Научная статья на тему 'Использование игровых технологий в подготовке студентов психолого-педагогического направления'

Использование игровых технологий в подготовке студентов психолого-педагогического направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / игровые технологии / психолого-педагогическое направление. / professional education / game technologies / psychological and pedagogical direction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щелина Светлана Олеговна, Чудакова Анна Олеговна

В статье рассматриваются актуальность использования игровых форм в процессе подготовки студентов психолого-педагогической направленности, приводятся примеры практического применения деловых, ролевых, приключенческих и настольных игр в обучении и воспитания студентов Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щелина Светлана Олеговна, Чудакова Анна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF GAME TECHNOLOGIES IN THE PREPARATION OF STUDENTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIRECTION

The article considers the relevance of the use of game forms in the process of training students of psychological and pedagogical orientation, provides examples of practical application of business, roleplaying, adventure and Board games in the training and education of students of the Arzamas branch of the NSU. N.I. Lobachevsky.

Текст научной работы на тему «Использование игровых технологий в подготовке студентов психолого-педагогического направления»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Щелина Светлана Олеговна (Арзамас, Россия), старший преподаватель, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал). E-mail: svetikol91@mail.ru

Чудакова Анна Олеговна (Арзамас, Россия), ассистент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал). E-mail: chudakova.2014@inbox.ru

Аннотация. В статье рассматриваются актуальность использования игровых форм в процессе подготовки студентов психолого-педагогической направленности, приводятся примеры практического применения деловых, ролевых, приключенческих и настольных игр в обучении и воспитания студентов Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Ключевые слова: профессиональное образование, игровые технологии, психолого-педагогическое направление.

THE USE OF GAME TECHNOLOGIES IN THE PREPARATION OF STUDENTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIRECTION

Shchelina Svetlana Olegovna (Arzamas, Russia), senior lecturer, National research Nizhny Novgorod state University N.I. Lobachevsky (Arzamas branch). E-mail: svetikol91@mail.ru

Chudakova Anna Olegovna (Arzamas, Russia), assistant, National research Nizhny Novgorod state University N.I. Lobachevsky (Arzamas branch). E-mail: chudakova.2014@inbox.ru

Abstract. The article considers the relevance of the use of game forms in the process of training students of psychological and pedagogical orientation, provides examples of practical application of business, role-playing, adventure and Board games in the training and education of students of the Arzamas branch of the NSU. N.I. Lobachevsky.

Keyword: professional education, game technologies, psychological and pedagogical direction.

Современный рынок труда предъявляет высокие требования к компетенциям выпускника высшего учебного заведения. Независимо от специфики осваиваемой профессии работник должен обладать такими качествами, как инициативность, гибкость мышления, многозадачность, мобильность и опытность, чему препятствует сразу несколько педагогических противоречий. Следовательно, перед образованием стоит задача в обязательном порядке использовать практико-ориентированные технологии, среди которых С.С. Полисадов и М.М. Олесова выделяют следующие группы: интерактивное, контекстно-компе-тентностное, модульное и саморегулируемое обучение [4, 5].

В процессе профессиональной подготовки студентов психолого-педагогической направленности особый интерес представляет применение различных игровых форм работы. Особенно это актуально в контексте теории поколений, согласно которой современные студенты, преимущественно относящиеся к поколению Z, склонны к эмоциональной незрелости, уходу от проблем реального мира в мир «сетевой» [6]. Исходя из этой позиции сюжетно-ролевые и приключенческие игры могут предоставить юношам и девушкам необходимый и в то же время желанный для них социальный опыт, стать комфортной средой для переживания ситуации успеха и развития профессионально-значимых личностных качеств.

Одним из ранних и наиболее полных трудов о природе и значении игровой деятельности в жизни человека стала книга Йохана Хёйзинга «Homo ludens» («Человек играющий», 1938 г.). Однако в российском профессиональном образовании первая деловая игра была разработана уже в 1932 г. Марией Бирштейн для подготовки кадров управленцев [1]. С указанного периода игровые технологии развивались по форме и

содержанию, значительно расширяя сферы применения, в том числе в контексте профессионального образования.

В настоящее время в педагогической литературе разрабатываются различные подходы к классификации игр: функциональный, содержательный, структурный. По содержательному признаку игры систематизируют как познавательные, музыкальные, деловые, спортивные и т.д. В процессе вузовского обучения П.К. Дуркин и М.П. Лебедева выделяют следующие функции игр: воспитательные, социально-ориентирующие, организационно-деятельностные, побудительно-стимулирующие, коммуникативные, психокоррекционные, рефлексивные, обучающие, развивающие, стимулирующие функции саморазвития личности. Среди преимуществ рассматриваемых форм обучения и воспитания можно отметить диагностические, формирующие и контрольно-оценочные возможности игры в отношении личности студента и его профессионально-значимых качеств [3].

В своих исследованиях потенциала игры как педагогической технологии в высшем образовании Н.А. Берг, Н.А. Дегтярёва, К.Д. Красовский, С.А. Шаронова особое внимание уделяют следующим формам: анализу конкретных производственных ситуаций, или ситуационных задач, разыгрыванию ролей, деловым играм, инциденту, анализу входящей почты и т.д. Их общим характерным признаком является то, что активное «сближение» с предметом познания опосредовано активностью диалогического общения, обсуждения, выработки обучающимися коллективного решения [2].

В работе со студентами широкое распространение получили следующие виды игр: дидактические, спортивные, деловые, ролевые, имитационные, настольные и другие. Кроме того, перечисленные технологии включают в себя элементы иных методов социально-психологического обучения — тренингов, мозгового штурма, психодрамы, исследовательского метода фокус-групп, дискуссий, круглого стола, диспута и других.

Рассматривая опыт обучения на психолого-педагогическом факультете Арзамасского филиала ННГУ, стоит отметить активное использование преподавательским составом вышеперечисленных интерактивных методов в рамках как воспитательного, так и образовательного блоков. Однако квест, сюжетно-ролевые и настольные игры до недавнего времени применялись достаточно редко. Это связано со специфичностью данных технологий, заключающейся в оторванности игровой задачи от педагогической, что требует развитые способности к рефлексии у игроков, а также необходимости затрат временных, материальных и творческих ресурсов.

Наибольшую распространенность в обучении студентов психолого-педагогического направления получили анализ проблемной ситуации, кейс-технологии, ролевые и деловые игры. В последних, реализуемых нами, в отличие от ролевых игр, студенты работали преимущественно в группах и достигали общую для всех групп цель, каждая группа достигала цели разными путями, а затем совместно приходили к общему решению. Деловые игры также были направлены преимущественно на ознакомление студентов с их будущей профессиональной деятельностью.

Данные игровые технологии применялись на разных предметах, связанных с будущей профессией студентов. В деловых играх были представлены ситуации, с которыми могут встретиться социальные педагоги и психологи: случаи, связанные с работой с неблагополучными семьями, различные проблемы в отношениях между начальниками и подчиненными, конфликтные ситуации в школе, конфликты между сослуживцами и др.

Задания в деловых играх строились преимущественно по такому типу:

1) представление ситуации участниками, которым заранее были розданы роли (в обсуждении они участия не принимали);

2) остальные участники делятся на команды и внимательно изучают проблемную ситуацию;

3) в процессе игры каждая команда может задавать определенное количество уточняющих вопросов участникам ситуации;

4) за ограниченное время группы выдвигают гипотезу относительно того, в чем состоит суть проблемы, и план дальнейшей работы;

5) по завершению времени каждая команда представляет свой вариант решения проблемы;

6) в заключение происходит обсуждение всех предложенных вариантов, и в итоге выбирается один, наиболее правильный в этой ситуации, вариант решения проблемы.

Таким образом, в результате применения данной игровой технологии студенты не только погружаются в профессиональную деятельность, но и учатся работать в команде, выдвигать гипотезы относительно возникшей проблемы, продумывать варианты решения задачи в относительно короткие сроки, анализировать свои и чужие способы разрешения возникшей ситуации, применять анализ, синтез и рефлексию.

Для того, чтобы лучше подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности, с ними проводились ролевые игры, где они могли примерить на себя роль профессионального психолога-консультанта и роль клиента. Данные игры проводились на занятиях по предметам «Основы психологического консультирования», «Возрастно-психологическое консультирование» и др. На занятиях со студентами разбираются и проигрываются ситуации, которые могут происходить в работе у каждого специалиста: конфликты в семейных парах, недопонимание между детьми и родителями, неуверенные в себе взрослые, дети, страдающие от развода родителей, и т.п. Каждый студент на протяжении всего цикла игровых занятий пробует себя в роли психолога. Основная задача во время данных игр — это выявить истинный запрос клиента и построить дальнейшую работу с ним.

Такие занятия помогают студентам попробовать себя в качестве специалиста-психолога, научиться проводить первичные консультации, ставить и в дальнейшем подтверждать или опровергать гипотезы об истинных запросах клиентов, применять различные психодиагностические методы исследования во время проведения консультаций, а самое главное — не бояться своей будущей профессии.

Сюжетно-ролевые игры, как и квест («приключенческая игра»), чаще всего используются на психолого-педагогическом факультете в контексте решения командообразующих или воспитательных задач. В первом случае они могут применяться в начале обучения в рамках адаптивного лагеря для первокурсников и, как правило, имеют простой сюжет, включая в себя в качестве заданий элементы тренинга и веревочного курса.

Примером второго случая служит квест «Я выбираю профессию» (для учащихся общеобразовательных школ), подготовленный и реализованный самими студентами психолого-педагогического факультета под руководством преподавателей. В рамках данного мероприятия, традиционно проходящего в период школьных каникул, подростки посещают Арзамасский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского и в игровой форме знакомятся с направлениями подготовки, каждому из которых соответствует станция квеста.

Таким образом, рассматриваемый вид игры выступает в качестве одного из способов решения профориентационных задач в воспитании учащихся школ, и в то же время является педагогическим методом для получения опыта и оттачивания навыка реализации соответствующего направления психолого-педагогической деятельности для студентов.

Настольные игры также являются любимой формой работы студентов на занятиях. Учащиеся изучают настольные игры как способ диагностической и коррекционной

работы с разными категориями людей: детьми, подростками, взрослыми, семьей и др. Кроме того, в рамках занятий студентами были разработаны самостоятельно настольные игры для работы с семьями группы риска («Остров мечты», «Семейное интервью») и профориентационной работы с подростками («Профессиональный крокодил», «Героическая профессия»).

Среди практических примеров использования настольных игр как арт-терапевти-ческой и педагогической технологии может быть рассмотрена организация масштабного мастер-класса для 100 воспитанников МБУ ДО ДООЦ «Водопрь» г. Арзамаса.

Студентами психолого-педагогического факультета был подготовлен раздаточный материал для изготовления настольных игр в группах от двух до шести человек. Несмотря на возраст (от 8 до 15 лет), всем детям был предоставлен одинаковый набор канцтоваров, различных тематических (сказочных, фантастических и т.п.) вырезных заготовок для коллажа и алгоритм создания настольной игры «ходилки». За каждой из рабочих подгрупп был закреплен наблюдатель с возможностью помощи, которая, как показала практика, требовалась на первом этапе для уточнения правил и в редких случаях предпреждения конфликтов между детьми. В дальнейшем между студентами-организаторами была проведена групповая рефлексия, где особое внимание уделялось способам взаимодействия в команде между детьми различных возрастов и сравнению особенностей в построении сюжета, определении игровых целей и творческих решений как важного аспекта формирования личностных ресурсов ребенка.

Несмотря на то, что сама игра как педагогическая технология не является инновационной, среди трендов современного профессионального образования можно выделить геймификацию, заключающуюся в поиске новых способов применения потенциала игры в обучении и воспитании.

В ходе обучения студентов психолого-педагогической направленности деловые, ролевые, настольные игры и квест, выступающий своеобразным синтезом командной и сюжетно-ролевой игры, имеют особое значения, так как в основе своей предполагают получение социального опыта, являющегося ключевым в помогающих профессиях — психолога, педагога-психолога, социального педагога, социального работника. Рассмотренные технологии позволяют развить необходимые организаторские навыки, способы взаимодействия с различными категориями населения, с коллегами в рамках не только учебной и производственной практики, но и в процессе освоения дисциплин.

Социализирующий компонент, возможность для оценки личностного роста студента преподавателем и мотивационный потенциал, высокая вероятность заинтересовать обучающегося являются весомыми доводами при выборе игровой технологии в подготовке студентов психолого-педагогической направленности.

Литература

1. Аникеева О.А., Сизикова В.В., Фомина С.Н. Игровые технологии в профессиональном обучении специалистов социальной сферы: специфика, потенциал, алгоритм организации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 4 (52).

2. Берг Н.А., Дегтярева Н.А. Деловая игра как средство организации познавательной деятельности студентов в вузе // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2016. № 4 (37).

3. Дуркин П.К., Лебедева М.П. Игры как средство обучения и воспитания студентов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1.

4. Олесова М.М. Применение практико-ориентированных технологий обучения в вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7-2 (73).

5. Полисадов С.С. Практико-ориентированное обучение в вузе // Уровневая подготовка специалистов: электронное обучение и открытые образовательные ресурсы: сборник трудов I Всероссийской научно-методической конференции. — Томск, 20—21 марта 2014 г. — Томск: Изд-во ТПУ, 2014. - С. 349-352.

6. Сапа А.В. Поколение Ъ — поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2.

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД

Югфельд Ирина Александровна (Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, Институт педагогики и психологии Московского городского педагогического университета.

Аннотация. В статье представлен вариант использования теории поколений в психолого-педагогической подготовке студентов. Приведены результаты диагностики учителей, их отношение к теории. Автор показал, что знакомство студентов с основными характеристиками поколений полезно для самопознания, грамотного общения с родителями школьников, организации адекватного образовательного процесса, предупреждения конфликтных ситуаций с учетом специфики учащихся.

Ключевые слова: теория поколений, милениалы, «снежинки», педагогическая практика, диагностика, школьные учителя

THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS FOR PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY: AN INTERGENERATIONAL APPROACH

Yugfel'd Irina Alexandrovna (Moscow, Russia), candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Institute of pedagogy and psychology, Moscow city pedagogical University.

Abstract. The article presents the use of the theory of generations in psycho-pedagogical training of students. The results of diagnostics of teachers and their attitude to the theory are presented. The author has shown that familiarity of students with the main characteristics of generations is useful for self-knowledge, competent communication with parents of school children; organization of an adequate educational process, prevention of conflict situations taking into account the specifics of students.

Keywords: theory of generations, millennials, "snowflakes" pedagogical practice, diagnostics, school teachers.

Для образовательной среды современной школы характерна высокая степень гетерогенности: одновременно в классе находятся дети, чье развитие соответствует норме, и школьники с проблемами в физическом и психическом здоровье, учащиеся разных национальностей, конфессий, культур, языков. Подобная социокультурная ситуация значительно осложняет подготовку будущих учителей. В содержание нормативных психолого-педагогических дисциплин, а также элективных курсов дополнительно был включен материал, раскрывающий специфику инклюзии, особенности типичного дизонтогенеза, специфику полиэтнического образования.

На занятиях по педагогической психологии студенты рассматривают теорию Маргарет Мид, принимая во внимание, что сегодня в средней школе представлены все три вида культур: постфигуративная, кофигуративная и префигуративная. Однако до последнего времени в поле зрения преподавателей педагогических и психологических дисциплин не оказалась теория поколений (Д. Стиллман, Д. Травин, В. Гельман). Вместе с тем знакомство студентов с основными идеями этой теории и характеристиками поколений представляется полезным для решения следующих задач:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.