ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.013. 42 ББК Ч466.0
ГСНТИ 14.43.43
Код ВАК 13.00.01
Мардахаев Лев Владимирович,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики, академик МАНПО; 105005 ,г.
Москва, ул. Радио, 10а; e-mail: [email protected].
ПРЕДМЕТНО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гносеология; предметно-гносеологические основы; социальная педагогика; методология социальной педагогики.
АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются: понимание существа предметно-гносеологического уровня методологии социальной педагогики как сложившейся теории в соответствии с ее предметной областью; теории как основы дальнейшего исследования явлений и процессов социальной педагогики, а также реализации этого знания на практике как в типичных, так и в новых ситуациях; основы как главного, на чем строится что-либо, что является сущностью чего-нибудь; основы социальной педагогики; выделены и охарактеризованы: теоретические основы социальной педагогики; собственно теоретические основы самой социальной педагогики, а также основы частной проблемы объекта социальной педагогики; выделены и охарактеризованы основные составляющие социально-педагогической проблемы; выделены и охарактеризованы основные разделы теории социальной педагогики, такие как: истоки и история социальной педагогики; теоретические основы самой социальной педагогики; социальная педагогика личности, включающая теорию социального становления, развития, социализации и десоциализации, адаптации и дезадаптации и основы их учета и реализации в социально-педагогической деятельности; основы социально-педагогической деятельности; педагогика среды жизнедеятельности человека, ее сущность и особенности влияния, необходимость и особенности педагогизации этой среды; педагогика среды, в свою очередь, включает: социопедагогику и непосредственную средовую педагогику, а также: основы педагогизации среды, социальное воспитание человека, коррекция, исправление и перевоспитание, их сущность, содержание и особенности реализации на практике и др.
Mardahaev Lev Vladimirovich,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Social Pedagogy, Academician of the International Academy of Sciences
of Pedagogical Education, Moscow, Russia.
SUBJECT-EPISTEMOLOGICAL FOUNDATION OF SOCIAL PEDAGOGY
KEYWORDS: epistemology; epistemological object-level theory; social pedagogy; methods of social pedagogy.
ABSTRACT. The article reveals: understanding of the essence of subject-gnoseological level of the methodology of social pedagogy as current theory in line with its subject area; theory as a basis for further study of phenomena and processes of social pedagogy, as well as the implementation of this knowledge into practice in common and in new situations; the bases of the main, on what the essence of something is built; the basis of social pedagogy; the theoretical foundations of social pedagogy: its beginning and history; social pedagogy of personality that includes the theory of social development, achievement, socialization and desocialization, adaptation amd desadaptation and their reference to socio-pedagogical activity; the bases of social and pedagogical activity; pedagogy of environment, its essence and influence, the need for peda-gogization of this environment; pedagogy of environment that includes sociopedagogy and environmental pedagogy as well as the basis for pedagogization of environment, social education of a person, correction, their essence, content and practical implementation etc.
B(
е
(сякая отрасль знания характеризуется своей предметной областью и сложившейся в ней теорией, выступающей основой ее дальнейшего развития. Развитость этой теории характеризует предметно-гносеоло-гический уровень методологии этой отрасли знания как науки. В социальной педагогике предметно-гносеологический уровень обусловлен сложившейся в ней теорией и выступающей основой ее дальнейшего развития. В данном случае речь идет о социальной педагогике как
научной дисциплине, предметом которой выступают социально-педагогические знания, общие закономерности взаимодействия личности и социума. Гносеология (от греч. gn5sis (gn5se5s) - знание, познание и logos - наука, учение) - теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность.
Изложенное позволяет определить предметно-гносеологический уровень мето-
© Мардахаев Л. В., 2016
дологии социальной педагогики как сложившуюся теорию, в соответствии с ее предметной областью как самостоятельного научного направления. Эта теория выходит на методологический уровень знания науки социальной педагогики, ее предметной области и выступает основой ее дальнейшего развития.
Теория (от греч. 0еюр1а - рассмотрение, исследование) - в широком смысле -комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле - высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о каком-либо явлении, процессе, закономерностях и существующих связях определенной области действительности - объекта данной теории.
Теория социальной педагогики, как и теория вообще, основываясь на потребностях практической деятельности различных категорий социальных педагогов, дает целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о явлениях, обусловленных социально-педагогической деятельностью (социального развития, социализации, социального воспитания, коррекции, исправления и пр.), существенных связях и закономерностях ее реализации на практике. При этом эта теория выступает основой дальнейшего исследования явлений и процессов социальной педагогики, а также реализации этого знания на практике как в типичных, так и в новых ситуациях, благодаря чему она открывает новые перспективы перед развитием теории и практики, расширением ее горизонтов.
Основа - источник, главное, на чем строится что-либо, что является сущностью чего-нибудь; исходные, главные положения чего-нибудь. Основы социальной педагогики - это исходные, главные составляющие содержания предметной области социальной педагогики, определяющие ее как самостоятельную отрасль знания. Выделяют также:
- теоретические основы социальной педагогики - это учения, теории, концептуальные подходы различных наук, на которые опирается социальная педагогика и которые в своей совокупности составляют ее теоретическую основу, базу. Например, основные теории личности, учение о психологии развития, воспитания, обучения, деятельности и др. Характерно, что в научной литературе часто выделяют «научно-теоретические основы» чего-либо. Возникает вопрос: «Могут ли "теоретические основы" быть не научными? Могут, если они представляют обыденное суждение о чем-либо, а не научное знание. Следовательно, необходимо говорить о теоретических основах чего-либо;
- собственно теоретические основы самой социальной педагогики - это собственные теории, учения, концептуальные подходы, на основе которых строится и развивается социальная педагогика как теория и практика. Например, теории социального развития, социализации личности, социального воспитания, коррекции и исправления воспитания, учение о взаимосвязи среды и воспитания и др.
В теории выделяют также основы частной проблемы объекта социальной педагогики: социально-педагогического исследования (познания) и практики - реализации этого знания. Они представляют собой исходные, главные положения, определяющие:
- понимание самого явления;
- формы (особенности) его существования, развития;
- факторы, существенно влияющие на развитие;
- особенности проявления;
- возможности познания;
- перспективы влияния на процесс и результат развития (преобразования) педагогическими средствами;
- условия, необходимые для существования, стимулирования его (ее) развития.
Анализ изложенного позволяет выделить основные составляющие социально-педагогической проблемы:
- познавательная (когнитивная) составляющая - понимание сущности и содержания явления (проблемы), его (ее) места и роли для теории и практики, основные компоненты (качественные характеристики), уровни проявления, критерии и показатели их оценки;
- процессуальная - формы (особенности) существования, развития явления (системы, процесса деятельности); факторы, существенно влияющие на него; условия, необходимые для оптимального функционирования, развития; характерные тенденции и закономерности развития, протекания и пр.;
- реализационная (преобразовательная, технологическая) - возможности управления развитием явления, создания оптимальных условий для его существования, развития, повышения эффективности направленного педагогического, социально-педагогического влияния (технологии, методы, методики, формы, средства и приемы, используемые в процессе управления, направленного преобразования явления, повышения его педагогических возможностей);
- исследовательская - возможности дальнейшего познания явления (проблемы), ее компонентов, условий функционирования, развития (технологии, методы и методики научного исследования); выявление и
обоснование наиболее оптимальных путей и условий управления, преобразования в соответствии с прогнозируемой целью.
Предметно-гносеологические основы включают знание теории основных разделов социальной педагогики, обусловленной их предметной областью, а также развитие ее понятийного (категориального) аппарата. Каждый раздел социальной педагогики опирается на теорию (теоретическое знание), позволяющую понимать его существо, содержание, а также учет в теоретической и практической деятельности. Среди них следует выделить:
- истоки и история социальной педагогики (В. И. Беляев, М. А. Галагузова; С. С. Рунов и др.)
- теоретические основы самой социальной педагогики (М. А. Галагузова, И. А. Липский, А. В. Иванов и др.);
- социальная педагогика личности, включающая теорию социального становления, развития, социализации и десоциа-лизации, адаптации и дезадаптации и основы их учета и реализации в социально-педагогической деятельности (на практике) (А. В. Мудрик [9; 10]);
- педагогика среды жизнедеятельности человека, ее сущность и особенности влияния, необходимость и особенности педаго-гизации этой среды. Педагогика среды, в свою очередь, включает: социопедагогику и непосредственную средовую педагогику, а также основы педагогизации среды (Б. Т. Лихачев [4]; А. В. Иванов и др. [8]);
- социальное воспитание человека, коррекция, исправление и перевоспитание, их сущность, содержание и особенности реализации на практике (А. В. Мудрик
[2; 9; 10]);
- основы социально-педагогической деятельности и др.
Становление и развитие института социальной педагогики естественно вело к формированию ее понятийного аппарата. Об этом свидетельствуют учебные пособия, словари по социальной педагогике, а также научные статьи, в которых получили развитие различные теоретические аспекты, включающие раскрытие и анализ отдельных терминов. Огромный вклад в популяризацию аппарата социальной педагогики внесла М. А. Галагузова через монографические сборники: «Понятийно-терминологический аппарат педагогики и образования» [13], а также авторы словарей по социальной педагогике.
Понятийный аппарат конкретной отрасли знания представляет собой совокупность понятий и категорий, образующих основу теории, на которой она развивается. В социальной педагогике он позволяет упо-
рядочить терминологию, адекватно осмыслить его существо, найти каждому понятию соответствующее языковое выражение, что исключительно важно для нее как самостоятельной отрасли знания, обусловленной потребностями ее развития как науки. Следует подчеркнуть, что состояние понятийно-терминологического аппарата социальной педагогики позволяет высветить различные направления развития ее как самостоятельной отрасли знания, осмыслить вклад в развитие соответствующей ей теории, создающей предпосылки предметной реализации ее на практике.
Развитие понятийного аппарата важно во многих аспектах с точки зрения корректности его применения в исследовательской, образовательной и практической сферах деятельности, оценки профессиональной компетенции специалистов социальной педагогики. Он позволяет всем, кто занимается социальной педагогикой, на теоретическом, практическом и образовательном уровнях с единых позиций понимать, анализировать и применять соответствующие ей категории. Это исключительно важно для тех, кто занимается социальной педагогикой, так как позволяет говорить и исследователям, и практикам, и тем, кто только осваивает эту отрасль знаний (студентам), и тем, кто их учит теории и практике социально-педагогической деятельности (профессорско-преподавательскому составу) -говорить и писать на «едином языке». Степень владения языком конкретной науки может служить одним из показателей уровня профессиональной компетентности научных и практических работников.
Источниками развития понятийного аппарата социальной педагогики являются:
- учебники, учебные пособия, курсы лекций по социальной педагогике;
- словари по социальной педагогике;
- диссертационные исследования по проблемам социальной педагогики;
- научные статьи, посвященные различным проблемам социальной педагогики;
- специальные публикации, посвященные понятийному аппарату социальной педагогики.
Следует отметить, что всякая теория строится на основе определенного подхода, который выступает ее методологической основой. Подход - определенная позиция по отношению к какой-либо проблеме или явлению; теоретическое и (или) логическое основание понимания существа и проектирования объекта; совокупность способов приемов осуществления деятельности на основании какой-либо идеи или принципа.
В социальной педагогике сложились наиболее часто встречаемые подходы (дея-
тельностный, индивидуальный, комплексный, личностный, личностно-деятельност-ный, личностно-социально-деятельностный, средовый и др.), каждый из которых определяет соответствующую основу для исследовательской деятельности. Например, личностный - это подход, предполагающий отношение к человеку как к конкретной самодостаточной личности, с учетом ее индивидуальных особенностей и возможностей, активности в самореализации и самосовершенствовании; личностно-деятельностный - единство требований личностного и деятельностного подходов в исследовании и преобразовании социально-педагогического явления - учет индивидуальных особенностей и их проявления в реальной деятельности; личностно-социально-деятельностный - в определенной степени комплексный подход к исследованию социально-педагогической проблемы и ее преобразованию, с учетом индивидуальности объекта, ее проявления в деятельности, влияния на нее факторов среды жизнедеятельности и потребностей среды будущей самореализации (учебы, профессиональной деятельности и т.д.); средовый - учет своеобразия среды познания и практической деятельности.
Подход, как правило, определяется предметом исследования и позицией исследователя. Он позволяет раскрыть теорию исследуемого явления, процесса, опираясь на определенную позицию. В свою очередь, анализ существа явления, процесса позволяет осмыслить, с позиции какого подхода или каких подходов они раскрыты.
Содержание основ предметно-гносеологического уровня методологии социальной педагогики можно представить через ее разделы.
Истоки и история социальной педагогики. Возникновение социальной педагогики вызвало интерес к ее истокам. Одними из первых исследователей истоков социальной педагогики были П. А. Соколов1 [12] и П. П. Блонский2 (1884-1941) [12]. В современных условиях истоки социальной педагогики представлены Ю. В. Васильковой. Она через призму истории отечественной педагогики постаралась раскрыть истоки становления теории социальной педагогики [1]. Анализ литературных источников позволил выделить наиболее характерные подходы в становлении и развитии социальной педагогики [5], такие как:
1Соколов Петр Андреевич - русский педагог. Автор ряда педагогических произведений конца XIX -начала XX веков: «История педагогических систем»; «Педагогическая психология»; «Чтения по педагогической психологии» и др.
2 Блонский Павел Петрович (1884-1941) - русский и советский философ, педагог и психолог.
- личностно-социальный - человек воспитывается для того, чтобы он мог быть принят обществом и реализовать себя как личность в интересах этого общества и самого себя, что и определяет важнейшее направление социально-педагогической деятельности - нравственное воспитание подрастающего поколения;
- социоличностный - воспитание человека во многом определяется объективными и субъективными факторами среды его жизнедеятельности и социальным воспитанием;
- средовый - развитие социологии определяет важность изучения и учета факторов среды, существенно сказывающихся на социально-педагогической деятельности.
Каждый из подходов позволил заложить определенные основы теории социальной педагогики, выступающие источником ее дальнейшего развития и в современных условиях.
Важное место в развитии теории принадлежит истории социальной педагогики. Она позволяет учитывать, с одной стороны, интерес к социально-педагогическим проблемам в истории государства и общества, а с другой - востребованность теории (определенного знания) для решения частных проблем социально-педагогической деятельности, а также динамики его (этого знания) развития. Именно реальная жизнь определяет социально-педагогические проблемы и востребованность знания (развития соответствующей теории), необходимого для их решения на практике.
Педагогика социального становления человека. Этот раздел раскрывает педагогический аспект становления и развития личности человека, того, что определяет его как homo sapiens - человек разумный. Психология раскрывает учение о личности и природу ее становления, обусловленную такими явлениями как социальное развитие, социализация человека, а социальная педагогика, как с позиции понимания этого существа обеспечить становление, социализацию личности человека, ее конструктивное совершенствование с учетом возраста, своеобразия, среды жизнедеятельности и направленной самоактивности. По существу - это теория стимулирования социализации, социального становления и развития личности в соответствии с возрастом и средой жизнедеятельности растущего человека, а также коррекции процесса и обеспечение наиболее конструктивной ре-социализации с учетом конструктивных потребностей самой личности, среды, исправления и перевоспитания и пр.
Важнейшая категория раздела педагогики социального становления человека -социализация - процесс становления, раз-
вития и изменения социальности в человеке; социальность - социальный потенциал человека и социализированность - результат его социализации в определенной социокультурной среде.
Теория педагогики социального становления человека диктует необходимость учета следующих явлений, диктующих перспективы развития:
- социализация различных категорий населения и, в первую очередь, несовершеннолетних, перспективы ее стимулирования в интересах личности и среды жизнедеятельности;
- десоциализация, ее причины, конструктивная и негативная роль десоциали-зации, необходимость ее учета в социально-педагогической деятельности специалистов;
- ресоциализация, ее причины, конструктивная и негативная роль десоциали-зации, необходимость ее учета в социально-педагогической деятельности специалистов;
- взаимосвязь социализации, десоциа-лизации и ресоциализации, ее учет в социально-педагогической деятельности.
Педагогика среды диктует необходимость осмысления существа ее теории. Такой средой выступает общество, государство, их институты, религия, культура, все то, что характеризуется таким понятием, как социопедагогика, а также среды непосредственного взаимодействия человека и среды - социокультурная среда семьи, коллектива, улицы, потенциала отдельных личностей и групп - педагогики непосредственного взаимодействия человека и среды, а также основы педагогиза-ции среды. Последнее имеет место на уровне государства, общественных организаций, региональном уровне, а также частном, например, семьи, воспитательного коллектива и пр.
Это направление в социальной педагогике получило развитие еще в начале прошлого века. Истоки его в глубокой древности, и оно нашло отражение в народной мудрости: «подобное притягивает подобное», «с кем поведешься, от того и наберешься», «яблоко от яблони не далеко падает» и пр. Теоретические основы педагогики среды диктуют необходимость учитывать и обеспечивать ее развитие:
- социализирующее влияние среды на тех, кто ее составляет;
- факторы среды, существенно влияющие на каждого, кто ее составляет, а также характер этого влияния;
- стимулирующее и негативное влияние среды на социально-педагогическую деятельность в ней;
- перспективы педагогизации отдельных сред жизнедеятельности и др.
Одна из первых книг по «педагогике среды» вышла в 2009 [7]. При разработке основ социальной педагогики в ее структуре выделен раздел «педагогика среды», в котором два подраздела: «социопедагогика» и «непосредственная средовая педагогика» [5].
Социальная педагогика с позиции педагогики среды - это научная и практическая деятельность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания подрастающего поколения.
Социальное воспитание и коррекция его последствий. Термин «воспитание» получил широкое отражение в научной литературе. Появились публикации, раскрывающие существо социального и диссоциаль-ного воспитания, причины и особенности отклонения в социальном воспитании, выделены различные категории воспитанников, отличающиеся своеобразием и представляющие определенные трудности в стимулировании социального воспитания, коррекции и исправлении результата воспитания и перевоспитания.
Социальная обусловленность воспитания диктует необходимость выделения таких явлений, как:
- по отношению к чему (к какой социальной среде, для какой социальной среды) осуществляется социальное воспитание;
- с позиции кого (какой социальной среды, личности) планируется (осуществляется ) воспитание.
Основы социально-педагогической деятельности. Важнейшее место в теории социальной педагогики принадлежит обоснование, раскрытие сущности и содержания основ социально-педагогической деятельности. Эти основы включают теорию, определяющую технологизацию социально-педагогической деятельности, факторов, существенно влияющих на процесс ее реализации и результат, факторов риска в процессе реализации, требования, предъявляемые к субъекту, организующему социально-педагогическую деятельность и другие аспекты.
Важнейшим источником развития теории выступает практика. Она свидетельствует о том, какое знание востребовано для решения частных социально-педагогических проблем, поиск новых подходов и нового знания (развития теории), необходимого для более качественного и эффективного их решения. Это и определяет появление частных проблем, которые выступают предметной областью исследовательской деятельности, определяющих дальнейшее развитие теории социальной педагогики. Разрешение этих проблем позволяет:
- уточнять, корректировать, дополнять,
наполнять новым содержанием понимание изучаемого явления, процесса;
- выявлять особенности изучаемого явления, определять критерии и показатели их оценки, на основании которых дифференцировать по уровню и качеству выраженности;
- определять факторы, существенно влияющие на процесс развития, формирования изучаемого явления, а также раскрывать специфику их учета в социально-педагогической деятельности;
- прогнозировать и моделировать социально-педагогическую деятельность, а также условия, необходимые для ее реализации на практике.
Таким образом, представлены основы предметно-гносеологического уровня методологии социальной педагогики. Это один из первых подходов его осмысления, который может быть конкретизирован, дополнен и таким образом явиться источником развития теории социальной педагогики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике: теория и история. Изд. 3-е, доп. и перер. М. : Перспектива, 2006.
2. Вопросы воспитания. 2010. № 4 (5).
3. Липский И. А. Социальная педагогика : учеб. пособ. М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Лихачев Б. Т. Социология воспитания и образования : курс лекций по социальной педагогике. М. : Владос, 2010.
5. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика : углубленный курс. М. : Юрайт, 2011.
6. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика : учебник. М. : Изд-во РГСУ, 2013.
7. Мардахаев Л. В. Педагогика среды : учеб. пособ. Новосибирск, 2009.
8. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика : словарь. В 2-х ч.: А-О и П-Я. М. : Перспектива, 2011.
9. Мудрик В. В. Введение в социальную педагогику. Изд. 2-е, перераб. М. : Моск. псих-соц. ин-т, 2008.
10. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник. 3-е изд. М. : РИОР : ИНФРА-М, 2014.
11. Мустаева Ф. А. Социальная педагогика : учебник. 2-е изд., испр. и перераб. Магнитогорск : МаГУ, 2011.
12. Отечественная социальная педагогика : хрестоматия. В 2-х ч. М. : Изд-во РГСУ, 2013.
13. Понятийно-терминологический аппарат педагогики и образования : сб. науч. трудов. Вып. 1-8 / Отв. ред. М. А. Галагузова. Екатеринбург, 1995-2015.
14. Социальная педагогика : учебник / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. М. : ИНФРА-М, 2016.
REFERENCES
1. Vasil'kova Yu. V. Lektsii po sotsial'noy pedagogike: teoriya i istoriya. Izd. 3-e, dop. i perer. M. : Perspek-tiva, 2006.
2. Voprosy vospitaniya. 2010. № 4 (5).
3. Lipskiy I. A. Sotsial'naya pedagogika : ucheb. posob. M. : TTs Sfera, 2004.
4. Likhachev B. T. Sotsiologiya vospitaniya i obrazovaniya : kurs lektsiy po sotsial'noy pedagogike. M. : Vla-dos, 2010.
Mardakhaev L. V. Sotsial'naya pedagogika : uglublennyy kurs. M. : Yurayt, 2011. Mardakhaev L. V. Sotsial'naya pedagogika : uchebnik. M. : Izd-vo RGSU, 2013. Mardakhaev L. V. Pedagogika sredy : ucheb. posob. Novosibirsk, 2009.
Mardakhaev L. V. Sotsial'naya pedagogika : slovar'. V 2-kh ch.: A-O i P-Ya. M. : Perspektiva, 2011. Mudrik V. V. Vvedenie v sotsial'nuyu pedagogiku. Izd. 2-e, pererab. M. : Mosk. Psikh-sots. in-t, 2008.
10. Mudrik A. V. Sotsial'naya pedagogika : uchebnik. 3-e izd. M. : RIOR : INFRA-M, 2014.
11. Mustaeva F. A. Sotsial'naya pedagogika : uchebnik. 2-e izd., ispr. i pererab. Magnitogorsk : MaGU, 2011.
12. Otechestvennaya sotsial'naya pedagogika : khrestomatiya. V 2-kh ch. M. : Izd-vo RGSU, 2013.
13. Ponyatiyno-terminologicheskiy apparat pedagogiki i obrazovaniya : sb. nauch. trudov. Vyp. 1-8 / Otv. red. M. A. Galaguzova. Ekaterinburg, 1995-2015.
14. Sotsial'naya pedagogika : uchebnik / Pod obshch. red. M. A. Galaguzovoy. M. : INFRA-M, 2016.
56.
78.
9-
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф А. П. Усольцев