Научная статья на тему 'Структура экономической социализации студентов в воспитательно- образовательном процессе университета'

Структура экономической социализации студентов в воспитательно- образовательном процессе университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НА ОБРАЗОВАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кавкаееа Наталья Викторовна, Губанова Маргарита Ивановна

Экономическая социализация молодёжи рассматривается как процесс формирования экономической культуры. Развивающей социокультурной средой студента университета является целостный педагогический процесс, рассматриваемый через призму социального заказа на образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура экономической социализации студентов в воспитательно- образовательном процессе университета»

зации личности. Если в течение длительного времени факторы социализации, составляющие фон для той или иной его деятельности, только назывались, в лучшем случае моделировалось их влияние на человека, то сейчас чаще говорится о том, что факторы социализации - это развивающая среда, которая не является чем-то спонтанным и случайным.

О необходимости исследовать именно факторы, способствующие успешной экономической социализации личности, пишут в своих работах И. И. Квасова, А. Маслоу, А. В. Мудрик и др. Создание благоприятной среды обучения имеет первостепенное значение, так как благоприятные условия:

- взращивают достойную личность;

- позволяют поддерживать идентификацию и сохранять жизненные планы в результате быстрых и значительных изменений в социокультурной среде;

- определяют поведение человека.

Взаимосвязь благоприятных условий и формирование достойной личности, как отмечает А. Маслоу [4, с. 182] не является абсолютной и определение таких условий меняется с учётом духовных, психологических и экономических факторов. К условиям, способствующим самоактуализации, относится благоприятная окружающая среда, позволяющая индивиду выразить свои желания, запросы и сделать свой выбор. При условии оказания педагогической помощи со стороны конкретных профессионалов самоактуализация, как движение личности к цели, становится наиболее возможной.

Таблица 1

Распределение ответов на вопросы об условиях успешной карьеры и планах студентов после окончания университета, %

Факультет Факторы Всего, N=313 Биологический, N=57 Математический, N=82 Филологический, N=60 Химический, N=46 Юридический, N=68

! 2 3 4 5 6 7

Вопрос: Планируете ли Вы после окончания вуза работать по специальности?

-да, буду работать по получаемой специальности 37,1 21,1 30,5 18,3 К) 77,9

- нет, получаю высшее образование, а рабо- 9,6 12,3 15,9 15,0 2,2

тать буду по другой специальности

- пока не думал (а), чем буду заниматься 5,4 10,5 3,7 8,3 4,3 1,5

- как получится, в зависимости от обстоятельств 46,0 54,4 46,3 56,7 60,9 19,1

Окончание таблицы

1 2 3 4 5 6 7

Вопрос: По окончании вуза Вы планируете:

- сделать карьеру 43,5 33,9 41,5 35,0 41,3 62,3

- открыть свое дело 15,3 8,9 18,3 8,3 4,3 30,4

- пока не думал (а), чем буду заниматься 10,9 17,9 11,0 6,7 13,0 7,2

- работать не собираюсь, выйду замуж 2,2 5,4 - 1,7 4,3 1,4

- как получится, в зависимости от обстоятельств 36,! 42,9 36,6 51,7 41,3 13,0

Вопрос: Что на ваш взгляд является условием успешной карьеры?

— личные качества 82,0 78,6 86,6 78,0 82,2 82,5

- образование 84,6 89,3 79,3 81,4 91,1 85,7

- связи родителей 28,9 32,1 26,8 35,6 28,9 22,2

-умение приспособиться в сложной ситуации 59,7 58,9 64,6 50,8 62,2 60,3

- везение, удача 33,1 39,3 32,9 39,0 28,9 25,4

Очевидно, что условием успешной экономической социализации молодёжи является экономическое образование (Н. В. Латова, Н. М. Лебедева, С, М. Пястолов, А. Н. Татарко, А. Фалалеев, Л. И. Уварова и др.) как система представлений о механизмах и законах функционирования экономики, способствующее адаптации молодёжи в постоянно меняющейся социально-экономической реальности, развитию личности современного социума и её продвижению к жизненному и профессиональному успеху. По мнению студентов, главные условия карьеры - образование (84,6%), личные качества (82,0%) и, что очень важно, умение приспособиться (59,7%). Материальное положение своей семьи студенты, ставят в зависимость от следующих факторов: заработная плата родителей -88,2% и образование родителей - 33,9%. Значительная часть студентов считают, что изучать экономику необходимо и в вузе (89%), и в школе (80,6%). Отрадно, что только 1,3% ответивших студентов, полагают, что знания по экономике не имеют практического значения.

В нашем исследовании мы исходили из того, что структура экономической социализации студентов университета обусловлена социокультурной средой и активностью самой личности, а развивающая социокультурная среда, должна быть спроектирована, организована, построена таким образом, чтобы;

— обеспечить успешный процесс экономической социализации студентов посредством получения системы теоретических экономических знаний, основы для разработки средств, способствующих освоению ими экономической культуры;

- студенты смогли интерпретировать социокультурные процессы исходя из своих представлений об окружающем мире, в котором в ближайшем будущем придётся жить самостоятельно;

юз

- содействовать студентам в приобретении умений и навыков, овладении компетенциями, позволяющими им адекватно общаться с окружающей действительностью и т. д.

Опираясь на теоретические разработки Ю. К. Бабанского, Б. Г. Гер-шунского, В. А. Сластёнина и других, мы предположили, что развивающей социокультурной средой университета является целостный педагогический процесс, как специально организованное конструктивное взаимодействие педагогов и обучающихся. Динамизм реального педагогического процесса обусловливает рассмотрение системы образования через призму потребностей разных его участников и заинтересованных сторон. Проблема расхождения спроса и предложения в сфере образования ещё более обострится [5, с. 236] и университеты, как один из важнейших институтов социализации, не учитывающие потребности основных потребителей образовательных услуг, рискуют'.

- потерять финансирование или получать его в более ограниченном размере;

- утратить свою значимость для окружающих, как образовательный, культурный, инновационный и социализирующий центр;

- снизить возможность устройства на работу своих выпускников;

- отрицательно влиять на региональную социально-экономическую ситуацию;

- уменьшить вероятность своего участия в международном сотрудничестве в секторе высшего образования и т. п.

Мы исходили из того, что предпосылкой организации педагогического процесса является цель образования, как совокупность требований в сфере духовного воспроизводства, предъявляемых со стороны:

- студентов и их родителей к уровню образования в целом и экономическому в частности;

- работодателей к выпускнику, как будущему специалисту;

- общества к личности студента, как гражданину, потребителю.

Поэтому правомерно рассматривать цель образования как «социальный заказ» на образование, опираясь на мнение учёных и практиков (И. А. Бугаков, М. В. Буланова-Топоркова, С. А. Виноградов, Я. И. Кузь-минов, Ю. Э. Мамедов, А. А. Пинский, В. А. Сластёнин, Л. И. Якобсон и др.). Социальный заказ на образование, по мнению Е. Н. Пенской, должен меняться в сторону значительного расширения поля общего, социализирующего образования. Современной экономике нужен социализированный работник, т. е. мотивированный, дисциплинированный, способный работать с клиентом и т. п. [6, с. 265]. По материалам исследования аналитического центра «Эксперт» и ЦЕССИ «Выпускник для работодателя» [8, с. 72] молодой человек, воспитанный в новой социокультурной среде, освоивший социальные нормы и культурные ценности, присущие рынку, быстро адаптируется к меняющимся условиям, понимает «правила игры», быстрее вживается в компанию. В то

же время, менеджеры компаний, ориентируясь на наиболее способную молодёжь, отмечают, что молодые сотрудники предприятий и организаций:

- имеют недостаток практических знаний и узкий профессиональный кругозор;

- не понимают принципы работы фирмы, не имеют представлений о «правилах игры», субординации;

- не умеют вписаться в среду коллег-профессионалов, наладить систему взаимодействия начальник-подчиненный;

- нередко обладают неэффективными установками на трудовое поведение;

- являются носителями консервативных способов принятия решений, порой более консервативных, чем работники с большим стажем [8].

Учитывая, что образование обладает огромными позитивными внешними эффектами, является одним из основных направлений в изменении характера и структуры современного общества, совершенствование преподавания экономических дисциплин способно усилить общесоциа-лизирующую роль образования в целом. В содержании экономического образования социальный заказ интерпретируется с учётом возраста учащихся, уровня их личностного развития, особенностей социальноэкономической ситуации в регионе, стране и мире и т. д.Условно «социальный заказ» на образование, как краткие и наиболее общие положения о требованиях, предъявляемых рынком труда к будущим специалистам, представлен в табл. 2.

Таблица 2

«Социальный заказ» на социализирующее образование

Общество Работодатель Студент и его родители

- формирование социально устойчивой личности (активной, готовой к позитивным преобразованиям общества на основе удовлетворения своих интересов и потребностей). - позитивная адаптация, интеграция. - социальная и экономическая активность и компетентность, - социальная зрелость. - максимальная самореализация и ответственность^ - готовность учиться. - нацеленность на профессиональный и карьерный рост, - способность эффективно представлять себя и результаты своего труда, - конструктивное взаимодействие, умение работать в команде. - умения реализовать себя через общение. - способность быстро воспринимать, анализировать новую информацию. - выяснение своих возможностей. - поиск и открытие своего «Я». - получение знаний и накопление человеческого и социального капитала. - самостоятельный выбор ориентиров и ценностей. - удовлетворение личных потребностей. - стремление к достижению успеха (карьерный рост). - позитивная и адекватная самооценка, удовлетворённость статусом.

Проектирование, организация и построение социокультурной среды в воспитательно-образовательном процессе университета, способствующей успешной экономической социализации, воспроизводству личных качеств, необходимых молодому человеку в процессе жизнедеятельности, требует:

- постановки цели экономической социализации студентов университета;

- определения содержания экономической социализации студенческой молодёжи (средства, формы, методы, приёмы организации воспитательнообразовательного процесса);

- принятия во внимание, социально значимых элементов культуры, имеющих свою пространственно-временную и социально-структурную характеристики.

Структура экономической социализации студентов, включающая цель, содержание и результат в воспитательно-образовательном процессе вуза, представлена на рис. 1.

Цель экономической социализации студентов университета — формирование экономической культуры (ЭК), будучи выражением социального заказа, выступает внешней силой по отношению к педагогическому процессу, С нашей точки зрения, в процессе целенаправленной экономической социализации организатором которой является педагог, предполагается решение следующих задач:

- обновление и систематизация экономических знаний и умений. полученных студентом в школе на уроках географии, истории, обществознания, технологии и т. д.;

- овладение студентом теоретическими знаниями об экономических закономерностях развития общества;

- приобретение студентом умений, навыков и компетенций, способствующих его профессиональной и социально-психологической адаптации;

- выработка качеств личности и накопление человеческого и социального капитала, необходимых для построения профессиональной карьеры и организации повседневной жизни;

- осознание студентами себя активными и ответственными гражданами, избирателями способными к принятию самостоятельных решений и т. д.

Конкретизация содержания экономической социализации основана на концепции образа жизни членов общества (И. Бестужев-Лада, А. Возьми-тель, В. А. Ядов и др.), предполагающая целостный анализ многообразных социальных связей и отношений человека с окружающим его миром. Общей закономерностью социокультурного развития, как составляющей жизнедеятельности людей, являйся неравномерность внутри самой структуры экономической социализации, В современном мире социальные структуры, порождаемые в повседневной деятельности индивида, претерпевают разнонаправленные изменения и становятся интерсубъективными [4].

Социокультурная среда Рис. 1. Структура экономической социализации студентов университета

СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ...

Опираясь на разработанные в педагогической науке принципы педагогического процесса (научность, систематичность, последовательность, связь с жизнью и производственной практикой, наглядность и т. д.), считаем, что содержанием целенаправленной экономической социализации студентов университета является:

- знания, умения, навыки, компетенции, как средство освоения экономической культуры;

- взгляды, убеждения, мотивы, интересы, опыт, потребности личности студента;

- содержание экономических дисциплин, определяемое государственным образовательным стандартом высшего образования;

- средства, формы, методы, приёмы преподавания экономических дисциплин, диктуемые современными реалиями.

Для целей нашего исследования важно понимание того, что развитая рациональная составляющая экономической культуры личности выступает предпосылкой, фактором и средством снятия напряжения в экономической системе, разрешения экономических проблем, как интегрированный показатель сформированностиличности, её общей культуры (Ю. А. Зубок,

О, И. Карпухин, Я. И. Кузьминой, В. И. Чупров, П. Хейне и др.), так как характер рационализации определяется сложившимися условиями жизнедеятельности и направленностью сознания.

Мы исходили из того, что «экономическому человеку» не чуждо знание, удовлетворяющее критериям практической полезности [4]. Человек оценивает цель, для достижения которой ему приходится действовать, соотнося её со своими собственными ценностями, мотивами, интересами, потребностями, опытом и т. п. В качестве базовых ценностей экономической культуры Н. Н. Зарубина, например, выделяет труд, собственность, богатство, практицизм, рациональность, профессионализм, предприимчивость и т. п. [1, с. 100]. Мотивацию к получению экономических знаний, непрерывному образованию и экономической деятельности мы рассматривали как основу для создания условий успешной социализации, развитую до уровня потребности личности.

Системы показателей, используемые в настоящее время для оценки уровня экономической культуры личности представителями различных наук (В. Н. Абросимов, О. С. Дейнека, Т. Е. Джагаева, Т. И. Заславская, Я. И. Кузьминов, В. В. Радаев, Р. В. Рывкина, 3. 3. Сабирова, Т. Терюкова и др.) взяты нами за основу. Любому поступку человека обычно предшествует восприятие, осмысленное понимание ситуации и себя в ней (когнитивный компонент); субъективное отношение к социально-экономическим процессам в обществе (аффективный компонент); действие, или, наоборот, сдерживание (конативный компонент).

Итак, когнитивный компонент экономической культуры формируется в процессе экономического образования и включает в себя:

- экономические знания;

- рациональное экономическое мышление;

- необходимый минимум правовых, нравственных и экологических знаний (учитывая связь всех видов общей культуры).

Аффективный компонент экономической культуры личности включает:

- потребность в экономических знаниях;

- мотивацию к изучению экономики, непрерывному образованию, экономической деятельности;

- позитивное отношение и интерес к экономической информации, к либеральным рыночным ценностям, к предпринимательской деятельности, к труду;

- наличие экономической интуиции;

- осознание необходимости повышения экономической культуры как основы экономической социализации.

Опрос показал высокую мотивацию студентов к изучению экономики. Отвечая на вопрос «Зачем, на Ваш взгляд, нужно изучать экономику в школе (колледже, ПУ)?» студенты продемонстрировали сугубо прагматический подход к изучению экономики: для расширения кругозора, чтобы быть образованным человеком - 72,5%; в повседневной жизни, ведении домашнего хозяйства - 69,6%; в будущей профессиональной деятельности - 57,8%; при выборе профессии и построении профессиональной карьеры - 49,0%; в предпринимательской деятельности -41,2%.

Принято считать, что конативный компонент экономической культуры формируется преимущественно в результате экономической деятельности (В. Н. Абросимов, А. Ф. Аменд, Т. И. Заславская,

Н. Н. Зарубина, Я. И. Кузьминов, И. А. Сасова и др.). Поскольку в поле наших интересов находились студенты факультетов, экономическое образование для которых напрямую не относится к сфере профессиональных интересов, а является лишь частью общеобразовательной подготовки, то при анализе конативного компонента экономической культуры студентов мы учитывали:

- планы на будущее;

- стремление сделать карьеру, заняться предпринимательской деятельностью;

- готовность к непрерывному образованию;

- экономическое поведение студентов в семье (участие/неучастие в принятии экономических и финансовых решений);

- выбор модели поведения в будущем в обществе и на производстве;

- готовность работать и наличие опыта работы;

- регулярность в подготовке к занятиям по экономике;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- предпочтения в выборе форм и методов обучения и т. д.

Мы согласны с большинством исследователей (Ю. Волков. Л. С. Выгодский, Л. Г. Ионин. И. Кон, А. В. Мудрик, В. А. Сластёнин и др.), что результатом экономической социализации является присвоение личностью социального опыта старших поколений, обеспечивающее ей самоопределение, саморазвитие, самоорганизацию, самовоспитание, самоактуализацию, т. е. личность, обладающая набором личностных характеристик, которые обеспечивают достижение и развитие конкурентоспособности. стрессоустойчивосги и самозащиты на основе экономической культуры, продвижению к жизненному и профессиональному успеху в современных экономических и социокультурных условиях. Вот почему в рамках проводимого исследования мы считаем необходимым решение следующих педагогических задач по формированию экономической культуры, как основы экономической социализации:

- удовлетворение образовательных потребностей студентов в экономических знаниях;

- изучение и создание условий, необходимых и благоприятных для формирования новой рыночной экономической культуры;

- распространение образцов новой рыночной экономической культуры в процессе преподавания экономических дисциплин;

- изучение принципов отбора и упорядочения культурных ценностей в сфере экономики;

- педагогическая поддержка и помощь в экономической социализации.

Решению этих задач в современных условиях способствует использование интерактивных форм и методов в преподавании экономических дисциплин:

- развивать умения и навыки искать и находить информацию о рынках, используя различные источники информации;

- овладению приёмами рациональной организации труда;

- выработать привычку следить за основными показателями и событиями на рынках (за уровнем процентных ставок по кредитам и депозитам, доходностью ценных бумаг и т. п.);

- приобрести привычку использовать разнообразные каналы информации - телевидение, радио, СМИ, Интернет и т. п. и критически относиться к получаемой информации.

Использование современных материально-технических и педагогических средств образования способствует выяснению возможностей личности студента и её развитию; повышению мотивации студентов к изучению экономических дисциплин; умению взаимодействовать и работать в команде; удовлетворению личных потребностей и т. д.

Таким образом, процесс экономической социализации студенческой молодёжи будет результативным, если:

- студенты убеждены, что экономическая социализация личности как способ продвижения к жизненному и профессиональному успеху в современных экономических и социокультурных условиях зависит от уровня экономической культуры личности;

- определена структура экономической социализации студентов вуза, выявлены факторы, ей способствующие;

- воспитательно-образовательный процесс вуза ориентирован на учёт реальных условий рыночной экономики, что способствует формированию и развитию конкурентоспособности, стрессоустойчивости и самозащите будущих специалистов;

- организация воспитательно-образовательного процесса включает использование интерактивных методов обучения, сотрудничество преподавателей и студентов в организации совместной научно-исследовательской деятельности и педагогическое сопровождение экономической социализации студентов.

Основные направления педагогической деятельности по экономической социализации студенческой молодёжи в воспитательно-образовательном процессе университета мы выделяем следующие:

- актуализация необходимости экономической социализации студентов на основе интерактивных методов обучения;

- сотрудничество преподавателей и студентов в организации совместной деятельности по экономической социализации студенческой молодёжи;

- осуществление педагогического сопровождения экономической социализации студенческой молодёжи.

Библиографический список

1. Зарубина, Н. Н. Социология хозяйственной жизни: проблемный анализ в глобальной перспективе [Текст]: Учебное пособие. /Н. Н. Зарубина-М.: Университетская книга, Логос, 2006.

2. Зубок, Ю. А. Саморегуляция и рационализация в условиях трансформирующегося общества [Текст] / Ю. А. Зубок. Ь'Нр://зосюпау^ка. narod.ru/Staty/diegesis/ гиЬок. Ыт

3. Зубок, Ю. А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. [Текст] / Ю. А. Зубок / М.: Мысль, 2007.

4. Ионии, Л. Г. Социология культуры: Путь в новое тысячелетие (Учебное пособие для студентов вузов) [Текст] / Л. Г. Ионин. Ы£р://чгу/ъг. gumer. тГо/ЫЫю1ек_ Вик8/8осюк^/1ошп/_Мех. рЬр

5. Маслоу, А. Мотивация и личность 3-е изд. / Пер. с англ. [Текст] / А. Маслоу - С.-Пб. : Питер, 2007. - 352 с, - (Серия «Мастера психологии»)

6. Образование в 2013 г. Тенденции и вызовы. [Текст] / Вопросы образования, №1, 2004.

7. Олейник, А. Н. Институциональная экономика [Текст]: Учебное пособие. / А. Н. Олейник - М.: ИНФРА-М, 2004.-416 с. - (Высшее образование).

8. Федюкин, И. «Годный,, необученный» (по материалам исследования аналитического центра «Эксперт» и ЦЕССИ «Выпускник для работодателя») [Текст] / И. Федюкин, А. Шмаров // Эксперт. - № 6 (453). - 14—20 февраля 2005.

9. Чупров, В. И. Молодёжь в обществе риска. [Текст] / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок - М: Наука, 2001.

Раздел IV

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37. 018. 1

Шубович Марина Михайловна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета, $(тЬу£(а), mail.ru, Ульяновск

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ И ИХ СЕМЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Shubovich Marina Mihailovna

Cand. Sc. Education, Docent of Pedagogy department of professional education and social activity in Ulyanovsk State University, shubvg@mail.ru, Ulyanovsk

TRANSSUBJECTIVE APPROACH TO ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL SUPPORT TO CHILDREN -MIGRANTS AND THEIR FAMILIES IN RUSSIAN AND FOREIGN PRACTICE

OF SOCIAL WORK

Диверсификация всех сфер современного мира нашла свое отражение и в миграционных процессах. Миграционные процессы во всем мире, в том числе и в России, достигли небывалых масштабов. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства, — это проблема социокультурной адаптации, представляющая собой сложный, многоаспектный и часто длительный процесс, связанный с переживанием мигрантами перемен, культурных различий, изоляции и депривации.

Работы зарубежных и отечественных ученых цены использованием обширного статистического материала, который позволяет исследовать условия жизни переселенцев, факторы адаптации, трудности, с которыми мигранты сталкиваются при переезде, уровень толерантности населения по отношению к мигрантам, причины мигрантофобии, положение мигрантов на рынке труда.

Значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться в России. В связи с этим все чаще как объект изучения выступают семьи вынужденных переселенцев с детьми, которые сталкиваются с немалым количеством трудностей. Среди общих социально-психологических и педагогических характеристик, присущих детям мигрантов, следует назвать

следующие: являясь в массе своей вынужденными переселенцами и выходцами из малообеспеченных слоев общества, они находятся в особо трудных условиях и социально незащихцены; не знают или плохо знают компоненты школьной системы, язык и его психологию, и в процессе интеграции могут потерять языковые особенности своей культуры. Среди наиболее часто встречаемых проблем, с которыми им приходится сталкиваться, следует назвать: неприятие одноклассниками (от физического насилия до нежелания общения); снижение уровня самооценки и притязаний; тревожность, агрессивность, замкнутость, неуверенность; снижение интеллектуальной, волевой и мотивационной активности и т. д.

В данном контексте чрезвычайно актуальной с тановится проблема адаптации детей и подростков из семей мигрантов в системе образования путем оказания необходимой поддержки и защиты, поскольку именно система образования является ключевым институтом социокультурной адаптации и снижения рисков социальной безопасности региона в целом. Педагоги и школьные психологи, администрация школ, сотрудники департаментов образования должны искать оптимальные пути для взаимной адаптации, с одной стороны, принимающего населения, с другой - детей, подростков и молодежи из семей мигрантов с целью создания благоприятной образовательной среды для тех и других.

Выдающимися педагогами прошлого (Я. А. Коменский, Г. И. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо. К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, В. И, Водовозов, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий и др.) было акцентировано внимание на необходимости развития национальной школы, важнейшими задачами которой должны быть: воспитание духовно-нравственной, свободной личности, высокий уровень подготовки учителей, позволяющий обеспечить надлежащую поддержку и защиту детей.

В трудах А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко В. А. Сухо-млинского и др. также обосновывается исключительная важность социально-педагогической поддержки в развитии личности.

В отечественной педагогической науке в настоящее время сложился ряд научных подходов по определению понятий «поддержка» и «защита» в аспекте гуманистической педагогики: социально-педагогический подход (В. Г. Бочарова, С. А. Беличева, О. С. Газман, В. А. Иванникова, А. В. Иванов, Т. В. Лодкипа, Р. А. Литвак, П. А. Шептенко, Г. А. Воронина, Л. Я. Оли-ференко, О. Прохорова и др.), реабилитационный подход (Б. Н. Алмазов, Е. А. Горшкова, Р. В. Овчарова, Т. Д. Пестич, М. Г. Хоменко, Л. М. Шипи-цына, Н. В. Вострокнутов, И. Н. Денисова, А. А. Романов и др.), личностно-ориентированный подход (Т. В. Анохина, Е. В. БондареЕСкая, А. Г. Бер-мус, О. В. Гукаленко, П. П. Пивненко, В. Я. Михайлов, Н. Н. Михайлова, С. И. Юсфин, И. С. Якиманская и др.).

Согласно О, С. Газману, педагогическая поддержка или помощь в саморазвитии является самостоятельным компонентом педагогического процесса наряду с такими его составляющими, как обучение и воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.