Научная статья на тему 'Опыт формирования системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в отечественной педагогике'

Опыт формирования системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в отечественной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА / СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / БЕСПРИЗОРНЫЕ ДЕТИ / ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / SYSTEM OF EDUCATION / SOCIAL EDUCATION / SOVIET PEDAGOGY / SYSTEM OF CRIME PREVENTION / EDUCATION OF MINORS / HOMELESS CHILDREN / OUT-OF-SCHOOL WORK / SOCIAL ACTIVITIES / CHILDREN''S INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русаков Виктор Кузьмич, Ананьин Олег Юрьевич, Простакишина Юлия Александровна

Целью настоящей статьи является анализ опыта формирования системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в Советской педагогике, как социально-воспитательной работы. Одним из важных концептуальных факторов усовершенствования современной системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних определяются возможности интегрирования опыта становления социального воспитания в советскую эпоху. Для решения этой проблемы рассматриваются формы, методы и направления педагогической деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних в различные периоды становления советской педагогики. В ходе исследования были использованы методы изучения и анализа законодательных архивных материалов, публицистических и научно-педагогических текстов; методы периодизации, систематизации и классификации научно-исторических фактов; методы обобщения и синтеза информации. Анализ архивных законодательных актов дал возможность раскрыть основные принципы формирования системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в советской педагогике. Раскрыты концептуальные задачи воспитания в системе советского образования. Обоснована периодизация формирования системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в Советской педагогике. Дальнейшее изучение проблемы видится в определении рационального практического применения полученных результатов исследования в современной социально-педагогической системе российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русаков Виктор Кузьмич, Ананьин Олег Юрьевич, Простакишина Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF FORMATION OF THE SYSTEM FOR THE PREVENTION OF OFFENCES WITH MINORS IN DOMESTIC PEDAGOGY

The purpose of this article is analyzing an experience of system’s forming for preventing juvenile delinquency in Soviet pedagogy as a social and educational work. One of the important conceptual factors for improving the modern system of preventing juvenile delinquency is the possibility of integrating the formation experience of social education in the Soviet era. The solve of this problem is to consider forms, methods and directions in pedagogical activity for the prevention juvenile delinquency of Soviet pedagogical formation in different periods. During the research they were used methods of studying and analyzing archival legislation materials, publicistic and scientific-pedagogical texts, methods of periodization, systematization and classification of scientific and historical facts; methods of generalizations and synthesis of information. The analysis of archival legislation acts made it possible to reveal the basic principles of system’s forming for preventing juvenile delinquency in Soviet pedagogy. It was revealed the conceptual problems of upbringing in the system of Soviet education. It was justified the periodization of system’s forming for preventing juvenile delinquency in Soviet pedagogy. The further study of the problem is seen in the definition of rational practical application of the research results that were obtained in the modern social and pedagogical system of Russian education.

Текст научной работы на тему «Опыт формирования системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в отечественной педагогике»

УДК 37.013.78(476)(091)

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

© 2018

Русаков Виктор Кузьмич, заместитель начальника кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, кандидат юридических наук, полковник полиции Академия управления МВД России (125993, Россия, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д.8, e-mail: pedagogika.disk@yandex.ru) Ананьин Олег Юрьевич, начальник кафедры педагогики УНК ПСД, кандидат педагогических наук, доцент, полковник полиции Простакишина Юлия Александровна, адъюнкт по кафедре педагогики УНК ПСД,

старший лейтенант полиции Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (113437, Россия, Москва, ул. Академика Волгина, д.12, e-mail: Julia.Prostakishina@yandex.ru) Аннотация. Целью настоящей статьи является анализ опыта формирования системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в Советской педагогике, как социально-воспитательной работы. Одним из важных концептуальных факторов усовершенствования современной системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних определяются возможности интегрирования опыта становления социального воспитания в советскую эпоху. Для решения этой проблемы рассматриваются формы, методы и направления педагогической деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних в различные периоды становления советской педагогики. В ходе исследования были использованы методы изучения и анализа законодательных архивных материалов, публицистических и научно-педагогических текстов; методы периодизации, систематизации и классификации научно-исторических фактов; методы обобщения и синтеза информации. Анализ архивных законодательных актов дал возможность раскрыть основные принципы формирования системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в советской педагогике. Раскрыты концептуальные задачи воспитания в системе советского образования. Обоснована периодизация формирования системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в Советской педагогике. Дальнейшее изучение проблемы видится в определении рационального практического применения полученных результатов исследования в современной социально-педагогической системе российского образования.

Ключевые слова: система воспитания, социальное воспитание, советская педагогика, система предупреждения правонарушений, воспитание несовершеннолетних, беспризорные дети, внешкольная работа, общественная деятельность, детские учреждения.

THE EXPERIENCE OF FORMATION OF THE SYSTEM FOR THE PREVENTION OF OFFENCES WITH MINORS IN DOMESTIC PEDAGOGY

© 2018

Rusakov Victor Kuzmich, Deputy head of the Department of psychology, pedagogy and HR Management, PhD in law, colonel of police

Academy of the Ministry of Interior of the Russian Federation (125993, Russia, Moscow, street Zoe and Alexander Kosmodemyanskiy, house 8, e-mail: pedagogika.disk@yandex.ru)

Ananyin Oleg Yurevich, head of Department of pedagogy UNK PSD, candidate of pedagogical Sciences,

associate Professor, colonel of police Prostakishina Julia Aleksandrovna, adjunct at the Department of pedagogy UNK PSD,

senior police Lieutenant

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. J. Kikot (113437, Russia, Moscow, Academician Volgin street, house 12, e-mail: Julia.Prostakishina@yandex.ru) Abstract. The purpose of this article is analyzing an experience of system's forming for preventing juvenile delinquency in Soviet pedagogy as a social and educational work. One of the important conceptual factors for improving the modern system of preventing juvenile delinquency is the possibility of integrating the formation experience of social education in the Soviet era. The solve of this problem is to consider forms, methods and directions in pedagogical activity for the prevention juvenile delinquency of Soviet pedagogical formation in different periods. During the research they were used methods of studying and analyzing archival legislation materials, publicistic and scientific-pedagogical texts, methods of periodization, systematization and classification of scientific and historical facts; methods of generalizations and synthesis of information. The analysis of archival legislation acts made it possible to reveal the basic principles of system's forming for preventing juvenile delinquency in Soviet pedagogy. It was revealed the conceptual problems of upbringing in the system of Soviet education. It was justified the periodization of system's forming for preventing juvenile delinquency in Soviet pedagogy. The further study of the problem is seen in the definition of rational practical application of the research results that were obtained in the modern social and pedagogical system of Russian education.

Keywords: system of education, social education, Soviet pedagogy, system of crime prevention, education of minors, homeless children, out-of-school work, social activities, children's institutions.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность тесно связаны с теми отраслями педагогического знания, сферой, применения которой является воспитание личности в учреждениях различного типа. В своей работе социальный педагог использует педагогические наработки из таких отраслей педагогической науки как дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений разного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, досуговая педагогическая деятельность, педагогика окружающей

среда.

Следовательно, профессиональная деятельность, социального педагога требует от него использования и учета передового педагогического опыта, сформулированных этикой принципов нравственности для определения целей и разработки методов воспитания, исследования проблем межличностного взаимодействия и других вопросов философии, теории и методики социального воспитания.

Одной из ключевых теоретических задач социальной педагогики является анализ исследований в области социально-воспитательной работы, направленной на предупреждение правонарушений среди несовершен-

нолетних. Решение поставленных задач воспитания несовершеннолетних требует систематического и последовательного изучения формирования педагогической системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в нашей стране, что является актуальным для исследования.

Вопросы формирования системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних привлекали внимание таких известных ученых и педагогов, как Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, М.А. Галагузова,

B.А. Караковский, В.И. Куфаев, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский,

C.Т. Шацкий и др. Концептуальные основы формирования системы превентивного воспитания в Советской педагогике были раскрыты в трудах Б.З. Вульфова, Э.В. Ильенкова, А.В. Мудрика, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, В.А. Сластенина и др.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ последних исследований и научно-педагогических публикаций показал, что изучение некоторых аспектов формирования системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в советской педагогике были изложены в трудах Н.Ф. Басова, М.А. Галагузовой, А.В. Гоголевой, А.Е. Рацимор, И.А. Соловцовой, В.И. Старцевой-Тарасовой, Г.Ю. Титовой и др.

Тем не менее, следует отметить, что классификаций и систематизация опыта формирования системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в советской педагогике практически отсутствует. Во многих исследованиях просматриваются концептуальные основы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в советский период. Однако целостность связующих превентивного воспитания, как сформированной системы в советской педагогике, в полноценном объеме не раскрыто, что затрудняет возможность дифференциации исторического опыта в современную образовательную систему.

Формирование целей статьи (постановка задания). Исходя из сказанного ранее, целью нашего исследования является раскрытие и систематизация основных социально-педагогических аспектов формирования системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в советской педагогике.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исторические факты показывают, что особое внимание поискам путей и созданию условий предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних уделялось в социалистическом обществе. Данный процесс был напрямую ориентирован на формирование комплексной системы профилактических мероприятий, которые осуществлялись на разных уровнях и в различных социальных институтах. В педагогическом аспекте предупреждение правонарушений - это составная часть системы социальных, социально-педагогических, психологических, организационных и других действий по оптимизации воспитания несовершеннолетних в Советском Союзе.

После Великой Октябрьской Социалистической революции, которая стала переломным моментом в развитии Российского государства, новая советская власть из всех предлагавшихся вариантов системы воспитания несовершеннолетних выбрала самый радикальный - установление государственной монополии на социально-педагогическое обеспечение детей. Основные задачи, которые стояли перед реорганизацией образования - это увеличение уровня образования подрастающего поколения, вовлечение учащихся в культурные мероприятия, демократизация учебных заведений.

Так, в 1918 г. Постановлением Народного Комиссара и Государственной Комиссии по просвещению от 30 288

ноября (13 декабря) «К организации педагогических советов» было принято создать педагогические советы, как высший коллегиальный орган средней школы. В состав педагогического совета входили педагогические работники, ученики старших классов, представители хозяйственного и родительского комитетов, а также, в качестве представителей демократии, «три представителя местного Р. С. И Кр. Депутатов с правом решающего голоса каждый» [1, с. 24]. Основной задачей педагогического совета (комитета) и представителей других комитетов было решение жизненных проблем школы, в том числе и вопросов правонарушений учащихся.

В этом же Постановлении в пункте «О реорганизации физического образования и охраны здоровья учащихся» отдельной задачей Главного Школьно-Санитарного Совета при Комиссариате Народного Просвещения выделено: организация летних трудовых колоний, зимних школьных дач и санаториев, содействие в создании детских клубов, площадок и общежитий. Такая организация жизнедеятельности школьников давала возможность активность участвовать в жизни общества, что способствовало психическому, физическому и умственному развитию подрастающего поколения, их социализации в обществе. Кроме того, представители Главного Школьно-Санитарного Совета при учебных заведениях обязаны были собирать, разрабатывать и публиковать статистические данные о школьных болезнях, заразных заболеваниях, самоубийствах и несчастных случаях среди учащихся [1, с.27].

В силу решения указанных выше Постановлений Комиссариата Народного Просвещения было принято решение об организации детских трудовых колоний, в связи с повальной детской беспризорностью и преступностью. Основной функцией трудовых колоний было объединение беспризорных детей в трудовые общины, где они могли обучаться не только грамотности, но и трудовым ремеслам, что дает им в дальнейшем возможность самостоятельно зарабатывать на жизнь и предотвратит от преступной деятельности (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий). Так, в январе 1918 г. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних» дореволюционные приюты для бездомных детей и детей-сирот, дома трудолюбия были взяты под эгиду государственной власти и передавались в специально созданные попечительские органы при Наркоме Просвещения [1].

Ярким примером функционирования таких трудовых колоний является детский городок им. Луначарского, построенный в г. Любиме, Ярославского края. Основной целью строительства городка являлось «отдаление детей от негативного влияния улицы, образование и воспитание их» [2, с. 250]. Распределение детей по группам проводилось по принципу возрастного показателя, но присутствовал частично и гендерный показатель. В городке каждый дом был оборудован под специфический вид деятельности. Так, например, был дом, в котором была оборудована швейная мастерская. В клубе проводилась работа с пионерами, было организовано несколько кружков, библиотека. Из-за нехватки финансирования и тяжелого положения в стране, воспитанники детского городка им. Луначарского сами готовили себе еду, возили воду из речки, выпекали хлеб, топили дровами печи в домах. Однако, в домах, где проживали, учились и работали дети, условия были далеки от нормальных: дома требовали ремонта, спальных мест не хватало, не хватало одежды, обучи, канцелярских принадлежностей [2]. Следовательно, решение советского правительства в отношении борьбы с детской преступностью и беспризорностью носило односторонний характер - размещение детей посредством приемников-распределителей, что было не под силу государству ни в материальном, ни в социальном аспекте.

Интересным для нашего исследования является мнение С.В. Рыбака, который утверждает, что педагоги 20-х Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

годов в беспризорности и подростковой преступности видели капиталистические истоки. Однако, с изменением социального строя ничего не изменилось, а наоборот, изменения во власти породили целую армию сирот и обездоленных, что привело к росту преступности [3]. В то же время, идеологическая линия советской педагогики того периода обозначила создание из таких детей человека нового мышления, строителя светлого будущего, и направляла все свои усилия на воплощение данной идеи в реальность. Именно этот период отмечен в истории педагогики, как период создания принципиально новой системы образовательных детских учреждений, которыми руководила КПСС и государство. Рост беспризорности и преступности спровоцировал государственные органы и партийное руководство на поиски новых путей борьбы. Для этого по всей стране широкомасштабно создавались ночлежки-столовые, ночлежки-клубы, где с подростками проводилась просветительская и воспитательная работа, разъяснялась необходимость учиться в школах, детских домах. В конце 30-го года были предприняты меры по улучшению положения системы детских учреждений для беспризорников, которые были указаны в Постановлении ВЦИК и СНК СССР «Борьба с детской беспризорностью». В частности, учреждения системы просвещения обязаны были усилить воспитательные мероприятия. В особую когорту системы народного образования были выделены «трудновоспитуемые дети и подростки, а также несовершеннолетние правонарушители» [3, с. 12].

Значимым было то, что в системе Министерства просвещения РСФСР в 20-е - 30-е гг. были созданы специализированные воспитательные учреждения для детей девиантного поведения. Так, в г. Нижний Тагил существовал детский дом .№1 для подростков, склонных к антиобщественным поступкам, воспитательные колонии для детей и подростков, которые долго беспризорничали или совершили незначительные правонарушения [3].

В этот же период решением Всероссийской конференции комсомола 19.05.1922 года была создана массовая детская организация, которая впоследствии стала именоваться Всесоюзной пионерской организацией имени В.И. Ленина. Основная работа организации была направлена на воспитание подрастающего поколения. Идея создания пионерской организации принадлежит Н.К. Крупской, которая неоднократно выступала с предложением объединения подростков в единую организацию «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию» [4]. Особое внимание Н.К. Крупская уделяла внешкольной работе, которая, по ее мнению, не организация развлечений (кино, театр, праздничные мероприятия и прочее), а работа, органически связанная со школой и «направлена на организацию всей школьной жизни детей, на всестороннюю организацию детской самодеятельности, их общественной жизни и работы» [5, с.557]. Пионерская организация была посылом организации детского коллектива при полноценной воспитательной работе.

Основные цели и задачи, поставленные перед пионерской организацией коммунистической партией, осуществлялись в общеобразовательной школе, как основного звена системы народного образования, домах пионеров, клубах по интересам, кружках и т.д. ключевая задача, поставленная перед организацией, была направлена на всестороннее развитие подрастающего поколения, раскрытие творческого потенциала детей, обеспечение в совокупности интеллектуального, духовно-нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания на основах марксистско-ленинского мировоззрения [6]. Основные принципы воспитания несовершеннолетних в организации - это совместная жизнедеятельность подростков, общение со сверстниками во всех видах деятельности, как основа организации, методическое обеспечение учебной и внеучебной (до-суговой) деятельности; опора на общественно полезную

деятельность - подростковые движения, такие, как тимуровское. Содержательной основой деятельности подростков выдвигается совместное познание и освоение природных явлений. Например, клубы юннатов, юных геологов, юных следопытов и пр.

Однако несмотря на принятие мер по предупреждению правонарушений среди подростков, ситуация в стране не улучшалась. Еще большее усугубление данному феномену послужило вторжение фашистской Германии на территорию СССР. Так, в военные годы количество правонарушений среди подростков возросло. Причиной такого феномена стали неадаптированность несовершеннолетних граждан страны к особенным обстоятельствам жесткого военного времени, несформи-рованность их экзистенциально-психологической сферы и отсутствие жизненного опыта [7]. Увеличение количества детей-сирот вынудило правительство страны к принятию дополнительных мер по ликвидации проблемы правонарушений несовершеннолетних и беспризорности. Планировалось, в частности, создание специальных комиссий по выявлению и учету таких детей, дополнительная организация детприемников-распределителей, детских домов, выделение квоты для сирот в школах ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищах, добровольное распределение в приемных семьях. Военное время внесло существенные изменения и в систему образования. Изменения в организации учебно-воспитательного процесса, вызванные объективными причинами, были отражены и в учебных планах. Во всех учебных заведениях на первый план выступала физическая и военная подготовка. Несовершеннолетние приобщались к сдаче нормативов различных военно-спортивных комплексов, к участию в кружках военного направления. Так, в Доме пионеров в г. Сумы был создан кружок радистов-операторов. В кружке проходили обучение более 60-ти подростков. Девочки-подростки в массовом порядке овладели специальностью медицинской сестры. Таким образом, мы можем констатировать, что привлечение несовершеннолетних к военному обучению имело широкие масштабы. Обучение и воспитание несовершеннолетних в системе «оборонных кружков обеспечивало их гражданское возмужание, освоение навыками военного дела для возможного участия в военных действиях» и давало возможность выжить подросткам в экстремальных условиях войны, как полноценным гражданам своей Родины [7, с. 33].

Дальнейшее развитие системы воспитания несовершеннолетних проходило в условиях жесткой регламентации всех сторон жизни партийно-государственным управлением страны, преимуществом общественных интересов над личными потребностями, господством единой идеи КПСС. Воспитательная работа была направлена не на развитие индивидуальных качеств личности, а на коллективное развитие, сущность которого состояла в послушании, ординарности. Содержание воспитательной системы сдерживало индивидуальное развитие, что, в некоторой степени, деформировало идеи предыдущих годов, направленные на формирование всесторонне развитой гармоничной личности. Такой подход к воспитанию молодежи искажал принципы социально-политической активности, коллективизма и солидарности. Воспитатель для подростка был как боевой товарищ в борьбе за социалистические идеалы детского учреждения, а ребенок - член коллектива для коллектива, прежде всего, и потом уже как личность для себя. Так, если воспитателю необходимо искоренить или разбить какую-нибудь негативную группировку или компанию в отряде или учреждении, он должен обращаться не к отдельным личностям, а ко всему коллективу. Указывая на прорыв в отряде, пассивность товарищей, вредное влияние группы на отряд, класс, об отставании всего коллектива, воспитатель должен мобилизовать внимание всего коллектива на данной группировке, как негативном явлении. Беседа же воспитателя «с воспитанниками долж-

на принимать форму спора и убеждения не по прямому вопросу (воспитания), а по вопросу жизни учреждения, о его работе» [8, с. 401].

С середины 40-х годов общий характер преобразований в стране «актуализировал проблемы социально-педагогического направления. Прежде всего, социального воспитания» [9, с.5]. В этот период государственной властью поднимается вопрос о необходимости всестороннего изучения и обобщения опыта школ, родителей и общественности в вопросах воспитания подрастающего поколения. Одной из главных проблем в системе образования выдвигается роль родителей в воспитании ребенка, которая после Великой Октябрьской Социалистической революции была нивелирована. В связи с этим было принято решение об организации и координации совместной работы учебных учреждений и семьи в воспитании подрастающего поколения. Результатом выдвинутых требований стал Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования» от 24.12.1958 г.

В Законе были прописаны изменения в системе всеобще обязательного школьного образования. А именно, переход от семилетнего обучения к восьмилетнему и организация учебно-воспитательного процесса «на сочетании изучения основ наук политехнического обучения и трудового воспитания, широкого вовлечения школьников в доступные в их возрасте формы общественно полезного труда» [10, Р.1, ст. 2]. Основные задачи учрежденных восьмилетних школ, согласно новому закону, - это создание прочных основ общеобразовательных и политехнических знаний, воспитание любви к труду и готовности к общественно полезной деятельности, осуществление нравственного, физического и эстетического воспитания детей. Кроме того, в этом же разделе, в ст. 3, было утверждено установить полное среднее образование несовершеннолетних, начиная с 15-16 лет, и осуществлять его на основе объединения обучения с производственным трудов для всеобщего привлечения подростков этого возраста к общественно-полезному труду. Основные типы учебных заведений полного среднего образования для молодежи были установлены такие, как школы рабочей и сельской молодежи (вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы), школы с производственным обучением (средние общеобразовательные трудовые политехнические школы), техникумы и средние специальные учебные заведения. Кроме того, воспитание молодежи проводилось в процессе производственного обучения и общественно-полезного труда на производстве, в колхозных и совхозных ученических бригадах, на опытных станциях, учебно-производственных мастерских (школьные и межшкольные). В ст. 5 первого раздела вышеуказанного закона было акцентировано внимание на усиление роли общества и помощь семье в воспитании детей. Мерами по усилению данного пункта стали расширение школ-интернатов, школ и групп продленного дня. Главной воспитательной задачей школ было определено усиление работы по привитию любви к знаниям, к труду, уважению к трудовому народу, формированию коммунистического мировоззрения, воспитание патриотизма, беззаветной преданности Родине и народу. Первоочередная задача, которая стояла перед учителями, родителями и общественными организациями - это усиление и поиск новых форм, методов и путей воспитания у несовершеннолетних навыков культурного поведения в семье, в школе, в обществе, на улице [10].

В целом, воспитательная система советской педагогики послевоенного периода была направлена на расширение учебно-воспитательных задач в духе марксизма-ленинизма, охват всей жизни подростков, что предполагало предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, так как продвигались идеи трудового, интеллектуального, творческого, эстетического и идеологического воспитания, как идеала человека, на которого 290

должно равняться подрастающее поколение. Всеобщая занятость досугового времени подростков при участии в общественной жизни, кружковой работе, творческой деятельности дает возможность воспитывать в личности положительные качества, которые нивелируют отклоняющееся поведение.

В 60-х годах развитие системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в советской педагогике получает новое направление. Поворотный период был вызван изучением вопросов воспитания и социализации молодежи на ХХ съезде КПСС в 1956 г. в это время происходит становление новой отрасли педагогики - социальная педагогика, как теоретическая наука осмысления и обоснования «массового социального воспитания, т.е. помощь делинквентам, внешкольная работа по месту жительства, воспитательная работа в домах ребенка, детских домах, школах - интернатах и т.п.» [11, с. 37]. Предметом педагогических исследований становятся проблемы поиска причин правонарушений среди детей и методов их предупреждения. Значительное внимание стало уделяться социальному окружению подростков: семье, учебным учреждениям, улице и пр. особое значение в воспитании подрастающего поколения уделяется семейному окружению, воспитательной работе по месту жительства подростков, внешкольным учреждениям. Объектом целостного научно-педагогического анализа становится микро - и макросоциум, как фактор влияния на личность ребенка. Профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних расширяет область действия. Так, в социально-педагогической практике появляется новая категория работников, которые непосредственно были связаны с организацией воспитательной работы в социуме: организаторы внеклассной и внешкольной работы, педагоги-организаторы и воспитатели, работающие в учреждениях культуры, спорта, в клубах при ЖЭКах, комнатах школьника и др. несмотря на прогрессивность развития, социально-педагогического воспитания несовершеннолетних, воспитательная работа во многих учреждениях, таких как клубы ЖКУ, спортивные и культурные учреждения, проводилась бессистемно, при редком контакте со школой, где обучались воспитанники. Кроме того, воспитательный процесс таких учреждений начинался не с постановки целей и задач воспитания с последующим методическим обеспечением, а с конкретных форм работы, которые зачастую определялись случайными детерминантами [12].

В конце 70-х начале 80-х гг. центром воспитательной работы и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних была объявлена школа, однако, значимых результатов это не дало, так как был утерян опыт и навыки управления воспитательной средой, из многих педагогических коллективов ушли специалисты, которые осуществляли реальную связь с социумом. Такое положение в системе сохранялось практически два десятилетия. Коррекция поведения, организация досуговой деятельности, проблемы взаимоотношений взрослых и детей решались, практически, только школой [13]. Кризис советской воспитательной системы потребовал новых подходов и форм работы с детьми, разработки методологических материалов и рекомендаций. В этот период многие педагоги (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, М.А. Галагузова, Н.Н. Дубинин, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, Л.В. Мардахаев, В.А. Сластёнин. В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.), решая проблему кризиса воспитательной системы, разрабатывают и воплощают в жизнь авторские модели школ, деятельность которых направлена на гуманизацию обучения и воспитания, самоопределение и самореализацию личности. В стране появляется сеть социально-педагогических комплексов, культурно-спортивных, физкультурно - оздоровительных центров, сельских школ-комплексов и пр. и уже в конце 80-х начале 90-х гг. педагогическая система социального воспитания выходит на государственный Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

уровень. Решение проблемы определяется переходом системы общего образования к созданию новой концепции воспитания личности и разработке новых социально-идеологических установок [14].

В июне 1988 г. Госкомитетом по народному образованию был создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа». Одной из главных задач коллектива было решение проблем социального воспитания подрастающего поколения - создание принципиально новой концепции, которая бы предусматривала усовершенствование внешкольной среды, духовно-нравственное воспитание в семье, заполнение культурно-творческой деятельностью, досуг взрослых и детей, моделирование единой воспитательной системы несовершеннолетних и взрослых по месту жительства. В результате деятельности коллектива, в состав которого входили ученые из разных областей науки - педагоги, психологи, философы, социологи, культурологи, историки и др., появилась плеяда новых, уникальных направлений специализации - социальный педагог, профессиональная деятельность которых направлена на воспитательную работу с несовершеннолетними по их социализации и адаптации в социуме [15].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В целом, формирование системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в советской педагогике мы можем условно разделить на четыре периода: довоенный период (20-е - 30-е годы), военный и послевоенный период (40-е - 50-е годы), период становления социальной педагогики (60-е - 70-е годы) и период новой концепции системы воспитания (80-е - 90-е годы). Кроме того, воспитательная система в советской педагогике первых трех периодов была направлена на обеспечение условий для учения, труда, физического развития, нравственного оздоровления, как главного направления профилактики беспризорности, предупреждения правонарушений несовершеннолетних, которое Н.К. Крупская определяла, как охрану детства. Для периода новой концепции воспитательной системы характерны инновационные взгляды на воспитание подрастающего поколения, обращение к гуманной педагогике и опыту педагогов-новаторов, комплексный, междисциплинарный, практико-ориенти-рованный подход к проблемам социального воспитания несовершеннолетних.

Таким образом, изучение опыта формирования системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в советской педагогике детерминирует особый интерес к исследуемой проблеме, как определяющее звено совершенствования социального воспитания в современном обществе. Кроме того, опыт социального воспитания в советской педагогике несет и практическое значение в определении форм и методов работы по социализации подрастающего поколения для последующего обеспечения жизнеспособности российского общества. Вместе с тем следует констатировать, что в решении данной проблемы еще много неизученных фактов. Это объясняется тем, что в современном обществе остаются нерешенными проблемы, связанные с ростом правонарушений несовершеннолетних, численности беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Все сказанное доказывает, что решать исследуемую проблемы невозможно лишь с точки зрения современности, необходимо обращаться и к передовому опыту прошлого.

К тому же, необходимо комплексное сотрудничество учебных заведений, педагогических работников и государства в сфере предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних. Дальнейшее изучение требует возможность дифференциации и интеграции опыта формирования системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в советской педагогике в современную социально-педагогическую структуру российского образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Декреты и Постановления по Народному Просвещению: изданные по 1-е апреля 1918 г. — Пермь: Изд-е Перм. Губерн. Отдела Народн. Просвещения Совета Раб., Солд. и Крестьян. Депутатов, 1918. - 52 с.

2. Метелькова Е.А. Детские дома в конце 1920-х — начале 1930-х гг. (на примере детского городка им. Луначарского и детской колонии им. Крупской г. Ярославля) / Е.А. Метелькова // Ярославский педагогический вестник — Т. 1: Гуманитарные науки. — № 3, 2013. — С. 249-252.

3. Рыбак С.В. Государственно-правовая деятельность по преодолению беспризорности, безнадзорности и преступности несовершеннолетних в советской России в 20—30-е годы XX века / С.В. Рыбак //Юристъ-Правоведъ, 2016. - № 5 (78). — С. 10-15.

4. Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина // Википедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Всесоюзная_пионер-ская_организация_имени_В._И._Ленина

5. Методы воспитания подростка во Всесоюзной пионерской организации // Школьная республика в Белоречье. — URL: http://belorschool. uoura. ru/index.php/respublika/detskie-organizatsii/pionery/120-metody-vospitaniya-podrostka-vo-vsesoyuznoj-pionerskoj-organizatsii

6. Крупская Н.К. Обучение и воспитание в школе /Н.К. Крупская —М. : Изд-во «Директ-Медиа», 2014. — 653 с.

7. Голиш Г.М. У вирi вшни. Становище неповнолiтнiх громадян Украгни у 1941-1945 рр. / Г.М. Голиш. — Черкаси : Черкаський ЦНТЕ1, 2005. —177 с.

8. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник /Под. ред. М.А. Галагузовой. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 544 с.

9. Андрущенко Н.Ю. Развитие социально-педагогической деятельности в период с1936 года до конца 1950-х годов / Н.Ю. Андрущенко // Наука — образованию, производству, экономике. — Витебск, 2015. — С. 4-6.

10. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования» от 24. 12. 1958 г. — URL : http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.htm

11. Титова Г.Ю. История социальной педагогики: Учеб. пособ. / Г.Ю. Титова. — Томск: Томский МЦ ДО, 2001. — 145 с.

12. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. — 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с.

13. Соловцова И.А. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / И.А. Соловцова, Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. — 40 с.

14. Сварцева-Тарасова В.И. Социальная работа общеобразовательной школы как средство профилактики правонарушений подростков: Дис...канд. пед. наук: 13.00.01 /Валерия Ивановна Сварцева-Тарасова. — Ставрополь, 2005. — 206 с.

15. Ром Т.А. История социальной педагогики: Учеб. пособ. / Т.А. Ромм. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. — 370 с.

Статья поступила в редакцию 24.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.