Научная статья на тему 'Реализация преемственности в развитии творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста'

Реализация преемственности в развитии творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие творческих способностей / дети дошкольного и младшего школьного возраста / реализация преемственности / дополнительное образование / development of creative abilities / children of preschool and primary school age / implementation of continuity / additional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юшкевич Елена Васильевна

В статье рассматриваются вопросы реализации преемственности в развитии творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, определяются основные аспекты творческой деятельности в педагогике, выявляется сущность преемственности в развитии творческих способностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юшкевич Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF CONTINUITY IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE

The article deals with the implementation of continuity in the development of creative abilities of children of preschool and primary school age, defines the main aspects of creative activity in pedagogy, reveals the essence of continuity in the development of creative abilities

Текст научной работы на тему «Реализация преемственности в развитии творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста»

поколениями. Знакомство будущих учителей с основными положениями концепции межпоколенеских отношений поможет им сгладить основные риски профессиональной адаптации, быстрее и продуктивнее включиться в педагогическое сообщество.

Литература

1. Федотенко И.Л., И.А. Югфельд, А.А. Яковлева. Основы инклюзивного образования: профессиональная компетентность будущего учителя. Учеб. пособие — Тула: ТППО, 2017. — 248 с.

2. Митина Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве // Гуманитарные ведомости. 2015. № 3, с. 78—85.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Юшкевич Елена Васильевна (Минск, Республика Беларусь), аспирант кафедры современных методик и технологий образования, Академия последипломного образования. E-mail: xyd1873@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации преемственности в развитии творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, определяются основные аспекты творческой деятельности в педагогике, выявляется сущность преемственности в развитии творческих способностей.

Ключевые слова: развитие творческих способностей, дети дошкольного и младшего школьного возраста, реализация преемственности, дополнительное образование.

IMPLEMENTATION OF CONTINUITY IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE

Yushkevich Alena Vasilevna (Minsk, Belarus), postgraduate student of the Department of modern methods and technologies of education, Academy of Postdiploma Education. E-mail: xyd1873@mail.ru

Abstract. The article deals with the implementation of continuity in the development of creative abilities of children of preschool and primary school age, defines the main aspects of creative activity in pedagogy, reveals the essence of continuity in the development of creative abilities.

Keywords: development of creative abilities, children of preschool and primary school age, implementation of continuity, additional education.

Интерес к природе творчества и творческим способностям приобрел особое значение в связи с происходящими изменениями в информационно-технологической и социально-экономической сферах жизни общества и появившейся необходимости в подготовке квалифицированных специалистов, способных творчески решать возникающие перед ними сложные задачи. В условиях современной гуманистической образовательной тенденции творческое развитие личности рассматривается как важнейшая задача, которая детерминирована преобразованиями, происходящими в обществе, рождающими новые требования подготовки детей к школе и сталкивающимися с качественно новыми условиями жизни и необходимостью их решения. Поэтому творчество рассматривается как высшая форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, отличается социальной значимостью, новизной и оригинальностью.

О разработанности данного вопроса в педагогике позволяет говорить анализ научной литературы (философии, психологии, педагогики, социологии), из чего можно заключить, что процесс творческого развития привлекал внимание уже с древних времен и

продолжает активно исследоваться в отечественной и зарубежной науке. В философии: Сократ, Платон, Г. Гегель, И. Кант, Ф. Шеллинг, Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин и другие. В педагогике и психологии: Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, А.В. Бруш-линский, А.Н. Лук, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, Э.П. Торренс и другие. Нельзя не сказать о теории Л.А. Венгера о развитии способностей, теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода, о концепции развивающего личностного обучения Б.Д. Эльконина, В.В. Давыдова.

Актуальность данной проблемы обусловлена важностью проводимых исследований, степенью разработанности вопроса о реализации преемственности в развитии творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в педагогике, из чего можно заключить, что не в полной мере изучен процесс развития творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования, не разработаны модели эффективного развития творческих способностей, недостаточно сформированы и определены критерии и показатели, часто носящие компилятивный характер в процессе реализации преемственности в развитии творческих способностей.

Процесс реализации преемственности не может сводиться лишь к элементарному дублированию средств воспитания и обучения, а должен строиться с учетом единых для смежных образовательных систем принципов, то есть быть планомерным, поэтапным и взаимосвязано чередующимся переходом для ребенка в процессе развития творческих способностей. Таким образом, мы можем отметить, что процесс развития творческих способностей детерминируется психологическими и социальными факторами, которые в формировании и развитии личности действуют не изолированно, а в комплексе. Например, Л.П. Крившенко отмечает, что «при разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности» [4, с. 22], из чего мы можем заключить, что целью педагогического процесса является поиск, формирование, развитие творческих способностей, построение личностно ориентированной педагогической среды, отвечающей современным требованиям, диктующим изменения в традиционных подходах к обучению, которые необходимы для реализации индивидуальности ребенка.

Для современной системы дополнительного образования приоритетным направлением является изменение сущности образовательного процесса, состоящее в целенаправленном и систематическом включении детей в поисковую творческую деятельность, которая нацелена на учение как открытие уже известных истин. Известный немецкий психолог Манске Кристель подчеркивает, что «учитель не просто передает детям знания, а отправляется вместе с ними в исследовательское путешествие» [5, с. 11], в результате которого происходит поступательное развитие их творческого потенциала.

Реализации преемственности при переходе между различными ступенями образования уделяется большое внимание педагогами, психологами (А.В. Батаршев, Ю.А. Кустов, В.Г. Сенько, А.П. Сманцер и др.). Особую важность приобретает реализация преемственности в развитии творческих способностей детей при переходе из дошкольного возраста в младший школьный возраст. Поэтому важно обеспечить преемственность в стимулировании у детей стремления к творчеству, постепенно меняя зоны их творческого развития.

Само же творчество неразрывно связано с деятельностью, как правило, с плодотворной, продуктивной деятельностью. По определению Л.С. Выготского, творческой деятельностью называется такая «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [3, с. 3].

Творческая деятельность по природе своей универсальна и важна для реализации творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста и проявляется в детской креативности, поскольку детская, или «наивная», креативность — это естественное поведение ребенка на фоне отсутствия стереотипов. «Свежий взгляд ребенка на мир, — пишет Д.Б. Богоявленская, — от бедности его опыта и от наивного бесстрашия его мысли: все может быть, потому, что ребенок думает, что действительно может быть» [1, с. 83]. Поэтому, опираясь на мнение Д.Б. Богоявленской, можно заключить, что «наивная» креативность является характеристикой возраста.

Современная система дополнительного образования направлена на то, чтобы создать каждому ребенку условия, которые позволят максимально реализовать и раскрыть его личность, имеющийся природный потенциал, а также подготовить к непрерывному развитию у детей приобретенных способностей, творческому поиску в решении предложенных проблем, обогащению эмоциональной сферы личности, параллельно влияя на нравственную сторону деятельности, повышая тем самым познавательную активность. Сохранение целостности и непрерывности образовательного процесса обеспечивает планомерность и поступательность развития личности ребенка. В этой связи хочется обратиться к работе А.П. Сманцера, который «анализирует предпосылки, обусловившие необходимость совершенствования системы непрерывного образования, показывает важность и необходимость исследования преемственности, обеспечивающей взаимосвязь между различными ступенями системы непрерывного образования» [6, с. 4].

В процессе обучения очень важно сохранить целостность развития личности ребенка. Для этого учитывается преемственность в психическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста с опорой на психологические закономерности развития детей, протекания педагогического процесса в целом, и тогда сам процесс становится эффективным, поскольку у дошкольников формируются фундаментальные личностные качества, обеспечивающие базисное развитие способностей, а в свою очередь у младших школьников полученное ранее развивает имеющийся потенциал. Очевидно, что одно вытекает из другого, цепляясь, накапливает опыт и подталкивает к дальнейшему развитию, формируя гармонично развитую личность. Потому истинная цель обучения — это не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитания творческой личности.

В нашем исследовании преемственность предполагает смену ведущего типа деятельности в зависимости от возраста и новообразований у ребенка. Это помогает связать способности с успешным осуществлением деятельности, дает возможность реализации преемственности, но исключает дублирование средств воспитания и обучения, становясь планомерной, поэтапной, взаимосвязано чередующейся системой развития в процессе перехода ребенком с одной ступени на другую, поскольку каждый возрастной этап уникален и характеризует особое положение ребенка в системе общественных отношений.

Чрезвычайно важно не упустить развитие в раннем возрасте, развить задатки творчества в пробивающемся сквозь асфальтные джунгли ростке, правильно расставить приоритеты в разработке образовательных программ и обеспечить дальнейшее развитие. И хочется в этой связи вновь обратиться к утверждению А.П. Сманцера, — «ни одна из важнейших смысловых характеристик развития как целенаправленного, необратимого и закономерного изменения материальных и идеальных объектов не может быть рационально объяснена вне использования идеи преемственности» [6, с. 8].

Запросы динамично развивающегося современного общества, возрастание потока информации, появление новых, ранее неизвестных сфер деятельности, при реализации которых уже недостаточно обычных умений, знаний и навыков, требуют совершенно иных качеств личности. В этой связи можно прогнозировать перспективную реализацию

процесса преемственности в развитии творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы ребенок умел свободно анализировать информацию, действовать в нестандартной ситуации, принимать решения, быть готовым к самообучению, проявлять творческий подход в любых жизненных обстоятельствах.

Литература

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений. — М.: Издательский центр» Академия» 2002. — 320с.

2. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 82-106.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. — М., 1991. — 93 с.

4. Крившенко Л.П., Л.В. Юркина. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 400 с.

5. Манске К. Учение как открытие / пер. с нем. — М.: Смысл, 2014. — 263 с.

6. Сманцер А.П. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов. — Минск: БГУ, 2013. — 271 с.

СУБЪЕКТИВНО-ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРОЕКЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННОГО УЧЕНИЧЕСКОГО ТЕКСТА НА НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ

Георгиева Снежанка Добрева (Шумен, Республика Болгария), доктор педагогики, доцент, Шуменский университет им. Епископа Константина Преславского. E-mail: s.dobreva@shu

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования, реализованного с 38 учителями, работающими на начальном образовательном этапе, в отношении качеств их оценочной деятельности по трем школьным текстам четвертого класса с различной жанровой характеристикой (диктовка, пересказ, сочинение). Количественные данные из 114 отзывов учителей указывают на выводы об усиленной субъективности оценивания, о недостаточно эксплицированных в отзывах учителей стимулирующих, мотивирующих и поддерживающих учеников моделях.

Ключевые слова: письменный текст, качественное оценивание, стимулирующая функция, субъективность.

SUBJECT-OBJECT PROJECTIONS OF EVALUATING WRITTEN STUDENT'S TEXT

IN PRIMARY SCHOOL

Georgieva Snezhanka Dobreva (Shumen, Republic of Bulgaria), Doctor of Pedagogic, Associate Professor, Bishop Konstantin Preslavski University. E-mail: s.dobreva@shu

Abstract. The article presents results from optional research including thirty- eight teachers from primary schools regarding their results evaluating three texts from fourth graders differing in genres (dictation, retelling and interpretation). Summary data from 114 teacher's reviews present subjective of evaluation not enough explicit stimulating, motivating and supporting models.

Keywords: written text, quality evaluation, stimulating function, subjectiveness.

Эффективность современного образовательно-воспитательного процесса по болгарскому языку и литературе целесообразно соизмерить не только с его результативностью, но и со способами ее констатации.

В контексте осознанной важности оценивания в обучении родному языку и взаимосвязи между процессами обучения и оценивания для достижения социально детерминированной результативности в настоящей статье представлены результаты экспериментального исследования, реализованного в 2019 г. с 38 учителями, работающими на начальном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.