Научная статья на тему 'Из истории становления и развития социального воспитания в России'

Из истории становления и развития социального воспитания в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1557
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / PUBLIC UPBRINGING / SOCIAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неретин Игорь Викторович

Рассмотрена история зарождения и становления социального воспитания в России. В конце XIX в. происходит всплеск педагогических новаций в развитых странах мира как реакция на наступивший кризис в системе образования, который коснулся и России. Преодоление данного кризиса виделось в использовании новых подходов в педагогике (трудовая школа, социальная педагогика, идеи свободного воспитания и мн. др.). Особое внимание стало уделяться изучению влияния на ребенка социальной среды, в т. ч. проблем общественного влияния на личность. Проанализировано взаимодействие школы и социальной среды в деле воспитания подрастающего поколения, начиная с конца XIX начала XX в. Определена сущность понятий «педагогизация среды», «социальное воспитание», «общественное воспитание». Отмечено, что именно в изученный период складывается направление в отечественной педагогической науке «педагогика среды», которое изучало воздействие окружающей среды на ребенка. Обращено внимание на причины, повлиявшие на возможность реабилитации термина «социальное воспитание». Сделан вывод, что данная наука и отрасль знаний охватывает проблемы, связанные с социальным воспитанием различных групп населения, и что «социальное воспитание» является ключевым понятием социальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SOCIAL UPBRINGING IN RUSSIA

The history of formation and development of social upbringing in Russia is considered. At the end of XIX century there was the burst of pedagogical innovations in developed countries of the world in response to crisis of the educational system that concerned Russia. Negotiation of this crisis seemed to be in using new approaches in pedagogy (labour school, social pedagogy, ideas of free upbringing and so on). Special attention is drawn to the influence of social sphere on a child, which includes problems of social influence on personality. The cooperation of school and social sphere in upbringing young generation from the end of XIX to the beginning of XX century is analyzed. The essence of the concepts “pedagogization of environment”, “public upbringing”, “social upbringing” is defined. It is mentioned that the direction “pedagogy of environment” that examined influence of social sphere on a child in national pedagogical science was formed in this period. Attention is drawn to reasons which influence possibility of rehabilitation of concept “social upbringing”. It is concluded that this science and subject area comprise problems which are connected with social upbringing of different groups of people and that “social upbringing” is key concept of social pedagogy.

Текст научной работы на тему «Из истории становления и развития социального воспитания в России»

УДК 37.032

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ

© Игорь Викторович НЕРЕТИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: post@tsutmb.ru кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования E-mail: igorneretin@mail.ru

Рассмотрена история зарождения и становления социального воспитания в России. В конце XIX в. происходит всплеск педагогических новаций в развитых странах мира как реакция на наступивший кризис в системе образования, который коснулся и России. Преодоление данного кризиса виделось в использовании новых подходов в педагогике (трудовая школа, социальная педагогика, идеи свободного воспитания и мн. др.). Особое внимание стало уделяться изучению влияния на ребенка социальной среды, в т. ч. проблем общественного влияния на личность. Проанализировано взаимодействие школы и социальной среды в деле воспитания подрастающего поколения, начиная с конца XIX - начала XX в. Определена сущность понятий «педагогизация среды», «социальное воспитание», «общественное воспитание». Отмечено, что именно в изученный период складывается направление в отечественной педагогической науке «педагогика среды», которое изучало воздействие окружающей среды на ребенка. Обращено внимание на причины, повлиявшие на возможность реабилитации термина «социальное воспитание». Сделан вывод, что данная наука и отрасль знаний охватывает проблемы, связанные с социальным воспитанием различных групп населения, и что «социальное воспитание» является ключевым понятием социальной педагогики.

Ключевые слова: воспитание, общественное воспитание, социальное воспитание

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21 -7/8( 159/160)-100-103

В конце XIX в. происходит всплеск педагогических новаций в развитых странах мира как реакция на наступивший кризис в системе образования, который коснулся и России. Преодоление данного кризиса виделось в использовании новых подходов в педагогике (трудовая школа, социальная педагогика, идеи свободного воспитания и многие другие). Особое внимание стало уделяться изучению влияния на ребенка социальной среды, в т. ч. проблем общественного влияния на личность.

В России в конце XIX - начале XX в. все чаще начинают использоваться понятия, ха-растеризующие различные формы воспитания: «общественное (социальное) воспитание», «государственное», «семейное», «религиозное» и др. В данный период исследуются различные национальные системы образования, с целью применить все лучшее, взятое из них, предварительно адаптировав к российским условиям (П.Ф. Каптерев, А.Ф. Му-зыченко, С.Т. Шацкий и др.).

Педагогическая общественность в данный период основную цель воспитания видела в привитии ребенку чувства человеческо-

го достоинства, развитие «чувства» общественности. Так, например, в резолюциях I Всероссийского съезда по вопросам народного образования (1914 г.) отмечалось, что главными задачами воспитания в народной школе являются: «...развитие нравственной личности и сильной воли в учащихся. Задачей современного исторического момента в воспитании является борьба с приниженностью народных масс.». Съезд рекомендует обратить особое внимание на развитие в детях общественности и чувства человеческого достоинства [1, с. 16].

На данном съезде отмечались и ряд других проблем, в т. ч. и проблема «вырождения в детском населении», к которым относились преступность, самоубийство, «ненормальность» и др. По данной проблеме особые требования предъявлялись государству, это касалось и деятельности школьных и внешкольных учреждений, и совершенствования законодательно-правовой базы. Вывод, который сделали делегаты съезда в данном контексте: «Государственное воспитание - более сложная проблема, чем социальное воспитание» [1, с. 22]. Чтобы преодолеть социальные

2016. Т. 21, вып. 7-8 (159-160)

проблемы среди детей предлагалось активизировать деятельность школ, а также многочисленную сеть внешкольных учреждений.

Мысли о народности в общественном воспитании, выдвинутые еще К.Д. Ушин-ским, не потеряли своей актуальности и в предреволюционный период. Многие педагоги обращали свой взор на необходимость осуществления общественного воспитания через призму национальной культуры. Приведем в качестве примера двух авторов. А. Селиханович (1913 г.), анализируя проблемы воспитания, резюмирует «...воспитание должно готовить к деятельности в определенном государстве и обществе, а потому оно неизбежно должно иметь исторический и национальный характер» [2, с. 32]. В.Н. Со-рока-Росинский (1916 г.) результатом социального воспитания человека считал его служение своему народу, своей родине и Богу. «Народность, как нравственная идея, -писал он, - указывает воспитанию, что только через слияние личных стремлений с волей народа, через отождествление личного блага с народным возможна нравственная деятельность, не единичные отдельные дела, а жизнь человека как одно нравственное деяние, возможна прежде всего как деятельность на благо нации, на благо родной страны, что нельзя служить общечеловеческому, не выполняя долга перед родиной, нельзя воздавать Божье, не воздавая кесарева» [3, с. 120].

С приходом к власти большевиков, коренным образом изменяется идеология государства, и как следствие, предъявляются иные требования к воспитательной работе с молодым поколением. Национальное заменяется интернациональным, индивидуальное -общественным, народное - социалистическим. Востребованным становится термин «социальное воспитание», которое включало в себя воспитание нового человека, живущего с учетом требований нового времени приоритета социального над индивидуальным. Не беспочвенным является утверждение, что термин «социальное воспитание» появился в России из лексикона «революционной» Франции.

Поэтому уже в 1918 г. впервые увидели свет работы, посвященные проблемам социального воспитания. Среди них можно выделить статью В.В. Зеньковского «Социальное воспитание, его задачи и пути», в которой он

отмечает, что государству, обществу нужны новые люди, в соответствии с запросами времени. Воспитание же, считал он, должно отражать данные запросы. По его мнению, идеал социального воспитания должен базироваться на идеях солидарности и братства, что поможет развиться единению и взаимопомощи различных социальных групп. «Школа, - писал В.В. Зеньковский, - должна взять на себя задачи социального воспитания, должна готовить не только образованных людей, не только дельных работников, но и граждан, способных к общественной работе, воодушевленных идеалами солидарности» [4, с. 97]. Заслуживает внимания и статья А.В. Луначарского «О социальном воспитании», в которой автор обосновывает приоритет воспитания человека для общества, а не для самого себя.

Начиная с 1918 и вплоть до начала 1930-х гг. в стране ведутся педагогические споры. Это дискуссии о целях воспитания, о социальной функции школы, о связи школы с политикой, о роли внешкольных учреждений, о ликвидации безграмотности, о системе образования и структуре школы, о детских и молодежных организациях, о школьном самоуправлении, не обходились стороной и вопросы о социальном воспитании. Одним из актуальных вопросов было обсуждение проблемы отношения школы и социальной среды.

Против школы только как учреждения, дающего детям только знания, выступили такие исследователи, как М.В. Крупенина и В.Н. Шульгин. Они отстаивали необходимость исследовать проблемы взаимодействия воспитательной функции школы и социальной среды, считая, что «...без контакта с окружающей средой разрешить задачи воспитания школа не в состоянии» [4, с. 137].

При этом они рассматривали педагогику как науку, которая должна исследовать весь процесс «...социального формирования человека, изучение организации, методов и форм, в которых он развивается в условиях данной конкретной исторической эпохи и данной классовой среды, исследование всей суммы факторов, которые его определяют, закономерности, которым он подчинен» [4, с. 89].

В данный период создаются опытные станции, научные коллективы, изучающие взаимоотношение личности, школы с социальной средой. Многие из них прямо или

косвенно стремились к изучению национальной культуры и использованию всего лучшего, что удалось найти, в своей профессиональной деятельности (С.Т. Шацкий, В.Н. Со-рока-Росинский, А.С. Макаренко и др.) Складывается целое направление в отечественной педагогической науке «педагогика среды», которое изучало воздействие окружающей среды на ребенка. Термин «педаго-гизация среды» был впервые предложен С.Т. Шацким. В профессиональном, педагогическом лексиконе данного периода использовали широкую терминологию, характеризующую особенности социальной среды: «среда для ребенка», «социально-организованная среда», «пролетарская среда», «возрастная среда», «товарищеская среда», «фабрично-заводская среда», «общественная среда» и др.

Именно в этот период появляются первые фундаментальные работы, посвященные проблемам социального воспитания: Иорданский Н.Н. Основы и практика социального воспитания (1923 г., объем 490 с.); Шульгин В.Н. Основные вопросы социального воспитания (1924 г., объем 127 с.), в которых делается акцент на формирование человека в соответствии с социальным идеалом и другие работы.

А уже в середине 1930-х гг. термин «социальное воспитание» был запрещен, из-за провозглашения его «пережитком» буржуазного прошлого.

Второе рождение термина «социальное воспитание» происходит в конце 1980-х гг. Его реабилитация, во многом произошла, благодаря деятельности ВНИК «Школа-микрорайон» (1989-1991 гг.). На многочисленных экспериментальных площадках ВНИК, использование данного термина было связано с изучением, пропагандой и распространением среди населения традиционной, национальной культуры. Появление социальной педагогики в России в качестве самостоятельной области исследования позволило официально закрепится и понятию «социальное воспитание».

Одной из современных, крупных работ по социальному воспитанию является диссертационное исследование М.М. Плоткина. Он пишет, что социальное воспитание направлено на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в со-

циуме, поиск педагогически компетентных решений в различных, в т. ч. личностно-кризисных ситуациях. Автор отмечает, что целью социального воспитания является формирование способности человека к активному функционированию в конкретной социальной ситуации при обеспечении развития личности как неповторимой человеческой индивидуальности [5].

Необходимо сказать, что большинство современных отечественных исследователей в области социальной педагогики (например, В.Г. Бочарова, В.И. Загвязинский, М.А. Гала-гузова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, В.А. Сластенин и др.) едины во мнении, что данная наука и отрасль знаний охватывает проблемы, связанные с социальным воспитанием различных групп населения, признают, что «социальное воспитание» является ключевым понятием социальной педагогики.

Список литературы

1. Резолюции 1-го Всероссийского съезда по вопросам народного образования // Школа и жизнь: Еженедельная общественно-педагогическая газета с ежемесячным приложением. 1914. 29 января.

2. Селиханович А. Очерк общей педагогики: Для семьи, школы и самовоспитания. Киев: Типография С.В. Кульженко, 1913. 194 с.

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2003. 269 с.

4. Крупенина М.В., Шульгин В.Н. В борьбе за марксистскую педагогику. М., 1929.

5. Социальная педагогика: монография / под ред. проф. В.Г. Бочаровой. М.: Гуманитарный Издательский центр ВЛАДОС, 2004. 368 с.

References

1. Rezolyutsii 1-go Vserossiyskogo s"ezda po vo-prosam narodnogo obrazovaniya [Resolutions of the 1st Al-Russian Committee on problems of education]. Shkola i zhizn': Ezhenedel'naya obshchestvenno-pedagogicheskaya gazeta s ez-hemesyachnym prilozheniem - School and life: Weekly social and pedagogical newspaper with monthly supplement, 1914. January 29.

2. Selikhanovich A. Ocherk obshchey pedagogiki: Dlya sem'i, shkoly i samovospitaniya [Note of general pedagogy: for family, school and self-education]. Kiev, S.V. Kul'zhenko typography, 1913. 194 p.

2016. T. 21, Btm. 7-8 (159-160)

3.

4.

5.

Mardakhaev L.V. Sotsial'naya pedagogika [Social pedagogy]. Moscow, Gardariki Publ., 2003. 269 p.

Krupenina M.V., Shul'gin V.N. V bor'be za marksistskuyu pedagogiku [In fight for Markxist pedagogy]. Moscow, 1929. Sotsial'naya pedagogika: monografiya [Social pedagogy], ed. prof. V.G. Bocharova. Moscow,

Humanitarian Publishing centre VLADOS, 2004. 368 p.

nocrynHna b pega^uro 22.02.2016 r. Received 22 February 2016

UDC 37.032

FROM THE HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SOCIAL UPBRINGING IN RUSSIA Igor Viktorovich NERETIN

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionaljnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: post@tsutmb.ru

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Social and Pedagogical Education Department E-mail: igorneretin@mail.ru

The history of formation and development of social upbringing in Russia is considered. At the end of XIX century there was the burst of pedagogical innovations in developed countries of the world in response to crisis of the educational system that concerned Russia. Negotiation of this crisis seemed to be in using new approaches in pedagogy (labour school, social pedagogy, ideas of free upbringing and so on). Special attention is drawn to the influence of social sphere on a child, which includes problems of social influence on personality. The cooperation of school and social sphere in upbringing young generation from the end of XIX to the beginning of XX century is analyzed. The essence of the concepts "pedagogization of environment", "public upbringing", "social upbringing" is defined. It is mentioned that the direction "pedagogy of environment" that examined influence of social sphere on a child in national pedagogical science was formed in this period. Attention is drawn to reasons which influence possibility of rehabilitation of concept "social upbringing". It is concluded that this science and subject area comprise problems which are connected with social upbringing of different groups of people and that "social upbringing" is key concept of social pedagogy.

Key words: upbringing, public upbringing, social upbringing DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-7/8(159/160)-100-103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.