Научная статья на тему 'Возрастные особенности формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста'

Возрастные особенности формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3979
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ОДАРЕННОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ОСНОВНАЯ ШКОЛА / CREATIVE PERSONALITY / GIFTEDNESS / CREATIVITY / CREATIVE ABILITIES / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FACTORS / PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко Дарья Павловна

В статье обосновывается необходимость развития творческой личности на современном этапе, предпосылки которой закладываются в процессе школьного обучения. Рассматриваются направления психологической диагностики творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста, определяются основные составляющие становления творческой личности. Доказывается влияние разных социально-психологических факторов на развитие креативности школьников. Раскрывается значение обучения в основной школе для развития творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE FEATURES OF THE FORMATION OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS OF MIDDLE SCHOOL AGE

The article substantiates the need for the development of a creative personality at the present stage, the prerequisites of which are laid in the process of school education. The directions of psychological diagnostics of creative abilities of students of middle school age are considered, the main components of the formation of a creative personality are determined. The influence of various socio-psychological factors on the development of schoolchildren’s creativity is proved. The importance of studying in a primary school for the development of creative abilities is revealed.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста»

Список литературы /References

1. Макаров А.Л., Макарова Е.В. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов сельского хозяйства // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. № 2 (5), 2007. С. 85-90.

2. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. 2-е изд. М: Советский спорт, 2004. 464 с.

3. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинична. М.: Гардарики, 2000. 448 с.

4. Барабанова В.Б. Человек в контексте современного спорта // Фундаментальные исследования, 2009. № 2. С. 59-62.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Терещенко Д.П. Email: [email protected]

Терещенко Дарья Павловна - студент бакалавр, кафедра социально-художественного образования, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация: в статье обосновывается необходимость развития творческой личности на современном этапе, предпосылки которой закладываются в процессе школьного обучения. Рассматриваются направления психологической диагностики творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста, определяются основные составляющие становления творческой личности. Доказывается влияние разных социально -психологических факторов на развитие креативности школьников. Раскрывается значение обучения в основной школе для развития творческих способностей.

Ключевые слова: творческая личность, одаренность, креативность, творческие способности, социально-психологические факторы, основная школа.

AGE FEATURES OF THE FORMATION OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS OF MIDDLE SCHOOL AGE Tereshchenko D.P.

Tereshchenko Daria Pavlovna - student bachelor, DEPARTMENT OF SOCIAL AND ARTISTIC EDUCATION, SURGUT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SURGUT

Abstract: the article substantiates the need for the development of a creative personality at the present stage, the prerequisites of which are laid in the process of school education. The directions ofpsychological diagnostics of creative abilities of students of middle school age are considered, the main components of the formation of a creative personality are determined. The influence of various socio-psychological factors on the development of schoolchildren's creativity is proved. The importance of studying in a primary school for the development of creative abilities is revealed.

Keywords: creative personality, giftedness, creativity, creative abilities, social and psychological factors, primary school.

УДК 37.036.5

На современном этапе развития общества, в новых социально-экономических условиях особое внимание уделяется формированию личности граждан. В связи с этим выявление и развитие творческой одаренности личности имеет существенное значение для дальнейшего существования всего общества на основе разработки новейших технологий, внедрение которых обеспечивает интеллектуальный потенциал нации. Важной становится также самореализация конкретного человека, от которого напрямую зависит его будущее.

Учитывая указанное, кардинальные изменения, которые происходят в последнее время в обществе, диктуют необходимость обновления системы образования, что, прежде всего, связано с необходимостью в выявлении, развитии и использовании творческих способностей личности. В соответствии с ФГОС ООО отмечается необходимость разработки теоретических и практических аспектов проблемы формирования личности ребенка, создание благоприятных условий для развития его творческого потенциала в контексте особого творческого качества, нестандартности и оригинальности мышления, потребности в творческой самореализации, особенно в условиях современного общества, повседневной жизни, в ситуации постоянных непредсказуемых изменений.

В возрастном развитии ребенок должен пройти ряд этапов социального существования (детский сад, начальная школа, основная школа и т.д.), на каждом из которых он испытывает определенные трудности. Именно от положительного решения проблемы адаптации на каждом из этих этапов, прежде всего в условиях учебного заведения, от развития творческих способностей ребенка зависит дальнейшее его развитие [3, а17].

К сожалению, именно в школьные годы ребенок теряет те большие творческие способности, которыми его искренне наградила природа. При этом воспитание, среда, что его окружает, могут по-разному влиять как в положительном, так и в отрицательном направлении на раскрытие творческих способностей ребенка, которые у него есть или скрытые, то есть могут их не только развивать, но и тормозить.

Особую актуальность приобретает проблема развития креативности, то есть творческого мышления, на этапе среднего школьного возраста, поскольку именно в этот период, как правило, связан с существенными осложнениями. Условия обучения в основной школе выдвигают ребенку высокие требования как к интеллектуальному, так и личностному развитию, а также к овладению учебными знаниями. Между тем уровень развития детей в этом возрасте не одинаков: в одних он отвечает условиям успешного обучения и развития, а в других - едва достигает допустимого предела, что способствует появлению разного рода трудностей у детей, осложняется поступлением ребенка в подростковый возраст, изменением классного руководителя, появлением новых учителей-предметников, а также кабинетной системой обучения. Между тем средний школьный возраст определяется сенситивным периодом для развития творческого мышления детей. Именно в этот период у ребенка формируется способность к творчеству, которая связана с определенной сферой деятельности человека. Вот почему изучение факторов, влияющих на развитие и проявление творческих задатков в среднем школьном возрасте, является особенно актуальным.

Анализ исследований и публикаций. В психологической науке представлен значительный теоретический и эмпирический материал по различным аспектам исследования творческих способностей. Сущность и природу творческих способностей было изучено многими отечественными (Д.Б. Богоявленская, Л.Л. Турова, Л.Б. Ермолаева-Томина, Н.С. Лейтес, O.М.Матюшкин, В.А. Моляко, Я.А. Пономарев, А.К. Тихомиров и др.) И зарубежными (Э. де Боно, М. Вертгеймер, Д. Гилфорд, Р. Дилтс, К. Дункер, P. Стернберг, П. Торренс и др.) учеными, которые

уделяли внимание определению их структурных компонентов, механизмов, а также критериев диагностического оценивания.

Авторы подчеркивают, что к составляющим элементам творческих способностей относятся оригинальность, креативность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, большая работоспособность, способность, что приводит к успеху. Кроме того, было уделено достаточное внимание исследованиям творческих способностей в различных видах деятельности (Л.С. Выготский, А.Л. Галин, Н.Ю. Хрящевая и др.).

Постановка задачи. На основе изложенного можно сформулировать задачи исследования, которое заключается в раскрытии особенностей развития личности детей среднего школьного возраста.

Изложение основного материала. Следует отметить, что подростковый возраст характеризуется существенными изменениями в психике ребенка. При этом изменяются сложившиеся ранее жизненные понятия, а также благодаря развитию нового уровня мышления меняются другие психические процессы. Школьное обучение в средних классах способствует развитию творческого мышления в доступных этому возрасту формах. В начальной школе дети только знакомятся с учебной деятельностью, а в средней - уже осваивают основы самостоятельных форм работы, в них более активно развиваются познавательная и интеллектуальная сферы. Подростков отличает повышенная познавательная активность, расширение объема знаний, появление новых мотивов обучения, что дает возможность заниматься самостоятельной творческой работой. Существенные сдвиги происходят также и в развитии самосознания учащихся, происходит активное становление личности. Вот почему переход к основной школе может стать для ученика началом новой жизни, новых творческих успехов, раскрытием новых граней характера, собственных возможностей, скрытых ресурсов. Все это в комплексе является существенным основанием для развития творческих способностей.

Начатые в литературе подходы позволяют определить содержание понятий «креативный потенциал» и «творчество». Установлено, что креативный потенциал представляет собой сложную подсистему, которая тесно переплетается с другими структурными составляющими психики, в основе которых лежат творческие процессы. Современная психологическая и педагогическая науки рассматривают творчество как целенаправленную деятельность, следствием которой является открытие нового, отвечающего потребностям времени; как деятельность, направленную на создание материальных и духовных ценностей, усвоение имеющегося богатства культуры. Согласно взглядам В.А. Моляко, под творчеством следует понимать процесс построения, открытие чего-то нового, ранее неизвестного для конкретного субъекта. При этом, подчеркивает автор, центром творчества, ее основой будет сама личность [2, с.7].

Итак, составными элементами творческого потенциала личности определены: открытость новому, любознательность, способность к нестандартным решениям; доминирование познавательных интересов; скорость в усвоении новой информации; интеллект; настойчивость, целеустремленность, решительность (Д.Б. Богоявленская, Э. де Боно, Н.В.Кузьмина, О. Матюшкин, В.А. Моляко, В.Д. Шадриков и др.). Также было установлено, что значительную роль в формировании творческого потенциала личности играют его личностные качества (когнитивные, эмоциональные, волевые) способности, жизненная компетентность; определенные умения, прежде всего конструктивные, коммуникативные, организационные.

Следует отметить, что система школьного обучения в некоторых случаях имеет способность заблокировать, а не проявлять творческие способности учащихся (Л. Артемова, Е. Торренс Дж. Гилфорд, Ю. Пенех и др.). Практика работы общеобразовательных школ свидетельствует, что креативные дети быстро проходят начальный этап интеллектуального развития и проявляют сопротивление всем видам

нетворческий работ, что очень часто негативно оценивается самими учителями. Вот почему развитие творческих способностей приобретает особую значимость именно в обучении детей в основном звене школы.

Переход с начальной школы в основную - очень важный момент в жизни школьника, поскольку в новых условиях его обучения и даже существование все для него становится новым и малознакомым: учителя, форма обучения, которая в основной школе становится предметной, количество и сложность учебных дисциплин, кабинетная система, иногда и одноклассники. В такой ситуации на среднем школьном этапе приходится нелегко: и интересно, и тревожно, поскольку ребенок сам еще не понимает своего нового состояния, не оценивает адекватно свой потенциал, появляется желание заявить о себе, чтобы быть принятым не только в коллективе подростков, но и новыми учителями-предметниками. Вот почему от того, насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям основной школы, зависит прежде всего сформированность соответствующих умений и навыков, которые, на наш взгляд, будут существенно влиять на развитие творческих способностей школьника [4, с.22-24].

Особое значение на этом переходном этапе приобретает проблема психологической диагностики творческих способностей ребенка и далее -определение влияния различных социально-психологических факторов на развитие его креативности. Между тем, по нашим данным, в этот возрастной период показатели креативности (скорость, гибкость, оригинальность, изобретательность разработки) растут, но под влиянием определенных социально-психологических факторов и в результате создания благоприятных условий.

Установлено, что для развития креативности необходим определенный уровень умственных способностей, впрочем, интеллектуальная одаренность является существенным, но недостаточным, условием творческой активности личности.

Между тем недостаточный уровень интеллектуального развития обучающихся среднего школьного возраста значительно затрудняет их обучение в основной школе, ведь интеллект является важным условием усвоения учебного материала. Наибольшие трудности при этом испытывают школьники, у которых недостаточно развиты умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование). Дети, которые включаются в организованную учебную деятельность с недостаточно развитыми мыслительными операциями, испытывают значительные трудности не только на первом этапе учебной деятельности, но и на всех последующих. Кроме того, формирование поведения ребенка и выбор путей достижения им определенных целей происходят только по многократному сопоставлению различных вариантов его деятельности и анализе всех исходных понятий и ситуаций. Очевидно, главную роль в этих процессах играет мышления.

Впрочем, то, насколько легко и быстро подросток приспособится к условиям основной школы, зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от сформированности умений и навыков, которые определяют процесс адаптации, в частности умений осознавать требования учителя и отвечать им, устанавливать межличностные отношения с педагогами, принимать и соблюдать правила жизни класса и школы; навыков общения и достойного поведения с одноклассниками, общей (коллективной) деятельности, самостоятельного решения конфликтов мирным путем, самоподдержания, адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Итак, от уровня готовности школьника к обучению в основной школе во многом зависит эффективность процесса адаптации на этом этапе, также в значительной мере определяет успешность всей учебной деятельности подростка, сохранения его физического и психического здоровья, развитие его творческих способностей. Ведущую роль в этом процессе играет интеллектуальная готовность, что проявляется

прежде всего в достаточном уровне развития мышления и сформированности основных мыслительных операций.

При этом развитие мышления предполагает решение следующих задач:

- стимулирование учебно-познавательной активности учащихся;

- ознакомление учащихся с основными умственными действиями (операциями)

- формирование мыслительных операций на понятийном уровне;

- формирование умения решать задачи в интеллектуальном плане, то есть без опоры на наглядность и реального манипулирования объектами;

- развитие умений и навыков решения сложных по структуре умственных задач, что предусматривает использование всех умственных операций;

- формирование способности к переносу приемов мыслительной деятельности на другие области знаний;

- формирование произвольности и рефлексии умственной деятельности;

- формирование целостной психологической основы, необходимой для обеспечения успешного обучения в основной школе и дальнейшего развития ребенка как личности;

- формирование положительных личностных характеристик путем развития когнитивной сферы [4, с. 47].

Рост умственных и физических сил, который наблюдается в подростковом возрасте, значительно меняет характер активности учащихся: их начинают привлекать занятия, требующие от них определенного упорства и самостоятельности, что достаточно часто проявляется в интересе к умственным играм и упражнениям. Это создает благоприятные условия для развития в них умственных способностей, существенные внутренние предпосылки которых кроются в свойствах активности и саморегуляции высшей нервной деятельности.

Развитие и формирование творческого мышления также в значительной степени зависят от методов обучения, используемых в учебном процессе. Большинство детей имеет большие познавательные возможности и высокую восприимчивость к обучению, следовательно, при условии проведения соответствующей развивающей работы можно достичь в них достаточно высокого уровня развития умственных способностей. Особое значение при этом приобретают методы проблемного и развивающего обучения, ролевые и деловые игры, а также стили педагогического общения, способствующие раскрепощенности учащихся и повышению их самостоятельности.

Особое внимание следует уделять созданию положительного эмоционального фона у детей раскованности, интереса, желания научиться выполнять предложенные задания. Осознание учениками собственных успехов способствует раскрытию их возможностей, творческих способностей, повышению самооценки и уверенности в себе.

Во время работы могут использоваться следующие приемы:

- упражнения для разминки; умственные задачи с постепенным повышением уровня сложности;

- умственные задачи с недостаточной или избыточной условием;

- умственные задачи, требующие творческого подхода к решению; интеллектуальные игры;

- самодиагностика и организация обратной связи;

- анализ и обсуждение проблемных ситуаций [4, с. 47].

На наш взгляд, главным фактором, который в основном определяет развитие творческого мышления подростка, смысл и характер взаимоотношений подростка с взрослыми, а также позиция взрослого в этом общении. Особенно это проявляется именно в подростковом возрасте, в переходный период, когда происходит адаптация школьника к основной школе, поскольку трудности этого периода могут блокировать проявление у него творческих способностей.

Важную роль в развитии творческих способностей подростка играет реализация им своей индивидуальности, поскольку раскрытие творческих возможностей

школьника зависит от его внутреннего потенциала, понимание им своих способностей, то есть своего «Я» в форме самосознания. От того, как подросток будет воспринимать себя, как будет оценивать себя и свои возможности, зависит его успешность приспособления к условиям обучения в основной школе. Именно школа должна быть главным фактором, который обеспечивает развитие личности ученика, его творческого потенциала, способности к творчеству вообще.

Выводы из проведенного исследования. Полученные нами данные позволяют сделать следующие выводы:

1. Формирование личности школьника осуществляется в целостном учебно -воспитательном процессе учебного заведения.

2. Рост всех показателей креативности ребенка происходит именно в период обучения в основном звене школы. При этом больше всего растут показатели скорости, гибкости, оригинальности. Впрочем, это возможно только в результате их постоянного развития и под влиянием благоприятных социальных и психологических условий, обеспечивающих это развитие.

3. На рост показателей креативности могут повлиять: специфичность информации, которую получает ребенок, объем знаний внешнего (предметного) мира, собственно производительный процесс, а также взаимоотношения с определенной социальной группой, уровень самосознания подростка, его общее психическое развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте.

4. Уровень творческих способностей школьника определяется не только психологической, но и физиологической природой ребенка.

5. Необходимым условием развития творческого потенциала подростков в условиях учебного заведения является разработка комплекса методов его определения, изучение, осознание учащимися с целью дальнейшего прогнозирования их достижений. Составными элементами процесса формирования творческой личности определяются следующие:

- вера в дар и творческие способности каждого ученика;

- всестороннее развитие школьника;

- глубина знаний, постоянство умений и навыков как фундамента творчества;

- виды творческой работы в школе;

- творческий подход со стороны учителя.

6. Структурными элементами педагогической системы формирования творческой личности могут быть природа, сопереживание, творческая мысль (прежде всего самостоятельная), творческая работа.

7. В развитии творческих способностей школьников существенное значение приобретает создание творческой атмосферы как дома, так и в школе.

8. Активизация творческих способностей школьников требует проведения специально организованной работы, направленной на развитие у них понятийного мышления путем формирования основных мыслительных операций. Реализация этой цели осуществляется благодаря внедрению в работу с учащимися пятых-восьмых классов системы занятий по специально разработанной коррекционно-развивающей программе.

9. Экспериментально доказана возможность и эффективность целенаправленного формирования умственных операций, развития творческих способностей у подростков путем решения ими соответствующей системы коррекционно -развивающих задач. Под формированием умственных операций понимается выработка определенных умений и навыков по использованию законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умение осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую, прогнозировать развитие явлений и умение делать выводы.

Список литературы /References

1. Гергель Е.Л. Психологические особенности формирования креативных способностей в подростковом возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: спец. 19.00.07 «Педагогическая и возрастная психология» / Е.Л. Гергель. М., 2007. 20 с.

2. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач / В.А. Моляко. М.: Советская школа, 1983. 95 с.

3. Пивоварова А.В. Методы развития творческого мышления / А.В. Пивоварова // Практическая психология и социальная работа. 2007. №2, С. 52-54.

4. Татьянчиков А.А. Формирование мыслительных операций как средство адаптации подростков к обучению в основной школе: дис. ... канд. психол. наук: спец. 19.00.07 «Педагогическая и возрастная психология» /А.О.Татьянчиков. Славянск, 2013. 252 с.

5. Татьянчиков А.А. Мыслительные операции в контексте адаптации учащихся к обучению в основной школе: [метод, реком. пед. работникам СОШ и практической. психологам. Славянск: Изд-во Б.И. Маторина, 2015. 114 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.