Научная статья на тему 'Смысложизненные ориентации несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений'

Смысложизненные ориентации несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
224
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / JUVENILE DELINQUENCY / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / STATISTICS / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / OFFENCE / ВОЗРАСТ / AGE / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / PEDAGOGICAL PREVENTION / СМЫСЛ ЖИЗНИ / MEANING OF LIFE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Простакишина Юлия Александровна

В статье приведена статистка правонарушений несовершеннолетних, которая отражает тревожную ситуацию в области развития, социализации современной молодежи. Отсутствие полноценного внимания со стороны родителей и школы приводит к кризисным ситуациям среди несовершеннолетних, которые выражаются в отклоняющемся поведении, совершении правонарушений, потреблении алкогольных и спиртосодержащих напитков, наркомании и токсикомании. Это является серьезным сигналом для инспекторов по делам несовершеннолетних, подчеркивает необходимость их тесной связи с семьей и школой. Возникает острая необходимость в интеграции усилий специалистов психологической, юридической, социально-педагогической сфер с целью предупреждения совершения правонарушений. Подчеркивается роль принципов, влияющих на формирование гуманистических смысложизненных ориентаций школьников как важного аспекта становления личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of life-meaningful orientations of juveniles tend to commit offenses

The article presents statistics of juvenile delinquency, which reflects the alarming situation in the field of development, socialization of modern youth. This is a serious signal to the juvenile inspectors and underlines the need for them to be closely related to the family and the school. The role of the principles influencing the formation of humanistic life orientations of schoolchildren as an important aspect of personality formation is emphasized.

Текст научной работы на тему «Смысложизненные ориентации несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 278-281. УДК 17.022.1:37.015.3: 371.542

Ю. А. Простакишина

Смысложизненные ориентации несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений

В статье приведена статистка правонарушений несовершеннолетних, которая отражает тревожную ситуацию в области развития, социализации современной молодежи. Отсутствие полноценного внимания со стороны родителей и школы приводит к кризисным ситуациям среди несовершеннолетних, которые выражаются в отклоняющемся поведении, совершении правонарушений, потреблении алкогольных и спиртосодержащих напитков, наркомании и токсикомании. Это является серьезным сигналом для инспекторов по делам несовершеннолетних, подчеркивает необходимость их тесной связи с семьей и школой. Возникает острая необходимость в интеграции усилий специалистов психологической, юридической, социально-педагогической сфер с целью предупреждения совершения правонарушений. Подчеркивается роль принципов, влияющих на формирование гуманистических смысложизненных ориентаций школьников как важного аспекта становления личности.

Ключевые слова: правонарушения несовершеннолетних, статистические данные, правонарушение, возраст, принципы, педагогическая профилактика, смысл жизни

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 278-281.

Yu. A. PROSTAKiSHiNA

Problems of life-meaningful orientations of juveniles tend to commit offenses

The article presents statistics of juvenile delinquency, which reflects the alarming situation in the field of development, socialization of modern youth. This is a serious signal to the juvenile inspectors and underlines the need for them to be closely related to the family and the school. The role of the principles influencing the formation of humanistic life orientations of schoolchildren as an important aspect of personality formation is emphasized.

Keywords: juvenile delinquency, statistics, offence, age, principles, pedagogical prevention, meaning of life

оциальная ситуация в Российской Феде/ рации в настоящее время носит кризис-V__<- ный характер, что выражается, в частности, в росте преступности и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Несовершеннолетние - понятие междисциплинарное, обозначающее лиц, не достигших возраста восемнадцати лет [4].

Так, статистические данные, приведенные Генеральной прокуратурой Российской Федерации, на портале ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ [9] и Федеральной службой государственной статистики [10], гласят, что за период с января по декабрь 2016 года (включительно) в России было совершено 2 160 063 правонарушений. Это меньше, чем за 2015 год (2 352 098). Несмотря

на снижение статистических показателей, проблема правопорядка, общественной безопасности остается весьма острой.

Доля правонарушений, совершенных в стране несовершеннолетними 2016 год составляет - 53 736, однако в данной цифре присутствуют лица, ранее совершавшие правонарушения, их количество составляет 12 778 несовершеннолетних. Обращение к показателям за 2016 год по Московской области показывает: количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними - 1 052, по Москве - 653.

Среди широкого спектра правонарушений в настоящее время обращает на себя внимание рост числа суицидов среди несовершеннолетних (Россия - долгие годы в пятерке

печальных лидеров в данной сфере среди стран мира).

«...Ежегодно в России более 3 тыс. несовершеннолетних кончают жизнь самоубийством (12,7% от общего числа умерших от неестественных причин). В течение последних двух десятилетий частота суицидальных действий среди молодежи удвоилась; основные социальные причины: отсутствие перспектив, одиночество, примеры для подражания на телевидении. ценностно-нормативная аномия в обществе, размытость понятий «социально-культурная, морально-нравственная нормы»; дезориентация в выборе «героя нашего времени» (82% респондентов не могут назвать конкретных героев), что не позволяет противостоять реализации антисоциальных отношений и повышает опасность вовлечения молодежи в деструктивные молодежные движения (скинхедов (их в России насчитывается более 50 тыс., столько же, сколько во всем мире), эмо, готов и проч.).» [8, с.22-23].

Кризисные ситуации, переживаемые детьми, подростками, обусловлены, прежде всего, отсутствием полноценного внимания со стороны взрослых, когда отношения двух поколений отличаются формализмом. Это приводит и к наркомании, и к алкоголизму, и к токсикомании (что наиболее часто встречается, так как клей в пакетах - «дешево и сердито», однако пагубно и смерть мгновенна). Все сказанное принимает характер национальной катастрофы. Так, за 2016 год в Российской Федерации несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения совершено 6724 преступления; в состоянии наркотического опьянения - 535 преступлений [9].

В связи с вышесказанным становится очевидной острая необходимость интеграции усилий специалистов психологической, юридической, социально-педагогической сфер с целью предупреждения совершения правонарушений.

«Правонарушение - это преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность» [1]. В.А. Сластёнин подчеркивал необходимость правового воспитания среди подрастающего поколения, говорил, что «задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении» [6, с. 255].

При квалификации административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, важно учитывать возраст (имеет достаточно важное юридическое значение и подлежит обязательному выяснению) несовершеннолетнего по состоянию на момент совершения правонарушения. Возраст - один из главных признаков субъекта административного правонарушения.

Так, за совершение преступления, Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрен возраст, с которого наступает ответственность - шестнадцать лет [2], Существуют исключения, предусмотренные частью 2 статьи 20 УК РФ. Она гласит о том, что уголовной ответственности подлежат «лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста» [2], если преступлениями стали: убийство (статья 105 УК РФ), грабеж (статья 161 УК РФ), вымогательство (статья 163 УК РФ), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3 УК РФ) и проч. [2]. Например, в Московской области (за 2017 год) по статье 161 УК РФ в отношении несовершеннолетних возбуждено 74 уголовных дела.

За совершение административного правонарушения также предусмотрен возраст, с которого наступает ответственность - 16 лет [3], что четко прописано в статье 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По аналитическим полицейским данным часто встречающимся составом правонарушений среди подростков являются: мелкое хищение (статья 7.27 КоАП РФ); мелкое хулиганство (статья 20.1 КоАП РФ); нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (статья 20.22 КоАП РФ); безбилетный проезд (часть 1, часть1.1, статья 10.1 КоАП г. Москвы; Федеральный закон «Устав Железнодорожного транспорта Российской Федерации»). Например, в Московской области (за 12 месяцев 2017 года [10]) несовершеннолетними совершено 441 правонарушение в виде мелкого хищения; распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции несовершеннолетними насчитывается 3328 правонарушений.

Для масштабного предупреждения правонарушений несовершеннолетних необходима не только профилактическая, контролирующая деятельность родителей, учителей, социальных педагогов при сотрудничестве с инспекторами ПДН, но и системная, целенаправленная работа со школьниками непосредственно на уровне их личности.

Отечественными специалистами в области экзистенциальной педагогики (М.И. Рожков, И.В. Ульянова и др.) актуализируется роль взаимодействия несовершеннолетних с педагогами (в широком смысле, включая родителей) с целью постижения подрастающим поколением проблемы смысла жизни, актуализации гуманно ориентированных целей, видов деятельности.

В воспитательной системе формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников показана необходимость реализации в образовательном процессе принципов он-

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

тологичности, здоровьесбережения, гендерного подхода, психологизации, этико-эстетической обусловленности, профориентационной направленности проводимых мероприятий, а также профилактики отклоняющегося поведения. Данные принципы реализуется в соответствующих видах воспитания.

Правонарушения - элемент отклоняющегося поведения. Их фиксация инспектором по делам несовершеннолетних отражает слабость воспитательных влияний семьи и образовательной организации. В связи с чем необходима тщательная, продуманная и согласованная профилактика инспекторов по делам несовершеннолетних совместно с образовательными организациями (школами, колледжами) и родителями, законными представителями, опекунами. По мнению И.В. Ульяновой, «педагогическая профилактика - это целенаправленная и согласованная педагогическая деятельность учителя, классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, привлекаемых к ней специалистов медицинских и правоохранительных учреждений в школе, включающая устойчивый комплекс взаимодополняющих видов деятельности: -медико-санитарное просвещение; -воспитательно-разъяснительную деятельность, ориентирующую личность на здоровый образ жизни как условие сохранения психологического здоровья;

-психодиагностику (наблюдение, тестирование, оценка продуктов деятельности) и психокоррекцию (тренинги личностного роста с акцентом на ситуации выбора, ценности жизни, самореализацию);

-оформление технологической карты разви-

тия личности и класса (где отражены педагогическая траектория личностного развития школьников, степень соответствия возрастной норме, наличие акцентуаций, сфера интересов)» [7].

Стоит подчеркнуть важность оформления «листа связей несовершеннолетнего», в котором отражается круг его общения не только в классе, но и с другими обучающимися в школе, особо важно подчеркнуть в данном листе несовершеннолетних, которые уже совершали правонарушения. В данном контексте следует отметить характер влияния несовершеннолетнего на своих товарищей и наоборот. Для инспектора по делам несовершеннолетних «лист связей несовершеннолетнего», который входит в обязательный перечень приобщения к учетно-профилактическо-му делу на несовершеннолетнего [2], приносит значительную пользу, как например, при поиске пропавшего без вести ребенка или подростка. Для классного руководителя и социального педагога школы «лист связей» носит рекомендательный характер, школы нередко отказываются от такой формы контроля (мол, «все дети у них на виду»), скрывают тревожную информацию о том или ином школьнике, стремясь сохранить репутацию школы.

Однако, несмотря на необходимость усиления административного контроля за детьми и подростками, следует подчеркнуть ведущую роль смысложизненноориентаци-онной проблематики в комплексной работе с ними, благодаря чему несовершеннолетними интериоризируются гуманистические ценности (в том числе, и ценности жизни, здоровья) и ставятся гуманно ориентированные цели.

Литература

1. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. Издательство "Юридическая литература", 27 июня 2016, N 26, ст. 3851.; URL:http://mirror2.garant.ru/webclient/navigation.dsp?PHPSESSID=k3j019rgs10bt6tdlvm74c5012&num ber=0&page=1 (дата обращения: 1.05.2018)

2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 07.02.2017);URL:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34661/2244fcd3b7b86a331a75c3b551f4f6057c363ccb/.html (дата обращения: 1.05.2018)

3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195ФЗ (ред. от 07.02.2017); URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/2244fcd3b7b86a331a75c3b551f4f6057c363ccb/.html (дата обращения: 1.05.2018)

4. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №120-ФЗ (ред. от 03.07.2016); URL: http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_23509/.html (дата обращения: 1.05.2018)

5. Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации». URL: http://base. garant.ru/70585810/ (дата обращения: 1.05.2018)

6. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика [Текст]: учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / В.А. Сластенин и др. М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 255.

7. Ульянова И.В., Попова Т.А., Евсеева И.Г. Социально-психолого-педагогическое сопровождение подростков с рискованным поведением в условиях смысложизненноориентационной воспитательной системы школы // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 272.

8. Ульянова И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография. М.: РосНОУ, 2015. С.20-23.

9. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 1.05.2018)

10. Федеральная служба государственной статистики. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/infraction/.html (дата обращения: 1.05.2018)

REFERENCES

1. Federal Law of June 23, 2016 No. 182-FZ "On the Basics of the Prevention of Offenses in the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. Publishing house "Juridical Literature", June 27, 2016, N 26, art. 3851; URL: http: // mirror2.garant.ru/webclient/navigation.dsp? PHPSESSID = k3j019rgs10bt6tdlvm74c5012 & number = 0 & page = 1 (accessed 1 May 2018) (in Russian)

2. "The Criminal Code of the Russian Federation" of June 13, 1996, No. 63-FZ (as amended on 07.02.2017); URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/2244fcd3b7b86a331a75c3b551f4f6057c363ccb/.html (accessed 1 May 2018) (in Russian)

3. "Code of the Russian Federation on Administrative Offenses" of December 30, 2001 No. 195 FZ (as amended on 07.02.2017); URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/2244fcd3b7b86a331a75c3b551f4f6057c363ccb/.html (accessed 1 May 2018) (in Russian)

4. Federal Law "On the Basics of the System for the Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency" dated 24.06.1999 No. 120-FZ (as amended on 03.07.2016); URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/.html (accessed 1 May 2018) (in Russian)

5. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of October 15, 2013 No. 845 "On approval of the Instructions on the organization of activities of units for the affairs of minors of internal affairs of the Russian Federation." URL: http://base.garant.ru/70585810/ (accessed 1 May 2018) (in Russian)

6. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E. N. Pedagogy [Text]: Textbook for students of higher educational establishments. Moscow, Publishing Center "Akademiya", 2013. p. 255. (in Russian)

7. Ulyanova I.V., Popova T.A., Evseeva I.G. Socio-psycho-pedagogical support of adolescents with risky behavior in the context of the meaningful orientational educational system of the school. Modern problems of science and education. 2016. no 5. p. 272. (in Russian)

8. Ulyanova I.V. Modern Pedagogy: an Educational System for the Formation of Humanistic Meaningful Orientations of Schoolchildren: Monograph. Moscow, RosNOU Publ., 2015. pp. 20-23. (in Russian)

9. Portal of legal statistics of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. URL: http://crimestat.ru/analytics (accessed 1 May 2018) (in Russian)

10. Federal Service of State Statistics. URL: http: //www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/en/statistics/population/ infraction/.html (accessed 1 May 2018) (in Russian)

Информация об авторе Простакишина Юлия Александровна

(Россия, Москва) Адъюнкт, лейтенант полиции Московский университет МВД России имени В.Я.Кикотя E-mail: Julia.Prostakishina@yandex.ru

Information about the author

Prostаkishina Yuliya Aleksandrovna

(Russia Moscow) Adjunct, Police Lieutenant Moscow University of the Ministry of Interior of Russia named after V. J. Kikot E-mail: Julia.Prostakishina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.