Научная статья на тему 'Взаимосвязь мотивации к успеху и порога активности студентов-магистрантов очного отделения'

Взаимосвязь мотивации к успеху и порога активности студентов-магистрантов очного отделения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация к успеху / порог активности / студенты-магистранты / психологопедагогическое образование / очная форма обучения / motivation for success / activity threshold / undergraduates / psychological and pedagogical education / full-time training

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щелина Светлана Олеговна

В теоретико-эмпирическом исследовании изучались особенности мотивации к успеху и уровень активности студентов-магистрантов психологического направления, а также взаимосвязь между данными показателями. В результате исследования было выяснено, что существует достоверно значимая отрицательная взаимосвязь между показателями мотивации к успеху и порогом активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN MOTIVATION TO SUCCESS AND ACTIVITY THRESHOLD OF FULL-TIME UNDERGRADUATES

The theoretical and empirical study studied the features of motivation to success and the level of activity of undergraduates in the psychological direction, as well as the relationship between these indicators. As a result of the study, it was found that there is a significantly significant negative relationship between indicators of motivation for success and the activity threshold.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь мотивации к успеху и порога активности студентов-магистрантов очного отделения»

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ И ПОРОГА АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРАНТОВ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ1

Щелина Светлана Олеговна (Арзамас, Россия), старший преподаватель, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал). E-mail: svetikol91@mail.ru

Аннотация. В теоретико-эмпирическом исследовании изучались особенности мотивации к успеху и уровень активности студентов-магистрантов психологического направления, а также взаимосвязь между данными показателями. В результате исследования было выяснено, что существует достоверно значимая отрицательная взаимосвязь между показателями мотивации к успеху и порогом активности.

Ключевые слова: мотивация к успеху, порог активности, студенты-магистранты, психолого-педагогическое образование, очная форма обучения.

RELATIONSHIP BETWEEN MOTIVATION TO SUCCESS AND ACTIVITY THRESHOLD OF FULL-TIME UNDERGRADUATES

Shchelina Svetlana Olegovna (Arzamas, Russia), senior lecturer, National Research Nizhny Novgorod State University N.I. Lobachevsky (Arzamas branch). E-mail: svetikol91@mail.ru

Abstract. The theoretical and empirical study studied the features of motivation to success and the level of activity of undergraduates in the psychological direction, as well as the relationship between these indicators. As a result of the study, it was found that there is a significantly significant negative relationship between indicators of motivation for success and the activity threshold.

Keyword: motivation for success, activity threshold, undergraduates, psychological and pedagogical education, full-time training.

Магистратура является одной из особых ступеней высшего образования: она расширяет, углубляет и дополняет бакалавриат, обучение по магистерским программам выбирают специалисты в качестве второго высшего образования. Именно здесь студенты учатся быть более самостоятельными, ответственными, инициативными, поскольку им часто приходится совмещать работу и учебную деятельность.

Одним из основных отличий магистратуры от бакалавриата является то, что магистранты достаточно большое время уделяют исследовательской деятельности: проводят эксперименты на практике, консультируют, пишут статьи, участвуют в круглых столах и конференциях, в то время как студенты бакалавриата в большей степени только постигают основы изучаемой научной области с теоретической и практической точки зрения.

Как показывает пратика, немногие студенты-магистарнты оказываются готовыми к тому, что им придется большее время уделять научно-исследовательской и практической деятельности, теряются при выполнении заданий и редко применяют творческий подход к ним, слабо верят в свой профессиональный успех. В связи с этим необходимо при подготовке студентов, обучающихся в магистратуре, развивать у них мотивацию к успеху и активизировать их профессиональный и творческий потенциал.

В современных исследованиях мотивация достижения успеха рассматривается как источник возникновения у человека желания «совершать определенные действия, которые, исходя из его ожиданий, могут привести к успеху, а мотивация избегания неудач, в свою очередь, понимается как определенный механизм избегания различных ошибок и неудач» [3]. Однако совершать действия в определенном направлении, добиваться цели человек может обычным путем, а может проявить оригинальность, решить проблему нестандартно. Неслучайно во все времена ценились творческие люди, умеющие

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Гранта РФФИ №18-013-00395.

нестандартно подходить к любому делу. Это важно в научном поиске, поэтому развитие творческой активности магистрантов представляется нам весьма актуальной задачей. Тем более, что «общественная ценность творческого развития каждого члена общества, в этом контексте, является не только потребностью социума, но и условием его саморазвития» [3, с. 196].

Категория активности является одной из базовых в психологии. В психологических исследованиях проблема активности является ключевой, особенно в контексте исследования природы психики, психического развития, познавательных и творческих возможностей личности [4, с. 103]. Согласно концепции А.И. Крупнова, феномен «активность» занимает одно из центральных положений, являясь своеобразным основанием (наряду с другими компонентами) для построения всей структуры личности [2].

Активность, согласно устоявшимся в психологии представлениям и многомерно-функциональному подходу к структуре личностных свойств, является структурообразующим компонентом, интегрирующим вокруг себя остальные личностные свойства. Это означает, что активность определяет общую направленность личности, задает «общий тон» жизнедеятельности индивида. Континуум активности в структуре личностных свойств напрямую не связан со специализацией обучения: активный человек может проявить себя в различных областях деятельности [1].

Таким образом, целью нашего исследования был поиск взаимосвязи между мотивацией к успеху и уровнем активности студентов, обучающихся в магистратуре.

В исследовании приняли участие 36 студентов-магистрантов (возраст от 21 до 24 лет), обучающихся по магистерским программам «Психология развития» и «Психолого-педагогическое образование» в Арзамасском филиале ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Испытуемым были предложены следующие методики: опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха, тест Т.Л. Романовой «Порог активности». Исследование состояло из двух серий.

Первая серия была направлена на изучение скорости принятия решения и готовности к совершению действий студентов-магистрантов с помощью теста Т.Л. Романовой «Порог активности».

В результате исследования были получены следующие данные.

У большинства студентов-магистрантов (53,3 %) наблюдается средний порог активности, который отражается в сбалансированном гармоничном сочетание реальной деятельности и внутренних переживаний и размышлений. Это подтверждается и в учебной деятельности: такие студенты достаточно успешно справляются с заданиями, ответственно относятся к учебе, исполнительны, тщательно все продумывают, прежде чем что-либо сделать. Однако для выполнения творческих заданий и проявления себя в творчестве (в подготовке профориентационных квестов, участии в организации конференций и т.п.) им приходится долго «раскачиваться». Преподавателям и кураторам нередко приходится мотивировать таких студентов для участия в подобных мероприятиях.

Не менее значимая часть студентов (33,3 %), имеющих низкий порог активности, наоборот, в учебной деятельности являются более творческими, чем остальные студенты: активно участвуют в культурно-массовой деятельности факультета и филиала, с удовольствием выполняют творческие задания, креативно подходят к оформлению презентаций, выбирают достаточно интересные темы для научных работ, любят рисковать. Но в то же время им не хватает усидчивости, рефлексии, анализа своей деятельности, спокойного отношения к критике.

Небольшая часть студентов (13,3 %), у которых наблюдается высокий порог активности, достаточно инертны, «тяжелы на подъем», предпочитают быть сами по себе, по

минимуму взаимодействовать с другим людьми, в группе почти ни с кем не общаются, в научных и культурно-массовых мероприятиях факультета не участвуют, задания выполняют «для галочки», до последнего оттягивают сдачу заданий, для научных статей и курсовых работ выбирают достаточно примитивные темы.

Таким образом, несмотря на то, что большинство студентов-магистрантов имеют средний порог активности, в творчестве они проявляют себя недостаточно охотно.

Во второй серии нашего исследования изучелась мотивация к успеху у студентов-магистрантов с помощью опросника Т. Элерса.

В результате было получено, что ни у кого из представленных студентов не наблюдается низкой мотивации к успеху. Это свидетельствует о том, что они не тяготятся выполняемой работой, выполнение трудных заданий не вызывает у них дискомфорта.

40 % студентов имеют средний уровень мотивации к успеху, то есть они недостаточно уверены в себе, своем профессионализме, им необходимо активизировать себя для того, чтобы достичь успеха в будущей работе.

33,3 % студентов обладают умеренно высоким уровнем мотивации к успеху. Это характеризует их как упорных, активных, инициативных, стремящихся к достижению чего-то конструктивного, положительного; в основе активности их личности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Также данные студенты стараются выбирать средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.

26,7 % студентов-магистрантов имеют высокий уровень мотивации к успеху. Участники данная группы очень активны, целеустремлены, усердно и много работают для достижения успеха, для них характерна полная мобилизация и сосредоточенность на реализации поставленной цели. В случае неуспеха они склонны к утрированию своих неудач, болезненно их переживают.

Нами также была выявлена достоверная отрицательная взаимосвязь между порогом активности и уровнем мотивации к успеху (r= —0,352 при p<0,05). Это говорит о том, что для того, чтобы студенты, обучающиеся по магистерским программам, были более уверенными в себе, в своей профессиональной и научной деятельности, необходимо развивать их способность принимать решения, готовность к совершению действий, а также умение подходить к решению проблем с разных точек зрения, инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую — то есть развивать их активность.

Литература

1. Кирсанов В.М. Показатели порога активности студентов различных профилей обучения // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 10.

2. Крупнов А.И., Зиньковская С.М. Комплексное изучение свойств личности: системно-функциональный подход. — Екатеринбург, 2010. — 417 с.

3. Рожков Е.М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых // Современная наука. — 2014. — № 3.

4. Фомин Н.А. Психология самопознания. — М.: Теория и практика физической культуры, 2001. - 388 с.

5. Шаров А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: дис. д-ра психол. наук. — Новосибирск, 2000. — 383с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.