Научная статья на тему 'Организация работы школьной службы медиации в современных условиях: опыт инновационной работы'

Организация работы школьной службы медиации в современных условиях: опыт инновационной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEDIATION TECHNOLOGIES / CONFLICT SITUATIONS / SCHOOL RECONCILIATION SERVICE / RECOVERY APPROACH / CONSTRUCTIVE STRATEGY OF BEHAVIOR / CONFLICT-FREE BEHAVIOR / МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / КОНСТРУКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ / БЕСКОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митичева Татьяна Ивановна

Автором статьи представлен опыт работы преподавателей и студентов-волонтеров Арзамасского филиала ННГУ с учащимися общеобразовательной школы по организации и научно-методическому сопровождению инновационной работы в образовательном учреждении по направлению «Разработка модели школьной службы медиации как условие создания безопасной и эффективной образовательной среды в рамках внедрения и реализации ФГОС».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF WORK OF THE SCHOOL MEDIA SERVICE IN MODERN CONDITIONS: EXPERIENCE OF INNOVATIVE WORK

The author of the article presents the experience of teachers and student volunteers of the Arzamas branch of the NNGU with students of a secondary school in organizing and scientifically and methodically supporting innovative work in an educational institution in the direction of “Developing a model of the school mediation service as a condition for creating a safe and effective educational environment in the framework of implementation and implementation of the GEF”.

Текст научной работы на тему «Организация работы школьной службы медиации в современных условиях: опыт инновационной работы»

УДК 371.8.06

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Митичева Т.И.

Автором статьи представлен опыт работы преподавателей и студентов-волонтеров Арзамасского филиала ННГУ с учащимися общеобразовательной школы по организации и научно-методическому сопровождению инновационной работы в образовательном учреждении по направлению «Разработкамодели школьной службы медиации как условие создания безопасной и эффективной образовательной среды в рамках внедрения и реализации ФГОС».

Ключевые слова: медиативные технологии; конфликтные ситуации; школьная служба примирения; восстановительный подход; конструктивная стратегия поведения; бесконфликтное поведение.

ORGANIZATION OF WORK OF THE SCHOOL MEDIA SERVICE IN MODERN

CONDITIONS: EXPERIENCE OF INNOVATIVE WORK

Miticheva T.I.

The author of the article presents the experience of teachers and student volunteers of the Arzamas branch of the NNGU with students of a secondary school in organizing and scientifically and methodically supporting innovative work in an educational institution in the direction of "Developing a model of the school mediation service as a condition for creating a safe and effective educational environment in the framework of implementation and implementation of the GEF".

Keywords: mediation technologies; conflict situations; school reconciliation service; recovery approach; constructive strategy of behavior; conflict-free behavior.

Модернизация современного школьного образования подразумевает не только успешное внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов, но и поиск новых технологий, методов и форм работы с учащимися по профилактике девиантного поведения. Частым проявлением такого поведения выступает конфликтность, агрессивность, грубость подростков. В их жизни большинство происходящих с ними конфликтных ситуаций связано, прежде всего, с тем, что они не имеют сформированных адекватных навыков и умений, социального опыта конструктивного их разрешения.

В образовательных учреждениях происходят самые различные конфликтные ситуации подростков со сверстниками и педагогами, исходя из разных причин, в качестве которых могут быть и пропуски уроков, конфликты с учителями, ссоры с одноклассниками, хулиганские поступки, драки и кражи и многое другое. Разрешение конфликтов сверстников в школьном сообществе традиционно решались с использованием «карательного» подхода реагирования на конфликтные ситуации (вызов к администрации школы родителей и ребенка, обсуждение на совете по профилактике правонарушений, разбор ситуации в классе классным руководителем и т.д.). Провинившийся ребенок понимает, что после совершения проступка неизбежно потом наказание в виде порицания, где он часто несет вину перед самим учреждением, а не перед жертвой ситуации. В этом случае большинство проблемных конфликтных ситуаций в школе остаются неразрешенными. Такой подход, на наш взгляд, является малоэффективным, так как с точки зрения того, что приобретение необходимых навыков решения конфликтов самими участниками у них не происходит, не говоря уже о том, что социальный опыт решения таких ситуаций они практически не извлекают никакого. Кроме того, в большинстве случаев жертвы конфликтных ситуаций, по-прежнему, продолжают чувствовать обиду на обидчика за произошедшую ситуацию. То есть каждая сторона конфликтной ситуации, на наш взгляд, не приобретает необходимые навыки общения при разрешении конфликтов.

Необходим пересмотр используемых технологий работы специалистов учреждений (педагогов-психологов, социальных педагогов), которые смогут научить всех учащихся решать различные конфликтные ситуации и проблемы другими конструктивными путями. В качестве таких предложены медиативные технологии разрешения конфликтных ситуаций. Для реализации данной задачи в России приняты следующие нормативно-правовые документы: стандарты восстановительной медиации, ФЗ РФ от 27.07.2010 г. N° 194-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников (процедуре медиации)», ФЗ РФ от 23.07.2013 г. № 233-Ф3 «О внесении изменения в статью 18 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», Концепция развития до 2017 года сети служб медиации для восстановительного правосудия в отношении детей, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность», утвержденная Распоряжением Правительства России от 30.06.2014 № 1430-р., «Методические рекомендации по организации школьной службы медиации в образовательных организациях» направленным письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 и др. [1].

Во все образовательные учреждения в 2017 году были направлены инструктивные письма о введении Школьных служб медиации (служб примирения), которые позволяют решить конфликтные ситуации, используя совершенно другой подход - восстановительный подход, направленный на преодоление негативных последствий конфликта. Изучению данного вопроса нами были представлены материалы в проведенных предыдущих исследованиях [2]. Школьники, наученные решать конфликты конструктивно, приобретают необходимые социальные навыки, помогающие им не только в общении со сверстниками, но и в умении грамотно разрешать различные проблемы в дальнейшей жизни.

Именно поэтому на базе МБОУ СШ № 12 г. Арзамаса несколько лет назад была организована Школьная служба примирения. Администрация школы для создании данной службы, основываясь на

утвержденные нормативно-правовые документы РФ, подготовила необходимые документы: приказ о создании Школьной службы примирения, положение о Школьной службе примирения, план работы, журнал регистрации конфликтов и др. Вопросами координации работы службы занимается педагог-психолог этого образовательного учреждения, в основные задачи работы которого входит не только работа по сопровождению учащихся конфликтного поведения, их обучение конструктивному разрешению конфликтных ситуаций, проведение различных мероприятий с учащимися школы, но и просветительская работа по ознакомлению с современными медиативными практиками педагогов, родителей учащихся.

Между администрацией МБОУ СШ№ 12 г. Арзамаса и Арзамасским филиалом ННГУ заключен договор о творческом научно-методическом сотрудничестве и совместной инновационной работе в данном направлении работы. Совместная деятельность по организации и научно-методическому сопровождению инновационной работы в образовательном учреждении по направлению «Разработка модели школьной службы медиации как условие создания безопасной и эффективной образовательной среды в рамках внедрения и реализации ФГОС» осуществляется под руководством преподавателей кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ. В рамках совместной работы с учащимися образовательного учреждения были подключены студенты-волонтеры психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ, обучающиеся по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», профилю подготовки «Психология и социальная педагогика». С целью выстраивания дальнейшей деятельности запланирован и реализован план работы инновационной площадки. Разработан цикл мероприятий по реализации плана работы с учащимися школы.

Важным механизмом в успешном освоении современных практических техник медиации педагогическим коллективом школы является их обучение, самостоятельная подготовка. Поэтому, осу-

ществление работы началось с проведения на базе МБОУ СШ № 12 г. Арзамаса научно-практического семинара «Школьная служба медиации: от идеи к практике повседневной жизни» для педагогического состава, включенного в работу «Школьной службы примирения». В ходе проведения семинара выступали руководитель сетевой площадки, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители «проблемных» классов школы, на котором были обсуждены следующие вопросы: Идея восстановительного подхода в профилактике правонарушений и конфликтов несовершеннолетних обучающихся; Опыт работы классных руководителей по созданию безопасной эффективной образовательной среды; Профилактика правонарушений и конфликтов в детской среде; Результаты диагностики выявления конфликтного поведения в школе. Итогом семинара стало выстраивание перспективной линии реализации плана работы сетевой инновационной площадки. В дальнейшем проведено анкетирование педагогов, детей и их родителей. В анкетировании участвовали 51 обучающийся школы с 10-16 лет, 22 педагога, 51 родитель, которые позволили определить причины проявления конфликтных ситуаций, и способы поведения в них.

С учащимися школы в рамках реализации инновационной площадки использованы различные формы работы: квест-игры «Секреты бесконфликтного решения», «Конструктивная стратегия поведения в конфликте», час-дискуссия «Учимся разрешать конфликты», работа по созданию и решению лэпбука «Бесконфликтное поведение» и др.

Наибольший интерес у учащихся 6-7 классов вызвала квест-игра «Секреты бесконфликтного общения». Учащимся в квест-игре было предложено пройти 7 разных станций: станция 1 - «Давайте познакомимся», станция 2 - «Пути решения конфликта», станция 3 - «Музей скульптур», станция 4 - «Разбери и проиграй ситуацию», станция 5 - «Какой я в конфликте?», станция 6 - «Шалаш», станция 7 - «Дружественные ладошки».

Одной из современных форм работы с учащимися 5 классов была использована технология создания лэпбука «Бесконфликтное поведение» в ходе решения заданий. Целью мероприятия является по-

лучение учащимися опыта конструктивного решения конфликтных ситуаций. Все учащиеся были распределены на 4 микрогруппы и им предложены следующие задания для выполнения: 1 задание -Дайте определение следующим понятиям: спор, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент. 2 задание - Перечислите сказки, в которых происходят конфликтные ситуации. Как их можно разрешить конструктивным путем? Предложите свои варианты решения.

3 задание - Выберите из списка поговорок и пословиц те, в которых говорится о конфликтах, ссорах и способах мирного разрешения.

4 задание - игра Речевой этикет. Назовите слова приветствия. Выскажите просьбу. Какими словами лучше всего начать знакомство? Слова благодарности. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? 5 задание - Узнай о себе больше. Пройди тест «Конфликтный ли ты человек?». 6 задание - Ваши советы и пожелания по бесконфлитному поведению. 7 задание - Игра психологической самооценки «Карман раздумий». Оцените свои качества, которые мешают вам конструктивно решать конфликты и найдите положительные качества, которые помогут вам справиться с этим. По итогам выполнения задания совместно с учащимися оформляется дерево с листочками с указанными на них качествами личности. Учащимся доводится идея того, что у каждого человека есть различные качества, однако очень важно при общении использовать только те качества, которые помогут конструктивно решить конфликт.

И, в заключении необходимо отметить, что в ходе проведения данных мероприятий учащиеся познакомились с новыми медиативными практиками и техниками: техники сотрудничества, которые позволяют сформировать умение проявлять эмпатию, умение безопасно и эффективно общаться, уважительного отношения друг к другу, умение понимать и уважать свои чувства, умение согласования принимаемых совместных решений, и многое другое. В ходе работы отработана профилактическая модель работы по снижению конфликтности среди школьников через реализацию активных форм работы с подростками, таких как, акции, классные часы, квест-игры, часы-дискуссии и многое другое.

Список литературы

1. Федеральный институт медиации [Электронный ресурс]. URL: http:// fedim.ru/

2. Митичева Т.И., Митичева Е.В. Восстановительные технологии как средство профилактической работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций на примере школьной службы примирения [Электронный ресурс] // Материалы IX Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука» с международным участием. 1525 апреля 2013 г. Красноярск. 2013 г.

References

1. Federal'nyj institut mediacii [Federal Institute of Mediation]. http://fedim.ru/

2. Miticheva T.I., Miticheva E.V. MaterialyIH Vserossijskoj nauchno-tekhnich-eskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh «Molodyozh ' i nauka» s mezhdunarodnym uchastiem. 15-25 aprelya 2013 g. Krasnoyarsk. 2013 [Materials of the IX All-Russian Scientific and Technical Conference of Students, Graduate Students and Young Scientists "Youth and Science" with international participation. April 15-25, 2013 Krasnoyarsk. 2013].

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Митичева Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал ул. К.Маркса, 36, г. Арзамас, 607220, Российская Федерация tanata52@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Miticheva Tatyana Ivanovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

National Research Nizhny Novgorod State University, Arzamas branch 36, K.Marks Str., Arzamas, 607220, Russian Federation tanata52@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.