Научная статья на тему 'Особенности социализации элементов системы «Учитель - ученик» в процессе их взаимодействия в условиях ФГОС'

Особенности социализации элементов системы «Учитель - ученик» в процессе их взаимодействия в условиях ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК / ШКОЛЬНИК / РОДИТЕЛИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ / ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ / SCHOOL / EDUCATIONAL STANDARD / TEACHER / STUDENT / SCHOOL STUDENT / PARENTS / SOCIALIZATION / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT OF SCHOOL / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL / THEORY OF GENERATIONS / CONTINUITY OF GENERATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Галина Ивановна, Рыженко Светлана Кронидовна

В статье представлены основные направления теоретико-методологического исследования вопроса особенностей социализации в условиях реализации ФГОС общего образования в настоящее время. В качестве основных моментов применяемой авторами методологии используются понятия «социализация», «социокультурная среда школы», «образовательная среда школы», «теория поколений» и др. Материал статьи основан на детальном анализе влияния изменений ФГОС на социокультурную среду школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Галина Ивановна, Рыженко Светлана Кронидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization of participants of the ''teacher - student'' system in the process of their interaction in the context of the Federal State Educational Standards

The article reviews the main areas of the theoretic and methodological research dealing with the socialization in the context of current implementation of the Federal State Educational Standards of general education. The key concepts of the methodology used by the authors are: 'school's sociocultural environment', 'school's educational environment', theory of generations', and others. The article is based on the detailed analysis of how the changes of the Federal State Educational Standard influence the sociocultural environment of schools.

Текст научной работы на тему «Особенности социализации элементов системы «Учитель - ученик» в процессе их взаимодействия в условиях ФГОС»

УДК 37.Q13

Бондаренко Галина Ивановна

доктор социологических наук,

доцент кафедры управления образовательными

системами

Института развития образования Краснодарского края

Рыженко Светлана Кронидовна

кандидат психологических наук,

доцент кафедры управления образовательными

системами

Института развития образования Краснодарского края

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК» В ПРОЦЕССЕ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Bondarenko Galina Ivanovna

D.Phil. in Social Science, Associate Professor, Educational Systems Management Department, Institute of Education Development of the Krasnodar Krai

Ryzhenko Svetlana Kronidovna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Educational Systems Management Department, Institute of Education Development of the Krasnodar Krai

SOCIALIZATION OF PARTICIPANTS OF THE 'TEACHER - STUDENT' SYSTEM IN THE PROCESS OF THEIR INTERACTION IN THE CONTEXT OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация:

В статье представлены основные направления теоретико-методологического исследования вопроса особенностей социализации в условиях реализации ФГОС общего образования в настоящее время. В качестве основных моментов применяемой авторами методологии используются понятия «социализация», «социокультурная среда школы», «образовательная среда школы», «теория поколений» и др. Материал статьи основан на детальном анализе влияния изменений ФГОС на социокультурную среду школы.

Ключевые слова:

школа, образовательный стандарт, учитель, ученик, школьник, родители, социализация, социокультурная среда школы, образовательная среда школы, теория поколений, преемственность поколений.

Summary:

The article reviews the main areas of the theoretic and methodological research dealing with the socialization in the context of current implementation of the Federal State Educational Standards of general education. The key concepts of the methodology used by the authors are: 'school's sociocultural environment', 'school's educational environment', theory of generations', and others. The article is based on the detailed analysis of how the changes of the Federal State Educational Standard influence the sociocultural environment of schools.

Keywords:

school, educational standard, teacher, student, school student, parents, socialization, sociocultural environment of school, educational environment of school, theory of generations, continuity of generations.

Миссия современной школы, которая находится в процессе модернизации, - быть открытым компонентом образовательной системы, основанной на демократических принципах взаимоотношений, позволяющих в перспективе сформировать институты гражданского общества на основе гуманизации образования, основанной, в свою очередь, на уважении к личности школьника, его диспозиции, мотивации поведения, целях и запросах. Данную точку зрения излагали в своих работах Н.И. Болдырев [1], Е.В. Бондаревская [2], В.С. Кульневич [3] и др.

В докладе рабочей группы Совета по образованию «Школа - 2020» особый акцент сделан на то, что основной целью современной российской школы является формирование всесторонне развитой личности, в том числе с высоким уровнем интегральных способностей, самооценки и уверенности в себе, способной успешно проходить процессы социализации и адаптации.

Сама школа как социальный институт должна, с одной стороны, создавать оптимальные условия для реализации социального заказа общественной системы и, с другой, регулярно отслеживать систему социокультурных ценностей, актуальных для современной социокультурной общественной системы как на краткосрочную, так и на долгосрочную историческую перспективу. Необходимость взаимодействия образовательного учреждения и социума рассматривали в своих работах Т.Н. Касимова [4], В.С. Лазарев [5], С.Т. Шацкий [6] и др.

На данный момент явно прослеживается необходимость открытости школы как системы, не только носящей социальный и педагогический характер, но и усиливающей активную позицию

в образовательном процессе как его непосредственных участников (педагогов и учащихся), так и социальных организаций и институтов [7].

Обычно термин «среда» обозначает нечто надындивидуальное, надобщественное. В аспекте социологической науки употребляется термин «социальная среда», обозначающий взаимодействие и взаимосвязи по поводу духовного, психологического, культурного окружения на основе экономических, политических, социокультурных мотивов действия. В сущности, речь идет о тех условиях жизнедеятельности человека, в которых он мог бы реализовать свой потенциал. Исходя из данного положения социокультурную среду можно принимать как теоретико-методологическую основу исследования социализации личности школьника, с одной стороны, и как фактор и компонент структурных компонентов воспитательной системы школы - с другой.

Влияние и роль среды в формировании личности, реализации ее возможностей и практических навыков наглядно рассмотрены В.А. Ядовым [8]. Именно данная методология, с нашей точки зрения, наиболее подробно рассматривает личность как объект социокультурной среды, которая в свою очередь выступает, с одной стороны, как динамическая саморазвивающаяся система, с другой - как объект воздействия, влияния как ближайшего окружения (микроуровень социокультурной среды), так и микро- и макросоциальных групп вторичной социализации (макроуровень социокультурной среды). Именно на макроуровне рассматривается педагогический потенциал образовательной среды школы. Очевидно, что, выступая субъектом общественных отношений, личность сама формирует свое социальное окружение, вовлекается в различные микросреды, микрогруппы, социальные институты и социальные организации и т. п. Потому и расчленение на функциональные задачи и структурные элементы, симпатии и антипатии, ситуативное поведение и выполнение ожидаемой роли условно. Данный процесс рассматривается с точки зрения социализации на уровне взаимодействия трех элементов: «учитель - ученик - родители».

Наиболее важным механизмом формирования социокультурной среды школы являются педагогические технологии, в частности совместной деятельности педагогов и обучающихся. Г.И. Власова относит к ним:

- технологии психолого-педагогической диагностики;

- инновационные проективные исследовательские технологии, мотивирующие на поиск проблемы и способов действий в конкретной ситуации;

- технологии, направленные на формирование и развитие детской самостоятельности [9].

Очевидно, что данные технологии нацелены на формирование самосовершенствующейся

личности, находящейся в постоянном поиске новой информации, готовой к переобучению. Формирование всесторонне развитой личности является задачей ФГОС. Особая миссия в данной ситуации возлагается на учителя.

Е.В. Торопова в своей работе «Учитель в социокультурной среде» в качестве миссии школы выделяет не только обучение, но и адаптацию, социализацию; определяет цель работы учителя в социокультурной среде, принципы, этапы [10].

Проблема состоит в том, что каждый учитель реализует задачи социализации школьника исходя из особенностей своей личности, то есть какие бы ни декларировались ценности, цели и задачи в русле реализации ФГОС, они проходят через индивидуальность конкретного педагога и определенным образом деформируются. Педагог воспитывает, психологически воздействуя и внося определенный вклад в развивающуюся личность школьника только своей личностью и ничем больше, т. е. системой своих мотивов и потребностей, социальных установок, жизненных смыслов, моральной и нравственной составляющей своих поступков и суждений. Поэтому важным становится более глубокое изучение личности педагога с помощью психологической дифференциации на основе существенных с этой точки зрения критериев и соответствующая типо-логизация. Так, С.К. Рыженко рассматривает основные структуры личности в соответствии с психодинамическим подходом [11]. Очевидно, что различные психологические типы применяют различные педагогические технологии и, соответственно, оказывают разное влияние на социализацию школьника [12]. Кроме того, имеют место такие факторы, как профессиональная деформация учителя и синдром эмоционального выгорания [13].

На данном уровне («учитель - школьник») социального взаимодействия структурного элемента социокультурной среды школы следует говорить о психологической грамотности как учителя, так и ученика [14]. Дело в том, что, как отмечает А.В. Милёхин, существуют следующие основные проблемы социализации: перекладывание ответственности за социализацию педагогов на родителей и, наоборот, родителей на педагогов; отрицание учителями школьников как агентов социализации [15]. Данный аспект социального взаимодействия в системе «учитель -ученик - родители» актуализирует психологическую грамотность всех трех составляющих данного уровня социализации, а также процесс социально-психологического сопровождения каждого участника данного процесса [16].

Если социальную компетентность определить как совокупность социальных знаний, умений, навыков, реализуемых в социально значимой деятельности, способность личности использовать имеющийся опыт соответственно обстоятельствам [17], то выявляются особенности измерения и мониторинга качества образования.

Проблема заключается еще и в том, что кроме социализированности актуализируется процесс оценивания в условиях ФГОС. Учителя не всегда готовы к данной деятельности не только с психолого-моральной точки зрения, они недостаточно понимают специфику образовательных результатов в рамках системно-деятельностного подхода, заложенного в ФГОС, а также функций оценки [18].

Следует также отметить недостаточное количество эмпирических исследований в области важности школьных знаний для учащихся, отношения школьников (особенно подростков) к учебной деятельности [19]. Но и осознание значимости образования школьником - это не «панацея», способствующая поднятию его учебной мотивации, так как важнее не сознательная, «долженствующая» установка учиться, а удовольствие, которое можно получать от обучения, достигая состояния «потока» [20]. Именно ценность самого переживания в учебной деятельности, эффект высокой умственной концентрации, сосредоточения на основе познавательной доминанты, достижение чувства сопричастности к чему-то большему, чем «я», будет, на наш взгляд, самым желаемым результатом работы учителя на уроке в русле системно-деятельностного подхода.

Кроме того, если рассматривать процесс социализации во взаимодействии трех элементов, то следует обратить внимание на теорию поколений [21], с которой трудно не согласиться. Так, А.В. Сапа дает социально-психологическую характеристику новому поколению школьников, которые будут обучаться по ФГОС [22]. Во-первых, на фоне информационной перегруженности возникает размывание не только жизненных принципов, но и жизненных ориентиров [23]; преемственность поколений прерывается по причине как модернизационных процессов, так и резкого отрицания морально-нравственных устоев, различия стиля жизни. Д.И. Фельдштейн, рассматривая сущность детства как особого социального феномена, являющегося реально действующей составной частью общества, подчеркивает глубинные психологические и социально-психологические изменения, происходящие с современными детьми [24]. Прежде всего это изменение восприятия, вызванное экранной зависимостью, несформированность воссоздающего воображения, что порождает проблемы художественного чтения, а также ведет к снижению возрастного уровня морально-нравственного развития, инфантилизму.

Таким образом, учитывая особенности поколения Ъ, следует выбирать адекватный стиль обучения. Опираясь на работу Дж. Коатс «Поколения и стили обучения» [25], можно определить следующие задачи учителя при формировании стиля обучения:

1) четкость и конкретность задания, срока его выполнения, качества выполненной работы;

2) коммуникабельность и творческая обстановка на уроке и т. п.;

3) яркость и зрелищность поданного материала;

4) психологическая и социальная компетентность, выраженная в мудрости;

5) эффективность проведенного времени на уроке.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить следующее. Рассматривая современную школу как открытый компонент образовательной системы, акцентируем внимание на том, что в условиях реализации ФГОС на школу возлагаются задачи не только обучения и воспитания, но и обеспечения успешного взаимодействия в таких подсистемах образовательного процесса, как «учитель - ученик - родители». Наиболее полно данный процесс можно рассмотреть через такие методологические концепты, как «социокультурная среда школы», «социализация», «теория поколений».

Процесс социализации рассматривается с точки зрения и самой социокультурной среды, формирующей ценности и мотивы поведения субъектов среды, и личности как учителя, так и ученика, каждый из которых подвергается своим процессам социализации.

Ссылки:

1. См., например: Болдырев Н.И. Очерки по методике работы классного руководителя. М., 1962. 279 с.

2. См., например: Методологическая сфера образования : монография / Е.В. Бондаревская, А.Г. Бермус, Л.Я. Хоронько и др. Ростов н/Д., 2007.

3. Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учеб. пособие для студентов сред. и высших пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. М. ; Ростов н/Д., 1999. 560 с.

4. Касимова Т.Н. Взаимодействие семьи и образовательных учреждений как социально-педагогических партнеров : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2006. 19 с.

5. Лазарев В.С. Характеристики инновационной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 1. С. 5-6.

6. Шацкий С.Т.: 1) Педагогические сочинения : в 4 т. М., 1962-1964 ; 2) Работа для будущего. Документальное повествование. Книга для учителя / сост.: В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин. М., 1989.

7. Позднякова Т.Ю. Общественная оценка социально значимой деятельности современной школы : дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2009. 274 с.

8. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1972. С. 12-16.

9. Власова Г.И. Социализация младших школьников в современной институциональной среде (на примере городских образовательных сообществ) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2014. 31 с.

10. Торопова Е.В. Учитель в социокультурной среде [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/2012/05/10/uchitel-v-sotsiokulturnoy-srede (дата обращения: 05.11.2016).

11. Рыженко С.К. Психологическая поддержка педагогов с различной структурой личности // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 10. С. 264-273.

12. Милёхин А.В. Психологическая грамотность как фактор социализации старшеклассников в современной школе : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 30 с.

13. См., например: Рыженко С.К. Профессиональные деформации учителя и пути их преодоления [Электронный ресурс]. URL: http://clasno.blogspot.ru/2010/11/blog-post_12.html (дата обращения: 06.11.2016).

14. Милёхин А.В. Указ. соч.

15. Там же. С. 8.

16. Более подробно: Еременко Н.А. Технология психологического сопровождения педагогов в условиях внедрения ФГОС ООО. [Электронный ресурс]. URL: http://mosi.ru/ru/conf/articles/tehnologiya-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-pedagogov-v-usloviyah-vnedreniya-fgos (дата обращения: 25.11.2016).

17. Более подробно: Симанкова О.С. Педагогические условия воспитания социальной компетентности кадетов: дея-тельностный подход : дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. 227 с.

18. Игнатьева Е.Ю., Арсентьева Л.В. Оценочная деятельность педагога в условиях ФГОС // Менеджмент качества и инновации - 2014 : сб. ст. по материалам VII межрегион. науч.-практ. конф. (28 нояб. 2014 г.). Великий Новгород, 2015. С. 13.

19. См. более подробно: Калашникова Е.А. Социально-психологические особенности отношения учащихся основной школы к учебной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 28 с.

20. Более подробно: Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания. М., 2011. 464 с.

21. См., например: Буканова Л. Дайте HR-у игрушки «игреков», и он перевернет мир [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-prof.ru/about/life.php?ID=11561 (дата обращения: 11.11.2016) ; Литвинюк А. «Теория поколений» как HR-инструмент [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/blog/teoriya-pokoleniy-kak-hr-instrument (дата обращения: 25.11.2016).

22. Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С. 24-30.

23. Там же. С. 27.

24. Более подробно: Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. М., 2011. 16 с.

25. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М. ; Новочеркасск, 2011.

References:

Boldyrev, NI 1962, Essays on the method of work of the class teacher, Moscow, p. 279, (in Russian). Bondarevskaya, EV, Bermus, AG & Horonko LY 2007, Methodological education sector: monograph, Rostov n / D, (in Russian). Bukanova, L 2014, Give HR-y "igrek" toys, and it will change the world, viewed 11 November 2016, <http://www.e-prof.ru/about/life.php?ID=11561>, (in Russian).

Chiksentmihalyi, M 2011, Flow. The psychology of optimal experience, Moscow, p. 464, (in Russian). Coats, J 2011, Generations and learning styles, Moscow, Novocherkassk, (in Russian).

Eremenko, NA 2015, The technology of psychological support teachers in the conditions of implementation of GEF LLC, viewed 25 November 2016, <http://mosi.ru/ru/conf/articles/tehnologiya-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-pedagogov-v-uslovi-yah-vnedreniya-fgos>, (in Russian).

Feldstein, DI 2011, Profound changes of modern childhood and the consequent updating of psycho-pedagogical problems of education, Moscow, p. 16, (in Russian).

Ignatyeva, EY & Arsenteva, LV 2015, 'The estimated activity of the teacher in the conditions of the GEF', Menedzhment kachestva i innovatsii - 2014 : sb. st. po materialam VII mezhregion. nauch.-prakt. konf. (28 noyab. 2014 g.), Veliky Novgorod, p. 13, (in Russian).

Kalashnikova, EA 2015, Socio-psychological characteristics of primary school students' attitudes toward learning activity: PhD thesis abstract, Moscow, p. 28, (in Russian).

Kasimova, TN 2006, Family interaction and educational institutions as a social and educational partners: PhD thesis abstract, Omsk, p. 19, (in Russian).

Kulnevich, SV 1999, Pedagogy: personality in humanistic theories and education systems: manual, Moscow, Rostov n / D, p. 560, (in Russian).

Lazarev, VS 2008, 'The characteristics of innovation activity', Munitsipal'noye obrazovaniye: innovatsii i eksperiment, no. 1, pp. 5-6, (in Russian).

Litvinyuk, A 2008, "The theory of generations" as HR-tool, viewed 25 November 2016, <http://hr-portal.ru/blog/teoriya-pokoleniy-kak-hr-instrument>, (in Russian).

Milekhin, AV 2012, Psychological competence as the factor of socialization of senior pupils at modern school: PhD thesis abstract, Moscow, p. 30, (in Russian).

Pozdnyakova, TY 2009, Public assessment of socially significant activities of the modern school: PhD thesis, Omsk, p. 274, (in Russian).

Ryzhenko, SK 2010, Professional deformation of teachers and ways to overcome them, viewed 06 November 2016, <http://clasno.blogspot.ru/2010/11/blog-post_12.html>, (in Russian).

Rizhenko, SK 2014, 'Psychological support teachers with different structures of personality', Mezhdunarodnyy zhurnal ek-sperimental'nogo obrazovaniya, no. 10, pp. 264-273, (in Russian).

Sapa, AV 2014, 'Generation Z - Generation era', Innovatsionnyye proyekty i programmy v obrazovanii, no. 2, pp. 24-30, (in Russian).

Simankova, OS 2015, Pedagogical conditions of education of social competence Cadets: activity approach: PhD thesis, Moscow, p. 227, (in Russian).

Shatsky, ST 1962-1964, Pedagogical works: in 4 vols., Moscow, (in Russian).

Shatsky, ST, Malinin, VI & Fradkin, FA (comps.) 1989, Work for the future. Documentary narration. Book for teachers, Moscow, (in Russian).

Toropova, EV 2012, The teacher in the socio-cultural environment, viewed 05 November 2016, <http://nspor-tal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/2012/05/10/uchitel-v-sotsiokulturnoy-srede>, (in Russian).

Vlasova, GI 2014, Socialization of younger schoolboys in the current institutional environment (for example, urban educational community): PhD thesis abstract, St. Petersburg, p. 31, (in Russian).

Yadov, VA 1972, Case Study: methodology, program and methods, Moscow, pp. 12-16, (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.