11. Dokladih upravih, zhurnalih Komissii po narodnomu obrazovaniyu i zhurnalih sob-ra-niya. IV -ya ocherednaya sessiya Orenburgskogo gubernskogo zemskogo sobraniya. - Orenburg: Ehlektrotip. Turgayjskogo obl. pravleniya, 1917.
12. Orenburgskoe slovo. - 1916.
Статья поступила в редакцию 15.05.12
УДК 37.036
Tagiltseva N.G. DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF CHILDREN IS IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL AND SCHOOL MUSICAL EDUCATION. The article highlights principles of development of creative activity of children of preschool and junior school age on the lessons of music and musical employments in kindergarten: continuity, integrative, polyartistry. Expands the relationship of these principles, their content.
Key words: creative activity, musical education, principles, continuity, integrative, polyartistry.
Н.Г. Тагильцева, д-р пед. наук, проф. Уральского гос. педагогического университета, г. Екатеринбург, Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются принципы развития творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста на уроках музыки и музыкальных занятиях в детском саду: преемственности, интеграции и полихудожественности. Раскрывается взаимосвязь этих принципов и их содержание.
Ключевые слова: творческая активность, музыкальное образование, принципы, преемственность, интеграция, полихудожественность.
Вопросы преемственности воспитания и образования дошкольников и младших школьников на каждом этапе развития системы отечественного образования чрезвычайно актуальны. Преемственность является основным постулатом образования и воспитания подрастающего поколения, когда ценности культуры наследуются разными поколениями. В настоящее время исследователями, учителями-практиками предлагаются различные пути их решения. Не является исключением и проблема преемственности между школьным и дошкольным образованием. Сегодня авторами рассматривается не только соответствие содержания образования, но и адекватность требований к уровню образованности дошкольников и младших школьников, отраженных в Федеральных государственных требованиях для дошкольных образовательных учреждений (далее ФГТ) и Государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) начального общего образования.
В данной статье раскрываются принципы развития творческой активности детей, которые послужили основой для создания единой программы развития творческой активности детей в детском саду № 586 «Остров детства» и средней общеобразовательной школе № 32 г. Екатеринбурга с углубленным изучением отдельных предметов (одним из таких предметов явилась музыка). Диагностические данные, полученные в ходе замера критериев развитости творческой активности, как дошкольников, так и младших школьников, позволили сделать вывод о ее успешности.
Акцентирование внимания на такой феномен, как «творческая активность» обусловлено необходимостью творческого развития ребенка с дошкольного возраста, когда, по мнению психологов, у него начинает формироваться новый тип деятельности - творческий (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская и др.). В младшем школьном возрасте творческость ребенка в случае эффективного и комфортного обучения и воспитания динамично развивается, выступая стимулом для проявления инициативности, стремления к познанию неизвестного, любознательности. Сформированная творческая активность дошкольника и младшего школьника является залогом успешного обучения детей в старших классах школы и в стенах профессионального учебного заведения.
В ФГОС начального общего образования, в ФГТ к дошкольному образованию особо подчеркивается необходимость развития разных видов активности детей. Интегративные качества личности ребенка-дошкольника, универсальные учебные действия школьников не могут быть сформированы без активности со стороны обучающихся или воспитуемых. «Именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей обучения - знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности» [1, с. 10].
В связи с необходимостью развития творческой активности дошкольников и младших школьников возникает проблема поиска универсального средства для осуществления данного процесса на практике с учетом особенностей детей. Среди множества имеющихся средств выделяется такое, которое доступно как дошкольнику, так и младшему школьнику - это искусство. Его сообразность доказана исследованиями ученых психологического института РАО, которые установили, что способность создавать художественные образы и воспринимать произведения искусства представляет одну из общечеловеческих или родовых способностей. Не каждый человек, имея такую родовую способность, становится поэтом, художником или музыкантом, но впоследствии он проявляет ее в любом виде деятельности (А.А. Мелик-Пашаев).
Одним из видов искусства, используемых в образовательном процессе дошкольников и младших школьников, является музыка. В процессе реализации музыкальной деятельности происходит развитие креативных качеств личности ребенка, связанных с созданием (исполнением, сочинением) и воссозданием (восприятием) художественного образа, в котором воплощается новый взгляд на определенную вещь, переживание реального, жизненного события, отраженного ребенком в художественном продукте, а композитором - в музыкальном произведении.
Для определения направлений деятельности детского сада и школы по развитию творческой активности детей в процессе музыкального образования были выбраны определенные, связанные между собою принципы: преемственность, интеграция и полихудожествненость.
В педагогической науке принцип преемственности реализуется во многих направлениях, в том числе и в направлении установления единых методологических оснований для процесса обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях. Опираясь на современные идеи музыкального образования детей (О.П. Радынова, Г.П. Сергеева, Л.В. Школяр и др.), таким методологическим основанием, единым для музыкального образования дошкольников и младших школьников, стало признание доминантным видом деятельности «восприятие искусства». Известно, что Д.Б. Кабалевский восприятие считал основой музыкального воспитания детей в целом, которое, как считал этот автор, является средством развития музыкальной культуры ребенка. Восприятие является главным моментом в исполнении детьми музыки - пении, пластическом интонировании, ритмическом воплощении сочиненного ребенком музыкального материала. Ребенку, никогда не видевшему поющего или играющего исполнителя, трудно будет освоить эти виды музыкальной деятельности уже потому, что основой обучения дошкольников и младших школьников является, по мнению психологов, подражание. Восприятие-слушание, восприятие-размышление, восприятие-исполнение является тем универсальным видом музыкальной деятельности, который способствует формированию
у детей творческой активности. Научившись воспринимать музыку, ребенок будет воплощать в собственном художественном продукте различные варианты его формосодержания, что является фактором развития его творческой активности.
Принцип преемственности, согласно мнению Л.Г. Савенковой, является на сегодняшний день одним из доминантных в педагогике художественного образования [2]. Он предполагает взаимодействие и взаимосвязь различных компонентов единого педагогического процесса. В практике он реализуется не только в опоре на доминантный вид музыкальной деятельности детей - восприятие, но и на взаимосвязь компонентов урока музыки у младших школьников с музыкальным занятием дошкольников. Что касается взаимосвязи форм музыкального воспитания и образования - урока и занятия, то она реализуется в выборе восприятия в качестве доминантного вида музыкальной деятельности, о чем было сказано выше. Преемственность в музыкальном образовании дошкольников и младших школьников может быть реализована в опоре на еще один важный методологический постулат - взаимосвязь музыки с жизнью. Д.Б. Кабалевский считал эту взаимосвязь самым важным компонентом музыкального образования детей, который является одним из ключевых моментов методических оснований для современных форм музыкального воспитания и образования.
Актуализация восприятия музыки как жизни наиболее ярко раскрывается в такой организации урока или занятия, когда все музыкальное искусство рассматривается с эстетических позиций, а потому определяется как эстетическое восприятие. Восприятие музыкального искусства, считает А.А. Пиличяускас, может протекать по разным типам, в том числе и по художественному или эстетическому. Такое эстетическое восприятие музыки способствует пониманию ребенком и самого себя, и другого человека [3]. «В целостном художественном мире произведения искусства всегда обнаруживаются эмоциональные характеристики изображаемых субъектов. Все они, по замечанию В.В. Медушевского, не могут быть ничьими. За каждым таким эмоциональным отношением, пониманием, чувствованием, эмоционально-смысловой музыкальной интонацией всегда стоит конкретный человек» [4, с. 26]. Поэтому эстетическое восприятие музыкального искусства связано с соотнесением ребенком музыки со своей собственной жизнью и жизнью других людей. Сравнение интонации музыкального искусства с теми эмоциями и чувствами, которые были пережиты ребенком в прошлом, расширяет его музыкальный и жизненный опыт, дает возможность появления нового ракурса видения своего собственного переживания и переживания другого человека - композитора, исполнителя, героя музыкального произведения, является стимулом для создания собственного художественного продукта. Опыт освоенных эмоциональных и эмоционально-смысловых интонаций музыки позволит ребенку проявить собственное
творчество, базирующееся на такой психологически значимой основе, как творческая активность. В дошкольном возрасте этот процесс осознания интонационной основы музыки может касаться в основном эмоциональной составляющей музыкальной интонации (собственная эмоция, переживания и чувства героя), а в младшем школьном - эмоционально-смысловой (пережитая эмоция дает возможность воссоздавать по эмоции тот или иной художественный образ, воплощенный в музыкальном произведении).
Принцип полихудожествнености тесно связан с двумя выше названными принципами - преемственности и интегративности. Этот принцип, по мнению Б.П. Юсова, предполагает освоение ребенком творчества не в русле одного вида искусства, а в выходе за пределы отдельных его видов в творчество, связанное с жизнью, с окружающим ребенка миром. Поэтому средства одного, конкретного вида искусства могут быть востребованы в таком виде творчества, которое базируется на другом виде искусства. Когда цвет, форма, светотень, композиция и т.д. (характерные средства выразительности изобразительного искусства) или скороговорка, закличка, считалка (формы детского литературного творчества) используются в музыкальной деятельности детей. Характеризуя полихудожественный принцип художественного образования детей, Б.П. Юсов пишет: «Дети должны пройти через полифоническую палитру возможностей художественной формы» [5, с. 115]. Освоение ребенком различных вариантов художественных форм позволяет расширить творческие возможности в любом виде искусства, в том числе, в музыкальном.
Выбор данного принципа для успешного развития творческой активности дошкольников и младших школьников обусловлен и еще одним важным обстоятельством. «Все искусства имеют единую основу, их пронизывают единые законы восприятия» [5, с. 115]. Эти единые законы восприятия действуют при слушании ребенком музыки, при просмотре им картин, восприятии литературных произведений. В дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте все эти законы равнозначны и равносильны, дети данного возраста одинаково предрасположены ко всем видам искусства и ко всем видам художественной деятельности. Эта предрасположенность является психологической основой для введения принципа полихудожествнености в процесс музыкального образования детей.
Выявленные принципы развития творческой активности дошкольников и младших школьников составляют целостную взаимосвязанную теоретическую структуру. Каждый принцип, взятый в отдельности, обеспечивает положительную динамику развития творческой активности дошкольников и младших школьников, но взятые в единстве, они способствуют целостному развитию личности ребенка во временной последовательности от дошкольного детства - к начальному общему образованию.
Библиографический список
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володорская [и др.]. - М., 2011.
2. Савенкова, Л.Г. Интегрированный подход к процессу в школе как одно из важных направлений современной художественной педагогики [Э/р]. - Р/д: // Art iso.ru. 2009, №1.URL: http://art.ioso.ru/integ_podhod.htm
3. Пиличяускас, А.А. Познание музыки как педагогическая проблема // Музыка в школе. - 1989. - № 1.
4. Тагильцева, Н.Г. Эстетическое восприятие детьми музыкального искусства: моногр. Lap Lambert Academic publishing, 2011.
5. Юсов, Б.П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма) // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Астрахань, 1997.
6. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. Начальные классы. - М., 2002.
Bibliography
1. Asmolov, A.G. Kak proektirovatj universaljnihe uchebnihe deyjstviya v nachaljnoyj shkole. Ot deyjstviya k mihsli: posobie dlya uchitelya /
A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodorskaya [i dr.]. - M., 2011.
2. Savenkova, L.G. Integrirovannihyj podkhod k processu v shkole kak odno iz vazhnihkh napravleniyj sovremennoyj khudozhestvennoyj pedagogiki
[Eh/r]. - R/d: // Art iso.ru. 2009, №1.URL: http://art.ioso.ru/integ_podhod.htm
3. Pilichyauskas, A.A. Poznanie muzihki kak pedagogicheskaya problema // Muzihka v shkole. - 1989. - № 1.
4. Tagiljceva, N.G. Ehsteticheskoe vospriyatie detjmi muzihkaljnogo iskusstva: monogr. Lap Lambert Academic publishing, 2011.
5. Yusov, B.P. Strategiya vzaimodeyjstviya iskusstv v vospitanii shkoljnikov (novaya paradigma) // Vzaimodeyjstvie iskusstv: metodologiya,
teoriya, gumanitarnoe obrazovanie: materialih mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Astrakhanj, 1997.
6. Programmih obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj: Muzihka. Nachaljnihe klassih. - M., 2002.
Статья поступила в редакцию 15.05.12
2G7