Научная статья на тему 'Социальное здоровье подрастающего поколения и необходимость его формирования'

Социальное здоровье подрастающего поколения и необходимость его формирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1156
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное здоровье / социально здоровая личность / уровни социального здоровья воспитанника

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Л. В. Мардахаев

В статье раскрывается важность самоактивности, ее направленности, конструктивности и результативности в развитии, социализации человека; зависимость самоактивности от способности воспитанника преодолевать факторы риска в социокультурной среде жизнедеятельности; социальное здоровье воспитанника как его способность преодолевать факторы социального риска; социальное здоровье воспитанника, качество его личности и социально здоровая личность воспитанника как комплексная характеристика его социального здоровья; внутренняя и внешняя составляющие социально здоровой личности; основные компоненты социального здоровья молодежи; качественные характеристики сформированности основных компонентов социального здоровья воспитанника; выделены и охарактеризованы уровни сформированности социального здоровья воспитанников; охарактеризованы основные направления деятельности по формированию социально здоровой личности воспитанника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное здоровье подрастающего поколения и необходимость его формирования»

Л. В. Мардахаев

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

В статье раскрывается важность самоактивности, ее направленности, конструктивности и результативности в развитии, социализации человека; зависимость самоактивности от способности воспитанника преодолевать факторы риска в социокультурной среде жизнедеятельности; социальное здоровье воспитанника как его способность преодолевать факторы социального риска; социальное здоровье воспитанника, качество его личности и социально здоровая личность воспитанника как комплексная характеристика его социального здоровья; внутренняя и внешняя составляющие социально здоровой личности; основные компоненты социального здоровья молодежи; качественные характеристики сформированности основных компонентов социального здоровья воспитанника; выделены и охарактеризованы уровни сформированности социального здоровья воспитанников; охарактеризованы основные направления деятельности по формированию социально здоровой личности воспитанника.

Ключевые слова: социальное здоровье, социально здоровая личность, уровни социального здоровья воспитанника.

Становление личности растущего человека обусловлено совокупностью факторов, среди которых следует выделить личностный социальный потенциал (социальность), особенность среды, в которой происходит его жизнедеятельность, воспитание (воспитанность), а также личная реализационная самоактивность в удовлетворении своих потребностей, интересов, целей и идеалов. Именно самоактивности, ее направленности, конструктивности и результативности, принадлежит особая роль в развитии, социализации человека. Эта самоактивность во многом зависит от своеобразия человека (социальности) и среды, в которой она осуществляется. Не случайно многие известные педагоги обращали внимание на необходимость благоприятной и безопасной среды жизнедеятельности воспитанников, в частности А. С. Макаренко, его воспитанники Калабалины, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др.

«Именно в детские и юношеские, стало быть, в школьные годы, - отмечал С. А. Калабалин1, - закладывается фундамент человеческой личности, но не всегда получается она такой, какой бы нам хотелось». А жизнь и потребности становления здоровой личности диктуют необходимость в ее способности самой противостоять факторам риска в социальной среде жизнедеятельности, негативно сказывающихся на ее состоянии и самопроявлении. И далее Семён Афанасьевич подчеркивал: «Не нужно оберегать человека от дурного влияния, но нужно воспитывать в нем способность преодолевать затруднения и различную заразу, в том числе и социальную (выделено нами. - Л. М. )» [1]. Такая способность в научной литературе получила название «социальное здоровье» несовершеннолетнего. Это то, что обеспечивает его способность преодолевать факторы риска в социальной среде, обеспечивая себе социальную безопасность.

Безопасность - это свидетельство отсутствия опасности для несовершеннолетнего (воспитанника) в конкретной среде. Изучение литературы, анализ существа явления позволяет утверждать, что понятие «безопасность» следует рассматривать по отношению к определенному человеку и определенной среде его воспитания. В данном случае безопасность воспитанника по отношению к среде, в которой он находит-

1Калабалин Семён Афанасьевич (1903-1972), воспитанник А. С. Макаренко (1888— 1939), представленный в «Педагогической поэме» как Семён Карабанов.

ся, - это свидетельство того, что факторы этой среды не носят деструктивного влияния на воспитанника, и он способен противостоять факторам риска и наиболее полно конструктивно проявить себя, реализуя свои возможности, развиваясь, социализируясь. Речь идет о том, что факторы риска не приводят несовершеннолетнего к плохому состоянию, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и он способен наиболее полно проявить себя в интересах достижения определенных желательных для него целей.

Социальное - связанное с общественными отношениями, нахождением человека в социокультурной среде жизнедеятельности; здоровье - его благополучие в этой среде. В научной литературе и на практике выделяют такие понятия, как «социальное здоровье воспитанника» и «социально здоровая личность воспитанника».

Социальное здоровье воспитанника (несовершеннолетнего). В литературе это понятие используется широко. Однако единого понимания его существа в ней еще не сложилось. Систематизация представленных определений, например, в сети Интернет показала, что под ним понимается:

- состояние социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его способности устанавливать и поддерживать социальные связи и отношения;

- осознание себя полноценной личностью в том слое общества, в котором человек находится;

- здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека;

- состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом;

- совокупность потенциальных и реальных возможностей человека в осуществлении своих действий без ухудшения физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде.

Систематизация изложенного позволяет утверждать, что социальное здоровье выступает качеством личности ребенка (подрастающего поколения), способной (способного) противостоять деструктивным факторам социокультурной среды жизнедеятельности, активно проявлять свою нравственную позицию. От социального здоровья подрастающего поколения во многом зависит его способность наиболее конструктивно реализовать себя в жизни, преодолевая возникающие социальные риски, добиваясь личных и общественных социально важных целей, существенно сказываясь на будущем российского общества, его устойчивости, способности динамично развиваться.

По своей сущности социальное здоровье воспитанника - это то, что приобрел он, его потенциал для самореализации в социокультурной среде жизнедеятельности. Этот потенциал характеризует уровень способности и готовности конкретного воспитанника противостоять факторам риска (деструктивности) той или иной социокультурной среды, активно проявлять себя в интересах этой среды и самосовершенствоваться.

Социально здоровая личность воспитанника - это комплексная характеристика социального здоровья конкретного воспитанника, его способности противостоять факторам риска (деструктивности) среды жизнедеятельности и реализовывать свой потенциал в интересах этой среды и самосовершенствования. Такая личность отличается своими общественно значимыми смыслами и ценностями, лежащими в основе их повседневного социально ответственного поведения, развитыми нравственно-волевыми качествами, позволяющими ей противостоять негативным факторам социокультурной среды, успешно адаптироваться в ней, активно реализовывать себя, достигая поставленные перед собой социально значимые цели в деятельности, учебе, поведении и пр.

Осмысление существа социально здоровой личности позволяет утверждать, что она характеризуется единством внутренней и внешней составляющих:

- внутренняя - это нравственно-духовная основа личности, подготовленность к определенной самореализации (что конструктивно может быть ею реализовано в этой среде) и развитость волевых качеств, необходимых для противодействия негативным факторам среды и проявления активности в самореализации, достижении общественно важных целей;

- внешняя - повседневность конструктивного проявления человека в социокультурной среде жизнедеятельности, противодействуя влиянию негативных факторов, успешность самореализации в достижении личных и общественных социально важных целей.

В исследованиях выделяют основные компоненты социального здоровья молодежи. В частности, Е. М. Гамова выделяет:

- аксиологический - духовно-нравственные основы личности, общественные смыслы и ценности, определяющие ее поведение;

- когнитивный - объем и качество знаний основ организации, технологии и методов социально значимой деятельности, определяющих гражданскую позицию воспитанников (что и как может реализовать человек на практике);

- поведенческий - устойчивость к воздействию факторов риска среды жизнедеятельности, повседневность самопроявления гражданской позиции.

Однако следует отметить, что устойчивость к воздействию факторов риска диктует необходимость выделения такого компонента, как эмоционально-волевой. Он характеризует готовность и способность воспитанника преодолевать факторы риска и обеспечивать самореализацию в социуме.

Н. Ю. Падылин выделяет, в зависимости от степени сформированности компонентов социального здоровья воспитанника, наиболее важные его качественные характеристики:

- «развитость духовно-нравственной основы личности», определяющая общественно значимые смыслы и ценности. Духовно-нравственная основа личности - это, по сути, стержень, определяющий устойчивость ее позиции в самопроявлении и основа общественно значимых смыслов и ценностей воспитанника. Они во многом определяют социальную ответственность конкретного воспитанника в повседневных поступках и поведении;

- «сформированность общественно значимых смыслов и ценностей». Это те жизненные ориентиры, которые и определяют поведение воспитанника и перспективы его самоопределения;

- «повседневность социально-ответственного поведения как в школе, так и во вне ее». Оно характеризует зрелость воспитанника, его понимание того, что и почему он делает, каковы социальные последствия его действий, способность нести ответственность за нее;

- «устойчивость... к воздействию факторов социального риска и общественной нестабильности». Она характеризует своеобразие воспитанника, его духовно-нравственной основы. С учетом ее сформированности определяется позиция воспитанника по отношению к протекающим событиям, в том числе и негативной направленности, выступая основой для активного противодействия их деструктивному влиянию в социокультурной среде жизнедеятельности;

- предрасположенность к адаптации в социокультурной воспитательной среде школы» и во внешней социальной среде. Она характеризует адаптивность конкретного воспитанника к новой социокультурной среде, развитость его качеств личности, необходимых для успешной самореализации. Такая способность опирается на

духовно-нравственную основу и устойчивость личности к воздействию факторов социального риска и нестабильности;

- «повседневность в проявлении своей гражданской позиции в социокультурной воспитательной среде школы, семье и обществе» [2]. Такая гражданская позиция определяется, прежде всего, своеобразием ее сформированности и определяет особенности проявления.

К предложенным качественным характеристикам следует добавить:

- развитость волевых качеств, без которых ребенок не может противостоять факторам риска и конструктивно проявить себя, обеспечивая достижение поставленных социально важных целей;

- эмоциональная устойчивость - воспитанность чувств, позволяющая ему управлять своими эмоциями, не допуская эмоционального взрыва и обеспечивая эмоциональное самоуправление в различных жизненных ситуациях, необходимое для самореализации в социокультурной среде жизнедеятельности.

Предложенные качественные характеристики определяют своеобразие социального здоровья конкретного человека. Выделяя наиболее типичное в разных категориях несовершеннолетних, можно их классифицировать по уровню (степени) сформированности у них социального здоровья. К таким уровням можно отнести:

- нравственно осознанный и устойчивый - наиболее высокий уровень социального здоровья, повседневно проявляемый в различных ситуациях, позволяющий успешно реализовывать себя в различных социальных средах, достигать поставленные социально значимые цели, существенно сказывающиеся на конструктивном самосовершенствовании человека;

- нравственный, ситуативно выраженный - уровень социального здоровья, отличающийся своей нравственной направленностью, но проявляемый в определенных ситуациях (например, в семье, в присутствии определенных лиц и пр.), обусловленный развитостью волевых качеств, способностью успешно реализовывать себя в именно в этих средах;

- невыраженный - уровень социального здоровья не сформирован, он может иметь и нравственную направленность, но неразвитость волевых качеств превращает такого человека в стадного, не способного отстаивать личную позицию. Такой человек всегда идет за другими. Эта категория, попадая в ситуацию риска, становится его жертвой.

В раннем возрасте, когда еще не сформирована нравственная основа личности, выделяется группа с характерным проявлением, отличающимся выраженным упрямством. Его нельзя назвать социальным здоровьем, и это диктует необходимость усиления внимания к воспитанию нравственной основы, необходимой для превращения предпосылок волевого проявления в нравственно-волевую основу личности.

Одна из проблем, стоящих перед старшем поколением, - это формирование нравственного здоровья каждого воспитанника. Важнейшими направлениями в деятельности по его формированию следует выделить следующие:

Прежде всего - формирование нравственно-волевой устойчивости. Идея важности нравственно-волевого воспитания принадлежит немецкому философу Иммануилу Канту (1724-1804). Именно с него, - подчеркивал П. А. Соколов2, - начинается первенство в воспитании (и жизни) нравственного характера, нравственной воли.

22

Соколов П. А. (род. в 1876 г.) - русский педагог, автор ряда педагогических произведений конца XIX - начала XX в.: «История педагогических систем»; «Педагогическая психология»; «Чтения по педагогической психологии» и др.

Это связано с тем, что человек в своей жизни и деятельности - нравственное существо, что находит проявление в его социальном поведении. Развить в человеке его истинно человеческую природу, подготовить ее к нравственной деятельности, составляет, по мысли И. Канта, первостепенную задачу воспитания [3]. При этом для самореализации ему необходимы волевые качества. Они позволяют человеку противостоять негативным факторам среды, проявляя свою нравственную сущность.

Е. М. Гамова выделила в нравственно-волевой устойчивости следующие компоненты:

- осознание себя социально значимой личностью (когнитивный компонент);

- эмоциональная устойчивость воспитанника, позволяющая преодолевать деструктивные влияния своеобразия личности и среды (эмоциональный компонент);

- нравственно-волевая активность в преодолении внутреннего и внешне-неустойчивого состояния к рискам и опасностям в тех или иных жизненных ситуациях (конативный компонент), стабильно проявляемые в противодействии влияниям различных факторов деструктивного характера, в достижении социально значимых целей [4].

Именно нравственно-волевая устойчивость воспитанника позволяет ему противостоять влиянию факторов социального риска, способность к адаптации в социокультурной среде жизнедеятельности, проявлению гражданской позиции. По существу, позиции Е. М. Гамовой и Н. Ю. Падылина сходны в понимании необходимости воспитания нравственно-волевой устойчивости в процессе формирования социально здоровой личности воспитанника.

Второе направление. Как качество личности социальное здоровье с раннего возраста формируется в социокультурной воспитательной среде семьи, школы, улицы и других сфер, содержащих смыслы, ценности и традиции, способствующие социальному становлению его личности [5]. Данный фактор выступает как средовой, во многом определяющий естественное стимулирующее влияние на каждого воспитанника с учетом его своеобразия. Речь идет о том, что в среде жизнедеятельности воспитанника необходимы реальные социально здоровые личности в лице родителей, педагогов, товарищей, которые были бы для него примером и вели к самореализации, преодолевая факторы социального риска.

Третье направление. Ставить воспитанника в ситуации, когда от него требуется проявление нравственной позиции и накопление опыта социально здорового проявления в различных жизненных ситуациях. Знакомство с педагогическим наследием А. С. Макаренко и Калабалиных позволяет отметить, что они этому направлению уделяли исключительно большое внимание. С. А. Калабалин в своих воспоминаниях о том, как воспитывал А. С. Макаренко, приводил множество примеров того, как Антон Семёнович добивался от своих воспитанников не быть равнодушными и активно включаться, чтобы предупредить от проступков своего товарища.

Четвертое направление. Важно учить воспитанников конструктивному поведению в различных жизненных ситуациях. С. А. Калабалин писал: «Если педагог по-настоящему желает воспитать человека, с присущими ему всеми человеческими качествами, чтобы он мог жить красиво, трудиться, нормально переживать, радоваться и проявлять свой гнев, где это нужно, он должен не просто сказать ему при случае, что делать надо так, а не иначе, делать надо то-то и то-то - он должен воспитывать так, чтобы всё то, что он хочет вложить в своего ученика, в своего воспитанника, воспринималось им всем его существом». Но главное, что С. А. Калабалин, как и его учитель, добивался того, чтобы каждый воспитанник не был равнодушным исполнителем, а был созидателем и активно противостоял деструктивным факторам. От воспитанника не требовалось, чтобы он сообщал воспитателю, что кто-то сделал не так. Семён Афанасьевич добивался, чтобы воспитанник удерживал своего товарища от

неблаговидного поступка. Этим он добивался формирования нравственно-волевой устойчивости - основы социального здоровья у каждого воспитанника. По существу, А. С. Макаренко и Калабалины старались побуждать каждого воспитанника к осознанному проявлению своих нравственно-волевых качеств, закрепляя и совершенствуя их. Если сам воспитанник не будет проявлять свою нравственную позицию и волевые качества, ему не удастся создать необходимый потенциал социального здоровья, который и определит его способность преодолевать факторы риска в социокультурной среде жизнедеятельности. Педагогическое наследие Калабалиных прекрасная иллюстрация того, как можно формировать социальное здоровье у воспитанников.

Пятое направление. Характерно, что развитие человеческих свойств и способностей, по Канту, должно идти в направлении к тому, «чтобы человек достигал своего (нравственного) назначения». Словом, «самому себя совершенствовать, самому себя (подразумевается - к добру) образовывать - вот в чем обязанности человека» [6]. Речь идет о самосовершенствовании каждого воспитанника. От воспитания нравственно-волевой устойчивости, к самовоспитанию и повседневному его проявлению - это и есть главный путь формирования социально здоровой личности воспитанника.

Таким образом, социальное здоровье подрастающего поколения - один из важнейших факторов их благополучия в процессе становления личности каждого, определяющее перспективы ее самореализации в естественных условиях жизнедеятельности, сопровождаемых факторами риска. Такое здоровье формируется средой, воспитанием и самовоспитанием каждого растущего человека с раннего возраста.

Примечания

1. Калабалин С. А. Педагогические размышления : сб. / сост. и ред. Л. В. Мардахаев. М. : Юстиция, 2017. С. 398; Калабалин А. С. Педагогические размышления : сб. / сост. и ред. Л. В. Мардахаев. М. : Изд-во РГСУ, 2014; Калабалина Г. К. Педагогические размышления : сб. / сост. и ред. Л. В. Мардахаев. М. : Изд-во РГСУ, 2015.

2. Падылин Н. Ю. Формирование основ социального здоровья старшеклассников в социокультурной воспитательной среде школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. М., 2013. С. 10.

3. Отечественная социальная педагогика : хрестоматия / сост. и ред. Л. В. Мардахаев. М. : Изд. центр «Академия», 2003. С. 13.

4. Гамова Е. М. Формирование нравственно-волевой устойчивости подростков к виктимизации в условиях общеобразовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. М., 2010. С. 12-13.

5. Гамова Е. М. Указ. соч. С. 12; Мардахаев Л. В. Социальное здоровье подрастающего поколения и необходимость его формирования // Сплоченность общества и социальная справедливость: мировые тренды и российская реальность : сб. материалов XIII Междунар. соц. конгресса (25-26 ноября 2013 г.). М. : Изд-во РГСУ, 2014. С. 230-233.

6. Отечественная социальная педагогика. С. 13-14.

А. Л. Шипко

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассматриваются подходы к патриотическому формированию личности с учетом современных общественных отношений.

Ключевые слова: патриотизм, тенденции патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.