ПСИХОЛОГИЯ
УДК159.99
СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РИСКОВ1
М.В. Федоренко
1 Подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ Проект 17-29-02092 офим
Аннотация. Целью данного теоретического исследования был анализ современного состояния и рисков социокультурной среды школы; определение факторов социокультурной среды, способствующих успешной социализации школьников с использованием отечественной научной литературы. Выявлены рискогенные факторы образовательной среды школы, которые оказывают наибольшее влияние как на развитие личности школьника, так и на личность учителя.
Ключевые слова: социокультурные риски, образовательная среда, социализация школьников, развитие личности.
MODERN SCHOOL IN CONDITIONS OF SOCIO-CULTURAL RISKS
M. Fedorenko
Abstract. The purpose of this theoretical study was to analyze the current state and risks of the sociocultural environment of the school, identify factors of the socio-cultural environment that contribute to the successful socialization of schoolchildren, using domestic scientific literature. The risk factors of the educational environment of the school are revealed, which have the greatest impact both on the development of the personality of the schoolchild and on the personality of the teacher.
Keywords: socio-cultural risks, educational environment, socialization of schoolchildren, personal development.
Происходящие в современном обществе рискогенные изменения не лучшим образом влияют на всю сферу образования, в том числе и школу.
Само понятие «социокультурные риски» стало входить в науку в конце прошлого века в связи с все большим применением понятия «безопасность образовательной среды». Но, говоря об опасности, мы понимаем, что по отношению к участнику образовательного процесса это понятие носит объективный характер, так как детерминировано внешними условиями, в отличие от риска, который субъективен, так как определяется собственными желаниями и действиями субъекта. Многие исследователи связывают социокультурный риск с культурными нормами, традициями, с образом жизни различных типов общественного строя. Социокультурные риски - это вероятность неблагоприятного развития социума и культуры, когда человек не может нормально функционировать в прежних условиях, и это порождает страхи и неуверенность [36; 18]
Едва ли не самым главным фактором, влияющим на формирование социокультурных рисков, является информационно -коммуникационная среда. Изменения, происходящие в современном мире, приводят к
дезинтеграции молодежи: утрачены многие ценности; наблюдается рост потребительских установок; проявляется рост социальной пассивности и агрессивности. Общеизвестно, что основными социокультурными факторами, влияющими на ценностные ориентации, молодежи являются политика, средства массовой информации, образование. Таким образом, исследования авторов показывают, что выделенные ими факторы: этнический, региональный и глобализационный, определяют социокультурные риски и влияют на механизмы самоорганизации и идентификационные процессы в молодежной среде. Замена естественной идентификационной среды искусственной формирует особое сознание -фрагментарное, что способствует формированию не мыслящего, а наблюдающего человека [42;9;1].
Информационное общество устанавливает новые тенденции в развитии образования и его социально-культурной среды. Новые признаки этой среды, по форме и назначению являются экономически эффективными, развивающимися, универсальными и общими по содержанию -фундаментальные, функциональные, ценностные, глобальные. Глобальная модель управления социокультурной средой включает в себя: осознание своих потребностей и возможностей,
ответственность перед другими субъектами образовательной среды, наличие единого информационного пространства [32;2;30].
Человеческой личности всегда свойственно отожествлять себя с устойчивыми, длительными и фундаментальными понятиями, которые формируют общепризнанные устои в обществе. Данные понятия исходят из общей структуры социокультурной среды, которая представляет собой сочетание различных условий жизнедеятельности индивида и его ролевого поведения в социальном пространстве. Изменения, которые происходят в данной культуре и во взаимодействии различных культур, называются динамикой рисков социокультурной среды [21;19;27].
Динамические изменения в образовательной среде не только оказывают положительное влияние на развитие личности, но также выступают в качестве источника рисков, которые побуждают его корректировать поведение и оперативные компоненты его деятельности, направленные на их минимизацию, формировать индивидуальные свойства психологической безопасности, которые его определяют. В этом случае авторы говорят об адаптивной готовности к рискам образовательной среды, которая может быть определена как система индивидуальных психологических качеств, приобретенных и сформированных в процессе развития социальных свойств, навыков быстрого реагирования, обеспечивающих готовность человека к определенным способам действий в ситуации изменения условий деятельности, которые угрожают ее психологической безопасности [5;22;40].
Школьная среда, которая постоянно меняется, особенно в своей социокультурной составляющей, должна способствовать формированию у ученика потребности в творчестве. Генерирование идей,
самостоятельность мышления, действие в нестандартных ситуациях, оригинальное решение бытовых, учебных и других задач - всему этому должна научить школа. Л.С. Выготский отмечал, что зачастую среда рассматривается как что - то внешнее по отношению к ребенку, а социокультурная среда, по его мнению, играет решающую роль в развитии ребенка. Авторы, проведя исследование, включив в него подростков группы риска, выяснили, что образовательная среда гимназии ориентирует на подготовку к ВУЗу, массовая школа, в основном, ориентирует на здоровье, а педагогически запушенных подростков школьная среда ориентирует на формирование готовности к будущей жизни [33;25;35].
Социокультурные риски включены в пространственную структуру города. Риски влияют на многие сферы социальной жизни: на систему ценностей, на форму и масштабы коллективного социального действия, на институты социализации общества и так далее [28;26]. Исследование социокультурных рисков школы не может не затронуть проблемы семьи, так как семья является особенно чувствительной к любым изменениям в обществе [23].
Различные формы риска - экологические, возникающие в процессе воспроизводства посредством образования, условий жизни и деятельности, связанные с воспроизведением духовных и физических сил, неравно связаны с изменениями в институтах социализации. Риск становится фактором, который влияет на механизмы саморегуляции. Таким образом, преобразование образования в платные услуги, повышает экологический риск, меняет характер взаимодействия в структуре образования. Риски деятельности, в зависимости от методов регулирования, могут стать источником достижений и развития, но могут привести к потере, все зависит от способности социальных учреждений вводить адекватные изменения [16;38].
В условиях, когда социальные нормы перестают выполнять функцию социального контроля в обществе, происходит увеличение социальных рисков, а также их воспроизводство. Уничтожение моральных, идеологических и духовных ценностей приводит к тому, что расширяются возможности выбора жизненных стратегий с низкой степенью изменчивости, непредсказуемости и случайности [3;41;46].
Образование - это социальный институт и социокультурный феномен, а школа - это социальная система с установившимися социальными отношениями. Основным критерием оценки качества образования в современном мире является безопасность образовательной среды, то есть неприемлемый риск ущерба здоровью, чести и достоинства его субъектов [34]. Благоприятная для здоровья образовательная среда - идеальная модель, к которой стремятся все участники образовательного процесса. В.И. Слободчиков приходит к пониманию образовательной среды, основанной на культурном и социальном контексте: «Эти два полюса - объективность культуры и внутреннего мира, основные силы человека - в их взаимопонимании в образовательном процессе, они точно задают границы содержания образовательной среды и ее состава» [37;7;17].
Учитывая факторы риска в школе, которые оказывают значительное влияние на здоровье детей, авторы делают вывод, что это интенсификация образовательного процесса, неблагоприятные психогигиенические условия образовательной среды, кроме того, влияние школы также существенно, поскольку нагрузки являются постоянными, долгосрочными и сложными [8;45]. Организационные цели школы - создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей обучение и развитие детей. Школы, в которых хорошее обучение не только закреплено формально, но также поддерживается всей школьной средой, снижение рискованных показателей можно считать эффективным [39]. Авторы этой концепции считают, что культурная и образовательная среда школы включают в себя следующие компоненты:
- компонент стоимости, включая нормы, моральные нормы, законодательные нормы;
- нормативный компонент, который включает в себя ценности учебного процесса в конкретной школе;
- концептуально-мировоззренческий компонент, то есть система знаний о мире и человеке;
- символический компонент, который выражает нормы, ценности и правила, составляющие основное содержание культурной и образовательной среды;
- коммуникационный компонент, который включает все формы и типы информационных взаимодействий в школе [6;4;43].
Одной из важнейших проблем современной школы является проблема воспитания. Налицо острый дефицит воспитательных технологий и педагогических позиций, обеспечивающих ценностное самоопределение школьников, формирование способности к адекватной социальной коммуникации и самостоятельному социальному действию. Под агрессивным давлением масс-медиа и негативных социальных тенденций (наркотизация, криминализация, маргинализация и др.) школа теряет институциональное лидерство в сфере воспитания и формирования мировоззрения молодого поколения [31;14].
Проделанная работа авторов статьи позволяет сделать выводы о том, что снижение рисков образовательной среды приводит к повышению показателей эмоционального интеллекта, который, в свою очередь, детерминирует развитие когнитивных способностей и личностных характеристик школьников. В основу этой программы легло понимание тесной взаимосвязи и взаимопонимания
интеллектуального, эмоционального и
социального развития личности ребенка с самого начала школьного обучения. Досуговая деятельность рассматривается как приоритетная область социализации личности и формирования культуры. Средовый подход, в том числе и в досуговой деятельности, адаптирует современные социально-культурные технологии воздействия на личность и становится средством профилактики девиантного поведения [13; 11;15].
Социокультурная среда школы представляет собой совокупность социально-психологических и духовных факторов, непосредственно окружающих ученика в процессе его обучения. Известно, что содержание и качество культурного пространства неизбежно переходит в культурный мир человека. Семантические и символические компоненты культурного и образовательного пространства играют роль ориентира в ценностных предпочтениях. Кроме того, важна личность учителя как носителя духовного и морального принципа; его следует рассматривать как важнейший ресурс образовательной деятельности [44;10].
Школьная среда - это начало, которое объединяет всех участников образовательного процесса, поэтому изучение личности учителя особенно важно, потому что учитель создает условия и является основным персонажем в жизни ученика. Личность учителя является фактором, влияющим на развитие личности студента, очевидно, что физическое и психологическое благополучие учителя является предпосылкой для здоровья студентов. Экспериментальные исследования показывают, что удовлетворение учителей зависит от успеха раскрытия их потенциала, от образа их социального «я», от того, как они оценивают процесс самоутверждения в окружающем их мире. Субъективное благополучие учителя также может быть истолковано с использованием концепции здоровья. Здоровье человека - это способность к самосохранению, способность сопротивляться и адаптироваться к новым условиям жизни [24;12]. Авторы другой статьи рассматривают феномен здоровья как формирующий культуру символ в контексте этических и философских взглядов на мир в определенную культурную и историческую эпоху. И, с их точки зрения, здоровье в учебном заведении следует рассматривать как совместную деятельность школьника со сверстниками и учителями в условиях целостного образовательного процесса, формируя в нем навыки конструктивных способов решения сложных жизненных ситуаций как необходимого условия сохранения и укрепления жизнестойкости [29;20].
1. Абанкина Т.В. Модели интеграции и кооперации образовательных ресурсов в сельском социуме / Т.В. Абанкина // Вопросы образования. -2008. - № 3. - С. 61-77.
2. Акимова В.А. Историко-педагогический анализ развития современных моделей взаимодействия школы и семьи / В.А. Акимова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2013. - № 4. - С. 47-57.
3. Анохина О.В. Механизмы социокультурной адаптации современной молодежи / О.В. Анохина // ОНВ. - 2010. - № 6(92). - С. 103-105.
4. Антопольская Т.А. Моделирование организационной культуры учреждения дополнительного образования детей: факторы, механизмы и этапы развития / Т.А. Антопольская // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 6. -С. 35-40.
5. Арендачук И.В. Этапы развития адаптационной готовности личности к рискам образовательной среды / И.В. Арендачук // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - № 2. - С. 108-113.
6. Артамонова М.П. Культурно-образовательная среда школы как пространство социализации несовершеннолетних / М.П. Артамонова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 12. -С.74-77.
7. Басенцян С.И., Барановская Н.Н. Формирование здоровьесберегающей среды школы / С.И. Басенцян, Н.Н. Барановская // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - № 6. - С. 52-56.
8. Безруких М.М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения / М.М. Безруких // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 11 -16.
9. Богатырева Ю.И. Модель обеспечения информационной безопасности школьников при создании инфобезопасной среды образовательного учреждения / Ю.И. Богатырева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3-2. - С. 14-26.
10. Галоян К.А., Шулика А.Н. Социально-педагогическое партнерство как условие формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения / К.А. Галоян, А.Н. Шулика // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. -№ 6. - С. 17-19.
11. Гатальский В.Д. Социально-педагогические предпосылки профилактики девиантного поведения молодежи / В.Д. Гатальский // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 102. - С. 43-50.
12. Гиззатуллин И.Г. Педагогические условия эффективного развития социального лидерства педагогов дополнительного образования / И.Г. Гиззатуллин // Педагогическое образование в России. -2014. - № 12. - С. 153-157.
13. Горланова С.А. Комфортная социокультурная среда класса как средство формирования личностных и социальных умений младших школьников / С.А. Горланова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 6. - С. 24-27.
14. Григорьев Д.В. Детско-взрослый клуб как фактор развития социально-образовательной среды
школы / Д.В. Григорьев // Проблемы современного образования. - 2011. - № 3. - С. 75-79.
15. Ермолаева Е.В., Канина С.Ю. Креативность образовательной среды как фактор развития личности школьника / Е.В. Ермолаева, С.Ю. Канина // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 7. - С. 46-50.
16. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Риск в сфере образования молодежи: институциональные и саморегуляционные механизмы управления / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Вопросы образования. - 2008. - № 4. - С. 31-56.
17. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Мониторинг. - 2008. - № 2(86). - С. 142-155.
18. Иванеев С.В. Социокультурные основы образовательного процесса / С.В. Иванеев // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2014. - № 6. - С. 78-84.
19. Игнатович В.К. Ситуация продуктивного обучения школьников в образовательном пространстве малых городов и сел Кубани: опыт проблемного анализа / В.К. Игнатович // ИСОМ. - 2010. - № 1. - С. 109-114.
20. Казин Э.М., Абаскалова Н.П., Кошко Н.Н., Шинкаренко А.С., Аверьянова Н.В., Вержицкая Е.Н. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде / Э.М. Казин, Н.П. Абаскалова, Н.Н. Кошко, А.С. Шинкаренко, Н.В. Аверьянова, Е.Н. Вержицкая // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 1(13). -С. 50-55.
21. Касаткин А.А. Динамика социокультурной среды как фактор формирования личности / А.А. Касаткин // Вестник КГУ. - 2011. - № 4. - С. 130-132.
22. Ковров В.В. Современные вызовы психологической безопасности образовательной среды / В.В. Ковров // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. -2013. - № 158. - С. 56-57.
23. Ковтуненко Л.В. Семья как социокультурная среда воспитания и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей / Л.В. Ковтуненко // Вестник ВИ МВД России. - 2012. - № 3. -С. 137-143.
24. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов / Е.Б. Лактионова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - № 128. - С. 40-53.
25. Литвак Р.А., Бондарчук Т.В. Закономерности социализации одаренных детей в современных социокультурных условиях / Р.А. Литвак, Т.В. Бондарчук // СИСП. - 2012. - № 1. - С. 635-644.
26. Литвиненко Н.В. Теоретико-экспериментальные основы модели адаптации школьников к образовательной среде в критические периоды развития / Н.В. Литвиненко // Известия ВГПУ. - 2013. - № 7(82). - С. 155-159.
27. Маджуга А.Г., Сладков С.Н., Брунько О.Н., Руденко С.В. Саногенная (здоровьесозидающая)
образовательная среда и принципы её проектирования / А.Г. Маджуга, С.Н. Сладков, О.Н. Брунько, С.В. Руденко // Здоровье и образование в XXI веке. - 2011. -№ 1. - С. 117-125.
28. Матлахова М.А. Обретение дома: проблема преодоления рисков в современной культуре / М.А. Матлахова // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - 2009. - № 8(63). - С. 149-158.
29. Науменко Ю.В. Социально-культурные феномены «Здоровье» и «Здоровый образ жизни»: сущность и стратегия формирования / Ю.В. Науменко // Проблемы современного образования. - 2012. - № 6. -С. 151-176.
30. Овчинникова Т.С. Качество образования в поликультурной школе / Т.С. Овчинникова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2014. - № 3. - С. 146-156.
31. Падылин Н.Ю. Развитие безопасной социокультурной воспитательной среды школы / Н.Ю. Падылин // Вестник ГУУ. - 2013. - № 3. - С. 272-275.
32. Перетягина Н.Н. Социокультурная среда образования: предпосылки моделирования, модель / Н.Н. Перетягина // ИСОМ. - 2011. - № 5. - С. 103-111.
33. Полищук Г.А. Некоторые аспекты развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы / Г.А. Полищук // Армия и общество. - 2013. - № 3(35). - С. 82-88.
34. Романов Д.А., Терюха Р.В., Гусева Д.Н., Доронин А.М. Модели безопасной образовательной среды / Д.А. Романов, Р.В. Терюха, Д.Н. Гусева, А.М. Доронин // Ученые записки университета Лесгафта. -2014. - № 2(108). - С. 144-148.
35. Рылеева А.С. Влияние вариативной образовательной среды на процесс готовности подростков группы риска к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности / А.С. Рылеева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. - № 6. - С. 31-35.
36. Семерник С.З., Балахонская Ю.В. Социокультурные риски как предмет социогуманитарной рефлексии и феномен современного общества / С.З. Семерник, Ю.В. Балахонская // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 2. - С. 239-244.
37. Смирнова Ю.В. Здоровьесозидающий потенциал образовательной среды школы / Ю.В. Смирнова // ЧиО. - 2008. - № 4. - С. 13-18.
38. Тарасов И.П. Личность в современном мире: жизненные стратегии, ценности, риски: материалы «Круглого стола» / И.П. Тарасов // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. -
2011. - № 2. - С. 103-113.
39. Титкова В.В., Иванюшина В.А., Александров Д.А. Популярность школьников и образовательная среда школы / В.В. Титкова, В.А. Иванюшина, Д.А. Александров // Вопросы образования. - 2013. - № 4. - С. 139-161.
40. Устьянцев В.Б., Данилов С.А. VI всероссийские Аскинские чтения «Ценности, риски, коммуникации в изменяющемся мире» / В.Б. Устьянцев, С.А. Данилов // Философия и общество. -
2012. - № 3. - С. 186-195.
41. Чуйкова Л.Ю. Информационное пространство как социально-психологический феномен, определяющий социальные черты в сознании подростков / Л.Ю. Чуйкова // Астраханский вестник экологического образования. - 2014. - № 1(27). - С. 81-87.
42. Шаджем А.Ю., Куква Е.С., Хацац А.А. Влияние сетевых практик на идентификационные процессы в молодежной среде в условиях социокультурных рисков / А.Ю. Шаджем, Е.С. Куква, А.А. Хацац // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 6. - С. 44-47.
43. Шалаева С.Л. Детство в ситуации постмодерна / С.Л. Шалаева // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2006. - № 1. - С. 169-182.
44. Шамсутдинова Д.В. Педагогический потенциал социально-культурного пространства в системе профилактики и коррекции девиантного поведения / Д.В. Шамсутдинова // Вестник КазГУКИ. -2012. - № 3-1. - С. 78-82.
45. Шульга Н.Ю. Подготовка будущего социального педагога к профилактике насилия в школьной среде / Н.Ю. Шульга // Известия ВГПУ. -2011. - № 4. - С. 50-53.
46. Якушкина М.С. Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки / М.С. Якушина // ЧиО. - 2013. - № 2(35). - С. 66-69.
Сведения об авторе:
Федоренко Марина Владимировна, (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования, Казанского федерального университета, e-mail: fedorenko60@mail.ru
Data about the author:
M. Fedorenko (Kazan, Russia) Ph.D., Associate Professor, Department of Pedagogical Psychology, Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: fedorenko60@mail.ru