УДК 159.923.2 - 057.87
А. Н. Сорокина
Особенности развития адаптивных способностей студентов медицинского образовательного учреждения
В статье выявлены и раскрыты особенности развития адаптивных способностей студентов медицинского образовательного учреждения в первые три года их обучения. Основное содержание исследования составляет анализ корреляционной взаимосвязи между показателями личностного потенциала социально-психологической адаптации студентов и мотивации к успеху и избеганию неудач.
The article identified and disclosed the features of the development of adaptive abilities of students of medical educational institutions in the first three years of their training. The main content of the research is the analysis of correlations between indicators of personal potential socio-psychological adaptation of students and the motivation to success and avoiding failure.
Ключевые слова: адаптация, поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал, моральная нормативность, личностный потенциал социально-психологической адаптации, мотивация успеха и мотивация избегания неудач.
Key words: adaptation, behavioral regulation, communicative potential, moral normativity and personal potential socio-psychological adaptation, motivation success and motivation of avoiding failures.
Теоретические основы психологической адаптации студента формировались в различных психологических подходах и направлениях. Исследование адаптации имеет продолжительную историю и берет свое начало из естественных наук: медицины, физиологии и биологии. Термин «адаптация» введен в научный оборот физиологами в конце XVIII века и обозначает способность объекта системной природы сохранять свою целостность при изменении параметров среды. Так в Большом психологическом словаре понятие «адаптация» - это приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям [5]. Значительно позднее само понятие «адаптация» было перенесено и в психологию.
В научной литературе, существует многообразие видов адаптации. Тем самым их нельзя отделить друг от друга. К определению термина и соответственно описанию процесса адаптации обращались многие исследователи [1; 2; 3; 7; 8; 9].
© Сорокина А. Н., 2017
А.Г. Маклаков, говоря о сложных механизмах физиологической, психической и социальной адаптации, рассматривает их как уровни единой адаптации и как отдельные виды адаптации. Одновременно он подчеркивает: существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях. Три уровня адаптации взаимосвязаны между собой, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Эта интегральная характеристика представляет собой весьма динамичное образование, которое принято называть функциональным состоянием организма. По мнению А.Г. Маклакова, адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, а личностный адаптационный потенциал является самостоятельным фактором успешной деятельности в различных условиях [7].
Адаптация студентов к обучению в профессионально образовательном учебном заведении - одна из самых актуальных проблем, в решении которой заинтересована система профессионального образования. Процесс обучения - является новым этапом в жизни студента и требует от него большей самостоятельности и активности в приобретении знаний на фоне возросшей информационной нагрузки, умения строить конструктивные связи, быть психологически и социально адекватным изменившимся условиям учебы и социального бытия, а также справляться с появляющимися препятствиями и распоряжаться личным эмоциональным состоянием. Именно от того, насколько быстро и качественно пойдут адаптационные процессы, насколько легко вчерашний школьник сможет выработать оптимальный режим учебной деятельности и навыков работы, зависит его успех в овладении знаниями и умениями.
Стремление к достижению успеха, по мнению немецкого психолога Ф. Хоппе, это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. Впервые это мотивационное свойство было выделено в классификации Г. Мюр-рея, который понимал ее как устойчивую потребность в достижения результата в работе, как стремление «сделать что-то быстро и хорошо, достичь уровня в каком-либо деле». Эта потребность носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуации, независимо от конкретного ее содержания [6].
Таким образом, побудителем к деятельности могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Поэтому по направленности можно выделить два типа мотивации: мотивация к достижению успеха и мотивация к избеганию неудачи.
Мотивация успеха в целом носит положительный характер, ведь при такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится прежде всего избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий - вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха [10].
В подготовке специалиста закладываются основы будущей профессии, и нами было проанализированы особенности развития адаптационного потенциала личности в первые три года обучения. Именно в этот период основной деятельностью является учеба, далее в большей степени ориентированность переводится на приобретение работы, создание семьи.
Цель исследования - рассмотреть особенности развития адаптивных способностей студентов медицинского образовательного учреждения в первые три года обучения и их взаимосвязь с мотивацией успеха и мотивацией избегания неудач.
Гипотеза исследования:
1. Процесс социально-психологической адаптации студентов медицинского учреждения имеет специфику на разных стадиях обучения.
2. Мотивация к успеху, мотивация избегания неудач и адаптация у студентов медицинского учреждения тесно взаимосвязаны.
Задачи эмпирического исследования:
1. Выявить особенности развития адаптивных способностей студентов медицинского образовательного учреждения в первые три года их обучения.
2. Раскрыть особенности мотивации к достижению успеха и мотивации избеганию неудач у студентов медицинского образовательного учреждения с увеличением продолжительности их обучения.
3. Изучить характер взаимосвязи между показателями личностного потенциала социально-психологической адаптации студентов и мотивации к успеху и избеганию неудач.
Исследование проводилось методом лонгитюда на базе Санкт-Петербургского медицинского техникума № 9 в период с 2015 по 2017 год. К исследованию привлекались студенты семи групп, численностью 29-32 человека каждая.
Для рассмотрения адаптивных способностей студентов была использована методика многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (далее по тексту - МЛО «Адаптивность») разработанная А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993).
Статистические показатели результатов тестирования студентов медицинского техникума по методике МЛО
«Адаптивность»
Поведенческая Коммуникативный Моральная Личностный адаптационный потенциал (ЛАП)
Группа регуляция (ПР) потенциал (КП) нормативность (МН)
0 курс
091 36,5 ± 3,94 22,4 ± 2,11 9,2 ± 1,95 68,1 ± 2,2
092 33,2 ± 3,61 21,2 ± 2,01 9,1 ± 1,86 63,5 ± 2,1
093 37,9 ± 3,73 23,9 ± 2,73 9,0 ± 1,94 70,8 ± 2,4
094 34,4 ± 4,01 23,1 ± 2,43 9,1 ± 2,01 66,5 ± 2,3
095 35,1 ± 3,22 21,9 ± 1,95 9,3 ± 2,02 66,3 ± 2,1
096 34,8 ± 3,79 22,3 ± 2,51 9,1 ± 2,01 66,2 ± 2,2
097 37,1 ± 3,11 21,6 ± 2,07 9,0 ± 1,79 67,7 ± 2,3
Итого за курс: 35,6 ± 1,66 22,3 ± 0,92 9,1 ± 0,11 67,0 ± 2,2
I курс
191 34,5 ± 3,64 20,4 ± 1,67 9,4 ± 1,87 64,3 ± 1,8
192 31,2 ± 4,31 20,8 ± 2,32 9,1 ± 1,92 61,1 ± 1,9
193 35,9 ± 3,54 21,5 ± 1,89 9,1 ± 1,86 66,5 ± 1,7
194 32,2 ± 3,52 21,2 ± 1,94 9,8 ± 2,01 63,2 ± 1,8
195 34,3 ± 4,01 20,2 ± 2,01 9,2 ± 1,98 63,7 ± 1,7
196 31,6 ± 3,34 19,7 ± 1,97 9,5 ± 2,02 60,2 ± 1,9
197 36,5 ± 3,45 20,4 ± 2,01 9,1 ± 1,69 66,1 ± 1,8
Итого за курс: 33,7 ± 2,22 20,6 ± 0,61 9,3 ± 0,27 63,6± 2,3
II курс
291 33,9 ± 3,56 19,8 ± 2,02 9,1 ± 1,69 62,8 ± 2,6
292 32,2 ± 4,21 19,9 ± 1,79 9,3 ± 1,96 61,4 ± 2,5
293 33,9 ± 3,78 20,7 ± 2,03 9,4 ± 1,91 64 ± 2,7
294 31,3 ± 3,35 20,4 ± 2,89 9,5 ± 2,02 61,2 ± 2,8
295 32,3 ± 4,11 19,8 ± 2,03 9,2 ± 1,89 61,3 ± 2,4
296 32,8 ± 3,29 19,4 ± 2,02 9,4 ± 2,01 61,6 ± 2,6
297 35,8 ± 3,69 20,1 ± 1,98 9,4 ± 1,88 65,3 ± 2,4
Итого за курс: 33,2 ± 1,48 20,0 ± 0,43 9,3 ± 0,14 62,5 ± 1,6
Сравнительный анализ результатов тестирования (табл. 2) показал незначительное снижение у студентов, с переходом от начального курса обучения к следующему курсу, показателей по шкалам «поведенческая регуляция» и «коммуникативный потенциал», но в то же время возрастание показателей по шкале «моральная нормативность», и в итоге снижение уровня личностного потенциала социально-психологической адаптации.
Сравнительный анализ результатов тестирования студентов медицинского техникума по методике МЛО «Адаптивность»
Курс ПР КП МН ЛАП
0 курс 35,6 ± 1,66 22,3 ± 0,92 9,1 ± 0,11 67,0 ± 2,2
I курс 33,7 ± 2,22 20,6 ± 0,61 9,3 ± 0,27 63,6 ± 2,3
II курс 33,2 ± 1,48 20,0 ± 0,43 9,3 ± 0,14 62,5 ± 1,6
В ходе психодиагностического обследования были выявлены достоверные отличия по шкалам «поведенческая регуляция» и «коммуникативный потенциал» у студентов начального и второго курса, и отличия по уровню личностного потенциала социально-психологической адаптации у студентов начального и первого курса, а также начального и второго курса.
Таблица 3
Области достоверности различий между значениями показателей по методике МЛО «(Адаптивность»
Шкалы Х ± т 1-кр. Х ± т 1-кр. Х ± т 1-кр.
0 курс I курс 0 курс II курс I курс II курс
ПР 35,6 ± 1,66 33,7 ± 2,22 * 1,813 35,6 ± 1,66 33,2 ± 1,48 ** 2,391 33,7 ± 2,22 33,2 ± 1,48 0,501
КП 22,3 ± 0,92 20,6 ± 0,61 * 1,695 22,3 ± 0,92 20,0 ± 0,43 ** 2,305 20,6 ± 0,61 20,0 ± 0,43 0,598
МН 9,1 ± 0,11 9,3 ± 0,27 * - 0,211 9,1 ± 0,11 9,3 ± 0,14 * -0,199 9,3 ± 0,27 9,3 ± 0,14 0,032
ЛАП 67,0 ± 2,2 63,6 ± 2,3 *** 3,389 67,0 ± 2,2 62,5 ± 1,6 *** 4,501 63,6 ± 2,3 62,5 ± 1,6 1,099
* - уровень значимости различий 0,05; **- уровень значимости различий 0,01; *** - уровень значимости различий 0,001
Как видно из табл. 3, показатель, характеризующий «поведенческую регуляцию» от курса к курсу количественно уменьшается, что может указывать на снижение уровня социальной поддержки и периодического контроля со стороны педагогического коллектива учебного заведения, который, как правило, считает, что студенты становятся более самостоятельными и требуют меньшего внимания.
Увеличением «коммуникативного потенциала» у студентов начального курса свидетельствует о том, что у них выражено желание самовыразиться среди себе подобных, самоутвердиться в группе, оптимизировать процесс социально-психологического отражения, исходя из своих индивидуальных, психофизиологических, социально-психологических свойств.
Стоит отметить, что различия в показателях «поведенческая регуляция», «коммуникативный потенциал» и «моральная нормативность», а в целом и уровни личностного потенциала социально-психологической адаптации студентов первого и второго курсов значимы только на 0,05 % уровне.
Для диагностики мотивационной направленности исследуемых на достижение успеха были использованы методики Т. Элерса «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач».
Студенты с типом мотивации, направленным на избегание неудачи, обычно мало инициативны, уклоняются от ответственных заданий, ищут причины отказа от них, отличаются меньшей настойчивостью в достижении цели; выбирают легкие задания, не требующие больших трудовых затрат, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку своих возможностей. Студенты, ориентированные на успех, ведут себя иначе: адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, повышают энергетические, интеллектуальные ресурсы.
По результатам анализа данных тестирования мотивации к успеху можно сделать следующие выводы (табл. 4), что для студентов начального курса медицинского техникума наиболее характерен умеренно высокий уровень мотивации к успеху, а для студентов первого и второго курсов - средний уровень мотивации к успеху.
Таблица 4
Сравнительный анализ результатов тестирования по методике
«Мотивация к успеху»
Курс Низкий Средний Умеренно высокий Слишком высокий
0 курс 6,1 % 33,2 % 54,9 % 5,8 %
I курс 9,4 % 48,9 % 29,7 % 12,0 %
II курс 8,3 % 50,1 % 27,6 % 14,0 %
Анализ полученных результатов тестирования по методике «Мотивация к избеганию неудач» показал (табл. 5), что для студентов начального курса медицинского техникума наиболее характерен средний уровень мотивации к избеганию неудач, а для студентов первого и второго курсов - низкий уровень мотивации к избеганию неудач.
Таблица 5
Сравнительный анализ результатов тестирования по методике
«Мотивация к избеганию неудач»
Курс Низкий Средний Умеренно высокий Слишком высокий
0 курс 35,2 % 48,9 % 7,1 % 7,8 %
I курс 44,9 % 31,7 % 9,4 % 10,8 %
II курс 49,1 % 29,6 % 9,3 % 13,4 %
Кроме сравнения данных, соответствующих мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач между студентами разных курсов, было проведено сравнение показателей по каждой группе внутри курса (табл. 6). На основании полученных данных можно сделать следующий вывод. Наблюдается принципиальное отличие в соотношении преобладающего фактора мотивации на начальном курсе и последующих курсах обучения: для студентов начального курса обучения характерно преобладание мотивации к успеху, в то время как для студентов I и II курсов преобладающее влияние оказывает мотивация к избеганию неудач.
Таблица 6
Сравнение показателей уровней мотивации к достижению успеха
и к избеганию неудачи
Преобладающее влияние Средние показатели
0 курс I курс II курс
Мотивация к успеху 60,6 % 42,4 % 39,0 %
Мотивация к избеганию неудач 33,3% 51,9 % 53,8 %
Одинаковое влияние 6,1 % 5,7 % 7,2 %
Для выявления значимости различий между студентами начального и II курсов проведена статистическая обработка данных.
Расчет эмпирического критерия Стьюдента позволил сделать следующие выводы:
1. Различия по уровню мотивации к избеганию неудач у студентов начального и второго курсов не является статистически значимым ^эмп=1,76, Fкр=1,96, р<0,05). Следовательно, можно предположить, что уровень мотивации к избеганию неудач не зависит от продолжительности обучения в медицинском техникуме.
2. Различия по уровню мотивации к достижению успеха у студентов начального и второго курсов является статистически значимыми ^эмп=3,48, Fкр=3,29, р<0,001). Уровень мотивации к достижению успеха у студентов начального курса значимо выше, чем у студентов второго курса.
Для определения взаимосвязи личностного потенциала социально-психологической адаптации у студентов различных курсов и мотивации к успеху и избеганию неудач проведен корреляционный анализ полученных данных.
Таблица 7
Корреляционная связь между показателями личностного потенциала социально-психологической адаптации у студентов различных курсов и мотивации к успеху и избеганию неудач
Личностный потенциал
Мотивация социально-психологической адаптации
0 курс I курс II курс
Мотивация к успеху 0,24** 0,11 0,09
Мотивация к избеганию неудач 0,14* 0,17* 0,19**
* - уровень достоверности 0,05; ** - уровень достоверности 0,01
Проведенный анализ показал наличие положительной корреляционной связи между показателями личностного потенциала социально-психологической адаптации студентов начального курса и мотивации к успеху ^эмп=0,24, Fкр=0,18, р<0,001). Таким образом, выявлена роль личностного адаптационного потенциала для достижения успеха в учебной деятельности. Студенты начального курса имеют более высокий личностный адаптационный потенциал. Значит, действительно, хорошие адаптационные способности помогают успешно вписаться в новую учебную среду. Именно в учебе реализуется взаимодействие субъекта (студента) с объектом (учебной средой).
Также существует положительная корреляционная связь между показателями личностного потенциала социально-психологической адаптации студентов второго курса и мотивацией к избеганию неудач ^эмп=0,19, Fкр=0,18, р<0,001). У студентов старших курсов обучения уже определились межличностные отношения в группе, в которых есть формальные лидеры, «середнячки» и «неуспешные студенты». Также и у преподавательского состава, сложилось мнение о потенциале студентов, поэтому они в ряде случаев предпочитают малый риск, где неудача не угрожает их престижу.
Таким образом, полученные в нашем исследовании результаты позволяют сделать вывод, что процесс адаптации студентов в образовательном учреждении имеет специфику на разных этапах обучения. Студенты начального курса обучения сталкиваются с процессом адаптации, в период которой для них важно установление межличностных взаимоотношений в группе, где главным становится желание самовыразиться среди себе подобных, самоутвердиться, исходя из своих индивидуальных, психофизиологических и социально-психологических свойств, а также приспособиться к новым требованиям и условиям на фоне возросшей информационной и эмоциональной нагрузки. У студентов же второго курса наблюдается снижение мотивации к успеху, но возрастание мотивации к избеганию неудач, для них уже актуальным становится определение дальнейшего профессионального пути, сопоставление желаемого и достигнутого в профессиональном развитии. Вместе с тем есть и общие проблемы, возникающие у студентов независимо от срока обучения («личные проблемы», «личные переживания»), оказывающие влияние на психоэмоциональное состояние студента, а также на эффективность обучения.
Список литературы
1. Андреева Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность // Проблемы адаптации студентов. - Ростов н/Д.: РГУ, 1974.
2. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. - Иркутск,
1986.
3. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - М., 1988.
4. Ермолаев-Томин О.Ю. Математические методы в психологии. - М.: Юрайт, 2012.
5. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. -3-е изд., 2002.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.
7. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
8. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (Формы, механизмы и стратегия). - Ереван, 1988.
9. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2001. 52 с.
10. Уайтли Ф. Мотивация. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2003. - 160 с.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
УДК 159.923.2 - 057.874 : 316.46
В. В. Белов
Лидерство как фактор развития личности старшеклассников
В статье предложена оригинальная формулировка проблемы связи лидерства и развития личности. Лидерство рассматривается как движущая сила саморазвития личности созидающих организационных лидеров начиная уже с периода юности. Определена концептуальная основа исследования лидерства как детерминанты личностного развития. Описан дизайн пилотажного исследования, целью которого является выявление психологических признаков способности к саморазвитию у старшеклассников. Проведены эмпирические исследования, в ходе которых установлены личностные особенности, включенные в структуру способности к саморазвитию старшеклассников. Определена перспектива дальнейшего исследования проблемы лидерства как фактора развития личности в юношеский период.
The article proposes an original formulation of the relationship between leadership and personal development problem. Leadership is seen as the driving force from the period of youth of the personality of organizational leaders-creators. The conceptual basis of the study of leadership is defined as the determinants of personal development. The design of a pilot study is described, the purpose of which is to identify psychological signs of the high school students ability to self-development. Empirical studies were carried out, during which personality traits were included in the structure of the high school students self-development ability. Determined the prospects of further research of the leadership problem as a factor of the personality development in youth period.
Ключевые слова: лидерство, личность, развитие, личностное развитие, саморазвитие, способность к саморазвитию, старшеклассники, юношеский период развития.
Key words: leadership, personality, development, personal development, self-development, ability to self-development, high school students, youth development period.
Говоря о связи лидерства с развитием личности в психологии, можно выделить два подхода к данной проблеме. В рамках первого подхода исследуется развитие личности лидера, выявляются психологические закономерности, факторы, способствующие и препятствующие формированию лидерских качеств, осуществляется поиск личностных особенностей, подверженных изменению под воздей-
© Белов В. В., 2017