Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста: теоретико-методические основы'

Развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста: теоретико-методические основы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1963
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / АНАЛИЗ / ТЕОРИЯ / МЕТОДИКА / КРИТЕРИИ / ТВОРЧЕСКОСТЬ / ИННОВАЦИИ В ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ / CREATIVE ABILITIES / CHILDREN OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE / ANALYSIS / THEORY / METHODS / CRITERIA / CREATIVITY / INNOVATION IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SCIENCE AND PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Ирина Николаевна

В данной статье автор раскрывает проблематику развития творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста с позиций теоретико-методических основ. Освещаются творческие способности как феномен психолого-педагогической науки. Дан анализ теории вопроса, раскрыты суждения педагогов и психологов по данной проблематике. Освещены подходы к пониманию категории способностей. Описаны факторы становления у личности любого рода способностей. Рассмотрены аспекты развития творческих способностей. Определены критерии «творческости». Охарактеризованы уровни развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of creative abilities in preschool and primary school children: theoretical and methodological grounds

In this article, the author reveals the agenda of developing creative abilities in children of preschool and primary school age from the standpoint of theoretical and methodological foundations. Creative abilities as a phenomenon of psychological and pedagogical science are covered. The analysis of the theory of the issue is given, the statements of teachers and psychologists on this issue are revealed. The approaches to understanding the category of abilities are highlighted. The factors of forming any kind of abilities in a person are described. The aspects of the development of creative abilities are considered. Criteria for creativity are defined. The levels of development of creative abilities in children of preschool and primary school age are characterized.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста: теоретико-методические основы»

► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 373.3 ББК 74.202.4

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL GROUNDS

Бойко Ирина Николаевна

Доцент кафедры начального образования Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Boyko Irina N.

Assistant Professor at the Primary Education Department, Moscow Region State University, PhD in Education E-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье автор раскрывает проблематику развития творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста с позиций теоретико-методических основ. Освещаются творческие способности как феномен психолого-педагогической науки. Дан анализ теории вопроса, раскрыты суждения педагогов и психологов по данной проблематике. Освещены подходы к пониманию категории способностей. Описаны факторы становления у личности любого рода способностей. Рассмотрены аспекты развития творческих способностей. Определены критерии «творческости». Охарактеризованы уровни развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Abstract. In this article, the author reveals the agenda of developing creative abilities in children of preschool and primary school age from the standpoint of theoretical and methodological foundations. Creative abilities as a phenomenon of psychological and pedagogical science are covered. The analysis of the theory of the issue is given, the statements of teachers and psychologists on this issue are revealed. The approaches to understanding the category of abilities are highlighted. The factors of forming any kind of abilities in a person are described. The aspects of the development of creative abilities are considered. Criteria for creativity are defined. The levels of development of creative abilities in children of preschool and primary school age are characterized.

Ключевые слова: творческие способности, дети дошкольного и младшего школьного возраста, анализ, теория, методика, критерии, творческость, инновации в психолого-педагогической науке и практике.

Keywords: creative abilities, children of preschool and primary school age, analysis, theory, methods, criteria, creativity, innovation in psychological and pedagogical science and practice.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста является актуальной задачей педагогической науки и приоритетным направлением государственной образовательной политики.

Творческие способности - это психические свойства и качества личности, необходимые для успешного овладения различными видами художественной деятельности.

Творческие способности не являются врожденными, врожденными являются - задатки (называемые Н. С. Лейтисом формально-динамическими особенностями познавательной активности), которые, по мнению А. И. Савенкова, необходимо вовремя обнаружить и развить.

С. Л. Рубинштейн в основу творческих способностей включал различные психические свойства и качества, необходимые для осуществления творческой деятельности. Т. С. Комарова подчеркивает, что в основе творческих способностей лежит не только генетическая база, но и социальные аспекты, однако их эффективной реализации, по мнению Ю. Д. Бабаевой, препятствует отсутствие прочной теоретической базы.

Сензитивным возрастом развития творческих способностей являются дошкольный и младший школьный возраст. Именно в этом возрасте происходит становление произвольности психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия, речи и др.), так как это является основой становления творческих способностей.

Итак, вопросы, касающиеся творческих способностей, исследовались в работах В. Г. Александровой и М. В. Богуславского [1], Л. С. Выготского [2], Г. И. Батуриной [3], Д. Б. Богоявленской [4], И. Н. Бойко [5], В. К. Вилюнас [6], В. Н. Дружинина [7], Т. К. Каракаш [8], Т. А. Кармаковой [9], В. Я. Ляудис [10], А. С. Москвиной [11], С. Л. Рубинштейна [12], Е. Н. Степанова [13], А. Л. Третьякова [14] и проч. Несмотря на то, что был сделан определенный шаг в разработке данных вопросов, их работы не исчерпывают всего круга проблем, особенно в современных условиях.

Важнейшей задачей педагогической психологии выступает осмысление условий эффективного овладения детьми актуальным социальным опытом, который накоплен прежними поколениями. В перечне данных условий можно назвать развитие индивидуальных способностей личности.

Анализируя научную литературу по вопросам способностей, можно прийти к основным подходам:

1. Функционально-генетический подход к пониманию категории способностей был охарактеризован Л. С. Выготским [2]. Рассмотрим три аспекта теории способностей Л. С. Выготского: рассмотрение способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с окружающей действительностью; развитие способностей подчиняется закономерностям целостного развития сознания; развитие способностей характеризуется через освоение ребенком существующих достижений культуры.

2. Личностно-деятельностный подход рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна [12]. Автор определяет способность как «сложное синтетическое образование, включающее в себя особенности, без которых человек не был бы способен к какой-либо деятельности, и свойства, которые способны вырабатываться только в процессе определенным образом организованной деятельности» [12, с. 24]. Это могут оказаться конкретные разновидности деятельности или прочие ее обобщенные проявления. С позиции С. Л. Рубинштейна деятельность может представлять собой основание для развития способностей. Ученый анализировал вопрос о соотношении общей одаренности и специальных способностей, полагая, что общие и специальные способности дополняют друг друга и что общая одаренность всегда проявляется в специальных способностях. Творческие способности сами по себе не гарантируют творческих достижений. Для их достижения необходим «двигатель», который запустил бы в работу механизм мышления, то есть необходимы желания и воля, нужна «мотивационная основа» [12].

Важно понимать, что способности зависят от определенных условий жизни и деятельности человека. Биологический аспект, включаясь в состав способностей, в этом качестве подлежит дальнейшему развитию в зависимости от социальных условий.

А. Н. Лук рассматривает аспекты развития творческих способностей в трудах по психологии творчества, описав составляющие данных способностей и их характеристики [15]:

1. Наблюдательность в процессе поиска проблем и решений. Способность видеть то, что не укладывается в границы прежде усвоенного, - это что-то большее, чем только наблюдательность.

2. Способность к сворачиванию мыслительных действий. В ходе мыслительной деятельности важен последовательный переход от определенного звена в цепочке рассуждений к следующему. Иногда сложно мысленным взглядом охватить целостную картину ситуации или проблемы, целостное рассуждение от первого до последнего этапа. Но человек имеет способность к сворачиванию долгой цепочки рассуждений и замене их единой обобщающей операцией.

3. Немаловажной в дошкольном и младшем школьном возрасте, отличающемся огромным разнообразием видов, способов и особенностей содержания деятельности, является способность к перенесению опыта. С позиции А. Н. Лука, она выступает как важная способность использовать навыки, усвоенные при решении определенной задачи, к решению следующей.

4. Понятием «цельность восприятия» А. Н. Лук обозначал способности воспринимать действительность целостно, а не дробно. Исследователь отмечал, что разделение на мыслителей и художников может быть связано с приоритетным участием левого или правого полушарий в психической деятельности людей.

5. Развитие способности сближать понятия определено у исследователя легкостью при ассоциировании и отдалением ассоциируемых терминов «смысловым расстоянием».

К субъективным условиям, которые определяют эффективность творческой деятельности, относится гибкость творческих процессов, что предполагает способности быстро и просто переходить от определенного класса явлений к иному, отдаленному в плане содержания, способность преобразовывать структурность объектов.

О важности в ходе творческой деятельности, и литературного творчества в том числе, критичности отношений к деятельности, к средствам и результату творчества констатировал также В. А. Левин в собственном исследовании «Воспитание творчества» [16].

Помимо чувств, которые стимулируют творческую активность, имеются чувства, которые тормозят творческие способности. Особенно мешают творчеству тревожность, неуверенность и страх. Опасение неудачи может сковать воображение и инициативу. Другой враг творчества - это очень высокое стремление к самокритичности. Должно иметь место определенное равновесие в плане одаренности и самокритичности, поскольку очень придирчивая самооценка способна приводить к творческому кризису и застою. Третий противник для развития творческих способностей - это леность. Когда человек хочет чего-то добиться - он обязательно должен начинать дело. Выделенные этапы психологически являются неравноценными и предполагают разнообразные волевые усилия.

Люди в ходе творческой деятельности делают субъективно новое, при этом выражая собственную индивидуальность. С позиции отечественного исследователя Д. Б. Богоявленской, творчество выступает как ситуативно нестимулированная активность, которая проявляется в стремлении перейти за границы определенной проблемы [4]. Согласно мнению В. Н. Дружинина, творческая деятельность обусловлена преобразованием знаний (в том числе воображение, фантазия, порождение гипотез) [7]. Я. А. Пономарев видит сущность творчества в стремлении интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности [17].

Дж. Гилфорд полагал, что «творческость» связана с преобладанием следующих характеристик [18]:

1. Оригинальность, неординарность, необычность выдвигаемых идей, явное стремление к новому, к поиску новшеств. Творческая личность в процессе любой деятельности пытается отыскать собственное, отличающееся от других решение.

2. Семантическая гибкость как способность видеть предмет с другой стороны, обнаружить его новое использование, расширять функции использования.

3. Образная адаптивная гибкость как умение изменять восприятие объекта таким образом, чтобы увидеть его неожиданные стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость как способность объединять, высказывать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, даже если нет ориентиров для этих идей.

В. Лоуэнфельд и К. Бейттел выделили следующие критерии творческости:

1) умение определить проблему;

2) беглость, умение видеть в проблемах как можно более возможных аспектов и взаимосвязей;

3) гибкость как умения осмыслить иную позицию; отказаться от определенной точки зрения;

4) оригинальность, уход от шаблонов;

5) способность к перегруппированию идей и связей;

6) способность к абстрагированию либо анализу;

7) способность к конкретизации либо синтезу;

8) представление стройности организации идей.

Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон полагают, что препятствием для развития творче-скости являются: недостаточно развитые способности, а также склонность к конформизму (желание быть как все), боязнь отличаться от других. Данные тенденции могут проявиться у детей, если взрослыми с раннего возраста подавляется самостоятельность их мышления и возможность действовать оригинально.

Творческие способности связаны не только с сенсорными процессами и запоминанием, но и тесно переплетаются с воображением, этот процесс можно назвать его основой. Оригинальность воображения влияет на степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения. Творческие способности человека постоянно развиваются, совершенствуются.

Таким образом, творческие способности позволяют достигать успешности в творческой деятельности, направленной на продуцирование новых идей, открытий, изобретений. Особая важность развития творческих способностей воспитанников дошкольных образовательных организаций и обучающихся начальной школы общеобразовательных организаций для психолого-педагогической проблематики на современном этапе связана со спецификой развития социума.

На формирование личности ребенка влияет много факторов, среди которых значительное место занимает культура и искусство. Постепенно знакомясь с культурным наследием человечества, ребенок приобщается к ее ценностям, обогащает свой жизненный опыт, имеет возможность творчески применять полученные знания в присущих ей видах деятельности. Соответственно, развивается воображение, мышление, коммуникативные навыки, умение понимать другого и тому подобное.

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство, театр становятся для ребенка источником переживания радости, открывают ребенку искусство, обеспечивают богатство впечатлений.

Индивидуальные творческие способности классифицированы В. Андреевым в его книге «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности»:

• мотивационные (стремление творческих достижений, эмоциональность, радость открытия);

• интеллектуально-эвристические (фантазии, генерирование идей и гипотез, ассоциативное мышление, критическое мышление);

• самоорганизационные (рациональное планирование своей деятельности, самоконтроль, исполнительность);

• коммуникативные (использование творческого опыта других, отстаивание собственных идей, сотрудничество).

Таким образом, чем больше развита у человека способность, тем легче для нее деятельность.

Современные научные исследования подчеркивают, что творческие способности можно не только развивать, но и формировать. Когда от детей требуют творчества, но не учат ему, то дошкольники и младшие школьники достаточно часто прибегают к подделке, имитации творческого процесса - эти и другие концепты исследуемой проблемы отражена в книге «Общая психология» под редакцией А. Скрипченков и Л. Долинской [19].

По мнению Л. С. Выготского, на педагога возлагаются функции консультанта, советчика, организатора и лидера познавательного процесса; ребенок получает структурированные и дозированные по времени учебные задачи, необходимые средства для их успешного решения и становится лично ответственным за ход и результаты работы. Именно в процессе такого обучения могут эффективно формироваться творческие способности детей.

В обучении всегда важно учитывать виды человеческой деятельности: репродуктивной, когда активизируется преимущественно память, актуализируются прежние впечатления и приобретенный опыт деятельности, и продуктивной, что предусматривает получение обучающимися в ходе их познавательной деятельности новых знаний и умений. При этом следует иметь в виду, что не каждая самостоятельная работа обучающихся способна активизировать их мышление и, главное, формировать творческие способности.

Уровнями развития творческих способностей считаются:

Первый уровень - репродуктивный, предполагает прямое воспроизведение знаний и способов деятельности, когда ребенок распознает учебную информацию, может ее описать, дать готовое определение, применить ранее усвоенные способы деятельности, выполнить задание по образцу. Здесь срабатывают преимущественно факторы механической памяти, соответственно, уровень сформированности творческих способностей минимален.

Второй уровень - конструктивный. Он предусматривает уже не воспроизведение, а преобразование приобретенных знаний. Наблюдается перенос известных способов умственных действий в похожие по типу учебные ситуации. При этом происходит не просто накладка одной задачи на другую, а развивается конструктивная способность к аналити-ко-синтетической деятельности.

Третий уровень определяется творческим характером деятельности обучающихся, которые находят новые способы соображений. Ребенок творчески применяет знания в новых нестандартных ситуациях.

Таким образом, формирование творческих способностей личности непременно предполагает внедрение в дошкольную и школьную практику гуманистических принципов образования. Процесс формирования творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста требует взвешенного подхода к удовлетворению их интересов относительно содержания образования. Ошибочным и таким, что противоречит интересам развития творческих способностей ребенка, является механическое расширение программного материала, введение новых учебных предметов, которые являются упрощенным вариантом учебных дисциплин высшего учебного заведения.

Итак, именно развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста с позиций теоретико-методических основ позволяет отвечать вызовам времени, инновационной цифровой экономике и формировать условия для будущего развития демократической России.

Список литературы

1. Александрова В. Г., Богуславский М. В. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм. - М.: МГПУ, 2007. - 311 с.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Владос, 2012. - 106 с.

3. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. - М.: Школьная пресса, 2013. - 144 с.

4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2014. -201 с.

5. Бойко И. Н. Особенности процесса формирования контрольно-оценочных умений учащихся в младшем школьном возрасте // Гуманитарное пространство. - 2016. -Т. 5. - № 1. - С. 19-24.

6. Вилюнас В. К. Творческие дети. - М.: АСТ, 2015. - 177 с.

7. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: Академия, 2013. -224 с.

8. Каракаш Т. К., Мелик-Пашаев А. А. В мире искусства. - М.: Искусство в школе, 2011. - 384 с.

9. Кармакова Т. А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и русского языка // Начальная школа плюс: До и После. - 2003. -№ 3. - С. 48-51.

10. Ляудис В. Я. Структура продуктивного человеческого взаимодействия. - М., 2003. - С. 37-52.

11. Москвина А. С. Причины и профилактика школьной неуспеваемости учащихся начальной школы // Педагогика искусства. - 2015. - № 1. - С. 286-290.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2018. - 688 с.

13. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. -М.: Сфера, 2012. - 214 с.

14. Третьяков А. Л. Информационная компетентность как образовательный феномен // Язык и актуальные проблемы образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2018. - С. 389-392.

15. Лук А. Н. Мышление и творчество. - М., 2016. - 144 с.

16. Левин В. А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2011. - 56 с.

17. Пономарев Я. А. Психология творчества. - М.: Наука, 2010. - 302 с.

18. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. - М.: Прогресс, 2015. - 534 с.

19. Общая психология / под ред. А. Скрипченко, Л. Долинской. - М.: АПН, 2015. - 720 с.

References

1. Aleksandrova V. G., Boguslavskiy M. V. Novye rubezhi pedagogicheskoy realnosti: aksi-ologiya, dukhovnost, gumanizm. Moscow: MGPU, 2007. 311 p.

2. Vygotskiy L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Moscow: Vlados, 2012. 106 p.

3. Baturina G. I., Kuzina T. F. Narodnaya pedagogika v sovremennom uchebno-vospitatelnom protsesse. Moscow: Skolnaya pressa, 2013. 144 p.

4. Bogoyavlenskaya D. B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostey. Moscow: Akademiya, 2014. 201 p.

5. Boyko I. N. Osobennosti protsessa formirovaniya kontrolno-otsenochnykh umeniy uchashchikhsya v mladshem shkolnom vozraste. Gumanitarnoe prostranstvo. 2016, Vol. 5, No. 1, pp. 19-24.

6. Vilyunas V. K. Tvorcheskie deti. Moscow: AST, 2015. 177 p.

7. Druzhinin V. N. Psikhodiagnostika obshchikh sposobnostey. Moscow: Akademiya, 2013. 224 p.

8. Karakash T. K., Melik-Pashaev A. A. V mire iskusstva. Moscow: Iskusstvo v shkole, 2011. 384 p.

9. Karmakova T. A. Razvitie tvorcheskikh sposobnostey mladshikh shkolnikov na urokakh chteniya i russkogo yazyka. Nachalnaya shkola plyus: Do i Posle. 2003, No. 3, pp. 48-51.

10. Lyaudis V. Ya. Struktura produktivnogo chelovecheskogo vzaimodeystviya. Moscow, 2003. Pp. 37-52.

11. Moskvina A. S. Prichiny i profilaktika shkolnoy neuspevaemosti uchashchikhsya nachalnoy shkoly. Pedagogika iskusstva. 2015, No. 1, pp. 286-290.

12. Rubinstein S. L. Osnovy obshchey psikhologii. St. Petersburg: Piter, 2018. 688 p.

13. Stepanov E. N. Pedagogu o sovremennykh podkhodakh i kontseptsiyakh vospitaniya. Moscow: Sfera, 2012. 214 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Tretyakov A. L. Informatsionnaya kompetentnost kak obrazovatelnyy fenomen. In: Yazyk i aktualnye problemy obrazovaniya. Proceedings of International scientific-practical conference. Moscow, 2018. Pp. 389-392.

15. Luk A. N. Myshleniye i tvorchestvo. Moscow, 2016. 144 p.

16. Levin V. A. Vospitanie tvorchestva. Tomsk: Peleng, 2011. 56 p.

17. Ponomarev Ya. A. Psikhologiya tvorchestva. Moscow: Nauka, 2010. 302 p.

18. Guilford J. Tri storony intellekta. Moscow: Progress, 2015. 534 p. (in Russian)

19. Skripchenko A., Dolinskaya L. Obshchaya psikhologiya. Moscow: APN, 2015. 720 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 3

Статья поступила в редакцию 18.01.2019 The article was received on 18.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.