи с происходящими изменениями в информационно-технологической и социально-экономической сферах жизни общества и появившейся необходимости в подготовке квалифицированных специалистов, способных творчески решать возникающие перед ними сложные задачи. В условиях современной гуманистической образовательной тенденции творческое развитие личности рассматривается как важнейшая задача, которая детерминирована преобразованиями, происходящими в обществе, рождающими новые требования подготовки детей к школе и сталкивающимися с качественно новыми условиями жизни и необходимостью их решения. Поэтому творчество рассматривается как высшая форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, отличается социальной значимостью, новизной и оригинальностью.

О разработанности данного вопроса в педагогике позволяет говорить анализ научной литературы (философии, психологии, педагогики, социологии), из чего можно заключить, что процесс творческого развития привлекал внимание уже с древних времен и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.