Научная статья на тему 'Установочно-мотивационные характеристики выпускников гуманитарных гражданского и ведомственного вузов'

Установочно-мотивационные характеристики выпускников гуманитарных гражданского и ведомственного вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BURNOUT / DEPERSONALIZATION / PROFESSIONAL EFFICIENCY / MOTIVATION OF SUCCESS / PERFECTIONISM / TOLERANCE / INTELLIGENCE OF LIFE / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ УСПЕХА / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Родионова Ольга Геннадьевна, Быкова Наталья Львовна, Плотникова Анна Леонидовна

В статье описаны установки, приводящие к эмоциональному выгоранию в процессе профессионального становления студентов гуманитарных вузов, обозначены латентные признаки будущей профессиональной деформации специалистов гуманитарных профессий (преподаватель, юрист). Цель: изучить психологические составляющие эмоционального выгорания в процессе профессионального становления выпускников гуманитарных Вузов. Метод: тестирование; метод статистической обработки данных с использованием U-критерия Манна-Уитни, тест ранговых корреляций Спирмена. Результаты: студенты и курсанты, неудовлетворенные выбором профессии, низко оценивающие свои возможности и достижения, испытывают выраженное эмоциональное истощение. Студенты гражданского вуза и курсанты ведомственного вуза в целом позитивно воспринимают мир и себя в нем, что маскирует их экзистенциальную фрустрированность. Это ведет к сильному эмоциональному истощению, обеспециванию своих достижений и деперсонализации, что обусловлено привычной установкой сравнивать себя с другими и общими идеальными представлениями о других людях и о себе. Область применения: профессиональная подготовка студентов и курсантов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Родионова Ольга Геннадьевна, Быкова Наталья Львовна, Плотникова Анна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDINAL AND MOTIVATIONAL CHARACTERISTICS OF THE HUMANITIES INSTITUTES GRADUATES OF CIVIL AND GOVERNMETAL AGENCY

The results of the comparative analysis of the burnout parts in the process of professional training of the humanities institutes graduates are given in this text. Purpose: to study the psychological parts of the burnout in the process of professional training of the humanities institutes graduates. Method: testing, Mann Whitney U Test, test rangovykh of correlations of Spirmen. Results: students and cadets who are unsatisfied with their chosen profession and estimate their possibilities and achievements too low feel obvious burnout. As a whole both students of an institute and cadets of a departmental institute perceive the world and themselves in this world very positively, all this masks the loss of life meaning, their existential frustration. These factors may be the cause of strong burnout, reduction of their achievements, depersonalization. It determines by the means of a habitual attitude to compare themselves with another people as well as with their self-ideal representation and representation of others. Areas of use: students and cadets professional training.

Текст научной работы на тему «Установочно-мотивационные характеристики выпускников гуманитарных гражданского и ведомственного вузов»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-43 УДК 159.9

УСТАНОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКНИКОВ ГУМАНИТАРНЫХ ГРАЖДАНСКОГО И ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗОВ

Родионова О.Г., Быкова Н.Л., Плотникова А.Л.

В статье описаны установки, приводящие к эмоциональному выгоранию в процессе профессионального становления студентов гуманитарных вузов, обозначены латентные признаки будущей профессиональной деформации специалистов гуманитарных профессий (преподаватель, юрист).

Цель: изучить психологические составляющие эмоционального выгорания в процессе профессионального становления выпускников гуманитарных Вузов.

Метод: тестирование; метод статистической обработки данных с использованием и-критерия Манна-Уитни, тест ранговых корреляций Спирмена.

Результаты: студенты и курсанты, неудовлетворенные выбором профессии, низко оценивающие свои возможности и достижения, испытывают выраженное эмоциональное истощение. Студенты гражданского вуза и курсанты ведомственного вуза в целом позитивно воспринимают мир и себя в нем, что маскирует их экзистенциальную фрустрированность. Это ведет к сильному эмоциональному истощению, обеспе-циванию своих достижений и деперсонализации, что обусловлено привычной установкой сравнивать себя с другими и общими идеальными представлениями о других людях и о себе.

Область применения: профессиональная подготовка студентов и курсантов вузов.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание; эмоциональное истощение; деперсонализация; профессиональная успешность; мотивация успеха; перфекционизм; толерантность; осмысленность жизни.

ATTITUDINAL AND MOTIVATIONAL CHARACTERISTICS OF THE HUMANITIES INSTITUTES GRADUATES OF CIVIL AND GOVERNMETAL AGENCY

Rodionova O.G., Natalya L.B, Plotnikova A.L.

The results of the comparative analysis of the burnout parts in the process ofprofessional training of the humanities institutes graduates are given in this text.

Purpose: to study the psychological parts of the burnout in the process of professional training of the humanities institutes graduates.

Method: testing, Mann - Whitney U Test, test rangovykh of correlations of Spirmen.

Results: students and cadets who are unsatisfied with their chosen profession and estimate their possibilities and achievements too low feel obvious burnout. As a whole both students of an institute and cadets of a departmental institute perceive the world and themselves in this world very positively, all this masks the loss of life meaning, their existentialfrustration. These factors may be the cause of strong burnout, reduction of their achievements, depersonalization. It determines by the means of a habitual attitude to compare themselves with another people as well as with their self-ideal representation and representation of others.

Areas of use: students and cadets professional training.

Keywords: burnout; depersonalization; professional efficiency; motivation of success; perfectionism; tolerance; intelligence of life.

Современное состояние развития мирового социума характеризуется высокой степенью неопределенности, стагнационными процессам в экономике, мощными социальными кризисами, противоречивостью нравственных ориентаций в обществе, нестойкость семейных отношении, избытком неоправданных ожиданий. Наше российское общество после длительного периода ломки прежних стереотипов и трансформации ценностей под давлением изменившихся экономических, политических условий, нового жизненного опыта вступает в новый период трансформаций. Отсутствие общих ценностей российского общества приводит к невротическим расстройствам у молодежи, которые проявляются в эмоциональной подстройке к более статусным преподавателям, сменой интересов, ожиданий от других пояснений личного выигрыша от какой-либо учебно-образовательной деятельности. У студентов вузов иногда отмечаются невротические варианты самоподдержки в форме эмоциональной подстройки к более статусным преподавателям, частое пассивное ожидание от других пояснений личного

выигрыша от какой-либо учебно-образовательной деятельности, смена видов культурно-массовой деятельности [3, 4]. С чем мы приходим к личному выигрышу на уровне ориентированности молодежи в жизни мы бы и хотели обсудить в данной статье.

Некоторые контуры рамок ценностных и смысловых ориентиров для молодежи со стороны государства стали появляться только в настоящее время, преимущественно в форме поощряемых процессов (поддержка молодежных инициатив, содействие осуществлению научных разработок, популяризация здорового образа жизни), их не было на протяжении более 20 лет. Поскольку представления и убеждения личности о мире в целом и своем месте в нем относятся к высшему уровню иерархии установок, а их формирование в данной ситуации шло совершенно случайным образом, то для нас представляло интерес обнаружение некоторой взаимосвязи данных феноменов на этапе жизненной неопределенности у студентов-выпускников педагогического вуза.

Студенты-выпускники из периода некоторой стабильности и четкой регламентации их деятельности должны перейти в ситуацию определения своих реальных приоритетов в жизни, выбрать сферу приложения своих усилий, найти рабочее место в соответствии со своей профессией либо в соответствии со своими притязаниями. Человек, отвечающий на любые стрессоры неопределенной или двусмысленной ситуации привычным для него способом, менее благополучен, чем тот, который пользуется различными, зависящими от конкретных обстоятельств способами. Свойство человека, раскрывающее его способность активно принимать реальный мир во всем многообразии, без пассивной подстройки и перекраивания «на свой лад», определяется как толерантность. Соответственно, интолерантный субъект склонен воспринимать сложные и необычные ситуации скорее как угрожающие, недостаток информации как двусмысленность.

Современная учащаяся молодежь часто демонстрирует высокие показатели эмоциональной дезадаптации и переживание скуки [1], которые, обуславливаются высоким уровнем перфек-ционизма как личностной черты. Соответственное стремление к высоким стандартам создает постоянное напряжение, приводит к социальной изоляции и дефициту поддержки, увеличивают частоту восприятия ситуаций реальности как сложной, дискомфортной [7, 18].

Мы рассматриваем перфекционизм во взаимосвязи с такими личностными особенностями, как мотивация к успеху и избеганию неудач. Конструктивные проявления перфекционизма студентов соотносятся с положительным отношением к деятельности, уверенностью в ситуациях конкуренции, ориентацией на успех. Неконструктивность перфекционизма связана

с повышением напряженности человека, увеличением тревожности, снижением уверенности в себе и склонностью к эмоциональному выгоранию.

Рост перфекционизма тесно связан с мотивацией избегания неудач, ориентирован на себя, то есть побуждает к установлению гораздо более высоких личных стандартов успеха с целью избегания неудачи, поражения.

В исследовании Г. Черниза установлено, что причиной эмоционального выгорания может быть ценностный конфликт, который является результатом противоречий в ролевой позиции профессионала [22]. Основой этих противоречий является расхождение между ожиданиями по отношению к будущей профессиональной деятельности и реальностью деятельности. В процессе профессиональной социализации в вузе у будущего сотрудника часто формируются нереалистические ожидания по отношению к профессии и неверные представления том, что значит быть профессионалом [16].

Существует большое число исследований, посвященных влиянию на процесс «выгорания» самой структуры деятельности и организации работы в целом [19, 21, 22, 23, 24].

Цель работы - изучить психологические составляющие эмоционального выгорания в процессе профессионального становления выпускников гуманитарных вузов.

Материалы и методы исследования

В качестве инструментария нами были использованы «Шкала базисных убеждений» Р. Яноффа-Бульмана в адаптации О.А. Кравцовой [13]; Опросник перфекционизма Н.Г. Га-ранян и А.Б. Холмогоровой [7]; Методика «Толерантность к неопределенности» С. Баднера в редакции Л.Г. Почебут [11]; Шкала «Толерантность к двусмысленности» Н.А. Бажановой, Г. Л. Бардиер, адаптированная Л.Г. Почебут [11]; Опросник «Мотивация успеха и боязни неудачи» А.А. Реан [14]; Опросник «Профессиональное выгорание» (ПВ), Н. Водопьяновой, Е. Старченковой [6]; Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), адаптация Д.А. Леонтьева [10].

Нами были обследованы выпускники естественно-географического факультета за месяц до наступления государственных аттестационных испытаний. Выборка составила 31 человек. А также курсанты 5 курса юридического факультета ведомственного Вуза. Выборка составила 85 человек.

Результаты исследования

У 91 % курсантов, участвующих в исследовании диагностирован уровень мотивации успеха. У 4 % - мотивация боязни неудачи, и у 5 % мотивационный полюс ярко не выражен.

40 % курсантов воспринимают других людей как делегирующих высокие ожидания (при постоянном сравнении себя с другими). При этом завышенные притязания и требования к себе выражены лишь у 9 % курсантов. Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных» - у 45 % курсантов. Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках - у 44% курсантов. Поляризованное мышление («все или ничего») - у 16 % курсантов. Высокий общий показатель перфекционизма - у 16 % курсантов.

Методом непараметрической корреляции выявлена отрицательная взаимосвязь между таким показателем перфекционизма, как высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных» и мотивацией достижения успеха. Таким образом, при увеличении показателей поляризации мышления («всё или ничего») растет их мотивация успеха (r = -0,242; р<0,05).

Также выявлена отрицательная взаимосвязь поляризации мышления с уровнем мотивации достижения успеха. Таким образом, при увеличении показателей поляризации мышления («всё или ничего») растет их мотивация успеха (r=-0,246; р<0,05) [15, с. 112].

Корреляционный анализ полученных данных выявил отрицательную взаимосвязь показателей эмоционального истощения и благосклонности мира. (Далее рассматриваются 5% -е статистически значимые взаимосвязи, более высокие приводятся в скобках). При большем доверии к окружающему миру, своей способности быть успешным в нем у выпускников возможно более позитивное его восприятие и снижение их эмоционального истощения.

Данные субшкалы деперсонализации положительно связаны со значениями оптимизма, уверенности, мотивации на успех. Таким образом, оптимистичное отношение к окружающей обстановке, уверенность в разрешении ситуаций реальности, высокая мотивации на успех достигается студентами, преимущественно, за счет личной отстраненности, утраты интереса к человеку, низведению его до неодушевленного предмета - объекта для манипуляций. Тогда проблемы окружающих меньше тяготят, от них можно отстраниться, не замечать.

Показатели субшкалы редукции положительно связаны со страстностью и отрицательно с данными мотивации на успех, благосклонностью мира (р<0,001). Можно предположить, что проявления попыток сократить количество своих обязанностей сопряжено с низкой мотивацией на успех и менее позитивным оцениванием окружающего мира. Такое упрощение позволяет найти энергию, неутомимость и страстность лишь на избирательные, отдельные действия.

Так же нами обнаружена положительная связь показателя толерантности к сложности со субшкалами эмоционального истощения и деперсонализации. То есть, чем выше уровень ин-толерантности к сложности ситуации, тем более выражено эмоциональное истощение и прояв-

ления деперсонализации у студентов. Кроме этого выявлена положительная корреляция эмоционального истощения с показателем уверенности в себе шкалы двусмысленности (р<0,001), поскольку понимание возможности достижения необходимого в реальной ситуации при желании, фрустрируется затрудненностью доступа к сознанию, отсутствием ярко выраженного желания что-либо осуществлять при наличии сложностей.

Мотивация на успех у выпускников положительно взаимосвязана с деперсонализацией и отрицательно - с редукцией, коррелирует положительно с оптимизмом в ситуации двусмысленности, благосклонностью мира (р<0,01), добротой людей, отрицательно связана с верой в закономерности мира. Таким образом, у студентов-выпускников достижения успехов связываются с убеждениями в заботливости окружающего мира, в отзывчивости и доброте людей, причем, во многом, с максимальной опорой на случай в жизни, отрицая наличие определенной закономерности и особого смысла в происходящих с человеком событий.

Показатели установки на постоянное сравнивание себя с другими и восприятие других как делегирующих высокие ожидания, положительно связаны с данными эмоционального истощения и деперсонализации. Снижение эмоционального истощения у молодых людей возможно при условии уменьшения значений установки на завышенные притязания, требования к себе (р<0,001) и общего показателя перфекционизма (р<0,01) [5].

Анализ взаимосвязей смысложизненных ориентаций обнаружил, что показатели шкалы цели отрицательно связаны с показателями селектирования информации о собственных неудачах и ошибках, положительно с деперсонализацией (р<0,01). То есть успешная постановка перспективы возможна при минимальной зацикленности на своих собственных ошибках и неудачах, при повышенной зависимости от участия других людей в достижении цели или негативном, циничном, объектном отношении к ним.

Шкала процесса коррелирует отрицательно с показателями селектирования информации о собственных неудачах и ошибках, и положительно со значениями деперсонализации (р<0,01), благосклонности мира (р<0,01). Выпускники е удовлетворенны настоящей жизнью, поскольку убеждены, что мир вокруг - достойное место и неудачи в нем редки, стараются минимизировать претензии к себе по поводу своих ошибок и неудач, а люди вокруг точно сделают то, что нужно из заботы или при их объектном использовании.

Шкала результативности жизни отрицательно связана с данными восприятия других людей как делегирующих высокие ожидания (при постоянном сравнении себя с другими), положительно коррелирует с показателями высоких стандартов деятельности при ориентации на полюс «самых успешных», благосклонности мира (р<0,01). Значит, удовлетворенность, положи-

тельная оценка прожитой жизни более выражена, если в окружении молодежи было меньше людей, предъявляющих высокие ожидания к ним и часто сравнивающих их с окружающими; когда сами студенты-выпускники опираются в жизни на высокие ориентиры успешной деятельности и оправданно считают, что мир достаточно позитивен, в нем комфортно жить, неудачи редки.

Анализ корреляционных связей шкал внутреннего контроля теста СЖО с данными других методик обнаружил, что шкала локуса контроля-Я положительно связана со значениями находчивости и уверенности шкалы двусмысленности, а так же с деперсонализацией. Отрицательные корреляции выявлены с данными контролируемости мира, толерантностью к неопределенности и селектирования информации о собственных неудачах и ошибках. Таким образом, мировоззренческий взгляд студентов о том, что их контроль возможен, опирается на такое базовое убеждение о мире, что предотвращать тяжелые события можно, только обходя правила, при меньшем внимании к окружающим, которые многого хотят и стремятся сравнивать с другими, высокой терпимости к неопределенности. Их убежденность в своей способности контроля сопряжена с находчивостью и верой в свои силы, при условии, что они захотят этого добиться, тем более, что люди либо и так помогут или ими можно воспользоваться.

Локус контроля жизнь у студентов-выпускников положительно связан с показателями высоких стандартов деятельности при ориентации на полюс «самых успешных», ранговой интерпретацией бальной шкалы мотивации на успех, деперсонализации и добротой людей. То есть убеждение молодых людей о том, что им дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь опирается на стремление к достижению успеха, на сравнение стратегий достижения успеха с образцами деятельности, по их мнению, наиболее успешных людей. Так же этому способствует умение при необходимости применять нормы и правила социальной жизни, чтобы убедить других доверчивых людей им помочь искренне либо, используя в обход их интересов.

Общий уровень осмысленности студентов-выпускников положительно связан только с данными деперсонализации (р<0,001), ранговой интерпретации бальной шкалы мотивации на успех, благосклонности мира. Соответственно, общую осмысленность жизни студентам выпускникам придает убеждение, что окружающий мир является достойным местом для их жизни, неудачи в нем редки, успех им в некоторой мере необходим и он желателен, а окружающие люди либо по доброте своей, либо в силу манипуляции ими будут способствовать комфортной жизни в таком мире.

Выводы

1. Студенты-выпускники гуманитарного вуза характеризуются весьма стойким убеждением в благожелательности мира, где неудачи происходят весьма редко, его населяют порядочные, достойные доверия люди, которые при необходимости придут на помощь.

2. В целом позитивное восприятие мира и себя в нем студентами-выпускниками и курсантами маскирует высокий уровень ноогенного невроза, проявляющегося в сильном эмоциональном истощении, редукции своих достижений и деперсонализацией, что обусловлено привычной установкой сравнивать себя с другими и общими идеалистическими представлениями в с категорией «должного» о мире, о других людях и о себе.

3. Основой большинства социальных отношений у студентов-выпускников и курсантов выступает защитный механизм деперсонализации, проявляющийся одновременно в желании получать постоянно помощь и заботу от других людей или использовать их для достижения своих целей. Это способствует возникновению комфортного проживания и толерантностью к двусмысленности и неопределенности, когда цели и ожидания не определены, а начатое дело может остаться незавершенным. Но такое стремление к манипулированию порождает инто-лерантность ко всем ситуациям, которые воспринимаются молодыми людьми как угрожающе сложными для них.

4. Несмотря на наличие признаков ноогенного невроза, деперсонализация как изоляция от собственных и чужих эмоций и прагматичное использование других людей позволяет студен-там-выпускниками успешно ставить цели в жизни, ощущать жизнь наполненной, быть уверенными в своей способности оказывать влияние на течение жизни и в целом ее воспринимать осмысленной.

5. Реализация присвоенного смысла жизни в качестве шаблонов успешного поведения может быть долговременной. Тем не менее, при столкновении студентов-выпускников с реальностью и требованием актуальной социальной ситуацией ответственного, самостоятельного достижения результатов в профессиональной деятельности и жизни в целом, реальность может ставить их перед обнаружением отсутствия личностных ресурсов для обретения подлинного смысла своей жизни, либо провоцировать дальнейшее развитие деструктивных форм проживания жизни.

6. Феномен перфекционизма стал неотъемлемой составляющей личности современного курсанта, стремящегося к успеху. Исследование достижения успеха и избегания неудачи показало, что у курсантов преобладает мотивация достижения успеха (у 91 % курсантов), что может являться показателем удовлетворенности большинства обследуемых условиями обуче-

ния, интересом к ситуации профессионального становления, высоким стремлением добиваться успехов и проявлять активность, уверенность в будущей профессиональной деятельности.

7. Выявленная взаимосвязь перфекционизма и мотивации достижения успеха свидетельствует о направленности большинства курсантов на полюс «самых успешных».

В заключении можно сказать, что студенты и курсанты, неудовлетворенные выбором профессии, низко оценивающие свои возможности и достижения, испытывают выраженное эмоциональное истощение. И студенты гражданского вуза и курсанты ведомственного вуза в целом позитивно воспринимают мир и себя в нем, всё это маскирует потерю ими смысла жизни, экзистенциальную фрустрацию. Это всё ведет к сильному эмоциональному истощению, редукции своих достижений и деперсонализации, что обусловлено привычной установкой сравнивать себя с другими и общими идеальными представлениями о других людях и о себе. В связи с этим можно рекомендовать психологическим службам вузов проведение специальных занятий с выпускниками, направленных на профилактику эмоционального выгорания и формирования установки на профессиональную успешность.

Список литературы

1. Агапова Е.М., Быкова Н.Л., Комаров О.О., Правдина О.В. Значение психолого-педагогической поддержки развития социально-личностных компетенций студентов в образовательной среде Вуза // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: VII междунар. науч.-практич.конф. 26 сент. 2012. Самара, 2012.

2. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. Спб, 1999.

3. Быкова Н.Л. Манипулятивная направленность сознания студентов с высокой успеваемостью // Проблемы сознания в психологии и смежных науках. Вып.4. Самара: СНЦ РАН, 2009.

4. Быкова Н.Л. Ориентация на статус как результирующая социальной ситуации развития молодежи периода начала мирового экономического кризиса //Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2010. №1(7).

5. Быкова Н.Л. Роль перфекционизма и толерантности к неопределенности в переживании стрессового состояния выпускниками вуза //Культура и стресс: психическое здоровье в эпоху турбулентности. Международн. научн.-практич.конф., 19.04.2013. Самара, 2013.

6. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009.

7. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Диагностика перфекционизма при расстройствах аффективного спектра. М., 2008.

8. Куликов Л.В., Михайлова О.А. Виды трудового стресса // Психология психических состояний. Вып. 3. Казань-Набережные Челны, 2001.

9. Латынов В.В. Детерминанты и способы предотвращения неэтичного поведения в организациях // Прикладная психология. 2001. № 3. С. 41-49.

10. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М., 2000.

11. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб., 2005.

12. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. М.: Изд-во МГУ, 2003.

13. Психодиагностика толерантности личности Солдатова Г.У, Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. М.: Смысл, 2008.

14. Реан А.А. Социальная педагогическая психология: учебное пособие. СПб., 2000.

15. Ощепкова О.В., Родионова О.Г., Взаимосвязь перфекционистских установок и мотивации успеха у курсантов СЮИ ФСИН России // Вестник Самарского юридического института. Научно-практический журнал. №1 (15). 2015.

16. Тарасова С.А. Особенности эмоционального выгорания преподавателей ведомственного вуза ФСИН // Вестник Самарского юридического института. Научно-практический журнал. №1 (12). 2014.

17. Хачатурян С.Д., Галич Т.В. Выгорание и стресс у сотрудников УИС: психодиагностика и коррекция. Учебно-методическое пособие. Владимир, 2004.

18. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов // Вопросы психологии. 2009. № 3.

19. Edelwich J. (with Brodsky A.) Burnout. New York: Human Sciences Press, 1980.

20. Eisenberger R., Huntington R., Hutchison S., & Sowa D. Perceived organizational support. Journal of Applied Psychology, 1986, №71, р. 500-507.

21. Golembiewski R.T., Munzenrider R.P. & Stevenson J.G. Stress in organizations. New York: Prae-ger Publishers, 1986.

22. Leiter M. The dream denied: Professional burnout and the constraints of human service organizations. Canadian Psychology, 1991, №32, р. 547-555.

23. Savicki V. & Cooley E. The relationship of work environment and client contact to burnout in mental health professionals. Journal of Counseling and Development, 1987, №65, р. 249-252.

24. Schaufeli W.B., Maslach C. & Marek T. (Eds). Professional Burnout: Recent Developments in Theory and Research. Washington D.C.: Taylor & Francis, 1993.

References

1. Agapova E.M., Bykova N.L., Komarov O.O., Pravdina O.V. Znachenie psikhologo-pedagogiches-koy podderzhki razvitiya sotsial'no-lichnostnykh kompetentsiy studentov v obrazovatel'noy srede VUZa // Vysshee gumanitarnoe obrazovanie XXI veka: problemy i perspektivy: VII mezhdunar. nauch.-praktich.konf. 26 sent. 2012. Samara, 2012.

2. Boyko V.V. Sindrom emotsional'nogo vygoraniya v professional'nom obshchenii. Spb, 1999.

3. Bykova N.L. Manipulyativnaya napravlennost' soznaniya studentov s vysokoy uspevaemost'yu // Problemy soznaniya v psikhologii i smezhnykh naukakh. Vyp. 4. Samara: SNTs RAN, 2009.

4. Bykova N.L. Orientatsiya na status kak rezul'tiruyushchaya sotsial'noy situatsii razvitiya molo-dezhi perioda nachala mirovogo ekonomicheskogo krizisa // Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Seriya «Psikhologiya». 2010. №1(7).

5. Bykova N.L. Rol' perfektsionizma i tolerantnosti k neopredelennosti v perezhivanii stressovogo sostoyaniya vypusknikami vuza //Kul'tura i stress: psikhicheskoe zdorov'e v epokhu turbulent-nosti. Mezhdunarodn. nauchn.-praktich.konf., 19.04.2013. Samara, 2013.

6. Vodop'yanova N.E. Psikhodiagnostika stressa. SPb., 2009.

7. Garanyan N.G., Kholmogorova A.B. Diagnostika perfektsionizma pri rasstroystvakh affektivno-go spektra. M., 2008.

8. Kulikov L.V., Mikhaylova O.A. Vidy trudovogo stressa // Psikhologiya psikhicheskikh sostoya-niy. Vyp. 3. Kazan'-Naberezhnye Chelny, 2001.

9. Latynov V.V. Determinanty i sposoby predotvrashcheniya neetichno-go povedeniya v organizatsi-yakh // Prikladnaya psikhologiya. 2001. № 3. P. 41-49.

10. Leont'ev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsii. M., 2000.

11. Pochebut L. G. Vzaimoponimanie kul'tur. Metodologiya i metody etnicheskoy i kross-kul'turnoy psikhologii. Psikhologiya mezhetnicheskoy tolerantnosti. SPb., 2005.

12. Praktikum po psikhodiagnostike i issledovaniyu tolerantnosti lichnosti. M.: Izd-vo MGU, 2003.

13. Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti Soldatova G.U., Shaygerova L.A., Prokof'eva T.Yu., Kravtsova O.A. M.: Smysl, 2008.

14. Rean A.A. Sotsial'naya pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnoe posobie. SPb., 2000.

15. Oshchepkova O.V., Rodionova O.G., Vzaimosvyaz' perfektsionistskikh ustanovok i motivatsii uspekha u kursantov SYul FSIN Rossii // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. Nauchno-prakticheskiy zhurnal. №1 (15). 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Tarasova S.A. Osobennosti emotsional'nogo vygoraniya prepodavateley vedomstvennogo vuza FSIN // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. Nauchno-prakticheskiy zhurnal. №1 (12). 2014.

17. Khachaturyan S.D., Galich T.V. Vygoranie i stress u sotrudnikov UIS: psikhodiagnostika i kor-rektsiya. Uchebno-metodicheskoe posobie. Vladimir, 2004.

18. Kholmogorova A.B., Garanyan N.G., Evdokimova Ya.G., Moskova M.V. Psikhologicheskie fak-tory emotsional'noy dezadaptatsii u studentov // Voprosy psikhologii. 2009. № 3. Edelwich J. (with Brodsky A.) Burnout. New York: Human Sciences Press, 1980.

19. Edelwich J. (with Brodsky A.) Burnout. New York: Human Sciences Press, 1980.

20. Eisenberger R., Huntington R., Hutchison S., & Sowa D. Perceived organizational support. Journal of Applied Psychology, 1986, №71, р. 500-507.

21. Golembiewski R.T., Munzenrider R.P. & Stevenson J.G. Stress in organizations. New York: Prae-ger Publishers, 1986.

22. Leiter M. The dream denied: Professional burnout and the constraints of human service organizations. Canadian Psychology, 1991, №32, р. 547-555.

23. Savicki V. & Cooley E. The relationship of work environment and client contact to burnout in mental health professionals. Journal of Counseling and Development, 1987, №65, р. 249-252.

24. Schaufeli W.B., Maslach C. & Marek T. (Eds). Professional Burnout: Recent Developments in Theory and Research. Washington D.C.: Taylor & Francis, 1993.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Быкова Наталья Львовна, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, кандидат психологических наук, доцент

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия ул. А. Овсеенко, 25, г. Самара, 443090, Россия E-mail: g.ocean@mail.ru

Плотникова Анна Леонидовна, доцент кафедры пенитенциарной психологии и педагогики, кандидат психологических наук

Самарский юридический институт ФСИН России ул. Рыльская, 24 «В», г. Самара, 443022, Россия E-mail: annaplot@rambler.ru

Родионова Ольга Геннадьевна, доцент кафедры пенитенциарной психологии и педагогики, кандидат психологических наук

Самарский юридический институт ФСИН России ул. Рыльская, 24 «В», г. Самара, 443022, Россия E-mail: rodionova_olga.g@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Bykova Natalya L'vovna, Ph.D., Associate Professor

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

25, A.Ovseenko str., Samara, 443090, Russia

E-mail: g.ocean@mail.ru

Plotnikova Anna Leonidovna, Ph.D., Associate Professor Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia 24V, Rylskaya St., Samara, 443022, Russia E-mail: annaplot@rambler.ru

Rodionova Oliga Gennad'evna, Ph.D., Associate Professor Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia 24V, Rylskaya St., Samara, 443022, Russia E-mail: rodionova_olga.g@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.