Научная статья на тему 'Взаимосвязь перфекционистских установок и мотивация успеха у курсантов СЮИ ФСИН России'

Взаимосвязь перфекционистских установок и мотивация успеха у курсантов СЮИ ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРФЕКЦИОНИСТСКИЕ / УСТАНОВКИ / КУРСАНТЫ / МОТИВАЦИЯ / УСПЕХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ощепкова Ольга Владимировна, Родионова Ольга Геннадьевна

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи перфекционизма и мотивации успеха у курсантов СЮИ ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ощепкова Ольга Владимировна, Родионова Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь перфекционистских установок и мотивация успеха у курсантов СЮИ ФСИН России»

УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРФЕКЦИОНИСТСКИХ УСТАНОВОК И МОТИВАЦИЯ УСПЕХА У КУРСАНТОВ СЮИ ФСИН РОССИИ

© 2015 О. В. Ощепкова, О. Г. Родионова

Аннотация. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи перфекцио-низма и мотивации успеха у курсантов СЮИ ФСИН России.

Ключевые слова: перфекционистские, установки, курсанты, мотивация, успех.

THE RELATIONSHIP OF PERFECTIONIST INSTALLATIONS AND MOTIVATION OF SUCCESS OF THE CADETS OF SAMARA LAW INSTITUTE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

© 2015 O. Oschepkova, O. Rodionova

Summary. The article presents the research results on the relationship between perfectio-mechanism and motivation of success with the cadets of SUI of the Federal penitentiary service of Russia.

Keywords: perfectionist, installation, cadets, motivation, success.

Произошедшие в последние десятилетия политические, экономические сдвиги влекут за собой значительные изменения в реальном социуме. Внедрение рыночной экономики, перераспределение собственности сопровождается в обществе изменением характеристик и соотношения основных видов человеческой деятельности, в основе которых лежат экономические процессы. В соответствии с этим меняются как требования к человеку со стороны общества, так и требования человека к самому себе. Все чаще люди стали стремиться безупречно выполнению своей работы, налаживанию гармоничных межличностных отношений, к достижению личностно значимых, но часто эфемерных идеалов.

Деятельность офицера УИС можно отнести к одному из видов экстремальной деятельности. Связано это, прежде всего, с тем, что сотрудники пенитенциарной системы оказываются в тесном контакте с криминальной средой, что влечет за собой деформацию личности, возникновение возможных пенитенциарных конфликтов. Эта деятельность воспитывает у сотрудника ФСИН России такие желательные качества, как ответственность, добросовестность, безукоризненность выполнения своих должностных обязанностей. Безупречное выполнение офицером своего служебного долга - условие, позволяющее достигнуть цели исполнения наказания - исправления осужденных.

Убежденность в том, что совершенствование (и собственное, и других людей) является для человека значимой целью, называется перфекционизмом. Перфекционисты склонны устанавливать нереально высокие стандарты, стремиться к невозможным целям и определять собственную ценность исключительно в терминах достижений и продуктивности. Психологический анализ тенденций современной культуры свидетельствует о том, что перфекционизм стал важной характеристикой человека нашего времени.

Детерминанты этого явления развиваются еще в детском возрасте. А студенческая среда (для будущих офицеров УИС - курсантская) является плодотворной почвой для развития данной личностной особенности.

В настоящее время психологической наукой выработано представление о перфек-ционизме как о многомерной конструкции, имеющей сложную структуру и включающей в себя, наряду с высокими личными стандартами, ряд когнитивных и интерперсональных параметров1.

1 Гаранян Н. Г., Андрусенко Д. А., Хломов И. Д. Перфекционизм как фактор дезадаптации студентов // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 1.

Идея о многомерности перфекционизма была последовательно развита в трех концепциях, разработанных несколькими коллективами: канадской группой П. Хьюитта и Г. Флита, британской группой Р. Фроста и американской группой Р. Слэни и Дж. Эшби2.

В канадской концепции за основу взята объективная направленность черты и выделены 4 ее параметра:

- «Я-адресованный перфекционизм» (изнурительно высокие стандарты, постоянное самооценивание и цензурирование поведения);

- «перфекционизм, адресованный другим людям» (нереалистичные стандарты для значимых людей, ожидание человеческого совершенства и постоянное оценивание других);

- «перфекционизм, адресованный миру» (убежденность в том, что в мире все должно быть точно, аккуратно, правильно, а все человеческие и общемировые проблемы должны находить правильное и своевременное решение);

- «социально предписываемый перфекционизм» (убеждение в том, что другие люди нереалистичны в своих ожиданиях, склонны очень строго оценивать и оказывать давление на индивида с целью заставить быть совершенным).

Британская концепция описывает 6 параметров перфекционизма:

- «личные стандарты» (склонность выдвигать чрезмерно высокие стандарты);

- «озабоченность ошибками» (негативная реакция на ошибки, склонность приравнивать ошибку к неудаче);

- «сомнения в собственных действиях» (постоянные сомнения относительно качества выполнения деятельности);

- «родительские ожидания» (восприятие родителей как делегирующих очень высокие ожидания);

- «родительская критика» (восприятие родителей как чрезмерно критикующих);

- «организованность» (важность порядка и организованности).

В американской концепции в качестве основных параметров перфекционизма выделены «высокие стандарты», «склонность к порядку», «тревога», «прокрастинация - склонность откладывать начало деятельности» и «проблемы в интерперсональных отношениях».

Одновременно с зарубежными коллегами российскими исследователями (Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова3) была выдвинута гипотеза о структуре патологического перфекционизма. Были выделены следующие параметры данного конструкта:

- завышенные, по сравнению с индивидуальными возможностями, стандарты деятельности и притязания. Параметр описывает чрезмерные требования, предъявляемые к собственной личности в разных сферах деятельности;

- чрезмерные требования к другим и завышенные ожидания от них. Этот параметр идентичен перфекционизму, «адресованному другим», в канадской концепции. Предполагается, что этот интерперсональный аспект служит источником гнева в межличностных отношениях;

- восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания (искаженные социальные когниции). Параметр аналогичен социально предписываемому перфекционизму в канадской модели и отражает субъективное ощущение «принуждения к совершенству» со стороны окружающих;

- постоянное сравнение себя с другими людьми при ориентации на самых успешных индивидов (персонализация);

- дихотомическая оценка результата деятельности и ее планирование по принципу «все или ничего» (поляризованное мышление). Параметр отражает особый стиль мышления, при котором индивид представляет лишь два варианта выполнения деятельности: полный провал или блестящее выполнение, достижение очень трудной цели или отказ от активности;

2 Золотарева А. А. Перфекционизм и его диагностика // Российское психологическое общество: материалы V съезда Общероссийской общественной организации, Москва, 14-18 февраля 2012 г. - М., 2012. - Т. 3. - С. 213-214.

3 Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б. Диагностика перфекционизма при расстройствах аффективного спектра. - М., 2008.

- селектирование информации о собственных неудачах и ошибках (негативное се-лектирование). Это параметр отражает склонность фиксироваться на неудачах при избирательной слепоте к собственным достижениям и удачам.

Современное понимание перфекционизма предполагает, что он в определенной мере является конструктивным явлением (Н. В. Андраханова, 2009; J. Stoeber, K. Otto, 2008), из чего следует, что исследования перфекционистских установок и выявление их воздействия на поведение актуальны, а это в свою очередь открывает возможности для раскрытия понимания перфекционизма как фактора достижения высоких профессиональных результатов.

Перфекционизм рассматривается во взаимосвязи с такими личностными особенностями, как мотивация к успеху и избегание неудач4. Конструктивные проявления перфек-ционизма студентов соотносятся с положительным отношением к деятельности, уверенностью в ситуациях конкуренции, ориентацией на успех. Неконструктивность перфекцио-низма связана с повышением напряженности человека, увеличением тревожности, снижением уверенности в себе и склонностью к эмоциональному выгоранию.

Рост перфекционизма тесно связан с мотивацией избегания неудач, ориентирован на себя, то есть побуждает к установлению гораздо более высоких личных стандартов успеха с целью избегания неудачи и поражения.

Полученные психологами факты говорят о том, что мотивации достижения успехов и избегания неудач являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации. От них во многом зависит судьба и положение человека в обществе. Замечено, что люди с сильно выраженным стремлением к достижению успехов добиваются в жизни гораздо большего, чем те, у кого такая мотивация слаба или отсутствует.

В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Считается, что у человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это -мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и избегание неудач, различается следующим образом.

Мотивация успеха. Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия - ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели, склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.

Мотивация избегать неудачи понимается как сила, подавляющая у индивидуума выполнение действий, которые, как он ожидает, приведут к неудаче. Тенденция избегать неудачи проявляется в том, что человек стремится выйти из ситуации, содержащей угрозу неудачи. Эта тенденция создается мотивом избегания и ожиданием вероятности неудачи.

Мотивацию можно определить как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение, а также как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.

В различных литературных источниках, интернет-ресурсах выделяют такие виды мотивации, как внешняя и внутренняя; устойчивая и неустойчивая; положительная и отрицательная. Положительная и отрицательная мотивации - это мотивации к достижению успеха и избеганию неудач. Данные мотивы являются преобладающими.

При диагностике личности на выявление мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач Т. Элерс дает следующую интерпретацию преобладающим мотивам:

1. Индивиды, у которых преобладает мотивация к успеху, предпочитают средний или низкий уровень риска и избегают высокого риска. При сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху, однако эти люди

4 Котов С. В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии // Молодой ученый. - 2012. - № 4.

много работают для достижения успеха, стремятся к нему. Индивиды с низким уровнем мотивации к успеху проявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий вызывает у них дискомфорт.

2. Индивиды, у которых преобладает мотив избегания неудач, предпочитают малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. У них, как правило, высокий уровень защиты и страха перед несчастными случаями. И они чаще попадают в подобные неприятности. Доминирование у человека мотива избегания неудач приводит к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудач. У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения.

На наш взгляд, диагностику преобладающих мотивов курсантов целесообразно провести именно с помощью методик, разработанных Т. Элерсом, потому что профессиональная мотивация курсантов, как и любой другой ее вид, характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью и системностью. Кроме того, эти два мотива, определяющие профессиональную деятельность курсантов, напрямую связаны с перфекционизмом.

Нами были обследованы курсанты 4-го курса Самарского юридического института ФСИН России. Выборка составила 85 человек, из них 11 девушек, 74 юношей в возрасте 21-23 года.

В качестве инструментария нами были использованы:

• Опросник перфекционизма (Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова, Т. Ю. Юдеева), состоящий из шести шкал: «восприятие других как делегирующих высокие требования», «завышенные притязания и требования к себе», «высокие стандарты деятельности», «негативное селектирование», «поляризованное мышление», «контроль над чувствами». Все шкалы опросника обладают умеренно высокими показателями надежности (а Кронбаха от 0,6038 до 0,7855; коэффициент Guttman Split half - 0,8835) и высокой тест-ретестовой надежностью (коэффициент r Spearmen от 0,523 до 0,795) (Юдеева, 2007).

• Опросник мотивации успеха и мотивации боязни неудачи А. А. Реан, по которому диагностируются мотивация боязни неудачи, мотивация успеха и такой уровень, когда мотивационный полюс ярко не выражен.

У 91 % курсантов, участвующих в исследовании, диагностирован уровень мотивации успеха, у 4 % - мотивация боязни неудачи, у 5 % мотивационный полюс ярко не выражен.

40 % курсантов воспринимают других людей как делегирующих высокие ожидания (при постоянном сравнении себя с другими). При этом завышенные притязания и требования к себе выражены лишь у 9 % курсантов. Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных» - у 45 % курсантов. Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках - у 44 % курсантов. Поляризованное мышление («все или ничего») у 16 % курсантов. Высокий общий показатель перфекционизма - у 16 % курсантов.

Методом непараметрической корреляции выявлена отрицательная взаимосвязь между таким показателем перфекционизма, как высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных» с мотивацией достижения успеха. Таким образом, при увеличении показателей ориентации на полюс «самых успешных» старшекурсников или командных офицеров растет их мотивация успеха (r = - 0,242; р <0,05).

Также выявлена отрицательная взаимосвязь поляризации мышления с уровнем мотивации достижения успеха. Таким образом, при увеличении показателей поляризации мышления («все или ничего») растет их мотивация успеха (r = - 0,246; р <0,05).

Таким образом, мы рассмотрели перфекционизм как психологический фактор развития и формирования мотивационной сферы личности курсанта. Исследование достижения успеха и избегания неудачи показало, что у курсантов 4-го курса преобладает мотивация достижения успеха (у 91 % курсантов), что может являться показателем удовлетворенности большинства обследуемых условиями обучения, интересом к ситуации профес-

сионального становления, высоким стремлением добиваться успехов и проявлять активность, уверенность в будущей профессиональной деятельности.

Полученные нами результаты относятся не к многомерному понятию перфекцио-низма, а лишь к таким его компонентам, как восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания, высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных» и селектирование информации о собственных неудачах и ошибках. Выявленная взаимосвязь перфекционизма и мотивации достижения успеха свидетельствует о направленности большинства курсантов на полюс «самых успешных».

Феномен перфекционизма стал неотъемлемой составляющей личности современного курсанта, стремящегося к успеху. Изучение перфекционизма является актуальной темой для психологии жизнедеятельности современного человека и предоставляет много возможностей для нахождения путей саморазвития, повышения квалификации и мастерства будущего сотрудника УИС.

Библиографический список

Гаранян, Н. Г. Перфекционизм как фактор дезадаптации студентов / Н. Г. Гаранян, Д. А. Андрусенко, И. Д. Хломов // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 1.

Гаранян, Н. Г. Диагностика перфекционизма при расстройствах аффективного спектра / Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова. - М., 2008.

Золотарева, А. А. Перфекционизм и его диагностика / А. А. Золотарева // Российское психологическое общество : материалы V съезда Общероссийской общественной организации Москва, 14-18 февраля 2012 г. - М., 2012. - Т. 3. - С. 213-214.

Котов, С. В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии / С. В. Котов // Молодой ученый. - 2012. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.